Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИДЕЯ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Работа №63369

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
355
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 12
1.1 Ключевые понятия и основные положения гуманизации образования . 12
1.2 Принципы гуманизации на уроках физической культуры 18
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 25
ГЛАВА II ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Методы внедрения гуманизации и организация исследований 27
2.2 Результаты исследования использования принципов гуманизации
образования на уроках физической культуры 32
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы. Сложные современные политические, экономические и идеологические условия преобразования общества, потребность общества в духовно богатом, морально чистом и физически совершенном человеке, личности выдвигает перед профессиональной образовательной системой соответствующие задачи.
Интенсивные преобразования последних лет создали ряд проблем в системе образования и показали, что более эффективный путь их успешного решения - развитие и укрепление демократии и гуманизма. К одному из главных направлений модернизации образовательного процесса по физической культуре относится процесс гуманизации.
Гуманизация (от. лат. - человеческий, человечный) предусматривает поворот от традиционных дисциплинарных и объективных отношений преподавателя и ученика к их субъективной самореализации, признанию ценности каждой личности, ее права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Основные показатели гуманизации образования это формирование у учащихся нового восприятия социальной реальности, в центре которой стоит человек с его потребностями и интересами.
Сегодня не вызывает сомнения то, что гуманизация физкультурного образования, гуманизация образовательных учреждений - это реальные процессы, происходящие в обществе. В этой ситуации особую значимость приобретает проблема гуманизма, которая реализуется в социуме через освоения и формирование: доброты, справедливости, милосердия. Центром системы образования является объективное содержание учебно-научных дисциплин. В эту центрическую систему ученик вписывается как субъект познания, т.к. общая стратегическая цель образовательного учреждения - усвоение учебного материала.
Процесс гуманизации изучали такие ученые как, Г. Оллпрот, А. Маслоу. Они считают, что центральным моментом в философии гуманизма
4
выступает устремленность в будущее, к свободной реализации своих творческих потенций. К. Роджерс говорил, что это вера в себя и возможность достижения Я-идеального.
Идея гуманизации, несмотря на ее многолетнюю декларируемость, оказалась для современной отечественной науки и практики
преждевременной, теоретически и операционально недоработанной. Стало понятным, что одно дело - формировать человека в качестве
«персонифицированной функции», а другое - развивать его как созидателя, готовить к свободному и творческому труду. Нужно отметить, что такое положение характерно для образования и в других странах. Существующая в мире система образования не соответствует гуманистической тенденции общественного развития и быстро меняющейся социальной действительности'.
Наш век - век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т.п. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.
Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.
Одна из разновидностей спортивно-гуманистического воспитания школьников основана на идеях гуманистического проекта "СпАрт" (автор - В.И. Столяров). В основе этого варианта спортивно-гуманистического воспитания лежит положение о том, что путем лишь просветительской работы, с помощью одних только лозунгов и призывов, а также на основе олимпийской модели организации спортивных соревнований невозможно решить проблему приобщения подрастающего поколения к гуманистическим идеалам и ценностям. В первую очередь необходимо существенно изменить сам подход к организации спортивных соревнований, к спорту вообще, сделать его более гуманным, гуманистичным, "человечным". Спартианское воспитание как разновидность спортивно-гуманистического воспитания как раз и основано на использовании новой, более гуманной и "мягкой", модели спорта, которая отличается от других моделей, в том числе олимпийской, программой и составом участников соревнований, системой определения победителей и т.д.[10 С. 138]
Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманизация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития,
самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления,
самоопределения. Они отражают наиболее действенные и долговременные результаты образования по физической культуре. [6 С.65]
Гуманистически ориентированная философия образования в этой связи - это стратегическая программа качественного обновления процесса обучения на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности образовательных учреждений, старых и новых концепций обучения, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации принципиально меняет направленность образования, связанную не с подготовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.
Гуманистическая направленность образования меняет традиционное представление о цели образования как формировании «систематизированных знаний, умений и навыков». Именно такое понимание цели образования послужило причиной дегуманизации процесса обучения, которая привела к тому, что воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение от личности. Ни средняя, ни высшая школы не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры. Во многом была дискредитирована идея трудового воспитания, поскольку оно было лишено нравственной стороны. До сих пор в школе не созданы условия для приобретения молодыми людьми художественного образования, развития эстетического вкуса. Значительное число учащихся и студентов имеют отклонения в физическом развитии, растет процент их заболеваемости за годы обучения.
Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философскоантропологическое и социально-политическое значение, так как от ее внедрения зависит стратегия социального движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему.
Современная теория и практика обучения может внести свой вклад в развитие сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человека; на создание экологической и нравственной гармонии в мире, на то, чтобы человек имел все возможности для гармоничного развития и на протяжении всей жизни стремился к нему.
