Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языческий этос по материалам «Старшей Эдды»

Работа №63358

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ЯЗЫЧЕСКИЙ ЭТОС ПО «СТАРШЕЙ ЭЛЛЕ»
1.1. Понятие этоса 9
1.2. Основные категории языческого этоса по «Старшей Эдде» 21
Выводы по первой главе 32
Глава 2. ЯЗЫЧЕСКИЙ ЭТОС КАК СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА
2.1. Отражение этоса в сюжетах Эдды 34
2.2. Элементы языческого этоса в социальном контексте Скандинавии IX-XII
вв 47
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список использованной литературы


Скандинавия периода раннего Средневековья оказала существенное влияние на развитие европейских народов. Однако материальные свидетельства этой культуры не дают полного представления о характере жизни норманнов, которые были не только удачливыми воинами, но также ценителями поэзии, почитателями богов и членами структурированного общества, подчинявшегося определённым правилам. Эти правила строго регламентировали духовную жизнь скандинавов, определяя список пороков и добродетелей.
Современному человеку достаточно сложно представить образ жизни и мыслей людей того времени. Существенную помощь в реконструкции системы представлений и духовной культуры вообще оказывает изучение памятников культуры, особенно эпических произведений.
Достижения научной мысли последних лет позволяют вплотную подойти к характеристике такого сложного понятия как этос языческого общества средневековых викингов. Тем не менее, в научных работах литературоведов, культурологов и историков не складывается единого образа этоса скандинавского общества эпохи завоеваний. Во многом это объясняется сложившимся в европейской культуре образом викинга - сурового морского разбойника, лишённого сомнений, страха и жалости.
Тема настоящей работы - описание базовых категорий языческого этоса как доэтической нормы по материалам «Старшей Эдды».
При описании этоса использовались не только материалы текстов эддических песен и исследования, посвящённые литературному памятнику, но также труды, осмысляющие само понятие этоса как сложную философскокультурологическую категорию. Основную базу составили работы И.А. Авдеевой, Е. Анчел, Н.В. Голика, С. В. Коротеева, Е.Ю. Патяевой, Н.Н. Ходжиева, Ю.В. Чернявской, Е.В. Шелестюка и других учёных.


Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью дать характеристику культуры архаического общества древних скандинавов эпохи викингов. Культура той эпохи представляет собой сплав множества национальных традиций, обусловленных взаимным влиянием. Кроме того, культура раннего Средневековья характеризуется определённой целостностью. «Общественная структура влияла на ценностные ориентации, этику позднеродового общества. Поэтому представляется более продуктивным исследование взаимообусловленных черт
древнескандинавского общества, материальной и духовной культуры как единой системы»1.
В современном культурном и литературном пространстве наблюдается определённый интерес к культуре викингов в связи с популярностью жанра фэнтези и связанной с этим литературной, кинематографической и игровой культурой. Рецепция культуры викингов распространена достаточно широко, в то же время основные категории этоса викингов толкуются в соответствии с современными моральными нормами. Категории массовой культуры подменяют результаты научных исследований, что повышает важность изысканий в области уточнения категорий языческой культуры викингов.
Язычество как религиозный и культурный феномен также является предметом острого интереса в современном мире, что обусловлено кризисом религиозного сознания и активным поиском духовных основ существования. Язычество воспринимается как выражение национальных черт, как квинтэссенция архетипических образов народа.
В то же время в науке отсутствует целостное описание языческого этоса скандинавской культуры, что повышает актуальность исследований в этом направлении и ценность каждой научной работы, посвящённой этой проблеме.
Цель работы - выявить и раскрыть содержание основных категорий этоса языческой культуры скандинавских племён времён Средневековья на материале героических песен «Старшей Эдикт».
Достижение цели связано с последовательным решением следующих задач:
1. Описать основные категории понятия этоса.
2. Выделить черты языческого этоса.
3. Исследовать особенности отражения этоса в сюжетах «Старшей Эдды».
4. Проанализировать воплощение черт языческого этоса в социальном контексте скандинавской культуры IX-XII веков.
Объект исследования - духовная культура скандинавов эпохи завоеваний.
Предмет исследования - основные категории этоса, отражённые в сюжетах литературного памятника.
