ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
МОТИВАЦИИ, САМООТНОШЕНИЯ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ У
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в современной психологической литературе 7
1.2 Формирование личности в старшем школьном возрасте 11
1.3 Особенности самоотношения у старшеклассников 15
1.4 Понятие и факторы, обуславливающие локус контроля у
старшеклассников 19
1.5 Формирование мотивации достижения у старшеклассников 22
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
МОТИВАЦИИ, САМООТНОШЕНИЯ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация исследования. Описание методик 29
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 33
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Самоотношение равно как свойство личности теснейшим образом сопряжено с целями ее жизни и деятельности, с ее ценностными ориентациями, обозначается главным фактором образования и стабилизации ее целостности. Выступая стабильной личностной особенностью, самоотношение тесно сопряжено с другими качествами личности, в особенности локус контролем. Оно оказывает большое влияние на развитие содержания, структуры и формы проявления целой организации психологических особенностей личности.
Кроме того следует заметить, что основной психологической характеристикой старшего школьного возраста можно считать направленность в будущее. Это касается различных сторон психической жизни. Старший школьник стоит на пороге социальной взрослости. У него появляются конкретные жизненные планы, соответствующие им мотивы и потребности.
В психологической практике исследованиями локуса контроля занимались Е.Бажинов, Е.Еолынкина. Локус контроля предполагает собою стремление человека присваивать ответственность за происходящие в жизни действия и результаты собственной деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля), либо своим возможностям и действиям (интернальный, внутренний локус контроля).
В психологии к вопросам самоотношения обращались такие специалисты по психологии, как С.Р. Е[антелеев, В.В. Столин, Р. Бернс, С.Л. Рубинштейн и др.
К изучению мотивации, а именно мотивации достижения подходило достаточно большое количество ученых. Среди них исследования Д. Аткинсона и Д. Макклеланда, исследования Дж. Роттера, исследования X. Хекхаузена, исследования Э. Скиннер.
Педагоги зачастую встречаются с задачей недоступности у старших школьников стремления обучаться, нестойкостью их заинтересованностей к разным учебным предметам. Такого рода проблемы в работе с учениками сопряжены с рядом обстоятельств: стилем деятельности педагога,
отсутствием персонального подхода к ученикам и т.д. Значимый аспект этой проблемы - мотивация учения, напрямую сопряженная с формированием внутреннего интереса обучающихся в учении, познании. Сформировавшаяся у старшеклассников мотивация учения в перспективе может содействовать либо мешать последующему самоформированию, самообразованию человека.
Психологами выделены 2 основных плана мотивов, побуждающих учебную деятельность старших школьников: обширные общественные мотивы, сопряженные с многообразными взаимоотношениями ученика к находящейся вокруг его действительности, и так называемые познавательные интересы, порождаемые напрямую самой учебной работой, её содержанием и процессом исполнения.
Цель исследования: изучение взаимосвязи мотивации,
самоотношения и локуса контроля у учащихся старшего школьного возраста.
Объектом данной работы являются 35 девочек и 25 мальчиков старшего школьного возраста.
Предметом является мотивация, самоотношение и локус контроля.
К задачам данной работы относится:
1. Изучить степень разработанности проблемы в современной психологической литературе.
2. Изучить формирование личности в старшем школьном возрасте.
3. Рассмотреть понятие самоотношения, и его особенности у старшеклассников.
4. Рассмотреть понятие и факторы, обуславливающие локус контроля у старшеклассников.
5. Изучить формирование мотивации достижения у старшеклассников
6. Эмпирическим путем изучить взаимосвязь мотивации, самоотношения и локуса контроля у старшеклассников
7. Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.
В качестве гипотезы мы выдвинули следующее предположение, что существует взаимосвязь между мотивацией, самоотношением и локусом контроля у учащихся старшего школьного возраста.
Методы и методики:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Метод тестирования: опросник самоотношения В.В.Столина,
методика «Локуса контроля» Дж. Роттера и тест мотивации достижения А. Мехрабиана.
