Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Предоставление лечебных услуг в санатории "Ливадия"

Работа №63209

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
410
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ 7
1.1 Санаторно-курортные услуги: понятие, виды 7
1.2 Особенности рынка санаторно-курортных услуг в России 13
1.3 Развитие санаторно-курортного потенциала Татарстана 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В САНАТОРИИ «ЛИВАДИЯ» 27
2.1. Общая характеристика санатория 27
2.2. Анализ хозяйственной деятельности санатория «Ливадия» 33
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА
ПРИМЕРЕ САНАТОРИЯ «ЛИВАДИЯ»
3.1. Предложения по совершенствованию и развитию конкурентоспособности санаторно-курортных услуг в здравницах
Татарстана 41
3.2. Разработка рекомендаций по развитию санаторно-курортных услуг для
санатория «Ливадия» 46
3.3. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ЛИТЕРАТУРА 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70


Санаторно-курортная сфера в России традиционно является
составной частью государственной социальной политики и важным разделом системы здравоохранения. Сохранение потенциала курортной сферы и развитие курортного комплекса - одна из важнейших общенациональных задач, решение которой будет способствовать восстановлению и укреплению здоровья людей, снижению преждевременной смертности, инвалидизации населения, увеличению средней
продолжительности и качества жизни.
Санаторно-курортное лечение является важной формой
медицинской реабилитации: основная функция санаторно¬
курортных организаций - восстановление здоровья людей, их реабилитация. Помимо восстановления здоровья граждан (реабилитации) санаторно¬курортные организации призваны поддерживать нормальное состояние практически здоровых граждан - важнейшим направлением в системе государственного здравоохранения в настоящее время становится медицинская профилактика. Особенно остро ощущается ее необходимость в последние годы, когда в динамике показателей общественного здоровья населения Российской Федерации стали превалировать негативные тенденции увеличения заболеваемости и смертности.
Россия обладает огромным и уникальным потенциалом, богатейшими климатическими и рекреационными ресурсами для создания современной санаторно-курортной индустрии, способной привлечь отечественных и иностранных туристов. Однако в результате произошедших изменений в экономике страны отечественный санаторно-курортный комплекс значительно утратил свою материально-техническую базу, а также отстал по качественным и технологическим показателям обслуживания от стандартов, принятых в мировой практике. Это обусловлено, с одной стороны,
свертыванием финансовой поддержки Фонда социального страхования санаторно-курортных организаций, с другой стороны, увеличением численности индивидуальных потребителей, приобретающих курортные услуги за собственные средства и поэтому предъявляющих совершенно иные требования к уровню санаторного обслуживания.
Известно, что в условиях административно-командной экономики санаторно-курортный комплекс развивался
исключительно за счет государственных средств, вследствие чего не ставились задачи осуществления рентабельной деятельности. Рыночные преобразования привели к тому, что в настоящее время более 63% российских здравниц не являются бюджетными и функционируют на условиях самоокупаемости. Санаторно-курортный продукт в большем объеме стал реализовываться посредством рынка, где конкуренцию ему составляют услуги SPA, Welness и др.
Санаторно-курортный комплекс всегда входил полноправной составляющей в комплексные региональные планы развития региона. Учитывая, что санаторно-курортный комплекс продолжает
выполнять социальную функцию государства, последнее обеспечивает его частичное финансирование за счет внебюджетных фондов и различных целевых программ. Однако, функция государства в финансировании санаторно-курортного комплекса крайне мала, поэтому санаторно-курортные учреждения оказались перед необходимостью обеспечения загрузки своих лечебных мощностей за счет собственных маркетинговых мероприятий, подчиняясь законам рыночного хозяйства. Жизнеспособность каждого конкретного предприятия стала определяться ориентацией на приемы, методы и правила рыночного хозяйствования, что потребовало значительной диверсификации предоставляемых услуг, расширения функций и подсистем функционирования санаторно-курортного комплекса.
