Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка дидактического сопровождения к изучению темы «Источники электрической энергии») в курсе физики в профильных учреждениях среднего специального образования

Работа №63231

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

электроэнергетика

Объем работы49
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Значение темы "Источники электрической энергии" в профильных учреждениях СПО 7
1.1. Особенности изучения темы "Источники электрической энергии" в составе курса электротехники в профильных учреждениях СПО 7
1.2. Особенности изучения темы "Источники электрической энергии" в составе дисциплины «Общая энергетика в профильных учреждениях СПО 10
1.3. Особенности изучения темы "Источники электрической энергии" в составе курса физики в профильных учреждениях СПО 13
Глава 2 Примеры использования исторического материала по изучению источников электрической энергии в профильных учреждениях СПО 18
2.1. Примеры использования исторического материала в курсах физики, электротехники и общей энергетики в профильных учреждениях СПО .... 18
2.2. Значение исторических сведений при изучении темы как средство
формирования общекультурных компетенций (на примере изучения темы «Источники электрической энергии») 28
Глава 3. Использование исторического материала в курсе физики в учреждениях СПО 33
3.1. Урок по теме: "История появления и развития источников электрической энергии" 33
3.2. Вопросы, тесты, задачи, в том числе исторического содержания, по
теме "Источники электрической энергии" 36
Заключение 42
Библиографический список 44


На современном образовательном пространстве России явно обозначилась тенденция изменений в понимании сущности профессионального образования. Если раньше под профессиональным образованием понимался процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, необходимых для выработки профессиональных умений и навыков, то теперь речь идёт, прежде всего, о саморазвитии, самоорганизации личности [35]. Сегодня всем очевидно, что в новом столетии и новом тысячелетии человечество столкнется с серьезными социальными проблемами, вызванными повсеместной перестройкой политических структур, глобальной экономической интеграцией, зарождением информационно ориентированной экономики, а также дисгармонией между бурным социальным развитием и окружающей средой, порождающей, среди прочего, все усиливающееся истощение природных ресурсов [39]. Факты современной жизни 21 века свидетельствуют о том, что сегодня необходимо готовить специалистов, обладающих мышлением: с одной стороны - алгоритмическим, обеспечивающим осознанное осуществление деятельности по заранее разработанному плану; а с другой стороны - творческим, с опорой на интуицию и способность предвидеть, анализировать нестандартную ситуацию, принимая решение с учетом последствий, рисков и в условиях ограниченного времени [].
В связи с этим неизбежно встают задачи совершенствования качества подготовки специалистов в системе технического образования. В этом смысле педагогическая наука открывает все новые возможности для обновления и развития системы технического образования. Государственная программа развития образования Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020» подпрограмма 1. «Развитие профессионального образования» содержит директивные указания по обеспечению выпускников не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями; формированию креативно мыслящих, готовых к самостоятельной работе инженерно-технологических кадров, с целью дальнейшей эффективной учебы или работы; повышению результативности работы преподавателя и самостоятельной учебной деятельности студентов как учреждений СПО, так и вузов; созданию современного учебно-методического обеспечения профессионального образования.
Следовательно, приоритетами современного технического
образования, гарантирующими его высокое качество, становятся освоение материала учебных дисциплин посредством погружения в деятельность и овладения компетенциями через учебно-профессиональную коммуникацию, а также реализация принципа комплементарности как взаимодополняемости гуманитарной и технической подготовки.
В связи с этим возрастает значимость гуманитаризации технического образования, которая традиционно означает увеличение доли и повышение качества преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин. За последние десятилетия отечественными учеными достигнуты определенные успехи в модернизации технического образования [35].
В результате проведенного анализа рабочих программ технических дисциплин изучаемых в учебных заведениях среднего профессионального образования, таких как физика, общая энергетика, электротехника, а также учебников и учебно- методических пособий было установлено, что в системе преподавания исторических основ технических/естественных дисциплин существуют недостатки, которые связаны с отсутствием соответствующего дидактического сопровождения и свидетельствуют о противоречиях между необходимостью: актуализации гуманитарных основ учебных курсов по истории технических и естественных дисциплин и отсутствием интегративного и междисциплинарного содержания научно- методического обеспечения преподавания дисциплин технического профиля как эффективного средства гуманитаризации технического образования;
организации творческого изучения исторических основ технических и естественных дисциплин и отсутствием в содержании учебно- методического обеспечения творческих заданий, способствующих развитию гуманитарной культуры студентов учебных заведений СПО технического профиля[35]. Учитывая все вышеизложенное можно однозначно утверждать, что тема дипломной работы является безусловно актуальной.
