Организационно - экономический механизм использования земельных ресурсов (на примере Челябинской области)
|
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Содержание понятия и виды земельных ресурсов
1.2 Модели управления и инструменты использования земельных ресурсов: зарубежный и отечественный опыт
1.3 Методика оценки эффективности управления земельными ресурсами в регионе
2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ управления земельными ресурсами в Челябинской области
2.2 Оценка эффективности организационно-экономического механизма использования земельных ресурсов в Челябинской области
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РЕГИОНЕ
3.1 Направления совершенствования управления земельными ресурсами на региональном уровне
Выводы по разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Содержание понятия и виды земельных ресурсов
1.2 Модели управления и инструменты использования земельных ресурсов: зарубежный и отечественный опыт
1.3 Методика оценки эффективности управления земельными ресурсами в регионе
2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ управления земельными ресурсами в Челябинской области
2.2 Оценка эффективности организационно-экономического механизма использования земельных ресурсов в Челябинской области
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РЕГИОНЕ
3.1 Направления совершенствования управления земельными ресурсами на региональном уровне
Выводы по разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
Актуальность выбранной темы. Земля как основа жизнедеятельности граждан, функционирования экономики и часть национального богатства обладает особыми свойствами. Она не устаревает и не подвергается износу, а значит, не подлежит индексированию в сторону удешевления.
Земельные ресурсы имеет ряд особенностей, которые непосредственным образом влияют на необходимость государственного регулирования земельных отношений. Данными особенностями являются: ограниченность и невосполнимость; долговечность; многофункциональность; уникальность; ограниченность в использовании.
Актуальность развития и совершенствования государственной политики в сфере управления земельными ресурсами на региональном уровне можно доказать следующими положениями.
Земельные ресурсы наряду с региональными финансами составляют экономическую основу государственного управления в регионе. Вопросы формирования схемы эффективного управления и распоряжения земельными участками являются приоритетными для субъектов федерации и муниципальных образований, и в первую очередь именно как источник доходов бюджета и способ развития инвестиционной привлекательности территории.
Государственная политика напрямую формирует стратегические направления развития регионов и муниципальных образований на основе эффективного использования имеющихся земельных ресурсов.
Земельные ресурсы, даже в случае принадлежности субъекту Российской Федерации, обладают высокой полезностью и определённой ценностью, а значит и стоимостью. Стоимость является основой для формирования организационных и экономических механизмов использования земельных ресурсов и управления ими.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются земельные ресурсы Челябинской области.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является организационно-экономический механизм использования земельных ресурсов.
Цель исследования - разработка мер совершенствования организационно-экономического механизма управления земельными ресурсами Челябинской области.
Достижение поставленной цели требует решения ряда научно-методических и практических задач:
1) определить сущностную характеристику и инструментарий использования земельных ресурсов и управления земельными отношениями на региональном уровне
2) исследовать эволюционную составляющую института земельных отношений, сформулировать цель, принципы и методы управления земельными ресурсами на уровне региона.
3) исследовать нормативно-правовую базу управления земельными ресурсами в Российской Федерации и в Челябинской области.
4) проанализировать текущее состояние системы землепользования и кадастровой оценки в Челябинской области, выявить проблемы управления земельными ресурсами в Челябинской области.
5) провести комплексный анализ организационно-экономического механизма управления земельными ресурсами и их использования в Челябинской области.
6) предложить меры совершенствования управления земельными ресурсами в Челябинской области с точки зрения инвестиционного потенциала и справедливой оценки стоимости земельных участков.
Эффективное управление земельными ресурсами на региональном уровне предполагает наличие соответствующих институциональных основ и четко разработанной концептуальной, методологической и нормативно-правовой базы. Однако анализ и оценка реальной практики управления свидетельствует об их недостаточной разработке, что также определяет актуальность выбранной темы исследования.
При реализации механизма управления земельными ресурсами необходимо учитывать такие факторы как: социально-экономическая ситуация в стране; возможности государства; национальные особенности. Кроме этого, методы, которые применяются при управлении земельными ресурсами, должны быть научно обоснованы. При управлении земельными ресурсами должны: обеспечиваться конституционные права и гарантии граждан и юридических лиц на землю; сохраняться природные свойства и качества земель; создаваться благоприятные условия для формирования и развития современного рынка земли, а также иной недвижимости.
