Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности становления ролевого поведения у детей дошкольного возраста

Работа №63261

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
254
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретический аспект изучения особенности становления ролевого поведения у детей дошкольного возраста 6
1.1 Исследование ролевого поведения в отечественной и зарубежной
психолого - педагогической литературе 6
1.2 Ролевая игра как феномен психологического исследования 12
1.3 Становление ролевого поведения детей дошкольного возраста в игре .... 14
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Эмпирическое исследование становления ролевого поведения детей
дошкольного возраста 31
2.1 Организация исследования. Описание методик исследования 31
2.2 Анализ результата исследования особенностей становления ролевого
поведения у детей младшего дошкольного возраста 34
Выводы по второй главе 46
Заключение 47
Список использованной литературы

Ролевое поведение личности в социуме изучалось многими как отечественными, так и зарубежными учеными в области социологии, социальной, общей, педагогической психологии, театральной педагогике. Интерес к данной проблеме сохраняется и по сегодняшний день, привлекая внимание многих исследователей, т.к. анализ социальной роли, ролевого поведения способствует более полному пониманию поведения человека в обществе.
Впервые в научный оборот термин «роль» был введен в 20-30-е годы американскими исследователями Д. Мидом и Р. Линтоном. К концу 60-х годов в американской социальной психологии насчитывалось уже много сотен преимущественно эмпирических, но также и теоретических исследований в этой области. Такая популярность ролевых исследований, по мнению Г.М. Андреевой, объясняется двумя обстоятельствами. Во -первых, проблема роли представляет большие возможности, как для теоретических, так, главным образом, и для эмпирических исследований. Во-вторых, ролевая теория содержит такой подход к исследованию социального поведения личности, который отсутствует в других теоретических ориентациях социальной психологии [2, с. 181].
Г.М. Андреева отмечает, что американский специалист по вопросам ролевой теории Т. Сарбин в статье, написанной совместно с В.Алленом, при определении понятия «роль», взятого из театральной атрибутики, предпочитая не давать собственного определения. Среди прочих определений термина «роль», наибольшей известностью пользуется определение Р. Линтона, который рассматривал роль как «динамический аспект статуса». Статус, в свою очередь, определялся как какая-либо социальная позиция личности, а роль - определенная демонстрация этой позиции. «Когда индивид осуществляет свои права и обязанности - он выполняет роль» [3,с. 141].
С раннего возраста малыша привлекает все, что делают взрослые. Желание подражать старшим лежит в основе особого вида детской деятельности - процессуальной игры, которая появляется уже на втором году жизни и развивается на протяжении всего дошкольного детства. Сюжетная игра оказывает огромное значение в психическом развитии. Этой разработкой занимались ведущие психологи и педагоги: Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, С.Н. Новоселова, Д.Б. Эльконин - они подходили с разных к этой проблеме позиций [7; 13; 32; 36; 47].
Развитие игровой деятельности детей способствует освоению ими первоначальных представлений социального характера и включению в систему социальных отношений. Необходимыми элементами игры являются знания, действия и отношения малыша, развивающиеся под воздействием взрослого. От его личностных качеств, профессионального мастерства и способности творчески руководить игровой деятельностью зависит использование игры для всестороннего развития личности малыша. Именно роль в концентрированной форме воплощает связь малыша с миром взрослых. Выполняя игровую роль, ребенок действует как взрослый, он как бы отождествляет себя с ним. Роль возникает тогда, когда социальные отношения людей их правила и функции становятся предметом активного отношения и сознания малыша. Через роль мир социальных отношений проникает в сознание малыша и поднимает его на более высокий уровень, развитие.
Цель исследования: изучить особенности становления ролевого поведения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: становление ролевого поведения у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы полагаем, ролевое поведение детей младшего дошкольного возраста характеризуется однообразностью и стереотипностью, неумением принимать, последовательно менять игровые роли.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной тематике.
2. Выявить уровень развития ролевого поведения детей в игровой деятельности.
3. Провести эмпирическое исследование становления ролевого поведения детей дошкольного возраста.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы,
наблюдение за ролевым поведением детей в игровой деятельности, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования - МБДОУ № 22 «Гнёздышко» г.Елабуги РТ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проводя анализ различных подходов к пониманию роли в зарубежной и отечественной литературе, мы отметили, что авторы c разных позиций подходят к роли:
Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.
Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т.е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами.
Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное место в системе общественных положений. Ролевое поведение - это процесс отражения социальной действительности и знакомство с обобщенной действительностью в игре. В ролевом поведении в нерасторжимом единстве представлены аффективно - мотивационная, когнитивная и операционально-техническая стороны игровой деятельности.
Анализируя соотношение понятий «роли» и «ролевого поведения», большинство исследователей не отождествляют данные термины, подчеркивая, что социальная роль обусловлена социальными ожиданиями, ролевыми предписаниями, но предполагает некоторую свободу для исполнения. Исследователи приходят к выводу, что ролевое поведение разных людей, занимающих одну и ту же роль, может сильно отличаться. Данные отличия в поведении обусловлены личностными особенностями индивида. Другими словами, ролевое поведение всегда индивидуально и демонстрирует то, каким образом человек использует возможности для исполнения, прочтения роли.
Роль рассматривается как конституирующий момент игры, ее центральный и определяющий компонент, смысловой центр. В роли
концентрируются социальные представления, образующие смысловую программу. Ролевое поведение можно рассматривать как процесс развертывания смысловой программы, содержания роли.
Наиболее важными компонентами игровой деятельности является ее двойственная символизация и возникновение ролевого поведения, социальный характер и его усложнение по мере овладения ролью, партнерские отношения и коммуникативно - речевые навыки поддержания игрового взаимодействия, формирование ролевого диалога, а так же произвольная регуляция собственного поведения и поведения партнера- сверстника. В случае нарушения сохранности этих компонентов возникают трудности в построении ролевого поведения, которые не позволяют игре выполнять функцию ведущей деятельности.



