ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1.1. Понятие и общая характеристика современного урока 7
1.2. ФГОС НОО как фактор совершенствования современного урока в
начальной школе 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника... .19
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО
УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 28
2.1. Социально-педагогический потенциал учебных предметов в начальной
школе 28
2.2. Анализ опыта работы школ по совершенствованию современного урока
в начальных классах 32
2.3. Опытно-экспериментальное исследование готовности учителей
начальных классов к реализации ФГОС НОО 39
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
В современных условиях происходит осознание ценности и практической значимости образования. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования
всех сторон процесса обучения, а в первую очередь самого урока. Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки.
Вопрос о том, каким должен быть современный урок, занимал лучшие умы человечества давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах. Однако, несмотря на это, однозначных и вполне обоснованных ответов на него так и не было получено: ведь на успешность построения и проведения уроков влияет множество факторов.
Изменяются приоритеты и акценты в образовании, которое становится всё более ориентированным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно пополнять свои знания, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. В современных нестабильных условиях развития общества, когда от нестандартного мышления человека и поиска новых нестандартных решений зависит его жизненный уровень, актуален вопрос совершенствования современного урока, тем более урока в начальной школе. «Ведь хорошо известно, что именно младший школьный возраст - время накопления знаний. Он характеризуется повышенной
восприимчивостью, впечатлительностью, доверчивым подчинением
авторитету. Дети легко осваивают очень сложные умственные навыки, например, моделирование; стремятся все, что можно, испытать и сделать самостоятельно, проявлять активность, инициативу, выполняя творческие самостоятельные работы» [31].
Таким образом, вопрос: «Что такое современный урок в начальной школе? Каким образом он должен развиваться?» остается актуальным для ученых, учителей, студентов - будущих учителей и для школьников.
Объектом исследования является урок в современной школе.
Предметом исследования являются пути и средства
совершенствования современного урока в младших классах в средней общеобразовательной школе.
Целью дипломной работы является выявление направлений и средств совершенствования современного урока в начальной школе.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и общие характеристики современного урока;
- выявить роль новых требований ФГОС НОО в совершенствовании современного урока в начальной школе;
- выявить возможности формирования личности младшего школьника на уроках в условиях реализации ФГОС НОО;
- рассмотреть тенденции развития современного урока в начальной школе;
- проанализировать опыт работы учителей по совершенствованию современного урока в начальной школе.
Гипотеза исследования: совершенствование современного урока будет проходить успешно, если:
- современная школа будет руководствоваться документами, определяющими государственную политику в области образования, в частности, требованиями, представленными в ФГОС НОО;
- будут учитываться индивидуальные, психологические, личностные, культурные, национальные особенности учащихся;
- учителя будут обладать пониманием неизбежности данного процесса, руководствоваться внутренней убежденностью в необходимости
преобразований процесса обучения и соответствующими
профессиональными компетенциями;
- будет обеспечена качественная психолого-педагогическая и методическая поддержка учителей и родителей.
Методологической основой работы являются:
- важнейшие философские положения о причинности и обусловленности познавательных процессов и активности личности;
- ориентация на системный, деятельностный и личностный подходы в обучении;
- разработка идей связи теории и практики, и её реализации;
- ориентация на новые педагогические концепции.
В процессе исследования использовались следующие методы научнопедагогического исследования:
- изучение и теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы;
- анкетирование;
- опрос;
- изучение опыта работы, планов и конспектов уроков учителей начальной школы.
Базой исследования послужили средние общеобразовательные школы №1, №2, р-она Черемшан. В анкетировании приняли участие 20 учителей начальных классов.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу проблемы совершенствования современного урока в начальной школе.
В современных нестабильных условиях развития общества, когда от нестандартного мышления человека и поиска новых нестандартных решений зависит его жизненный уровень, актуален вопрос совершенствования современного урока.
Очень важно для поступательного преобразования урока в начальной школе преодолевать объективно существующие его внутренние противоречия:
- между коллективной формой организации обучения и индивидуальным характером психической деятельности и поведения детей;
- между регулярностью прямой, направленной в адрес ученика и эпизодичностью обратной, получаемой учителем от ученика, связи;
- между задачей развития разносторонней активности личности обучающегося, включения его в реальную жизнь и преимущественно вербальным характером обучения;
- между реальным объемом конкретного учебного материала, времени, необходимым для его изучения, и стандартными временными рамками урока. Реализация ФГОС НО, внёсших существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, во многом способствует преодолению данных противоречий.
