РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ 1990-Е ГГ. - НАЧ. XXI В
|
Введение 3
Глава 1. Россия и Турция в новых геополитических реалиях в 1990-е гг 9
1.1. Распад СССР. Турция и новые независимые государства 9
1.2. Развитие дипломатических и политических отношений между Россией и
Турцией 16
1.3. Россия и Турция в региональных конфликтах 1990-х гг. на примере
Боснийской войны 1992-1995 гг 21
Глава 2. Экономические отношения Турции и России в 1990-е нач. 2000-х . 27
2.1. Особенности развития турецко-российских торгово-экономических
отношений в 1990-е гг 27
2.2. Место энергетики в развитии экономических отношений Турции и
России 31
2.3. Туризм 34
Глава 3. Проблемы безопасности и сепаратизма в российско-турецких
отношениях и перспективы их развития в кон. 1990-нач. XXI в 39
3.1. Курдский и чеченский вопросы во взаимоотношениях Турции и
России 39
3.2. Сотрудничество в области борьбы с терроризмом 50
Заключение 61
Список источников и литературы
Глава 1. Россия и Турция в новых геополитических реалиях в 1990-е гг 9
1.1. Распад СССР. Турция и новые независимые государства 9
1.2. Развитие дипломатических и политических отношений между Россией и
Турцией 16
1.3. Россия и Турция в региональных конфликтах 1990-х гг. на примере
Боснийской войны 1992-1995 гг 21
Глава 2. Экономические отношения Турции и России в 1990-е нач. 2000-х . 27
2.1. Особенности развития турецко-российских торгово-экономических
отношений в 1990-е гг 27
2.2. Место энергетики в развитии экономических отношений Турции и
России 31
2.3. Туризм 34
Глава 3. Проблемы безопасности и сепаратизма в российско-турецких
отношениях и перспективы их развития в кон. 1990-нач. XXI в 39
3.1. Курдский и чеченский вопросы во взаимоотношениях Турции и
России 39
3.2. Сотрудничество в области борьбы с терроризмом 50
Заключение 61
Список источников и литературы
Актуальность. Начиная с 1991 года Турция приобрела статус важного регионального актора, который значительный военный и дипломатический вес в международной жизни. Если в течение «Холодной войны» внешняя политика Турции была построена в соответствии с требованиями Североатлантического альянса и Соединенных Штатов, то после развала биполярного мира факторы, оказывавшие ранее влияние на внешнюю политику Турции, перестали быть весомыми. Западному миру пришлось считаться с новым актором на политической арене. Тем не менее, отношения Анкары с Евросоюзом развивались очень медленно. Как бы Турецкое государство не стремилось стать членом европейской организации, каждый раз ему отказывали в данной возможности. В данных условиях оживляющее влияние на турецкую внешнюю политику оказал распад Советского Союза в 1991 году.
После событий 1991 года на первый план в турецко-российских межгосударственных отношениях вышли динамично развивающиеся экономические связи. Несмотря на обоюдное желание России и Турции укреплять сотрудничество в данной сфере, оставшиеся веяния «Холодной войны» не позволяли добиться этого в полной мере. С окончанием «Холодной войны» как Турция, так и Россия стремились открыть для себя новые возможности, развивая межгосударственные отношения практически во всех сферах, На протяжении чуть более десяти рассматриваемых нами лет оба государства преуспевали этом направлении. Интересно, что развитие экономических и торговых связей после 1991 года явилось катализатором для установления турецко-российских политических отношений.
С экономической и политической точки зрения Россия и Турция это самые сильные государства на Балканах, Кавказе и в черноморском регионе. Другие страны, расположенные в этих регионах прямо или косвенно могут ощущать воздействие отношений между Анкарой и Москвой. Результаты их сотрудничества или соперничества в этих регионах оказывают непосредственное влияние на другие государства. Поэму будущее русско- турецких отношений представляет важность не только для самих России и Турции, но и для государств, расположенных в непосредственной близости от их границ.
В русско-турецких отношениях можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты. По этой причине особый интерес представляет возможность проследить за динамикой их развития, проанализировать, каким образом обоим государствам удается избегать прямых конфликтов, разрешать возникающие проблемы, например, в результате анализа их участия в Боснийской войне 1992-1995 гг., урегулировании курдского и чеченского вопросов.
