Введение 3
Глава I. Теоретические вопросы изучения лексики русского языка как системы
1.1. Лексика как система и системные отношения в ней 7
1.2. Виды лексических объединений в лексике 9
1.3. Изучение лексической системы с точки зрения словоупотребления и
коммуникации в профессиональной сфере 13
1.4. Изобразительное искусство как сфера человеческой деятельности и ее
представление в языке науки 16
Выводы 19
Глава II Лексико-тематическая группа “Живопись” и ее представление в учебной литературе по специальности «Живопись»
11.1 Принципы классификации лексического материала 21
11.2 Классификация лексических единиц лексико-тематической группы
«Живопись» 22
11.2.1. Группа «Роды живописи» 22
11.2.2. Жанры живописи 23
П.2.3. Подгруппа «Виды работ в живописи» 26
П.2.4. Инструменты и приспособления живописи 28
II.2.5. подгруппа «Материалы живописи» 31
П.2.6. Тематическая группа «Основные теоретические понятия живописи»..36
П.2.7. Тематическая группа «Действия художника» 44
11.2.7.1. подгруппа «глаголы, обозначающие действия художника в
различных областях (живопись, рисунок, реставрация, роспись)» 45
11.2.7.2. Подгруппа «глаголы, обозначающие действия художника с
материалами и инструментами» 46
11.2.7.3. подгруппа «действия художника в работе над изображением» 46
Выводы 51
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложение
В современном отечественном языкознании идея системности лексики общепризнана. Она нашла свое воплощение в работах В.В. Виноградова, Л.М. Васильева, И.В. Арнольд, Ю.Д. Апресяна, В.Г. Гака, Ю.Н. Караулова и других.
Изучение лексики как системы и ее системное представление является особенно важным в обучении неродному языку. Известно, что успешное овладение языком невозможно без выработки у иностранных студентов способности к категоризации и систематизации языковых явлений.
Общепризнанными лексическими объединениями в русском языке являются лексико-семантическое поле, лексико-семантическая группа, лексико-тематическая группа, которые позволяет представить лексику в системе с учетом семантики слов, отношений слов с учетом синонимии, антонимии, родо-видовых отношений, сочетаемости слов. Изучение лексики на данный момент проводится с использованием этого методологического аппарата.
Исследование профессиональной, специальной и терминологической лексики является частью общего изучения лексической системы языка и представляет собой одно из интересных и важных направлений, как с теоретической, так и с практической стороны.
Теоретическую основу исследования составили работы таких русских учёных, как В.В. Виноградов, Л. М. Васильев, А.А. Реформатский, Д.Н. Шмелёв, В.П. Даниленко, О.Г. Винокур, Б.Н. Головин, А.А. Уфимцева, О.С. Ахманова, В.М. Лейчик, А.В. Суперанская, В.Н. Прохорова. В трудах этих лингвистов нашли разработку основные теоретические вопросы лексикологии и терминологии.
Освоение профессиональной лексики в той или иной области на неродном языке представляет значительную трудность, а обучение языку специальности иностранных учащихся в настоящее время продолжает оставаться актуальной задачей. Появляются разнообразные учебные комплексы по обучению языку специальности технического профиля, естественно-научного профиля, гуманитарного (комплексы для юристов, для психологов), в которых решается задача усвоения лексического материала и введение в речь учащихся актуальных для научного стиля моделей.
В силу того, что контингент иностранных учащихся, получающих специальности в вузах художественного профиля не велик, пособий по обучению языку художественным специальностям практически нет. Кроме того обучение в вузах художественного профиля имеет свою специфику, что предполагает необходимость самостоятельного усвоения лексики по специальности.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что оно направлено на решение практических задач при овладении иностранцами языком специальности «Живопись». Эта лексика, являясь частью обширной терминологии изобразительного искусства, весьма неоднородна по значению и включает в себя достаточно большой объем лексических единиц, требующих активного усвоения и адекватного представления в условиях обучения.
Объектом исследования являются слова и словосочетания, входящие в лексико-тематическую группу «Живопись».
Предмет исследования — особенности семантики, семантических и словообразовательных отношений единиц, входящих в лексико - тематическую группу «Живопись».
