Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №63413

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
1.1 Обзор исследований функциональной асимметрии
полушарий 7
1.2 Специфика полушарий головного мозга 16
1.3 Латерация полушарий: особенности психологических свойств
личности 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ
ПОЛУШАРИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация эмпирического исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 38
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Человечество проживает в асимметричном мире, поэтому и культура, наши традиции углубляют асимметричность того окружающего мира, в котором мы живем и развиваемся. Все вокруг окружено несимметричными предметами и тесно связано с закономерностями работы двух полушарий мозга человека. Каждый из нас разный, и при этом каждый человек вписывается в этот удивительный мир асимметрии по-своему [20, с. 56].
Тема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия является наиболее востребованной проблемой психологии и физиологии, связывающих их воедино. Особенности функциональной специализации правого и левого полушария мозга на сегодняшний день хорошо исследованы в науке. Существуют немало накопленных фактов, характеризующих особенности развития и закономерности функционирования зрелого мозга, в котором системы связей, объединяющие человеческий мозг и психические процессы носят устойчивый, фиксированный характер. Однако, взаимодействие и взаимосвязь психических свойств и функциональной асимметрии полушарий является интересной научной темой, которая вызывает множество споров, разногласий, противоречивых мнений, и потому требует тщательного изучения и научного подхода для подтверждения тех или иных фактов. Поэтому, тема исследования взаимосвязи личностных свойств и функциональной асимметрии полушарий является актуальной на сегодняшний день.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование взаимосвязи личностных свойств и функциональной асимметрии полушарий.
Задачами исследования стали:
1. Провести обзор научных исследований функциональной асимметрии полушарий;
2. Выявить специфику работы полушарий головного мозга;
3. Дать анализ латерации полушарий, психологических свойств личности;
4. Организовать эмпирическое исследование функциональной асимметрии полушарий и психологических свойств личности;
5. Проанализировать полученные результаты.
Объектом исследования стали учащиеся старших классов.
Предметом - психологические свойства личности и межполушарная
асимметрия.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, обобщение), психодиагностический метод с использованием: 1. Аппаратурно
программного комплекса «Активациометр АЦ-9К»; 2. опросника Мини- Мульт (сокращенный многофакторный опросник для исследования личности - СМОЛ) (адаптированный в русском варианте В.П. Зайцевым и В.Н. Козюлей); методы математической статистики для обработки эмпирической информации с помощью t-критерия Стьюдента, корреляционного анализа Пирсона.
Гипотеза исследования явилось предположение о взаимосвязи личностных черт и межполушарной асимметрии.
Теоретическо-методологической основой исследования стали научные труды в области межполушарной асимметрии зарубежных ученых, фундаментальные открытия которых легли в основу отчественной психологии. Это труды: Ф. Галля и его учение о френологии; Марка Дакса, доказавшего, что каждая половина мозга контролирует собственные, присущие ему специфические функции (в частности, речь контролируется левым полушарием); научные труды Эрнста Обуртено о локализации центра речи в лобных долях; Поля Брока о доминантности полушарий головного мозга; Дж. Джексон выдвинул идею о "ведущем" полушарии; вслед за ним К. Вернике доказал, что повреждение задней части височной доли левого полушария может вызвать затруднения в понимании речи.
В отечественной психологической науке существует ряд фундаментальных исследований межполушарного взаимодействия: российский ученый А.Я. Кожевников являлся основателем френологического (мозгового) направления медицины в России; Б.Г. Ананьев впервые предложил подход к изучению вопроса межполушарного взаимодействия по принципу симметрия-асимметрия; У. Пенфилд применил для лечения эпилепсии, не поддающейся лекарственному лечению, операцию удаления части мозга и разрезание комиссур; А.Р. Лурия являлся создателем нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций.
Результаты проведенного нами исследования взаимосвязи личностных свойств и функциональной асимметрии полушарий старшеклассников имеют как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты анализа теоретической главы являются обобщенными, представляют собой научный обзор и могут быть использованы в последующих изучениях данной области.
В практическом применении итоги исследования могут быть применены в рамках образовательной сферы, будут необходимы для студентов, изучающих структуру и строение мозга, для родителей, заинтересованных в эффективном развитии своих детей, педагогам общеобразовательных учреждений.
Каждый ученик нуждается в индивидуальном подходе при обучении, которое должно учитывать как психологические, так и физиологические данные. Счастлив будет тот ребенок, воспитатели которого найдут для него ту единственную дорожку, которая именно его быстрее всего приведет к цели [31, с. 14].
Эмпирическая база исследования: респондентами в данном исследовании являются учащиеся старших классов МБОУ СОШ № 2, 3, 4 г.Елабуга. Совокупная выборка составила 96 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Межполушарная асимметрия мозга - (от лат. asymmetria — несоразмерность) характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга; фундаментальная закономерность работы головного мозга не только человека, но и животных. У всех людей одно из полушарий мозга доминирует над другим, и человечество делится на две неравные части: «левополушарных» и «правополушарных». В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию.
