Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Постмодернистские тенденуии в романе Бильге Карасу «Kilavuz» («Проводник»)

Работа №63487

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Постмодернизм в современной турецкой литературе 6
1.1 Постмодернизм как литературный феномен 6
1.2 Особенности турецкого постмодернизма 10
ГЛАВА 2. Роман Бильге Карасу «Kilavuz» («Проводник») в контексте
постмодернизма 23
2.1 Сюжет и структура романа «Kilavuz» («Проводник») 23
2.2. Особенности содержания и постмодернистских элементов в романе Бильге
Карасу «Kilavuz» («Проводник») 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Турецкая литература в XX веке заявила о себе мировой литературной общественности. Зарождение нового жанра как постмодернистский роман в турецкой литературе позволило совершить значительный прорыв от подражания европейским образцам до привлечения читательского интереса всей западной публики. Развитие постмодернизма было обусловлено сложным общественно-политическим положением Турции, а именно, процессом европеизации как общества, так и культуры. Факт об освоении новых, чужих по форме и по содержанию культурных традиций говорит о том, что примерно с 80-х гг. XX в. в турецкой литературе появляется новое, постмодернистское направление, представленное небольшой, талантливой и влиятельной группой писателей, таких как Огуз Атай, Орхан Памук, Латифе Текин, Пынар Кюр, Назлы Эрай и Бильге Карасу. Несмотря на разнообразие и различие своего творчества, молодые авторы сумели предложить произведения с абсолютно новыми для турецкой литературы тематикой, образной системой, структурами, что стало заметным явлением в самой Турции. В связи с этим актуальным и значимым является исследование новых веяний в литературе Турции конца XX - начала XXI в. на примере творчества Бильге Карасу, в произведениях которого наиболее полно отражены постмодернистские тенденции современной турецкой литературы.
Актуальность нашей работы заключается в том, что предпринята попытка исследования романа «Kilavuz» («Проводник») с точки зрения таких постмодернистских приемов как «магический реализм», «прием игры», «прием авторской маски», что позволяет выделить роман Бильге Карасу в ряду постмодернистских как оригинальный с точки зрения композиционной подачи содержания.
Научная новизна исследования определяется тем, что в ходе нашего исследования удалось обнаружить, что в России и в Турции обнаружены труды, посвященные творчеству Бильге Карасу, но они не исчерпывают анализ с точки зрения постмодернистских тенденций. Данная работа направлена на выявление основных черт турецкого постмодернистского произведения, что и составит значимость работы. Роман полностью переведен нами, так как в процессе нашего исследования нигде не было обнаружено перевода.
Предмет исследования - литературоведческий анализ романа «Проводник» посредством постмодернистских критериев.
Объект научной работы роман Бильге Карасу «Проводник».
Цель работы состоит в том, чтобы выявить особенности постмодернистских тенденций: «прием магического реализма», «прием игры», «прием авторской маски» в романе Бильге Карасу «Проводник».
Для достижения цели работы перед нами были поставлены следующие задачи:
• изучить постмодернизм в современной турецкой литературе;
• выявить постмодернистские особенности в контексте романа «Проводник» Бильге Карасу;
В работе были использованы следующие методы исследования:
• биографический (с целью установления жизненного и творческого пути писателя);
• историко-литературоведческий (используется при описании временных рамок);
• описательный (при анализе героев произведения);
• социологический (применялся в выводах и заключении исследования).
Степень изученности. В данном исследовании были использованы труды таких исследователей как М.М. Репенкова «Вращающиеся зеркала», А.С. Сулейманова «Постмодернизм в литературах Азии и Африки. Очерки.», труды турецких исследователей, таких как Берна Моран «Turk romanrnda ele§tirel bir baki§. III. Sevgi Soysal’dan Bilge Karasu’ya» («Критический взгляд на турецкий роман» часть 3), Йылдыз Эджевит «Turk romaninda postmodernist a?ilimlar» («Постмодернистские тенденции в турецком романе»), Ахмет Кабаклы «Turk edebiyati. 5. Cilt» («Турецкая литература» том 5), а также труды отечественных литературных теоретиков Г.Н. Поспелова «Введение в литературоведение», Э.Я. Фесенко «Теория литературы», Л. В. Чернец «Введение в литературоведение». Все переводы цитат и отрывков из произведений являются нашими.