Сегодня на уроке является актуальным достижение таких целей, как:
- развитие личности ребёнка, т.е. достижение им личностных результатов;
- развитие метапредметных умений, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире;
- достижение непосредственных предметных результатов, т.е. результатов изучения конкретной темы урока.
В настоящее время урок как основная форма процесса обучения требует от учителя:
1) Углубленного понимания целей урока: образовательных, развивающих, воспитательных.
2) Совершенствования средств и способов управления деятельностью обучающихся на уроке на основе современного осмысления сущности и характера обучения:
- гармонического сочетания познания, практико-ориентированной деятельности и общения на уроке;
- постепенного развития и повышения самостоятельности учащихся, активизации познавательной деятельности;
- сочетания индуктивных и дедуктивных способов работы при изучении школьных дисциплин;
-использования современных способов получения обучающимися информации, в том числе из современных аудиовизуальных средств;
- увеличения времени на выполнение практической работы в масштабе урока;
-преодоления ориентации на «среднего» обучающегося, предоставление возможности выбора индивидуальных способов изучения материала на уроке и в процессе подготовки домашнего задания.
3) Поиска гибкой и вариативной структуры и расширения типологий урока.
Современный урок понимается как переход от традиционной технологии к технологиям нового поколения, главная суть которых - в личностноориентированной направленности. Это не просто передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем. Поэтому на современном уроке в первую очередь учитель должен использовать технологии проблемного, эвристического обучения, развития критического мышления,
компьютерные обучающие программы, проектное обучение и т.д. Современный урок нельзя представить без использования современных мультимедиа-технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика.
Современные требования, предъявляемые к уроку, предполагают качественно новые позиции ученика и учителя. Ученик становится активным со-участником образовательного процесса.
В процессе исследования мы выявили, что уже широко известные требования к современному уроку: дидактические, воспитательные,
психологические, организационные, развивающие и гигиенические, наполняются новым содержанием.
В качестве основных черт современного урока в начальной школе выделим: высокий уровень научности, коммуникативность,
интерактивность, аутентичность, проблемность содержания, эвристичность, которые призваны обеспечить его гибкость и эффективное и развитие личности школьника.
Таким образом, совершенствование современного урока в начальной школе осуществляется в отношении:
- содержания образования;
- методов и технологий обучения;
- стиля взаимоотношений учителя и учеников;
- форм и методов оценки и контроля;
- средств обучения;
- формы урока как таковой.
Проведенное исследование показало, что совершенствование современного урока в начальной школе будет осуществляться успешно, если:
- учитывать новые требования ФГОС НОО, предъявляемые сегодня к уроку;
- рассматривать ученика как активного субъекта и участника образовательного процесса;
- ставить актуальные задачи развития обучающихся;
- опираться на прогрессивный отечественный и зарубежный опыт организации обучения младших школьников;
- использовать современные инновационные технологии обучения;
- повышать профессиональную компетентность современного учителя.
1. Баева М.Л. Формирование УУД во внеурочной деятельности // pedportal.net/po-tipu-materiala/obschepedagogicheskie-tehnologii/formirovani uud-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-958775
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
3. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В Давыдова // изд. Рос. акад. образования. - 2000-№2. - с.36-43-(филос.- психол.основы теории В.В.Давыдова).
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Косикова Л.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников Психология обучения. - 2014. - № 2. - с. 114-121.
6. Кондакова: «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»
7. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М., 2001.
8. Куликова Е.М. Надпредметная программа «Учусь действовать». https: //docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2F syktyvdin.edusite.ru%2FDsw Media%2Fprogrammanadpredmetnogokursa.doc&name=programmanadpredmetn ogokursa. doc&lang=ru&c=58825f3 dd7 fb
9. Лазарева Л.А. Нетрадиционные формы урока на начальном этапе
обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС. http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/materialy-mo/2015/09/30/netraditsionnye-for my-uroka-na-nachalnom-
etape-obucheniya
10. Личковаха С.В. Формирование коммуникативных УУД во внеурочной
деятельности // ** *pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/formirovanie-
kommunikativnyh-uud-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-543454
11. Майорова Т.С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на внеурочных занятиях в свете требований ФГОС НОО // ***festival.1september.ru/artides/651905/
12. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. Изд. 3. - Казань: Изд-во «Фэн» Академии наук РТ, 2016. - 192 с.
