Языческий этос по материалам «Старшей Эдды»
|
Введение 3
Глава 1. ЯЗЫЧЕСКИЙ ЭТОС ПО «СТАРШЕЙ ЭЛЛЕ»
1.1. Понятие этоса 9
1.2. Основные категории языческого этоса по «Старшей Эдде» 21
Выводы по первой главе 32
Глава 2. ЯЗЫЧЕСКИЙ ЭТОС КАК СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА
2.1. Отражение этоса в сюжетах Эдды 34
2.2. Элементы языческого этоса в социальном контексте Скандинавии IX-XII
вв 47
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список использованной литературы
Глава 1. ЯЗЫЧЕСКИЙ ЭТОС ПО «СТАРШЕЙ ЭЛЛЕ»
1.1. Понятие этоса 9
1.2. Основные категории языческого этоса по «Старшей Эдде» 21
Выводы по первой главе 32
Глава 2. ЯЗЫЧЕСКИЙ ЭТОС КАК СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА
2.1. Отражение этоса в сюжетах Эдды 34
2.2. Элементы языческого этоса в социальном контексте Скандинавии IX-XII
вв 47
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список использованной литературы
Скандинавия периода раннего Средневековья оказала существенное влияние на развитие европейских народов. Однако материальные свидетельства этой культуры не дают полного представления о характере жизни норманнов, которые были не только удачливыми воинами, но также ценителями поэзии, почитателями богов и членами структурированного общества, подчинявшегося определённым правилам. Эти правила строго регламентировали духовную жизнь скандинавов, определяя список пороков и добродетелей.
Современному человеку достаточно сложно представить образ жизни и мыслей людей того времени. Существенную помощь в реконструкции системы представлений и духовной культуры вообще оказывает изучение памятников культуры, особенно эпических произведений.
Достижения научной мысли последних лет позволяют вплотную подойти к характеристике такого сложного понятия как этос языческого общества средневековых викингов. Тем не менее, в научных работах литературоведов, культурологов и историков не складывается единого образа этоса скандинавского общества эпохи завоеваний. Во многом это объясняется сложившимся в европейской культуре образом викинга - сурового морского разбойника, лишённого сомнений, страха и жалости.
Тема настоящей работы - описание базовых категорий языческого этоса как доэтической нормы по материалам «Старшей Эдды».
При описании этоса использовались не только материалы текстов эддических песен и исследования, посвящённые литературному памятнику, но также труды, осмысляющие само понятие этоса как сложную философскокультурологическую категорию. Основную базу составили работы И.А. Авдеевой, Е. Анчел, Н.В. Голика, С. В. Коротеева, Е.Ю. Патяевой, Н.Н. Ходжиева, Ю.В. Чернявской, Е.В. Шелестюка и других учёных.
Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью дать характеристику культуры архаического общества древних скандинавов эпохи викингов. Культура той эпохи представляет собой сплав множества национальных традиций, обусловленных взаимным влиянием. Кроме того, культура раннего Средневековья характеризуется определённой целостностью. «Общественная структура влияла на ценностные ориентации, этику позднеродового общества. Поэтому представляется более продуктивным исследование взаимообусловленных черт
древнескандинавского общества, материальной и духовной культуры как единой системы»1.
В современном культурном и литературном пространстве наблюдается определённый интерес к культуре викингов в связи с популярностью жанра фэнтези и связанной с этим литературной, кинематографической и игровой культурой. Рецепция культуры викингов распространена достаточно широко, в то же время основные категории этоса викингов толкуются в соответствии с современными моральными нормами. Категории массовой культуры подменяют результаты научных исследований, что повышает важность изысканий в области уточнения категорий языческой культуры викингов.
Язычество как религиозный и культурный феномен также является предметом острого интереса в современном мире, что обусловлено кризисом религиозного сознания и активным поиском духовных основ существования. Язычество воспринимается как выражение национальных черт, как квинтэссенция архетипических образов народа.
В то же время в науке отсутствует целостное описание языческого этоса скандинавской культуры, что повышает актуальность исследований в этом направлении и ценность каждой научной работы, посвящённой этой проблеме.