Результатом эффективного управления земельными ресурсами будет являться увеличение доходов бюджетов всех уровней.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных учёных в области управления земельными ресурсами, муниципального менеджмента, муниципальных финансов, оценочной деятельности, кадастровой оценки, статистики, среди которых можно отметить: Г.В. Барабашева, И.А. Василенко, А.Г.Воронину, А.Г. Гладышеву, В.Я. Ельмееву, А.А. Замотаева, О.Е. Кутафину, С.В. Грибовского, В.А. Горемыкина, А.Г. Грязнову, Н.Г. Кузнецова, А.А. Варламова, О.В. Слугина, М.А. Федотову, Н.Я. Коваленко, А.Д. Власова, С.Н. Максимова, В.А. Костецкого, Т.Г. Касьяненко, Д.Е. Иваненко, Дж. Фридмена, Г. Хариссона и других ученых и практиков.
Нормативно-правовая база исследования: Земельный, Налоговый, Гражданский кодексы Российской Федерации; Федеральные законы: №172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; Федеральные стандарты оценки №№1-7; локальные нормативно-правовые акты.
В ходе исследования изучены подходы к определению земельных ресурсов - это позволило определить их ценность не только как места проживания людей, но и как основного источника доходов, как граждан, так и областного бюджета.
В процессе изучения теоретических основ управления земельными ресурсами выявлены участники земельных отношений, цель, принципы и методы управления земельными ресурсами в субъекте Российской Федерации.
В результате комплексного анализа управления земельными ресурсами Челябинской области выявлены сильные и слабые стороны государственной политики, а также возможности и угрозы, которые непосредственным образом влияют на систему управления региональными земельными ресурсами.
Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективного подхода к управлению земельными ресурсами на основе сочетания интересов собственника земельных ресурсов, потенциальных инвесторов, а также населения Челябинской области.
Указанный подход позволит органам власти не только использовать фискальную функцию переоценки стоимости земли и недвижимого имущества региона (это экстенсивное развитие), но и повысить доходы бюджета за счет роста инвестиционной привлекательности и большего охвата имеющихся территорий предпринимателями (это есть наиболее эффективное, интенсивное развитие региона).
Земельные ресурсы имеет ряд особенностей, которые непосредственным образом влияют на необходимость государственного регулирования земельных отношений. Данными особенностями являются: ограниченность и невосполнимость; долговечность; многофункциональность; уникальность; ограниченность в использовании.
Актуальность развития и совершенствования государственной политики в сфере управления земельными ресурсами на региональном уровне можно доказать следующими положениями.
Земельные ресурсы наряду с региональными финансами составляют экономическую основу государственного управления в регионе. Вопросы формирования схемы эффективного управления и распоряжения земельными участками являются приоритетными для субъектов федерации и муниципальных образований, и в первую очередь именно как источник доходов бюджета и способ развития инвестиционной привлекательности территории.
Государственная политика напрямую формирует стратегические направления развития регионов и муниципальных образований на основе эффективного использования имеющихся земельных ресурсов.
Земельные ресурсы, даже в случае принадлежности субъекту Российской Федерации, обладают высокой полезностью и определённой ценностью, а значит и стоимостью. Стоимость является основой для формирования организационных и экономических механизмов использования земельных ресурсов и управления ими.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются земельные ресурсы Челябинской области.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является организационно-экономический механизм использования земельных ресурсов.
Цель исследования - разработка мер совершенствования организационно-экономического механизма управления земельными ресурсами Челябинской области.
Достижение поставленной цели требует решения ряда научно-методических и практических задач:
1) определить сущностную характеристику и инструментарий использования земельных ресурсов и управления земельными отношениями на региональном уровне
2) исследовать эволюционную составляющую института земельных отношений, сформулировать цель, принципы и методы управления земельными ресурсами на уровне региона.
3) исследовать нормативно-правовую базу управления земельными ресурсами в Российской Федерации и в Челябинской области.
4) проанализировать текущее состояние системы землепользования и кадастровой оценки в Челябинской области, выявить проблемы управления земельными ресурсами в Челябинской области.
5) провести комплексный анализ организационно-экономического механизма управления земельными ресурсами и их использования в Челябинской области.
