Готовые работы
»
Дипломные работы, ВКР
»
биология
»
ОСОБЕННОСТИ АДАПТИЦИИ ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ С УЧЕТОМ ИХ ВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСА И ТЕМПЕРАМЕНТА
ОСОБЕННОСТИ АДАПТИЦИИ ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ С УЧЕТОМ ИХ ВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСА И ТЕМПЕРАМЕНТА
|
Введение 3
Глава 1. Адаптация подростков 6
1.1. Школьная адаптация и состояние здоровья школьников 6
1.2. Темперамент и его конституционные свойства 10
1.3. Основные характеристики типов темперамента 13
1.4. Психофизиологические особенности подросткового возраста 15
1.5. Физиологические особенности подростков 19
Глава 2. Материалы и методы исследования 22
Глава 3. Результаты и их обсуждение 26
3.1. Результаты по методике определения темперамента и индивидуальных
свойств человека 26
3.2. Функциональная асимметрия полушарий 31
3.3. Ведущие каналы восприятия сенсорной информации 32
3.4. Результаты оценки состояния сердечно-сосудистой системы 33
3.5. Результаты оценки состояния мышечного аппарата 35
Заключение 37
Выводы 38
Список использованной литературы
Глава 1. Адаптация подростков 6
1.1. Школьная адаптация и состояние здоровья школьников 6
1.2. Темперамент и его конституционные свойства 10
1.3. Основные характеристики типов темперамента 13
1.4. Психофизиологические особенности подросткового возраста 15
1.5. Физиологические особенности подростков 19
Глава 2. Материалы и методы исследования 22
Глава 3. Результаты и их обсуждение 26
3.1. Результаты по методике определения темперамента и индивидуальных
свойств человека 26
3.2. Функциональная асимметрия полушарий 31
3.3. Ведущие каналы восприятия сенсорной информации 32
3.4. Результаты оценки состояния сердечно-сосудистой системы 33
3.5. Результаты оценки состояния мышечного аппарата 35
Заключение 37
Выводы 38
Список использованной литературы
Проблема адаптации растущей личности подросткового возраста к школьному обучению, как и в целом к разнообразным факторам среды обитания, является актуальной.
Знание её особенностей имеет педагогическую и медико-социальную значимость, особенно для организации учебно-воспитательного процесса подростков на фоне интенсивного роста и развития в период в полового созревания. Адаптация к школе - длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты. Наиболее остро она протекает в подростковом возрасте, в период становления социальных перемен и интенсификации информационных потоков.
Психофизиологическая адаптация позволяет школьникам реализовать актуальные потребности и значимые цели. Однако недооценка названных психологических особенностей в процессе обучения снижает потенциальные возможности учащихся, поскольку игнорирование индивидуальных различий обучающихся не только затрудняет учебно-воспитательный процесс, но и порождает формализм в усвоении знаний.
В настоящее время современная школа с её инновационными процессами является причиной возникновения у современных подростков стрессов, вызванных высокими учебными нагрузками, к которым школьники психически и физически не всегда готовы. Изучение уровня адаптации школьников к школьному обучению с учетом их функционального состояния является значимой и тем самым определяет актуальность проведения нашего исследования.
Цель исследования: изучение особенностей адаптации 14-15-летних подростков к учебному процессу с учетом их вегетативного статуса и темперамента.
Для достижения цели были использованы следующие задачи:
1. Определить уровень физического развития и соматического здоровья как показателей школьной адаптации у подростков.
2. Определить у подростков индивидуальные
психофизиологические свойства темперамента, связанные с учебной деятельностью.
3. Изучить особенности проявления функциональной асимметрии полушарий мозга с учетом по показатели ведущих каналов восприятия информации, доминирования полушарий мозга, определяющих учебную деятельность.
4. Определить у подростков вегетативный статус в период обучении по системным показателям гемодинамики.
Объект исследования: подростки 14-15 лет школы МБОУ «СОШ № 49 г. Белгорода».
Предмет исследования: умственная работоспособность и факторы её определяющие - функциональная асимметрия мозга; тип восприятия информации; тип ВНД и психофизиологические характеристики темперамента.
В исследовании использованы следующие методы:
1. Психофизиологическая методика «Горизонтальная восьмерка» для выявления основного типа восприятия информации и функциональной асимметрии полушарий мозга.
