Государственные образовательные стандарты: перспективы совершенствования на современном этапе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Суть государственных образовательных стандартов и
перспективы их совершенствования.
1.1. Определение понятия «Г осударственные образовательные
стандарты» 7
1.2. Общие подходы к разработке Г осударственных образовательных
стандартов 11
1.3. Перспективы развития системы управления качеством
образовательного процесса в отечественных вузах 15
1.4. Единый Государственный Экзамен. Этапы перехода к стандартам
образования нового поколения 28
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. Переход к новому поколению Государственных Образовательных Стандартов
2.1. Обучение по Государственному Образовательному Стандарту нового
поколения 33
2.2. Государственный Образовательный Стандарт нового поколения в
Российской Федерации и в Европе 46
2.3. Реформирование структуры образования 51
2.4. Анализ готовности учащихся к единому Государственному
Экзамену 58
Выводы по главе 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. Суть государственных образовательных стандартов и
перспективы их совершенствования.
1.1. Определение понятия «Г осударственные образовательные
стандарты» 7
1.2. Общие подходы к разработке Г осударственных образовательных
стандартов 11
1.3. Перспективы развития системы управления качеством
образовательного процесса в отечественных вузах 15
1.4. Единый Государственный Экзамен. Этапы перехода к стандартам
образования нового поколения 28
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. Переход к новому поколению Государственных Образовательных Стандартов
2.1. Обучение по Государственному Образовательному Стандарту нового
поколения 33
2.2. Государственный Образовательный Стандарт нового поколения в
Российской Федерации и в Европе 46
2.3. Реформирование структуры образования 51
2.4. Анализ готовности учащихся к единому Государственному
Экзамену 58
Выводы по главе 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Социальные изменения в обществе с неизбежностью повлекли за собой реформирование отечественного образования. Одним из приоритетных направлений этого реформирования стало обновление содержания, форм и методов подготовки специалиста на основе нового поколения образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе.
Внедрение ФГОС СПО (с включением в его структуру НПО) и принятие нового российского закона об образовании состоялись сравнительно недавно, однако оценка эффективности реализации данных нормативных документов требует анализа имеющегося опыта функционирования учреждений профессиональной школы в новых условиях [26, C.3-9].
В связи с введением ФГОС нового поколения принципиально меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их измерения. Структурным элементом новых образовательных стандартов, основанных на компетенциях, становится образовательная область в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. Базовыми элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследованием уровня знаний, умений и навыков обучающегося, то в соответствии с ФГОС оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интегративный характер через степень сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций. Перед образовательными учреждениями стоит задача разработки методического обеспечения процессов формирования и оценки освоения компетенций [27, C.11 - 19].
Реализация ключевого принципа, заложенного во ФГОС - ориентация на цели, значимые для сферы труда, как и все запланированные и реализуемые в образовательной политике стратегические изменения, требуют адекватной и своевременной разработки новых и переработки имеющихся правовых, организационных, методических и информационных ресурсов. Начальный этап формирования основных профессиональных образовательных программ, основанных на положениях ФГОС, показал несовершенство ряда подходов и решений в сфере реализации компетентностной модели выпускника, требующее дальнейшего развития методического обеспечения образовательного процесса.
Подходя к изучению реализации государственной политики в сфере образования, важно отметить, что этот вопрос является одним из самых приоритетных направлений во внутренней политике любого государства. В настоящее время образование стремится занять лидирующее место среди факторов развития человечества [20]
Прежде всего, образование рассматривается как духовная потребность человека, реализация которой состоит в познании себя и окружающего мира. Образование как социальный институт охватывает все возрастные группы. По мере своего взросления индивид продвигается по образовательным этапам. Современное образование включает в себя следующие уровни: дошкольное образование, школьное образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, непрофессиональное образование и самообразование. Все уровни и подгруппы образовательной структуры взаимосвязаны и выполняют разные социальные задачи.