Теоретическая и практическая значимость. Положения и выводы, содержащиеся в работе, могут быть полезны для дальнейшего изучения современной турецкой литературы. Кроме того, полученные результаты и накопленный опыт могут быть использованы при рассмотрении схожих литературных процессов и явлений в других литературах Востока.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя анализ романа турецкого писателя Бильге Карасу «Проводник», мы пришли к выводу о недостаточном его исследовании с точки зрения постмодернистской эстетики. Базовой основой нашего исследования стал непосредственно роман «Проводник».
В ходе решения первой задачи мы выяснили, что постмодернизм пришел в Турцию примерно в 80-х гг. ХХ века. Писатели, чье творчество приходило в данную эпоху, являлись популярными в стране, но критики не обходят их стороной. В первую очередь это связано с тем, что писатели-постмодернисты отходят от традиционных сюжетов, от классических романов, и пытаются выделиться на фоне остальной массы романистов своим нестандартным образом мышления в сюжете и композиции произведения.
Изучив творчество Бильге Карасу в первой главе, мы пришли к выводу, что жизненный путь самого писателя повлиял на создания его произведений, в том числе «Проводника». В одном из своих выступлений Бильге Карасу заявил, что не нужно удивляться его загадочным произведениям. Писатель связывает это с тем, что он прожил свою жизнь часто в нищете, не обзавелся семьей. Также огромное влияние на его творчество имел опыт, полученный во время проживания за границей. Бильге Карасу познакомился с произведениями таких зарубежных писателей как Эрнест Теодор Амадей Гофман, Эдгар По, Брэм Стокер, Роберт Стивенсон. Отголоски их творчества мы увидели в романе Бильге Карасу, где смешиваются фантастические и мистические особенности. Творчество писателя пришлось на 70-90 гг. ХХ века, где стало популярным постмодернистское течение. Бильге Карасу удалось воплотить в свои произведения основные приемы постмодернизма. Стоит обратить внимание и на языковые особенности романа «Проводник». Мы выяснили, что писатель с трепетом относился к турецкому языку. По меньшей мере, владея 7-8 иностранными языками, Бильге Карасу тем самым хотел расширить турецкий язык.
В ходе решения второй задачи, рассматривая основные элементы постмодернистской тенденции, традиционно выделяемые литературоведами, мы пришли к следующим выводам:
Прием «авторской маски» используется автором для того, чтобы от своего имени вступить с читателем в речевое общение и объяснить ему свой замысел. Авторская маска помогает автору наладить взаимоотношение не только между автором и читателем, но и автором и персонажем для того, чтобы глубже передать свои мысли и чувства.
Использование приема «театрализации/карнавализации» определяет
отношения между персонажами, режиссируемые Бильге Карасу, который
является их проводником. Недаром герои все время ощущают себя ведомыми
кем-то: «Bir gengelli igneye takilmi§ bir lastik... Bir el var, hizli, uz... Kilavuzu iter 1 12
kums§in iginde» («Словно мы все - резинка от пижамных брюк. Резинка, в
которую воткнули английскую булавку... При этом кто-то ловко проталкивает нас внутри материала...»). Угур и Ихсан представлены сыщиками в разгадке тайны странных смертей, но так и не сумели ничего разгадывают.
Интертекстуальность используется крайне широко. По словам М.М. Репенковой «роман насыщен цитатами из произведений О. Уайльда, Р. Стивенсона, Б. Стокера, М. Шелли, Т.С. Элиота, Ж.П. Сартра, П. Сафа, Х.Х. Гюрпынара и других» .
Многоуровневость текста выражена очень ярко: текст захватывает внимание читателей разных интеллектуально-культурных уровней; отражается на уровне стилистики речи персонажей, а также на уровне композиции структуры сюжета.
Принцип текстоцентричности, согласно которому все происходящее воспринимается как текст, как своеобразное кодированное послание, которое можно прочесть. События романа пересказываются в виде дневниковых записей - исповеди от первого лица. Из этого следует и та форма, которую принимает повествование, и которая в то же время создает и дополняет образы персонажей.