Географические рамки исследования совпадают с территориями постоянного проживания и сферы влияния скандинавов эпохи викингов. Это Северная Европа - территория нынешних Исландии, Норвегии, Дании, Швеции, частично Англии, Финляндии и Балтики.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом с IX по XI век, так называемой «эпохой викингов». Более ранний период не сохранил достоверных письменных исторических памятников, после XI века древнескандинавская культура как целостный феномен исчезла под влиянием феодальной цивилизации континентальной Европы.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые была предпринята попытка комплексного воссоздания основных черт духовной культуры скандинавских племён времён завоеваний на материале эпического произведения. Между тем, наличие в сюжетах «Старшей Эдды» универсальных схем человеческого самопознания и поведенческих моделей не подлежит сомнению. Вневременная идейная ценность и потенциал этих первосхем и первообразов позволяет художникам и писателям обращаться к ним на протяжении последующих эпох. Проводимое исследование позволяет выявить в литературных образах и сюжетах «Старшей Эдды» архетипические черты морально-нравственных категорий и образцов, которые составляют основу этоса и в переосмысленном виде вошли в систему нравственных основ современной культуры.
Методология исследования. При исследовании основных категорий этоса использованы методы философско-культурологичесого анализа, позволяющие осуществлять сопоставление этических категорий современности и язычества. При рассмотрении отдельных возникавших в ходе исследования вопросов был использован сравнительно-типологический метод, благодаря которому на основе изучения различного рода источников и литературы были выявлены общие и специфические черты морального сознания скандинавов эпохи язычества.
Основной источник исследования - «Старшая Эдда», кроме того происходит обращение к материалам «Младшей Эдды» и «Песни о Нибелунгах».
Научной базой исследования послужили работы отечественных учёных, рассматривающих понятия этоса применительно к различным группам, материалы по истории и культуре Средневековья, литературоведческие исследования образов «Старшей Эдды», а также философские изыскания о природе язычества. В основу культурологического подхода были положены труды Е.А. Гуревича об истории и культуре Северной Европы в период походов викингов.
Эддические песни представляют обширный материал для исследований. Основу восприятия «Старшей Эдды» в отечественной науке
1 2 3
составляют работы В.М. Жирмунского , Е.М. Мелетинского , А Я Гуревича , М И Стеблин-Каменского4, В.Г. Адмони5 и других.
Отечественное литературоведение середины двадцатого века рассматривало «Старшую Эдду» в контексте жанровых признаков эпической литературы, а также в сравнительно-сопоставительном аспекте, выделяя черты героического эпоса, присущие также памятникам других национальных культур. Исследование текста «Эдды» в лингвистическом и культурологическом аспекте началось сравнительно недавно.
«Старшая Эдда» рассматривается как источник знаний о язычестве, которое оказало значительное влияние на близкие культуры. На основе языческого мировоззрения, закреплённого в текстах «Эдды», можно реконструировать мифологию других народов, в частности, древних славянских племён в научном исследовании Г.Л. Новиковой6.
Материал «Старшей Эдды» используется для создания полной картины представлений о мифологическом и языческом мировоззрении, для описания этих феноменов в работах А.Г. Заседателевой и А.Г. Матвеева .
В начале XXI века в отечественной науке появились исследования культуры викингов. И.Б. Губанов рассматривал культуру скандинавов, отражённую в песнях «Эдды» в этническом аспекте9, а Р.В. Шиженский исследовал влияние эддических песен как части мифологического мира скандинавов на процесс становления культуры всей Северной Европы10.
Последнее десятилетие характеризуется всплеском интереса к различным сторонам памятника. Традиции эддических песен прослеживаются в памятниках позднейшей эпохи и в немецкой культуре в целом. Архетипические образы «Старшей Эдды» оказали влияние на образную систему «Песни о Нибелунгах», которая легла в основу германского мировоззрения новейшего времени1.
Исследование лингвистических аспектов «Старшей Эдды» позволяет выделить основные черты семантических портретов представленных в ней образов и особенности номинативных характеристик персонажей .
И, наконец, анализ сюжетных особенностей эддических саг позволяет охарактеризовать основные поведенческие модели, соответствующие героическому идеалу Средневековья .
Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
В первой главе раскрывается понятие этоса, его возникновение, переосмысление и уточнение. Выделяются основные категории языческого этоса, которые составили основу правил поведения.
Во второй главе на основе сюжетов песен рассматриваются конкретные категории этоса. Выделены основные черты отношений богов и людей, межличностных отношений в обществе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Понятие этоса было сформулировано ещё в античной культуре, но впоследствии пережило процесс переосмысления и уточнения. В современной науке этос интерпретируется как совокупность нравственных императивов, оказывающих влияние на духовную и социально-культурную составляющую общества, определяющих поведенческие модели его отдельных представителей посредством презентации личностных образцов.
Зрелая европейская культура характеризуется преобладающим значением логоса, но в языческий период этос определял нормы общественной жизни. Понятие язычества включает в себя не только религиозный феномен политеизма, но и характеристики социальной структуры, проявляющиеся в мифах, обрядах и культах. Это своеобразный культурный феномен, определяющая форма национального сознания, система коллективного мировоззрения, в которой выделяются идеи онтологического и антропологического характера.
Язычество характеризуется мифологическим типом мировоззрения, отличительной чертой которого является целостное восприятие мира, реализация связей между этносом и этосом.
Миф является отражением конкретного сообщества, следовательно, сборник героических песен «Старшая Эдда» отражает сущность этоса викингов периода завоеваний.
Песни «Эдды» передают суть скандинавской мифологии, рассказывают основные положения системы языческого восприятия мира викингов. Боги - жители Асгарда - борются против чудовищ и великанов, которые являются воплощением мирового зла. Асгард представляет собой идельное жилище людей, а сами боги обладают человеческими качествами: как пороками, так и добродетелями. Жителя Мидгарда являются основными союзниками богов в системе миров. Люди подражают богам и учатся у них. А сами асы, в свою очередь, перенимают знания и умения у более древних рас - великанов и карлов. Единственное значимое отличие богов от людей - владение магией, которая живёт в Асгарде, но редко проникает в Мидгард. Эддические асы антропоморфны, как и олимпийцы греческих мифов, но они не бессмертны. Век асов хоть и долог, но не бесконечен - они разделят судьбы мира, когда настанет Рагнарёк. Тогда силы зла одержат победу, плодами которой не смогут наслаждаться долго. О грядущей катастрофе известно всем, и все обитатели миров готовы принять свою судьбу.
Такое принятие собственной участи определило особенный менталитет жителей Скандинавии и форму этоса.
Основные категории этоса, зафиксированные в эддических песнях, составили основу норм поведения, принятых среди средневековых викингов, определили список добродетелей и недостатков в этой среде.
На основе анализа взаимоотношений богов и людей, представленных в «Старшей Эдде», можно выделить основную языческую добродетель: не противоборствовать неумолимой судьбе, но с достоинством принимать путь борьбы. Не страшиться смерти, но пытаться всей жизнью отсрочить гибель мира. Не надеяться на богов, занятых собственной борьбой, но помогать им на земле. Хитрость и даже нарушение обетов простительны - ведь и сами боги так поступали. Главное - идти путём воина, расширяя границы обитаемого мира.
Основная добродетель, которую можно выделить на основании анализа межличностных отношений - чёткое противопоставление своих и чужих. Верность и преданность ценны настолько, насколько идут на благо собственному роду. Выбор героем делается не между добром и злом, но между своими и чужими - в пользу своих. Человек, вставший на сторону врагов своей семьи, какие бы мотивы им ни двигали, объявляется изгоем.
Контакты с представителями другой культуры не возбранялись, как не осуждались и договоры с тёмными силами, но считались потенциально опасными. Главной языческой добродетелью оставалось героическое поведение, и модель такого поведения были закреплены в сагах и песнях.
Походы викингов распространили скандинавскую культуру и на многие европейские страны. Можно говорить о том, что средневековая культура Северной и Центральной Европы сформировалась либо под влиянием культуры викингов, либо в противоборстве с нею. Следовательно, скандинавский языческий этос в том или ином виде сформировал ценности культуры современного мира.



1. Младшая Эдда // Скандинавский эпос: Старшая Эдда. Младшая Эдда. Исландские саги. - М.: ACT МОСКВА, 2008. - 858 с.