Образование служит плацдармом, на котором разворачивается битва за души и сердца людей. Именно оно выполняет самую важную общественную функцию - формирует самосознание человека. Сейчас для того, чтобы усовершенствовать наше образование, жизненно важно определить образовательную стратегию [2, C. 83-93].
Актуальность данной работы определена переменами, происходящими в России и требующими активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры
Объектом исследования является Государственный Образовательный Стандарт.
Предмет исследования: система совершенствования образовательного процесса.
Цель дипломной работы - рассмотрение и анализ вопроса усовершенствования государственных образовательных стандартов.
Задачами дипломной работы являются:
1) Рассмотрение понятия «Государственный образовательный стандарт»,
его функции и задачи;
2) Изучить перспективы совершенствования государственных
образовательных программ;
3) Рассмотреть мероприятия программы реформирования системы
образования и ожидаемые результаты от них.
4) Определить вероятную эффективность перехода к Государственным
Стандартам нового поколения.
Теоретическая значимость данной работы заключается в систематизации научно-практических основ Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации нового поколения и стандартов образования ведущих европейских стран, особенно Болонского процесса и изучение перспектив их совершенствования.
Практическая значимость данной работы определяется целью повышения эффективности образовательного процесса за счет улучшения качества преподавания, обучения и сопровождения образовательного процесса. Также определяется значение введения ЕГЭ для учащихся в современных образовательных учреждениях.
Научной новизной данного исследования можно считать проведение комплексного всестороннего анализа государственных образовательных стандартов третьего поколения, анализ совершенствования системы образования благодаря использованию Единого Государственного Экзамена и его совершенствованию.
Внедрение ФГОС СПО (с включением в его структуру НПО) и принятие нового российского закона об образовании состоялись сравнительно недавно, однако оценка эффективности реализации данных нормативных документов требует анализа имеющегося опыта функционирования учреждений профессиональной школы в новых условиях [26, C.3-9].
В связи с введением ФГОС нового поколения принципиально меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их измерения. Структурным элементом новых образовательных стандартов, основанных на компетенциях, становится образовательная область в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. Базовыми элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследованием уровня знаний, умений и навыков обучающегося, то в соответствии с ФГОС оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интегративный характер через степень сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций. Перед образовательными учреждениями стоит задача разработки методического обеспечения процессов формирования и оценки освоения компетенций [27, C.11 - 19].
Реализация ключевого принципа, заложенного во ФГОС - ориентация на цели, значимые для сферы труда, как и все запланированные и реализуемые в образовательной политике стратегические изменения, требуют адекватной и своевременной разработки новых и переработки имеющихся правовых, организационных, методических и информационных ресурсов. Начальный этап формирования основных профессиональных образовательных программ, основанных на положениях ФГОС, показал несовершенство ряда подходов и решений в сфере реализации компетентностной модели выпускника, требующее дальнейшего развития методического обеспечения образовательного процесса.
Подходя к изучению реализации государственной политики в сфере образования, важно отметить, что этот вопрос является одним из самых приоритетных направлений во внутренней политике любого государства. В настоящее время образование стремится занять лидирующее место среди факторов развития человечества [20]
Прежде всего, образование рассматривается как духовная потребность человека, реализация которой состоит в познании себя и окружающего мира. Образование как социальный институт охватывает все возрастные группы. По мере своего взросления индивид продвигается по образовательным этапам. Современное образование включает в себя следующие уровни: дошкольное образование, школьное образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, непрофессиональное образование и самообразование. Все уровни и подгруппы образовательной структуры взаимосвязаны и выполняют разные социальные задачи.
Образование служит плацдармом, на котором разворачивается битва за души и сердца людей. Именно оно выполняет самую важную общественную функцию - формирует самосознание человека. Сейчас для того, чтобы усовершенствовать наше образование, жизненно важно определить образовательную стратегию [2, C. 83-93].
