Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основания политики позитивного
действия 8
§1. Зарождение политики позитивного действия и ее воплощение на
практике 8
§2. Специфика позитивной дискриминации как стратегии политики
государства 13
§3. Критика позитивной дискриминации 22
Глава II. Политика позитивного действия как способ борьбы с
дискриминацией в странах 29
§1. Применение позитивных мер в странах Северной Америки 29
§2. Равенство возможностей в Скандинавских странах 45
§3. Борьба за равноправие в Индии 61
Заключение 70
Список использованной литературы
Актуальность. Ежедневно во всем мире дискриминация проявляется в той или иной форме. Это явление противоречит извечным устремлениям человечества к свободе, равенству, справедливости. Особенно болезненно воспринимается она в сфере трудовых отношений, поскольку затрагиваются самые важные с точки зрения удовлетворения физических и духовных потребностей права: право на равный доступ к работе, на равное
вознаграждение за равный труд, на равные шансы продвижения по службе, на защиту от безработицы и т.д.
Нет абсолютно никакого вопроса, что принятие федеральных программ решительных действий было главным катализатором для предприятий, чтобы реализовать качественные изменения в их системах занятости, которые в долгосрочной перспективе будут вызывать изменения в корпоративной культуре, в результате чего, в свою очередь на рабочем месте. Более конкретно, доказательства, приведенные в эмпирических исследованиях, рассматриваемых в настоящем документе, указывают на то, что программы позитивных действий действительно влияют на наем (этнических) видимых представителей меньшинств как на управленческой, так и на неуправляемой основе.
Планы утвердительных действий учитывали отклонения в найме лиц с инвалидностью на руководящие должности, но не в значительной степени объясняли отклонения в найме инвалидов на руководящие должности. Также выясняется, что другой конкретный фактор, который влияет на успешность позитивных действий в любом предприятии, является обязательством. Без приверженности процессу утвердительных действий со стороны старшего руководства и сотрудников в целом в сочетании с менеджерами, которые несут ответственность за успехи программы, мало шансов добиться справедливого рабочего места.
В настоящее время существует разделение мнений относительно того, что было сделано до настоящего времени. Как отмечалось выше, статистические данные показывают смешанные результаты как для лиц с ограниченными возможностями, так и для (этнических) видимых меньшинств. Несмотря на расхождения во мнениях относительно того, как много продвигалось вперед, ключевым фактором было то, что законодательство поставило вопрос о равенстве в центре внимания общественности.
Чтобы обеспечить непрерывный прогресс, процесс справедливости должен продвинуться дальше текущего сбора и оценки данных и Мониторинг систем занятости. Недостаточно привлекать инвалидов, представителей (этнических), видимых меньшинств, коренных народов и женщин к организациям, как они существуют сейчас; Организации должны
действительно измениться. Организации должны интегрировать членов назначенных групп на всех уровнях, и для этого должны быть широко распространены упреждающие политики, направленные на преследование, дискриминацию и размещение разнообразия. Процесс позитивных действий должен быть интегрирован в основное русло предприятия, и менеджеры должны нести ответственность за успешную реализацию планов. Поскольку процесс справедливости на самом деле представляет собой процесс обучения, осведомленности, необходимо проводить курс обучения не только для сотрудников, но также и для сотрудников.
Степень научной разработанности.
Большой вклад и основополагающие идеи в области международных прав человека, а именно позитивного права рассмотрены в работах российских авторов. Среди них следует отметить труды таких авторов, как: О.А Воронина , Б.В. Николаев , З.П. Матисова , Р. Кумарасвами , С.В. Поленина и Е.С.
Юрлова5 . В работы рассматривают позитивную дискриминацию в области образования, гендерного и возрастного равенства.
Помимо отечественных литературных источников, раскрывающих позитивную дискриминацию, имеются и западные источники, которые раскрывают опыт зарубежных стран в реализации политики позитивного действия. Значимый вклад внесли такие авторы, как: Дж. Эберхард-Ходжес , С. Фредман , Дж. Хейер , Дж. Клаузен и С. Чарльз , Г. Кассан , Е. Калецкий и
12 13
Н. Пракаш , К. Атстрем .
