УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ИНТА» РЕСПУБЛИКИ КОМИ
|
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОЕРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ИНТА» РЕСПУБЛИКИ КОМИ
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОЕРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ИНТА» РЕСПУБЛИКИ КОМИ
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. Сегодня развитие отечественного образования характеризуется чрезвычайно сложными, противоречивыми процессами, которые обусловлены одновременным воздействием множества разнонаправленных как объективных, так и субъективных по своей природе факторов.
Образование как социокультурный институт способствует экономическому, социальному, культурному функционированию и развитию общества и индивида, регулирует, направляет объективные сущностные процессы развития человека, эволюции человечества.
Включенность образования в современный социально-культурный процесс позволяет выстраивать стратегию образовательной политики, разрабатывать перспективные образовательные программы, определять социальный заказ к образованию на конкретном этапе исторического развития региона, страны, мирового сообщества.
Демократизация и децентрализация как одни из ведущих принципов развития образования в России возлагают на региональные и муниципальные органы власти основную часть функций по решению многих проблем образования. Это способствует развитию местных инициатив, интенсификации инновационных процессов, интеграции усилий и средств государства, частного предпринимательского сектора и общественности.
В то же время деятельность местных органов управления образованием связана со многими трудностями, возникающими, в том числе, вследствие недостаточной разработанности нормативно-правовой базы, а также организационных и экономических механизмов их функционирования и взаимодействия с другими социальными структурами, ограниченности ресурсного обеспечения. Функции и полномочия муниципальных органов управления образованием в сфере учредительства муниципальных учреждений образования, регулирования их имущественного комплекса, решения финансовых и кадровых вопросов окончательно определились лишь к середине девяностых годов в результате реформы местного самоуправления, не завершенной до сих пор.
Однако безотлагательность решения проблем модернизации образования неизбежно ставит перед местными органами самоуправления вопросы разработки долгосрочных программ развития образовательной сферы на муниципальном уровне, целостной системы управления образованием, складывающейся на данной территории, действующей автономно на основе собственного цикла управления, максимально учитывающей своеобразие местных социально-экономических условий и позволяющей наиболее эффективно использовать имеющийся ресурсный потенциал.
Все это обуславливает актуальность исследования, направленного на решение проблем муниципальной системы образования.
Степень разработанности темы. Основные тенденции развития российского образования и образовательной политики на современном этапе представлены в публикациях Ф.Г. Зиятдиновой, В.Я. Нечаева, Н.К. Чапаева, П.Г. Щедровицкого и др.
Реформирование и модернизация образования анализируется в исследованиях А.А. Агафонова, И.В. Андросовой, Я.В. Данилиной, Е.В. Игнатовой, Ю.П. Куликовой, Н.А. Пашкус и др.
Управление региональными системами образования рассматривалось в трудах Л.Ф. Гафиуллиной, Е.М. Каргиной, Г.А. Сазоновой и О.Г. Поповой, В.И. Тарлавского, Н.В. Логвин, В.В. Чекмарева и С.В. Наумова и др.
Особенности управления развитием муниципальной образовательной системы исследуются в работах Е.О. Вяткиной, О.В. Ковальчук, А.О. Кравцова, Г.В. Леонидовой [и др.], Л.Ю. Манекиной, Н.Г. Поповой, Н.Б. Пугачевой, Е.Е. Сартаковой и И.Б. Медведева, А.В. Сичинавой, И.Б. Тарасовой, А.В. Усовой и др.
Проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью построения управления системы образования на муниципальном уровне в соответствии с современными потребностями общества, государства, человека и не разработанностью концептуальных основ управления развитием данной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что модернизация управления развитием системы образования на муниципальном уровне предусматривает повышение качества образования в соответствии с современными потребностями и интеграцию муниципальной системы образования в российское и мировое информационное и образовательное пространство.
Объектом дипломного исследования является система образования на муниципальном уровне. В качестве предмета дипломного исследования выступают способы управления развитием системы образования городского города «Инта» Республика Коми.
Цель дипломного проекта - разработать рекомендации по совершенствованию управления развитием муниципальной системы образования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- исследовать теоретические основы управления развитием системы образования на муниципальном уровне;
- проанализировать практику управления развитием системы
образования городского округа «Инта» Республика Коми;
- рассмотреть направления совершенствования управления развитием муниципальной системы образования.
Теоретико-методологическую основу дипломного исследования представляют научные работы в области: общей теории систем и системного анализа (B.C. Анфилатов, В.Н. Волкова, А.А. Денисов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин, В.И. Новосельцев и др.); управления сложными динамическими системами (И.В. Прангишвили); исследования актуальных проблем модернизации российского образования, трендов и перспектив его развития на современном этапе.
