Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Этнохудожественное воспитание школьников средствами декоративно- прикладного искусства

Работа №63423

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дизайн

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Исторические и теоретические основы этнохудожественного воспитания школьников
1.1. Исторический анализ становления этнохудожественного 8
образования и воспитания в России
1.2. Сущность, задачи, функции и содержание этнохудожественного 17
воспитания школьников
Выводы по главе I 27
Глава II. Методологические основы этнохудожественного
воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства
2.1. Декоративно-прикладное искусство как средство 28 этнохудожественного воспитания школьников
2.2. Программа студии декоративно-прикладного искусства МБОУ
"Черемшанский лицей" Черемшанского муниципального района РТ 36
Выводы по главе II 44
Заключение 45
Список литературы 46
Приложение 50


Актуальность исследования. Проблема взаимоотношения этносов и культур - одна из ведущих для российского общества. Разрешение задач преодоления этнических противоречий и расширения диалога культур во многом зависит от осознания подрастающим поколением своей этнической идентичности, укоренения развивающейся личности в пространстве национальной культуры.
Позитивным фактором, свидетельствующим о повышении внимания государства к значимости этнокультурной составляющей в современной системе образования, является принятие таких основополагающих документов, как Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция системной модернизации сельской школы России», «Концепция художественного образования в Российской Федерации». Так, Закон «Об образовании» провозгласил единство культурного и образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций.
В условиях Российской Федерации данная проблема приобретает особую актуальность в связи с интенсивными миграционными перемещениями населения, связанными с распадом СССР и ухудшением социально-экономической обстановки на всем его пространстве.
В создавшихся условиях современное образование вынуждено решать сложную задачу. С одной стороны, экономические реалии нашего времени предъявляют высокие требования к уровню знаний школьников, причем знаний таких, которые все менее зависят от национально-региональных и культурных особенностей обучающегося. С другой стороны, человек, не имеющий представлений о межэтнических отношениях, проявляет свою ограниченность при решении вопросов, требующих проявления
способностей к коммуникации в полиэтническом обществе, испытывает затруднения в процессе межкультурного общения.
Известно, что особая роль во взаимопонимании различных народов принадлежит искусству, содержащему общечеловеческие и национальные ценности и веками проверенный опыт воспитания. Искусство как часть этнической и общечеловеческой культуры неразрывно связано с процессами, происходящими в обществе, и служит одним из проявлений этнокультурного сознания личности, фактором, определяющим круг ее ценностей.
Процесс этнохудожественного воспитания школьников имеет свою специфику. Современная этнохудожественная культура - это синтез и противостояние двух способов бытия: традиционного и современного. В связи с чем становление субкультуры школьника осуществляется в рамках не только наследственной информации - ценностей традиционной крестьянской культуры, но и мощного воздействия на школьника современных средств искусства, средств массовой информации и коммуникации со значительным преобладанием визуальных образов теле-, видео- и компьютерного экрана.
Использование традиционных и современных видов искусства в этнохудожественном воспитании школьников позволит в зависимости от доминирующего на каждом возрастном этапе вида художественной деятельности бережно погрузить ребенка в систему ценностных ориентаций, создать реальную основу для вхождения учащихся в этнокультурное пространство как самоценное явление, определяющее ценностно-смысловые установки школьников в современном многонациональном социуме.
Степень изученности проблемы.
Разработке вопросов, связанных с организацией воспитательного процесса посвящено немало исследований: вопросам изучения
художественного образования обращаются такие педагоги, как Т.С. Комарова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др. Вопросам, связанным с использованием учебновоспитательных возможностей декоративно-прикладного искусства в школьной практике, уделяют внимание Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, В.Н. Петров, Б.П. Юсов и др.
Изучению татарской национальной культуры большое внимание уделяли искусствоведы Г.Ф Валеева-Сулейманова, Ф.Х. Валеев и др.
Проблема нашего исследования заключается в изучении теоретикометодологических основ для выявления сущности, структуры и содержания процесса этнохудожественного воспитания школьников в средствами декоративно-прикладного искусства.
