Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ КУРСА «ТЕХНОЛОГИИ РОСПИСИ ПО ТКАНИ»

Работа №63484

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы56
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
394
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Определение творческих способностей в исследованиях по
психологии 7
1.2 Этапы формирования творческих способностей учащихся... 10
1.3 Роль педагогических технологий в развитии творческих
способностей учащихся 13
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОБРАЗОВАНИЯ 18
2.1 Специфика системы дополнительного образования в развитии
творческих способностей учащихся 18
2.2 Кружок как средство формирования творческих способностей
учащихся в системе дополнительного образования 23
2.3 Разработка программы кружка «Батик» 30
2.4 Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования..41
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Проблема развития творческих способностей и изучения основных факторов, определяющих это развитие, является чрезвычайно актуальной для общества. В то же самое время проблема эта достаточно сложна для исследования. Сложность проблемы определяется наличием большого числа разноплановых факторов, влияющих на развитие творческих способностей. В настоящее время признается и их социальная обусловленность, и их природная организация. Точно также не существует достаточно четкого понимания сущности творческих способностей.
Творческие способности, лежащие в основе креативной деятельности, - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако прежде у общества не возникало особой необходимости в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства. В наше время ситуация коренным образом изменилась.
Современное российское общество на пороге третьего тысячелетия подверглось серьезным переменам. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека, ведь все культурные ценности, накопленные человечеством, - результат творческой деятельности людей.
Актуальность изучения проблемы. Одной из актуальных задач современной системы образования является развитие у учащихся творческого мышления, неординарного подхода к решению задач, развитие воображения, т.к. творчество активно влияет на формирование художественного вкуса человека и обогащает его кругозор.
Ряд ученых в области философии, психологии и педагогике в течение долгих лет занимаются исследованием вопросов, касающихся проблемы творческих способностей. Так, были выполнены исследования по проблемам психологии творчества (А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев), общих и специальных способностей (Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий), психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (В.Д, Небылицин, В.М. Русалов).
Вопросы психологии творческого мышления учащихся в процессе овладения конструкторской деятельностью нашли свое отражение в работах Т.В. Кудрявцева, Е.А. Фарапоновой и др.
Проблемы формирования творческих способностей средствами декоративной деятельности рассмотрены в диссертационных исследованиях Т.В. Гановой, И.В. Козлова, H.H. Пучковой, Т.В. Саляевой, И.В. Макаровской, Ю.А. Овчаровой, Т.Я. Ягуповой и др.
В современных условиях многовекторного развития системы отечественного образования особое внимание уделяется дополнительному образованию детей. На государственном уровне активно обсуждаются вопросы эффективности дополнительного образования за счет расширения сети учреждений дополнительного образования и спектра предоставляемых в них образовательных услуг, привлечения высококвалифицированных педагогических и творческих работников для занятий с детьми с целью их положительной культурно-социальной адаптации в общество, выявления, развития и поддержки наиболее способных, творчески одаренных детей.
В законе «Об образовании в РФ» говорится о том, что дополнительное образование призвано удовлетворять образовательные потребности человека «в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании». Креативно - цивилизационный подход, лежащий в основе образования XXI века, задает ориентиры для культурного обогащения общества гуманными, творчески созидающими личностями, чьи стремления должны быть направлены на самообразование, самореализацию и самосовершенствование во имя сохранения таких ценностей, как истина, добро, красота и справедливость.
Дополнительное образование направлено на реализацию ФГОС нового поколения и вносит существенный вклад в развитие целостной, гармоничной личности.
Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, мы и выбрали тему выпускной квалификационной работы «Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования на занятиях курса «Технологии росписи по ткани».
Общая проблема исследования обусловлена необходимостью оптимизировать процесс развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования в условиях реализацию ФГОС нового поколения
Объект исследования - процесс развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.
Предмет исследования - процесс развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования на занятиях кружка по росписи ткани.
Характер научно-педагогической проблемы, степень разработанности различных ее аспектов во многом предопределили цель и задачи настоящего исследования.
Цель исследования - исследовать и обосновать специфику развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования на занятиях росписи по ткани.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать психолого-педагогические основы развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.
2. Определить роль педагогических технологий в развитии творческих способностей учащихся.
3. Исследовать специфику дополнительного образования в развитии творческих способностей учащихся.
4. Определить дидактические приемы на кружковых занятиях по росписи на ткани.
5. Разработать программу кружка «Батик».
Методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы по психологопедагогическим, методическим и специальным аспектам, касающимся области исследования; анализ документов и литературных источников;
• эмпирические - наблюдение за деятельностью педагогов, учащихся и их родителей, принимающих участие в создании проекта; беседы, моделирование процесса работы над творческим проектом (поэтапно).
Теоретические основы исследования составляют:
• теории развития творчества и творческих способностей (А.И. Савенков, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, В.Н. Дружинин и др.);
• концептуальные положения образовательного процесса в системе дополнительного образования (ЕМ Абакумова, А.И. Щетинская, В.А Березина, Т.Д. Привалова, Л.Н. Буйлова, Е.Б. Евладова, В.П. Голованов и др.)
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы проведенного нами исследования и разработанная программа кружка «Батик» для занятий с детьми в системе дополнительного образования могут быть использованы участниками образовательного процесса.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное российское общество на пороге третьего тысячелетия подверглось серьезным переменам. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека, ведь все культурные ценности, накопленные человечеством, - результат творческой деятельности людей.
Попытки научного анализа творческого процесса с неизбежностью приводили исследователей творческих способностей к желанию дифференцировать внешне неделимый процесс творчества на этапы, фазы, стадии, ступени. Эта проблематика традиционно является одной из самых популярных и при этом малопродуктивных с точки зрения решения прикладных проблем. Основными инструментами, использовавшимися для определения этапности творчества, традиционно служили наблюдение и умозрение. Вероятно, поэтому данная проблема, несмотря на свою многовековую историю, выглядит малопривлекательной в настоящее время.
Но в практике современной школы проблема формирования творческих способностей не утрачивает своей актуальности. Гуманистический характер обучения предполагает принятие личности и индивидуальности ребенка, защиту его права на самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Педагогика дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности обучающихся, наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения.
Одаренные дети - это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по- своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности. Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.
Одной из форм организации образовательного процесса в условиях системы дополнительного образования является кружок.
В целом, результаты проведенного исследования развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования на занятиях по росписи ткани свидетельствуют о достижении поставленной в исследовании цели и позволяют сделать следующие основные выводы.
1. В теоретическом анализе изучаемой проблемы:
1) рассмотрена сущность творческих способностей;
2) исследованы психолого-педагогические основы творческих способностей;
3) выявлены педагогические условия развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования на занятиях по росписи ткани.
2. Практическая часть исследования представлена программой кружка «Батик», предназначенной для использования в практике системы дополнительного образования.
3. Целостно оценивая данные, полученные в ходе исследования, мы
полагаем, что они пополняют и систематизируют наши представления о методах развития творческих способностей учащихся в образовательном процессе учреждений системы дополнительного образования. Эти данные и их обобщение могут быть использованы участниками образовательного процесса в процессе занятия творчеством.



1. Абакумова, Е.М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е.М. Абакумова // Учитель в школе. - 2008. - № 4. - С. 92 - 95.
2. Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл- Академия, 2007. - 528 с.
4. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития // В.А. Березина: автореф. дис. ... канд. пед.наук.
: защищена 14.11.2008 : утв.21.03.2008 - М.: МГПУ, 2008. - 18 с.
5. Березина, В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В.А. Березина. - М.: Диалог культур, 2007. - 512 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Исследования творчества и одаренности / Д.Б. Богоявленская. - М.: Мол. Гвардия, 1997. - 434 с.
7. Буйлова, Л.Н. Дополнительное образование детей в современной школе. - Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. - М.:Сентябрь, 2004. - 167 с.
8. Гильман, Р.А. Педагогическое руководство творческой деятельностью студентов на занятиях по художественному оформлению тканей. - Режим доступа: http: // www.nauka.pedagogika. com.ru, свободный.
9. Гладилина, И. Развитие творческих способностей в учебновоспитательной деятельности / И. Гладилина // Декоративноприкладное искусство и образование. - 2008. - № 9. - С. 32 - 38.
10. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования / В.П. Голованов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 182 с.
11. Давыдов, С. Батик. Техника, приемы, изделия. Энциклопедия / С. Давыдов. - М.: АСТ - Пресс, 2005. - 189 с.
12. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 207 с.
13. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: ВЛАДОС, 2002 - 184 с.
14. Ермолаева - Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пос. для вузов / Л.Б. Ермолаева - Томина. - М.: Академический проект, 2003. - 318 с.
