ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В СОВРЕМЕННОЙ
ПЕДАГОГИКЕ 6
1.1. Становление и развитие химического эксперимента в современном
школьном образовании 6
1.2. Познавательное значение учебного химического эксперимента 11
1.3. Функции учебного химического эксперимента 17
1.4. Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ И ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 27
2.1. Внеклассная работа по химии 27
2.2. Домашний химический эксперимент 35
2.3. Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Её основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим» (Майкл Фарадей).
В контексте идеи компетентностного подхода, на первый план выходит развитие мышления учащегося, формирование убеждений и практических навыков, необходимых в жизнедеятельности. Химия является одним из учебных предметов, который позволяет решить поставленные задачи через основной процесс обучения, либо через внеклассную работу, либо через наблюдение и эксперимент.
К примеру, по требованиям ФГОС от 17 декабря 2010 г. № 1897 для основного общего образования одним из предметных результатов изучения химии является «приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов», чего трудно достичь при современном состоянии школьного химического эксперимента и невозможно при полном его отсутствии.
Таким образом, обозначенные выше противоречия и проблемы, подтверждают актуальность данной темы исследования.
Химический эксперимент придает особую специфику предмету химии. Он является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой путем превращения знаний в убеждения.
Объект работы: методика преподавания химии.
Предмет работы: основы организации проведения химических экспериментов во внеклассной работе.
Цель работы - рассмотреть химический эксперимент, как важнейший способ осуществления связи теории с практикой при обучении химии.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
- изучить вопросы становления и развития химического эксперимента в современном школьном образовании;
- определить познавательное значение учебного химического эксперимента;
- выделить функции учебного химического эксперимента;
- проанализировать и разработать внеклассную работу по химии;
- рассмотреть и разработать опыты для домашнего химического эксперимента.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких авторов, как В.Н. Алексинский, А.Э. Антошин, А.И. Артеменко, Н.С. Ахметов, А.В. Березовчук, Е.И. Бутиков, В.Н. Верховский, В. Вихрева, В.В. Воль- хин, М.И. Гельфман, Н.Л. Глинка, В.Р. Говарикер, М.М. Гостев, А.А. Грабецу- ий, Э. Гроссе, И.И. Гранберг, А. Гуров, Д.Ю. Добротин, А.А. Дроздов, С.А. Дудин, А.О. Иовский, М.А. Канева, М. Киекпаев, О. Ольгин, В. Рюмин, Л.Е. Сомин, Б.Д. Степин, Г. Тисандье, Ф. Федо, Ю.Б. Филиппович, В.Г. Цирельсон, И.Н. Чертков, М.И. Шкуро и др.
Теоретическая значимость работы. Предложена внеклассная работа по химии, составлена коллекция домашних химических экспериментов.
Практическая значимость работы. Результаты работы могут быть интересны учителям химии, учащимся для проведения химических экспериментов.
Ребенок живет на свете не для того, чтобы ходить на уроки и механически запоминать сумму знаний, а для того, чтобы с помощью способов познания понимать и объяснять мир. Химия - наука, где теория идет рядом с практикой, где есть место экспериментам.
Каждый ученик должен понимать, для чего он делает опыт и как надо решить поставленное перед ним задание. Он изучает вещества глазами или с помощью приборов и индикаторов, рассматривает детали прибора или весь прибор. Выполняя опыт, ученик овладевает приемами и манипуляциями, наблюдает и замечает особенности хода процесса, отличает важные изменения от несущественных. Конечно, что во время такой стремительно-познавательной деятельности логическое мышление учеников развивается.
Практика доказывает, что среди методов учебы химии достаточно большое значение имеет учебный химический эксперимент. Важнейшая особенность его как средству познания заключается в том, что во время наблюдения, самостоятельного выполнения опытов ученики не только общаются с конкретными веществами, но и могут видеть и осуществлять процессы качественных изменений веществ. Через наблюдение и эксперимент ученики познают разнообразную природу веществ, накапливают факты для сравнений, обобщений, выводов, а также устанавливается взаимосвязь между теорией и фактами в разных сочетаниях.
Особенность учебного химического эксперимента заключается в том, что он является своеобразным использованием в учебе экспериментального метода, который широко используется в науке для раскрытия закономерных связей и отношений веществ, для изучения сущности химических процессов и условий их хода. В этом смысле эксперимент является одновременно и способом добычи знаний, и видом практики, которая подтверждает их истинность.
Эксперимент влияет на учеников, вызывая чувство удовольствия полученными результатами. Кроме того, учебный химический эксперимент способствует усилению общекультурного компонента школьного химического образования. Этому способствует познавательный материал о научных открытиях, личностных качествах и достижениях ученых-химиков.
Во время исследования выяснено, что учебный химический эксперимент в условиях развивающей учебы выполняет такие функции как эвристическую, корректирующую, обобщающую и исследовательскую.
Важной задачей внеклассных занятий по химии с использованием эксперимента является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории и вне. Нами разработан план интегрированного внеклассного занятия по химии и физической культуре для учащихся 8 класса на тему: «Волшебное вещество - вода» с использованием экспериментов.
В работе мы предлагаем небольшую коллекцию простых и интересных домашних химических экспериментов для учащихся 8-11 классов: малахитовое яйцо; свеча из мыла; светофор; химические цветы; как надуть шарик содой и уксусом.