6) предложить меры совершенствования управления земельными ресурсами в Челябинской области с точки зрения инвестиционного потенциала и справедливой оценки стоимости земельных участков.
Эффективное управление земельными ресурсами на региональном уровне предполагает наличие соответствующих институциональных основ и четко разработанной концептуальной, методологической и нормативно-правовой базы. Однако анализ и оценка реальной практики управления свидетельствует об их недостаточной разработке, что также определяет актуальность выбранной темы исследования.
При реализации механизма управления земельными ресурсами необходимо учитывать такие факторы как: социально-экономическая ситуация в стране; возможности государства; национальные особенности. Кроме этого, методы, которые применяются при управлении земельными ресурсами, должны быть научно обоснованы. При управлении земельными ресурсами должны: обеспечиваться конституционные права и гарантии граждан и юридических лиц на землю; сохраняться природные свойства и качества земель; создаваться благоприятные условия для формирования и развития современного рынка земли, а также иной недвижимости.
Результатом эффективного управления земельными ресурсами будет являться увеличение доходов бюджетов всех уровней.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных учёных в области управления земельными ресурсами, муниципального менеджмента, муниципальных финансов, оценочной деятельности, кадастровой оценки, статистики, среди которых можно отметить: Г.В. Барабашева, И.А. Василенко, А.Г.Воронину, А.Г. Гладышеву, В.Я. Ельмееву, А.А. Замотаева, О.Е. Кутафину, С.В. Грибовского, В.А. Горемыкина, А.Г. Грязнову, Н.Г. Кузнецова, А.А. Варламова, О.В. Слугина, М.А. Федотову, Н.Я. Коваленко, А.Д. Власова, С.Н. Максимова, В.А. Костецкого, Т.Г. Касьяненко, Д.Е. Иваненко, Дж. Фридмена, Г. Хариссона и других ученых и практиков.
Нормативно-правовая база исследования: Земельный, Налоговый, Гражданский кодексы Российской Федерации; Федеральные законы: №172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; Федеральные стандарты оценки №№1-7; локальные нормативно-правовые акты.
В ходе исследования изучены подходы к определению земельных ресурсов - это позволило определить их ценность не только как места проживания людей, но и как основного источника доходов, как граждан, так и областного бюджета.
В процессе изучения теоретических основ управления земельными ресурсами выявлены участники земельных отношений, цель, принципы и методы управления земельными ресурсами в субъекте Российской Федерации.
В результате комплексного анализа управления земельными ресурсами Челябинской области выявлены сильные и слабые стороны государственной политики, а также возможности и угрозы, которые непосредственным образом влияют на систему управления региональными земельными ресурсами.
Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективного подхода к управлению земельными ресурсами на основе сочетания интересов собственника земельных ресурсов, потенциальных инвесторов, а также населения Челябинской области.
Указанный подход позволит органам власти не только использовать фискальную функцию переоценки стоимости земли и недвижимого имущества региона (это экстенсивное развитие), но и повысить доходы бюджета за счет роста инвестиционной привлекательности и большего охвата имеющихся территорий предпринимателями (это есть наиболее эффективное, интенсивное развитие региона).
В выпускной квалификационной работе были получены следующие научно-практические результаты исследования.
Земля может рассматриваться с двух сторон - как объект недвижимости, обладающий определенным правовым статусом, который может выступать в качестве товара и как ресурс, созданный природой, используемый для определенных целей. Как природный ресурс земельный участок обладает экономической и социальной ценностью. Ценность зависит от тех характеристик и функций объекта, которыми он обладает. Как товар земля имеет определенную цену, которая может быть измерена.
Объектом управления земельными ресурсами являются земельные участки и права на них. Термины «земля» и «земельный участок» различаются и применяются в разных значениях. Термин «земля» употребляется в том случае, когда речь идет о неосвоенной собственности. Термин «земельный участок» означает часть территории с некоторыми улучшениями, согласно которым земельный участок используется по назначению.
Земельный участок считается объектом недвижимости с одной стороны, а с другой стороны рассматривается как естественный ресурс, который необходимо правильно применить и защищать от негативного влияния антропогенных факторов. Так же земля является наиболее дорогим ресурсом, источником доходов бюджетов различных уровней.