Тема исследования: «Этнохудожественное воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства».
Цель исследования - изучить теоретико-методологические основы этнохудожественного воспитания школьников средствами декоративноприкладного искусства.
Объект исследования - этнохудожественное воспитание школьников. Предмет исследования - процесс этнохудожественного воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Изучить исторические и теоретические основы этнохудожественного воспитания школьников
2. Рассмотреть сущность, задачи, функции и содержание этнохудожественного воспитания школьников;
3. Охарактеризовать декоративно-прикладное искусство как средство этнохудожественного воспитания школьников.
4. Разработать и представить программу студии декоративноприкладного искусства МБОУ "Черемшанский лицей" Черемшанского муниципального района РТ.
Гипотеза исследования. Процесс этнохудожественного воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства будет эффективным, если:
- будет изучена и проанализирована философская, культурологическая, педагогическая литература по проблеме исследования;
- будут раскрыты сущность, задачи и функции этнохудожественного воспитания школьников;
- будут изучены старинные образцы декоративно-прикладного искусства, отображающие национальную специфику татарского народа, способствующие этнохудожественному воспитанию школьников.
Теоретическая значимость исследования. Уточнено понятие «этнохудожественное воспитание», которое в исследовании определяется как целенаправленный педагогический процесс приобщения личности школьника к этнической культуре (культурам) в образовательных организациях. Рассмотрены сущность, задачи, функции и содержание этнохудожественного воспитания школьников.
Практическая значимость. Проведенное исследование стало основой разработки программы студии декоративно-прикладного искусства МБОУ "Черемшанский лицей" Черемшанского муниципального района РТ. Материалы исследования могут быть полезны учителям общеобразовательных школ, педагогам учреждений дополнительного образования, преподавателям в области искусства ССУЗов и вузов, студентам, обучающимся по направлениям художественного образования.
В первой главе «Исторические и теоретические основы этнохудожественного воспитания школьников» дается сущностносодержательная характеристика понятия «этнохудожественное воспитание», рассматриваются сущность, задачи и функции и содержание этнохудожественного воспитания школьников/
Во второй главе «Методологические основы этнохудожественного воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства» представлено декоративно-прикладное искусство как средство этнохудожественного воспитания школьников, программа студии Декоративно-прикладного искусства.
Методологической основой исследования явились концепции и идеи отечественных ученых о всеобщей связи, целостности и системности явлений существующего мира, концепции о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и личности, философские идеи о национальном характере и национальных образах мира, о «диалоге» культур как одном из факторов культурного самосознания народа, о роли окружающей среды как объективной реальности в творчестве народов и отдельной личности, концепции истоков, бытования и развития народного искусства в современном мире.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение над выпускной квалификационной работой мы можем сделать следующие выводы:
- Актуальность проблемы этнохудожественного воспитания учащихся в условиях социума обусловлена существующими тенденциями в современной социально-экономической и социокультурной ситуации, которые предъявляют повышенные требования к уровню воспитанности выпускников школ, сформированности у них ценностно-смысловых установок, обеспечивающих их жизнеспособность и жизнедеятельность в окружающем этнокультурном пространстве.
- Этнохудожественное воспитание школьников рассматривается с учетом «проникновения» массовых коммуникаций, что предполагает обновление содержания воспитательной работы на основе интеграции традиционных и современных видов искусства.
- Этнохудожественное воспитание школьника представляет собой целостный процесс, направленный на формирование ценностно-смысловых установок в контексте окружающего этнокультурного пространства, отличающегося культурным многообразием, в силу чего обеспечивается готовность школьника к деятельности по возрождению и развитию национально-культурных ценностей народа.
В ходе нашего исследования мы разработали программу студии декоративно-прикладного искусства, которая будет реализована на базе МБОУ "Черемшанский лицей" Черемшанского муниципального района РТ.
Практическая часть нашей работы заключается в изготовлении сундука, украшенного резьбой.