3. Количественный и качественный анализ результатов с использованием методов математической статистики (критерия Пирсона).
В исследовании принимали участие учащиеся «МАОУ СОШ №4» города Набережные Челны, дети старшего школьного возраста в количестве 60 человек, в возрасте от 15 до 17 лет (35 девочек и 25 мальчиков).
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и интерпретация могут быть использованы педагогами и практическими психологами, занимающимися со старшеклассниками при проведении тренингов по саморазвитию личности у старшеклассников.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список используемой литературы и приложения.
Материалы исследования были апробированы в научной статье «Взаимосвязь мотивации, самоотношения и локуса контроля у старшеклассников» и представлены в Международном научно-практическом журнале, в разделе «Образование и педагогика»[43]..
В дипломной работе, тема которой «Взаимосвязь мотивации, самоотношения и локуса контроля у старшеклассников», были рассмотрены в теоретической части мотивация достижения, самоотношение личности и локус контроль.
В целом мотивация достижения - это стремление к успеху (высоким результатам) в деятельности. Индивид, рвущийся достигнуть успеха, больших итогов в деятельности, обладает сильной мотивацией достижения. Для одних результат успехов в работе более важен, для других - менее. Успех в деятельности, как известно, находится в зависимости не только от возможностей человека, однако и от стремления достичь цели, от целеустремленного и напористого труда для достижения успеха.
Ранняя юность - время реального перехода к настоящей взрослости. На этот возрастной период приходится ряд новообразований в структуре личности - в нравственной сфере, мировоззренческой, существенно изменяются особенности общения со взрослыми и сверстниками.
Возраст старшего школьника очень интересен. На это период сводится постановка своей мечты и поиск путей ее достижения. И в этот момент происходит поиск и понимание себя, своего места в мире. Возраст старшеклассников характеризуется окончательной подготовкой к взрослой жизни. Именно в этот период проходит закрепление развитых качеств личности. Старшеклассник должен уметь анализировать ситуации объективно.
Самоотношение тесно связано с самопринятием. Принятие себя, самопринятие - это принятие в отношении самого себя. Самооценка по какому-либо качеству базируется больше на сопоставлении собственных достижений с достижениями других людей. Самопринятие же считается не столько оценкой, сколько манерой взаимоотношения к себе, единой актуальной конструкцией, формирующейся в ходе онтогенеза, а также посредством осознанных усилий.
Что же касается локуса контроля, то он в старшем школьном возрасте играет немаловажную роль. Старшеклассник должен понимать, что многие его моменты в жизни зависят исключительно от него. И именно в этот период он должен уметь анализировать ситуацию и уметь нести ответственность за совершенные им поступки.
На основании изученных материалов, в соответствии с поставленной целью была выдвинута следующая гипотеза, что существует взаимосвязь между мотивацией, самоотношением и локусом контроля у старшеклассников.
Для старшеклассника характерен глубокий самоанализ, самооценка всех качеств и способностей. Успешное самоопределение подразумевает специальный период, когда молодые люди приобретают возможность приглядеться к различным социальным ролям, не отдавая преимущество ни одной из них. Это период проб и ошибок. Однако он не должен затягиваться. Стремление приобрести новый опыт зачастую сочетается со страхом перед жизнью.
Самосознание не связано с уходом старшего школьника в мир внутренних переживаний и не является бесплодным и бесцельным самоанализом. Самосознание возникает из требований жизни и деятельности. Новое положение в коллективе, новые отношения с окружающими заставляют старшеклассника оценить свои возможности, осознать особенности своей личности с точки зрения соответствия или несоответствия предъявляемых к нему требований.
Таким образом, мы исследовали взаимосвязь мотивации, самоотношения и локуса контроля у старшеклассников. Поставленные задачи были успешно выполнены, поставленная цель была достигнута. Исследования показали, что гипотеза подтвердилась, существует взаимосвязь между мотивацией, самоотношением и локусом контроля у старшеклассников.