Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические условия реализации индивидуального подхода к обучению младших школьников с трудностями в обучении 7
1.1 Сущность индивидуального подхода в процессе обучения младших
школьников 7
1.2 Психофизиологические особенности младших школьников 14
1.3 Причины затруднений в учебной деятельности младших школьников 20
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению трудностей в обучение младших школьников 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Результаты исследования 37
2.3 Рекомендации учителям для работы с детьми, имеющими трудности в
обучении 44
Выводы по второй главе 50
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения
Актуальность. В последнее время индивидуализация становится более актуальной из-за стремления современного поколения получить более качественное образование. Тесное взаимодействие учителя и учащегося позволит повысить уровень знаний учеников. Учитель же, в свою очередь, изучая индивидуальные, психологические особенности учащегося, выявляя слабые и сильные стороны, зная специфичные качества своего воспитуемого сможет повысить свой квалификационный уровень, а также выбрать эффективные приемы, средства и методы педагогического воздействия.
В последние годы проблемой индивидуализации обучения занимались такие ученые как А.А.Кирсанов, Г.Ф.Суворова, И.Э.Унт С.Д.Шевченко [45, 48, 18, 19]. Огромный вклад в изучении данной проблемы внесли работы ученых-методистов В.П.Беспалько, М.Н.Скаткина, А.Н.Конева, Е.А.Климова. Педагогами были определены структура и содержание данной проблемы, а также предложены пути и средства ее реализации [20, 23, 42, 6].
Любая деятельность связана с определенными трудностями. В силу своей специфики учебная деятельность имеет объективную сложность. Учащийся осваивает то, чего он раньше не знал, не владел этим, таким образом сталкиваясь с трудностями. Некоторые учащиеся с легкостью справляются с возникшими трудностями, другим необходимо проявить некое усилие для того, чтобы справиться с поставленной задачей, а третьи без посторонней помощи не способны разрешить самостоятельно возникшую проблему.
Данная проблема наиболее актуальна в младшем школьном возрасте, когда ребенок только вливается в школьную атмосферу, а учебная деятельность начинает предъявлять требования, с которыми раньше он не сталкивался. Исходя из этого, младшие школьники в силу своих интеллектуальных и личностных особенностей не могут справиться с возникшими трудностями. Именно в начальных классах закладывается фундамент знаний, который со временем пополняется, формируются
действия и навыки, умственные и практические операции без которых невозможно последующее учение и практическая деятельность. Не овладение начальными знаниями и умениями приводит к трудностям усвоения школьной программы. Своевременная диагностика причин трудностей в обучении младших школьников и коррекционная помощь помогут справиться с неуспеваемостью учащихся.
Понятие «трудность» рассматривалось многими педагогами и психологами. Ученые считают, что трудность в учебной деятельности дестабилизирует внутренний мир и личность младшего школьника, порождая внутреннее противоречие между возможностями и желаниями, собственными стремлениями и требованиями общества. Исходя из этого, можно сказать, что работа учителя кроме трансляции информации должна быть направлена и на развитие высших психических функций учащегося, а ранняя диагностика причин трудностей в обучении поможет решить возникающие проблемы. Но в психолого-педагогической практике недостаточно внимания уделяется органическим, психологофизиологическим причинам трудностей в обучении. Педагоги часто не знакомы с подходами и способами помощи детям на основе знаний о психофизиологических особенностях. Поэтому в данной работе мы исследуем взаимосвязь психофизиологического статуса и трудностей в овладении предметными УУД.
Цель исследования:
1. выявить взаимосвязь психофизиологического статуса учеников первого класса и формирования предметных универсальных учебных действий.
2. выявить и обосновать психолого-педагогические условия реализации индивидуального подхода к обучению младших школьников с трудностями в обучении.
Объект исследования: индивидуальный подход в обучении младших
школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
реализации индивидуального подхода к обучению младших школьников с разным психофизиологическим статусом с трудностями в обучении.
Гипотеза исследования: реализация индивидуального подхода к обучению младших школьников с трудностями в обучении будет
эффективнее при учете психофизиологического статуса учащихся и выяснения причин затруднений в обучении.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
выявить состояние разработанности проблемы.