В статье 8 ЗК РФ выделяются следующие разновидности земель: состоящие в федеральной и муниципальной, а также частной собственности и соответственно собственности субъектов РФ. Отдельно выделены земли сельскохозяйственного назначения, которые находятся в муниципальной собственности. В федеральной собственности могут находиться и земли населенных пунктов, а также земли водного и лесного фондов.
Управление земельными ресурсами заключается в использовании органами власти организационно-экономического механизма, который включает изменения законодательства, налогообложения, процентных ставок, ставок аренды земельных участков, целевых нормативов, социальных стандартов, критериев эффективности. Использование земельных ресурсов - необходимое условие любой производственно-хозяйственной деятельности. Важными функциями управления земельными ресурсами являются процессы планирования, организации и государственного контроля за использованием и охраной земель с целью предотвращения любых нарушений принципов рационального землепользования и получения максимального положительного эффекта.
Государственная собственность в Челябинской области представляет собой один из важнейших инвестиционных ресурсов, являясь одновременно базисом, для сохранения и развития производственной деятельности, обеспечивающей занятость населения области. Эффективное использование земельных ресурсов для области и муниципальных образований в области в первую очередь означает рост доходов от предоставления земли в аренду и рост налоговых поступлений.
Основным органом власти, занимающимся регулированием земельных отношений в Челябинской области является Министерства имущества и природных отношений Челябинской области
Основными задачами Управления земельными отношениями, помимо официально регламентированных, должны стать:
1) подготовка расчетов арендной платы за землю к договорам аренды земли и дополнительным соглашениям к договорам аренды;
2) подготовка предложений по применению повышающих коэффициентов, льготных коэффициентов к арендной плате за землю на основании кадастровой оценки земель Челябинской области.
3) внесение данных предложений для корректировки (разработки) нормативно - правовых актов областных органов исполнительной власти в сфере земельных отношений.
Некоторые управленческие аспекты обусловлены природной спецификой региона и экологическими условиями. Основным земельным ресурсом Челябинской области являются земли сельскохозяйственного назначения. Сельское хозяйство в Челябинской области является одним из основных видов экономической деятельности. Агропромышленному комплексу в настоящее время уделяется особое внимание со стороны руководства области. Но этот ресурс ежегодно уменьшается за счет увеличения других земель. Также на него влияют различные негативные процессы.
Анализируя темпы роста негативных процессов, можно отметить, что наблюдается снижение радиоактивного загрязнения, подтопления и нарушения земель в 2016 году и увеличение переувлажненных земель. В 2016 году появляются такие негативные процессы, как: загрязнение металлами, заболачивание и иные процессы.
Таким образом, приведенный анализ показывает, что высокие техногенные нагрузки промышленных предприятий на окружающую среду, по-прежнему, влияют на ухудшение качества среды обитания на территории Челябинской области. Сочетание этих проблем с низким уровнем культуры землепользования способствует развитию таких негативных процессов, как эрозия, агрохимическая деградация, химическое загрязнение, опустынивание земель. Экологическая экспертиза, постоянный экологический мониторинг - одна из составляющих повышения экономической рентабельности и инвестиционной привлекательности территорий Челябинской области.
Эффективное использование земельных ресурсов для области и муниципальных образований в области означает рост доходов от предоставления земли в аренду и рост налоговых поступлений. Главной проблемой управления земельными отношениями Челябинской области является поступление платежей в бюджет от землевладельцев и арендаторов налога на землю и арендной платы. Усилия властей должны быть, прежде всего, направлены на создание комфортной инфраструктуры для прямых инвестиций и обеспечение информационной прозрачности региона как на макроуровне (власть, ресурсы), так и на микроуровне (компании, проекты).
Ситуация в сфере инвестиционной привлекательности ухудшилась. Земельные участки не пользуются спросом со стороны потенциальных собственников. Собираемость земельного налога растет, но серьезные проблемы с базой начисления остаются. Отсюда растет количество собственников, арендаторов и пользователей, недовольных результатами проведенной кадастровой оценки. Юридическая специфика договоров аренды и концессии, заключаемых с органами исполнительной власти проблему завышенной кадастровой стоимости превращают в «социально-экономическую» катастрофу: арендаторы и собственники вынуждены платить по высоким ставкам и не имеют возможности расторгнуть договора. Процент удовлетворения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости значительно снижается, поэтому необходим встроенный инструмент сглаживания негативных последствий государственной кадастровой оценки на уровне региона или муниципалитета.
