ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Метафора как средство речевой выразительности в языке прессы 6
1.1. Теоретические основы исследования метафоры 6
1.2. Особенности публицистической метафоры 14
1.3. Спортивная метафора в языке прессы и ее классификация 23
Выводы по ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА II. Метафора «спорт» в современном английском газетно-публицистическом стиле 32
2.1. Спортивные метафоры, в основе которых лежат наименования видов
состязаний и их участников 32
2.2. Спортивные метафоры, в основе которых лежат термины различных
видов спорта 36
2.3. Квалификация спортсменов и итоги соревнований как основа
спортивной метафоры 42
2.4. Спортивная метафора с основой «правила состязаний и наказания в
спорте» 48
2.5. Метафоры, объединенные понятийной сферой «спортивное
оборудование и место проведения 50
Выводы по ГЛАВЕ II 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 64
Метафора является наиболее характерной стилистической единицей, посредством которой человек воссоздает в словах картину мира в ее образном представлении. Метафора - один из основных приемов познания объектов действительности, их наименования, создания художественных образов и порождения новых значений.
Пристальное внимание исследователей к метафоре объясняется, прежде всего, общим интересом к изучению текста в широком смысле этого термина (изучение всех функциональных стилистических разновидностей литературного языка, в том числе рекламного, публицистического, художественного текстов, разговорного стиля), стремлением дать лингвистическое обоснование и толкование различным стилистическим приемам, создающим экспрессивность текста.
Следует также отметить, что в последнее десятилетие возрос интерес и к спорту, как неотъемлемой части жизни каждого человека. Спорт играет важную роль в социальной, культурной и политической жизни общества. Этим обусловлена частотность употребления спортивных метафор в наиболее широком и популярном текстовом пространстве - печатных СМИ.
Метафоричность в газетных текстах является одной из возможностей создания экспрессии, которая, как правило, связана с семантическими сдвигами, приводящими к дополнительной экспрессивной насыщенности текста в целом. Метафоры в прессе возникают в основном в результате сочетаемости. Авторы статей используют метафору как инструмент, помогающий выстроить композицию статьи, передать ее смысл.
Актуальность данной работы заключается в практической необходимости системного исследования особенностей реализации и функционирования спортивных метафорических словообразований в современной англоязычной прессе.
Объектом исследования являются спортивные метафоры в современной англоязычной прессе.
Предметом исследования являются особенности функционирования спортивных метафор в современных английских газетно-публицистических статьях.
Целью работы является изучение употребления спортивных метафор в газетно-публицистическом стиле.
В соответствии с поставленной целью исследования предполагается выполнение следующих задач:
1. изучить теории метафоры, предложенные как отечественными, так и зарубежными учеными;
2. рассмотреть особенности публицистической метафоры;
3. определить значение и классификацию спортивных метафор;
4. изучить характер спортивной метафоры в языке газет;
5. выявить и проанализировать случаи употребления спортивных метафор в английских газетных текстах.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: метод системного описания языковых единиц, теоретический анализ научной литературы, индуктивный метод обобщения информации и дедуктивный метод формулирования выводов; метод сплошной и частичной выборки - при сборе и накоплении материала, а также текстовый и лингвистический анализ материала исследования.
Теоретической базой для исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов, как И. В. Арнольд, М. Блэк, М.В. Никитина, Г. Н. Скляревской, В. Г. Гака, Д. Лакоффа, М. Джонсона, Н. Д. Арутюновой, И. Р. Гальперина, В. Г. Костомарова, А. П. Чудинова и т.д., в которых подчеркивается важная роль метафоры в развитии языка, процессах мышления и восприятия.
Материалом исследования послужили примеры, полученные методом сплошной и целенаправленной выборки из современных английских и американских газет, таких как «The New York Times», «The Times», «The Washington Post», «The Guardian», период издания которых 2013-2015 гг.
Практическая значимость работы связана с возможностями использования результатов исследования в преподавании курсов по лексикологии, межкультурной коммуникации, политической лингвистике, в практике обучения английскому языку, в исследовательских работах студентов, в лексикографической и переводческой практике, а также при разработке практических занятий по стилистике, переводу и интерпретации текста.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, списка источников фактического материала.
Во введении обосновывается выбор темы, излагаются ее актуальность, научная новизна, формулируется цель исследования, определяются задачи, указываются объект, материал и методы исследования, определяется теоретическая значимость и практическая ценность исследования.
В первой главе изучается теоретическая база исследования, а именно освещаются проблемы изучения метафоры как стилистического приема. Рассматриваются особенности публицистической метафоры, в частности особенности функционирования спортивной метафоры в языке прессы.
Во второй главе содержится анализ практического материала, полученного методом сплошной выборки из английских и американских газет с точки зрения функции и содержательности спортивной метафоры.
Заключение содержит выводы по результатам проведенного исследования и указывает на возможные перспективы развития темы исследования.
Метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии.
Метафора - троп или несколько тропов, заключающийся в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и тому подобное, для характеризации или наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении. В расширительном смысле термин «метафора» применяется к любым видам слов в непрямом значении.
Метафора - весьма популярное явление в современных средствах массовой информации. Она придает высказыванию выразительность, эмоциональность, которые определенным образом воздействуют на читателя.
При изучении метафоры в теоретической главе нашей выпускной квалификационной работы мы проанализировали различные подходы к определению метафоры в лингвистике, теории метафоры, ее функции, особенности публицистической метафоры, а также роль спортивной метафоры в прессе и ее классификацию.
Обобщив различные определения метафоры, мы рассматриваем метафору как выразительное средство языка, представляющее собой сжатое сравнение, состоящее в переносе значения одного объекта (или класса объектов) на другой объект (или класс объектов) на основе сходства какого-либо признака.
В работе представлены два главных научных направления, изучающих закономерности метафорического моделирования действительности: теория регулярной многозначности и теория концептуальной метафоры.
Нами были изучены две классификации основных функций метафор, для определения ее роли в языке. Первая, предложенная В. К. Харченко (1992), включает следующие функции: номинативную, информативную, мнемоническую, текстообразующую, жанрообразующую, объяснительную, эмоционально-оценочную, конспирирующую, игровую, ритуальную.
Автором второй является А.П. Чудинов (2001), который выделяет следующие функции метафоры: когнитивная, номинативная, коммуникативная, прагматическая, изобразительная, инструментальная, гипотетическая, моделирующая, эвфемистическая, популяризаторская.
Нами было определено, что метафоры в публицистике выполняют информативную, воздействующую, развлекательную и популяризаторскую функции. Метафоры в языке печатных СМИ являются неотъемлемым, ярким и эффективным элементом системы технологий речевого воздействия.
Под спортивной метафорой мы понимаем употребление спортивного термина или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении или аналогии. Нами было установлено, что спортивные метафоры классифицируются 1) по выполняемой в тексте функции: номинативная, декоративная (художественная), оценочная, пояснительная (педагогическая, дидактическая); 2) по структуре (количеству единиц-носителей метафорического образа): простая и развернутая.
Метафора - одно из средств обновления непрерывно действующего языка за счет языкового же материала и это обновление содержит элементы когнитивной и языковой техники. Изучение процессов метафоризации в иностранном языке позволяет овладеть образно-ассоциативным богатством этого языка. Проведенное нами практическое исследование спортивных метафор на материале современных английских и американских газет, таких как «The New York Times», «The Times», «The Washington Post», «The Guardian», период издания которых 2013-2015 гг. английского языка позволяет сделать ряд выводов и обобщений:
- метафорическое использование спортивной лексики является одним из
существенных признаков современного английского газетно-публицистического стиля;
- активное использование метафоризации в текстах английской прессы объясняется такими её свойствами, позволяющими привлечь внимание читателя, как неожиданность переноса, наглядность и образность в представлении явлений действительности;
- популярность метафорики в английской прессе тесно связана с функциями информирования и оценочности публицистического стиля, в котором все стилистические средства подчиняются целям воздействия на читателя, выработки у него аффирмативной или негативной оценки сообщаемых фактов.
Полученные результаты и выводы могут быть использованы в дальнейших лингвистических исследованиях, в учебном процессе при рассмотрении вопросов, связанных с метафорическим переносом и источниками английской метафорики.
1. Абрамович Г.А. Введение в литературоведение [Текст] / Г. А. Абрамович. - М.: Просвещение, 1997. - 295 с.
2. Апресян В.Ю. Метафора в семантическом представлении эмоций /
B. Ю. Апресян, Ю. Д. Апресян /Вопросы языкознания. - 1993, № 3. - С. 27
3. Апресян В.Ю. Метафора в семантическом представлении эмоций [Текст] / В. Ю. Апресян // Вопросы языкознания. - М., 1993. - № 3. - С. 48-57.
4. Аристотель. Поэтика. Риторика [Текст] / Пер. В. Аппельрот, Н. Платонова // Аристотель. - М.: Азбука, 2015. - 320 с.
5. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык [Текст] / И. В. Арнольд. - М.: Флинта-Наука, 2015. - 384 с.
6. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс [Текст] / Н.Д. Арутюнова // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990.-300 с.
7. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Семантика начала и конца. [Текст] / Н. Д. Арутюнова. - М.: «Индрик», 2002. - 648 с.
8. Баранов А.Н. О типах сочетаемости метафорических моделей [Текст] / А. Н. Баранов // Вопросы языкознания. М., 2003. - № 2. - С. 73¬94.
9. Бессарабова Н.Д. Метафора в газете [Текст] / Н. Д. Бессарабова // Вестник Московского университета. Сер. Журналистика. - 1975. -№1. -
C. 53-58.
10. Бессарабова Н.Д. Метафора и образность газетно¬публицистической речи // Поэтика публицистики [Текст] / под ред. Г. Я. Солганика. - Москва, 1990. - С. 21-34.
11. Блэк М. Метафора [Текст] / Под редакцией Н. Д. Арутюновой и М.
А. Журинской // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - 345 с.
12. Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфическое [Текст] / В. Г. Гак // Метафора в языке и тексте. - М.: Наука, 1988. - С. 11-26.
13. Гак В.Г. Языковые преобразования [Текст] / В. Г. Гак. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 768 с.
14. Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований [Текст] / О. И. Глазунова. - СПб: Филологический факультет. Государственный университет, 2002. - 190 с.
15. Дэвидсон Д. Что означают метафоры / Под редакцией Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - 345 с.
16. Калашникова Л.В. Метафора в концептуальной структуре дискурса / Л. В. Калашникова//ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2005, №1. - С.92-96.
17. Калинин А.В. Зачем корить зеркало? (О специфике языка газеты: Диалог лингвистов...) [Текст] / А. В. Калинин, В. Г. Костомаров // Журналист, 1971. - № 1. - С. 33.
18. Кассирер Э. Сила метафоры [Текст] // Теория метафоры / Под редакцией Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - 345 с.
19. Кобозева И.М. Семантические проблемы анализа политической метафоры [Текст] / И.М. Кобозева // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. - 2001. - № 6. - С. 132 - 149.
20. Костомаров Р.Г. Русский язык на газетной полосе [Текст] / Р. Г. Костомаров. - М.: Издательство МГУ, 1997. - 267 с.
21. Крылова В. Метафора в языке газет [Текст] / В. Крылова // Управление: история, наука, культура. - Петрозаводск, 2004. - С. 175¬176.
22. Лагута О.Н. Метафорология: проникновение в реальность
[Текст] / О. Н. Лагута // Метафорология: теоретические аспекты / под ред. Н. А. Лукьяновой. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета, 2003. - С. 5-109.
23. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении [Текст] / Дж. Лакофф. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 792 с.
24. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем [Текст] / Дж. Лакофф, М. Джонсон. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 256 с.
25. Мак Кормак Э. Когнитивная теория метафоры [Текст] / Э. Мак Кормак // Теория метафоры. - М., 1990. - С. 358-386.
26. Миллер Дж. Образы и модели, употребления и метафоры [Текст] / Н. Д. Арутюнова, М. А. Журинская // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - с. 236-284.
27. Минский М. Фреймы для представлений знаний [Текст] / М. Минский. - М.: Мир, 1979. - 198 с.
28. Москвин В.П. Русская метафора: параметры классификации [Текст] / В. П. Москвин // Филологические науки. - М., 2000. - №2. - С. 66-74.
29. Мэскалл Б. Ключевые слова в средствах массовой информации [Текст] / Б. Мэскалл. - М.: Издательство АСТ, 2002. - 272 с.
30. Никитин М.В. О семантике метафоры [Текст] / М. В. Никитин // Вопросы языкознания. - М., 1979. - №1. - С. 91-102.
31. Новоселова В.А. Средства речевой выразительности в языке газеты
(по материалам региональной прессы) [Текст] / В. А. Новоселова // Вестник Карельского филиала СЗАГС - 2005: сборник статей -
Петрозаводск, 2005. - Ч. 2. - С. 40-47.
32. Парандовский Я. Способы номинации в современном русском языке [Текст] / Я. Парандовский. - М.: Издательство: «Наука», 1982. - 296 с.
33. Плотникова А.М. Метафорическое моделирование семантической деривации глаголов социальных действий и отношений [Текст] / А.М. Плотникова // Известия Уральского государственного университета. - 2007. - № 49. - С. 212-222.
34. Рамазанова Л.Г. Метафора в публицистическом тексте (На материале произведений А. Н. Толстого) [Текст]: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01: Махачкала, 2004. - 172 с.
35. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка [Текст] / Г. Н. Скляревская. - Санкт-Петербург: Наука, 1993. - 152 с.
36. Солганик Г.Я. Выразительные ресурсы лексики публицистической речи [Текст] / Г. Я. Солганик // Поэтика публицистики. - М., 1995. - С. 10-20.
37. Сысоева Н.А. Классификация газетных метафор [Текст] / Н. А. Сысоева // Филологический поиск, 2000. - Вып. 4. - С. 50-57.
38. Третьякова И.В. Спортивная метафора в немецкоязычном публицистическом тексте [Текст] / И. В. Третьякова, Ю. И. Стенина // Вопросы филологии и переводоведения в социокультурном контексте: сб. науч. ст. / отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. - Чебоксары, 2014. - С. 51-55.
39. Ульянова И.Г. К проблеме когнитивного метода работы с газетным текстом: на материале испанских СМИ: монография [Текст] / И. Г. Ульянова. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - С. 80-90.
40. Харченко В.К. Функции Метафоры [Текст] / В. К. Харченко. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1992. - 87 с.
41. Чудинов А.П. Метафорическое моделирование образа России в современном агитационно-политическом дискурсе [Текст] / А.П. Чудинов // Язык. Система. Личность. - Екатеринбург, 2000. - С.54-67.
42. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры [Текст] / А. П. Чудинов. - Екатеринбург, 2001. - 238 с.
43. Шмелев Д.Н. Слово и образ [Текст] / Д.Н.Шмелев. - М.: Наука, 1964. - 119 с.
44. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы [Текст] / К. Г. Юнг. М.: Академический проект, 2013. - 328 с.
45. Ярмолинец Л.Г. Игровая спортивная терминология в современном английском языке [Текст] / Л. Г. Ярмолинец. - Одесса: ОГУ, 1985. - 261 с.
46. Metaphor: Implications and Applications [Текст] / Ed. By Albert N. Katz, Jeffery Scott Mio. - Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1996. - 269 p.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - М.: КомКнига, 2007. - 576 с.
2. Булыгина Т.В. Скрытые категории - Лингвистический энциклопедический словарь / Т. В. Булыгина, С. А. Крылов. - В.: ЭЛС, 1990. - 341 с.
3. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 682 с.
4. Михельсон, М.И. Русская мысль и речь / М. И. Михельсон. - М.: Терра, 1997. - 1600 с.
5. Нечаев И.В. Русско-английский спортивный словарь / И. В. Нечаев. - М.: Медиа, 2006. - 780 с.
6. Русско-английский, англо-русский словарь-справочник спортивной терминологии: учеб. пособие / Под ред. Л. П. Бондаренко. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2000. - 482 с.
7. Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения / Г. Я. Солганик. - М.: Издательство АСТ, 2002. - 850 с.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Al Kamen. Here’s why ex- CIA Director Tenet said Iraq would be a ‘slam
dunk’//The Washington Post, 5 May 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.washingtonpost.com/blogs/in-the-loop/wp/2015/05/05/heres-why-ex-cia-director-tenet-said-iraq-would-be-a-slam-dunk/ (дата обращения:
18.10.2015) .
2. Alan Rappeport. Critics’ Early Take on G.O.P. Debate: Marco Rubio Won, and
CNBC Lost//The New York Times, 30 October 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nytimes.com/2015/10/30/us/politics/critics-early-take-on-
gop-debate-rubio-won-and-cnbc-lost.html(дата обращения: 18.10.2015).
3. Alastair Campbell. Politics as blood sport: The Killing Season makes the Blair-
Brown rift look tame//The Guardian, 24 June 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.theguardian. com/australia-news/2015/jun/24/politics-as-
blood-sport-the-killing-season-makes-the-blair-brown-rift-look-tame (дата
обращения: 01.11.2015).
4. Alec Luhn. Obama and Netanyahu play hardball over Israeli settlement
plan//The Guardian, 24 March 2014 [Электронный ресурс]. URL:
theguardian.com>world... obama-israel-settlement-plan (дата обращения:
25.10.2015) .
5. Alec Luhn. Ukraine claims conflict with pro-Russia rebels entering endgame//The Guardian, 15 August 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.theguardian.com/world/2014/aug/15/ukraine-conflict-pro-russia-rebels-entering-endgame(дата обращения: 25.10.2015).
6. Alexander Burns. Race for Staten Island District Attorney Goes From Quiet to
Contentious//The New York Times, 14 October 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nytimes.com/2015/10/14/nyregion/once-quiet-race-for-
staten-island-district-attorney-is-now-heated.html (дата обращения:
04.10.2015).
7. Andrew Sparrow and Matthew Weaver. Cameron and Miliband at PMQs: Politics live blog//The Guardian, 11 June 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.theguardian.com/politics/blog/2014/jun/11/cameron-and-miliband-at-pmqs-politics-live-blog(дата обращения: 11.10.2015).
8. Angela Monaghan. Wages beat inflation as unemployment falls below 7%//The Guardian, 16 April 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.theguardian.com/business/2014/apr/16/wages-beat-inflation-unemployment-falls-below-7-percent(дата обращения: 01.11.2015).
9. Ann Treneman. An election marathon that had everything and the kitchen
sink//The Times, 8 May 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.thetimes.co.uk/tto/news/politics/sketch/article4433943.ece (дата
обращения: 27.09.2015).
10. Armando lannucci. So much for a Punch and Judy show. Our feeble MPs are
out for the count//The Guardian, 8 February 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.theguardian.com/commentisfree/2015/feb/08/feeble-mps-
neutered-commons-david-cameron-armando-iannucci(дата обращения:
25.10.2015) .
11. Ashley Parker and Peter Baker. G.O.P. Senator, Bob Corker, Is Key Player in
Iran Accord//The New York Times, 7 April 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nytimes.com/2015/04/07/world/middleeast/bob-corker-is-
major-player-in-iran-nuclear-accord.html(дата обращения: 01.11.2015).
12. Associated Press in Geneva. Syrian peace talks in Geneva reach impasse after five days of sparring//The Guardian, 14 February 2014 [Электронный ресурс]. URL:http://www.theguardian.com/world/2014/feb/14/syrian-peace-talks-impasse-five-days-sparring(дата обращения: 27.09.2015).