Изучением вопросов преподавания исторических основ технических/естественных дисциплин занимались авторы Шабунин Л.Е.[37], Мовсум-Заде Э.М[35], Запарий В.В., Бармин А.В.[29], но в отличие от предложенного решения вопроса в данной дипломной работе перечисленные авторы предлагают в своих публикациях изучение исторических сведений в рамках отдельной дисциплины или курсов дисциплин. В дипломной работе предложено другое решение проблемы преподавания исторических основ технических дисциплин, а именно путем включения исторических сведений в план занятия в различных видах. Это могут быть беседы, исторические задачи, лекции, проведение исторических опытов. Особенность дедактического материала определяется спецификой конкретной дисциплины и темой.
Целью дипломной работы является Разработка дидактического сопровождения к изучению темы «Источники электрической энергии») в курсе физики в профильных учреждениях среднего специального образования.
В связи с поставленной целью были определены нижеследующие задачи:
- рассмотреть особенности изучения темы "Источники электрической энергии" в составе курса электротехники в профильных учреждениях СПО;
- рассмотреть особенности изучения темы "Источники электрической энергии" в составе курса общей энергетики в профильных учреждениях СПО
- рассмотреть особенности изучения темы "Источники электрической энергии" в составе курса физики в профильных учреждениях СПО;
- привести примеры использования исторического материала в курсах физики, электротехники и общей энергетики в профильных учреждениях среднего специального образования;
- рассмотреть значение исторических сведений при изучении темы как средство формирования общекультурных компетенций;
- привести материал урока по теме: "История появления и развития источников электрической энергии";
- разработать вопросы, тесты, задачи, в том числе исторического содержания, по теме "Источники электрической энергии".
Методы исследования - анализ учебно-методических пособий, учебников и рабочих программ технических дисциплин.
Объект исследования - профессиональная подготовка студентов технических специальностей учреждений СПО
Предмет исследования - разработка дидактического сопровождения к изучению темы «Источники электрической энергии») в курсе физики в профильных учреждениях среднего специального образования
Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью дипломной работы являлась разработка дидактического сопровождения к изучению темы «Источники электрической энергии») в курсе физики в профильных учреждениях среднего специального образования.
В связи с поставленной целью были решены нижеследующие задачи:
- рассмотрены особенности изучения темы "Источники электрической энергии" в составе курса электротехники в профильных учреждениях СПО;
- рассмотрены особенности изучения темы "Источники электрической энергии" в составе курса общей энергетики в профильных учреждениях СПО
- рассмотрены особенности изучения темы "Источники электрической энергии" в составе курса физики в профильных учреждениях СПО;
- приведены примеры использования исторического материала в курсах физики, электротехники и общей энергетики в профильных учреждениях среднего специального образования;
- рассмотрено значение исторических сведений при изучении темы как средство формирования общекультурных компетенций;
- приведен материал урока по теме: "История появления и развития источников электрической энергии";
- разработаны вопросы, тесты, задачи, в том числе исторического содержания, по теме "Источники электрической энергии".
В заключение также следует сделать выводы, что наиболее подробно данная тема изучается в курсе общей энергетики, что естественно, потому что электрическая энергия плотно вошла в нашу жизнь и человек уже не мыслит себя без электричества, как в быту, так и на производстве. Вопросы выработки и понижения потерь электрической энергии остаются актуальными в наше время.
В курсе общей энергетики исторический материал более целесообразно представлять в виде лекций проводимых в рамках отдельных занятий, либо в виде исторических справок в рамках отдельных занятий. В курсе электротехники больше подойдут исторические опыты, в курсе физики - задачи, содержащие исторические сведения, викторины, кроссворды.
