Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников

Работа №63242

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
546
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность и особенности нравственного воспитания детей дошкольного
возраста 7
1.2. Народная сказка как средство нравственного воспитания
дошкольников 13
1.3. Создание условий для развития нравственной личности в педагогическом
процессе детского образовательного учреждения 19
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ НАПРАВЛЕННОЙ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК 30
2.1. Выявление уровня развития нравственной личности в детском
образовательном учреждении 30
2.2. Использование народных сказок в нравственном воспитании детей
дошкольного возраста 35
2.3. Сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента в
воспитании в детях нравственной личности посредством сказок 45
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время перед обществом остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов. Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.
Дошкольный возраст -важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.
Нравственное воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта ребенка, эмоциональной сферы личности , влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность.
Поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.
Значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения особо подчеркивается в психолого-педагогических исследованиях Коваль Н.А., Малаева Д.М., Пономаренко В.А., Черняева В.В. и др. Подверженность духовно-нравственной сферы человека социальным воздействиям сделала актуальным изучение подходов к его духовно - нравственному воспитанию. Однако такое воспитание на сегодняшний день увязывается, по преимуществу, с деятельностью образовательных учреждений (Амонашвили Ш.А., Бондаревская Е.В., Лихачев Б.Т., Дармодехин С.Л., Пядушкина Н.Н., Шилова М. и д.р). [2]
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно -нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего покаления рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ. Законом РФ «Об образовании», основываясь на ежегодные послания Президента России Федеральному собранию РФ.
В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.
Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Духовно - нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающее внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее , что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Одним из важнейших средств нравственного воспитания дошкольников, по мнению, М.М. Кониной, О.И. Соловьёвой, Е.Ф. Луниной, Л.Б. Фесюковой и др., является ознакомление детей с художественной литературой.
На наш взгляд, одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду являются народные сказки . Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах народной сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа.
На каждом возрастном этапе устанавливаются более глубокие нравственные понятия. Обогащение содержания речи, верный выбор речевых средств определяют эффективность воспитательного процесса. На формирование нравственных представлений в дошкольном возрасте направлены воспитательные возможности сказки .
Именно поэтому, нас захватила задача поиска эффективных педагогических условий, методов и приемов организации работы со сказкой, способствующих более эффективному нравственному воспитанию дошкольников.
Методологической основой нашего исследования являются методики и разработки Виноградовой А.М., Водовозовой Е.Н., Буре Р.С., Ушаковой О.С., Гурович Л.М., Л.С. Выготский «Психология искусства», Эльконин Б.Д. « Волшебная сказка».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать насколько значительное влияние оказывают народные сказки в нравственном воспитании дошкольников.
Объектом исследования является процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предметом - народные сказки, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза данной работы: процесс нравственного воспитания
дошкольников будет протекать успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
- если репертуар сказок будет подобран с учетом ярко выраженных нравственных понятий;
- при условии, если педагог будет активно использовать народные сказки;
- если будет взаимодействие с родителями.
Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы необходимо рассмотреть ряд задач исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучению проблемы нравственного воспитания;
- обосновать педагогические условия нравственного воспитания посредством народной сказки у дошкольников;
- разработать план опытно-экспериментальной работы по
нравственному воспитанию;
- подвести итоги опытно-экспериментальной работы и сформулировать выводы.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
- анкетирование родителей по теме «Сказка и дети»;
- беседы с детьми по сказкам;
- изучение продуктов деятельности детей;
- педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в нем теоретико-методологические положения дают возможность повысить эффективность и результативность процесса нравственного воспитания дошкольников. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в воспитательной практике дошкольных образовательных учреждений.
Базой опытно-экспериментальной работы является МБДОУ «Дусаевский детский сад» Мамадышского муниципального района. В исследовании приняли участие 22 ребенка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время народные сказки, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратили свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Народные сказки не дают прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в их содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям, на примере сказки очень хорошо усваиваются ими нравственные нормы, развивается нравственная сфера личности ребенка. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
В начале нашей работы мы поставили цель: выявить, насколько значительное влияние оказывают народные сказки в нравственном воспитании дошкольников. И в соответствии с этой целью мы изучили психолого-педагогическую литературу, выявили уровень развития нравственных качеств (трудолюбие, правдивость, заботливое и внимательное и внимательное отношение к людям) у детей дошкольного возраста, разработали и реализовали перспективный план. Исследование проведенное нами на практике, в детском саду, показало, что при использовании в работе с детьми сказок с ярко-выраженными нравственными понятиями развивается нравственная сфера личности ребенка.
Результаты опытно-практической работы подтверждают выдвинутую гипотезу, что систематическое использование сказки в воспитательном процессе способствует воспитанию нравственных качеств личности у дошкольников.
Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций., Осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка в практике семейного и общественного воспитания.