Объект исследования - политика позитивного действия как конституционный принцип равноправия.
Предмет исследования - механизм преодоления гендерного, возрастного ущемления в правах и дискриминации лиц с ограниченными возможностями.
Цель исследования - раскрыть особенности применения политики позитивного действия, заключающейся в предоставлении равных прав, возможностей и привилегий менее защищенным группам населения на примере пяти стран (США, Канада, Швеция, Норвегия и Индия).
Задачи исследования:
1. определить основные теоретические положения политики позитивного действия;
2. рассмотреть положения в защиту позитивных мер и их критику;
3. рассмотреть историю формирования и развития политики позитивного действия, проводимой в отношении менее защищенных групп населения;
4. определить правовую природу позитивной дискриминации, ее место и роль в системе норм международного права;
5. изучить основные законы и нормы, регулирующие политику позитивного действия в исследуемых странах;
6. рассмотреть отношение к понятию позитивной дискриминации в различных сферах жизни общества;
7. изучить опыт реализации специальных мер в исследуемых странах.
Методы исследования. Методологическую основу исследования
составляет совокупность приемов и способов научного анализа, целесообразность применения которых определяется характером политики позитивных действий и механизм преодоления гендерного, возрастного ущемления в правах и дискриминации лиц с ограниченными возможностями. Теоретико-методологическую базу составляют как общенаучные, так и специализированные методы познания (системный, исторический, социологический подходы). Сбор и систематизация материала произведены посредством методов эмпирического анализа. Качественный контент-анализ нормативно-правовых актов также использовался в исследовании.
На основании исследования политики позитивного действия, опираясь на практику зарубежных стран, можно сделать вывод о том, как развивается политика позитивного действия. Изучение позитивной дискриминации, которая реализуется в зарубежных странах, позволило сделать вывод о том, что механизм защиты состоит из нескольких элементов: предотвращения дискриминационных действий, восстановления нарушенных прав и свобод, наказания виновной стороны, принятия антидискриминационных мер на будущее.
Среди особенностей применения политики позитивного действия в исследуемых странах, автор выделяет следующие:
1. ведущую роль в разработке политических стратегий
«недискриминации» играет правительство и его структуры;
2. в странах используется подход к равенству с позиций одинаковости прав, возможностей и обязанностей женщин/мужчин и лиц с ограниченными возможностями.
Изучив историю возникновения и развития позитивных действий в Америке, автору стало возможным прийти к выводу, что истоки их появления пришли еще с приходом периода реконструкции, в котором население, ранее являющееся рабами, страдало от недостатка навыков и ресурсов для устойчивого проживания. Политика позитивного действия того времени была создана для устойчивого противостояния негативным эффектам поколений от дискриминации в прошлом.
Так, ущемление прав менее защищенных групп населения
осуществлялось в трудовой, образовательной и других сферах. Именно по этой причине одной из основных задач большинства правительств стран являлась борьба с неравенством.
Что касается отношения к понятию позитивной дискриминации в различных сферах жизни общества, таких как трудоустройство и образование, то позитивная дискриминация в этих отраслях имеет свои положительные и отрицательные стороны. Одним из самых ярких и очевидных преимуществ этой политики является то, что она предпринимает попытку решить проблему дискриминации, что само по себе целесообразно. Кроме того, она нацелена на обеспечение каждого человека равными шансами получить работу или образование, продвижение или повышение.
С другой стороны, эта политика лишь подчеркивает идею неравенства. Помимо того, оппоненты позитивных действий называют их «обратной дискриминацией», полагая, что они вызывают ту самую дискриминацию, от которой пытается избавиться. Также следует отметить, что работодатель, либо образовательное учреждение могут потерять возможность принять достойного специалиста, студента, в то время как менее заслуживающий этого член ущемленной группы должен быть принят. Такое может случиться, если неправильно истолковать политику позитивного действия.
Главными методами борьбы с ограничением в правах людей и достижения равенства в обществе в странах являются специальные программы, включающие системы квотирования, а так же предоставление определенных льгот и привилегий менее защищенным группам населения.