Исторические сведения необходимо включать в разработки занятий технических и естественных дисциплин для формироввания общекультурных компетенций обучающихся, так как главное стратегическое направление развития отечественной и зарубежной систем образования лежит в области решения проблем развития личности обучающегося
В рамках исследования был рассмотрен пример урока по теме: "История появления и развития источников электрической энергии" с описанием всех основных этапов, включая исторические сведения. А также разработаны вопросы, тесты, задачи исторического содержания, которые можно включать в план занятий по физике в рамках изучения темы «Источники электрической энергии». На основании изученных материалов, можно сделать вывод, что приведение исторических сведений в виде беседы или лекции целесообразно включать в план урока в первой части занятия, подобная информация подготавливает учащихся к дальнейшему изучению темы, позволяет заинтересовать аудиторию, расширяет кругозор. Решение задач и исторические опыты обычно включают в план 2 части урока, когда идет закрепление материала.



1. Веселовский О.Н. Очерки по истории электротехники/ О.Н.Веселовский, Я.А. Шнейберг.- М: МЭИ, 1993. - 252 с.;
2. Волынский В.А. и др. Электротехника /Б.А. Волынский, Е.Н. Зейн, В.Е. Шатерников: Учеб. пособие для вузов. - М.: Энергоатомиздат, 2011. - 528 с.
3. Гладилина И. П., Королева Г. М. Формирование общекультурных компетенций студенческой молодёжи: концептуальные основы: монография/ И. П. Гладилина, Г. М. Королева. - М. : Моск. гор. ун-т управления Правительства Москвы, 2012. - 136 с.
4. Глебов И.А. (ред.) История электротехники М.: Издательство МЭИ, 1999. - 524 с.;
5. Голин Г.М. Хрестоматия по истории физики. Классическая физика/Г.М. Голин.-Минск: Вышэйшая школа, 1979.- 272 с.;
6. Григораш О.В. Электротехника и электроника: учеб. для вузов / О.В. Григораш, Г.А. Султанов, Д.А. Нормов. - Гриф УМО. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 462 с
7. Евдокимов, Ф.Е. Теоретические основы электротехники: учеб. для средн. проф. обр. / Ф.Е. Евдокимов - М.: Academia, 2014. - 560 c.
8. Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики/В.Ф. Ефименко.-М.: Педагогика, 1976.- 224 с.;
9. История инженерного дела: Библиографический указатель в помощь учебному процессу Иркутск: ИрГТУ, 2001. -407 с.;
10. История энергетической техники/ Л. Д. Белькинд., О. Н. Веселоккий, И. Я. Конфедератов, Я. А. Шнейберг. М.: Госэнергоиздат, 1960¬212с.;
11. Кабардин О.Ю. Хрестоматия по физике: Учебное пособие для
студентов / А.С. Енохович, О.Ю. Кабардин, Б.И. Спасского. - М.:
Просвещение,1982. - с.;
12. Касаткин А.С. Электротехника : учеб. для вузов / А.С. Касаткин, М.В. Немцов. - 11-е изд., стер.; Гриф МО. - М.: Академия, 2012. - 539 с.;
13. Катаенко Ю. К. Электротехника: учеб. пособие / Ю. К. Катаенко.
- М.: Дашков и К°; Ростов н/Д : Академцентр, 2010. - 287 с.;
14. Лоторейчук Е.А. Теоретические основы электротехники: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.А. Лоторейчук. - Гриф МО.