Цель работы - выявить и раскрыть содержание основных категорий этоса языческой культуры скандинавских племён времён Средневековья на материале героических песен «Старшей Эдикт».
Достижение цели связано с последовательным решением следующих задач:
1. Описать основные категории понятия этоса.
2. Выделить черты языческого этоса.
3. Исследовать особенности отражения этоса в сюжетах «Старшей Эдды».
4. Проанализировать воплощение черт языческого этоса в социальном контексте скандинавской культуры IX-XII веков.
Объект исследования - духовная культура скандинавов эпохи завоеваний.
Предмет исследования - основные категории этоса, отражённые в сюжетах литературного памятника.
Географические рамки исследования совпадают с территориями постоянного проживания и сферы влияния скандинавов эпохи викингов. Это Северная Европа - территория нынешних Исландии, Норвегии, Дании, Швеции, частично Англии, Финляндии и Балтики.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом с IX по XI век, так называемой «эпохой викингов». Более ранний период не сохранил достоверных письменных исторических памятников, после XI века древнескандинавская культура как целостный феномен исчезла под влиянием феодальной цивилизации континентальной Европы.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые была предпринята попытка комплексного воссоздания основных черт духовной культуры скандинавских племён времён завоеваний на материале эпического произведения. Между тем, наличие в сюжетах «Старшей Эдды» универсальных схем человеческого самопознания и поведенческих моделей не подлежит сомнению. Вневременная идейная ценность и потенциал этих первосхем и первообразов позволяет художникам и писателям обращаться к ним на протяжении последующих эпох. Проводимое исследование позволяет выявить в литературных образах и сюжетах «Старшей Эдды» архетипические черты морально-нравственных категорий и образцов, которые составляют основу этоса и в переосмысленном виде вошли в систему нравственных основ современной культуры.
Методология исследования. При исследовании основных категорий этоса использованы методы философско-культурологичесого анализа, позволяющие осуществлять сопоставление этических категорий современности и язычества. При рассмотрении отдельных возникавших в ходе исследования вопросов был использован сравнительно-типологический метод, благодаря которому на основе изучения различного рода источников и литературы были выявлены общие и специфические черты морального сознания скандинавов эпохи язычества.
Основной источник исследования - «Старшая Эдда», кроме того происходит обращение к материалам «Младшей Эдды» и «Песни о Нибелунгах».
Научной базой исследования послужили работы отечественных учёных, рассматривающих понятия этоса применительно к различным группам, материалы по истории и культуре Средневековья, литературоведческие исследования образов «Старшей Эдды», а также философские изыскания о природе язычества. В основу культурологического подхода были положены труды Е.А. Гуревича об истории и культуре Северной Европы в период походов викингов.
Эддические песни представляют обширный материал для исследований. Основу восприятия «Старшей Эдды» в отечественной науке
1 2 3
составляют работы В.М. Жирмунского , Е.М. Мелетинского , А Я Гуревича , М И Стеблин-Каменского4, В.Г. Адмони5 и других.
Отечественное литературоведение середины двадцатого века рассматривало «Старшую Эдду» в контексте жанровых признаков эпической литературы, а также в сравнительно-сопоставительном аспекте, выделяя черты героического эпоса, присущие также памятникам других национальных культур. Исследование текста «Эдды» в лингвистическом и культурологическом аспекте началось сравнительно недавно.
«Старшая Эдда» рассматривается как источник знаний о язычестве, которое оказало значительное влияние на близкие культуры. На основе языческого мировоззрения, закреплённого в текстах «Эдды», можно реконструировать мифологию других народов, в частности, древних славянских племён в научном исследовании Г.Л. Новиковой6.
Материал «Старшей Эдды» используется для создания полной картины представлений о мифологическом и языческом мировоззрении, для описания этих феноменов в работах А.Г. Заседателевой и А.Г. Матвеева .