Многочисленные статистические данные и данные переписей показали, что на настоящий момент проблема дискриминации и неравного отношения к людям продолжает существовать в исследуемых странах. Тем не менее, законодательства государств внесли немалый вклад в проблему неравенства граждан, а также предприняли попытки борьбы с существующей дискриминацией. Более того, даже, несмотря на неправильное отношение групп большинства к позитивной дискриминации, на сегодняшний день эта политика является, возможно, единственным верным решением для достижения равноправия и мирного сосуществования людей различных групп в обществе.
Таким образом, идея политики позитивного действия в целом и в сфере труда и образования работает, но все еще не безупречно. Однако, несмотря на ее недостатки, политика существует в течение нескольких десятилетий. Позитивные меры имеют свои положительные и отрицательные стороны, сторонников и противников и иногда могут повлечь за собой негативные эффекты.
Тем не менее, специально созданные общегосударственные и местные органы управления и комиссии контролируют их исполнение, и есть надежда, что однажды ситуация улучшится.
1. Конституция Соединенных Штатов Америки (от 17 сентября 1787 г.) // Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты: Перевод с английского / Сост.: Лафитский В.И., Под ред. и со вступ. ст.: Жидков О.А. - М.: Прогресс-Универс. 1993.
2. Конституция Канады (от 17 апреля 1982 г.) //Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков — 2-е изд., ис-прав. и доп.— М.: Издательство БЕК. 1999. 584 с.
3. Конституция Швеции (от 27 февраля 1974 г.)// Конституции государств Европы / под ред. Л. А. Окунькова. — М.: Норма, 2001.
4. Конституция Норвегии (Королевства Норвегия) (от 17 мая 1814 г.)// Конституции государств Европы / под ред. Л. А. Окунькова. — М.: Норма, 2001. — Т. 2.
5. Конституция Индии (от 26 ноября 1949 г.)// Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / В.В. Маклаков. - М.: Норма, 2003 г. - 857 с.
6. Конвенция ООН «О ликвидации всех форм расовой дискриминации
в отношении женщин». Резолюция 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 г. URL:
http: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv. shtml (дата
обращения: 25.03.2017).
7. Конвенция ООН «О правах инвалидов» Резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (дата обращения:
18.04.2017) .
8. Конвенция № 159 и Рекомендация № 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов МОТ.// Закрепление в законодательстве принципа равенства в трудоустройстве людей с ограниченными
возможностями: Руководящие принципы / Группа технической поддержки по вопросам дoстойного труда и Бюро МОТ для стран Bосточной Европы и Центральной Азии. - Москва: МОТ: 2012. 98 с. URL:
http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—europe/—ro-geneva/—sro- moscow/documents/publication/wcms_344693.pdf (дата обращения: 03.03.2017).
9. «Закон о равноправии» в Швеции №45 от 09.06.1978 URL: http://www.norge.ru/zakonravnoprav/ (дата обращения: 25.03.2017).
10. «Закон о равных возможностях, защите прав и полном участии» в Индии № 1 от 1996 года URL: http://www.refworld.org.ru/pdfid/474433fD2.pdf (дата обращения: 18.04.2017).
Электронные ресурсы
11. Баглай, М.В. Конституционное право зарубежных стран / М.В. Баглай// М.: Норма, 2004. 832 с. URL: http://krasinskiy.ru/Baglai.pdf (дата обращения: 18.04.2017).
12. Вербин, А.А. Деградация социального положения афроамериканцев / А.А. Вербин// Исторические, философские, политические, и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. № 8-1 (58). № 549. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/degradatsiya-sotsialnogo- polozheniya-afroamerikantsev (дата обращения: 25.03.2017).
13. Вольский, В. «Позитивное действие»: теория и практика / В.
Вольский /03.2005 URL:
http://volsky.us/archive/other/affirmative_action_in_south_africa.html (дата
обращения: 25.03.2017).
14. Воронина, О.А. Феминизм и гендерное равенство / О.А. Воронина
М.// Эдиториал УРСС, 2003. 489 с. URL:
:http://lib.gender.ru/pages/library/books/pdf/feminizm_i_gendernoe_ravenstvo/chapte r1.pdf (дата обращения: 25.03.2017).