Целью данной работы является изучение и описание семантики и функционирования данных лексических единиц.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Создание теоретической базы исследования;
2. Отбор языковых единиц указанной лексико-тематической группы;
3. Классификация отобранных единиц на основе уточнения имеющихся в специальных и лексикографических источниках дефиниций;
4. Описание выделенных групп и анализ основных семантических отношений: синонимии, антонимии, полисемии между элементами лексико-тематической группы.
Гипотеза: анализ лексико-тематической группы «Живопись» может строиться на основе тематической классификации, а внутри тематических групп на основе парадигматических, синтагматических и деривационных отношений.
Методы исследования: метод направленной выборки материала из учебных пособий и частичной выборки из словарей и справочников по изобразительному искусству и живописи; описательный и сопоставительный методы; общенаучные методы классификации и тематического структурирования; приемы словообразовательного и компонентного анализа.
Материалом для данной работы послужили учебные пособия по специальности «Живопись», а также материалы интернет - ресурсов по данной тематике.
Теоретическая значимость исследования определяется его включенностью в ряд работ, решающих задачу описания лексики на основании системного подхода и рассматривающих языковые явления во взаимосвязи с особенностями их функционирования.
Практическая ценность данной работы заключается в том, результаты исследования могут быть использованы непосредственно в практике преподавания русского языка как иностранного, в практике учебной лексикографии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка словарей и учебных пособий и приложения.
Лексика лексико-тематической группы «Живопись» представляет собой лексическую группу ограниченного употребления в составе лексики русского языка.
Лексика данной группы является словесными обозначениями понятий, используемых в учебных пособиях по технике живописи и в профессиональном общении художников. Она может быть значительно дополнена другими терминами живописи при расширении материала исследования и текстами специальной искусствоведческой литературы, посвященной направлениям, школам и стилям живописи, при описании живописных произведений и мастерства отдельных художников.
Системность организации лексики проявляется также в том, что расширенная и дополненная другими терминами данная группа образует подсистему терминосистемы изобразительного искусства и шире искусствоведения.
Языковые единицы представленной лексико-тематической группы могут рассматриваться как единицы, обслуживающие профессиональный язык изобразительного искусства, а именно технологический процесс художественного творчества. Изучение языковых единиц, входящих в данную группу показало, что она представляет собой сформировавшуюся систему, ядро которой составляют термины живописи, которые весьма разнообразны как в тематическом, так и формальном отношении. Анализ терминов живописи показал, что в их числе немало терминов, которые используются также в других областях гуманитарного знания, а также широко известны в языковом коллективе, так как роль искусства в обществе очень велика. Терминология живописи в учебных пособиях выражает специальные знания об объектах, полученные в результате опыта и оценки специалистами данной сферы гуманитарного знания.
Классификация по тематическому принципу позволяет выявить системные отношения в лексике на уровне парадигматики, синтагматики и словообразования. В работе предложена тематическая классификация языковых единиц, состоящая из семи больших групп с подгруппами, которая отражает общую картину их распределения и представления в учебных пособиях, но может быть дополнена другими терминами живописи.
С лексико-парадигматической точки зрения в терминах живописи наиболее активно представлены отношения гипонимии, синонимии, антонимии, полисемии. С точки зрения образования терминов наиболее частый способом образования являются синтаксический и лексико-семантический.
Анализ терминов живописи с точки зрения происхождения показал большинство существительных являются заимствованиями с доминированием заимствований из французского и итальянского языков.
Проведенная в работе классификация и собранный лексический материал могут быть использованы в создании учебного словаря терминологии изобразительного искусства, который будет полезен при овладении студентами-иностранцами языком специальности.
1. Багана, Ж. Роль тематической классификации в терминологических исследованиях [Текст] / Ж. Багана, Е.Н. Таранова // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Лингвистика. - 2010. - №3. - С. 46-49.
2. Быстрова, Л.В. К вопросу о принципах и методах выделения лексико-семантических групп слов [Текст] / Л.В.Быстрова, Н.Д.Капатрук, В.В.Левицкий // Филологические науки.-1971.- №6. - С.75-78.
3. Васильев, Л.М. Теория семантических полей [Текст] / Л.М.Васильев // Вопросы языкознания.- 1971- №5.- С. 105-113.
