Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСЕМ СО ЗНАЧЕНИЕМ «ПОРТИТЬ» В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Работа №63325

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
280
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки изучения глагольных лексем со значением «портить» в современном английском языке 7
1.1. Генезис глагольных лексем со значением «портить» в
лингвистических исследования 7
1.2. Экстралингвистический подход к изучению понятия
«портить» 10
1.2.1. Понятие действия и процесса в научной литературе 13
1.3. Типы глагольных предикатов 14
1.4. Когнитивные основания рассмотрения глагольных лексем со
значением «портить» 17
1.5. Оценочный компонент в глагольных лексемах со значением
«портить» 21
Выводы по Главе I 27
ГЛАВА II. Функциональные особенности глагольных лексем со значением «портить» в современном английском языке 29
2.1. Понятие порчи 29
2.2. Дефиниционный анализ глагольных лексем со значением «портить 31
2.3. Функционально-семантический анализ глагольных лексем,
выражающих деформацию объекта 43
2.4. Функционально-семантический анализ глагольных лексем,
выражающих порчу поверхности 49
Выводы по Главе II 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

В современном мире изучение отдельных понятий не представляется возможным. Исследование необходимо проводить в рамках антропоцентричной парадигмы. Человек должен познавать мир через осознание себя, своей теоретической и предметной деятельности в нем.
Данная работа посвящена исследованию структурно-семантических и функциональных особенностей глагольных лексем со значением «портить» в современном английском языке. Также важно раскрыть общие принципы формирования познания и знаний через процессы концептуализации и категоризации.
Актуальность исследования определяется необходимостью подробного изучения концептуальных структур в рамках взаимодействия лингвистических и нелингвистических знаний. В настоящее время особый интерес представляет изучение глагола, как структурно-семантического центра предложения. В настоящем исследовании комплексному анализу подвергаются глаголы порчи внешних повреждений, материальных объектов, а также порчи поверхности. Нами рассматривается взаимосвязь семантического значения глагольных лексем и особенности функционирования в предложении.
Объектом исследования являются глагольные лексемы со значением «портить».
Предметом являются способы выявления лексико-семантических и функциональных особенностей глагольных лексем со значением «портить».
Цель настоящей работы заключается в определении семантических и функциональных характеристик глагольных единиц, выражающих значение порчи.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Исследовать различные направления к изучению глагольных лексем со значением «портить» в научной литературе.
2. Рассмотреть экстралингвистические основания понятия порчи.
3. Представить понятие «портить» в системе оценочной категоризации.
4. Осуществить дефиниционный и функционально-семантический анализ глаголов порчи.
Теоретической базой настоящего исследования послужили постулаты, разрабатываемые в следующих отраслях гуманитарных наук и лингвистики: Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, Н. Н. Болдырева, В.З. Демьянкова, А. А. Зализняк, С. В. Землюкова, Е.С. Кубряковой, Г. И. Кустовой, А. Н. Леонтьева, Е.Н. Морозовой, М. В. Никитина, З. Д. Поповой, А. И. Приходько, Г.Г. Сильницкий, И. А. Стернина, Л. О. Чернейко, И. В. Чекулая и др.
Фактическим материалом для исследования послужили лексикографические источники английского языка: Longman Dictionary of English Language and Culture, Cambridge Advanced Learner's Dictionary; корпусы: British National Corpus, British English Web Corpus, New Model Corpus, British Academic Written English Corpus, Corpus of Contemporary American English.
Методы и приемы исследования были определены согласно поставленной цели и задачам, а также теоретической направленностью исследования. Наряду с методом концептуального и контекстуального анализа применялся метод анализа словарных дефиниций и метод сплошной выборки для подбора языковых примеров, интерпретационный анализ.
Практическая значимость работы исследования заключается в том, что полученные результаты можно применить для подготовки к семинарским занятиям по теоретическим курсам (лексикологии, когнитивной семантике), а также при написании курсовых и дипломных работ.
Структура и содержание работы определен составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, списка источников фактического материала и электронных корпусов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании были изучены функциональные и структурно - семантические особенности глагольных лексем, выражающих понятие «портить».
Данное понятие нечасто встречается в рамках лингвистических исследований как самостоятельный объект, чаще всего глагольные лексемы, выражающие значение «портить» входят в более широкие семантические группы «деструкция» и «разрушение». Эти понятия изучаются на базе русского, английского и немецкого языков.
Когнитивные основания, несомненно, важны для нашего исследования. Когнитивный контекст, определение области знаний помогают сконструировать понятие, определяющее исследуемое значение.