В начале XXI века государства столкнулись с новой угрозой миру и безопасности - с международным терроризмом. В ходе развития русско- турецких отношений то и дело появлялись очаги террористических атак, что способствовало укреплению отношений между Анкарой и Москвой в области борьбы с терроризмом. Все это определяет актуальность выбранной нами темы исследования.
Объектом настоящей работы стала новая геополитическая ситуация в 1990-е гг., а предметом - эволюция российско-турецких отношений в новых условиях.
Целью данной работы является изучение динамики развития российско-турецких отношений в новых геополитических условиях, сложившихся в 1990-е гг. Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать влияние распада СССР и образования новых независимых государств на внешнюю политику Турции;
2. Проследить за развитием дипломатических и политических
отношений между Россией и Турцией;
3. Оценить степень влияния России и Турции на региональные конфликты 1990-х гг. на примере Боснийской войны 1992-1995 гг.;
4. Изучить особенности развития турецко-российских торгово-экономических отношений в 1990-е гг.;
5. Выявить место энергетики в развитии экономических отношений Турции и России;
6. Рассмотреть особенности российско-турецких взаимоотношений в области туризма.
7. Раскрыть «курдскую проблему» и «чеченский вопрос» во взаимоотношениях Турции и России;
8. Определить важность взаимного сотрудничества в области борьбы с терроризмом.
Хронологические рамки исследования охватывают 1990-е - начало 2000-х гг.
Историография проблемы. При работе над выпускной квалификационной работой был изучен и проанализирован широкий круг литературы на русском, турецком и английском языках. Для анализа проблем социально-экономического и политического развития Турции и ее отношений с Российской Федерацией, а также другими государствами мира необходимо обратить внимание на следующие работы: «Среднесрочные и долгосрочные интересы Турции в отношениях с Россией». ИВ и ИИИиБВ.» (Москва, 1997), «Россия и Турция на пороге XXI века: на пути в Европу или в Евразию?». Московский Центр Карнеги». (Москва, 1997), «Турция между Европой и Азией - Итоги европеизации на исходе XX века. ИВ и ИИИиБВ». (Москва, 2001).
С целью комплексного анализа современного этапа отношений между Турцией и Россией при исследовании широко использовались работы российских и турецких ученых, политологов, международников, прежде всего: К.С. Гаджиева, В.К Егорова, И.С. Иванова, Н.Г. Кунакова, В.В. Устинова, А. Давутоглу, Э. Манисалы, Г. Кут, Ш. Кут и других.
Особый интерес представляет работа журналиста-международника Д.А. Вольского «Турция: партнер знакомый и незнакомый». (Москва, 1994), в которой автор рассказывает о жизни современной Турции, о состоянии и перспективах всесторонних взаимовыгодных российско-турецких отношений .
В качестве источника для получения статистических данных по Турции, развитию турецко-российских отношений было использовано, например, следующее издание - «Турецкая Республика. Справочник. ИИИиБВ». (Москва, 2000).
Источниковую базу работы составили следующие группы источников:
1. Статистические данные, предоставленные Институтом
статистики Турции, Федеративной пограничной службой ФСБ России, официальным сайтом МИД РФ .
2. Международные документы и выступления политических деятелей (Российско-турецкая Декларация о борьбе с терроризмом, Соглашение «Об основах отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой заявления послов, сообщения пресс-службы президента РФ, интервью президента РФ и тд.) .
3. Пресса, представленная как русскоязычными изданиями (Известия, Коммерсантъ, Независимая газета, Российская Федерация Сегодня), так и турецкими (Hurriyet, Journal of International Affairs (Ankara), Zaman, Sabah).
4. Сборники опубликованных документов: «Дипломатический вестник», «Сборник документов 1990-1992, Международные отношения».
Также необходимо выделить материалы официального сайта МИД Российской Федерации и МИД Турецкой Республики, которые предоставляют информацию о динамичном развитии внешней политики и могут быть весьма полезными в процессе анализа основных моментов в развитии отношений между государствами.
Методология и методы исследования. Методологической основой исследования являются принципы историзма и научной объективности. В работе были использованы следующие методы исследования: диалектический метод, историко-сравнительный метод, изучение и анализ исторической практики.