Актуальность данной работы определена переменами, происходящими в России и требующими активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры
Объектом исследования является Государственный Образовательный Стандарт.
Предмет исследования: система совершенствования образовательного процесса.
Цель дипломной работы - рассмотрение и анализ вопроса усовершенствования государственных образовательных стандартов.
Задачами дипломной работы являются:
1) Рассмотрение понятия «Государственный образовательный стандарт»,
его функции и задачи;
2) Изучить перспективы совершенствования государственных
образовательных программ;
3) Рассмотреть мероприятия программы реформирования системы
образования и ожидаемые результаты от них.
4) Определить вероятную эффективность перехода к Государственным
Стандартам нового поколения.
Теоретическая значимость данной работы заключается в систематизации научно-практических основ Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации нового поколения и стандартов образования ведущих европейских стран, особенно Болонского процесса и изучение перспектив их совершенствования.
Практическая значимость данной работы определяется целью повышения эффективности образовательного процесса за счет улучшения качества преподавания, обучения и сопровождения образовательного процесса. Также определяется значение введения ЕГЭ для учащихся в современных образовательных учреждениях.
Научной новизной данного исследования можно считать проведение комплексного всестороннего анализа государственных образовательных стандартов третьего поколения, анализ совершенствования системы образования благодаря использованию Единого Государственного Экзамена и его совершенствованию.
Государственным стандартом общего образования являются нормы и требования, которые определяют: обязательный минимальный контент основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки студентов, уровень подготовки выпускников учебных заведений, основные требования к обеспечению учебного процесса (в том числе его материально-лабораторного, информационнометодического, кадрового обеспечения).
Федеральные государственные образовательные стандарты являются одним из основных инструментов осуществления конституционных гарантий прав человека и граждан на образование. С принятием стандарта не только государство может потребовать от студента соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители также имеют право требовать от школы и государства выполнения своих обязательств. Что касается европейских и мировых стандартов образования, следует отметить, что «размывание границ» приводит к определенным обязательствам со стороны учреждения, что гарантирует не только успешное завершение обучения, но и получение высокооплачиваемой работы. С другой стороны, у ученика есть определенные гарантии, но также необходимость постоянно и качественно пополнять свои знания, проявлять себя, что очень важно - постоянно, как квалифицированный рабочий. Это подразумевает постоянное улучшение навыков ученика, стремление к постоянному востребованности. В этом контексте стандарт является средством обеспечения запланированного уровня качества образования. Будучи стабильным, в определенные сроки образовательный стандарт является динамичным и открытым для изменений, отражающих меняющиеся социальные потребности и возможности системы образования для их удовлетворения.
Очевидно, что в настоящее время человеческая деятельность все более становится принципиально инновационной. Активность человека растет во всех областях его деятельности. Процессы постоянного роста в сфере образования могут быть дополнительно эффективно развиты только в условиях формирования инновационной системы образования, системы, ориентированной на новые образовательные результаты. В этой связи переход к ЕГЭ является значительным шагом на пути совершенствования государственных образовательных стандартов Российской Федерации.
Современный этап модернизации высшего образования будет успешным только в том случае, если его стратегические идеи будут подкреплены серьезными изменениями в подходах к управлению качеством образования в высшем образовании. Если поддерживается разделенная, в конечном счете, управляемая система управления, в которой миссия преподавательского состава объявляется, но на самом деле не подкрепляется, то внедрение новых стандартов и новых образовательных программ вряд ли возможно, и следующая реформа будет Признанных несостоятельными. Без повышения субъективности участников педагогического процесса, прежде всего учителей, не начнут работать ни новые подходы к выбору и организации содержания образования, ни новые педагогические технологии.
Основное различие между уровнями образования второго и третьего поколений должно быть их ориентацией на результат образования. Образовательные результаты, которые по существу являются целями образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется учебный процесс. Цели отражают потребности индивида, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования.
