ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ТЕНДЕНЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
7
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Учебная мотивация: понятие, классификация, виды, уровни и
функции 15
1.3 Изучение учебной мотивации и тенденция поведения у студентов
вуза 27
Выводы по первой главе 32
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 34
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования 34
2.2 Анализ и интерпретаций эмпирического исследования 35
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Темой данной дипломной работы является «Изучение учебной мотивации и тенденций поведения у студентов факультета иностранных языков».
Актуальность исследования обусловлена постоянно возрастающим интересом к изучению мотивации и тенденций поведения у студентов.
Проблема в изучении учебной мотивации появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения.
С момента возникновения, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейших в психологии и педагогике. Ей посвящено немалое число работ таких психологов и педагогов как: Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, В.Ф. Моргун и другие [6; 18; 26; 32;34].
Важность решения проблемы учебной мотивации определяется тем, что учебная мотивация является необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. Известно, что именно отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента. Однако при правильном подходе и при выявлении у студента учебной мотивации можно заметить интерес к обучению, повышение успеваемости.
Многие ученые, например, такие как Аткинсон Дж., Божович Л.И., Маркова А.К., Маслыко Е.А. занимались проблемой учебной мотивации. Они подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у студентов, так как именно она помогает формированию познавательной активности, и как следствие у них развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей их жизни [3; 6; 26; 31;].
Следует отметить, что решение проблемы учебной мотивации не имеет однозначного решения и при развитии учебной мотивации у студента необходимо учитывать множество факторов.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия изучение учебной мотивации и тенденций поведения у студентов.
Объект исследования: студенты факультета иностранных языков Елабужского института Казанского федерального университета.
Предмет исследования: учебная мотивация и тенденция поведения у студентов факультета иностранных языков.
Цель исследования - выявление учебной мотивации у студентов факультета иностранных языков.
Гипотеза исследования: существует связь между мотивом учебной деятельности (внешней и внутренней) и тенденций поведения студентов.
Задачами исследования являются:
1) изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) дать психологическую характеристику понятиям мотив, мотивация, учебная мотивация;
3) проведение эмпирического исследования;
4) анализ и интерпретация результатов исследования.
Методологической основой исследования явились научные труды
выдающихся психологов и педагогов, таких как Л.И. Божович, А.К. Маркова, А. Маслоу, П.М. Якобсон, В.А. Якунин и другие [6; 28; 30; 49; 50].
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: тестовые опросы (А. А. Реан и В. А. Якунин «Методика изучение мотивов учебной деятельности студентов», методика «диагностика структуры учебной мотивации», В. Стефансон методика «Q- сортировка: диагностика основных тенденций поведения в реальной группе».
Исследование проводилось в три этапа:
На I этапе (сентябрь, 2015 г. - декабрь, 2016 г.) изучалась психологопедагогическая литература по решению рассматриваемой проблемы исследования. Осуществлялась формулировка проблемы и гипотез исследования, определены методы и методики работы, разрабатывался исследовательский инструментарий.
На II этапе (январь - февраль, 2016 г.) организация и проведение эмпирического исследования.
На III этапе (март - май, 2016 г.) анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования, сформулированы выводы и разработаны методические рекомендации.
Базой исследования послужил Елабужский Институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета. Выборку исследования составили студенты в количестве 30 человек.
Новизна работы заключается в том, что на факультете иностранных языков было проведено исследование и получены результаты, которые могут внести определенный вклад в развитие мотивации.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она раскрывает содержание психологических особенностей учебной мотивации студентов. Мы полагаем, что проведенное исследование будет способствовать саморазвитию студента, овладению учебным материалом, эффективному развитию учебно-познавательных мотивов.
На защиту выносятся следующие положения:
Мотивация как одна из основных проблем отечественной и зарубежной психологии.
Учебная мотивация как частный вид мотивации и составляющая учебного процесса.
Учебное поведение - это противоречивая система мотивов, ценностей, образов, поступков, регламентирующая личностное развитие через вербальное и невербальное обучение.
Выявлено, что между мотивом учебной деятельности и тенденций поведения у студентов существует связь.
Апробация результатов исследования проводилась путём участия его автора на итоговой образовательно-научной конференции Елабужского института Казанского федерального университета (2016 г.).
В данной работе мы попытались выяснить основные учебные мотивы у студентов факультета иностранных языков и определить их тенденцию поведения.
При написании работы нам понадобилось изучить специальную литературу, включающую в себя различные учебники, статьи в журналах для того, чтобы понять, что означает учебная мотивация и тенденция поведения. Какие бывают виды, уровни, функции и на какие классификации их делят. А, также, мы попытались изучить учебные мотивации и тенденцию поведения у студентов вуза. Выявить специфику учебной мотивации у студентов; экспериментальное изучение особенностей учебной мотивационной сферы у студентов факультета иностранных языков.
Далее мы подобрали диагностический инструментарий и провели эксперимент. Нами были использованы: методика изучения мотивов учебной деятельности А.А. Реана, В.А. Якунина, диагностика структуры учебной мотивации, Q-сортировка: диагностика основных тенденций поведении в реальной группе представленная В. Стефансоном.
Первые две методики направлены на определение ведущих мотивов обучения студентов в вузе, выявление мотивационной сферы студентов и третья методика направлена на выявление преобладающих качеств у студентов.
Для доказательства и закрепления наших предположений на третьем этапе мы провели опрос среди студентов с использованием выбранных нами методик, в котором приняли участие 30 студентов факультета иностранных языков Елабужского института Казанского федерального университета.
Целью было выявление доминирующих учебных мотивов, определение у студентов внешней и внутренней мотивации и тенденции поведения в реальной группе.