В новых условиях санаторно-курортные учреждения
вынуждены самостоятельно утверждаться на рынке. Достижение
4
рентабельного функционирования курортных учреждений представляется возможным только с учетом предоставления качественных разнообразных услуг, ориентированных на удовлетворение индивидуальных потребностей, что требует тщательного анализа и пересмотра основных подходов в управлении санаторными учреждениями, перехода от госпитальной формы функционирования к сервисной, поиска путей повышения конкурентоспособности.
Все вышеизложенное определило актуальность выбранной темы для написания дипломной работы.
Цель данной дипломной работы - исследовать рынок санаторно-курортных услуг региона и разработать рекомендации по совершенствованию и развитию конкурентоспособности санаторно-курортных услуг в здравницах Татарстана на примере санатория «Ливадия".
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить теоретические основы предоставления санаторно¬
курортных услуг;
- выявить особенности рынка санаторно-курортных услуг в России;
- оценить потенциал развития санаторно-курортных услуг Татарстана;
- провести анализ услуг, предоставляемых в санатории «Ливадия»;
- разработать рекомендации по развитию санаторно¬
курортных услуг для санатория «Ливадия»;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования является санаторно-курортное учреждение - санаторий «Ливадия».
Предметом исследования является
система организации и предоставления санаторно-курортных услуг.
При написании дипломной работы использованы труды отечественных и зарубежных авторов.
В процессе выполнения дипломного исследования были использованы методы сбора (анкетирование, анализ управленческой отчетности предприятия) и обработки (математические, статистические) информации.
Практическая значимость данной дипломной работы
заключается в том, что предложения и рекомендации, сформулированные и рассмотренные в ней, могут быть использованы
с целью повышения эффективности предоставления санаторно¬
курортных услуг исследуемого санаторно-курортном учреждения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная дипломная работа посвящена особенностям предоставления и развития санаторно-курортных услуг в регионе.
Первая глава дипломной работы носила теоретический характер, в ней были рассмотрены теоретические основы предоставления санаторно-курортных услуг.
Санаторно-курортное лечение - это медицинская помощь,
осуществляемая на основе использования природных лечебных факторов.
Санаторно-курортное дело занимает
пограничное место между здравоохранением и туризмом, так как в него вовлекаются как специалисты медики-курортологи, так и специалисты в области туризма. В связи с этим предоставление санаторно-курортных услуг в последнее время именуют лечебным туризмом.
Лечебный туризм имеет свою специфику, ему присущи 4 основные функции:
1. лечебно-профилактическая,
2. реабилитационная,
3. превентивно-валеологическая,
4. анимационно-рекреационная.
Различают два вида санаторно-курортных учреждений по наличию лечения:
- санатории и пансионаты с лечением,
- санатории-профилактории.
Российская санаторно-курортная отрасль получила свое развитие еще во времена СССР. Основная масса санаториев и курортов в России построена и эксплуатируется еще с тех времён, часть из них была ранее ведомственными санаториями-профилакториями крупных промышленных предприятий.
В отличие от западной курортной системы она изначально являлась доминирующей в туризме и потому имеет самую распространенную сеть учреждений отдыха и наиболее мощную материально-техническую базу. Курортное дело в нашей стране в советское время было поставлено на серьезную основу как в области планомерного изучения и охраны природных лечебных ресурсов, так и в организации лечебного процесса на курортах.
Рынок санаторно-курортных услуг России продолжает
активно развиваться и в наши дни. Она испытала вместе с рынком туристических услуг негативное влияние мирового экономического кризиса 2008 года и вместе с ним же активно восстанавливается.
Данному виду услуг присуща ярко выраженная сезонность. Так традиционно наибольшее количество санаторно-курортных услуг оказывается в период с июня по сентябрь, при этом самыми загруженными месяцами являются июль и август.
Основными особенностями современной ситуации с предоставлением санаторно-курортных услуг в России являются:
- снижение роли государства в управлении и развитии санаторно-курортного комплекса,
- несформировавшаяся структура источников его финансирования;
- осуществление хозяйственной деятельности санаторно-курортными учреждениями с использованием рыночного механизма;
- санаторно-курортные учреждения находятся в подчинении различных министерств и ведомств.