Экономическую эффективность управления земельными ресурсами как фактором производства следует характеризовать путем сопоставления объемов производства с площадью и стоимостью земель определенного вида.
Отдача от сельскохозяйственных угодий в Челябинской области максимальная. Земли населенных пунктов более эффективно используются с точки зрения жилой застройки по сравнению с другими регионами УРФО. В Челябинской области обороты розничной торговли значительно сократились и область в аутсайдерах по данному показателю. Но показатель землеотдачи в Челябинской области самый высокий как и показатель эффективного использования земель водного фонда.
По четырем показателям Челябинская область находится на втором месте и опережает Свердловскую область, уступая лишь региону-реципиенту (Тюменской области). Именно данные показатели использования земельных ресурсов
Итак, практическая значимость исследования для экономки и земельных отношений Челябинской области заключается в том, что в рамках исследования определены три методики оценки эффективности управления земельными ресурсами и их использования, которые учитывают и экономическую, и экологическую, и организационную составляющие процесса управления земельными ресурсами в регионе. Рекомендуется все методики применять в совокупности.
1. Методика оценки эффективности использования земельных ресурсов региона, результатом применения которой будет выявление факторных взаимосвязей между показателями использования земельных участков и показателями эффективности управления ими. Коэффициенты землеотдачи и землерентабельности принимаем основными результативными компонентами эффективности организационно-экономического механизма управления земельными ресурсами. Матрицы парных корреляций следует составлять не только по регионам, но и по всем муниципальным округа и района, входящим в регион. Внедрение такой схемы позволит своевременно реагировать на запросы и государства, и населения, и рынка.
2. Система кадастровой оценки и учета как основа экономического управления земельными ресурсами и оценки эффективности их использования, результатом применения которой является расчет поправочного коэффициента к кадастровой стоимости любого объекта в выбранном кластере. Это позволит получить стоимость земельного участка, близкую к рыночной и снизить отрицательное влияние завышенной кадастровой стоимости на результаты функционирования бизнеса. Методика массовой оценки земли просто не предусматривает в принципе учета предыдущих изменений стоимости земельного участка. Государственный оценщик будет ориентироваться только на результаты предыдущей государственной кадастровой оценки и учитывать лишь инфляционные ожидания, возлагая на кадастровую стоимость лишь фискальную функцию. Следует прописывать в договоре (аренды, ренты концессии) обязательную корректировку со стороны Администрации Челябинской области результатов результата кадастровой оценки именно с помощью понижающего коэффициента.
3. Государственный экологический мониторинг земель с внедрением алгоритма установления индикативных показателей по каждому виду земель на уровне средних значений и индикативных показателей для негативных процессов. Это позволит повышать удельный вес сельскохозяйственных земель и снижать коэффициент воздействия негативных наблюдаемых процессов на земли.
Предложенные в выпускной квалификационной работе мероприятия ориентированы на получение достоверных результатов и рекомендуются к применению в целях эффективного управления земельными ресурсами.
Неотложная реализация этих рекомендаций необходима для того, чтобы результаты оценки и использования земель различных категорий отражали реальную рыночную ситуацию, отвечали интересам и потребностям общества, способствовали развитию различных форм хозяйственной деятельности, предпринимательства и в целом института частной собственности на землю.
Земля может рассматриваться с двух сторон - как объект недвижимости, обладающий определенным правовым статусом, который может выступать в качестве товара и как ресурс, созданный природой, используемый для определенных целей. Как природный ресурс земельный участок обладает экономической и социальной ценностью. Ценность зависит от тех характеристик и функций объекта, которыми он обладает. Как товар земля имеет определенную цену, которая может быть измерена.
Объектом управления земельными ресурсами являются земельные участки и права на них. Термины «земля» и «земельный участок» различаются и применяются в разных значениях. Термин «земля» употребляется в том случае, когда речь идет о неосвоенной собственности. Термин «земельный участок» означает часть территории с некоторыми улучшениями, согласно которым земельный участок используется по назначению.
Земельный участок считается объектом недвижимости с одной стороны, а с другой стороны рассматривается как естественный ресурс, который необходимо правильно применить и защищать от негативного влияния антропогенных факторов. Так же земля является наиболее дорогим ресурсом, источником доходов бюджетов различных уровней.