В ходе работы был подробно рассмотрен и проанализирован вопрос усовершенствования государственных образовательных стандартов.
Было рассмотрено само понятие «Г осударственный образовательный стандарт», определены его функции и задачи; исследованы и проанализированы перспективы совершенствования государственных образовательных программ; рассмотрены мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты от них. Была определена вероятная эффективность перехода к Государственным
Стандартам третьего поколения. Было проведено исследование на готовность школьников к сдаче Единого Государственного Экзамена и приведены соответствующие результаты. Таким образом, цели и задачи работы были выполнены.
Федеральные государственные образовательные стандарты являются одним из основных инструментов осуществления конституционных гарантий прав человека и граждан на образование. С принятием стандарта не только государство может потребовать от студента соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители также имеют право требовать от школы и государства выполнения своих обязательств. Что касается европейских и мировых стандартов образования, следует отметить, что «размывание границ» приводит к определенным обязательствам со стороны учреждения, что гарантирует не только успешное завершение обучения, но и получение высокооплачиваемой работы. С другой стороны, у ученика есть определенные гарантии, но также необходимость постоянно и качественно пополнять свои знания, проявлять себя, что очень важно - постоянно, как квалифицированный рабочий. Это подразумевает постоянное улучшение навыков ученика, стремление к постоянному востребованности. В этом контексте стандарт является средством обеспечения запланированного уровня качества образования. Будучи стабильным, в определенные сроки образовательный стандарт является динамичным и открытым для изменений, отражающих меняющиеся социальные потребности и возможности системы образования для их удовлетворения.
Очевидно, что в настоящее время человеческая деятельность все более становится принципиально инновационной. Активность человека растет во всех областях его деятельности. Процессы постоянного роста в сфере образования могут быть дополнительно эффективно развиты только в условиях формирования инновационной системы образования, системы, ориентированной на новые образовательные результаты. В этой связи переход к ЕГЭ является значительным шагом на пути совершенствования государственных образовательных стандартов Российской Федерации.
Современный этап модернизации высшего образования будет успешным только в том случае, если его стратегические идеи будут подкреплены серьезными изменениями в подходах к управлению качеством образования в высшем образовании. Если поддерживается разделенная, в конечном счете, управляемая система управления, в которой миссия преподавательского состава объявляется, но на самом деле не подкрепляется, то внедрение новых стандартов и новых образовательных программ вряд ли возможно, и следующая реформа будет Признанных несостоятельными. Без повышения субъективности участников педагогического процесса, прежде всего учителей, не начнут работать ни новые подходы к выбору и организации содержания образования, ни новые педагогические технологии.
Основное различие между уровнями образования второго и третьего поколений должно быть их ориентацией на результат образования. Образовательные результаты, которые по существу являются целями образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется учебный процесс. Цели отражают потребности индивида, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования.
В ходе работы был подробно рассмотрен и проанализирован вопрос усовершенствования государственных образовательных стандартов.
Было рассмотрено само понятие «Г осударственный образовательный стандарт», определены его функции и задачи; исследованы и проанализированы перспективы совершенствования государственных образовательных программ; рассмотрены мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты от них. Была определена вероятная эффективность перехода к Государственным
Стандартам третьего поколения. Было проведено исследование на готовность школьников к сдаче Единого Государственного Экзамена и приведены соответствующие результаты. Таким образом, цели и задачи работы были выполнены.
Подобные работы
- Языковая политика КНР на современном этапе: проблемы и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Методическое сопровождение менеджмента как фактор обеспечения модернизации дошкольного образования в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование мероприятий по управлению формированием научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Эффективная диссеминационная стратегия дошкольной образовательной организации как средство обеспечения изменений в системе управления в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ВУЗЕ И МЕТОДИКА ЕГО ОСВОЕНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
И ВВЕДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ
КОМПОНЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Применение компьютерных игр на старшем этапе изучения иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017



