ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
1.1 Обзор исследований функциональной асимметрии
полушарий 7
1.2 Специфика полушарий головного мозга 16
1.3 Латерация полушарий: особенности психологических свойств
личности 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ
ПОЛУШАРИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация эмпирического исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 38
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
1.1 Обзор исследований функциональной асимметрии
полушарий 7
1.2 Специфика полушарий головного мозга 16
1.3 Латерация полушарий: особенности психологических свойств
личности 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ
ПОЛУШАРИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация эмпирического исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 38
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Человечество проживает в асимметричном мире, поэтому и культура, наши традиции углубляют асимметричность того окружающего мира, в котором мы живем и развиваемся. Все вокруг окружено несимметричными предметами и тесно связано с закономерностями работы двух полушарий мозга человека. Каждый из нас разный, и при этом каждый человек вписывается в этот удивительный мир асимметрии по-своему [20, с. 56].
Тема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия является наиболее востребованной проблемой психологии и физиологии, связывающих их воедино. Особенности функциональной специализации правого и левого полушария мозга на сегодняшний день хорошо исследованы в науке. Существуют немало накопленных фактов, характеризующих особенности развития и закономерности функционирования зрелого мозга, в котором системы связей, объединяющие человеческий мозг и психические процессы носят устойчивый, фиксированный характер. Однако, взаимодействие и взаимосвязь психических свойств и функциональной асимметрии полушарий является интересной научной темой, которая вызывает множество споров, разногласий, противоречивых мнений, и потому требует тщательного изучения и научного подхода для подтверждения тех или иных фактов. Поэтому, тема исследования взаимосвязи личностных свойств и функциональной асимметрии полушарий является актуальной на сегодняшний день.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование взаимосвязи личностных свойств и функциональной асимметрии полушарий.
Задачами исследования стали:
1. Провести обзор научных исследований функциональной асимметрии полушарий;
2. Выявить специфику работы полушарий головного мозга;
3. Дать анализ латерации полушарий, психологических свойств личности;
4. Организовать эмпирическое исследование функциональной асимметрии полушарий и психологических свойств личности;
5. Проанализировать полученные результаты.
Объектом исследования стали учащиеся старших классов.
Предметом - психологические свойства личности и межполушарная
асимметрия.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, обобщение), психодиагностический метод с использованием: 1. Аппаратурно
программного комплекса «Активациометр АЦ-9К»; 2. опросника Мини- Мульт (сокращенный многофакторный опросник для исследования личности - СМОЛ) (адаптированный в русском варианте В.П. Зайцевым и В.Н. Козюлей); методы математической статистики для обработки эмпирической информации с помощью t-критерия Стьюдента, корреляционного анализа Пирсона.
Гипотеза исследования явилось предположение о взаимосвязи личностных черт и межполушарной асимметрии.
Теоретическо-методологической основой исследования стали научные труды в области межполушарной асимметрии зарубежных ученых, фундаментальные открытия которых легли в основу отчественной психологии. Это труды: Ф. Галля и его учение о френологии; Марка Дакса, доказавшего, что каждая половина мозга контролирует собственные, присущие ему специфические функции (в частности, речь контролируется левым полушарием); научные труды Эрнста Обуртено о локализации центра речи в лобных долях; Поля Брока о доминантности полушарий головного мозга; Дж. Джексон выдвинул идею о "ведущем" полушарии; вслед за ним К. Вернике доказал, что повреждение задней части височной доли левого полушария может вызвать затруднения в понимании речи.
В отечественной психологической науке существует ряд фундаментальных исследований межполушарного взаимодействия: российский ученый А.Я. Кожевников являлся основателем френологического (мозгового) направления медицины в России; Б.Г. Ананьев впервые предложил подход к изучению вопроса межполушарного взаимодействия по принципу симметрия-асимметрия; У. Пенфилд применил для лечения эпилепсии, не поддающейся лекарственному лечению, операцию удаления части мозга и разрезание комиссур; А.Р. Лурия являлся создателем нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций.
Результаты проведенного нами исследования взаимосвязи личностных свойств и функциональной асимметрии полушарий старшеклассников имеют как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты анализа теоретической главы являются обобщенными, представляют собой научный обзор и могут быть использованы в последующих изучениях данной области.
В практическом применении итоги исследования могут быть применены в рамках образовательной сферы, будут необходимы для студентов, изучающих структуру и строение мозга, для родителей, заинтересованных в эффективном развитии своих детей, педагогам общеобразовательных учреждений.