4. Головин, Б.Н. О некоторых проблемах изучения терминов [Текст] / Б.Н.Головин // Вестник Московского университета. Сер.10.
Филология.- 1972.- № 5.- С.49-59.
5. Даниленко, В.П. Об основных лингвистических требованиях к стандартизируемым терминам [Текст] / В.П.Даниленко // Семиотические проблемы языков науки,терминологии и информатики: Материалы симпозиума. В 2-х т. Т.2- М.: Изд-во МГУ, 1971.- С.72-79.
6. Зиновьева, Е. И. Основные проблемы описания лексики в аспекте РКИ [Текст] / Е.И.Зиновьева.- 2-е изд.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - 88 с.
7. Ковалева, Е.О. Особенности функционирования языковых средств в научной речи /на материале текстов по изобразительному искусству/ [Текст] / Е.О.Ковалева // Русское языкознание.- 1990.- Вып.20.- С.101¬108.
8. Ковалева, Е.О. Процессы терминологизации в детерминологизации и их значение при обучении русскому языку как иностранному (На материале терминологии изобразительного искусства) [Текст] / Е.О.Ковалева // Вест. Киев. ун-та. Методика обучения студентов- иностранцев- 1986.- Вып.10.- С.38-42.
9. Ковалева, Е.О. К вопросу о создании учебного словаря терминологии изобразительного искусства [Текст] / Е.О.Ковалева // Подготовка и использование научно-технических словарей в система информационного обеспечения. Всесоюзная конференция. Москва, 14¬16 октября 1986 г.: Тезисы докладов.- М,: Рус. яз.,1986.- С. 159-161.
10. Кузнецова, Э. В. Лексикология русского языка [Текст]: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов / Э.В.Кузнецова. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1982.- 216 с.
11. Лейчик, В.М. Терминоведение: предмет, методы, структура [Текст] / В.М.Лейчик.- 4-е изд.- М.: Либроком, 2009. - 256 с.
12. Овчинникова, Н. А. Системно-функциональный анализ лексических единиц научных искусствоведческих текстов : на материале английского языка [Текст] : диссер. ... канд. филол. наук / Н.А.Овчинникова; Военный университет.- М., 2011.- 162 с.
13. Прохорова, В.Н. Русская терминология (лексико-семантическое словообразование) [Текст] / В.Н.Прохорова; МГУ им. М.В.Ломоносова. Филологический факультет. -М.: Изд-во МГУ,1996.- 126 с.
14. Реформатский, А.А. Термин как член лексической системы языка (1968) // Татаринов В.А. История отечественного терминоведения. В 3¬х т. Т.1. Классики терминоведения: Очерк и хрестоматия.- М.: Росстерм,1994.- С.28-33.
15. Слесарева, И. П. Проблема описания и преподавания русской лексики [Текст] / И.П.Слесарева.- М.: Рус.яз., 1980.- 182 с.
16. Степанов, Ю. С. Основы общего языкознания [Текст] / Ю.С.Степанов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1975.- 271 с.
17. Суперанская, А.В. Общая терминология: Вопросы теории [Текст] / А.В.Суперанская, Н.В.Подольская, Н.В.Васильева; АН СССР, Ин-т языкознания.- М.: Наука, 1989.- 243 с.
18. Уфимцева, А. А. Слово в лексико-семантической системе языка [Текст] / А.А.Уфимцева. - М.: Наука, 1968. - 272 с.
19. Филин, Ф. П. О лексико-семантических группах слов [Текст] / Ф.П.Филин // Езиковедски исследования в честь на академик Стефан Младенов. - София: Изд-во Бълг. АН, 1957. - С. 523-538.
20. Шмелев, Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики [Текст] / Д.Н.Шмелев. - М.: Наука, 1973. - 271 с.
21. Янь Ланьлань. Терминология живописи в русском языке (структурный и функциональный аспекты) [Текст]: дис. ... канд. филол. наук/ Янь Ланьлань; Моск. гос. ун-т имени М . В . Ломоносова.- М., 2014.- 333 с.
Источники
1. Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства [Текст] / Б.Р.Виппер.- М.: В.Шевчук, 2010.- 367 с.