В ходе исследования мы выявили, что основными мотивами для студентов являются стать высококвалифицированным специалистом, постоянно получать стипендию, успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» / приобрести глубокие и прочные знания, что указывает на то, что у них преобладают внутренние мотивы.
Мотивация - это главная движущая сила учебного процесса. Мотивация играет важную роль в процессе обучения. Она помогает реализовать свои возможности, поддерживает интерес учащихся, помогает достичь более высоких результатов в учебе и достичь поставленных целей.
Мотив имеет личностный характер и находиться в самом человеке, но зависит от многих внешних и внутренних факторов. Мотив находиться в тесной связи с другими психологическими явлениями, такими как побуждения, установки, стимулы и другие.
В заключение можно сказать, что изучение учебной мотивации необходимо для выявления реальных возможностей студентов, а также для определения ее влияние на развитие каждого студента.
1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Институт практической психологии. - Воронеж: Модэк, 1996. -384 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976. - 376 с.
3. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. - Н.: 1996. - 377 с.
4. Бакшаева Н.А. Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. Учебное пособие. - М.: Логос, 2006. - 184 с.
5. Баранова О.В. Мотивация социально-педагогической деятельности и её развитие у студентов педагогического колледжа. - Иркутск, 2002. - 154 с.
6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972.-352 с.
7. Боровский В. М. Введение в сравнительную психологию // Работник просвещения— 1927.
8. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С. 26-31.
9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: МГУ, 1990.-288 с.
10. Виханский О.С. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2000. - 321 с.
11. Гебос А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Воспитание, обучение, психическое развитие: тез. докл. к V Всесоюзному съезду психологов ССР. Ч. 1. М.: 1987.
12. Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. - Гродно.: 2008.
13. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М., 1998,- 236 с.
14. Ефремова Т.Ф. Большой современный толковый словарь русского языка. - ACT, Астрель, Харвест, 2006.
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х томах - М.: 1986.
16.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.-512 с.
17. Золотых Л.К. Особенности формирования учебно-познавательного мотива как одного из новообразований учебной деятельности. - М.: 1979.
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., М., Харьков, Минск.: Питер, 2002.
19. Ковалев А. Е. Психология личности. — М.: Просвещение, 1969. - 391 с.
20. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. — М.: Наука, 1995
21. Левин К. Намерение, воля и потребность. — М.: 1970.
22. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции.— М.: 1971.
23. Лях Т.И. Особенности формирующего эксперимента как метода изучения смыслообразующих учебно-познавательных мотивов // Психология формирования личности и проблемы обучения / Под ред. Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной. - М.: 1980.
24. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и
механизмы.—М.: 1987.
25. Макклелланд Д. Мотивация человека. - СПб.: 2007. - 678 с.
26. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. - М.: Педагогика, 1986. - 195 с.
27. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
28. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. -192 с.
29. Мартынова Т.Н. Особенности системы ценностных ориентация студентов с различной мотивацией выбора исследования. - 2004.
30. Маслоу А. Мотивация и личность. - М.: 1954. - 348 с.
31. Маслыко Е.А. Пути формирования мотивации овладения студентами иностранным языком // Мотивационные аспекты профессиональноориентированного обучения иностранным языкам в вузе. Пермь.: ПНИ, 1989.
32. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984.
33. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь, 1971.
34. Моргун В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности [Текст] / Моргун В.Ф. Мотивация личности феноменология, закономерности и механизмы формирования. / Под ред. Бодалев А.А. - М.: АПН СССР, 1982.- 120 с.
35. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 5. — М.: 1975.
36. Обуховский К. Психология влечений человека. — М.: 1971.
37. Платонова Т.А. Экспериментальное исследование процесса порождени я познавательной мотивации. - М.: 1980.
38. Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. - М.: 1988. - 136 с.
39. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентация на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение и мотивация поведения детей и подростков / Под ред. Л.И Божович, Л.В. Благонадежиной. -М.: 1972.
40. Сосновский Б.А. Мотив как личностное образование // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. Тематический сборник научных работ. - М., 1988. - 201 с.
41. Тихомиров О.К., Богданова Т.Е. Исследование структурирующей функции мотива // Психологический журнал. — 1983.
42. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — М.: 1970.
43. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1-2. —М.: 1986.
44. Чеботарев С.С. Мотивационные ресурсы профессионально-личностног о развития практического психолога в процессе обучения в вузе. - Курск, 2002.
45. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека [Текст] / В.И. Чирков // Вопросы психологии. - 1996.
46. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности.
— М.: 1986.
47. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М., 1981. - 95 с.
48. Щепкина, Елена Викторовна. Мотивация студентов на получение высшего образования. -М.: 1996. - 145 с.
49. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Просвещение, 1969. - 145 с.
50. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. -М.: 1973.
51. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.: 1994.
52. Atkinson J.H. Introduction to Motivation. - NY.: 1964. - 360 p.
53. Deci E. L., Ryan R. M. The ’’what” and ”why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychol. Inquiry. № 11. 2000.
- 268 p.
54. Graham S., Weiner B. Theories and Principles of motivation. In Handbook of Educational Psychology. - NY.: Macmillan, 1996.
55. Kelly G.A. The Psychology of Personal obstructs. V. 1,2.- NY.: 1955.
56. Krapp A. Die Psychologic der Lernmotivation. Zeitschrift fur Padagogik. -
1993.
57. Rotter J. B. Social Learning and Clinical Psychology. - NY.: 1954.
58. Vallerand R.J., Pelletier L., Blais M.R., Briere N.M., Senecal, C., Vallieres E.F. The Academic Motivation Scale: A Measure of Intrinsic, Extrinsic, and Amotivation in Education. Educational and Psychological Measurement. - Canada: 1992. - 1017 p.
59. Wilkesmann U., Fischer H., Virgillito A. Academic motivation of students. - Dortmund: 2012. - 19 c.