2. Песнь о Нибелунгах. - Л.: Наука, 1972. - 344 с.
3. Старшая Эдда // Скандинавский эпос: Старшая Эдда. Младшая Эдда. Исландские саги. - М.: ACT МОСКВА, 2008. - 858 с.
Литература
4. Авдеева И.А. Глобальный этос: опыт формализации понятия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2014. - № 2. - С. 92-103.
5. Авдеева И.А. Роль эвристик в структуре этоса // Философия и общество. - 2016. - № 3 (80). - С. 27-41.
6. Адмони В.Г. «Песнь о нибелунгах» - её истоки и ее художественная стуктура // Песнь о Нибелунгах. - Л.: Наука, 1972. - С. 305-335.
7. Александров М.М. Скандинавские нашествия в Англию в раннее Средневековье: сравнительно-исторический анализ: конец VIII - начало XI вв: дисс. канд. истор. наук. - Воронеж, 2006. - 166 с.
8. Анчел Е. Этос и история. - М.: Мысль, 1988. - 130 с.
9. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Моральный феномен: от
элементарного нравственного порядка к сложной нормативноценностной системе // Этическая мысль. - 2008. - Вып. 8. - С. 21-41.
10. Бартлетт, Р. Панорама Средневековья. Энциклопедия средневекового искусства. - М.: ИНТЕРБУК-БИЗНЕС, 2002. - 336 с.
11. Басовская Н. Человек в зеркале истории. - М.: Астрель, 2009. - 390 с.
12. Бучилина Ю.Н. Архетипическая основа «Песни о Нибелунгах» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2007.
- №4. - С. 183-186.
13. Бучилина Ю.Н. Женские архетипы в «Песни о Нибелунгах» в контексте предшествующей и последующей культурной традиции // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 5. - С. 299-303.
14. Бучилина Ю.Н. Мифологические архетипы «Песни о Нибелунгах» и их интерпретация в немецкой литературе XIX в. : дисс. канд. филол. наук.
- Нижний Новгород, 2009. - 209 с.
15. Глебов А.Г. Англия в раннее средневековье. - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1998. - 224 с.
16. Голик Н.В. Тайна этоса // Религия и нравственность в секулярном мире:
Материалы научной конференции. - СПб.: СПб. философское
общество, 2001.
17. Губанов И.Б. Этническая культура Скандинавии эпохи викингов: дисс. канд. истор. наук. - СПб., 2003. - 237 с.
18. Гуревич А. Я. Большая семья в Северо-Западной Норвегии в раннее средневековье // Средние века. - 1956. - Вып. 8. - С. 70-96.
19. Гуревич А.Я. Походы викингов. - М.: КД Университет, 2005. - 208 с.
20. Гуревич А.Я. Старшая Эдда: Средневековый героический эпос
германских народов. Избранные труды. Т. 1: Древние германцы. Викинги. - М.-СПб.: Университетская книга, 1999.
21. Гуревич Е.А. Из скальдической поэзии // Studia Litteraram. - 2016. - №3-4. - С. 340-356.
22. Гуревич Е.А., Матюшина И.Г. Поэзия скальдов. - М.: РГГУ, 1999. - 752с.
23. Гутнова Е.В. История средних веков (середина IX в. - 1917 г.). - М.: Высшая школа, 1974. - 400 с.
24. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. Сравнительноисторические очерки. - М.-Л.: Государственное издательство
художественной литературы, 1962. - 435 с.
25.Заляева Е.О. Изоморфизм и алломорфизм вариантов модели семантического портрета Одина в «Эдде»: дисс. канд. филол. наук. - Казань, 2009. - 301 с.
26.Заляева Е.О. Сравнительно-сопоставительный анализ русского и английского вариантов модели семантического портрета Одина в «Эдде» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - №2., Т. 1. - С. 153-163.
27.Заседателева А.Г. Язычество как феномен духовной культуры: дисс. канд. культурологии. - Краснодар, 2003. - 145 с.
28. Коротеев С.В. Этос Петербурга: дисс. канд. филос. наук. - СПб., 2008. - 178с.
29. Коротеев С.В. Этос Петербурга в контексте глобализации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 51. - С. 53-56.