2. Выявить психофизиологические особенности младших
школьников и причины затруднений в учебной деятельности.
3. Разработать рекомендации учителям при работе с детьми,
имеющими трудности в обучении.
Теоретическую основу исследования составили труды психологов Е.А. Домырева, Н.А. Подымова, которые изучали преодоление различных преград мешающих достижению целей; Е.Е. Данилова, М. Тышкова, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев рассматривали «трудные ситуации»; Н.Ф.Круглова, Л.С.Славина, А.Р. Лурия, Н.П.Слободяник, Л.В. Орлова, Н.Я.Семаго, Н.Г.Лусканова, В.В.Шмидт, М.М.Безруких, Ю.К. Бабанский рассматривали причины трудностей в учебной деятельности учащихся в школе.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, с целью, задачами и гипотезой работы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Диагностика определения психофизиологического статуса младшего школьника (Тест Тулуз-Пьерон);
3. Диагностика уровня сформированности предметных умений и универсальных учебных действий младшего школьника (автор - Т.М.Лавреньтева);
4. Наблюдение и анализ деятельности учащихся;
5. Беседы с учителями, психологами, родителями, индивидуальные
беседы с учащимися.
База исследования. Исследование проходило на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №27 с татарским языком обучения» Вахитовского района города Казани.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия реализации индивидуального подхода к обучению младших школьников с трудностями в обучении, включающие в себя учет психофизиологических особенностей учащихся и их взаимосвязь с учебной деятельностью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные нами рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов в работе с детьми, имеющими трудности в обучении.
Младший школьный возраст является важным периодом в жизни ребенка, который заслуживает особого внимания как со стороны родителей, так и со стороны учителей. Меняются условия обучения, которые предъявляют высокие требования к личностному развитию детей, к уровню сформированности у учащихся предметных универсальных учебных действий. Однако уровень развития многих учащихся едва достигает необходимого предела, а у некоторых учащихся вовсе недостаточен для перехода в среднее звено школы. В наше время актуальность данной проблемы все больше возрастает. Поэтому необходима серьезная целенаправленная работа для преодоления трудностей в обучении младших школьников.
Психическое развитие младшего школьника должно опираться на соответствия между психофизиологическими возможностями учащегося и требованиями, которые предъявляются в школе. Фундамент знаний закладывается именно в начальной школе в младшем школьном возрасте, поэтому упущенное в этом возрасте будет трудно восполнить.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает, что учитель должен внимательно прослеживать процесс обучения каждого ребенка и сразу обращать внимание на возникающие трудности, ведь запущенное всегда восстановить очень трудно. Чем быстрее будет оказана помощь ребенку, тем интереснее и успешнее будет проходить обучение младшего школьника.
Анализ литературы позволяет сделать вывод о теории индивидуализации обучения:
1. Индивидуальный подход в обучении создает возможности для развития творческого потенциала учащихся, для повышения активности и мотивации учения, а также формирует прогрессивное педагогическое
мышление.
2. Одной из важнейших основ индивидуализации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся.
3. Основная цель индивидуализации: сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности учащегося, воспитание неповторимой и уникальной личности.
В младшем школьном возрасте природные психофизиологические особенности проявляются наиболее непосредственно, сказываясь как на поведении, так и на успешности обучения. У ребенка еще не выработаны механизмы приспособления к своим индивидуальным особенностям, не сформирован индивидуальный стиль деятельности.
Трудности в обучении можно разделить на внешние и внутренние причины.
Внешние причины:
1. Семейно-бытовые условия.
2. Педагогическая запущенность.
3. Экологические.
4. Школьные факторы риска (интенсификация учебного процесса, неадекватность методик и требований).
Внутренние причины:
1. Недостатки познавательной деятельности учащихся.
2. Недостатки развития мотивационной сферы детей.
3. Несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости. Несформированность мотивационной сферы отрицательно влияет на способность к усвоению знаний. Создавая ситуацию успеха, педагог способствует формированию у детей положительного отношения к процессу учения.
4. Индивидуально-типологические особенности учащихся и их влияние на успешность учебной деятельности (характер, темперамент).
5. Недостатки в подготовке ребенка к школе.