15. Евченко, О.С. Дискриминация как моральная проблема
корпоративных отношений /О.С. Евченко// Государство и право. Юридические
науки. №4. - 2015. 8 с. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diskriminatsiya-kak- moralnaya-problema-korporativnyh-otnosheniy (дата обращения: 07. 02. 2017).
16. Золов, А.В. Гарри Трумэн и проблема расовой сегрегации в США во второй половине 1940-х годов / А.В. Золов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2009. №12. 7 с. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/garri-trumen-i-problema-rasovoy-segregatsii-v-ssha- vo-vtoroy-polovine-1940-h-godov (дата обращения: 25.03.2017).
17. Исаева, Е.А. Проблема защиты от дискриминации в трудовых
отношениях: позитивный опыт Великобритании / Е.А. Исаева// Историческая и социально-образовательная мысль.2012 - №3. 4 с. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/problema-zaschity-ot-diskriminatsii-v-trudovyh- otnosheniyah-pozitivnyy-opyt-velikobritanii (дата обращения: 25.03.2017).
18. Кириллова, Л.В. Историографический обзор политики позитивной
дискриминации в США / Л.В. Кириллова// Вестник удмуртского университета. - 2015. 162 с. URL:
http://ru.vestnik.udsu.ru/files/originsl_articles/vuu_15_054_23.pdf (дата обращения:
25.03.2017) .
19. Корбут, Л.В., Поленина, С.В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей / Л.В. Корбут, С.В. Поленина// Сборник универсальных и региональных международных документов. - М., 1998. URL: http://www.owl.ru/library/015a.htm (дата обращения: 25.03.2017).
20. Кумарасвами, Р. Права женщин и международное право прав
человека /Р. Кумарасвами// URL:
http://www.hrights.ru/text/inter/b7/Chapter81.htm (дата обращения: 25.03.2017).
21. Левансон, К. Об издержках позитивной дискриминации в США /К.
Левансон// Демоскоп. - 2013. № 549. URL:
http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0549/gazeta026.php (дата обращения:
25.03.2017) .
22. Липкина, Н.Н. Запрещение дискриминации по конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года: в контексте соотношения
категорий «равенство» и недискриминация» / Н.Н. Липкина // Альманах современной науки и образования. - 2009. № 7-2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/zapreschenie-diskriminatsii-po-konventsii-o-zaschite- prav-cheloveka-i-osnovnyh-svobod-1950-goda-v-kontekste-sootnosheniya-kategoriy (дата обращения: 25.03.2017).
23. Лошакова, Ю.П. Защита прав женщин в контексте гендерного
равноправия (на материалах законодательства Швеции) / Ю.П. Лошакова// Женщина в российском обществе - №2/2011. 8 с. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-zhenschin-v-kontekste-gendernogo- ravnopraviya-na-materialah-zakonodatelstva-shvetsii (дата обращения: 04.03.2017).
24. Мархгейм, М.В., Москаленко, С.А. Конституционное закрепление принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин: анализ зарубежного опыта / М.В. Мархгейм , С.А. Москаленко// Право и современные государства.2013.- №6. 6 с. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe- zakreplenie-printsipa-ravenstva-prav-i-svobod-muzhchin-i-zhenschin-analiz- zarubezhnogo-opyta (дата обращения: 25.03.2017).
25. Матисова, З.П. Проблема эйджизма при профессиональной
переориентации. /З.П. Матисова// Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 19—21 мая 2011 г.: В 3 ч. Ч. III; Российский фонд фундаментальных исследований. — Ярославль: ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2011. URL: http://ptcevolution.me/problema-ejdzhizm-v-
sovremennoj-professionalnom-obshhestve/ (дата обращения: 25.03.2017).
26. Матузов, Н.И. Право и политика: антиподы или союзники / Н.И. Матузов // Вестник. 2014. - №6 (101) URL: http://test.ssla.ru/vestnik/files/06-
2014. pdf (дата обращения: 25.03.2017).
27. Назметдинов, Р.Ф. Защита от дискриминации в Соединенных
Штатах Америки /Р.Ф. Назметдинов// Вестник Томского государственного университета. Право. 2016. - №2. 13 с. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-ot-diskriminatsii-v-soedinennyh-shtatah- ameriki (дата обращения: 20.03.2017).