Каждый ученик нуждается в индивидуальном подходе при обучении, которое должно учитывать как психологические, так и физиологические данные. Счастлив будет тот ребенок, воспитатели которого найдут для него ту единственную дорожку, которая именно его быстрее всего приведет к цели [31, с. 14].
Эмпирическая база исследования: респондентами в данном исследовании являются учащиеся старших классов МБОУ СОШ № 2, 3, 4 г.Елабуга. Совокупная выборка составила 96 человек.
Тема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия является наиболее востребованной проблемой психологии и физиологии, связывающих их воедино. Особенности функциональной специализации правого и левого полушария мозга на сегодняшний день хорошо исследованы в науке. Существуют немало накопленных фактов, характеризующих особенности развития и закономерности функционирования зрелого мозга, в котором системы связей, объединяющие человеческий мозг и психические процессы носят устойчивый, фиксированный характер. Однако, взаимодействие и взаимосвязь психических свойств и функциональной асимметрии полушарий является интересной научной темой, которая вызывает множество споров, разногласий, противоречивых мнений, и потому требует тщательного изучения и научного подхода для подтверждения тех или иных фактов. Поэтому, тема исследования взаимосвязи личностных свойств и функциональной асимметрии полушарий является актуальной на сегодняшний день.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование взаимосвязи личностных свойств и функциональной асимметрии полушарий.
Задачами исследования стали:
1. Провести обзор научных исследований функциональной асимметрии полушарий;
2. Выявить специфику работы полушарий головного мозга;
3. Дать анализ латерации полушарий, психологических свойств личности;
4. Организовать эмпирическое исследование функциональной асимметрии полушарий и психологических свойств личности;
5. Проанализировать полученные результаты.
Объектом исследования стали учащиеся старших классов.
Предметом - психологические свойства личности и межполушарная
асимметрия.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, обобщение), психодиагностический метод с использованием: 1. Аппаратурно
программного комплекса «Активациометр АЦ-9К»; 2. опросника Мини- Мульт (сокращенный многофакторный опросник для исследования личности - СМОЛ) (адаптированный в русском варианте В.П. Зайцевым и В.Н. Козюлей); методы математической статистики для обработки эмпирической информации с помощью t-критерия Стьюдента, корреляционного анализа Пирсона.
Гипотеза исследования явилось предположение о взаимосвязи личностных черт и межполушарной асимметрии.
Теоретическо-методологической основой исследования стали научные труды в области межполушарной асимметрии зарубежных ученых, фундаментальные открытия которых легли в основу отчественной психологии. Это труды: Ф. Галля и его учение о френологии; Марка Дакса, доказавшего, что каждая половина мозга контролирует собственные, присущие ему специфические функции (в частности, речь контролируется левым полушарием); научные труды Эрнста Обуртено о локализации центра речи в лобных долях; Поля Брока о доминантности полушарий головного мозга; Дж. Джексон выдвинул идею о "ведущем" полушарии; вслед за ним К. Вернике доказал, что повреждение задней части височной доли левого полушария может вызвать затруднения в понимании речи.
В отечественной психологической науке существует ряд фундаментальных исследований межполушарного взаимодействия: российский ученый А.Я. Кожевников являлся основателем френологического (мозгового) направления медицины в России; Б.Г. Ананьев впервые предложил подход к изучению вопроса межполушарного взаимодействия по принципу симметрия-асимметрия; У. Пенфилд применил для лечения эпилепсии, не поддающейся лекарственному лечению, операцию удаления части мозга и разрезание комиссур; А.Р. Лурия являлся создателем нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций.
Результаты проведенного нами исследования взаимосвязи личностных свойств и функциональной асимметрии полушарий старшеклассников имеют как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты анализа теоретической главы являются обобщенными, представляют собой научный обзор и могут быть использованы в последующих изучениях данной области.
В практическом применении итоги исследования могут быть применены в рамках образовательной сферы, будут необходимы для студентов, изучающих структуру и строение мозга, для родителей, заинтересованных в эффективном развитии своих детей, педагогам общеобразовательных учреждений.
Каждый ученик нуждается в индивидуальном подходе при обучении, которое должно учитывать как психологические, так и физиологические данные. Счастлив будет тот ребенок, воспитатели которого найдут для него ту единственную дорожку, которая именно его быстрее всего приведет к цели [31, с. 14].
Эмпирическая база исследования: респондентами в данном исследовании являются учащиеся старших классов МБОУ СОШ № 2, 3, 4 г.Елабуга. Совокупная выборка составила 96 человек.