В начале XXI века в отечественной науке появились исследования культуры викингов. И.Б. Губанов рассматривал культуру скандинавов, отражённую в песнях «Эдды» в этническом аспекте9, а Р.В. Шиженский исследовал влияние эддических песен как части мифологического мира скандинавов на процесс становления культуры всей Северной Европы10.
Последнее десятилетие характеризуется всплеском интереса к различным сторонам памятника. Традиции эддических песен прослеживаются в памятниках позднейшей эпохи и в немецкой культуре в целом. Архетипические образы «Старшей Эдды» оказали влияние на образную систему «Песни о Нибелунгах», которая легла в основу германского мировоззрения новейшего времени1.
Исследование лингвистических аспектов «Старшей Эдды» позволяет выделить основные черты семантических портретов представленных в ней образов и особенности номинативных характеристик персонажей .
И, наконец, анализ сюжетных особенностей эддических саг позволяет охарактеризовать основные поведенческие модели, соответствующие героическому идеалу Средневековья .
Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
В первой главе раскрывается понятие этоса, его возникновение, переосмысление и уточнение. Выделяются основные категории языческого этоса, которые составили основу правил поведения.
Во второй главе на основе сюжетов песен рассматриваются конкретные категории этоса. Выделены основные черты отношений богов и людей, межличностных отношений в обществе.
Современному человеку достаточно сложно представить образ жизни и мыслей людей того времени. Существенную помощь в реконструкции системы представлений и духовной культуры вообще оказывает изучение памятников культуры, особенно эпических произведений.
Достижения научной мысли последних лет позволяют вплотную подойти к характеристике такого сложного понятия как этос языческого общества средневековых викингов. Тем не менее, в научных работах литературоведов, культурологов и историков не складывается единого образа этоса скандинавского общества эпохи завоеваний. Во многом это объясняется сложившимся в европейской культуре образом викинга - сурового морского разбойника, лишённого сомнений, страха и жалости.
Тема настоящей работы - описание базовых категорий языческого этоса как доэтической нормы по материалам «Старшей Эдды».
При описании этоса использовались не только материалы текстов эддических песен и исследования, посвящённые литературному памятнику, но также труды, осмысляющие само понятие этоса как сложную философскокультурологическую категорию. Основную базу составили работы И.А. Авдеевой, Е. Анчел, Н.В. Голика, С. В. Коротеева, Е.Ю. Патяевой, Н.Н. Ходжиева, Ю.В. Чернявской, Е.В. Шелестюка и других учёных.
Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью дать характеристику культуры архаического общества древних скандинавов эпохи викингов. Культура той эпохи представляет собой сплав множества национальных традиций, обусловленных взаимным влиянием. Кроме того, культура раннего Средневековья характеризуется определённой целостностью. «Общественная структура влияла на ценностные ориентации, этику позднеродового общества. Поэтому представляется более продуктивным исследование взаимообусловленных черт
древнескандинавского общества, материальной и духовной культуры как единой системы»1.
В современном культурном и литературном пространстве наблюдается определённый интерес к культуре викингов в связи с популярностью жанра фэнтези и связанной с этим литературной, кинематографической и игровой культурой. Рецепция культуры викингов распространена достаточно широко, в то же время основные категории этоса викингов толкуются в соответствии с современными моральными нормами. Категории массовой культуры подменяют результаты научных исследований, что повышает важность изысканий в области уточнения категорий языческой культуры викингов.
Язычество как религиозный и культурный феномен также является предметом острого интереса в современном мире, что обусловлено кризисом религиозного сознания и активным поиском духовных основ существования. Язычество воспринимается как выражение национальных черт, как квинтэссенция архетипических образов народа.
В то же время в науке отсутствует целостное описание языческого этоса скандинавской культуры, что повышает актуальность исследований в этом направлении и ценность каждой научной работы, посвящённой этой проблеме.
Цель работы - выявить и раскрыть содержание основных категорий этоса языческой культуры скандинавских племён времён Средневековья на материале героических песен «Старшей Эдикт».
Достижение цели связано с последовательным решением следующих задач:
1. Описать основные категории понятия этоса.
