ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Постмодернизм в литературе Турции ХХ - XXI веков 8
1.1. Основные этапы становления и развития турецкого постмодернизма 8
1.2. Жизнь и творчество Элиф Шафак как представительницы «второй
волны» турецкого постмодернизма 23
ГЛАВА 2. Идейно-тематические особенности романа через призму постмодернизма 36
2.1. Тематика и проблематика произведения 36
2.2. Постмодернистская стилистика и изобразительно-выразительные
средства в романе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
Турецкий постмодернизм, у истоков которого в 80-х гг. ХХ в. стояли Пынар Кюр, Орхан Памук, Бильге Карасу, Муратхан Мунган и др. в 90-х гг. перешел на вторую стадию развития. Среди представителей «второй волны» , турецкого постмодернизма (Хасан Али Топташ, Ихсан Октаи Анар, Перихан Магден, Кюршат Башар и др.) Элиф Шафак занимает особое место. Сочетая в своем творчестве западные и восточные традиции, писательница, раскрывает истории женщин, меньшинств, иммигрантов, субкультур и молодежи, то есть в своих работах поднимает актуальные темы и проблемы современной действительности. Ее произведения основываются на разнообразных культурных и литературных традициях, а также на глубоком интересе к философии, истории, суфизму, фольклору и культурной политике.
Э. Шафак родилась во Франции в турецкой семье. Развод родителей, а затем ее переезд с матерью-одиночкой в Турцию потрясли детскую психику Э. Шафак.
Вспоминая о своем детстве, проведенном в Анкаре, Шафак говорит: «По соседству жили большие семьи, где отцы были главными в доме. Я выросла, видя мою мать - разведенную женщину - в патриархальной среде. В действительности, передо мной предстали два типа женщин. С одной стороны, моя мать - хорошо образованная, светская, современная, прозападная турецкая женщина. С другой стороны, моя бабушка, которая тоже меня воспитывала - более духовная, менее образованная и, определенно, менее рациональная. Это была женщина, которая гадала на кофейной гуще, чтобы увидеть будущее и плавила свинец в загадочные формы, чтобы защитить от сглаза...» . Эти воспоминания детства нашли отражение в произведениях Э. Шафак.
Наиболее актуальным для Э. Шафак становится вопрос об изменении облика и значения культуры в рамках как общественной, так и индивидной жизни. Роман «Baba ve Pi?» (Отец и внебрачная дочь) отражает в себе эти переживания, через главных персонажей романа: Асьи Казанджи - турчанки, живущей в Стамбуле, с четырьмя тетями-одиночками, и Армануш Чакмакчиян - армянкой, из Аризоны, чья мать Роуз Чакмакчиян, во втором своем браке вышла замуж за турка Мустафу Казанджи.
Все мужчины в семье Казанджи умерли, не достигнув 40 лет. Поэтому, Мустафа, пытаясь избежать семейного «проклятья», уехал жить в Америку, где и встретил мать Армануш. Непростые отношения с армянской стороны в семьи Чакмакчиян вынуждают Армануш тайно улететь в Стамбул, чтобы разобраться в вопросе своей идентичности. Девушка останавливается в семье своего отчима и становится близкой подругой Асьи. Далее по ходу развития сюжета и накалу всех перипетий, затронувших каждую из семей, Э.Шафак последовательно затрагивает в романе одну за другой проблемы «эмиграции», «мультикультурализма», а также подрыва «дома», «народа» и «личности», что актуально на сегодняшний день.
Новизна данной работы определяется недостаточной разработанностью исследований касающихся представителей «второй волны» турецкого постмодернизма и на наш взгляд не получила исчерпывающего освещения в отечественной научной литературе. Исключение составляют труды отечественных тюркологов М.М. Репенковой и О.В. Каревой , которые в своих исследованиях рассматривают ряд представителей «второй волны» турецкого постмодернизма, в том числе и Э.Шафак. Данная работа посвящена исследованию постмодернистской тенденции в современной турецкой литературе и, в частности, творчеству Э. Шафак. Особое внимание в работе уделено анализу постмодернистских категорий, нашедших отражение в романе Элиф Шафак «Отец и внебрачная дочь».