30. Крадин Н.Н. Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. - М., 1995. - С. 11-19.
31. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
32. Лесман Ю.М. Скандинавский компонент древнерусской культуры // Stratum plus. Археология и культурная антропология. - 2014. - № 5. - С. 43-86.
33. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Мысль, 2001. - 558 с.
34. Луговская Т. «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» // Мир фантастики. - 2013. - № 123.
35. Лушневская Е.В. Эпические формулы и «Нибелунгов стиль» // Символ науки. - 2015. - № 8. - С. 174-176.
36. Макарова И.С. Образ корабля в германо-скандинавской мифологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2015. - № 175. - С. 16-22.
37. Матвеев А.Г. Мифологическое мирровоззрение как социокультурное явление: дисс. канд. филос. наук. - Чебоксары, 2000. - 192 с.
38. Мелетинский Е. Эдда и ранние формы эпоса. - М.: Наука, 1968. - 367 с.
39. Мифология древнего мира. - М.: Наука, 1977. - 456 с.
40. Новикова Г. Л. Скандинавские языческие культы на территории Древней Руси (Культовые предметы: типология и хронология): автореф. дисс. канд. истор. наук. - Москва, 1992. - 25 с.
41.Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. - М.: Прогресс, 1987. - 528 с.
42. Патяева Е.Ю. Система социокультурного мотивирования: «этос»,
«социальное поле», «диспозитив» // Вестник Московского
университета. Психология. - 2012. - № 3. - С. 81-94.
43. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - М.: Лабиринт,
2010.
44. Рыкунова А.Б. К вопросу о научной и к ультурной рецепции «Песни о Нибелунгах» // Шаги/Steps. - 2015. - № 2., Т. 1. - С. 131-150.
45. Самарин Р.М. История зарубежной литературы. - М.: Алетейя, 2009.
46. Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура. - М.: Центрполиграф,
2005. - 240 с.
47. Смирницкая О. А. Цветообозначения в «Эдде» в освещении исторической поэтики: rauQr и folr // Скандинавские языки. Диахрония и синхрония. - М., 2001. - Вып. 5. - С. 215-233.
48. Солнышкина М.И., Заляева Е.О. Мифопоэтические традиции номинаций Одина в «Старшей Эдде» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 5. - С. 190-194.
49. Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. - Л.: Наука, 1984. - 248 с.
50. Стеблин-Каменский М. И. Миф. - М.: Наука, 1976. - 104 с.
51. Стеблин-Каменский М. И. Младшая Эдда: Снорри Стурлусон и его «Эдда». - Л.: Наука, 1970.
52. Тайлор Э. Первобытная культура.- М.: Вагриус, 2009.
53. Терра-лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Терра, 1998. - 672 с.
54. Топорова Т.В. К вопросу об именах собственных как средстве идентификации мифологических персонажей // Вопросы ономастики. -
2005. - № 2. - С. 45-51.
55. Философов И.Ю. Феномен героического поведения в древней Скандинавии: идеальные модели и поведенческая практика: по данным эддических песен и саг о древних временах: дисс. канд. истор. наук. - Саратов, 2011. - 200 с.
56. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
57. Философский словарь - М.: Этерна, 2012.
58. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2006. - 574 с.
59. Хилл П. Альфред Великий и война с викингами. - СПб., М.: Евразия, 2014. - 256 с.
60. Ходжиев Н.Н. Соотношение логоса и этоса в средневековой философии: дисс. канд. филос. наук. - Душанбе, 2016. - 172 с.
61.Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. - М.: Русский язык, 1999. Т. 2. - 560 с.
62.Чернявская Ю.В. Этос и габитус как формы организации и трансляции смысловых содержаний этнической культуры: к проблеме
преемственности и развития // Вестник Брестского университета. -
2008. - № 2 (33). - С. 36-41.
63. Шелестюк Е.В. Этос как составная часть корпоративной культуры (на примере учебных заведений Великобритании) // Язык и культура. -
2016. - № 2 (34). - С. 106-119.
64. Шиженский Р.В. Скандинавские мифы как культурный феномен в развитии стран Северной Европы: дисс. канд. истор. наук. - Арзамас, 2004. - 242 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