6. Соматическая ослабленность ребенка.
7. Нарушения формирования отдельных психических функций
вследствие нарушений со стороны ЦНС.
8. Несформированность произвольной регуляции деятельности.
9. Нарушение системы связей и отношений с другими участниками
образовательного процесса.
Для более успешной и плодотворной работы по преодолению трудностей в обучении детей, каждому учителю необходимо знать психологические особенности детей данного возраста, уровень их познавательной сферы, видеть даже самые на первый взгляд незначительные причины вызывающие трудности в обучении. Главное находить правильные пути преодоления трудностей в обучении данного ребенка. Безусловно, для более эффективного процесса обучения необходима совместная работа педагога с родителями.
При работе с детьми, имеющими трудности в обучении необходимо создать доброжелательную обстановку на уроке, стимулировать учащихся положительной оценкой, похвалой, подбадриванием. Объяснение материала должно быть последовательно, с подробным объяснением алгоритма выполнения задач, упражнений и т.д.
Внимание детей 7 лет очень слабое, имеет небольшой объем, неустойчиво и плохо распределяемо. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Проект, 2006.
2. Акимова.М.К. Козлова.В.Т. Диагностика умственного развития детей. Питер 2006.
3. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина - М.: Издательство «Ось - 89», 2007. - 224 с.
4. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст]:.учеб. пособие / Ю. К Бабанский и [др.]; под. ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1998. — 372 с.
5. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.
6. Беспалько В. П. Программированное обучение. М.Высшая школа, 1970
7. Бодалев А.А. Психология личности - М.,2007
8. Божович Л. И., Славина Л. С. Психология развития школьника и его воспитание. - М., 2006.
9. Бударный, А. А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / Бударный А. А.// Советская педагогика. — 1965, — № 7, — С. 51- 56.
10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.Н. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 320с.
11. Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия». Киев, 2006
12. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 2007. - С.7-34.
13. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов / И.В. Дубровина - М.: Питер, 2009. - 588 с.
14. Ермолаева М. В.. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, 2006
15. Зайтуева С.У. Психофизиологические характеристики в младшем школьном возрасте. Пенза, 2015.
16. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М., 2007. - С.100-145.
17. Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. - М. 2006. - 432 с.
18. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьника. - Казань, 2000
19. Кирсанов А.А «Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема». Казань,2002.
20. Климов Е.А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения// Советская педагогика. 1967. №7.
21. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.Педагогический словарь. - М.: Академия, 2007.
22. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. - М., 2008. -
С.6-16.
23. Конев А.Н. Индивидуально типологические особенности как основа дифференциации обучения. - М., 2006.
24. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2009
25. Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: Сфера, 2010.
26. Кучманова Е. Г., Ряполова М. В. Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 10-13.
27. Лихачев, Б.Т. Педагогика. -М. 2008. - 528 с.
28. Лихачов Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Прометей, 2006.-565с.
29. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. - М.: Ось-89, 2007.
30. Макаров С.П Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. - 1994г.-№°1.-с.2-10
31. Мальцева Л.В. Возрастная психология. - М.: Высшее образование,
2007. -450с
32. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. - М.: "Институт практической психологии", 2007. - 448с.
33. Мухина B.C. Возрастная психология. - М.: Педагогика, 2006.
34. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: «Академия», 2008.
35. Немов Р.С. Психология. 3 том. -М.: ВЛАДОС, 2009.
36. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М: Академия, 2007.
37. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка, диагностика и коррекция. М, 2008.
38. Осмоловская,И.М. Организация дифференцированного обучения в современой общеобразовательной школе/И.М.Осмоловская.-М.:Институт практической психологии,2009-324с.
39. Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 2. С. 201
40. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика. - 2007. - 250 с.
41. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
42. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М., 2007
43. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. - 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 672 с.
44. Стоунс Э. Психопедагогика. - М.: Педагогика, 2006. - 471с.
45. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении// Начальная школа. 1986.№11
46. Унт И.Э, Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.
Э. Унт. - М., 2007. - с. 96.
47. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И. Э Унт. - М.: Педагогика, 2009
48. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М., 1991
49. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974
50. http://минобрнауки.рф/документы/543