Нами было проведено исследование, целью которого явилось выявление различий в проявлении психологических свойств личности у лево- и правополушарных учащихся старших классов. Эмпирическая выборка составила 96 студентов 16-17 лет. Диагностика полушарной активности проводилась с помощью диагностического аппаратурно - программного комплекса «Активациометр АК - 9К», а диагностика психологических свойств личности - опросника Мини-Мульт
(сокращенный многофакторный опросник для исследования личности - СМОЛ), адаптированный в русском варианте (СМОЛ) В. П. Зайцевым и В. Н. Козюлей. В результате нашего исследования средние значения психологических свойств личности «левополушарных» и
«правополушарных» отличаются друг от друга. Так, левополушарные отличаются сознательностью, упорством, практичностью, честностью, самоконтролем, консервативностью, осторожностью, организованностью, пунктуальностью, педантичностью, аккуратностью конформностью, бережливостью, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии. Для правополушарных более характерно общительность, оптимистичность, они легки на подъем. Они с простотой вступают в контакты (в том числе и холодные, нет страха перед возможной негативной реакцией), отсутствует страх перед публичными выступлениями.легкомысленны и поверхностны, но вместе с тем легки, подвижны и инициативны. Инициатива их не пугает, потому что они не загадывают наперед, не задумываются о последствиях. Именно они становятся душой компании, лидерами движений и активистами. Учащиеся с межполушарной уравновешанностью совмещают в себе характеристики и правополушарных и левополушарных. Получая особые оригинальные и неповторимые свойства личности. Они внимательны, облают низким уровнем самооценки, то есть считают свои возможности, способности невысокими, отсюда и собственные малейшие удачи они всегда переоценивают. Бесконфликтны, бесстрастны, выдержанны, спокойны.
«Левополушарным» старшеклассникам присуща чувствительность, неуверенность в себе, склонность к тревогам, робость, застенчивость. Возможно у них отмечается тревога, ощущение неопределенной угрозы. «Праволошурных» можно охарактеризовать как активных, деятельных, энергичных и жизнерадостных. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.



1. Ананьев, Б.Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения. Вопросы психологии / Б. Г.Ананьев. - М.: 1963. с. 81- 89.
2. Айрапетянц, М.Г. Мозг и поведение / М.Г. Айрапетянц. - М.: Наука, 2009. - 590 с.
3. Александров, Ю.И. Психофизиология / Ю. И. Александров. - СПб.: Питер, 2015. - 464 с.
4. Адрианов, О. С. Проблема структурной организации правого и левого полушарий мозга. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга /О. С. Анрианов - М.: Институт химической физики РАН, 2008. - 149с.
5. Альтман, Я. А. О роли правого полушария головного мозга человека в локализации источника звука. / Я. А. Альтман, С. Ф. Войтулевич Взаимоотношения полушарий мозга. - 2012. - № 3.- С. 6 - 7.
6. Анищенко, Т.Г. Физиология высшей нервной деятельности / Т.Г. Анищенко, О.В.Глушковская-Семячкина, Л. Н. Шорина, Н. Б. Игошева - Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 2011. - 96 с.
7. Анохин, Л.К. Химический континуум мозга как механизм отражения действительности. Вопросы философии / Л. К. Анохин 2016. № 6. С. 107 - 118.
8. Балонов, Л.Я. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности /Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий / В. Л. Деглин, Т. В. Черниговская. 2012. №8. С. 99 - 115.
9. Бару, А. В. Функциональная специализация полушарий и опознание речевых и неречевых звуковых сигналов / А. В. Бару // Сенсорные системы. -2014. - №15. - С. 85 - 114.
10. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн // М.: Медицина, 2013. - 349 с.
11. Болдырева, И.О. Очерки функциональной асимметрии полушарий головного мозга / И. О. Болдырева. - Новосибирск: НГПУ, 2003. - 120 с.
12. Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина. - М.: Медицина, 2003. - 240 с.
13. Бианки, В.Л. Механизмы парного мозга / В.Л. Бианки. - М.: Наука, 2008. - 263 с.
14. Великанова, Л.К. Физиологические основы психологии / Л. К. Великанова. - Новосибирск: НГПУ, 2013. - 68 с.
15. Грицышин, М.А. Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии / М.А. Грицышин. - М.: Академия, 2011. - 250 с.
16. Грюссер, П. Функциональная асимметрия мозга и ее значение для искусства, эстетического восприятия и художественного творчества /П.Грюссер, А. Зелке,Т. Цинда. - М.: Наука, 2015. - 299 с.
17. Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 218 с.
18. Девагко, Л.В. Взаимодействие полушарий головного мозга у человека / В.Л. Девалго. - М.: Эксмо-Пресс, 2013. - 240 с.
19. Деглин, В.Л. Функциональная асимметрия мозга и гетерогенность мышления или как решаются силлогизмы с ложными посылками в условиях преходящего угнетения одного полушария // Нейропсихология сегодня.2015. №8. С. 28 - 38.
20. Еремеева, В.Д., Мальчики и девочки - два разных мира / В.Д. Еремеева, Т. П. Хризман. - М.: Пресс, 2008. - 165 с.
21. Ермаков, П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга / П.Н. Ермаков. - Ростов-на-Дону: Пифагор, 2008. - 97 с.
22. Ильин, В.П. Дифференциальная психофизиология / В.П. Ильин. - СПб: ПИТЕР, 2011. - 104 с.
23. Кауфман, Д.А. Опознание вербальных стимулов и функциональная асимметрия мозга // Физиология человека / Д.А. Кауфман , О.П. Траченко. 2015. № 3. С. 395.
24. Кизель, В.А. Физические причины диссимметрии живых систем / В.А. Кизель. - М.: Наука, 2005. - 118 с.
25. Кураев, Г.А. Межполушарное распределение функций / Г.А.Кураев. - М.: МГУ, 2014. - 396 с.
26. Куприянов, В.В. Методологические проблемы анатомии человека / В.В. Куприянов, Б.А. Никитюк. - М.: Медицина, 2010. - 192 с.
27. Ларина, О.В.Лауреаты Нобелевской премии / О.В. Ларина, Т.В. Гитун. - М.: Дом Славянской книги, 2016. - 431 с.
28. Лурия, А.Р. Мозг человека и психологические процессы / АР. Лурия. - М.: МГУ, 2007. - 540 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