Резюмируя сказанное, можно выделить следующие культурногуманистические функции образования:
- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
- формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;
- обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
- создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.
Культурно-гуманистические функции образования подтверждают положение о том, что оно выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного.
Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. Для человека эта задача выступает как внутренняя необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил. Данная мысль напрямую связана с прогнозированием целей образования, которое не может быть сведено к перечислению достоинств человека. Истинный прогностический идеал личности - это не произвольная умозрительная конструкция в порядке добрых пожеланий. Сила идеала состоит в том, что в нем отражаются конкретные потребности социального развития, требующие сегодня формирования гармоничной личности, ее интеллектуально-нравственной свободы, стремления к творческому саморазвитию.
Постановка цели образования в такой формулировке не исключает, а, напротив, предполагает ее конкретизацию в зависимости от уровня образования и ступени обучения. Каждый компонент обучения вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования. Для гуманистически ориентированного обучения характерно диалектическое единство общественного и личного. Вот почему в его задачах должны быть отражены, с одной стороны, требования, предъявляемые к личности обществом, а с другой - условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей личности в саморазвитии.
Г уманистическая цель образования требует пересмотра его содержания и технологий обучения. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в него входят гуманитарные личностноразвивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Таким образом, отбор содержания образования обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современных цивилизационных процессов. Реализация-такого подхода, который может быть назван культурологическим, с одной стороны, способствует сохранению и развитию культуры, а с другой - создает благоприятные возможности для творческого овладения той или- иной областью знаний.
Цель исследования - выявить особенности внедрения принципов гуманизации на уроках физической культуры.
Для реализации этой цели поставлены задачи:
1. рассмотреть ключевые понятия концепции и основные положения гуманизации;
2. проанализировать принципы гуманизации на уроках физической культуры;
3. провести эмпирическое исследование по внедрению гуманизации на уроках физической культуры и выявить результаты исследования;
4. проанализировать результаты исследования по внедрению гуманизации на уроках физической культуры и выявить особенности этого процесса.
Объект исследования - гуманизация процесса обучения физической культуры.
Предметом исследования - особенности внедрения гуманизации на уроках физической культуры.
Методы исследования:
1. теоретический анализ литературных источников;
2. анкетирование;
3. методы математической статистики.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы по работе могут быть использованы как в качестве теоретической, так и практической основы, гуманизации процесса обучения по физической культуре в образовательных учреждениях.
Гипотеза: предполагалось, что гуманизация образования в процессе обучения физической культуры, по мнению учителей, имеет место быть в современном образовательном учреждении.
Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, квалификационная работа, направленная на исследование гуманизации образования на уроках физической культуры в современной школе подтвердила поставленную гипотезу, позволила решить поставленные задачи.
В первой главе работы были рассмотрены такие понятия как «гуманизация», «методы гуманизации», «принципы гуманизации», а также теоретические аспекты особенностей преподавания уроков физической культуры.
Во второй главе проведено анкетирование с целью выяснения отношения учителей физической культуры к гуманизации образования.
В заключении дается анализ данного исследования и его результаты.
Внедрение элементов технологии гуманизации может проводить каждый учитель, обладающий творческим потенциалом, любящий свой предмет и относящийся к ученикам как субъектам обучения. Но чтобы правильно строить процесс обучения, учителя всегда должны помнить, что человеческое мышление изначально двустороннее: логическая и
эмоционально-образная стороны существуют как равноправные части.



1. Андреев В. И. Педагогические условия формирования
информационно - исследовательской компетенции. // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - 198 с.
2. Антропянская Л. Н. Развитие процессов гуманизации и гуманитаризации в современном образовательном пространстве. //Известия Томского политехнического университета. - 2006. - 309 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя. - М.: Академия. - 2007. - 223 с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и
преподавателей институтов физкультуры. - М.: Физкультура и спорт. - 2011. - 365 с.
5. Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических ин-тов. - М.: Просвещение. - 2009. - 334 с.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод основы. - М., 2003. - 192 с.
7. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого - М., 2008. - 120 с.
8. Бальсевич В.К., Большенков В.Г., Рябинцев Ф.П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательной школы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - 13-18 с.
9. Белоножкина О.В., Егунова Г.В., Смирнова В.Г. и др. Спортивнооздоровительные мероприятия в школе. - Волгоград: Учитель. - 2007. - 173 с.
10. Берулава М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. - 2006. - 9—11с.
11. Бестужев-Лада И. В. Российская академия образования Гуманизация образования - М., 2003
12. Богословский В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию. - М.: Просвещение. - 2009. - 330 с.