2. Выделить черты языческого этоса.
3. Исследовать особенности отражения этоса в сюжетах «Старшей Эдды».
4. Проанализировать воплощение черт языческого этоса в социальном контексте скандинавской культуры IX-XII веков.
Объект исследования - духовная культура скандинавов эпохи завоеваний.
Предмет исследования - основные категории этоса, отражённые в сюжетах литературного памятника.
Географические рамки исследования совпадают с территориями постоянного проживания и сферы влияния скандинавов эпохи викингов. Это Северная Европа - территория нынешних Исландии, Норвегии, Дании, Швеции, частично Англии, Финляндии и Балтики.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом с IX по XI век, так называемой «эпохой викингов». Более ранний период не сохранил достоверных письменных исторических памятников, после XI века древнескандинавская культура как целостный феномен исчезла под влиянием феодальной цивилизации континентальной Европы.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые была предпринята попытка комплексного воссоздания основных черт духовной культуры скандинавских племён времён завоеваний на материале эпического произведения. Между тем, наличие в сюжетах «Старшей Эдды» универсальных схем человеческого самопознания и поведенческих моделей не подлежит сомнению. Вневременная идейная ценность и потенциал этих первосхем и первообразов позволяет художникам и писателям обращаться к ним на протяжении последующих эпох. Проводимое исследование позволяет выявить в литературных образах и сюжетах «Старшей Эдды» архетипические черты морально-нравственных категорий и образцов, которые составляют основу этоса и в переосмысленном виде вошли в систему нравственных основ современной культуры.
Методология исследования. При исследовании основных категорий этоса использованы методы философско-культурологичесого анализа, позволяющие осуществлять сопоставление этических категорий современности и язычества. При рассмотрении отдельных возникавших в ходе исследования вопросов был использован сравнительно-типологический метод, благодаря которому на основе изучения различного рода источников и литературы были выявлены общие и специфические черты морального сознания скандинавов эпохи язычества.
Основной источник исследования - «Старшая Эдда», кроме того происходит обращение к материалам «Младшей Эдды» и «Песни о Нибелунгах».
Научной базой исследования послужили работы отечественных учёных, рассматривающих понятия этоса применительно к различным группам, материалы по истории и культуре Средневековья, литературоведческие исследования образов «Старшей Эдды», а также философские изыскания о природе язычества. В основу культурологического подхода были положены труды Е.А. Гуревича об истории и культуре Северной Европы в период походов викингов.
Эддические песни представляют обширный материал для исследований. Основу восприятия «Старшей Эдды» в отечественной науке
1 2 3
составляют работы В.М. Жирмунского , Е.М. Мелетинского , А Я Гуревича , М И Стеблин-Каменского4, В.Г. Адмони5 и других.
Отечественное литературоведение середины двадцатого века рассматривало «Старшую Эдду» в контексте жанровых признаков эпической литературы, а также в сравнительно-сопоставительном аспекте, выделяя черты героического эпоса, присущие также памятникам других национальных культур. Исследование текста «Эдды» в лингвистическом и культурологическом аспекте началось сравнительно недавно.
«Старшая Эдда» рассматривается как источник знаний о язычестве, которое оказало значительное влияние на близкие культуры. На основе языческого мировоззрения, закреплённого в текстах «Эдды», можно реконструировать мифологию других народов, в частности, древних славянских племён в научном исследовании Г.Л. Новиковой6.
Материал «Старшей Эдды» используется для создания полной картины представлений о мифологическом и языческом мировоззрении, для описания этих феноменов в работах А.Г. Заседателевой и А.Г. Матвеева .
В начале XXI века в отечественной науке появились исследования культуры викингов. И.Б. Губанов рассматривал культуру скандинавов, отражённую в песнях «Эдды» в этническом аспекте9, а Р.В. Шиженский исследовал влияние эддических песен как части мифологического мира скандинавов на процесс становления культуры всей Северной Европы10.