В статье 8 ЗК РФ выделяются следующие разновидности земель: состоящие в федеральной и муниципальной, а также частной собственности и соответственно собственности субъектов РФ. Отдельно выделены земли сельскохозяйственного назначения, которые находятся в муниципальной собственности. В федеральной собственности могут находиться и земли населенных пунктов, а также земли водного и лесного фондов.
Управление земельными ресурсами заключается в использовании органами власти организационно-экономического механизма, который включает изменения законодательства, налогообложения, процентных ставок, ставок аренды земельных участков, целевых нормативов, социальных стандартов, критериев эффективности. Использование земельных ресурсов - необходимое условие любой производственно-хозяйственной деятельности. Важными функциями управления земельными ресурсами являются процессы планирования, организации и государственного контроля за использованием и охраной земель с целью предотвращения любых нарушений принципов рационального землепользования и получения максимального положительного эффекта.
Государственная собственность в Челябинской области представляет собой один из важнейших инвестиционных ресурсов, являясь одновременно базисом, для сохранения и развития производственной деятельности, обеспечивающей занятость населения области. Эффективное использование земельных ресурсов для области и муниципальных образований в области в первую очередь означает рост доходов от предоставления земли в аренду и рост налоговых поступлений.
Основным органом власти, занимающимся регулированием земельных отношений в Челябинской области является Министерства имущества и природных отношений Челябинской области
Основными задачами Управления земельными отношениями, помимо официально регламентированных, должны стать:
1) подготовка расчетов арендной платы за землю к договорам аренды земли и дополнительным соглашениям к договорам аренды;
2) подготовка предложений по применению повышающих коэффициентов, льготных коэффициентов к арендной плате за землю на основании кадастровой оценки земель Челябинской области.
3) внесение данных предложений для корректировки (разработки) нормативно - правовых актов областных органов исполнительной власти в сфере земельных отношений.
Некоторые управленческие аспекты обусловлены природной спецификой региона и экологическими условиями. Основным земельным ресурсом Челябинской области являются земли сельскохозяйственного назначения. Сельское хозяйство в Челябинской области является одним из основных видов экономической деятельности. Агропромышленному комплексу в настоящее время уделяется особое внимание со стороны руководства области. Но этот ресурс ежегодно уменьшается за счет увеличения других земель. Также на него влияют различные негативные процессы.
Анализируя темпы роста негативных процессов, можно отметить, что наблюдается снижение радиоактивного загрязнения, подтопления и нарушения земель в 2016 году и увеличение переувлажненных земель. В 2016 году появляются такие негативные процессы, как: загрязнение металлами, заболачивание и иные процессы.
Таким образом, приведенный анализ показывает, что высокие техногенные нагрузки промышленных предприятий на окружающую среду, по-прежнему, влияют на ухудшение качества среды обитания на территории Челябинской области. Сочетание этих проблем с низким уровнем культуры землепользования способствует развитию таких негативных процессов, как эрозия, агрохимическая деградация, химическое загрязнение, опустынивание земель. Экологическая экспертиза, постоянный экологический мониторинг - одна из составляющих повышения экономической рентабельности и инвестиционной привлекательности территорий Челябинской области.
Эффективное использование земельных ресурсов для области и муниципальных образований в области означает рост доходов от предоставления земли в аренду и рост налоговых поступлений. Главной проблемой управления земельными отношениями Челябинской области является поступление платежей в бюджет от землевладельцев и арендаторов налога на землю и арендной платы. Усилия властей должны быть, прежде всего, направлены на создание комфортной инфраструктуры для прямых инвестиций и обеспечение информационной прозрачности региона как на макроуровне (власть, ресурсы), так и на микроуровне (компании, проекты).
Ситуация в сфере инвестиционной привлекательности ухудшилась. Земельные участки не пользуются спросом со стороны потенциальных собственников. Собираемость земельного налога растет, но серьезные проблемы с базой начисления остаются. Отсюда растет количество собственников, арендаторов и пользователей, недовольных результатами проведенной кадастровой оценки. Юридическая специфика договоров аренды и концессии, заключаемых с органами исполнительной власти проблему завышенной кадастровой стоимости превращают в «социально-экономическую» катастрофу: арендаторы и собственники вынуждены платить по высоким ставкам и не имеют возможности расторгнуть договора. Процент удовлетворения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости значительно снижается, поэтому необходим встроенный инструмент сглаживания негативных последствий государственной кадастровой оценки на уровне региона или муниципалитета.