2. Изаксон, А. Как работать гуашью [Текст] / А.Изаксон // Художник. 1961.- № 3.- С.54-55.
3. Как писать масляными красками [Текст] / под ред. О.Максимова, пер. Н. Врублевской.- М.: АСТ, Астрель, 2003.- 34 с.- (Серия начинающему художнику).
4. Киплик Д.И. Техника живописи [Текст] / Д.И.Киплик.- М.: Сварог и К, 1998.- 502 с.
5. Клюнинг, А. Материалы акварельной живописи [Текст] / А.Клюнинг // Художник.- 1975.- № 9.- С.60-62.
6. Лентовский А.М. Технология живописных материалов [Текст] /
A. М.Лентовский.- Л.; М.: Искусство, 1949.- 220 с.
7. Методические материалы по мастер-классу «Станковая живопись» [Текст] / А.В.Белов, О.А.Денисенко, А.М.Филиппов, И.В.Цымбал; СПбГУ; Мариинский театр.- СПб., 2013.
8. Могилевцев, В.А. Основы живописи [Текст]: учебное пособие /
B. А.Могилевцев.- СПб.: Арт, 2012.- 96 с.
9. Паррамон, Х.М. Основы живописи [Текст] / Хосе М. Паррамон.- Барселон: Паррамон Эдисионес, 1994. — 127 с. — (Полный курс живописи и рисунка).
10. Шаров, В.С. Академическое обучение изобразительному искусству: Рисунок. Живопись. Станковая композиция [Текст]: пленер /
B. С.Шаров.- 2-е изд.- М.: Эксмо,2015.- 648 с.
11. http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/index.htm
Словари:
1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. - 2-е изд., стер. - М : УРСС, 2004. - 571 с.
2. Википедия [Электронный ресурс].- URL:https://ru.wikipedia.org/wik)
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. [Текст] / В.И.Даль.- М.,1863-1866 URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc2p/
4. Епишкин Н.И. Исторический словарь галлицизмов русского языка [Текст] / Н.И.Епишкин. - М.: ЭТС, 2010.- 5140 с. URL: http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm;http://gallicismes.academic.ru/)
5. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательны. В 2-х т. [Текст] / Т.ФЕфремова. - М.: Рус.яз., 2000. URL:http://dic.academic.ru/contents.nsf/efremova/)
6. Ефремова Т.Ф.Современный толковый словарь русского языка.В 3-х т. [Текст]/ Т.Ф.Ефремова.- М.: АСТ: Астрель: Харвест, 2006. URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/efremova/
7. Живопись. Краткий словарь терминов [Электронный ресурс] - URL: http://www.bibliotekar.ru/index.htm
8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] /
C. И.Ожегова, Н.Ю. Шведова.- М.: Азъ, 1995.- 928 с. URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/ogegova/
9. Русский язык [Текст] : энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Рос. энцикл. : Дрофа, 1997.- 721 с.
10. Словарь специальных терминов живописи [Электронный ресурс].- URL:http://cosmograph.ru/culture/libs-termin/
11. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка [Текст] / ред. А.Н. Чудинов .- СПб.: Издание книгопродавца В.И. Губинского, Типография С.Н. Худекова, 1910.- 1004 с. URL:
http://dic.academic.ru/contents .nsf/ dic fwords/
12. Словарь-тезаурус синонимов русской речи[Текст]: 600 ключевых понятий, 8000 синонимических рядов, 47 000 слов-синонимов / под ред. Л .Г.Бабенко . - М.: АСТ-Пресс, 200 8.- 5 1 2 с . URL: http:// syn_tesaurus .academic.ru/
13. Толковый словарь русских глаголов: Идеографичнское описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты / Под ред. проф. Л. Г. Бабенко. -М.: АСТ-ПРЕСС, 2009.- 573 с. URL:
http: //verbs ru.academic.ru/
14. Толковый словарь русского языка. В 4-х т. [Текст]/ под ред. Д.Н.Ушакова.- М., 1935-1940. URL:
http://dic.academic.ru/contents .nsf/ushakov/
15. Энциклопедический словарь. 2009 [Электронный ресурс].
URL:http ://dic.academic.ru/ contents .nsf/es/