28. Николаев, Б.В. Конституционный принцип равноправия в системе
высшего образования США /Б.В. Николаев// Законодательство и правоприменительная практика: монография - М.: ЮНИТИ-Дана: Закон и
право, 2012. URL: http://www.juristlib.ru/book_5657.html (дата обращения:
25.03.2017) .
29. Николаев, Б.В., Емелин, М.Ю. Доктрина «разделенных, но равных»
возможностей в решениях Верховного суда США по спорам, связанным с высшим образованиям / Б.В. Николаев, М.Ю. Емелин// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. - №4. 8 с. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/doktrina-razdelennyh-no-ravnyh-
vozmozhnostey-v-resheniyah-verhovnogo-suda-ssha-po-sporam-svyazannym-s- vysshim-obrazovaniem (дата обращения: 02.02.2017).
30. Поленина, С.В. Права женщин в системе прав человека:
международный и национальный аспект /С.В. Поленина// Институт государства и права РАН. М.: ХПИ «ЭСЛАН». 2000. URL:
http://www.owl.ru/win/books/polenina/ (дата обращения: 25.03.2017).
31. Ренн, Ж. Отношения между полами в узле расовых, возрастных и классовых отношений: гендерные исследования и дебаты во Франции в первом десятилетии XXI века / Ж. Ренн// Laboratorium. Журнал социальных исследований.2011. - №3. 20 с. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya- mezhdu-polami-v-uzle-rasovyh-vozrastnyh-i-klassovyh-otnosheniy-gendernye- issledovaniya-i-debaty-vo-frantsii-v-pervom (дата обращения: 25.03.2017).
32. Слатов, Д.Г. особенности управления этническими процессами в
США во второй половине ХХ в. /Д.Г. Слатов// Вестник Самарского государственного университета. 2006. - №8. 5 с. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upravleniya-etnicheskimi-protsessami-v- ssha-vo-vtoroy-polovine-hh-v (дата обращения: 04.03.2017).
33. Солнцев, А.М., Кебурия, К.О. Генезис международно-правового регулирования защиты прав пожилых людей / А.М. Солнцев// Украинская газета международного права. 2013. - №1. 8 с. URL: http://www.intlaw- mdn.com/research/publications/humanrights/genezis-mezhdunarodno-pravovogo- regulirovaniya-zaschity-prav-pozhilyh-lyudei/ (дата обращения: 25.03.2017).
34. Степанова, Н.М. Политика гендерного равенства в скандинавских
странах / Н.М. Степанова, М.М. Кириченко, Е.В. Кочкина // Гендерная реконструкция политических систем. СПб.: ИСПГ-Алетея. 2003. URL:
http: //www. owl. ru/win/books/genderpolicy/stepanova2. htm (дата обращения:
25.03.2017) .
35. Темкина, А. А. Женский путь в политику: гендерная перспектива /А.А. Темкина// Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период (сборник научных статей) Центр независимых социальных исследований. СПб, 1996. URL: http://www.a-z.ru/women/texts/temkin_iir.htm (дата обращения: 25.03.2017).
36. Хансенн, М., Экслен, Ж.-Ж., Равенство в сфере труда - веление
времени /М. Хансенн, Ж.-Ж. Экслен // Глобальный доклад, представленный в соответствии с механизмом реализации Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Международная конференция труда 91-я сессия 2003. Доклад I (В). 158 с. URL:
http://www.ilo.org/public/russian/standards/decl/download/russian.pdf (дата
обращения: 17.04.2017).
37. Шведова, Н.А. Женщины в Канаде: как действует механизм
гендерного равенства / Н.А. Шведова// Женщина в российском обществе. 2008. - №2. 23 с. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zhenschiny-v-kanade-kak-
deystvuet-mehanizm-gendernogo-ravenstva (дата обращения: 25.03.2017).
38. Шведова, Н.А. Женщины в США: механизм гендерного равенства /
Н.А. Шведова// Женщина в российском обществе. 2007. - №4. 33 с. URL:
content/uploads/2013/12/2007_4_shvedova.pdf (дата обращения: 25.03.2017).