1. Авдеева Н.Н. Развитие представлений о самом себе у малыша от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М.: АСТ-пресс, 2007. - 214 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
3. Андреева Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс,
2001.
4. Антонова Т.В. О специфике общения дошкольников в ролевой игре // Игра и ее роль в психическом развитии малыша дошкольного возраста / Под. ред. A.B. Запорожца и др. - М.: Изд-во НИИ общей педагогики, 2008 г.-155 с.
5. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию - изд. 7, пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 517 с.
6. Арсентьева В.П. Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. - М.: Форум, 2009.142 с.
7. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина, 1977. - 303 с.
8. Бизикова О.А. Игровая технология развития диалогической речи дошкольников. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008.- 126 с.
9. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками - СПб.: Питер, 2012. - 63 с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные
психологические труды / под. Ред. Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М.: Московский Психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЕК, 2001.
11. Бугрименко Е.А. Ролевая игра как средство организации самоконтроля // Дошкольное воспитание. - 2010. -№ 10. - С. 35 - 37.
12. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие малыша // Игра и ее роль в развитии малыша дошкольного возраста. - М.: НИИ общей педагогики, 2008. - 155 с.
13. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс»,
2001. - 1008 с.
14. Гаспарова Е.М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 38 - 42.
15. Говорова Р.И. Роль моделирования в развитии сюжетно-ролевой игры // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Изд-во АПН, 2010. -85 с.
16. Горностай П.П. Личность и роль: ролевой подход в социальной психологии личности. - Киев: Интерпресс ЛТД, 2009.- 312 с.
17. Горностай П. П. Личностные характеристики ролевого поведения //Вестник Харьковского университета, 2009. - № 439.- 352 с.
18. Гройсман А.Л. Проблемы ролевой психотерапии // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: Наука, 2009.- С. 175-203.
19. Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками // Вопросы психологии.- 2008.- №2. - С.167.
20. Ермаков И.Д. Опыт органического познания малыша. - Ижевск: Ergo,
2009. - 281 с.
21. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000 - 320с.
22. Зиннхубер Х. Как развивается ваш ребенок?: табл. сенсомотор. развития, игры и упражнения: от 4 до 7,5 лет /пер. с нем. - М.: Теревинф,
2009. - 159 с.
23. Иванкова Р.И. Игра как средство изучения детских взаимоотношений // Игра и ее роль в психическом развитии малыша дошкольного возраста / Под. ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой и др. - М.: НИИ общей педагогики, 2011. - 155 с.
24. Коскова Н.В. Ваш умный ребенок: развивающие игры и упражнения для детей 3-4 лет. - Новосибирск, 2008. - 458 с.
25. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: метод. пособие - М., 2010.- 128 с.
26. Круглова Н.Ф. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность малыша: программа психологической подготовки дошкольников и младших школьников. - Москва: Эксмо, 2010.- 187 с.: ил.
27. Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: МГГУ, 2008.- 137 с.
28. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка / под редакцией
A. Г. Рузской.- 2-е изд. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 384с.
29. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2008. - 511с.
30. Машталь О. Программа развития способностей малыша: 200 заданий, упражнений и игр. - СПб.: Наука и техника, 2010.- 246 с.
31. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1989. - 190 с.
32. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду игры. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.
33. Налчаджян A.A. Ролевое поведение // Социология: Словарь -
справочник. -Т. 2: Отдельные отрасли социологического знания / Отв.ред. Г.
B. Осипов. - М: Наука, 2010. - 712 с.
34. Немеровский В.М. Интеграция сюжетно-ролевых игр в развитии физической культуры дошкольников. - Псков: Гименей, 2008.- 136 с.
35. Непомнящая Н.И. Ценностность как личностное основание. Типы. Диагностика. Формирование. - Воронеж: НПО «МОДЭК»,2000. - 176 с.
36. Новоселова С.Л. Система «Модуль-игра»: новая развивающая предмет. - игровая среда для дошкольников и пед. технология ее использования.- М.: Общерос. обществ. фонд «Соц. развитие России», 2009. - 40 с.
37. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - К.: 2000. - 312 с.
38. Прыгунов П.Я. Психологическое обеспечение специальных операций: ролевое поведение. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 336 с
39. Репринцева Г.И. Игра-ключ к душе малыша. Гармонизация отношений малыша с окружающим миром: метод. пособие. - М.: Форум, 2008.- 235 с.
40. Российская социологическая энциклопедия/ Под ред. Осипова Г.В. - М.: НОРМА; ИНФРА-М, 1999. - 672 с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2013. - 720 с.
42. Смирнова Е.О. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 2008. - №3. - С. 45.
43. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая: решение учебных и профессиональных проблем. - М.: МОДЭК, 2009. - 284 с.
44. Шевандрин Н.И.Социальная психология в образовании.- М.: Владос,
2005. - 544 с.
45. Шейнис М. Ю. Влияние свойств личности на профессионально-ролевое поведение: Дис. ... канд. психол. наук 19.00.05.- Самара, 2008. - 247 c. РГБ ОД, 61:99-19/4-4
46. Эльконин Д.Б. Психология игры - 3-е изд. стереотип.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 360с.
47. Эфендиев А.Г. Общая социология: учебное пособие. / Под общ. ред. А.Г Эфендиева - М.: ИНФРА-М, 2000. - 654 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