Экономическую эффективность управления земельными ресурсами как фактором производства следует характеризовать путем сопоставления объемов производства с площадью и стоимостью земель определенного вида.
Отдача от сельскохозяйственных угодий в Челябинской области максимальная. Земли населенных пунктов более эффективно используются с точки зрения жилой застройки по сравнению с другими регионами УРФО. В Челябинской области обороты розничной торговли значительно сократились и область в аутсайдерах по данному показателю. Но показатель землеотдачи в Челябинской области самый высокий как и показатель эффективного использования земель водного фонда.
По четырем показателям Челябинская область находится на втором месте и опережает Свердловскую область, уступая лишь региону-реципиенту (Тюменской области). Именно данные показатели использования земельных ресурсов
Итак, практическая значимость исследования для экономки и земельных отношений Челябинской области заключается в том, что в рамках исследования определены три методики оценки эффективности управления земельными ресурсами и их использования, которые учитывают и экономическую, и экологическую, и организационную составляющие процесса управления земельными ресурсами в регионе. Рекомендуется все методики применять в совокупности.
1. Методика оценки эффективности использования земельных ресурсов региона, результатом применения которой будет выявление факторных взаимосвязей между показателями использования земельных участков и показателями эффективности управления ими. Коэффициенты землеотдачи и землерентабельности принимаем основными результативными компонентами эффективности организационно-экономического механизма управления земельными ресурсами. Матрицы парных корреляций следует составлять не только по регионам, но и по всем муниципальным округа и района, входящим в регион. Внедрение такой схемы позволит своевременно реагировать на запросы и государства, и населения, и рынка.
2. Система кадастровой оценки и учета как основа экономического управления земельными ресурсами и оценки эффективности их использования, результатом применения которой является расчет поправочного коэффициента к кадастровой стоимости любого объекта в выбранном кластере. Это позволит получить стоимость земельного участка, близкую к рыночной и снизить отрицательное влияние завышенной кадастровой стоимости на результаты функционирования бизнеса. Методика массовой оценки земли просто не предусматривает в принципе учета предыдущих изменений стоимости земельного участка. Государственный оценщик будет ориентироваться только на результаты предыдущей государственной кадастровой оценки и учитывать лишь инфляционные ожидания, возлагая на кадастровую стоимость лишь фискальную функцию. Следует прописывать в договоре (аренды, ренты концессии) обязательную корректировку со стороны Администрации Челябинской области результатов результата кадастровой оценки именно с помощью понижающего коэффициента.
3. Государственный экологический мониторинг земель с внедрением алгоритма установления индикативных показателей по каждому виду земель на уровне средних значений и индикативных показателей для негативных процессов. Это позволит повышать удельный вес сельскохозяйственных земель и снижать коэффициент воздействия негативных наблюдаемых процессов на земли.
Предложенные в выпускной квалификационной работе мероприятия ориентированы на получение достоверных результатов и рекомендуются к применению в целях эффективного управления земельными ресурсами.
Неотложная реализация этих рекомендаций необходима для того, чтобы результаты оценки и использования земель различных категорий отражали реальную рыночную ситуацию, отвечали интересам и потребностям общества, способствовали развитию различных форм хозяйственной деятельности, предпринимательства и в целом института частной собственности на землю.
Подобные работы
- Совершенствование методики управления городскими земельными ресурсами
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Управление земельными ресурсами города
Бакалаврская работа, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Организация управления природными ресурсами в регионе (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Регулирование землепользования и застройки территории муниципального образования (на примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Регулирование землепользования и застройки территории муниципального образования (на примере Копейского
городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Муниципальное управление земельными ресурсами на примере муниципального образования город Набережные Челны
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Государственное регулирование конкурентной среды на региональных товарных рынках (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - Государственное регулирование конкурентной среды на региональных товарных рынках (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Оценка эффективности работы сферы обязательного медицинского страхования
Челябинской области
Дипломные работы, ВКР, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



