Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ, САМООТНОШЕНИЯ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №63256

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
357
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
МОТИВАЦИИ, САМООТНОШЕНИЯ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ У
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в современной психологической литературе 7
1.2 Формирование личности в старшем школьном возрасте 11
1.3 Особенности самоотношения у старшеклассников 15
1.4 Понятие и факторы, обуславливающие локус контроля у
старшеклассников 19
1.5 Формирование мотивации достижения у старшеклассников 22
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
МОТИВАЦИИ, САМООТНОШЕНИЯ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация исследования. Описание методик 29
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 33
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ

Самоотношение равно как свойство личности теснейшим образом сопряжено с целями ее жизни и деятельности, с ее ценностными ориентациями, обозначается главным фактором образования и стабилизации ее целостности. Выступая стабильной личностной особенностью, самоотношение тесно сопряжено с другими качествами личности, в особенности локус контролем. Оно оказывает большое влияние на развитие содержания, структуры и формы проявления целой организации психологических особенностей личности.
Кроме того следует заметить, что основной психологической характеристикой старшего школьного возраста можно считать направленность в будущее. Это касается различных сторон психической жизни. Старший школьник стоит на пороге социальной взрослости. У него появляются конкретные жизненные планы, соответствующие им мотивы и потребности.
В психологической практике исследованиями локуса контроля занимались Е.Бажинов, Е.Еолынкина. Локус контроля предполагает собою стремление человека присваивать ответственность за происходящие в жизни действия и результаты собственной деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля), либо своим возможностям и действиям (интернальный, внутренний локус контроля).
В психологии к вопросам самоотношения обращались такие специалисты по психологии, как С.Р. Е[антелеев, В.В. Столин, Р. Бернс, С.Л. Рубинштейн и др.
К изучению мотивации, а именно мотивации достижения подходило достаточно большое количество ученых. Среди них исследования Д. Аткинсона и Д. Макклеланда, исследования Дж. Роттера, исследования X. Хекхаузена, исследования Э. Скиннер.
Педагоги зачастую встречаются с задачей недоступности у старших школьников стремления обучаться, нестойкостью их заинтересованностей к разным учебным предметам. Такого рода проблемы в работе с учениками сопряжены с рядом обстоятельств: стилем деятельности педагога,
отсутствием персонального подхода к ученикам и т.д. Значимый аспект этой проблемы - мотивация учения, напрямую сопряженная с формированием внутреннего интереса обучающихся в учении, познании. Сформировавшаяся у старшеклассников мотивация учения в перспективе может содействовать либо мешать последующему самоформированию, самообразованию человека.
Психологами выделены 2 основных плана мотивов, побуждающих учебную деятельность старших школьников: обширные общественные мотивы, сопряженные с многообразными взаимоотношениями ученика к находящейся вокруг его действительности, и так называемые познавательные интересы, порождаемые напрямую самой учебной работой, её содержанием и процессом исполнения.
Цель исследования: изучение взаимосвязи мотивации,
самоотношения и локуса контроля у учащихся старшего школьного возраста.
Объектом данной работы являются 35 девочек и 25 мальчиков старшего школьного возраста.
Предметом является мотивация, самоотношение и локус контроля.
К задачам данной работы относится:
1. Изучить степень разработанности проблемы в современной психологической литературе.
2. Изучить формирование личности в старшем школьном возрасте.
3. Рассмотреть понятие самоотношения, и его особенности у старшеклассников.
4. Рассмотреть понятие и факторы, обуславливающие локус контроля у старшеклассников.
5. Изучить формирование мотивации достижения у старшеклассников
6. Эмпирическим путем изучить взаимосвязь мотивации, самоотношения и локуса контроля у старшеклассников
7. Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.
В качестве гипотезы мы выдвинули следующее предположение, что существует взаимосвязь между мотивацией, самоотношением и локусом контроля у учащихся старшего школьного возраста.
Методы и методики:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Метод тестирования: опросник самоотношения В.В.Столина,
методика «Локуса контроля» Дж. Роттера и тест мотивации достижения А. Мехрабиана.