39. Штылева, М. Формирование политики гендерного равноправия в
Европейском союзе(1950-2010) /М. Штылева// 16 с. URL:
http://ecsocman.hse.ru/hsedata/2013/07/01/1285634995/ShtyliovsJISP_11_1.pdf (дата обращения: 25.03.2017).
40. Штылева, М.В. Реализация политики гендерного равенства в странах Северной Европы / М.В. Штылева// Женщина в российском обществе.2012. №1. 11 с. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-politiki- gendernogo-ravenstva-v-stranah-severnoy-evropy (дата обращения: 25.03.2017).
41. Юрлова, Е.С. Женщины Индии. Традиции и современность /Е.С.
Юрлова// М.: Институт востоковедения РАН, 2014. 521 с. URL:
http://book.ivran.ru/f/ww-of-india-7-11-15.pdf (дата обращения: 17.04.2017).
42. Схема субсидирования интеграции. URL:
http://www.norge.ru/eco_international/ (дата обращения: 14.03.2017).
43. Aeberhard-Hodges, J., Raskin, C. Affirmative action in the employment
of ethnic minorities and persons with disabilities. Geneva, International Labour Office, 1997. 117 р. URL:
http://staging.ilo.org/public/libdoc/ilo/1997/97B09_153_engl.pdf (дата обращения:
18.04.2017) .
44. Attstrom, K. Discrimination against Native Swedes of Immigrant Origin
in Access to Employment /K. Attstrom// Geneva, International Labour Office. 2007. 64 р. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_protect/—protrav/—
migrant/documents/publication/wcms_201428.pdf (дата обращения: 17. 04. 2017).
45. Block, Sh., Galabuzi, G.-E. Canada’s colour coded labour market. The
gap for racialized workers /Sh. Block, G.-E. Galabuzi// Canadian Centre for Policy Alternatives. The Wellesley Institute. 20 р. URL:
http: //www. wellesleyinstitute. com/wp-
content/uploads/2012/02/Colour_Coded_Labour_MarketFINAL .pdf (дата
обращения: 20.03.2017).
46. Cassan, G. The impact of positive discrimination in education in India: Evidence from a natural experiment /G. Cassan// e project “Actors, Markets, and
Institutions in Developing Countries: A micro-empirical approach” (AMID), a Marie Curie Initial Training Network (ITN) funded by the European Commission under its Seventh Framework Programme - Contract Number 214705 PITN-GA- 2008214705. 2011. 52 p. URL:
http://www.isid.ac.in/~pu/conference/dec_12_conf/Papers/GuilhemCassan.pdf (дата обращения: 17.04.2017).
47. Fredman, S. Comparative study of anti-discrimination and equality laws
of the US, Canada, South Africa and India /S. Fredman// European Commission, Directorate-General for Justice. 2012. 88 р. URL:
http://ec.europa.eu/justice/discrimination/files/comparative_study_ad_equality_laws_ of_us_canada_sa_india_en.pdf (дата обращения: 18.04.2017).
48. Heyer, J., Niraja Gopal Jayal The Challenge of Positive Discrimination in India /J. Heyer// Centre for Research on Inequality, Human Security and Ethnicity. 2009. 33 p. URL: http://www3.qeh.ox.ac.uk/pdf/crisewps/workingpaper55.pdf (дата обращения: 18.04.2017).
49. Kaletski, E., Prakash, N. Affirmative action policy in developing countries: Lessons learned and a way forward / E. Kaletski , N. Prakash // Leibniz- Informationszentrum Wirtschaft Leibniz Information Centre for Economics. 2016. 26
р. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/146243/1/85859854X.pdf (дата обращения: 25.03.2017).
50. Klausen, J. and Charles, S. Breaking the Barriers: Positive
Discrimination Policies for Women/J. Klausen, S. Charles// Maier. NY: St Martin’s Press. 2000. 31 р. URL:
https: //www. hks. harvard. edu/fs/pnorris/Acrobat/QUOTAS. PDF (дата обращения:
12.02.2017) .
51. General enquiry to Statistics Norway URL: http://www.ssb.no (дата обращения: 5.04.2017).
52. Official site of the University of Mumbai. URL: http://mu.ac.in/portal/ (дата обращения: 18.04.2017).