Межполушарная асимметрия мозга - (от лат. asymmetria — несоразмерность) характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга; фундаментальная закономерность работы головного мозга не только человека, но и животных. У всех людей одно из полушарий мозга доминирует над другим, и человечество делится на две неравные части: «левополушарных» и «правополушарных». В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию.
Нами было проведено исследование, целью которого явилось выявление различий в проявлении психологических свойств личности у лево- и правополушарных учащихся старших классов. Эмпирическая выборка составила 96 студентов 16-17 лет. Диагностика полушарной активности проводилась с помощью диагностического аппаратурно - программного комплекса «Активациометр АК - 9К», а диагностика психологических свойств личности - опросника Мини-Мульт
(сокращенный многофакторный опросник для исследования личности - СМОЛ), адаптированный в русском варианте (СМОЛ) В. П. Зайцевым и В. Н. Козюлей. В результате нашего исследования средние значения психологических свойств личности «левополушарных» и
«правополушарных» отличаются друг от друга. Так, левополушарные отличаются сознательностью, упорством, практичностью, честностью, самоконтролем, консервативностью, осторожностью, организованностью, пунктуальностью, педантичностью, аккуратностью конформностью, бережливостью, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии. Для правополушарных более характерно общительность, оптимистичность, они легки на подъем. Они с простотой вступают в контакты (в том числе и холодные, нет страха перед возможной негативной реакцией), отсутствует страх перед публичными выступлениями.легкомысленны и поверхностны, но вместе с тем легки, подвижны и инициативны. Инициатива их не пугает, потому что они не загадывают наперед, не задумываются о последствиях. Именно они становятся душой компании, лидерами движений и активистами. Учащиеся с межполушарной уравновешанностью совмещают в себе характеристики и правополушарных и левополушарных. Получая особые оригинальные и неповторимые свойства личности. Они внимательны, облают низким уровнем самооценки, то есть считают свои возможности, способности невысокими, отсюда и собственные малейшие удачи они всегда переоценивают. Бесконфликтны, бесстрастны, выдержанны, спокойны.
«Левополушарным» старшеклассникам присуща чувствительность, неуверенность в себе, склонность к тревогам, робость, застенчивость. Возможно у них отмечается тревога, ощущение неопределенной угрозы. «Праволошурных» можно охарактеризовать как активных, деятельных, энергичных и жизнерадостных. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.
Нами было проведено исследование, целью которого явилось выявление различий в проявлении психологических свойств личности у лево- и правополушарных учащихся старших классов. Эмпирическая выборка составила 96 студентов 16-17 лет. Диагностика полушарной активности проводилась с помощью диагностического аппаратурно - программного комплекса «Активациометр АК - 9К», а диагностика психологических свойств личности - опросника Мини-Мульт
(сокращенный многофакторный опросник для исследования личности - СМОЛ), адаптированный в русском варианте (СМОЛ) В. П. Зайцевым и В. Н. Козюлей. В результате нашего исследования средние значения психологических свойств личности «левополушарных» и
«правополушарных» отличаются друг от друга. Так, левополушарные отличаются сознательностью, упорством, практичностью, честностью, самоконтролем, консервативностью, осторожностью, организованностью, пунктуальностью, педантичностью, аккуратностью конформностью, бережливостью, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии. Для правополушарных более характерно общительность, оптимистичность, они легки на подъем. Они с простотой вступают в контакты (в том числе и холодные, нет страха перед возможной негативной реакцией), отсутствует страх перед публичными выступлениями.легкомысленны и поверхностны, но вместе с тем легки, подвижны и инициативны. Инициатива их не пугает, потому что они не загадывают наперед, не задумываются о последствиях. Именно они становятся душой компании, лидерами движений и активистами. Учащиеся с межполушарной уравновешанностью совмещают в себе характеристики и правополушарных и левополушарных. Получая особые оригинальные и неповторимые свойства личности. Они внимательны, облают низким уровнем самооценки, то есть считают свои возможности, способности невысокими, отсюда и собственные малейшие удачи они всегда переоценивают. Бесконфликтны, бесстрастны, выдержанны, спокойны.
«Левополушарным» старшеклассникам присуща чувствительность, неуверенность в себе, склонность к тревогам, робость, застенчивость. Возможно у них отмечается тревога, ощущение неопределенной угрозы. «Праволошурных» можно охарактеризовать как активных, деятельных, энергичных и жизнерадостных. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕГО БИОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ХАРАКТЕР ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Бакалаврская работа, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ИЗМЕНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ МОЗГА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ВНЕШНЕГО БИОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ
Главы к дипломным работам, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020