При проведении исследования автор исходил из понимания становления как процесса формирования, перехода возможности в действительность в процессе развития. Методология исследования основана на принципах системности, на сочетании абстрактно-теоретического анализа с конкретно-историческим и логическим подходами. В научном исследовании использованы такие методы, как типологизации, эмпирического и теоретического обобщения, количественный, статистический, графический, структурно-функциональный анализ, анализ статистических данных.
Эмпирическую базу исследования составляют законодательные акты, определяющие вопросы нормативного регулирования управления сферой образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, статистические материалы, отчеты и другие официальные документы администрации городского округа «Инта» Республика Коми.
Научно-практическая значимость дипломного проекта заключается в возможности использования его положений и выводов при разработке концепций развития образования на муниципальном уровне как целостной системы непрерывного обучения, воспитания и развития человека.
Структура дипломного проекта представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы и приложениями.
Образование как социокультурный институт способствует экономическому, социальному, культурному функционированию и развитию общества и индивида, регулирует, направляет объективные сущностные процессы развития человека, эволюции человечества.
Включенность образования в современный социально-культурный процесс позволяет выстраивать стратегию образовательной политики, разрабатывать перспективные образовательные программы, определять социальный заказ к образованию на конкретном этапе исторического развития региона, страны, мирового сообщества.
Демократизация и децентрализация как одни из ведущих принципов развития образования в России возлагают на региональные и муниципальные органы власти основную часть функций по решению многих проблем образования. Это способствует развитию местных инициатив, интенсификации инновационных процессов, интеграции усилий и средств государства, частного предпринимательского сектора и общественности.
В то же время деятельность местных органов управления образованием связана со многими трудностями, возникающими, в том числе, вследствие недостаточной разработанности нормативно-правовой базы, а также организационных и экономических механизмов их функционирования и взаимодействия с другими социальными структурами, ограниченности ресурсного обеспечения. Функции и полномочия муниципальных органов управления образованием в сфере учредительства муниципальных учреждений образования, регулирования их имущественного комплекса, решения финансовых и кадровых вопросов окончательно определились лишь к середине девяностых годов в результате реформы местного самоуправления, не завершенной до сих пор.
Однако безотлагательность решения проблем модернизации образования неизбежно ставит перед местными органами самоуправления вопросы разработки долгосрочных программ развития образовательной сферы на муниципальном уровне, целостной системы управления образованием, складывающейся на данной территории, действующей автономно на основе собственного цикла управления, максимально учитывающей своеобразие местных социально-экономических условий и позволяющей наиболее эффективно использовать имеющийся ресурсный потенциал.
Все это обуславливает актуальность исследования, направленного на решение проблем муниципальной системы образования.
Степень разработанности темы. Основные тенденции развития российского образования и образовательной политики на современном этапе представлены в публикациях Ф.Г. Зиятдиновой, В.Я. Нечаева, Н.К. Чапаева, П.Г. Щедровицкого и др.
Реформирование и модернизация образования анализируется в исследованиях А.А. Агафонова, И.В. Андросовой, Я.В. Данилиной, Е.В. Игнатовой, Ю.П. Куликовой, Н.А. Пашкус и др.
Управление региональными системами образования рассматривалось в трудах Л.Ф. Гафиуллиной, Е.М. Каргиной, Г.А. Сазоновой и О.Г. Поповой, В.И. Тарлавского, Н.В. Логвин, В.В. Чекмарева и С.В. Наумова и др.
Особенности управления развитием муниципальной образовательной системы исследуются в работах Е.О. Вяткиной, О.В. Ковальчук, А.О. Кравцова, Г.В. Леонидовой [и др.], Л.Ю. Манекиной, Н.Г. Поповой, Н.Б. Пугачевой, Е.Е. Сартаковой и И.Б. Медведева, А.В. Сичинавой, И.Б. Тарасовой, А.В. Усовой и др.
Проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью построения управления системы образования на муниципальном уровне в соответствии с современными потребностями общества, государства, человека и не разработанностью концептуальных основ управления развитием данной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что модернизация управления развитием системы образования на муниципальном уровне предусматривает повышение качества образования в соответствии с современными потребностями и интеграцию муниципальной системы образования в российское и мировое информационное и образовательное пространство.
Объектом дипломного исследования является система образования на муниципальном уровне. В качестве предмета дипломного исследования выступают способы управления развитием системы образования городского города «Инта» Республика Коми.