2. Психофизиологическая методика определения индивидуальных свойств темперамента, связанных с учебной деятельностью.
3. Методы оценки адаптации и здоровья организма по показателям динамометрии, характеризующим силу развития мышечного аппарата.
4. Унифицированные методики оценки функционального состояния сердечно сосудистой системы (пальпаторный метод оценки пульса и артериального давления по методу Короткова) и вегетативного статуса организма.
Теоретико-методической основой дипломной работы являются научные исследования по изучению физиологических механизмов процессов роста и развития, поддержания гомеостаза и обеспечения адаптации растущего организма на основе вегетативной регуляции и координации функций анимальных систем организма, ее возрастно-половых особенностей.
Практическая направленность: полученные результаты и выводы ВКР переданы в администрацию МБОУ «СОШ № 49 г. Белгорода» для ознакомления с ними методистов и классных руководителей для целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей функциональных асимметрий мозга, вегетативного статуса и адаптивно-функциональных возможностей организма каждого подростка. Полагаем, что эти знания позволят адекватно корректировать работу, как педагогов, так и каждого ученика по пути повышения эффективности учебного процесса.
Знание её особенностей имеет педагогическую и медико-социальную значимость, особенно для организации учебно-воспитательного процесса подростков на фоне интенсивного роста и развития в период в полового созревания. Адаптация к школе - длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты. Наиболее остро она протекает в подростковом возрасте, в период становления социальных перемен и интенсификации информационных потоков.
Психофизиологическая адаптация позволяет школьникам реализовать актуальные потребности и значимые цели. Однако недооценка названных психологических особенностей в процессе обучения снижает потенциальные возможности учащихся, поскольку игнорирование индивидуальных различий обучающихся не только затрудняет учебно-воспитательный процесс, но и порождает формализм в усвоении знаний.
В настоящее время современная школа с её инновационными процессами является причиной возникновения у современных подростков стрессов, вызванных высокими учебными нагрузками, к которым школьники психически и физически не всегда готовы. Изучение уровня адаптации школьников к школьному обучению с учетом их функционального состояния является значимой и тем самым определяет актуальность проведения нашего исследования.
Цель исследования: изучение особенностей адаптации 14-15-летних подростков к учебному процессу с учетом их вегетативного статуса и темперамента.
Для достижения цели были использованы следующие задачи:
1. Определить уровень физического развития и соматического здоровья как показателей школьной адаптации у подростков.
2. Определить у подростков индивидуальные
психофизиологические свойства темперамента, связанные с учебной деятельностью.
3. Изучить особенности проявления функциональной асимметрии полушарий мозга с учетом по показатели ведущих каналов восприятия информации, доминирования полушарий мозга, определяющих учебную деятельность.
4. Определить у подростков вегетативный статус в период обучении по системным показателям гемодинамики.
Объект исследования: подростки 14-15 лет школы МБОУ «СОШ № 49 г. Белгорода».
Предмет исследования: умственная работоспособность и факторы её определяющие - функциональная асимметрия мозга; тип восприятия информации; тип ВНД и психофизиологические характеристики темперамента.
В исследовании использованы следующие методы:
1. Психофизиологическая методика «Горизонтальная восьмерка» для выявления основного типа восприятия информации и функциональной асимметрии полушарий мозга.
2. Психофизиологическая методика определения индивидуальных свойств темперамента, связанных с учебной деятельностью.
3. Методы оценки адаптации и здоровья организма по показателям динамометрии, характеризующим силу развития мышечного аппарата.
4. Унифицированные методики оценки функционального состояния сердечно сосудистой системы (пальпаторный метод оценки пульса и артериального давления по методу Короткова) и вегетативного статуса организма.
Теоретико-методической основой дипломной работы являются научные исследования по изучению физиологических механизмов процессов роста и развития, поддержания гомеостаза и обеспечения адаптации растущего организма на основе вегетативной регуляции и координации функций анимальных систем организма, ее возрастно-половых особенностей.
Практическая направленность: полученные результаты и выводы ВКР переданы в администрацию МБОУ «СОШ № 49 г. Белгорода» для ознакомления с ними методистов и классных руководителей для целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей функциональных асимметрий мозга, вегетативного статуса и адаптивно-функциональных возможностей организма каждого подростка. Полагаем, что эти знания позволят адекватно корректировать работу, как педагогов, так и каждого ученика по пути повышения эффективности учебного процесса.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!