13. Брушлинский А.В. К проблеме субъекта в психологической науке. В сб. "Гуманистические проблемы психологической теории".- М.: Наука. - 2005-18 с.
14. Былеева Л. В и др. Подвижные игры. Учебное пособие, 4-е издание переработанное и дополненное. - М.: «Физкультура и спорт». - 2010. - 178 с.
15. Валик Б. В. Ребёнок и физические нагрузки // Физическая культура в школе. - 2006. № 2. - 68 с.
16. Гендзегольскис Л.И. Физиологические основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт. - 2011. - 248 с.
17. Годик М.А., Шанина Т.А., Шитикова Г.Ф. О методике тестирования физического состояния детей. - М.: «Тренер». - 2015. - № 8. - С.15.
18. Граевская Н.Д. Чувство скорости и скорость двигательной реакции. - М.: «Медицина». - 2012. - 449 с.
19. Гуревич И.А. Практическое пособие. - 2-е издание. 300
соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию. - Минск.: «Высшая школа». - 2014. - 196 с.
20. Данилкова М.П. К вопросу о ценностных аспектах современного гуманитарного образования // Вопросы философии. - 2003. - № 6. - 17-19 с.
21. Дорошенко А.С., Шуров К.Ю. Образовательный урок // Физическая культура в школе. - 2005. - № 5. - 38 с.
22. Евсеев, Ю.И. Физическая культура. - Ростов н/Д.: Феникс. - 2005. -
42 с.
23. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.:
Физкультура и спорт. - 2011. - 354 с.
24. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. - 2003. - № 7. - 74с.
25. Иванков Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и спорта. - М.: Инсан. - 2012. - 368 с.
26. Кофман Л.Б., Панаева В.П., Разумовский Е.А. Контроль уровня физической подготовленности и состояния здоровья учащихся. - М. - 2015. - 330 с.
27. Кравец А. С. Гуманизация и гуманитаризация образования.- М.: Просвещение. - 2004г.
28. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений.
- М.: Ф и С, 2013. - 187 с.
29. Кряж В.Н. Введение в гуманизацию физического воспитания // Гуманистическая концепция и практика физического воспитания (вводная характеристика). - Часть III - Минск: Четыре четверти. - 2006. - 86 с.
30. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьника. - М.: Просвещение. - 2012. - 258 с.
31. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры.- М.: Советский спорт. - 2005. - 144-146 с.
32. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004, № 1. - 11-18 с.
33. Лях В.И. Физическая культура: 5-9кл.: Тестовый контроль: пособие для учителя. - М.: Просвещение. - 2011. - 144 с.
34. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник. - М.: Физическая культура. - 2014. - 544 с.
35. Матвеев Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Лань. - 2009. - 160 с.
36. Оплетин А.А. Воспитание гуманных отношений между учениками на занятиях по физической культуре как одно из условий саморазвития личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М.
- 2013. - №5. 69-75 с.
37. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры. - М.: Физкультура и спорт. - 2014. - 274 с.
38. Попова Т.В. Психология безопасности (как изменить себя). - Челябинск: ЮУрГУ. - 2010. - 218 с.
39. Родионов А., Родионов В. Физическое развитие и психическое здоровье. Программа развития личности ребенка средствами физической активности. - М.: ТЕИС - 2009.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение. - 2004, 296 с.
41. Сальникова Г.П. физическое развитие школьников. - М., 2012. - 297 с.
42. Субетто А.И. Гуманизация российского общества (авторская концепция). - СПб-М.:Исслед.центр Ком-та по высшей школе. - 2011. - 152с.
43. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М., 2009. 35
- 36с.
44. Холодов Ж.К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академи». - 2012. - 480 с.
45. Хомутцов С. В. Философия образования - Новосибирск, СО РАН № 6 - 2007.
46. Яблоновский И.М. Основы обучения движениям. В кн.: Теория и методика физического воспитания. - М., 2015.
47. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся //Вопросы психологии. 2007. - №3.39-47с.
48. Интернет ресурс «Аспекты гуманизации образования по
физической культуре» // Электронный доступ:
http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/2006N7/p24-26.39.htm (Дата обращения 21.11.2016)
49. Интернет ресурс «Гуманизация образовательной программы развития региональной системы физической культуры» // Электронный
доступ: http: //cyberleninka.ru/article/n/gumanizatsiya-obrazovatelnoy-pro grammy- razvitiva-regionalnov-sistemv-fizicheskov-kultura (Дата обращения 21.11.2016)
50. Интернет ресурс. «Проблемы гуманизации школьного образования» http: //studunion.rsu.ru/modules.php?name=FAO&myfaq =yes&id cat=2&p g=70 (Дата обращения 13.05.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