Потенциал санаторно-курортного комплекса Татарстана можно оценить как высокий с точки зрения природных факторов, однако для его дальнейшего развития и наращивания необходимы как поддержка со стороны правительства, так и внедрение и развитие современных форм и видов санаторно-курортного обслуживания и повышение качества предлагаемых услуг. Только в тандеме усилий со стороны руководства республики и коллективов санаторно-курортных учреждений возможно формирование и развитие полноценного и экономически эффективного санаторно-курортного комплекса региона.
Во второй главе дипломной работы был проведен анализ санаторно-курортных услуг, предоставляемых санаторием «Ливадия».
К услугам отдыхающих санатория «Ливадия» имеется следующая мощная база оздоровительных мероприятий:
- обширный физиотерапевтический блок (бальнеолечение, свето- и теплолечение, электролечение);
- современный ингаляторий;
- полный спектр массажных процедур;
- грязелечение с использованием целебной грязи;
- фито- и ароматерапия, иглорефлексотерапия и т.д.
Санаторий отличает современная материально-техническая база.
Штат сотрудников санатория-профилактория составляет 72 работника.
Анализ персонала санатория-профилактория показал, что основной возраст работников санатория находится в рамках 35-55 лет и старше (76,7%), что является негативным фактором, снижающим кадровый потенциал исследуемого санатория.
При этом большая часть сотрудников (45%) не
имеют высшего профессионального образования, что дополнительно снижает качественный состав персонала санатория «Ливадия».
В целом предприятие на протяжении трех лет с 2013 по 2015 годы стабильно работает с прибылью, удерживая рентабельность на уровне около 22 %.
Динамика выручки от предоставления санаторно-курортных услуг санаторием «Ливадия» выявила значительное влияние сезонности. Так пиковыми или «высокими» сезонами для данного предприятия являются апрель, август и ноябрь-декабрь. Наибольший спад спроса на услуги санатория наблюдается в январе-феврале, мае и сентябре месяце.
Анализ выручки в разрезе видов предоставляемых санаторием-
профилакторием услуг показал, что основную часть выручки (73%) приносит реализация основных услуг, 20% - дополнительных услуг и 7% -
сопутствующих услуг. Данная картина характерна для большинства российских санаторно-курортных предприятий.
Матрица SWOT-анализа санатория «Ливадия», а также анализ деятельности позволили выявить направления совершенствования и развития санаторно-курортных услуг предприятия.
Третья глава дипломной работы была посвящена вопросам развития предоставления санаторно-курортных услуг в Республике Татарстан и на исследуемом предприятии.
Территориально Татарстан входит в число регионов Приволжского федерального округа (ПФО), на территории которого функционирует 283 санатория и других учреждений данной отрасли. Наибольшее их число располагается в республике Башкортостан (46), а наименьшее - в Мордовии (9).
Татарстан, несмотря на стремительные темпы роста региональной экономики, массовым инвестициям извне,
а также специальной программе по развитию туризма в республике, является аутсайдером на рынке санаторно-курортных услуг.
Далее был проведен сравнительный анализ конкурентоспособности предоставления региональных санаторно-курортных услуг в Татарстане, Башкортостане и Марий Эл, который позволил выделить факторы конкурентоспособности, по которым Татарстан лидирует и проигрывает своим ближайшим конкурентам.
На основании полученных данных анализа были определены направления совершенствования республиканской политики в области развития и совершенствования конкурентоспособности санаторно-курортных услуг в Татарстане, а именно:
1. Содействие развитию активных и новых видов санаторно-курортного обслуживания.
2. Подготовка и внедрение адаптированной к международным и
отечественным стандартам менеджмента качества серии ИСО 9001:2008 нормативно-правовой базы в процесс управления санаторно-курортным комплексом.
3. Создание рекламно-информационного продукта,
обеспечивающего продвижение национальных санаторно¬
оздоровительных услуг на основных направлениях рынка оздоровительного
туризма.