Структура работы. Структура определяется целью и задачами научного исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
После событий 1991 года на первый план в турецко-российских межгосударственных отношениях вышли динамично развивающиеся экономические связи. Несмотря на обоюдное желание России и Турции укреплять сотрудничество в данной сфере, оставшиеся веяния «Холодной войны» не позволяли добиться этого в полной мере. С окончанием «Холодной войны» как Турция, так и Россия стремились открыть для себя новые возможности, развивая межгосударственные отношения практически во всех сферах, На протяжении чуть более десяти рассматриваемых нами лет оба государства преуспевали этом направлении. Интересно, что развитие экономических и торговых связей после 1991 года явилось катализатором для установления турецко-российских политических отношений.
С экономической и политической точки зрения Россия и Турция это самые сильные государства на Балканах, Кавказе и в черноморском регионе. Другие страны, расположенные в этих регионах прямо или косвенно могут ощущать воздействие отношений между Анкарой и Москвой. Результаты их сотрудничества или соперничества в этих регионах оказывают непосредственное влияние на другие государства. Поэму будущее русско- турецких отношений представляет важность не только для самих России и Турции, но и для государств, расположенных в непосредственной близости от их границ.
В русско-турецких отношениях можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты. По этой причине особый интерес представляет возможность проследить за динамикой их развития, проанализировать, каким образом обоим государствам удается избегать прямых конфликтов, разрешать возникающие проблемы, например, в результате анализа их участия в Боснийской войне 1992-1995 гг., урегулировании курдского и чеченского вопросов.
В начале XXI века государства столкнулись с новой угрозой миру и безопасности - с международным терроризмом. В ходе развития русско- турецких отношений то и дело появлялись очаги террористических атак, что способствовало укреплению отношений между Анкарой и Москвой в области борьбы с терроризмом. Все это определяет актуальность выбранной нами темы исследования.
Объектом настоящей работы стала новая геополитическая ситуация в 1990-е гг., а предметом - эволюция российско-турецких отношений в новых условиях.
Целью данной работы является изучение динамики развития российско-турецких отношений в новых геополитических условиях, сложившихся в 1990-е гг. Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать влияние распада СССР и образования новых независимых государств на внешнюю политику Турции;
2. Проследить за развитием дипломатических и политических
отношений между Россией и Турцией;
3. Оценить степень влияния России и Турции на региональные конфликты 1990-х гг. на примере Боснийской войны 1992-1995 гг.;
4. Изучить особенности развития турецко-российских торгово-экономических отношений в 1990-е гг.;
5. Выявить место энергетики в развитии экономических отношений Турции и России;
6. Рассмотреть особенности российско-турецких взаимоотношений в области туризма.
7. Раскрыть «курдскую проблему» и «чеченский вопрос» во взаимоотношениях Турции и России;
8. Определить важность взаимного сотрудничества в области борьбы с терроризмом.
Хронологические рамки исследования охватывают 1990-е - начало 2000-х гг.
Историография проблемы. При работе над выпускной квалификационной работой был изучен и проанализирован широкий круг литературы на русском, турецком и английском языках. Для анализа проблем социально-экономического и политического развития Турции и ее отношений с Российской Федерацией, а также другими государствами мира необходимо обратить внимание на следующие работы: «Среднесрочные и долгосрочные интересы Турции в отношениях с Россией». ИВ и ИИИиБВ.» (Москва, 1997), «Россия и Турция на пороге XXI века: на пути в Европу или в Евразию?». Московский Центр Карнеги». (Москва, 1997), «Турция между Европой и Азией - Итоги европеизации на исходе XX века. ИВ и ИИИиБВ». (Москва, 2001).
С целью комплексного анализа современного этапа отношений между Турцией и Россией при исследовании широко использовались работы российских и турецких ученых, политологов, международников, прежде всего: К.С. Гаджиева, В.К Егорова, И.С. Иванова, Н.Г. Кунакова, В.В. Устинова, А. Давутоглу, Э. Манисалы, Г. Кут, Ш. Кут и других.
Особый интерес представляет работа журналиста-международника Д.А. Вольского «Турция: партнер знакомый и незнакомый». (Москва, 1994), в которой автор рассказывает о жизни современной Турции, о состоянии и перспективах всесторонних взаимовыгодных российско-турецких отношений .
В качестве источника для получения статистических данных по Турции, развитию турецко-российских отношений было использовано, например, следующее издание - «Турецкая Республика. Справочник. ИИИиБВ». (Москва, 2000).