1. Альшевская Л. А. Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы. Дисс. ...канд. пед. наук. Минск, 1993. - 150 с.
2. Ангархаева Е.А. Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся(региональный аспект). Автореферат диссертации на соис. уч. ст. к. пед. наук. Улан-Удэ, 2003. -21с.
3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - 352 с.
4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе./ Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. - 268 с.
5. Байтуганов В.И. Школа русской традиционной культуры «Васюганье» как форма этнокультурного и художественного образования./ В.И. Байтуганов.- Бердск: прошлое, настоящее, будущее: Сборник статей и материалов. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998.- Вып.4.16-18с.
6. Бакланова Т.И., Ершова Л.В., Шпикалова Т.Я. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации // Марийский государственный университет- Йошкар-Ола. 2005. 32 с.
7. Банников В.Н. Этнохудожественное образование в России (на примере Ханты-Мансийского автономного округа-Югры). Искусство и образование №5(49) 2007. - 46-51 с.
8. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М. - Воронеж, 2000. -168 с.
9. Белова А.Н. Формирование образовательных компетенций в этнохудожественном образовании / журнал Педагогика 2009 №3 С.70- 73.
10. Бердяев Н.А. Философия свободы. - М.: Правда, 1911. - 254 с.
11. Блонский П.П. О национальном воспитании // Вестник воспитания. 1915. №4. С.1-38.
12. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Валеев Ф.Х. Древнее искусство Татарии. - Казань: Татарское книжное издательство, 2002. - 104 с.
13. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
14. Воробьева Т.П. Воспитание этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей. Автореферат на сос. уч. ст. к. пед. наук. Челябинск 2006. - 22с.
15. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи / В.В. Гаврилюк, В.В. Маленков // Социологические исследования. - 2010. - N 4. - С. 44-50.
16. Гарунов Э. Школа со смешанным национальным составом // Народное образование. - 1993. - № 5. С. 62-64.
17. Гасанов З. Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999. - 320 с.
18. Голошумова Г. С. Этнохудожественное воспитание сельских школьников. М.,2011. - 294 с.
19. Голошумова Г. С., Свинина Н. Г. Этнокультурное образование школьников. // Начальная школа. - 2003. - №8. С.23-27.
20. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М., 1999. - 208 с.
21. Ершова Л. В. Становление непрерывной и преемственной системы этнохудожественного образования: теория и практика. Шуя, 2004. - 195 с.
22. Ершова Л.В. Научные принципы разработки содержания этнохудожественного образования. - //Наука и школа №1, 2008. -С.3-5
23. Кашапова Л. М. Непрерывное этномузыкальное образование как
целостная национально-региональная образовательная система.
М.,2006. - 392 с.
24. Колякина В. И. Этнохудожественное образование как средство воспитания толерантности в межкультурном общении. // Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. И. Ю. Добродеевой. Шуя, 2005. С.59-61.
25. Лебедева Н.М. Межкультурный диалог в школе. Кн.1. Теория и методология: Научное издание./ Н.М. Лебедева., Т.Г. Стефаненко., О.В.Лунева, -М.: Изд-во РУДН, 2004.- 195с.
26. Лернер, П.С. Проектирование образовательной среды по формированию профориентационно значимых компетентностей учащихся / П.С. Лернер // Народное образование. - 2007. - №5. - С. 8692.
27. Макаева Г. Г., Малькова З. А, Супрунова Л. Л. Поликультуное образование - актуальная проблема современной школы. // Педагогика. - 1999. - №4. - С.3-10.
28. Нестеренко А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков: Учебное пособие / Науч. Ред. Т.И. Бакланова./ А.В. Нестеренко - М.: МГУКИ, 2008. - 209 с.
29.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.- 4-е изд. - М.: ООО А. ТЕМП, 2007. - 944 с.
30. Павлова И.Ю. Этнохудожественное образование в высшей школе: методологический аспект/ журнал Высшее образование в России 2009г.№ 2. - 57с.
31. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие / Под ред. Д. И. Латышиной. М., 2004. - 303 с.
32. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурой компетентности. Журнал Педагогика №3 2005г. с.35-42.
33. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
34. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. - 557 с.
35. Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О национально-культурной автономии" (17 июня 1996 г.).
36. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук / В.К. Шаповалов М.: Типография МПГУ, 1997г.,36с.
37. Шпенглер О. Закат Европы. - М: Наука, 1993.- 592 с.
38. Шпикалова Т. Я., Бакланова Т. Т., Ершова Л. В. Концепция этнокультурного образования в РФ // Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. И. Ю. Добродеевой. Шуя, 2005. С.6-9.
39. Штейнер Р. Социальное будущее. Калуга,1993. - 20 с.
40. Шубочкина, Е. Профильное обучение: как решаются проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] // Народное образование. - 2007. - №1. - С. 152-154.
41.Энг Т. Фотография. - М.: АСТ: Астрель, 2005.- 344 с.
42. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.,2004. - 253 с.
Электронные ресурсы
43. Википедия - свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
44. Культурология. Социокультурные миры. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http: //www.tsput.ru/res/other/kulturolog/lec3. html
45. Онлайн словари: Национальное своеобразие литературы.
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.knowed.ru/index.php?name=pages&op=view&id=2100


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