В ходе преддипломной практики была проведена экспериментальная часть ВКР, в ходе которой были отработаны практические умения и навыки, необходимые педагогам для правильного построения траектории обучения и формирования взаимоотношений со школьниками.
Экспериментально полученные в процессе психофизиологического исследования данные позволили выявить и проанализировать особенности адаптации подростков к текущей учебной деятельности. Рассмотрены связанных с процессом обучения школьников, с учетом особенностей их темперамента, функциональной асимметрии структур головного мозга и восприятия учебной информации. Это позволило закрепить ранее приобретенные теоретические знания и практические умения по организации и проведению экспериментального исследования, выявления, описания и интерпретации полученных данных, представления их графическом виде и в таблицах с учетом статистической обработки, оформления выводов.
В результате были сформированы выводы по основе оценки проявления свойств темперамента и функциональной асимметрии и восприятия информации, проанализированные с учетом пола подростков.
Экспериментально полученные в процессе психофизиологического исследования данные позволили выявить и проанализировать особенности адаптации подростков к текущей учебной деятельности. Рассмотрены связанных с процессом обучения школьников, с учетом особенностей их темперамента, функциональной асимметрии структур головного мозга и восприятия учебной информации. Это позволило закрепить ранее приобретенные теоретические знания и практические умения по организации и проведению экспериментального исследования, выявления, описания и интерпретации полученных данных, представления их графическом виде и в таблицах с учетом статистической обработки, оформления выводов.
В результате были сформированы выводы по основе оценки проявления свойств темперамента и функциональной асимметрии и восприятия информации, проанализированные с учетом пола подростков.
1. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «Школа-ВУЗ» [Текст] / Н. П. Абаскалова. - Барнаул, 2000. - 48 с.
2. Абросимова, М. Ю. Здоровье молодежи [Текст] / М. Ю. Абросимова и др. - Казань : «Медицина», 2009. - 198 с.
3. Акофф, Р. целеустремленных системах [Текст] / Р. Акофф, Ф. О. Эмери; пер. с англ. под. ред. И. А. Ушакова. - М. : Советское Радио,1974. - 272 с.
4. Алейникова, Т. В. Возрастная психофизиология [Текст] / Т. В. Алейникова. - Ростов-на-Дону, 2002. - 146 с.
5. Ананьева, Н. А. Состояние здоровья и адаптивные возможности школьников [Текст] / Н. А. Ананьева. - М. : 1991. - 214 с.
6. Арзикулов, А. Ш. Сравнительно-возрастные особенности клинических и патогенетических аспектов школьной дезадаптации [Текст] / А. Ш. Арзикулов, М. А. Умарова - Москва, 2012. - 210 с.
7. Баевский, Р. М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации [Текст] / Р. М. Баевский. - М. : 1989. - С. 73-78
8. Баранов, А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы и к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях [Текст] / А. А. Баранов, В. Н. Кучма, Л. М. Сухарева. - М. : ГЭОТАРО Медиа, 2000. - 437 с.
9. Баранов, А. А. Проблемы роста и развития здорового ребенка [Текст] / А. А. Баевский. - М. : 1999. - с.5
10. Безруких, М. М. Возрастная физиология: физиология развития ребенка [Текст] / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер - М.: Академия, 2003. - 416 с.
11. Бекоева, Т. А. Факторы, влияющие на адаптацию к школе [Текст] / Т. А. Бекоева, Ж. М. Дзиваева. - Владикавказ, 2016. - 115 с.
12. Болтянский, В. Г. К проблеме дифференциации школьного математического образования [Текст] / В. Г. Болтянский, Г. Д. Глейзер - М. : Академия, 1998. - 112 с.
13. Бордовский, В. А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования [Текст] / В. А. Бордовский. - СПБ. : Изд-во РГПУ, 1999. - 190 с.
14. Брагина, Н.Н. Функциональная асимметрия человека [Текст] / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова - М. : 1988. - 240 с.
15. Вацуро, Э. Г. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Пособие для преподавателей биологии средних школ [Текст] / Э. Г. Вацуро - М. : Учпедгиз, 1955. - 157 с.