Последнее десятилетие характеризуется всплеском интереса к различным сторонам памятника. Традиции эддических песен прослеживаются в памятниках позднейшей эпохи и в немецкой культуре в целом. Архетипические образы «Старшей Эдды» оказали влияние на образную систему «Песни о Нибелунгах», которая легла в основу германского мировоззрения новейшего времени1.
Исследование лингвистических аспектов «Старшей Эдды» позволяет выделить основные черты семантических портретов представленных в ней образов и особенности номинативных характеристик персонажей .
И, наконец, анализ сюжетных особенностей эддических саг позволяет охарактеризовать основные поведенческие модели, соответствующие героическому идеалу Средневековья .
Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
В первой главе раскрывается понятие этоса, его возникновение, переосмысление и уточнение. Выделяются основные категории языческого этоса, которые составили основу правил поведения.
Во второй главе на основе сюжетов песен рассматриваются конкретные категории этоса. Выделены основные черты отношений богов и людей, межличностных отношений в обществе.
Понятие этоса было сформулировано ещё в античной культуре, но впоследствии пережило процесс переосмысления и уточнения. В современной науке этос интерпретируется как совокупность нравственных императивов, оказывающих влияние на духовную и социально-культурную составляющую общества, определяющих поведенческие модели его отдельных представителей посредством презентации личностных образцов.
Зрелая европейская культура характеризуется преобладающим значением логоса, но в языческий период этос определял нормы общественной жизни. Понятие язычества включает в себя не только религиозный феномен политеизма, но и характеристики социальной структуры, проявляющиеся в мифах, обрядах и культах. Это своеобразный культурный феномен, определяющая форма национального сознания, система коллективного мировоззрения, в которой выделяются идеи онтологического и антропологического характера.
Язычество характеризуется мифологическим типом мировоззрения, отличительной чертой которого является целостное восприятие мира, реализация связей между этносом и этосом.
Миф является отражением конкретного сообщества, следовательно, сборник героических песен «Старшая Эдда» отражает сущность этоса викингов периода завоеваний.
Песни «Эдды» передают суть скандинавской мифологии, рассказывают основные положения системы языческого восприятия мира викингов. Боги - жители Асгарда - борются против чудовищ и великанов, которые являются воплощением мирового зла. Асгард представляет собой идельное жилище людей, а сами боги обладают человеческими качествами: как пороками, так и добродетелями. Жителя Мидгарда являются основными союзниками богов в системе миров. Люди подражают богам и учатся у них. А сами асы, в свою очередь, перенимают знания и умения у более древних рас - великанов и карлов. Единственное значимое отличие богов от людей - владение магией, которая живёт в Асгарде, но редко проникает в Мидгард. Эддические асы антропоморфны, как и олимпийцы греческих мифов, но они не бессмертны. Век асов хоть и долог, но не бесконечен - они разделят судьбы мира, когда настанет Рагнарёк. Тогда силы зла одержат победу, плодами которой не смогут наслаждаться долго. О грядущей катастрофе известно всем, и все обитатели миров готовы принять свою судьбу.
Такое принятие собственной участи определило особенный менталитет жителей Скандинавии и форму этоса.
Основные категории этоса, зафиксированные в эддических песнях, составили основу норм поведения, принятых среди средневековых викингов, определили список добродетелей и недостатков в этой среде.
На основе анализа взаимоотношений богов и людей, представленных в «Старшей Эдде», можно выделить основную языческую добродетель: не противоборствовать неумолимой судьбе, но с достоинством принимать путь борьбы. Не страшиться смерти, но пытаться всей жизнью отсрочить гибель мира. Не надеяться на богов, занятых собственной борьбой, но помогать им на земле. Хитрость и даже нарушение обетов простительны - ведь и сами боги так поступали. Главное - идти путём воина, расширяя границы обитаемого мира.
Основная добродетель, которую можно выделить на основании анализа межличностных отношений - чёткое противопоставление своих и чужих. Верность и преданность ценны настолько, насколько идут на благо собственному роду. Выбор героем делается не между добром и злом, но между своими и чужими - в пользу своих. Человек, вставший на сторону врагов своей семьи, какие бы мотивы им ни двигали, объявляется изгоем.