В современном мире большое значение имеет оценочный компонент. Мы сталкиваемся с оценкой каждый день в повседневной жизни. Ситуация оценки первостепенна, потому что она содержит ценностные основания для определения интересов субъектов деятельности. Таким образом, изучение отдельных понятий следует пропускать через призму оценочной категоризации.
Понятие «портить» было рассмотрено с точки зрения эстетической, этической, моральной, утилитарной, нормативной оценок.
По своей сущности понятие «портить» имеет отрицательное значение. Нами было выявлено, что существуют случаи, когда порча с отрицательным значением приобретает положительную окраску, в определенных смысловых контекстах и при определенном лексическом окружении.
В ходе дефиниционного анализа мы использовали различные лексикографические источники для описания значений и дальнейшей структурирования глагольных единиц, выражающих значение «портить». Также дефиниционный анализ позволил определить следующие признаки, изучаемых глагольных лексем: 1) частичное или полное разрушение; 2) физическое воздействие с целью нанесения вреда кому-либо и чему-либо; 3) нарушение колличественной и качественной характеристики объектов, 4) нарушение полезности; 5) причинение морального вреда.
Безусловно, мы не может заключить, что предложенная нами характеристика является четко установленной и фиксированной.
Результаты функционального анализа показали, что исследуемые глагольные лексемы могут употреблять как с одушевленными, так и с неодушевленными объектами.
Глагольные единицы могут определять различные виды порчи: материальную, моральную, природную, физиологическую, физическую и порчу внешнего вида.
Таким образом, изучение понятия «портить» можно сводить не только к рамкам глагольных лексем, но и выходить за их пределы: рассмотреть данный концепт через призму других частей речи, чтобы получить более полное представление о феномине «порчи».



1. Апресян Ю.Д. Акциональность и стативность как сокровенные смыслы // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура : сб. ст. в честь Н.Д. Арутюновой / отв. ред. Ю. Д. Апресян. - М., 2004. - С. 13-33.
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды: в 2 т. - М. : Яз. рус. культуры, 1995. - Т. 1: Лексическая семантика: синоним. средства яз. - 472 с.
3. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики-1982 : сб. ст. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; отв. ред. В. П. Григорьев. - М., 1984. - С. 5-23.
4. Арутюнова Н.Д. Введение // Логический анализ языка. Ментальные действия: сб. ст. / РАН, Ин-т языкознания; отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, Н. К. Рябцева. - М., 1993. - С. 3-7.
5. Арутюнова Н.Д. К проблеме функциональных типов лексического значения // Аспекты семантических исследований / А.А. Уфимцева, Е.С. Кубрякова, Н.Д. Арутюнова; отв. ред.: Н. Д. Арутюнова, А.А. Уфимцева. - М., 1976. - С. 156-249.
6. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - 2-е изд., испр. - М. : Яз. рус. культуры, 1999. - 896 с.
7. Болдырев Н.Н. Инварианты и прототипы в системной и функциональной категоризации английского глагола // Проблемы функциональной грамматики: семантическая инвариантность/ вариативность / РАН, Ин-т лингв. исслед. ; отв. ред. А. В. Бондарко, С.А. Шубик. - СПб., 2003. - С. 54-74.
8. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика : курс лекций по англ. филологии: учеб. пособие / Н. Н. Болдырев ; Ин-т языкознания РАН, Тамбов. гос. ун-т. - 3-е изд., стер. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. - 122 с.
9. Болдырев Н.Н. Прототипическая семантика как направление и метод лингвистических исследований // Проблемы современной филологии : межвуз. сб. науч. тр. / Тамбов. гос. ун-т, Мичур. гос. пед. ин-т. ; отв. ред. Е. В. Алтабаева. - Мичуринск, 2002а. - Вып. 2. - С. 3-12.
10. Болдырев Н.Н. Языковые механизмы оценочной категоризации // Реальность, язык и сознание : междунар. межвуз. сб. науч. тр. : в 3 вып. / Тамбов. гос. ун-т, ун-т г. Билефельд (Германия), авт. ун-т г. Бор. - Тамбов, 2002б. - Вып. 2. - С. 360-369.
11. Болдырев Н.Н. Структура и принципы формирования оценочных категорий // С любовью к языку : сб. науч. тр., посвящ. Е. С. Кубряковой / отв. ред. В. А. Виноградов. - М.; Воронеж, 2002в. - С. 103-114.
12. Бондаренко С.В. Функционально-семантическая категория изменения состояния: глагольные конструкции англ. яз.: дис. ... канд. филол. наук: С. В. Бондаренко. - М., 2003. - 200 с.
13. Валько, О.В. Фрейм деструктивного действия и особенности его актуализации: на материале англ. яз.: дис. ... канд. филол. наук: О. В. Валько. - Кемерово, 2005. - 190 с.