1. Абдулова Т.П. Нравственное становление личности дошкольника: Разбираем ФГОС ДО вместе/Абдулова Т.П.// Воспитатель. -2015.-№23- 12с.
2. Азбука нравственного воспитания / под. ред. И.А. Каирова.- Омск:Русь,2009.-48с.
3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. -М. 1997.-84с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика.- М.1988.- 68с.
5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей. -С.3. М- 2001. 67с.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович.-М.:Питер,2008.-750с.
7. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-80с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.1991.-132с.
9. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у дошкольников М.1999.-45с.
10. Гаврилов В.А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке - Кишинев: Тимпул,2007.-169с.
11. Гурова Р.Г. Нравственные проблемы воспитания - М.: Педагогика, 2011.-247с.
12. Дробиницкий О.Г. Проблемы нравственности.-М.1997.-67с.
13. Духовно-нравственное воспитание в системе муниципального образования [Текст]:программа / А.А. Смирнов, В.А. Судницына, М.А. Белашова [и др.] // Методист.- 2011.-№8.- С.21 - 27.
14. Жоль К.К. Мысль. Слово. Метафора.- Киев.- 1997.-216с.
15.Запорожец Л.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения.- М.1994.-с.11.
16.Запорожец Л.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника.-М.1996.- 354с.
17. Казаченок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации / Н.В. Казаченок, Н.В. Шмелева. - М.: Просвещение, 2014. - 240 с.
18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.2000.- с.103.с.106.с.512.
19. Кокоткина Т.В. Обогащение нравственно-ценного словаря дошкольников / Кокоткина Т.В.// Воспитатель.-2014.- №10.-63 с.
20. Костина О.А. Маленькие Россияне. Программа нравственнопатриотического воспитания дошкольников./ О.А. Костина - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 787 с.
21. Кошелева А.Д. Эмоционалное развитие дошколника. М.1985.-с.189.
22. Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для педагогов/ И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.
23. Макоренко А.С. Сочинение .т.5.-М.1998.-с.89.
24. Малова, В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В.В. Малова. - М.: Владос, 2013. - 351 с.
25. Маршак С.Я. Воспитание словом.- М.1997.-с.123.
26. Матвеева Л.И. Развитие нравственного поведения детей . -М.2011.-с.67.
27. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству.- М.2003.-с.98.
28. Морозова Т.В. Нравственность и человек.-М.2000.-с. 75.
29. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошколников.-М.: изд-во Москва - 2004.-248с.
30. Никаноров Н.Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н.Д. Никаноров // Педагогика.-2008.- №3 - С.3-10.
31. Немов Р.С. Психология.-М.2001.-с.362.
32. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду. - М.2004.-85с.
33. Новиков Л.А. Искусство слова.-М1991.-с.227.
34. Нравственное и трудовое Воспитаниедошкольников./Под. ред. С.А.Козловой -М.,2002.
35. Нравственное воспитание в детском саду./Под. ред. В.Г. Нечаевой.- М.:С фера,2002.-с.185.
36.Островская А.Ф. Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольников. М.2003.-164с.
37. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста .-М.2006.-192с.
38. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду.-М.:Изд-во Мозаика-Синтез,2007.-174с.
39. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-М.: Изд-во Мозаика-Синтез,2005.78с.
40. Пискунова Л.К. Сказка о сказке.-М.1997.-70с.
41. Пропп В.Я. Морфология сказки.-М.2009.-с.24-56.
42. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-М.1996.-с.236.
43. Савченко, В. И. Авторизованная "Программа нравственнопатриотического и духовного воспитания дошкольников" / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 320 с.
44. Соловейчик С.Л. Нравственное воспитание дошкольников /С.Л.Соловейчик//Дошкольное воспитание .-2005. -№4. -с.14-16.
45. Сухомлинсий В.А. Сердце отдаю детям.-М.1998.-с.176-178.
46. Сухомлинский В.А.Избранные педагогические сочинения.-Т.2.1989.- с.176.
47. Урунтаева Б.А. Диагностическое обследование детей. -М.1999.-с.85.
48. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2.-М.1985.-с.431.
49. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду.-М.2003.-127с.
50. Фесюкова Л.В. Воспитание сказкой.-М.2004.-72с.
51. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх.-М.1992.-98с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