Объектом исследования работы служит роман «Отец и внебрачная дочь».
Предметом данного исследования является идейно-тематический анализ содержательной части романа для определения национального самосознания, как социального феномена.
Цель данной дипломной работы - выявление с позиции литературоведения изменений национального самосознания и культурной идентичности в романе «Отец и внебрачная дочь» Элиф Шафак.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1. Исследовать процесс развития турецкой прозы в ХХ - XXI в. и обнаружить этапы возникновения и становления постмодернистского направления;
2. Провести идейно-тематический анализ романа «Отец и внебрачная дочь» через парадигму постмодернизма.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что исследование романа «Отец и внебрачная дочь» Элиф Шафак является определенным вкладом в изучение истории турецкой литературы. Результаты проведенного исследования могут использоваться при изучении курса современной литературы Турции. Кроме того, полученные результаты могут быть использованы во время анализа схожих литературных явлений и процессов в национальных литературах в целом.
Научными источниками данной работы послужили: работы
отечественных и зарубежных ученых, литературоведов, таких как «Введение в литературоведение» Г.Н. Поспелова, «Теория литературы: учебное пособие для вузов» Э.Я. Фесенко. Теоретико-методологической базой исследования являются труды теоретиков литературы: М. М Бахтина, Б.О. Кормана, Ю.М. Лотмана, И.С. Скоропановой и других. Труды отечественных туркологов, посвящённые турецкому литературному постмодернизму: М.М. Репенкова «Вращающиеся зеркала. Постмодернизм в литературе Турции», диссертация А.С. Сулеймановой «Постмодернизм в современном турецком романе (на примере творчества Орхана Памука)». Труды зарубежных исследователей: Эджевит Йылдыз «Turk Romaninda Postmodernist Acilimlar» (Новые подходы в турецком постмодернизме), Инджи Энгинюн «Cumhuriyet Donemi Turk Edebiyati» (Турецкая литература в республиканский период), Экрем Гузель «1980 - 2000 Yillari Arasinda Turk Romaninda Postmodern Yansimalar» (Постмодернистские отражения в романах Турции 1980-2000 годов).
В данной дипломной работе использованы следующие методы исследования:
психоаналитический благодаря которому мы рассматриваем подсознательное и бессознательное поведение персонажей романа;
биографический метод устанавливает связи между биографией автора и особенностями романа;
в рамках культурно-исторического метода роман трактуется как продукт общественной жизни и конкретных культурно-исторических условий;
и постмодернистский метод, при котором роман понимается как дискурс, а художественный образ заменен симулякром.
Структура дипломной работы включает введение, две главы, список литературы, заключение и два приложения.
В первой главе рассматриваются основные этапы становления и развития постмодернизма в Турции, а также биография Элиф Шафак.
Вторая глава раскрывает идейно-тематические особенности романа Э. Шафак «Отец и внебрачная дочь».
В заключении подведены итоги, соответствующие целям и задачам, а также изложены основные результаты исследования.
Список литературы содержит перечень теоретических трудов, источников, словарей, использованных при написании дипломной работы.
В приложении 1 приводится оригинал отрывков из романа «Отец и внебрачная дочь», демонстрирующих, на наш взгляд, наиболее важные моменты романа.
В приложении 2 дано генеалогическое древо, составленное нами на основе родственных связей в романе.
Роман был полностью переведен нами с оригинала.
Вторая волна» турецкого литературного постмодернизма является новым направлением в литературе Турции последней четверти XX - начала XXI в., представителями которой является небольшой группой писателей, начинавших свою творческую деятельность в 90-х гг. XX в. «Второй волне» постмодернизма характерно обращение к литературе символического моделирования в 1990-е гг. литература постмодернизма развивается в мощное течение, которое в 2000-е гг. превращается в преобладающее направление культурной жизни Турции.