14. Васильев В.Л. Юридическая психология // под. ред. В.Л.
Васильева. - М.: 1991. - 227 с.
15. Ван Валин Р. Референтациально-ролевая грамматика // Ван Валин Р.У. Фоли // Новое в зарубежной лингвистике. - . XI. - М.: Прогресс, 1982. - 546 с.
16. Гольдберг В.Б. Лексика современного английского языка в свете лингвистических парадигм: методы исследования : учеб. пособие / В. Б. Гольдберг ; Тамбов. гос. ун-т. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2003. - 92 с.
17. Гольдберг В.Б. Основы лексической категоризации глаголов. Типология структурных семантических связей // Моделирование процессов функциональной категоризации глагола / Н. Н. Болдырев, А. Л. Шарандин, В.Б. Гольдберг ; под общ. ред. Н.Н. Болдырева. - Тамбов, 2000. - С. 90-136.
18. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. - С. 17¬33.
19. Зализняк А.А. Многозначность в языке и способы ее представления. - М.: Яз. славян. культуры, 2006. - 671 с.
20. Землюков С.В. Преступный вред: Теория, законодательство, практика: дис. ... д-ра юр. наук : С.В. Землюков. - Москва, 1994. - 464 с.
21. Иванина Г.Н. Выражение эмоциональной оценки в современном немецком языке: дис. ... канд. филол. наук : Г. Н. Иванина. - М., 1984. - 198 с.
22. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
23. Карасик В.И. Языковые ключи / В. И. Карасик. - Волгоград: Парадигма, 2007. - 520 с.
24. Кашкарова О.В. Фрейм «разрушение» и его репрезентация глагольными лексемами в современном английском языке: дис. ... канд. филол. наук: О.В. Кашкарова. - Белгород, 2006. - 182 с.
25. Кибрик А.А. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. - 1994. - № 5. - С. 126-139.
26. Кропотова Л.В. Семантико-синтаксическая характеристика глаголов с общим значением изменения в немецком языке : дис. ... канд. филол. наук : Л. В. Кропотова. - Киров, 2004. - 170 с.
27. Крылов А.А. Психология. - М.: Прогресс, 2005. - 478 с.
28. Крючкова Ю.В. Семантический подкласс глаголов со значением непроизвольного качественного изменения: автореф. дис. ... канд. филол. наук : Ю. В. Крючкова ; [Рос. гос. пед. ун-т]. - СПб., 2002. - 17 с.
29. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка // Вопросы
когнитивной лингвистики. - 2009. - № 1. - С. 5-12.
30. Кубрякова Е.С. Глаголы действия через их когнитивные характерис-тики // Логический анализ языка: модели действия: сб. ст. / АН СССР. Ин-т языкознания - М.,1992. - С. 84-90.
31. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных
проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы
когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 6-17.
32. Кубрякова Е.С. Обеспечение речевой деятельности и проблемы внутреннего лексикона // Кубрякова Е. С. Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи / Е. С. Кубрякова, А. М. Шахнарович, Л. В. Сахарный; АН СССР, Ин-т языкознания. - М., 1991. - С. 82-140.
33. Кузнецова Э.В. О принципах и методах выделения объема семантических классов русских глаголов // Классы слов и их взаимодействие. - Свердловск, 1979. - С. 5-13.
34. Кузьмина С.Е. Семантика английских глаголов со значением уничтожения: дис. ... канд. филол. наук: / С. Е. Кузьмина. - Н. Новгород, 2006. - 224 с.
35. Куликов В.Г. Когнитивно-матричный анализ диалектных единиц // Принципы и методы когнитивных исследований языка: сб. науч. тр. / Тамбов. гос. ун-т, Общерос. обществ. организация «Рос. ассоц. лингвистов- когнитологов»; отв. ред. Н. Н. Болдырев. - Тамбов, 2008. - С. 73-86.
36. Кустова Г.И. Типы производных значений и механизмы языкового расширения. - М.: Яз. славян. культуры, 2004. - 472 с.
37. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон // Теория метафоры: [сб.] / пер. под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской; сост. Н. Д. Арутюновой. - М.: Прогресс, 1990. - С. 387-415.
38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
39. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка // Более 2000 антоним. пар. 4-е изд. М.: Русский язык, 1985 - 317 с.
40. Морозова Е.Н. Структурно-семантические и функциональные особенности глагольных лексем, репрезентирующих концепт «порча» в современном английском языке дис. ... канд. филол. наук. Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. - 188 с.
41. Никитин М.В. Основания когнитивной семантики: учеб. пособие для вузов / М. В. Никитин. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2003. - 277 с.