Контакты с представителями другой культуры не возбранялись, как не осуждались и договоры с тёмными силами, но считались потенциально опасными. Главной языческой добродетелью оставалось героическое поведение, и модель такого поведения были закреплены в сагах и песнях.
Походы викингов распространили скандинавскую культуру и на многие европейские страны. Можно говорить о том, что средневековая культура Северной и Центральной Европы сформировалась либо под влиянием культуры викингов, либо в противоборстве с нею. Следовательно, скандинавский языческий этос в том или ином виде сформировал ценности культуры современного мира.
Зрелая европейская культура характеризуется преобладающим значением логоса, но в языческий период этос определял нормы общественной жизни. Понятие язычества включает в себя не только религиозный феномен политеизма, но и характеристики социальной структуры, проявляющиеся в мифах, обрядах и культах. Это своеобразный культурный феномен, определяющая форма национального сознания, система коллективного мировоззрения, в которой выделяются идеи онтологического и антропологического характера.
Язычество характеризуется мифологическим типом мировоззрения, отличительной чертой которого является целостное восприятие мира, реализация связей между этносом и этосом.
Миф является отражением конкретного сообщества, следовательно, сборник героических песен «Старшая Эдда» отражает сущность этоса викингов периода завоеваний.
Песни «Эдды» передают суть скандинавской мифологии, рассказывают основные положения системы языческого восприятия мира викингов. Боги - жители Асгарда - борются против чудовищ и великанов, которые являются воплощением мирового зла. Асгард представляет собой идельное жилище людей, а сами боги обладают человеческими качествами: как пороками, так и добродетелями. Жителя Мидгарда являются основными союзниками богов в системе миров. Люди подражают богам и учатся у них. А сами асы, в свою очередь, перенимают знания и умения у более древних рас - великанов и карлов. Единственное значимое отличие богов от людей - владение магией, которая живёт в Асгарде, но редко проникает в Мидгард. Эддические асы антропоморфны, как и олимпийцы греческих мифов, но они не бессмертны. Век асов хоть и долог, но не бесконечен - они разделят судьбы мира, когда настанет Рагнарёк. Тогда силы зла одержат победу, плодами которой не смогут наслаждаться долго. О грядущей катастрофе известно всем, и все обитатели миров готовы принять свою судьбу.
Такое принятие собственной участи определило особенный менталитет жителей Скандинавии и форму этоса.
Основные категории этоса, зафиксированные в эддических песнях, составили основу норм поведения, принятых среди средневековых викингов, определили список добродетелей и недостатков в этой среде.
На основе анализа взаимоотношений богов и людей, представленных в «Старшей Эдде», можно выделить основную языческую добродетель: не противоборствовать неумолимой судьбе, но с достоинством принимать путь борьбы. Не страшиться смерти, но пытаться всей жизнью отсрочить гибель мира. Не надеяться на богов, занятых собственной борьбой, но помогать им на земле. Хитрость и даже нарушение обетов простительны - ведь и сами боги так поступали. Главное - идти путём воина, расширяя границы обитаемого мира.
Основная добродетель, которую можно выделить на основании анализа межличностных отношений - чёткое противопоставление своих и чужих. Верность и преданность ценны настолько, насколько идут на благо собственному роду. Выбор героем делается не между добром и злом, но между своими и чужими - в пользу своих. Человек, вставший на сторону врагов своей семьи, какие бы мотивы им ни двигали, объявляется изгоем.
Контакты с представителями другой культуры не возбранялись, как не осуждались и договоры с тёмными силами, но считались потенциально опасными. Главной языческой добродетелью оставалось героическое поведение, и модель такого поведения были закреплены в сагах и песнях.
Походы викингов распространили скандинавскую культуру и на многие европейские страны. Можно говорить о том, что средневековая культура Северной и Центральной Европы сформировалась либо под влиянием культуры викингов, либо в противоборстве с нею. Следовательно, скандинавский языческий этос в том или ином виде сформировал ценности культуры современного мира.