На данный момент турецкая литература находится в постоянном развитии и популяризации, что способствует увеличению и разнообразию тем и приемов, используемых авторами.
Изучив этапы возникновения и становления постмодернистского направления, мы можем сделать следующие выводы:
Первооткрывателем турецкого постмодернизма выступил Огуз Атай с романом «Неудержимые» (Tutunamayanlar) в 1970. В то время интеллектуалы турецких романистов не знали ни постмодернистской, ни модернистской литературы. Поэтому роман Огуз Атайа вызвал противоречивые оценки критиков. Следующим романом, оказавшимся столь же непонятным критикам, стал роман Орхана Памука «Черная книга» (Kara Kitap) выпущенный в 1990 году. Однако роман О. Памука был признан в европейских странах, и турецкие критики по-другому взглянули на социальный реализм. После этого постмодернизм приобрел другое восприятие и стал популярным направлением в Турции. Нами были рассмотрены основные представители «второй волны», а именно: Хасан Али Топташ, Ихсан Октаи Анар, Перихан Магден, Кюршат Башар, а также Элиф Шафак. Эти писатели в своих работах обращаются к таким постмодернистским приемам, как плюрализм, метапроза, интертекстуальность, многоуровневость, магический реализм и фабуляция. В своем творчестве они поднимают острые социальные вопросы. Писатели второй волны прибегают к нарративистской модификации и символическому моделированию.
Как заявляет Орхан Памук не все представители современной турецкой прозы способны противостоять правительству и народу Турции поднимая темы, которые не принято выносить на всеобщий обзор. Но Элиф Шафак, своим романом «Отец и внебрачная дочь» доказала, что она в числе писателей, которые не бояться поднимать «табуированные» темы в своих работах. В романе «Отец и внебрачная дочь» романистка пишет не о всем известной трагедии, а о ее последствиях. Спустя век, эхо до сих пор сказывается на новом поколении. До сих пор рушатся семьи, до сих пор не могут воссоединиться родственники. За роман связанный с историческими событиями 1915 - 1917 годов на Э. Шафак было заведено уголовное дело за оскорбление турецкой нации по 301 статье УК Турции. После долго разбирательства, все обвинения были сняты.
Проведя анализ произведения, мы пришли к следующим выводам: Тематикой романа Элиф Шафак «Отец и внебрачная дочь» являются «эмиграции», «транскультурализма» и подрыв понятий «дома», «народа» и «личности». К ряду социальных тем относятся такие, как религия, терпимость, суеверия, проблемы женщин, осложнения современности, судьба. Проблематика романа связана с личной судьбой Элиф Шафак, которую она отражает в романах. Проблема «стёртого», «трансформирующегося» культурно-национального компонента, проблема поиска идентичности и новых путей выживания личности. В
постмодернистском романе «Отец и внебрачная дочь» Элиф Шафак придав «пищевые» свойства предметам и названиям глав текстуализировала персонажей, семьи и сам роман. Также использовала прием интертекстуальности, вставляя в повествование романа сказки и коранические сказания. И магический реализм, с помощью которого Э. Шафак вкрапляет в роман магические элементы в сюжет, примером являются джины, предсказания, путешествия во времени.
По итогам проделанной работы мы можем сделать вывод о том, что поставленная нами цель и задачи достигнуты. А именно: выявлены с позиции литературоведения изменения национального самосознания и культурной идентичности в романе Элиф Шафак «Отец и внебрачная дочь», исследован процесс развития турецкой прозы в ХХ - XXI в., обнаружены этапы возникновения и становления постмодернистского направления, проведен идейно-тематический анализ романа «Отец и внебрачная дочь» через призму постмодернизма.
Общетеоретическая литература
1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит. - 1975. - 467 с.
2. Дианова В.М. Постмодернизм как феномен культуры // Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. - СПб.: СПбГУ. - 2003. - 130 с.
3. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение / Г.Н. Поспелов. - М.: Высшая школа. - 1988. - 528 с.
4. Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов / Э.Я. Фесенко. - Изд. 3-е, доп. и испр. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир». - 2008. - 780 с.
Специальная литература
5. Карева О.В. Веселое разрушение: постмодернистская парадигма в романистике Ихсана Октая Анара / О.В. Карева. - М.: ООО «Издательство МБА», 2014. - 176 с.
6. Репенкова М.М. Вращающиеся зеркала: постмодернизм в
литературе Турции / М.М. Репенкова; Ин-т стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова. - М. Вост. Лит. - 2010. - 240 с.
7. Репенкова М.М. Постмодернистская стилистика в романах Элиф Шафак / М.М. Репенкова. - М.: Наука. - 2014. - 57 с.
8. Репенкова М.М. Турецкая литература на рубеже XX XXI веков: основные парадигмы / М.М. Репенкова; Ин-т стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Наука - Вост.лит., 2016. - 231 с.
9. Сулейманова A.C. Постмодернизм в современном турецком романе (на примере творчества Орхана Памука). Дисс. канд. филол. н. Сулейманова Алия Сократовна СПб. - 2007. - 216 с.
10. Сулейманова А.С. Предпосылки формирования образа постмодернистского героя в турецкой литературе XX века // Вопросы тюркской филологии / A.C. Сулейманова- М.: Наука. - 2006. - 254 с.
11. Avtar B. Cartographies of Diaspora: Contesting Identities / B. Avtar. - London.: Routledge. - 1996. - 98 p.
12. Bezirci, A. Orhan Kemal -Ya§ami, Sanati, Eserleri, Anilari / A. Bezirci. - Istanbul.: Evrensel BasimYayin -1994. - 271 s.
13. Ecevit Y. Turk Romaninda Postmodernist Afilimlar / Y. Ecevit. - Istanbul.: ileti§im yayinlari. - 2016. - 240 s.
14. Ever M. Elif §afak’in romanlarinda gorulen klasik turk edebiyati donemi kultur unsurlari / M. Ever. Adana.: Metis. - 2009. - 260 s.
15. Freely M. Cornucopia / M. Freely. - Berrin Torolsan. - 2009. - 346 s.
16. Greenlaw L. 1914-Goodbye to All That: Writers on the Conflict Between Life and Art / L. Greenlaw. - London.: Pushkin Press. - 2014. - 192 p.
17. Gokmen U. ironiden Komediye Bir Eglence Araci: Efrasiyab'in Hikayeleri // Turkfenin Dilleri, Edebiyati ve Tarihi / U. Gokmen. - Ankara, 2015. - №10/8 - 1087-1106 s.
18. Gursel A. Turk romanlari uzerine incelemeler / A. Gursel. - Ankara.: Gundogan. - 1990. - 504 s.
19. Guzel E. 1980 - 2000 Yillari Arasinda Turk Romaninda Postmodern Yansimalar / E. Guzel. - Malatya.: Yeni Asya. - 2009. - 344 s.
20. Hamer R. Millet Books «The Messenger Boy Murders» / R. Hamer. - Ankara.: ileti§im. - 2009. - 167 s.
21. Kabakli A. Turk Edebiyati. V. Cilt. / A. Kabakli. - istanbul.: Turkiye Yayinevi. - 1994. - 702 s.
22. Lambek M. Tense Past: Cultural Essays in Trauma and Memory / Antze, Paul and Michael Lambek. - New York.: Routledge. - 1996. - 179 p.
23. Moran B. Turk Romaninda Ele§tirel Bir Baki§. III. Cilt. / B. Moran. - istanbul.: ileti§im Yayinlari - 1994. - 138 s.
24. Topta§ H.A. Heba / H.A. Topta§. - Ankara.: ileti§im. - 2014. - 308s.
25. Uster C. Yeryuzu kitapligi / C. Uster. - Radikal Gazetesi. - 2009. -
124 s.