13. Методический материал «Проект в начальной школе». infourok.ru> metodicheskiy-material-proekt-v...
14 Мишина. А.П. Формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий //Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. - 2012. - с. 162-166.
15. Моисеенко Н.В. Мониторинг сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся //Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2015. - Т. 3. - № 9-1 (20-1). - с.178-182.
16. Неуступалова А.В. Формирование коммуникативных УУД через
внеурочную деятельность //* * *pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/
formirovanie-kommunikativnyh-uud-cherez-vneurochnuyu-deyatelnost-815248 17.Основные характеристики урока http://paidagogos.com/?p=84
18. Пегова Е.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся вторых классов //Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. - 2015. - с. 215-217.
19. Петрова Н.Н. Направления и формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО // ***nsportal.ru/nachalmya-shkola/materialy-mo/2013/06/19 /napravleniya-i-formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-ramkakh 20.Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с.
21. Попова И.А. Разновозрастное взаимодействие учащихся как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Nauka-Rastudent.ru. - 2015. - № 5 (17). - с. 36-41.
22. Попова Н.Е., Еремина Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО //Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - с. 139-144.
23. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. - М.: Владос, 2003. - 205-221 с.
24. Пушкина О.И. Формирование универсальных учебных действий как
основа современного образовательного процесса.ЬЬр://щро14а1.т/
nachalnaya-shkola/ obshchepeda gogicheskie tekhnologii/2015/ 03/06/ formirovanie-universalnykh-uchebnykh
25. Рабочая программа к надпредметному курсу «Мир деятельности». http: //nsportal .ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/10/08/ rabochaya-programma-k- nadpredmetnomu-kursu-mir-deyatelnosti)
26. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2011. - 398-413 с.
27. Соломатин А.М. Особенности организации урока в условиях
модернизации образования [Электр. ресурс: http://www. omsk.edu/
article/vestnik-omgpu-79 .pdf].
28. Сейдниязова Н.В., Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения // ИСОМ. - 2012. - №6. - с.123-126.
29. Современные требования к уроку. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //petrovka! .ru/texno/overview.html
30. Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kamlic.ru/
index.php%3F option%3Dcom_content%26view%3Darticle%26id%3D215%26It emid%3D297
31. Сударушкина Т.М. Деятельность детей как инструмент формирования
личности младшего школьника. http: //nsportal .ru/nachalnaya- shkola/
obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/03/23/deyatelnost-detey-kak-ins trument
32. Сысоева С.Г. Формирование коммуникативных УУД у младших школьников/^^net/nachalnye-klassy/materialy-mo/formirovanie-kommunika tivnyh-uud-u-mladshih-shkolnikov-510860
33. Толоконцева Т.В. Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности // ***festival. 1september.ru/articles/657345/
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. (Стандарты второго поколения)
35. Урок как основная форма организации обучения в школе. (http: //lib4all.ru/base/B3165/B3165Part28-134.php)
36. Усенко Е.В. Формирование коммуникативных компетенций в начальной
школе // ** *pedportal.net/nachalnye-klassy/materialy-mo/formirovanie-
kommunikativnyh-kompetenciy-v-nachalnoy-shkole-506673
37. Толмачева Н.Н Формирование универсальнных учебных действий в образовательном процессе
https: //multiurok.ru/files/formirovaniie-univier sal-nykh - uchiebnykh - dieistvil- obrazovatiel-nom-protsiessie.html.)
38. Хуторской. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.
39. Хуторской с. 367. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.
40. Хуторской А.В. «Эвристическое обучение» / А.В. Хуторской. - М.: Просвещение, 2000. - 266 с.
41. ФГОС. Рекомендации по составлению технологической карты. - [Электронный pеcуpc]. - Pежим дocтупa: http: //olyasister, blogspot.ru/p/blo g- page 30.html
42. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе / Н.М. Яковлев, А. М. Сохор. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
43. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/09/30/netraditsionny- for my-uroka-na-nachalnom-etape-obucheniya