Цель дипломного проекта - разработать рекомендации по совершенствованию управления развитием муниципальной системы образования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- исследовать теоретические основы управления развитием системы образования на муниципальном уровне;
- проанализировать практику управления развитием системы
образования городского округа «Инта» Республика Коми;
- рассмотреть направления совершенствования управления развитием муниципальной системы образования.
Теоретико-методологическую основу дипломного исследования представляют научные работы в области: общей теории систем и системного анализа (B.C. Анфилатов, В.Н. Волкова, А.А. Денисов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин, В.И. Новосельцев и др.); управления сложными динамическими системами (И.В. Прангишвили); исследования актуальных проблем модернизации российского образования, трендов и перспектив его развития на современном этапе.
При проведении исследования автор исходил из понимания становления как процесса формирования, перехода возможности в действительность в процессе развития. Методология исследования основана на принципах системности, на сочетании абстрактно-теоретического анализа с конкретно-историческим и логическим подходами. В научном исследовании использованы такие методы, как типологизации, эмпирического и теоретического обобщения, количественный, статистический, графический, структурно-функциональный анализ, анализ статистических данных.
Эмпирическую базу исследования составляют законодательные акты, определяющие вопросы нормативного регулирования управления сферой образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, статистические материалы, отчеты и другие официальные документы администрации городского округа «Инта» Республика Коми.
Научно-практическая значимость дипломного проекта заключается в возможности использования его положений и выводов при разработке концепций развития образования на муниципальном уровне как целостной системы непрерывного обучения, воспитания и развития человека.
Структура дипломного проекта представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы и приложениями.
На современном этапе развития образовательная система характеризуется чрезвычайно сложными, противоречивыми процессами, которые обусловлены одновременным воздействием множества разнонаправленных как объективных, так и субъективных по своей природе факторов. Образование как социокультурный институт способствует экономическому, социальному, культурному функционированию и развитию общества и индивида, регулирует, направляет объективные сущностные процессы развития человека, эволюции человечества.
В то же время развитие муниципальной образовательной сети связано со многими трудностями, возникающими, в том числе, вследствие недостаточной разработанности нормативно-правовой базы, а также организационных и экономических механизмов их функционирования и взаимодействия с другими социальными структурами, ограниченности ресурсного обеспечения. Функции и полномочия муниципальных органов управления образованием в сфере учредительства муниципальных учреждений образования, регулирования их имущественного комплекса, решения финансовых и кадровых вопросов окончательно определились лишь к середине девяностых годов в результате реформы местного самоуправления, не завершенной до сих пор.
Исследование теоретических основ управления развитием муниципальной системы образования показало, что образование, в соответствии с федеральным законодательством, рассматривается «как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Система образования муниципалитета представляет собой территориально обособленная и относительно самостоятельная часть региональной образовательной системы, взаимосвязанная с другими аналогичными частями и институтами в составе последней. Определение муниципальной системы образования в принципе аналогично региональному, с той лишь разницей, что указанная совокупность процессов реализуется соответствующими институтами, расположенными на территории того или иного муниципалитета (район, город) входящего в состав административно-территориального деления региона. Наряду с общерегиональными целями муниципальная система образования может и должна иметь свои особенные цели, отвечающие интересам пользующегося ее услугами населения. Она действует на основе и в рамках нормативно-правовых актов и других ограничений, налагаемых федеральными и региональными органами власти и управления образованием, может иметь самостоятельные связи и отношения с другими системными объектами и институтами как внутри, так и за пределами своего региона. Под окружением муниципальной системы образования понимается окружение конкретных природно - климатических, демографических, экологических, социально-экономических и политических условий того или иного муниципалитета, т.е. внешняя среда образовательной системы, оказывающая влияние на ее внутренние характеристики.
Управление образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Анализ практики управления развитием системы образования МОГО «Инта» позволил выявить, что в муниципальной образовательной сети функционируют 35 муниципальных образовательных учреждений различных типов и видов. Основные функции по управлению муниципальной системы образования городского округа «Инта» возложены на отдел образовании администрации городского округа. Основными задачами Отдела выступают: организация образовательного процесса с внедрением новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием информационных и коммуникационных, здоровьесберегающих технологий; повышение уровня управленческой подготовки руководителей образования в экономической, юридической и психологической областях; совершенствование муниципальной системы аттестации педагогических кадров; лицензирование и аккредитация муниципальных образовательных учреждений; создание условий для социальной адаптации, формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодёжи, обеспечения их безопасности; социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации; увеличение охвата обучающихся оздоровлением, отдыхом и занятостью.