- М.: Форум: Инфра-М, 2013. - 316 с.;
15. Мощанский, В. Н. История физики в средней школе / В. Н. Мощанский, Е. В. Савелова. - М. : Просвещение, 1981. - 205 с.;
16. Надеев А.И. История электротехники/ А.И. Надеев Учебное пособие для студентов вузов.: Астрахань 2004.-152 с.;
17. Петров В. В. Избранные труды по электричеству /Под ред. Л. Д. Белькинда.-М.: ПТЛ, 1956.-221 с.;
18. Разумовский, В.Г. Развитие творческих способностей студентов в процессе обучения физике / В.Г. Разумовский. - М.: Просвещение,1975. -328 с.;
19. Савилов Г.В. Электротехника и электроника: курс лекций / Г.В. Савилов. - М.: Дашков и К°, 2014. - 322 с.;
20. Синдеев Ю. Г. Электротехника с основами электроники: учеб. пособие для проф. училищ, лицеев и колледжей / Ю. Г. Синдеев. - Изд. 12-е, доп. и перераб ; Гриф МО. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 407 с.;
21. Спасский, Б.И. Вопросы методологии и историзма в курсе физики средней школы / Б.И. Спасский. - М.: Просвещение,1975. - с.;
22. Стройников Г. Электротехнические материалы. Опорный конспект лекций по дисциплине "Электротехнические материалы", Кафедра электрических машин и аппаратов; Для студентов 2 курса специальности "Горное оборудование" дневной и заочной форм обучения/ Г. Стройников.- ДонГТУ, Алчевск, 2007 г.;
23. Темняткина О.В. Формирование общих компетенций и универсальных учебных действий у обучающихся ОУ СПО в процессе преподавания дисциплин общеобразовательного цикла/ О.В. Темняткина Методические рекомендации. Екатеринбург, 2012.-56 с.;
24. Федорченко А. А. Электротехника с основами электроники: учеб. для учащ. проф. училищ, лицеев и студ. колледжей / А. А. Федорченко, Ю. Г. Синдеев. - 2-е изд. - М.: Дашков и К°, 2010. - 415 с.;
25. Формирование инженерного мышления в процессе обучения: материалы международ. науч.-практ. конф., апрель 2016 г., Екатеринбург, Россия: Урал. гос.пед.ун-т; отв. ред. Т.Н. Шамало. - Екатеринбург: [б.и.], 2016. - 188 c.;
26. Цапенко В.Н. Методика преподавания электротехнических дисциплин Учебное пособие/ В.Н. Цапенко, О.В. Филимонова. — Самара: СМГТУ, 2009. - 140 с.;
27. Черкасова Н.И. Общая энергетика (курс лекций): Учебное пособие для студентов специальности 100400 заочной формы обучения. - 2-е изд./ Н.И. Черкасова Рубцовский индустриальный институт. - Рубцовск, 2010. - 161 с.
Периодические издания
28. Данилевич Я.Б. Развитие науки об электричестве и его
практических//Электричество №8/99/ Я.Б. Данилевич.: Издательсво
Волгоградского Университета.- С 2-4.;
29. Запарий В.В. Об опыте преподавания истории науки и техники в техническом вузе/ В.В.Запарий, А.В.Бармин. // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 3. с.63-70.;
30. Шнейберг Я. А. Основоположник научной теории электричества/ Я. А.Шнейберг // Электричество, 1986, N911- C 78-82.
Интернет-источники
30. Исторические аспекты при изучении физики »: [сайт]. - Режим доступа: https://infourok.ru/istoricheskie-aspekti-pri-izuchenii-fiziki-461563.html;
31. Исторический аспект при изучении дисциплины "Физика"»:
[сайт]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/estestvennye-
nauki/library/2015/07/30/istoricheskiy-aspekt-pri-izuchenii-distsipliny-fizika;
32. История энергетики: [сайт]. - Режим доступа:
http: //www.kids .myenergy.ru/theory_and_power_practice/power_history/;
33. Источники электрического тока. Исторический материал»: [сайт]. - Режим доступа: http://class-fizika.ru/8_25.html;
34. Конспекты уроков по физике: [сайт]. - Режим доступа: http: //festival .1 september.ru/articles/574356/;
35. Мовсум-Заде Э.М.. Научно-методическое обеспечение преподавания исторических основ естественных и технических дисциплин как фактор гуманитаризации профессионального образования // Сообщение: Мовсум-заде Эльдара Мирсамедовича на заседании Бюро Отделения профессионального образования РАО 18 сентября 2013 г. URL: http: //raop .ru/index.php?id=1559;
36. Развитие интеллекта учащихся при обучении физике »: [сайт]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/587682/;
37. Шабунин Л.Е. Педагогические основы гуманитарной подготовки студентов технического колледжа к профессиональной самоорганизации : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Липецк, 2000 199 с. РГБ ОД, 61:00-13/819¬5 URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/119284.html;
38. Школьная физика [сайт]. - Режим доступа:
http: //www.alsak.ru/item/227-5. html;
39. Штерензон В.А. Мультимедиа технологии в изучении истории
науки и техники студентами профессионально-педагогического университета // Современная педагогика. 2014. № 8 [сайт]. - Режим доступа:
http: //pedagogika. snauka.ru/2014/08/2572
40. Юронина Т. Ю., учитель физики, МБОУ г. Иркутска СОШ №15,
Иркутск Формирование познавательной активности учащихся на уроках физики: [сайт]. - Режим доступа:
http: //pedrazvitie.ru/raboty_osnovnoe_obshhee_new/index?n=35993.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