Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диалогическое взаимодействие педагога и детей в процессе обучения восприятию произведений изобразительного искусства

Работа №63226

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
285
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Общие понятия диалогического взаимодействия педагога и детей в процессе обучения восприятию произведений изобразительного искусства. . 7
1.1. Теоретические понятия формирования и развития диалогической речи у детей дошкольного возраста 7
1.2 Основные принципы диалогического взаимодействия педагога и детей и его влияние на процесс обучения восприятию произведений изобразительного искусства 13
1.3. Особенности восприятия изобразительного искусства детьми
дошкольного возраста 21
Выводы по Главе I 28
Глава II Оценка влияния диалогического взаимодействия педагога и детей
старшего дошкольного возраста на процесс восприятия произведений
изобразительного искусства 31
2.1 Определение уровня развития диалогического взаимодействия педагога и детей на занятиях по восприятию произведений изобразительного искусства
31
2.2 Организация образовательной деятельности направленная на повышение уровня восприятия произведений изобразительного искусства детьми старшего дошкольного возраста в процессе диалогического взаимодействия. 42
2.3. Оценка степени эффективности формирующего эксперимента 50
Выводы по II главе 61
Заключение 65
Библиографический список

В соответствии с Федеральным государственным
общеобразовательным стандартом дошкольного образования (п.2.6), художественно-эстетическое развитие ребенка является одной из важнейших задач в сфере образования. Оно предполагает формирование предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимание произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру и формирование элементарных представлений о видах искусства [44].
Особую роль в становлении творческой личности отводят развитию художественного восприятия в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства. Проблема восприятия старшими дошкольниками произведений живописи очень актуальна, так как способствует общему развитию ребенка и закладывает важную основу для развития его творческих способностей.
Восприятие произведений изобразительного искусства является одним из средств развития связной диалогической речи ребенка и именно картины служат наилучшим материалом для этого. В основе восприятия картины лежит восприятие всей окружающей жизни. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах [45]. Но для этого у ребенка должны быть очень хорошо сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшие рассказы на определенную тему. Именно поэтому необходимо развивать все стороны речи ребенка: расширять его словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй и вести диалогическое общение.
Диалогическое общение является сложной формой социального взаимодействия между двумя и более участниками общения, его главное назначение - передача содержательной информации от одного участника общения к другому.
Актуальность исследования.
Правильное, адекватное восприятие живописи является частью художественно- эстетического развития ребенка. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии. Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов живописи, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов[21].
Также особую важность в педагогической науке приобретает эмоционально-личностный фактор во взаимоотношениях педагога и детей, способность педагога к такому взаимодействию, которое будет порождать активизацию творческой активности ребенка. Такие взаимоотношения, в том числе и диалогическое общение, имеют очень важное значение, они способствуют формированию эстетического восприятия произведений изобразительного искусства, закладывают основы эмоционально-ценностного отношения к себе, к миру людей и к искусству. Данный вопрос исследовался многими учёными-практиками (А.М. Алексеева, Н.А.Горлова, О.В. Давыдова, О.М. Дергачёва, А.А. Майер, и др.).
Но в условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, а также в свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающих поколений, стало очевидно, что наряду с высокой значимостью вышеперечисленных исследований, остро ощущается потребность в новых практических разработках, посвященных эффективным методам обучения восприятия произведений изобразительного искусства посредством диалогического взаимодействия педагога и детей. Именно этот фактор обусловил выбор темы нашей выпускной квалификационной работы.
Данный факт позволил обозначить проблему исследования: выявление наиболее эффективных организационно-педагогических условий и методов организации диалога, которые будут способствовать повышению уровня восприятия произведений изобразительного искусства детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия и методы взаимодействия педагога и детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения восприятию произведений изобразительного искусства.
Объектом исследования является процесс диалогического взаимодействия педагога и детей старшего дошкольного возраста как средство восприятия произведений изобразительного искусства.
Целью нашего исследования является выявить такие организационно¬педагогические условия и методы диалогического взаимодействия педагога и детей старшего дошкольного возраста, при которых обучение восприятию произведений изобразительного искусства будет успешным.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: мы предполагаем, что если процесс обучения дошкольников восприятию картин изобразительного искусства будет проходить в форме диалогического общения между педагогом и детьми (ребенком), то это может обеспечить высокий уровень восприятия картин изобразительного искусства.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности диалогического взаимодействия педагога и детей и доказать его влияние на процесс восприятия произведений изобразительного искусства детьми старшего дошкольного возраста.
2. Провести диагностику и анализ состояния исходных уровней восприятия произведений изобразительного искусства и диалогических умений детей старшего подготовительного возраста.