Управление муниципальной системы образования городского округа «Инта» осуществляется в рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования» Важнейшим стратегическим целевым ориентиром процесса развития муниципальной системы образования является повышение: качества образования - достижения соответствия результатов образования, а также его процесса и условий запросам личности, семьи, общества, государства, рынка труда; доступности образования - предоставления всему населению городского округа; реальных возможностей реализации права на получение образовательных услуг требуемого уровня; эффективности образования - достижения рациональности использования ресурсов и оптимального соотношения результатов системы образования с затратами на его содержание.
Основными проблемы системы управления муниципальной системы образования городского округа «Инта» выступают: высокий процент износа некоторых конструктивных элементов зданий; в связи с дефицитом местного бюджета последние десятилетия не было возможности приобретать школьную мебель; услуги, предоставляемые муниципальных образовательных учреждений, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей; недостаточный объем предложения услуг для детей по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3 лет); разрывы в качестве образовательных результатов между общеобразовательными организациями, работающими в разных социокультурных условиях; низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров; недостаточные условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программах дистанционного и инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения; осуществление доставки продуктов питания и горячего питания в муниципальные образовательные учреждения требует привлечения дополнительного автотранспорта.
Повышение эффективности управления развитием муниципальной системы образования предполагает реализацию мероприятий по созданию благоприятных условий для получения образования: формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения; формирования практики и социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей национальной культуры; превращение образования в
развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечить развитие личности.
В рамках реализации направлений совершенствования управления муниципальной образовательной системой особый интерес представляет реализация проекта Школа дистанционного обучения «Открытый мир». Основной целью данного проекта выступает обеспечение доступности дополнительного образования и равных образовательных возможностей для обучающихся области, повышение профессионального уровня педагогических кадров системы дополнительного образования, средствами комплекса дистанционного обучения.
Проект будет реализоваться в три этапа. Первый этап - предпроектный; второй - основной и третий - контрольный. Основной целью первого этапа выступает выявление направлений развития муниципальной системы образования и моделирование её качественно нового состояния на основе дистанционного образования. Основной этап ставит своей целью переход муниципальной системы образования в качественно новое состояние. Основной целью третьего этапа является анализ достигнутых результатов и определение дальнейших перспектив развития дистанционного образования в муниципалитете.
Основными результатами реализации представленного проекта станут: введение в практику муниципальной системы образования дистанционного образования на основе модели «Интеграции очных и дистанционных форм обучения»; совершенствование системы индивидуализации образовательного процесса; повышение эффективности системы педагогического образования; изменение школьной инфраструктуры.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд рекомендаций в адрес отдела образования администрации МОГО «Инта»:
- провести техническое и кадровое самообследование образовательных учреждений МОГО «Инта» на предмет готовности внедрения и реализации дистанционного образования;
- организовать информирование субъектов образовательного процесса о моделях, формах дистанционного образования и разработку нормативно - правовой базы ДО, в том числе и по оценке знаний учащихся;
- обеспечить повышение квалификации педагогов по вопросам дистанционного образования через курсовую подготовку;
- разработать модель сетевого взаимодействия школ внутри
муниципальной системы образования и с ВУЗами;
- разработать Положение по стимулированию педагогов, включённых в дистанционное обучение школьников.
В то же время развитие муниципальной образовательной сети связано со многими трудностями, возникающими, в том числе, вследствие недостаточной разработанности нормативно-правовой базы, а также организационных и экономических механизмов их функционирования и взаимодействия с другими социальными структурами, ограниченности ресурсного обеспечения. Функции и полномочия муниципальных органов управления образованием в сфере учредительства муниципальных учреждений образования, регулирования их имущественного комплекса, решения финансовых и кадровых вопросов окончательно определились лишь к середине девяностых годов в результате реформы местного самоуправления, не завершенной до сих пор.
Исследование теоретических основ управления развитием муниципальной системы образования показало, что образование, в соответствии с федеральным законодательством, рассматривается «как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Система образования муниципалитета представляет собой территориально обособленная и относительно самостоятельная часть региональной образовательной системы, взаимосвязанная с другими аналогичными частями и институтами в составе последней. Определение муниципальной системы образования в принципе аналогично региональному, с той лишь разницей, что указанная совокупность процессов реализуется соответствующими институтами, расположенными на территории того или иного муниципалитета (район, город) входящего в состав административно-территориального деления региона. Наряду с общерегиональными целями муниципальная система образования может и должна иметь свои особенные цели, отвечающие интересам пользующегося ее услугами населения. Она действует на основе и в рамках нормативно-правовых актов и других ограничений, налагаемых федеральными и региональными органами власти и управления образованием, может иметь самостоятельные связи и отношения с другими системными объектами и институтами как внутри, так и за пределами своего региона. Под окружением муниципальной системы образования понимается окружение конкретных природно - климатических, демографических, экологических, социально-экономических и политических условий того или иного муниципалитета, т.е. внешняя среда образовательной системы, оказывающая влияние на ее внутренние характеристики.