16. Волкова, Л. Ю. Физическое развитие школьников Москвы современное состояние и методы оценки [Текст] / Л. Ю. Волкова, М. В. Копытько, И. Я. Конь - М. : 2004. - С. 42-46.
17. Данилова, Н. Н. Психофизиология [Текст] / Н. Н. Данилова. - М., 2000. - 89 с.
18. Ирхин, В. Н. Формирование культуры здоровья школьников на уроках [Текст] / В. Н. Ирхин. - Белгород : Политера, 2008. - 203 с.
19. Караулова, Л. К. Физиология [Текст] / Л. К. Караулова. - М. : Академия, 2009. - 245 с.
20. Карасёва, Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий [Текст] / Т. В. Карасёва. - М., 2004. - 215 с.
21. Коновалова, Е. Л Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Текст] / Е. Л. Коновалова. - Троицк, 2009. - С.46-49
22. Ковриго, Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни - важная педагогическая задача [Текст] / Н. М. Ковриго. - М. : Академия, 2004. - 78 с.
23. Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. Изд.2 [Текст] / О. А. Конопкин. - Москва, 2016. - 320 с.
24. Куинджи, Н. Н. Современная технология обучения школьников и её влияние на здоровье [Текст] / Н. Н. Куинджи, М. И. Степанова. - М. : 2000. - С. 45-48
25. Кулабухов, Д. А. Возрастная анатомия, физиология и основы медицинских знаний [Текст] / Д. А. Кулабухов. - Белгород : НИУ БелГУ, 2011.
- 112 с.
26. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н. С. Лейтес. - М., 1971. - 146 с.
27. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]. - СПб. : Питер, 2008. -583 с.
28. Мурский, Л. И. Физиологические особенности обучения и воспитания [Текст] / Л. И. Мурский. - Владимир, 1997. - 213 с.
29. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющее [Текст] / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. - М.: Академия, 2007. - 231 с.
30. Обринесова, Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков [Текст] / Н. И Обринесова, А.С. Петрухин - М. : Академия, 2000.- 376 с.
31. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М., 1999. - 289 с.
32. Псеунок, А.А. Возрастная анатомия и физиология [Текст] / А. А. Псеунок - Майкоп : Изд-во АГУ, 2008. - 268 с.
33. Русалова, В. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований [Текст] / В. М. Русалова. - М.: Академия, 1991. - 54с.
34. Сапин, М. Р. Анатомия и физкультура детей и подростков [Текст] / М. Р. Сапин, З. Г. Брыскина - М. : Академия, 2000. - 456 с.
35. Сахаров, Д. А. Медиаторы Общая физиология нервной системы [Текст] / Д. А. Сахаров. - Л. : Наука, 1979. - 167 с.
36. Сиротюк, А. Л. Психофизиологическоеосновы обучения школьников: Учебное пособие [Текст] / А. Л. Сиротюк - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 224 с.
37. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. - М. : Аркти, 2003. - 86 с.
38. Спрингер, С. Левый мозг, правый мозг [Текст] / С. Спрингер, Г. Дейч - М. : Мир, 1983. - 256 с.
39. Старцева, В. В. Основы медицинских знаний [Текст] /
В. В. Старцева. - Белгород : БелГУ, 2010 - 134 с.
40. Старцева, В. В. Гигиенические аспекты здоровьесберегающего образовательного процесса в школе [Текст] / В. В. Старцева. - Белгород : Бел- ГУ, 2010. - 216 с.
41. Тихомирова, А. Ф. Здоровый учитель - здоровые дети [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - Народное образование, 2003. - 94 с.
42. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль, изд-во ЯГПУ, 2004. - 116 с.
43. Урманцев, Ю. А. О природе правого и левого (основы теории дисс- факторов) [Текст] / Ю. А. Урманцев - М., 1978. - С. 180-195.
44. Фокин, В. Ф. Школьная успеваемость и психофизиологические характеристики подросткового темперамента [Текст] / В. Ф. Фокин. - М., 2000. - С. 153-164.
45. Филипов, П. И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни [Текст] / П. И. Филипов, В. П. Филипова. - М. : ГОУ ВУНМД МЗ РФ, 2003. - 288 с.
46. Хрипнова, А. Г. Гигиена и здоровье школьников [Текст] /
А. Г. Хрипнова, Д. В. Колесов. - М. : Просвещение, 1997. - 189 с.