4. Регулирование вопросов ценообразования. Проверка экономической и правовой обоснованности затрат, указанных в калькуляции за 1 койко-день и цены на дополнительные услуги.
5. Привлечение инвесторов для завершения строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию недостроенных, морально устаревших и нефункционирующих санаторно-курортных объектов.
6. Бесперебойная и экологически чистая работа объектов инженерной инфраструктуры.
7. Активизация работы по привлечению кредитных ресурсов на перспективные инвестиционные проекты, отвечающие высоким запросам отдыхающих.
Для развития предоставления санаторно-курортных услуг санаторием «Ливадия» в третьей главе дипломной работы также были предложены мероприятия по следующим направлениям:
• Разработка новых видов санаторно-курортных услуг, пользующихся спросом у населения Казани и республики.
• Информирование населения о предлагаемых медицинских
услугах санатория и отработка схемы продаж данных услуг.
• Повышение качества предоставляемых услуг.
• Снижение влияния фактора сезонности.
• Внедрение современных информационных технологий и
программных продуктов.
Анализ экономической эффективности внедрения предложенных мероприятий выявил прогнозный эффект в размере 352 500 руб.
Так как полученное значение больше нуля, то можно сделать вывод об эффективности предлагаемых мероприятий и предложить их к практическому применению руководством санатория «Ливадия».



• Федеральный закон N 132- ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.2001.
• Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 №2300-1 (с изменениями от 30.12.2001)
• Гражданский кодекс Российской Федерации части 1,2,3,4.- М: Омега-Л, 2007.- 176с.
• ГОСТ Р51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»
• Р 50.3.005- 2003 «Система сертификации ГОСТ Р. Временный порядок сертификации менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 900 1-2001 (ИСО 9001:2000)»
• Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: центр экономики и маркетинга, 2016. - 208 с.
• Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 345 с.
• Баумгартен Л.В. Управление качеством в туризме. Практикум: Учебное пособие. / Л.В. Баумгартен. - М: КНОРУС, 2012 - 288с.
• Бобырева, О.В. Менеджмент курортного хозяйства : учебное пособие / О.В. Бобырева. - Симферополь: Таврия, 2013.- 120с.
• Брыкалов В.Н. Маркетинговые исследования спроса и предложения на рынке санаторно-курортных услуг: Автореф. дис. ...канд. экон. наук. - Сочи, 2014. - 23 с.
• Ветитнев A.M. Маркетинг санаторно-курортных услуг. Учебное пособие. / А.М. Ветитнев. - М.: Медицина, 2011. - 224 с.
• Ветитнев А.М. Современная концепция маркетинга санаторно-курортных услуг / А.М. Ветитнев. // Менеджер здравоохранения. - №3. - 2015. С. 23-27.
• Ветитнев A.M. Удовлетворенность потребителей как главный элемент качества санаторно-курортных услуг/ А.М. Ветитнев. // Стандарты и качество. - 2014. - N 7. - С. 54-57.
• Ветитнев, A.M., Боков, М.А., Угрюмов,
Е.С. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций. / А.М. Ветитнев, М.А. Боков, Е.С. Угрюмов. - Сочи: РИО СГУТиКД. - 2012. - 95 с.
• Виноградова, М.В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса / М.В. Виноградова, З.И. Панина. - М.: Дашков и К, 2015. - 289 с.
• Герасименко Н.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения Российской Федерации. - Здравоохранение Российской Федерации, 2013, N 2, с.3-7.
• Денисов И., Мовшович Б. Семейное воспитание и профилактика. - Врач, 2014, N 1, с.4-8.
• Дурович А, Анастасова Л. Маркетинговые исследования в туризме: Учеб.-практ. Пособие. - М.:Новое знание, 2002. - 348 с.
• Джанджугазова Б.А. Применение маркетинговых стратегий на предприятиях санаторно-курортного комплекса (на примере города Сочи): Дис. канд. экон. наук. / Б.А. Джанджугазова. - М., 2010. - 164 с.