Управление образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Анализ практики управления развитием системы образования МОГО «Инта» позволил выявить, что в муниципальной образовательной сети функционируют 35 муниципальных образовательных учреждений различных типов и видов. Основные функции по управлению муниципальной системы образования городского округа «Инта» возложены на отдел образовании администрации городского округа. Основными задачами Отдела выступают: организация образовательного процесса с внедрением новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием информационных и коммуникационных, здоровьесберегающих технологий; повышение уровня управленческой подготовки руководителей образования в экономической, юридической и психологической областях; совершенствование муниципальной системы аттестации педагогических кадров; лицензирование и аккредитация муниципальных образовательных учреждений; создание условий для социальной адаптации, формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодёжи, обеспечения их безопасности; социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации; увеличение охвата обучающихся оздоровлением, отдыхом и занятостью.
Управление муниципальной системы образования городского округа «Инта» осуществляется в рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования» Важнейшим стратегическим целевым ориентиром процесса развития муниципальной системы образования является повышение: качества образования - достижения соответствия результатов образования, а также его процесса и условий запросам личности, семьи, общества, государства, рынка труда; доступности образования - предоставления всему населению городского округа; реальных возможностей реализации права на получение образовательных услуг требуемого уровня; эффективности образования - достижения рациональности использования ресурсов и оптимального соотношения результатов системы образования с затратами на его содержание.
Основными проблемы системы управления муниципальной системы образования городского округа «Инта» выступают: высокий процент износа некоторых конструктивных элементов зданий; в связи с дефицитом местного бюджета последние десятилетия не было возможности приобретать школьную мебель; услуги, предоставляемые муниципальных образовательных учреждений, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей; недостаточный объем предложения услуг для детей по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3 лет); разрывы в качестве образовательных результатов между общеобразовательными организациями, работающими в разных социокультурных условиях; низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров; недостаточные условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программах дистанционного и инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения; осуществление доставки продуктов питания и горячего питания в муниципальные образовательные учреждения требует привлечения дополнительного автотранспорта.
Повышение эффективности управления развитием муниципальной системы образования предполагает реализацию мероприятий по созданию благоприятных условий для получения образования: формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения; формирования практики и социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей национальной культуры; превращение образования в
развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечить развитие личности.
В рамках реализации направлений совершенствования управления муниципальной образовательной системой особый интерес представляет реализация проекта Школа дистанционного обучения «Открытый мир». Основной целью данного проекта выступает обеспечение доступности дополнительного образования и равных образовательных возможностей для обучающихся области, повышение профессионального уровня педагогических кадров системы дополнительного образования, средствами комплекса дистанционного обучения.
Проект будет реализоваться в три этапа. Первый этап - предпроектный; второй - основной и третий - контрольный. Основной целью первого этапа выступает выявление направлений развития муниципальной системы образования и моделирование её качественно нового состояния на основе дистанционного образования. Основной этап ставит своей целью переход муниципальной системы образования в качественно новое состояние. Основной целью третьего этапа является анализ достигнутых результатов и определение дальнейших перспектив развития дистанционного образования в муниципалитете.
Основными результатами реализации представленного проекта станут: введение в практику муниципальной системы образования дистанционного образования на основе модели «Интеграции очных и дистанционных форм обучения»; совершенствование системы индивидуализации образовательного процесса; повышение эффективности системы педагогического образования; изменение школьной инфраструктуры.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд рекомендаций в адрес отдела образования администрации МОГО «Инта»:
- провести техническое и кадровое самообследование образовательных учреждений МОГО «Инта» на предмет готовности внедрения и реализации дистанционного образования;
- организовать информирование субъектов образовательного процесса о моделях, формах дистанционного образования и разработку нормативно - правовой базы ДО, в том числе и по оценке знаний учащихся;
- обеспечить повышение квалификации педагогов по вопросам дистанционного образования через курсовую подготовку;
- разработать модель сетевого взаимодействия школ внутри
муниципальной системы образования и с ВУЗами;
- разработать Положение по стимулированию педагогов, включённых в дистанционное обучение школьников.