15.Заенчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности. Методы и организация / В.М. Заенчик, А.А. Карачев. В.Е. Шмелев. - М.: Академия, 2004. - 374 с.
16. Зайцева, О. Батик. Практическое руководство / О. Зайцева. - М.: АСТ- Пресс, 2008. - 79 с.
17. Закон РФ «О дополнительном образовании» // http: //www.ubo .ru/normative/1
18. Иваненко, И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей / И.Н. Иваненко // Дополнительное образование. - 2005. - № 9. - С. 21 - 23.
19. Кожевникова, Т.И. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей и подростков в УДО / Т.И. Кожевникова// Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности в системе образования: Материалы республиканской научн. - прак. конф. 19 - 21 ноября 2011 г. - Казань: Школа, 2011. - С. 318 - 319.
20. Коган, Л. Батик - это совсем не сложно / Л. Коган // Юный художник. - 2008. - № 2. - С. 37 - 39.
21. Кузин, В. С. Изобразительное искусство в начальной школе: учебник для общеобразовательных учебных заведений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2012. - 294 с.
22. Куприянов, Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей / Б.В. Куприянов. - М.: Академия, 2004. -119 с.
23. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С.Лейтес. - М.: Академия, 2000. - 364 с.
24. Ломов, С.П. Дидактика изобразительного искусства / С.П. Ломов - М.: ПАПО. - 2010. - 119 с.
25. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 29 - 33.
26. Могилевская, В.И. Кружок рукоделия / В.И. Могилевская // Декоративно-прикладное искусство и образование. - 2012. - №5. - С. 33 - 34.
27. Моргадес, К. Роспись по шелку для начинающих / К. Моргадес. - М.:Арт - Родник, 2008. - 118 с.
28. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - СПб.: Питер, 2010. - 240 с.
29. Образовательная область «Искусство»: инструктивно-методическое
обеспечение содержание образования. - М.: Школьная книга, 2000. - 98 с.
30. Пакша, Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. / Л.М. Пакша - М.: ВЛАДОС, 2005. - 164 с.
31. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.
32. Перелешина, И.А. Батик. От основ к импровизации / И.А. Перелешина. - М.: Паритет, 2010. - 208 с.
33. Платонов, С.И. Обучение различным видам художественного творчества в условиях изостудии / С.И. Платонов // Воспитание школьников. - 2005. - №10. - С. 45-47.
34. Пипер, А. Роспись по ткани / А. Пипер. - М.: Арт-Родник, 2007. - 48 с.
35. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1976. - 256 с.
36. Привалова, Т. Д. Петрова О. Ю. Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования / Т.Д. Привалова, О.Ю. Петрова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 1871-1875. - URL: http: //e-koncept.ru/2016/86401.htm.
37. Робинзон, Р. Искусство батика / Р. Робинзон. - М.: Ниола-Пресс, 2007. - 96 с.
38. Савенков, А.И. Психология творчества и современное образование/ А.И. Савенков // Одаренный ребенок. - 2014. - №3. - С. 6 - 33.
39. Савенков, А.И. Ваш ребенок талантлив. Детская одаренность и домашнее обучение / А.И. Савенков // Учитель в школе. - 2008. - №1. - С. 103 - 106.
40. Сердюкова, Н.С. Реализация ФГОС второго поколения в системе урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству / Н. С. Сердюкова, С. И. Линник-Ботова. - Белгород, 2012. - 131 с.
41. Синеглазова, М. Батик / М. Синеглазова. - М.: МСП, 2006. - 96 с.
42. Терешина, Г. Батик своими руками / Г. Терешина. - М.: АСТ-Пресс, 2007. - 88 с.
43. Типовое положение учреждений дополнительного образования. - Режим доступа: http: // www. educom. ru, свободный.
44. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»//https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 /. - [Дата обращения 17.05.2017].
45. Шумова, П.М. Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творчески одаренных детей / П.М. Шумова // Образование Ямала. - 2012. - № 1. - С. 31 - 37.
46. Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие / А.И. Щетинская. - Оренбург: ОЦДЮТ, 2007. - 100 с.
47. Эм, А. Батик. 50 уникальных примеров / А. Эм. - М.: Харвест, 2011. - 88 с.
48. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 2010. - 265 с.
49. Яшкова, С.Н. Дополнительное образование и развитие творческих способностей учащихся / С.Н. Яшкова // Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности в системе образования: Материалы республиканской научн.-прак. конф. 19 - 21 ноября 2011 г. - Казань: Школа, 2011. - С. 280 - 282.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