ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование использования личностно-ориентированного подхода в обучении 6
1.1. Принципы личностно-ориентированного подхода 6
1.2. Основные черты современного урока английского языка 10
1.2.1. Особенности обучения грамматики в рамках личностно-ориентированного подход 12
1.2.2. Этапы современного урока английского языка 15
1.2.3. Рефлексия на уроке английского языка 21
Выводы по ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА II. Реализация личностно-ориентированного подхода при обучении грамматике 26
2.1. Разработка грамматических упражнений в рамках личностно¬
ориентированного подхода...26
2.2. Опытно-экспериментальная работа 30
2.3. Развитие активности, самостоятельности, инициативности у
учащихся в рамках личностно-ориентированного подхода 36
Выводы по ГЛАВЕ II 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Изучение иностранных языков - важнейшая тенденция современного профессионального образования, целью которого является воспитание человека, способного к деятельности в огромном потоке информации, умеющего работать с разнообразной литературой, осваивать новые технологии и перед преподавателем стоит цель развития творческих способностей детей как составной части развития их творческого мышления.
Именно поэтому система личностно-ориентированного обучения особенно актуальна в современной школе. В центре ее личность ребенка с его психическими и интеллектуальными особенностями и задача педагога - сформировать не только знания, умения и навыки по конкретному предмету, но и помочь в поисках путей самоопределения и становления личности.
Образование и развитие - непрерывный процесс исследования и поиска ответов на интересующие вопросы. Именно непрерывность этого процесса помогает достичь определенных результатов деятельности. В данном случае непрерывность - это своего рода система действий, направленных на получение новых знаний. И только систематические действия в любой сфере жизнедеятельности могут принести положительные результаты. Это объясняет необходимость применения личностно-ориентированного подхода в образовании в условиях нового времени.
Актуальность темы данной работы обусловлена новыми требованиями ФГОС ООО и требованием времени к развитию активных, конкурентоспособных людей, которые смогут достичь определенных личностных и предметных результатов по окончании средней школы.
Объект исследования: учебно-познавательная деятельность на уроке иностранного языка.
Предмет исследования: способы и приемы формирования грамматических навыков среднего звена обучения на основе личностно- ориентированного подхода.
Цель данной работы заключается в исследовании и описании методов и приемов личностно-ориентированного обучения при формировании грамматических навыков.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить принципы личностно-ориентированного обучения.
2. Рассмотреть личностно-ориентированный подход как
методологическую основу ФГОС.
3. Рассмотреть особенности современного урока иностранного языка.
4. Определить эффективные способы реализации личностно-ориентированного обучения грамматики на уроках иностранного языка.
5. Провести педагогический эксперимент.
6. Обработать результаты.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют:
• в психологии: работы Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, Б.Ф.Ломова, Д.Б. Эльконина и др.;
• в методике: работы В.В. Копыловой, А.А. Леонтьева и др.;
• в педагогике: работы Е.И. Пассова, И.С. Якиманской и др.
Материал исследования: грамматические пособия, методические материалы.
Характеристика методов исследования:
Организационные методы: теоретические методы, к которым относился используемый нами комплексный анализ литературы, направленный на изучение учебно-познавательной деятельности на уроке английского языка; метод обобщения и конкретизации; метод классификации.
Эмпирические методы: анализ педагогической документации, изучение педагогического опыта, опытная работа.
Методы обработки результатов исследования: количественная обработка данных, качественный анализ.
Апробация работы. В рамках студенческой конференции был сделан доклад по теме: «Развитие активности, самостоятельности, инициативности у учащихся в рамках личностно-ориентированного подхода».
Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, списка источников фактического материала, приложений.
В настоящее время среди гуманистических тенденций реального процесса обучения главной является ориентация на развитие личности. И в актуальности данной проблемы не приходится сомневаться. Актуальность ее связана с изменением социально-культурных приоритетов во всех сферах общественного развития, в том числе образования.
Современное состояние образования характеризуется многообразием альтернативных учебных программ, созданием различных инновационных образовательных учреждений. По данным многих источников растет информационная перегрузка, что сказывается на здоровье, психическом состоянии учеников, нередко приводит к потере интереса к образованию.
Современная педагогическая технология должна быть направлена на удовлетворение потребности в образовании всех ее субъектов: детей, их семей, педагогического коллектива в целом. А это достижимо только при сохранении и развитии школы как современного высококачественного образовательного учреждения, имеющего четкую программу своего развития, необходимые для этого ресурсы (организационные, методические, дидактические) и готовность их реализовать.
Примером такой современной педагогической технологии является личностно-ориентированное обучение. Разделяя точку зрения И.С. Якиманской, мы выделяем следующие основные составляющие личностно-ориентированного обучения:
1. Признание педагогическим коллективом основной ценности и цели образования - раскрытие каждого ученика как личности.
2. Простраивание индивидуально траектории развития через реализацию образовательной программы в соответствии с личностными потребностями, интересами ученика.
3. Создание системы педагогических воздействий, способствующих раскрытию индивидуальности ребенка на всех возрастных этапах.
4. Разработка документации, позволяющая прослеживать и фиксировать динамику развития ученика от класса к классу не по отдельным, а по «сквозным» параметрам, обеспечивающим целостную характеристику ученика как личности.
Статус, самооценка-это понятия особенно актуальны для среднего школьного возраста, следовательно, одним из важных условий успешного обучения является учет возрастных особенностей школьников.
Развитие индивидуальности личности - это, прежде всего развитие потребности и способности личности к саморазвитию. Педагогу необходимо помогать развивать потребности учащихся: к самоопределению, к самопознанию, к самореализации как реализации своего творческого и личностного потенциала, к совместному развитию с другими людьми. При этом нужно учитывать тип нервной системы обучаемого, направленность личности к экстраверсии/интроверсии, типу восприятия, интелектуальный потенциал личности, личностные качества.
Личностно-ориентированное обучение является необходимым условием успешности обучения иностранному языку в условиях школы. Основой личностно-ориентированной технологии в процессе обучения, прежде всего, является учет особенностей мотивационной, познавательной и эмоциональной сфер личности учащихся.
Для того что бы обеспечить условия успешности протекания процесса обучения грамматике в рамках личностно-ориентированной системы, необходимо учитывать особенности личностно-ориентированного обучения грамматики, а именно:
1. Работа педагога в следующих направлениях: работа с субъективным опытом ученика; выявление и использование образов; раскрытие способов мышления.
2. Разработка дидактического материала, предусматривающего: выявление сенсорных предпочтений учащегося; своеобразие обработки учащимися заданной им информации; опора на индивидуальные предпочтения ученика.
3. Использование различных видов упражнений, комбинирование деятельности при обучении грамматики
4. Учитывать этапы работы при обучении грамматики:
1) ознакомление с грамматическим явлением, его формой, значением и употреблением;
2) изложение нового грамматического материала;
3) закрепление грамматического материала;
4) контроль понимания изученного;
5) повторение изученного.
Для обеспечения успешного протекания процесса обучения, на наш взгляд, также необходимо оптимальное сочетание методов, форм и приемов обучения грамматики.
1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4. - С. 4 - 17.
2. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранные языки в школе. - 2005. - №8. -C. 15-17.
3. Бухаркина М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2005. - №3. - C. 3-12.
4. Вербицкая М.В. Английский язык. Программа 5-9 классы / М.В. Вербицкая. - М., 2015. - 345 с.
5. Вербицкая М.В. Английский язык 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. - М., 2014. - 213 с.
6. Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. - 2002. - №1. - C. 8-16.
7. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995. - 122 с.
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. -243 с.
9. Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе. Иностранные языки в школе. -1999. - №4. - C. 14-18.
10. Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно - ориентированной методики // Иностранные языки в школе. - 1989. - №2. - C. 17-22.
11. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - 1991. - №3. - C. 16 - 25.
12. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам и практика - М.: «Русский язык» 2002. - 167 с.
13. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. - Мн.: Тетра Системс, 2003. - 234 с.
14. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб., 2001. - 765 с.
15. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. - М., 2003. - 76 с.
16. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? //Начальная школа: плюс-минус. - М., 2001 - № 1. - С. 3-6.
17. Ляховицкий М.В Методика преподавания иностранных языков. Москва, "Высшая школа", - 1981. - 324 с.
18. Мандель Б.Р. Организация обучения иностранному языку в рамках ФГОС основного общего образования. - Новосибирск, 2015. - 122 с.
19. Маслыко Е.А. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. -Минск: Высшая школа, 2001. - 592 с.
20. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ. // Иностранные языки в школе. - М., 2000 - №4. - C. 13-22
21. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1991. - 223 с.
22. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1998. - 364 с.
23. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. - М.: Просвещение, 1991. - 385 с.
24. Плигин А.А. Концепция и личностно-ориентированная технология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2014. - 145 с.
25. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование - Мн. Лексис, 2003. - 349 с.
26. Пассов Е.И. Беседы об уроке иностранного языка. - СПб., 1991. - 273 с.
27. Полат E.A. Новые педагогические технологии в системе образования. - М.: Владос, 2001. -283 с.
28. Подласый И.П. Педагогика. -Москва: Владос, 2001. - 934 с.
29. Панов Е.М Основы методики обучения иностранным языкам. -
Москва, 1997. - 429 с.
30. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - Москва, Просвещение, 1988. - 392 с.
31. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 241 с.
32. Скалкин В.Л. Английский язык для общения. - М., 1986г. - 275 с.
33. Сокова Г.А. Из опыта использования проектной методики на уроках английского языка в 7-ом классе // Иностранные языки в школе. - 2002. - №4. C. 6-13.
34. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 2002. - №3. - C. 14-18
35. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996. - 623 с.
36. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000. - 224 с.
37. Swan M.,Walter C. How English works. A grammar practice book with answers. - Oxford University Press, 2013 - 364 p.
38. Widdowson H.G. Teaching Language as Communication - Oxford, 1979 - 273 p.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Апресян Ю.Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. - М., 1997. - 607 с.
2. Кауль М.Р., Хидекель С.С. Русско-английский объяснительный словарь. - М., 2006. - 1236 с.
3. Кунин А.В. Большой англо-русский фразеологический словарь. 5-е изд., перераб. - М., 2005. - 782 с.
4. Новый Большой англо-русский словарь: В 3 т. / авт. : Ю. Д. Апресян, Э. М. Медникова, А.В. Петрова; под общ. рук. акад. Ю. Д. Апресяна и проф. Э. М. Медниковой. 6-е изд., стереотип. - М., 2001. - 593 с.
5. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой.
- М., 1990. - 567 с.
6. Рум А.Р. Великобритания: Лингвострановедческий словарь. - М., 2000.
- 351 с.
7. Cambridge International Dictionary of Phrasal Verbs. - Cambridge, 2001. - 723 p.