42. Никитин М.В. Развернутые тезисы о концептах // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 53-70.
43. Падучева Е.В. К семантике пропозиционных предикатов: знание, фактивность и косвенный вопрос // Известия РАН. Сер. Лит. и яз. - 1998. - Т. 57, №2. - С. 19-26.
44. Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - М. : АСТ : Восток-Запад, 2007. - 314 с.
45. Попова З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - 2 изд., стер. - Воронеж: Истоки, 2001. - 191 с.
46. Приходько А.И. Когнитивно-дискурсивный потенциал оценки и способы его выражения в современном английском языке: дис. ... д-ра филол. наук : А.И. Приходько. - Запорожье, 2004. - 428 с.
47. Разова Е.В. Семантика и валентность глаголов разрушения в современном немецком языке: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. В. Разова. - Вологда, 2003. - 178 с.
48. Рахилина Е.В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. - М.: Рус. словари, 2000. - 416 с.
49. Стернин И.А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. / Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук; под ред. И. А. Стернина. - Воронеж, 2001. - С. 58-65.
50. Уфимцева А.А. Лексическое значение: принцип семиол. описания лексики. - 2-е изд., стер. - М.: УРСС, 2002. - 240 с.
51. Чекулай И.В. Матричный подход к описанию аксиологических концептов и способов их репрезентации в системе языка и речи // Colloquium : междунар. сб. науч. статей / под ред. У. Перси и А.В. Полонского. - Белгород-Бергамо: Изд-во БелГУ, 2005. - С.140-145.
52. Чекулай И.В. Функционально-деятельностный подход к изучению принципов оценочной категоризации в современном английском языке; науч. ред. В. К. Харченко. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 236 с.
53. Чернейко Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени. - М.: [б. и.], 1997. - 320 с.
54.Чернейко Л. О. Оценка в знаке и знак в оценке // Филологические науки. - 1990. - № 2. - С. 72-82.
55. Lakoff G. Women, fire, and dangerous things: what categories reveal
about the mind. - Chicago [u.a.]; London : University of
Chicago Press, 1987. - 614 p.
56. Vendler Z. Verbs and Times // Philosophical Review. - 1957. - Vol. 66, № 2. - P. 143-160.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев [и др.]. - М.: Сов. энцикл., 1983. - 840 с. (ФЭС)
2. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 245 с.
3. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners: second edition. - Oxford : Macmillan Publishers Limited, 2007. - 1748 p. (MEDAL)
4. Oxford Advanced Learner’s Dictionary / A. S. Hornby. - 7ed. / ed. S. Wehmeier. - Oxford University Press, 2005. - 1780 p. -ill. (OALD)
5. Oxford Advanced Learner’s Dictionary / ed by A. S. Hornby. - Oxford: Oxford University Press, 1995. - 1428 p. (OALD)
6. Roget’s Thesaurus of English words and phrases - New ed. / ed. by B. Kirpatrick. - L.: Penguin Books Ltd, 2000. - 810 p.
7. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners [Электронный
ресурс]: international student edition. - Oxford: Macmillan
Publishers Limited, 2010. - Режим доступа:
http://www.macmillandictionary.com/dictionary/british/spoil/. (MEDAL)
8. Collins Cobuild English Dictionary for Advanced Learners [Электронный ресурс] / Harper Collins Publishers, - 2003. - Режим доступа: http://dictionary.reverso.net/english-synonyms/. (CCED)
9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеолог. выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Азъ, 1995. - 928 с.
10. Англо-русский и русско-английский синонимический словарь с тематической классификацией. Продвинутый английский через синонимию / под. ред. П. П. Литвинова - М.: Яхонт А, 2002, - 384 с.
11. Longman Dictionary of English Language and Culture. - London: Pearson Education Limited, 2006. - 1620 p. (LDELC)
12. Cambridge Advanced Learner's Dictionary [Электронный ресурс]. -
Cambridge: Cambridge University Press, 2010. - Режим доступа:
http://dictionary.cambridge.org/. (CALD)
13. The Free Dictionary by Farlex [Электронный ресурс] / Farlex, Inc. - Huntingdon Valley, 2008 - Режим доступа: http://www.thefreedictionary.com/. (FD)
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Britannica online [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.britannica.com/ (дата обращение 04.05.2017).
2. The British Academic Written English (BAWE) corpus [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://ca.sketchengine.co.uk/open/corpus/bawe2/ske/first_form (дата обращения 08.05.2017).
3. British national corpus (BNC) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.natcorp.ox.ac.uk/ (дата обращения 12.05.2017).
4. British national corpus (BNC1) [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://ca.sketchengine.co.uk/auth/corpora. (дата обращения 16.05.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