Источниковую базу работы составили следующие группы источников:
1. Статистические данные, предоставленные Институтом
статистики Турции, Федеративной пограничной службой ФСБ России, официальным сайтом МИД РФ .
2. Международные документы и выступления политических деятелей (Российско-турецкая Декларация о борьбе с терроризмом, Соглашение «Об основах отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой заявления послов, сообщения пресс-службы президента РФ, интервью президента РФ и тд.) .
3. Пресса, представленная как русскоязычными изданиями (Известия, Коммерсантъ, Независимая газета, Российская Федерация Сегодня), так и турецкими (Hurriyet, Journal of International Affairs (Ankara), Zaman, Sabah).
4. Сборники опубликованных документов: «Дипломатический вестник», «Сборник документов 1990-1992, Международные отношения».
Также необходимо выделить материалы официального сайта МИД Российской Федерации и МИД Турецкой Республики, которые предоставляют информацию о динамичном развитии внешней политики и могут быть весьма полезными в процессе анализа основных моментов в развитии отношений между государствами.
Методология и методы исследования. Методологической основой исследования являются принципы историзма и научной объективности. В работе были использованы следующие методы исследования: диалектический метод, историко-сравнительный метод, изучение и анализ исторической практики.
Структура работы. Структура определяется целью и задачами научного исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Тотчас следом за окончанием «Холодной войны» Турецкая республика изменила свой внешнеполитический курс, который был особенно деятельным в последнее десятилетие XX века. Взаимоотношения между двумя государствами после завершения «холодной войны» прошли специфический и особенный путь формирования. Нельзя сказать о том, что образовались устойчивые отношения между двумя странами. Взаимоотношения между Россией и Турции в XX веке напоминали качели - период спада менялся на период подъема.
Хоть в период противостояния «холодной войны» у Турции и России развивались достаточно емкие отношения в экономике, Россия все равно была угрозой, по мнению Турции, для ее целостности государственного пространства и безопасности границ. С окончанием «холодной войны» в планы Турции входило развить обширные и крепкие связи в торговой, экономической, энергоресурсной деятельности. Турецкая Республика больше не считала Россию угрозой, нежели раньше, для целостности своей территории и границ.
Исторические изменения, которые произошли на международной арене в начале 90-х годов XX века, вывели сотрудничество России и Турции на совершенно новую ступень, на которую они не становились за всю многолетнюю дипломатическую историю государств. Взаимосвязи сторон обрели невиданный потенциал, который был построен на взаимном доверии и дружеской атмосфере.
Несмотря на это, оба государства желали соей гегемонии на евразийском пространстве, что стало основным противоречием на всей линии сотрудничества, и в то же время, экономическое партнерство заставляло стороны двигаться к тесным взаимным отношениям на континенте. В связи с этим взаимоотношения России и Турции можно охарактеризовать как симбиоз соперничества и сотрудничества, который они сами придумали для возможного существования.
Несмотря на то, что с начала 90-х годов к укрепившемуся экономическому партнерству между Турцией и РФ добавились и политическое, из-за недостаточности контактов и доверительной атмосферы не получилось совсем искоренить предубеждения и предвзятость в отношениях между правительствами и народами двух государств. Это, в свою очередь, стало фактором, который затруднял решение проблем, возникавшие повсеместно в сотрудничестве Анкары и Москвы.
Курдский и чеченский вопросы, сотрудничество в области борьбы с терроризмом в отношениях России и Турции сыграли немаловажную роль. Важно подчеркнуть, что «курдская проблема» всегда остро стояла на повестке дня у одной и другой стороны. Не смотря на длительные разногласия и провокации со стороны некоторых оппонентов, оба государства смогли прийти к единому мнению и использовать подобную проблему только для укрепления взаимных отношений. Начиная же войну с Чечнёй, Россия, того не планируя, поместила Турцию в область военных действий. Следует сказать, что было предъявлено не мало взаимных претензий и обвинений.
В любом случае, несмотря ни на что, оба государства смогли достигнуть общего мнения в вопросе терроризма. Учитывая этническое и политическое положение настоящих государств, то смело можно отметить, что это важный шаг на укрепление политических отношений. Каждая из сторон старается вести себя внимательно в отношении другого государства. По мнению российских дипломатов, Анкара стала более участливо и осмотрительно подходить к делал чеченского населения на территории Турции.