26. Yildiz E. «Ben Buradayim...» Oguz Atay'in Biyografik ve Kurmaca Dunyasi / E. Yildiz. - istanbul.: ileti§im Yayinlari. - 2005. - 580 s.
Источники
27. §afak, E. Baba ve Pi? / E. §afak. - Istanbul.: Metis. - 2006. - 384 s.
Словари
28. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. - СПб.: Паритет. - 2005. - 137 с.
29. Богочанская Н. Н. Новый турецко-русский и русско-турецкий словарь. 50000 слов и словосочетаний / Н. Н. Богочанская. - М.: ООО «Дом Славянской книги». - 2013. - 704 с.
30. Грицанов А. А. Новейший философский словарь. Постмодернизм / А. А. Грицанов. - М.: Современный литератор. - 2007. - 345 с.
31. Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов / И. П. Ильин. - М.: Итрада. - 2001. - 250 с.
32. Шабанова Н. А. Словарь литературоведческих терминов / Н. А. Шабанова. - Инта.: Изд-во Инта. - 2008. - 58 с.
Электронные ресурсы
33. Элиф Шафак: политика художественной литературы
[Электронный ресурс] / TED. - Официальный сайт. - режим доступа: http://www.ted.com/talks/elif_shafak_the_politics_of_fiction.html, свободный.
34. A Meridians Interview with Elif Shafak [Электронный ресурс] / Elif Shafak. - Официальный сайт. - режим доступа: http://www.elifsafak.us/en/roportajlar.asp?islem=roportaj&id=11.html, свободный.
35. Book of a Lifetime [Электронный ресурс] / The Independent. - Официальный сайт. - режим доступа: http://www.independent.co.uk/arts- entertainment/books/reviews/book-of-a-lifetime.html, свободный.
36. Elif §afak [Электронный ресурс] / T24. - Официальный сайт. - режим доступа: http://t24.com.tr/yazarlar/elif-safak-interview.html, свободный.
37. Honour [Электронный ресурс] / The Independent. - Официальный
сайт. - режим доступа: http://www.independent.co.uk/arts-
entertainment/books/reviews/honour-by-elif-shafak.html, свободный.
38. Interview with turkish writer Perihan Magden: War of nerves [Электронный ресурс] / Sendika30. - Официальный сайт. - режим доступа: http://sendika30.org/2006/08/interview-with-turkish-writer-perihan-magdenwar-of- nerves-by-kris-evans-aljazeera.html, свободный.
39. Kur§at Ba§ar: biyografi [Электронный ресурс] / indeks Konusmaci
Ajansi. - Официальный сайт. - режим доступа:
https: //www.indekskonusmaciaj ansi. com/konusmaci/71 /kursat-basar.htm, свободный.
40. Mahrem [Электронный ресурс] / Curtis Brown. - Официальный
сайт. - режим доступа: https://www.curtisbrown.co.uk/client/eHf-shafak-
1/work/the-gaze.html, свободный.
41. Mustafa Kierkegaard: Turkiye'de Postmodernizm [Электронный ресурс] / Sanat ve ziyan. - Официальный сайт. - режим доступа http://sanatveziyan.blogspot.ru/2012/05/postmodernism-in-turkey.html, свободный.
42. Orhan Pamuk: The Question of Conscience [Электронный ресурс] /
Guardian. - Официальный сайт. - режим доступа:
https://www.theguardian.com/books/comment/story/0,,1789061,00.html, свободный.
43. Perihan Magden [Электронный ресурс] / T24. - Официальный
сайт. - режим доступа: http://t24.com.tr/yazarlar/perihan-magden.html,
свободный.
44. Turkiye baba arayi§inda [Электронный ресурс] / Elif §afak. -
Официальный сайт. - режим доступа:
http://www.elifsafak.us/roportajlar.asp?islem=roportaj&id=133.html, свободный.