Весь роман опирается на постмодернистский прием магический реализм. М.М. Репенкова относит роман к данному течению. Причудливое переплетение карнавальности, юмора, мистики, реального и галлюциативного создает неповторимый колорит романа «Проводник». Данный прием используется автором для того, чтобы в реалистическое повествование включить фантастические элементы. Весь сюжет опирается на мистические и фантастические события, тем самым Бильге Карасу хочет привлечь внимание читателя и втянуть его в интересный круговорот событий.
Прием игры используется автором широко. Весь сюжет романа построен на данном принципе. Автор играет с героями произведения, усмехается над ними, ставя в неловкие положения. Таким образом, через данный прием Бильге Карасу хочет, чтобы его главный герой преодолел чувство вины и отчужденности путем самосовершенствования самого себя. После пережитых им случаев, Угур духовно возрождается, возвращается к самому к себе и тем самым к обществу.
Вместе с тем, в романе широко рассмотрены темы: темы смерти, самоубийства, одиночества, отчуждения, что являются главными темами постмодернистской литературы.
Также нами были проанализированы известные турецкие блог-сайты, на
которых пользователи оставляют свои впечатления по прочитанному произведению. Мы проанализировали такие сайты как Milliyet Blog, NeOkur. Большинство пользователей не сразу выявили постмодернистскую специфику романа Бильге Карасу и при первом чтении находились в полном непонимании. По их словам, после прочтении книги, впечатления остаются на долго. Читателя прокручивают в голове разгадки к тайнам, представленным в романе. При последующих чтениях, они раскрыли загадочный мир произведения и всю задумку автора. Роман «Проводник», по их словам, интереснейшая книга и будут ее советовать всем своим знакомым.
Итак, в результате произведенного анализа произведения мы убедились в том, что роман "Проводник" обладает всеми чертами литературы постмодернизма и принципы данного художественного метода мастерски использованы автором для создания произведения, поражающего своим своеобразием и цельностью сотни читателей вот уже более 20 лет.



1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. - М.: Худож. лит. - 1975. - 467 с.
2. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение / Г. Н. Поспелов. - М.: Изд-во Высш. шк. - 1988. - 528 с.
3. Фесенко Э. Я. Теория литературы / Э. Я. Фесенко. - Изд. 3-е, доп. и испр. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир». - 2008. - 780 с.
4. Чернец Л. В. Введение в литературоведение: учебное пособие / Л. В. Чернец. - М.: Высшая школа. - 2004. - 680 с.
Специальная литература:
5. Алькаева Л. О. Из истории турецкого романа 20-50-е годы ХХ века / Л. О. Алькаева. - М.: Наука. - 1975. - 279 с.
6. Репенкова М. М. Вращающиеся зеркала / М. М. Репенкова. - М.: Изд-во «Восточная литература» РАН. - 2010. - 240 с.
7. Скоропанова И. С Русская постмодернистская литература / И. С. Скоропанова. - Изд.: Флинта: Наука Год. - 2007. - 608 с.
8. Сулейманова А. С. Постмодернизм в литературах Азии и Африки. Очерки / А. С. Сулейманова. - С-Петербург: Изд-во «С-Петербургский университет». - 2010. - 335 с.
9. Akatli F. Bir Bilge Karasu fotografi yazmak / F. Akatli. - Istanbul.: Kirmizi Yaymlar. - 1995. - 97 s.
10. Alan i. Bilge Karasu’nun Hikayeciligi / i. Alan. - Konya.: Yuksek Lisans Tezi, Sel?uk Universitesi Sosyal Bilimler Enstitusu. - 2002. - 87 s.
11. Aruoba O. Kilavuz’a Kilavuz / O. Aruoba. - istanbul.: Argos Yayinlari. - 1991. - 128-131 s.
12. Karasu B. Yazili sorulara Bilge Karasu’dan yazili yanitlar / B. Karasu. - istanbul.: Argos dergisi. - Mart 1991. - 34-36 s.
13. Qetin N. Roman Qozumleme Yontemi, 5.basim / N. Qetin. - Istanbul.: ileti§im Yaymlan. - 2007. - 245 s.
14. Ecevit Y. Turk romanrnda postmodemizm a£ilimlar / Y. Ecevit. - istanbul.: ileti§im Yaymlan. - 2001. - 240 s.
15. Gellner E. Postmodernizm, islam ve Us / E. Gellner. - istanbul.: limit. Yaymlan. - 1994. - 164 s.
16. Gokberk U. Bilge Karasu Aramizda / U. Gokberk. - istanbul.: Metis Yayinlari. - 1997. - 134 s.
17. Gumu§ S. Turk yazinindan se?ilmi§ kisa oykuler / S. Gumu§. - istanbul.: Adam Yayinlari. - 1992. - 281 s.
18. Kabakli A. Turk edebiyati 5. Cilt / A. Kabakli. - istanbul.: Turk Edebiyati Vakfi Yayinlari. - 2008. - 958 s.
19. Kale N. Modernizmden Postmodernist Soylemler Dogru / N. Kale. - istanbul.: inkap yayinlari. - 2003. - 268 s.
20. Moran B. Turk romaninda ele§tirel bir baki§. III. Sevgi Soysal’dan Bilge Karasu’ya / B. Moran. - istanbul.: ileti§im Yayinlari. - 1994. - 236 s.
21. Sarup M. Post-Yapisalcilik ve Postmodernizm / M. Samp. - Ankara.: Ark Yayinevi. - 1997. - 362 s.
22. Semih G. Kilavuz: kendini yazan yazi / G. Semih. - istanbul.: Can Sanat Yayinlari. - 1991. - 78 s.
23. Sigmund F. Ruyalarin Yorumu 1. / F. Sigmund. - Ankara.: Oteki Yayinevi. - 2002. -216 s.
24. Uzuner B. Bilge Karasu / B. Uzenur. - istanbul.: Hece Yayinlari. - 2002. -
114 s.
25. Yivli O. Kadinsiz bir anlati: Kilavuz / O. Yivli. - istanbul.: Milli Egitim. - 2008. - 188 s.
Словари:
26. Баскаков А. Н. Большой турецко-русский словарь: 200 тыс. слов и словосочетаний / Баскаков А. Н. - 3 изд., стер. - М.: Живой язык. - 2006. - 960 с.
27. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. - СПб.: Паритет. - 2005. - 137 с.
28. Богочанская Н. Н. Новый турецко-русский и русско-турецкий словарь. 50000 слов и словосочетаний / Н. Н. Богочанская. - М.: ООО «Дом Славянской книги». - 2013. - 704 с.
29. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов /И.П. Ильин. - М.: ИНИОН РАН - INTERADA. - 2001. - 374 с.
30. Шабанова Н. А. Словарь литературоведческих терминов / Н. А. Шабанова. - Инта.: Инта. - 2008. - 58 с.
Источники:
31. Karasu B. Kilavuz / B. Karasu. - istanbu.: Remzi Kitabevi. - 1990. - 153 s.
Электронные ресурсы:
32. Литература постмодернизма [Электронный ресурс] / Wikipedia. - Официальный сайт. - режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Литература_постмодернизма свободный.
33. Мотив литературного произведения [Электронный ресурс] / Proza. - Официальный сайт. - режим доступа: https://www.proza.ru/2014/05/19/1482 свободный.
34. Основные понятия тема, идея, сюжет, композиция [Электронный ресурс] / Proza. - Официальный сайт. - режим доступа: https://www.proza.ru/2014/03/21/2306, свободный.
35. Bilge Karasu’nun «Kilavuz» romani [Электронный ресурс] / Neokur. - Официальный сайт. - режим доступа: http://www.neokur.com/rogojin, свободный.
36. Bilge Karasu’nun Kilavuz’u [Электронный ресурс] / Milliyet. - Официальный сайт. - режим доступа: http://blog.milliyet.com.tr/bilge-karasu- kilavuzu/Blog/?BlogNo=493648, свободный.
37. Kilavuz - Bilge Karasu [Электронный ресурс] / Exquisitelibrary. - Официальный сайт. - режим доступа:
http://exquisitelibrary.blogspot.ru/2012/04/klavuz-bilge-karasu.html, свободный.
38. Kilavuz incelemeleri [Электронный ресурс] / Neokur. - Официальный сайт. - режим доступа: http://www.neokur.com/baris-ozer, свободный.
39. Kitapsiz, kedisiz ve onsuz 15 yil Bilge Karasu [Электронный ресурс] / Milliyet. - Официальный сайт. - режим доступа:
http://www.milliyet.com.tr/kitapsiz-kedisiz-ve-onsuz-15-yil-bilge-karasu-kitap- 1266164/, свободный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