Все это дает возможность предполагать, что Россия и Турция ступают на новую тропу взаимоотношений, в которых прагматизм берет верх над желанием обессилить друг друга в процессе регионального соперничества. Бесспорно, благодаря сотрудничеству в антитеррористической области государства достаточно сблизились на предмет политических отношений. Оба государства решили совместно работать и бороться с терроризмом, который все время негативно сказывался и тормозил развитие взаимоотношений этих государств.
Хоть в период противостояния «холодной войны» у Турции и России развивались достаточно емкие отношения в экономике, Россия все равно была угрозой, по мнению Турции, для ее целостности государственного пространства и безопасности границ. С окончанием «холодной войны» в планы Турции входило развить обширные и крепкие связи в торговой, экономической, энергоресурсной деятельности. Турецкая Республика больше не считала Россию угрозой, нежели раньше, для целостности своей территории и границ.
Исторические изменения, которые произошли на международной арене в начале 90-х годов XX века, вывели сотрудничество России и Турции на совершенно новую ступень, на которую они не становились за всю многолетнюю дипломатическую историю государств. Взаимосвязи сторон обрели невиданный потенциал, который был построен на взаимном доверии и дружеской атмосфере.
Несмотря на это, оба государства желали соей гегемонии на евразийском пространстве, что стало основным противоречием на всей линии сотрудничества, и в то же время, экономическое партнерство заставляло стороны двигаться к тесным взаимным отношениям на континенте. В связи с этим взаимоотношения России и Турции можно охарактеризовать как симбиоз соперничества и сотрудничества, который они сами придумали для возможного существования.
Несмотря на то, что с начала 90-х годов к укрепившемуся экономическому партнерству между Турцией и РФ добавились и политическое, из-за недостаточности контактов и доверительной атмосферы не получилось совсем искоренить предубеждения и предвзятость в отношениях между правительствами и народами двух государств. Это, в свою очередь, стало фактором, который затруднял решение проблем, возникавшие повсеместно в сотрудничестве Анкары и Москвы.
Курдский и чеченский вопросы, сотрудничество в области борьбы с терроризмом в отношениях России и Турции сыграли немаловажную роль. Важно подчеркнуть, что «курдская проблема» всегда остро стояла на повестке дня у одной и другой стороны. Не смотря на длительные разногласия и провокации со стороны некоторых оппонентов, оба государства смогли прийти к единому мнению и использовать подобную проблему только для укрепления взаимных отношений. Начиная же войну с Чечнёй, Россия, того не планируя, поместила Турцию в область военных действий. Следует сказать, что было предъявлено не мало взаимных претензий и обвинений.
В любом случае, несмотря ни на что, оба государства смогли достигнуть общего мнения в вопросе терроризма. Учитывая этническое и политическое положение настоящих государств, то смело можно отметить, что это важный шаг на укрепление политических отношений. Каждая из сторон старается вести себя внимательно в отношении другого государства. По мнению российских дипломатов, Анкара стала более участливо и осмотрительно подходить к делал чеченского населения на территории Турции.
Все это дает возможность предполагать, что Россия и Турция ступают на новую тропу взаимоотношений, в которых прагматизм берет верх над желанием обессилить друг друга в процессе регионального соперничества. Бесспорно, благодаря сотрудничеству в антитеррористической области государства достаточно сблизились на предмет политических отношений. Оба государства решили совместно работать и бороться с терроризмом, который все время негативно сказывался и тормозил развитие взаимоотношений этих государств.
Подобные работы
- Российско-турецкие связи в области экономики, культуры и образования на рубеже XX-XXI вв. (1991-2015)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТУРЕЦКОЙ
РЕСПУБЛИКОЙ И РФ (1991-2016)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Российско-германские отношения в сфере энергетики в XXI веке (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗ РОССИИ В МЕМУАРАХ БРИТАНСКИХ ДИПЛОМАТОВ И
КАРИКАТУРАХ БРИТАНСКОЙ ПРЕССЫ
(первая половина XIX- начало XX вв.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2020 - Особенности американо-турецких отношений в период президентства Д. Трампа (2017-2021 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - РУССКО- ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 70-Х. ГОДАХ XIX ВЕКА. БАЛКАНСКИЙ КРИЗИС
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Идеи панславизма в русской публицистике периода Балканского кризиса и русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