47. Чайченко, Г. М. Физиология высшей нервной деятельности [Текст] / Г. М. Чайченко, П. Д. Харченко. - Киев, 1991. - 289 с.
48. Якимович, В. С. Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности подростков с избыточной массой тела [Текст] / В. С. Якимович С. В. Мусина. - М. : 2013. - 245 с.
2. Абросимова, М. Ю. Здоровье молодежи [Текст] / М. Ю. Абросимова и др. - Казань : «Медицина», 2009. - 198 с.
3. Акофф, Р. целеустремленных системах [Текст] / Р. Акофф, Ф. О. Эмери; пер. с англ. под. ред. И. А. Ушакова. - М. : Советское Радио,1974. - 272 с.
4. Алейникова, Т. В. Возрастная психофизиология [Текст] / Т. В. Алейникова. - Ростов-на-Дону, 2002. - 146 с.
5. Ананьева, Н. А. Состояние здоровья и адаптивные возможности школьников [Текст] / Н. А. Ананьева. - М. : 1991. - 214 с.
6. Арзикулов, А. Ш. Сравнительно-возрастные особенности клинических и патогенетических аспектов школьной дезадаптации [Текст] / А. Ш. Арзикулов, М. А. Умарова - Москва, 2012. - 210 с.
7. Баевский, Р. М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации [Текст] / Р. М. Баевский. - М. : 1989. - С. 73-78
8. Баранов, А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы и к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях [Текст] / А. А. Баранов, В. Н. Кучма, Л. М. Сухарева. - М. : ГЭОТАРО Медиа, 2000. - 437 с.
9. Баранов, А. А. Проблемы роста и развития здорового ребенка [Текст] / А. А. Баевский. - М. : 1999. - с.5
10. Безруких, М. М. Возрастная физиология: физиология развития ребенка [Текст] / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер - М.: Академия, 2003. - 416 с.
11. Бекоева, Т. А. Факторы, влияющие на адаптацию к школе [Текст] / Т. А. Бекоева, Ж. М. Дзиваева. - Владикавказ, 2016. - 115 с.
12. Болтянский, В. Г. К проблеме дифференциации школьного математического образования [Текст] / В. Г. Болтянский, Г. Д. Глейзер - М. : Академия, 1998. - 112 с.
13. Бордовский, В. А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования [Текст] / В. А. Бордовский. - СПБ. : Изд-во РГПУ, 1999. - 190 с.
14. Брагина, Н.Н. Функциональная асимметрия человека [Текст] / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова - М. : 1988. - 240 с.
15. Вацуро, Э. Г. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Пособие для преподавателей биологии средних школ [Текст] / Э. Г. Вацуро - М. : Учпедгиз, 1955. - 157 с.
16. Волкова, Л. Ю. Физическое развитие школьников Москвы современное состояние и методы оценки [Текст] / Л. Ю. Волкова, М. В. Копытько, И. Я. Конь - М. : 2004. - С. 42-46.
17. Данилова, Н. Н. Психофизиология [Текст] / Н. Н. Данилова. - М., 2000. - 89 с.
18. Ирхин, В. Н. Формирование культуры здоровья школьников на уроках [Текст] / В. Н. Ирхин. - Белгород : Политера, 2008. - 203 с.
19. Караулова, Л. К. Физиология [Текст] / Л. К. Караулова. - М. : Академия, 2009. - 245 с.
20. Карасёва, Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий [Текст] / Т. В. Карасёва. - М., 2004. - 215 с.
21. Коновалова, Е. Л Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Текст] / Е. Л. Коновалова. - Троицк, 2009. - С.46-49
22. Ковриго, Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни - важная педагогическая задача [Текст] / Н. М. Ковриго. - М. : Академия, 2004. - 78 с.
23. Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. Изд.2 [Текст] / О. А. Конопкин. - Москва, 2016. - 320 с.
24. Куинджи, Н. Н. Современная технология обучения школьников и её влияние на здоровье [Текст] / Н. Н. Куинджи, М. И. Степанова. - М. : 2000. - С. 45-48
25. Кулабухов, Д. А. Возрастная анатомия, физиология и основы медицинских знаний [Текст] / Д. А. Кулабухов. - Белгород : НИУ БелГУ, 2011.
- 112 с.
26. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н. С. Лейтес. - М., 1971. - 146 с.
27. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]. - СПб. : Питер, 2008. -583 с.
28. Мурский, Л. И. Физиологические особенности обучения и воспитания [Текст] / Л. И. Мурский. - Владимир, 1997. - 213 с.
29. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющее [Текст] / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. - М.: Академия, 2007. - 231 с.
30. Обринесова, Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков [Текст] / Н. И Обринесова, А.С. Петрухин - М. : Академия, 2000.- 376 с.
31. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М., 1999. - 289 с.
32. Псеунок, А.А. Возрастная анатомия и физиология [Текст] / А. А. Псеунок - Майкоп : Изд-во АГУ, 2008. - 268 с.
33. Русалова, В. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований [Текст] / В. М. Русалова. - М.: Академия, 1991. - 54с.
34. Сапин, М. Р. Анатомия и физкультура детей и подростков [Текст] / М. Р. Сапин, З. Г. Брыскина - М. : Академия, 2000. - 456 с.
35. Сахаров, Д. А. Медиаторы Общая физиология нервной системы [Текст] / Д. А. Сахаров. - Л. : Наука, 1979. - 167 с.
36. Сиротюк, А. Л. Психофизиологическоеосновы обучения школьников: Учебное пособие [Текст] / А. Л. Сиротюк - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 224 с.
37. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. - М. : Аркти, 2003. - 86 с.
38. Спрингер, С. Левый мозг, правый мозг [Текст] / С. Спрингер, Г. Дейч - М. : Мир, 1983. - 256 с.
39. Старцева, В. В. Основы медицинских знаний [Текст] /
В. В. Старцева. - Белгород : БелГУ, 2010 - 134 с.
40. Старцева, В. В. Гигиенические аспекты здоровьесберегающего образовательного процесса в школе [Текст] / В. В. Старцева. - Белгород : Бел- ГУ, 2010. - 216 с.
41. Тихомирова, А. Ф. Здоровый учитель - здоровые дети [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - Народное образование, 2003. - 94 с.
42. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль, изд-во ЯГПУ, 2004. - 116 с.
43. Урманцев, Ю. А. О природе правого и левого (основы теории дисс- факторов) [Текст] / Ю. А. Урманцев - М., 1978. - С. 180-195.
44. Фокин, В. Ф. Школьная успеваемость и психофизиологические характеристики подросткового темперамента [Текст] / В. Ф. Фокин. - М., 2000. - С. 153-164.
45. Филипов, П. И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни [Текст] / П. И. Филипов, В. П. Филипова. - М. : ГОУ ВУНМД МЗ РФ, 2003. - 288 с.
46. Хрипнова, А. Г. Гигиена и здоровье школьников [Текст] /
А. Г. Хрипнова, Д. В. Колесов. - М. : Просвещение, 1997. - 189 с.
47. Чайченко, Г. М. Физиология высшей нервной деятельности [Текст] / Г. М. Чайченко, П. Д. Харченко. - Киев, 1991. - 289 с.
48. Якимович, В. С. Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности подростков с избыточной массой тела [Текст] / В. С. Якимович С. В. Мусина. - М. : 2013. - 245 с.
Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы
Каталог работ (59073)
- Бакалаврская работа (9770)
- Диссертация (764)
- Магистерская диссертация (5819)
- Дипломные работы, ВКР (25533)
- Главы к дипломным работам (1561)
- Курсовые работы (5459)
- Контрольные работы (5071)
- Отчеты по практике (720)
- Рефераты (1021)
- Задачи, тесты, ПТК (462)
- Ответы на вопросы (99)
- Статьи, Эссе, Сочинения (448)
- Бизнес-планы (35)
- Чертежи (6)
- Шаргалки (4)
- Презентации (62)
- РГР (77)
- Авторефераты (РГБ) (378)
- Диссертации (РГБ) (1596)
- Прочее (188)
Новости
06.01.2018
Помощь студентам и аспирантам в выполнении работ от наших партнеров

Помощь в выполнении учебных и научных работ на заказ ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ
дальше»» Все новости
Статьи
- Где лучше заказывать диссертации и дипломные?
- Выполнение научных статей
- Подготовка диссертаций
- Подводные камни при написании магистерской работы
- Помощь в выполнении дипломных работ
»» Все статьи
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы