ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА В РОМАНЕ МО ЯНЬ «СТРАНА ВИНА»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Онтологические исследования в современном литературоведении 7
1.2. Творчество Мо Яня в контексте современной китайской литературы.17
РАЗДЕЛ 2. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В РОМАНЕ МО ЯНЯ «СТРАНА ВИНА» 29
2.1. Онтологические элементы в романе Мо Яня «Страна вина» 29
2.2. Игра как способ освоения бытия в романе Мо Яня «Страна вина» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
РАЗДЕЛ 1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Онтологические исследования в современном литературоведении 7
1.2. Творчество Мо Яня в контексте современной китайской литературы.17
РАЗДЕЛ 2. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В РОМАНЕ МО ЯНЯ «СТРАНА ВИНА» 29
2.1. Онтологические элементы в романе Мо Яня «Страна вина» 29
2.2. Игра как способ освоения бытия в романе Мо Яня «Страна вина» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В последнее время объектом размышлений становятся проблемы взаимодействия человека с виртуальным миром. Происходит переориентация понимания проблем связанных с человеком, в которых заключается то, что можно обойти препятствия, применяя искусство Дао, и, где конфуцианская и даосская идеологии имели основополагающее начало для всей китайской цивилизации. Сегодня менталитет китайского человека можно осознать, лишь зная его историю, религии, традиции и мироощущение. Говоря о творчестве Мо Яня, можно утверждать, что его литературные произведения во многом восхищены идеями и концепциями, как конфуцианства, так и даосизма. Кроме того, немаловажную роль играют и буддийские мотивы в его творчестве. История Китая, позволяющая Мо Яню наполнить и предугадать почти все действия его работ, позволяют нам по-новому взглянуть на социально-исторические явления Китая.
ХХ век внёс значительные перемены в жизнь КНР и его народа. Теперь Китай является ведущим мировым государством, а менталитет китайцев изменился в сторону вестернизации, уступив всеобщей глобализации и аксиологическому сдвигу. Литература, отражая все перемены в обществе, не осталась в стороне. Мо Янь, являясь передовым литератором Китая, призвал писателей не искажать правду и быть безжалостными и бескомпромиссными. Таким образом, творчество Мо Яня открывает сознания людей для понимания всей правды [19].
Литература Китая переживала и взлеты, и падения. Она подарила гениальные классические романы, великих поэтов, неистовых драматургов и философов. За последние полвека китайская литература пережила не мало событий: красный феникс власти, который пронесся по головам творцов, оборвал нить, ведущую в прошлое, но тем самым переродился - из пепла ужаса возродилось нечто новое, совершенно противоположное, постмодернистское.
По мнению многих критиков, творчество Мо Яня может относиться к «литературе поиска корней» (#Ж^^) и «магическому реализму» [38, С. 360].
Его называют «одним из самых креативных и наиболее плодовитых сегодняшних китайских писателей» [30, С. 140-141.]. Секрет его успеха заключается в претворении грубого и земного в нечто утончённое для достижения карнавальной радости, которой проникнуты его труды [11].
«Страна вина» напоминает путеводитель по Китаю и энциклопедию китайской жизни. Тут и описание быта, причём очень подробное, и краткий экскурс в китайскую литературу, как современную, так и классическую, который даётся в переписке автора с винным экспертом, и кулинарные традиции, так как в книге кроме гипотетических или реальных младенцев едят ещё и самые изысканные блюда различных региональных кухонь. Мо Янь чередует в своём произведении стиль и манеру изложения, легко переходя от ироничного детектива к эпистолярному роману [52].
Поэтому аспект онтологических исследований в романе обусловлен тем, что возникает вопрос, какова эвристическая ценность науки «онтология», представлении о картине мира, которая даёт сравнение с имеющимися теоретическими аспектами. Представления о системе знаний, позволяющая прояснить закон бытия.
В постмодернистской литературе игра приобретает особое значение, при создании текста она выходит на первый план, становясь не столько средством повествования, сколько главной целью его. Игра является способом организации постмодернистского нарратива на всех его уровнях, где писатель играет с идеями, смыслами, в плане содержания, но прежде всего - с читателем, который становится активным участником сюжетных линий, своего рода соавтором создаваемого текста.
Исследованием онтологии занимался ряд автором, наиболее основательные работы, из которых предложили А. Доброхотов [21], В. Никитаев [40], М. Хайдеггер [58] и др.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью рассмотрения онтологической игры в произведениях современной китайской литературы.
Целью исследования является анализ функционирования мотива игры в романе Мо Яня «Страна вина».
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
• рассмотреть онтологические исследования в современном литературоведении;
• охарактеризовать творчество Мо Яня в контексте современной китайской литературы;
• проанализировать онтологические элементы в романе Мо Яня «Страна вина»;
• интерпретировать игру как способ освоения бытия в романе Мо Яня «Страна Вина».
Объектом исследования является роман Мо Яня «Страна вина».
Предмет исследования - функционирование онтологической игры в романе Мо Яня «Страна вина».
Методы исследования. Теоретико-методологическую основу работы составляют труды исследователей, посвящённые общим проблемам постмодернизма (Ж. Лиотар, Ф. Ницше, Ю. Хабермас и др.), онтологии (А. Доброхотов, В. Никитаев, М. Хайдеггер и др.) и игры в литературе (Т. Голобородова, С. Смирнов, Ю. Лотман, Э. Хейзинга и др.).
Цели и задачи исследования обусловили использование методов системного, типологического подхода и литературной герменевтики. Системный подход позволил рассмотреть текст романа Мо Яня «Страна вина» в контексте литературы жанра постмодернизма. Типологический метод применялся для определения онтологии в романе Мо Яня «Страна вина». Метод литературной герменевтики позволил интерпретировать игру в произведении Мо Яня «Страна вина».
Научная новизна заключается в том, что впервые роман Мо Яня «Страна вина» будет рассмотрен в контексте функционирования онтологической игры.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования рассмотренного материала при дальнейшем изучении литературы в процессе преподавания курса зарубежной литературы ХХ и ХХ1 веков, а также в работе литературоведческих студий и литературных факультативов в общеобразовательных школах и высших учебных учреждениях.
Апробация работы. Результаты исследования были апробированы на таких научно-практических конференциях, как Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Студенческая практика - ключ к будущей профессии: профессиональный рост будущего специалиста» (г. Ялта, 9-11 ноября 2017 г.); IV Научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых «Дни науки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского» (г. Ялта, 10-12 октября 2018 г.); Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Студенческая практика - ключ к будущей профессии: профессиональный рост будущего специалиста» (г. Ялта, 22-23 ноября 2018 г.); Международная научная конференция «Молодежь и наука XXI века» (г. Ульяновск, 13 декабря 2018 г.); IV Международный научный конгресс «Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы» (г. Симферополь, 01 - 19 апреля 2019 г.); Международная научная конференция «МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ: РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ ИЗМЕРЕНИИ» (г. Симферополь, 22-24 апреля 2019 г.); Научно-исследовательский семинар по иностранной филологии и методике преподавания (г. Ялта, 17-18 апреля 2019 г.). Отдельные материалы исследования были использованы при написании научных публикаций: «Анализ романа Мо Яня «Страна вина» как форма работы студентов по дисциплине «История мировой литературы» (Международный электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и разработки», №11 (28) 2018 г., г. Москва).
ХХ век внёс значительные перемены в жизнь КНР и его народа. Теперь Китай является ведущим мировым государством, а менталитет китайцев изменился в сторону вестернизации, уступив всеобщей глобализации и аксиологическому сдвигу. Литература, отражая все перемены в обществе, не осталась в стороне. Мо Янь, являясь передовым литератором Китая, призвал писателей не искажать правду и быть безжалостными и бескомпромиссными. Таким образом, творчество Мо Яня открывает сознания людей для понимания всей правды [19].
Литература Китая переживала и взлеты, и падения. Она подарила гениальные классические романы, великих поэтов, неистовых драматургов и философов. За последние полвека китайская литература пережила не мало событий: красный феникс власти, который пронесся по головам творцов, оборвал нить, ведущую в прошлое, но тем самым переродился - из пепла ужаса возродилось нечто новое, совершенно противоположное, постмодернистское.
По мнению многих критиков, творчество Мо Яня может относиться к «литературе поиска корней» (#Ж^^) и «магическому реализму» [38, С. 360].
Его называют «одним из самых креативных и наиболее плодовитых сегодняшних китайских писателей» [30, С. 140-141.]. Секрет его успеха заключается в претворении грубого и земного в нечто утончённое для достижения карнавальной радости, которой проникнуты его труды [11].
«Страна вина» напоминает путеводитель по Китаю и энциклопедию китайской жизни. Тут и описание быта, причём очень подробное, и краткий экскурс в китайскую литературу, как современную, так и классическую, который даётся в переписке автора с винным экспертом, и кулинарные традиции, так как в книге кроме гипотетических или реальных младенцев едят ещё и самые изысканные блюда различных региональных кухонь. Мо Янь чередует в своём произведении стиль и манеру изложения, легко переходя от ироничного детектива к эпистолярному роману [52].
Поэтому аспект онтологических исследований в романе обусловлен тем, что возникает вопрос, какова эвристическая ценность науки «онтология», представлении о картине мира, которая даёт сравнение с имеющимися теоретическими аспектами. Представления о системе знаний, позволяющая прояснить закон бытия.
В постмодернистской литературе игра приобретает особое значение, при создании текста она выходит на первый план, становясь не столько средством повествования, сколько главной целью его. Игра является способом организации постмодернистского нарратива на всех его уровнях, где писатель играет с идеями, смыслами, в плане содержания, но прежде всего - с читателем, который становится активным участником сюжетных линий, своего рода соавтором создаваемого текста.
Исследованием онтологии занимался ряд автором, наиболее основательные работы, из которых предложили А. Доброхотов [21], В. Никитаев [40], М. Хайдеггер [58] и др.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью рассмотрения онтологической игры в произведениях современной китайской литературы.
Целью исследования является анализ функционирования мотива игры в романе Мо Яня «Страна вина».
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
• рассмотреть онтологические исследования в современном литературоведении;
• охарактеризовать творчество Мо Яня в контексте современной китайской литературы;
• проанализировать онтологические элементы в романе Мо Яня «Страна вина»;
• интерпретировать игру как способ освоения бытия в романе Мо Яня «Страна Вина».
Объектом исследования является роман Мо Яня «Страна вина».
Предмет исследования - функционирование онтологической игры в романе Мо Яня «Страна вина».
Методы исследования. Теоретико-методологическую основу работы составляют труды исследователей, посвящённые общим проблемам постмодернизма (Ж. Лиотар, Ф. Ницше, Ю. Хабермас и др.), онтологии (А. Доброхотов, В. Никитаев, М. Хайдеггер и др.) и игры в литературе (Т. Голобородова, С. Смирнов, Ю. Лотман, Э. Хейзинга и др.).
Цели и задачи исследования обусловили использование методов системного, типологического подхода и литературной герменевтики. Системный подход позволил рассмотреть текст романа Мо Яня «Страна вина» в контексте литературы жанра постмодернизма. Типологический метод применялся для определения онтологии в романе Мо Яня «Страна вина». Метод литературной герменевтики позволил интерпретировать игру в произведении Мо Яня «Страна вина».
Научная новизна заключается в том, что впервые роман Мо Яня «Страна вина» будет рассмотрен в контексте функционирования онтологической игры.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования рассмотренного материала при дальнейшем изучении литературы в процессе преподавания курса зарубежной литературы ХХ и ХХ1 веков, а также в работе литературоведческих студий и литературных факультативов в общеобразовательных школах и высших учебных учреждениях.
Апробация работы. Результаты исследования были апробированы на таких научно-практических конференциях, как Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Студенческая практика - ключ к будущей профессии: профессиональный рост будущего специалиста» (г. Ялта, 9-11 ноября 2017 г.); IV Научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых «Дни науки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского» (г. Ялта, 10-12 октября 2018 г.); Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Студенческая практика - ключ к будущей профессии: профессиональный рост будущего специалиста» (г. Ялта, 22-23 ноября 2018 г.); Международная научная конференция «Молодежь и наука XXI века» (г. Ульяновск, 13 декабря 2018 г.); IV Международный научный конгресс «Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы» (г. Симферополь, 01 - 19 апреля 2019 г.); Международная научная конференция «МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ: РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ ИЗМЕРЕНИИ» (г. Симферополь, 22-24 апреля 2019 г.); Научно-исследовательский семинар по иностранной филологии и методике преподавания (г. Ялта, 17-18 апреля 2019 г.). Отдельные материалы исследования были использованы при написании научных публикаций: «Анализ романа Мо Яня «Страна вина» как форма работы студентов по дисциплине «История мировой литературы» (Международный электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и разработки», №11 (28) 2018 г., г. Москва).
«Страна вина» - это роман, полный символов, и который покоряет своим гениальным бурлеском, гротескными формами, созданными талантом самого автора. Характерный авторский стиль Мо Яня производит «галлюциногенный эффект», так как реалии современного коммунистического Китая и остального мира показаны через призму абсурда. Отличие романа «Страна вина» заключается в том, что символы, являющиеся образными метафорами, встречаются на протяжении всего текста, а саркастичность, с которой автор подаёт сюжет, делает реализм Мо Яня исключительным.
Функционирование онтологической игры проясняет законы бытия, сложившиеся в романе Мо Яня «Страна вина». Онтологическая картина мира репрезентируется посредством категорий бытия, особенно посредством категории субстанции. Единично в романе онтологическая игра представляется через совокупность понятий о различных, уникальных, многообразных объектах действительности.
Онтологический анализ игры, вопрос о её соотношении с бытием видится в романе чрезвычайно обширно. Все аспекты, которые здесь затрагивает игра, обладают свойством, позволяющим человеку подняться над скучной и сковывающей силой его бытия. Герой рассматривается и как свободный субъект игры, и как марионетка в непредсказуемых, неожиданных, случайных событиях. Благодаря игре в романе Мо Яня осуществляется освоение бытия.
Постмодернизм осуществляет пересмотр классической онтологии, но этот пересмотр с его отказом от всякой субстанциальной глубины имеет своим итогом разрушение диалектики бытия и игры, превращение бытия в игру, а игры в бытие. «Игра вместо бытия - уже не игра, это и есть подобие, постмодернистская замена, симулякр бытия» [7].
В постмодернистском контексте онтология - бесконечность и открытость разветвляющихся и пересекающихся ценностей, приписываемых объекту и его культурным интерпретациям, практически
растворяют его как индивидуальность в различных интерпретациях. Переход различных интерпретаций связывает онтологию как осмысленное знание всех возможных ценностей в рамках культуры постмодерна, где онтология имеет свою определенность.
Онтологические элементы помогают определить принципиальные вещи, имеющие значение для сочинения в целом. Каждое произведение отображает истину социума и реалии китайского бытия. Самая важная особенность структуры Мо Яня - постоянная смена хронотопа и повествователя. Все ситуации, которые представляет Мо Янь - это метафоры на реальные проблемы общества, это проблемы бесчинства общества, выраженные образно через тему кулинарии.
Функционирование онтологической игры проясняет законы бытия, сложившиеся в романе Мо Яня «Страна вина». Онтологическая картина мира репрезентируется посредством категорий бытия, особенно посредством категории субстанции. Единично в романе онтологическая игра представляется через совокупность понятий о различных, уникальных, многообразных объектах действительности.
Онтологический анализ игры, вопрос о её соотношении с бытием видится в романе чрезвычайно обширно. Все аспекты, которые здесь затрагивает игра, обладают свойством, позволяющим человеку подняться над скучной и сковывающей силой его бытия. Герой рассматривается и как свободный субъект игры, и как марионетка в непредсказуемых, неожиданных, случайных событиях. Благодаря игре в романе Мо Яня осуществляется освоение бытия.
Постмодернизм осуществляет пересмотр классической онтологии, но этот пересмотр с его отказом от всякой субстанциальной глубины имеет своим итогом разрушение диалектики бытия и игры, превращение бытия в игру, а игры в бытие. «Игра вместо бытия - уже не игра, это и есть подобие, постмодернистская замена, симулякр бытия» [7].
В постмодернистском контексте онтология - бесконечность и открытость разветвляющихся и пересекающихся ценностей, приписываемых объекту и его культурным интерпретациям, практически
растворяют его как индивидуальность в различных интерпретациях. Переход различных интерпретаций связывает онтологию как осмысленное знание всех возможных ценностей в рамках культуры постмодерна, где онтология имеет свою определенность.
Онтологические элементы помогают определить принципиальные вещи, имеющие значение для сочинения в целом. Каждое произведение отображает истину социума и реалии китайского бытия. Самая важная особенность структуры Мо Яня - постоянная смена хронотопа и повествователя. Все ситуации, которые представляет Мо Янь - это метафоры на реальные проблемы общества, это проблемы бесчинства общества, выраженные образно через тему кулинарии.
Подобные работы
- Постмодернизм в русской и китайской литературе: сопоставительный аспект
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Структурная теория ответственности. Этическая концепция поведения
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019