3. Количественный и качественный анализ результатов с использованием методов математической статистики (критерия Пирсона).
В исследовании принимали участие учащиеся «МАОУ СОШ №4» города Набережные Челны, дети старшего школьного возраста в количестве 60 человек, в возрасте от 15 до 17 лет (35 девочек и 25 мальчиков).
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и интерпретация могут быть использованы педагогами и практическими психологами, занимающимися со старшеклассниками при проведении тренингов по саморазвитию личности у старшеклассников.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список используемой литературы и приложения.
Материалы исследования были апробированы в научной статье «Взаимосвязь мотивации, самоотношения и локуса контроля у старшеклассников» и представлены в Международном научно-практическом журнале, в разделе «Образование и педагогика»[43]..


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дипломной работе, тема которой «Взаимосвязь мотивации, самоотношения и локуса контроля у старшеклассников», были рассмотрены в теоретической части мотивация достижения, самоотношение личности и локус контроль.
В целом мотивация достижения - это стремление к успеху (высоким результатам) в деятельности. Индивид, рвущийся достигнуть успеха, больших итогов в деятельности, обладает сильной мотивацией достижения. Для одних результат успехов в работе более важен, для других - менее. Успех в деятельности, как известно, находится в зависимости не только от возможностей человека, однако и от стремления достичь цели, от целеустремленного и напористого труда для достижения успеха.
Ранняя юность - время реального перехода к настоящей взрослости. На этот возрастной период приходится ряд новообразований в структуре личности - в нравственной сфере, мировоззренческой, существенно изменяются особенности общения со взрослыми и сверстниками.
Возраст старшего школьника очень интересен. На это период сводится постановка своей мечты и поиск путей ее достижения. И в этот момент происходит поиск и понимание себя, своего места в мире. Возраст старшеклассников характеризуется окончательной подготовкой к взрослой жизни. Именно в этот период проходит закрепление развитых качеств личности. Старшеклассник должен уметь анализировать ситуации объективно.
Самоотношение тесно связано с самопринятием. Принятие себя, самопринятие - это принятие в отношении самого себя. Самооценка по какому-либо качеству базируется больше на сопоставлении собственных достижений с достижениями других людей. Самопринятие же считается не столько оценкой, сколько манерой взаимоотношения к себе, единой актуальной конструкцией, формирующейся в ходе онтогенеза, а также посредством осознанных усилий.
Что же касается локуса контроля, то он в старшем школьном возрасте играет немаловажную роль. Старшеклассник должен понимать, что многие его моменты в жизни зависят исключительно от него. И именно в этот период он должен уметь анализировать ситуацию и уметь нести ответственность за совершенные им поступки.
На основании изученных материалов, в соответствии с поставленной целью была выдвинута следующая гипотеза, что существует взаимосвязь между мотивацией, самоотношением и локусом контроля у старшеклассников.
Для старшеклассника характерен глубокий самоанализ, самооценка всех качеств и способностей. Успешное самоопределение подразумевает специальный период, когда молодые люди приобретают возможность приглядеться к различным социальным ролям, не отдавая преимущество ни одной из них. Это период проб и ошибок. Однако он не должен затягиваться. Стремление приобрести новый опыт зачастую сочетается со страхом перед жизнью.
Самосознание не связано с уходом старшего школьника в мир внутренних переживаний и не является бесплодным и бесцельным самоанализом. Самосознание возникает из требований жизни и деятельности. Новое положение в коллективе, новые отношения с окружающими заставляют старшеклассника оценить свои возможности, осознать особенности своей личности с точки зрения соответствия или несоответствия предъявляемых к нему требований.
Таким образом, мы исследовали взаимосвязь мотивации, самоотношения и локуса контроля у старшеклассников. Поставленные задачи были успешно выполнены, поставленная цель была достигнута. Исследования показали, что гипотеза подтвердилась, существует взаимосвязь между мотивацией, самоотношением и локусом контроля у старшеклассников.



1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. / А. Адлер
— М.: Академический проект, 2011.
2. Андреева А. Д. Особенности отношения к учению подростков и старших школьников: Дис... канд. псхол. наук. - М., 2013.
3. Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии, 2013 -140 - 147с.
4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 2012. — 299 с
5. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и её отношение с Я- концепцией // Вестник Московского Университета СЕР. 14. Психология. 2011. № 1
6. Бурменская Е.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидере А.Е. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Академия, 2010 -416с
7. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моек, ун-та, 2012. - 200 с.
8. Возрастная психология / Под ред Е.С.Костюка - К, 1976 - Раздел VII
9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред А.В.Петровского -М, 2011-204с.
Ю.Елуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб, пособие - 2-е изд., 2014. - 216с.
П.Еоловей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2009.
12. Еордеева Т. О. Психология мотивации достижения. / Т. О. Еордеева
— М.: Смысл, 2006. — 336с
13. Дружинин В. Н. Варианты жизни. Очерки по экзистенциальной психологии. - М: "ПЕР СЭ" - СПб.: "ИМАТОН-М", 2000 - 135с
14. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2010-560с.
15.Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников - М, 2013 -416с.
16.Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер-Пресс, 2015 - 608 с.
17. Ковал ев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни - М, 2014-143 с.
18. Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Ми., 2010.
19. Кон И.С. Психология ранней юности - М, 2005 - 254 с.
20. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 2005.
21. Кордуэлл Майк. Психология. Словарь. М., 2009.
22. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 377с.
23. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2004.
24. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. Возрастная психология. 2012
25. Маклаков А. Е. Общая психология. - СПб.: Питер, 2014 - 592с.
26. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. - Москва : Просвещение, 2011. - 96 с.
27. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. М., 2006.
28. Налчаджян А.А. Я-концепция / Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2012.
29. Никифоров Е. С. Самоконтроль как механизм надежности человека. - Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 2013 - 216с
30. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 2011.
31. Психология современного старшего подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва : Педагогика. 2010. - 240 с.
32. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: «БАХРАХ», 2013. - 672 с.
33. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995 - 238с
34. Рытченко Т. А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2013. - 185с.
35. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М.: Педагогика, 2010. - 288с.
36. Столин В.В. Самосознание личности. -М: МГУ, 1998г.-284 с.
37. Стрижак Л.Н. Психология и педагогика: Учеб, пособие, 2-е изд., стереот. - М.: МГИУ, 2012 - 335с.
38. Фанталова Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал. -
2004. -№ 1. -Т. 13. - С. 107-116.
39. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: ПИП, 2009
40. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения Санкт-Петербург: Речь, 2001; 256 стр
41. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер-Пресс, 2010. - 608 с
42. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 806 с.
43. Якобсон П. М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 188-193
44. Возрастная психология [Электронный ресурс ]. URL: http://xn— 80ahc0abogis.com/vozrastnava-psihologiva 783/razvitie-lichnosti- starshem-shkolnom-39279.html [дата обращения 15.05.2017).
45. Гараева Л.Ф. Взаимосвязь мотивации, самоотношения и локуса
контрол у старшеклассников. // © Теория и практика современной науки. [Электронный ресурс]. URL: http://modern-
i. ru/domains data/flles/23/GARAEVA%20L.F.(obrazovanie%20i%20ped a^ogikaVpdf (дата обращения 10.05.2017).
46. Дмитриева Л.И. Гендерные особенности мотивации у старших
подростков // Таврический научный обозреватель. URL: http://tavr, science/stat/2016/12/53-Dmitrieva.pdf ( дата обращения:
21.03.17).
47. Поликарпов В.А., Психология личности [Электронный ресурс]. URL: https://psvera.ru/samootnoshenie-i-samoocenka-lichnosti 8955.htm (дата обращения 17.05.2017)
48. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и
подростков.// ЮРАЙТ. - [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.biblio-online.ru/viewer/F45625A5-79CF-4FFA-9BBl-
С91А0Е93AF0А#раце/1 (дата обращения 20.05.2017).
49. Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный
ресурс]. URL: http://psvchologv.snauka.ni/2012/06/795 (дата
обращения: 26.05.2017).
50. Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс] URL:http://psvlab.info.ru [дата обращения: 20.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