• Жукова, М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: Учебное пособие; 2-е изд. / М.А. Жукова. - М.: Кнорус. - 2012. - 192 с.
• Зорин И.В., Каверина Т.П. и др. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 288с.
• Капитонов В.Ф. Медико-демографическая характеристика некоторых типов семей. - Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2013, N 1, с.7-12.
• Кликич, Л.М. Эволюция сферы услуг: особенности,
закономерности, формы государственного регулирования: дис. д-ра экон. наук: 08.00.01 / Л.М. Кликич. - Уфа, 2015. - 313 с.
• Коблев, Р.М. Совершенствование процессов управления конкурентными преимуществами санаторно-курортных организаций // TERRA ECONOMICUS («Пространство экономики»). - 2010. - Т.8. - ч.3. - Ростов-на-Дону: изд-во ЮФУ.
• Коблев, Р.М. Управление санаторно-курортным комплексом в условиях рыночных отношений / Р.М. Коблев // Журнал «Аспирантов и докторантов». - Курск, 2010.
• Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуен, Дж. Мейкенз /Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 787 с.
• Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - 2-е европ. Изд. - М.; СПб.; К.; Издательский дом «Вильямс», 2013. - 944 с.
• Круглов, М. И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов / М.И. Круглов. — М.: Русская Деловая Литература, 2011. — 768с.
• Лесник, А.Л., Смирнова, М.Н. Методика проведения маркетинговых исследований в гостиничном бизнесе. / А.Л. Лесник, М.Н. Смирнова. - М.:ООО «САС ПЛЮС». - 2012. - 126 с.
• Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2010. - 170 с.
• Никитина О.А. Особенности функционирования санаторно-курортного комплекса // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 5 - С. 34-38
• Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М.: Вильямс, 2016 . - 608с.
• Савельева, Н.А Управление конкурентоспособностью фирмы / Н.А. Савельева. - М.: Феникс, 2012. - 382с.
• Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник./ Г.В. Савицкая - М.: ИНФРА-М, 2011. - 288с.
• Саргаева Н. Оценка качества санаторно-курортных услуг и приоритетные направления их повышения. / Н. Саргаева. // Вестник КарГУ. - Караганда. - 2011. - №2. - С. 32-35.
• Стремоусов С.Г. Организационно-экономические факторы обеспечения конкурентоспособности предприятий и организаций санаторно¬курортной сферы: Дис. канд. экон. наук. / С.Г. Стремоусов. - Кисловодск, 2014. - 208 с.
• Романова Г. Для туристической индустрии России актуальна проблема соотношения цены и качества - Интервью ректора Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, 02.08.2011
• Сорокина, А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах / А.В. Сорокина. - М., Альфа-М, 2012. - 264с.
• Уокер, Дж. Р. Введение в гостеприимство: учебник / Дж. Р. Уокер. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 463с.
• Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг. Учебник. 9-е изд., испр. и доп. / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Дело, 2011. - 448с.
• Фатхутдинов, Р.А. Управленческие решения / Р.А. Фатхутдинов. - М.: М.: Инфра-М, 2011. - 314с.
• Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. 2-е изд., испр. И доп. - М.: Изд-во ЭКСИМО, 2015. - 544 с.
• Хряков, В.С. Санаторно-курортный комплекс: социально¬
экономические аспекты функционирования и развития / В.С. Хряков. - М.: Человек и Труд. - 2013. - № 1. - С.7-9.
• Экономика предприятия (фирмы) / Под.ред.проф.Позднякова В.Я., доц. Прудникова В.М. - М.: ИНФРА-М. - 2012. - 319 с.
• Экономика предприятия / Под. ред. проф. Горфинкеля В.Я. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2011. - 767 с.
• www.gks.ru - официальный сайт Росстата
• www.livadiakazan.ru - официальный сайт «Ливадии»
• www. master-tour 16 .ru/sanatorii/tatarsatana/sanatoriy-livadiya - сайт туристического агентства «Мастер турс»


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