3. Составить и апробировать комплекс мероприятий, направленных на повышение развития диалогической речи и совершенствование уровня восприятия произведений изобразительного искусства детьми старшего дошкольного возраста
Методы исследования: анализ литературных источников; проведение диагностики детей; педагогическое наблюдение; формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.
База исследования: исследование проводилось на базе детского сада №76 и детского сада № 65, с декабря 2016 года по март 2017 года.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с Федеральными государственными
общеобразовательными стандартами дошкольного образования, важной задачей художественно-эстетического развития ребенка является формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его познавательных и творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, без умения понимать, ценить и любить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Сегодня, когда интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности ребенка возрождается и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации образовательно-воспитательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей дошкольного возраста.
Для того чтобы детям было проще справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о совершенном и полноценном формировании у них речи, в том числе и диалогической. Это - основное условие успешного обучения и развития ребенка. Именно благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает общаться, понимать друг друга, формировать общие взгляды и убеждения.
В своей работе мы ставили задачи: раскрыть особенности
диалогического взаимодействия педагога и детей и доказать его положительное влияние на процесс обучения восприятию произведений изобразительного искусства, провести диагностику и анализ состояния исходных уровней восприятия произведений изобразительного искусства и диалогических умений детей старшего подготовительного возраста, а также составить и апробировать комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня восприятия произведений изобразительного искусства через диалогическое взаимодействие.
В результате проделанной работы, в связи с выдвинутой проблемой и гипотезой исследования, мы получили результаты, которые позволили сделать вывод, что условиями эффективного восприятия картин изобразительного творчества детьми старшего подготовительного возраста являются:
- поэтапное обучение детей диалогу;
- создание системы упражнений, построенных на ситуативной основе, где единицей обучения выступает диалогическое единство;
- создание игровых и речевых ситуаций;
- ознакомление детей со структурными компонентами диалога.
После проведения констатирующего эксперимента мы выявили, что у детей контрольной и экспериментальной группы недостаточный уровень развития навыков диалогического общения и восприятия картин.
С целью повышения уровня развития этих навыков у дошкольников экспериментальной группы мы в условиях дошкольного учреждения провели разработанный нами комплекс мероприятий, который был рассчитан на 4 месяца обучения. Эта деятельность способствовала всестороннему развитию личности детей, расширению коммуникативных возможностей, установлению контакта в различных ситуациях общения, отработке навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми, овладению навыками эффективного слушания, активизации самопознания и расширения диапазона творческих способностей в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Эти мероприятия обеспечивали включение детей в различные виды деятельности, они были педагогически обоснованы и придерживались основных педагогических принципов и методов обучения дошкольников. В контрольной группе дополнительная работа не проводились.
В результате проведенного формирующего и контрольного этапа эксперимента мы выяснили, что применение разработанных мероприятий с использованием диалогического взаимодействия педагога и детей старшего дошкольного возраста, помогли повысить уровень развития диалогической речи и восприятия картин в экспериментальной группе.
Таким образом, проведенное исследование говорит об эффективности разработанных мероприятий, что позволяет утверждать, что выдвинутая нами гипотеза о том, что если процесс обучения дошкольников восприятию картин изобразительного искусства будет проходить в форме диалогического общения между педагогом и детьми (ребенком), то это обеспечит высокий уровень восприятия картин изобразительного искусства, полностью подтвердилась, цель и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты. Результаты показали перспективность выполнения данной работы и использование ее на практике.



1. Алексеева М.М., Яшина Б.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высших и средних пед.
учеб. заведений. - 3-е изд., стер. -М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алиева, Н.З. Физика цвета и психология зрительного восприятия : учебное пособие / Н.З. Алиева. - Шахты : Южно-Российский ГУЭиС, 2005. - 295 с.
3. Арушанова, А.Г., Дурова, Н.В., Иванкова, Р.А., Рычагова, Е.С. Истоки
диалога: Книга для воспитателей /Под ред. А.Г. Арушановой. - М.:
«Мозаика-Синтез», 2005. - 216 с.
4. Баранова Э.А. Особенности вопросительной активности дошкольников и младших школьников // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2009. - №2.
5. Бутенко, Н.В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография [Текст] / Н.В. Бутенко. - М.:
Издательский центр ВЛАДОС, 2012. - 410 с.
6. Б. М. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
7. Важенина Н. Н. Развитие диалогической речи у детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики. - 2011. - №2.
8. Возрастные возможности усвоения знаний. /Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Сфера, 2002. - 328 с.
9. Возрастные возможности усвоения знаний. /Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Сфера, 2002. - 328 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск Ш. - М.: Учебно-методический центр «Психология», 2001. - С. 65-82.
11. Габдулхаков, В.Ф. О языковом образовании в детских садах Татарстана / В.Ф. Габдулхаков.// Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». - М., 2010г. - № 6.
12. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - №9. - С. 28-34.
13. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2000. - №12. - С. 91-93.
14. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности/ Г.Г. Григорьева. - Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2000.
15. Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы / И. А. Лыкова. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2010. - 160с.
16. Дырда Г. П. Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1151-1154.
17. Ж. Пиаже. - М.: АСТ, 2001. - 279 с.
18.Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие / Под ред. К. В. Тарасовой. - М. : «ТЦ Сфера», 2011. - 96с. (Детский сад с любовью).
19.Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2 т./ Под ред. В.В. Давыдова / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2006. - 318 с.
20. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, - 2-е изд. - М. : «Просвещение», 2008. - 189 с.
21. Исенина Е.И. Развитие диалога в связи с познанием ребенком другого и себя / ЛГПИ им. А.И. Герцена; отв. ред. С.Н. Цейтлина // Детская речь: Проблемы и наблюдения: сб. науч. тр. - 2009. - 23-36 с.
22. Истомина, З.М. Развитие произвольного -внимания у дошкольников / З.М. Истомина // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: АСТ, 2001. - 422 с.
23. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М. :
«Просвещение», 2005. - 146 с.
24. Колодяжная Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. - Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. - 32 с.
25. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов [Текст] / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 128с.
26. Комарова, Т. С., Зацепина, М. Б. Интеграция в системе воспитательно - образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 144с.
27. Копцева Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России. - М.: Альтекс, 2006. - 346 с.
28. Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Программа по
изобразительному искусству для начальной школы (“Природа и художник”).
29. Кямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2008. - 49-52 с.
30. Леонтьев, Д. А. Личность в психологии искусства / Д. А. Леонтьев // Творчество в искусстве - искусство творчества. - М.: Наука; Смысл, 2000. - 69-81 с.
31. Лисина М.И. Стадии развития общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет // Тезисы докладов для XIX Международного психологического конгресса в Лондоне. - М., 2009. - 115 с.
32. Лыкова, И. А., Буренина, А.И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей) [Текст] / И.А. Лыкова, А.И. Буренина. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. - 144 с.
33. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? - М., 2008. - 157 с.
34. Маслова С. Г. В мире прекрасного: программа художественно - эстетического воспитания в детском саду. - СПб.6 Нестор - История, 2010. - 176 с.
35. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
36. Неменский Б.М. Познание искусством. М.: «Издательство УРАО», 2000.
37. Неменский Б.М. Приглашение к диалогу. М.: «Издательство МИОО», 2003. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учеб. заведений. / Р.С. Немов /Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение, 2004. - 556 с.
38. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Гринго, 2009.- 236с.
39.Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2007. - 394 с.
40. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко. Л.В. Логопед.2008. №4. 115 с.
41.Онипенко Н.К. Первые речевые акты: обращения и побуждения в речи ребенка // Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / Под ред. С.Н. Цейтлин. - СПб., 2002. - С. 106-112.
42. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. - (Серия «Методический кабинет»)- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. - 176 с. + цв. Вклейка.
43. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством: ознакомление детей 5-7 лет с нар. искусством МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.- 124 с.
44. Психологический словарь. - М.: Педагогика-Пресс, 2008. - 440 с.
45. Развитие речи у детей дошкольного возраста под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.
46. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М. :Просвещение, 2007 - 224 с.
47. Сакулина Н. П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 208с.
48. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /Н.А. Стародубова. - 5-е изд., стер.- М.:Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2012. - 256 с.
49. Тихеева Е.И. Развитие речи детей/Пособие для воспитателей детского сада// под ред. Сохина Ф.А.,- М: Просвещение, 1981.- с.56.
50. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам/ Пособие для логопеда, М, 2006.
51. ФГОС дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013г. №1155.
52. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
53. Флерина, Е.А. Разговорная речь в детском саду [Текст] / Е.А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2001. - С. 380¬393.
54. Художественно - эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи / сост. Е. П. Климова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 77 с.
55. Художественно - эстетическое воспитание дошкольников / Под ред. Н. В. Микляевой. - М. : «ТЦ Сфера», 2013. - 192 с.
56. Шарипова Р., Градусова Л.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по пейзажной картине // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-2. - С. 211-212.
57.Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Сфера, 2000. - 392 с.
58. http: //www.dissercat. com/content/metodika-obucheniya-dialogu-detei- shesti- semi-let-v-obrazovatelnom-protsesse-dou#ixzz4cAteq84d
59. http: //doshkolnik.ru/https: //superinf.ru/view_article.php?id=268
60. http://www.dissercat.com/content/metodika-obucheniya-dialogu-detei-shesti- semi-let-v-obrazovatelnom-protsesse-dou
61. http://festival.1september.ru/articles/590421
62. http: //www.ivalex.vistcom.ru/konsultac/konsultac2702. html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