Введение 3
Глава 1. Инструменты внешней политики в рамках осуществления информационной политики
США и России 7
1.1 Международное вещание 7
1.2 Мягкая сила 12
1.3 Пропаганда 17
1.4 Публичная дипломатия 23
1.5 Цифровая дипломатия 27
Глава 2. Информационная политика США и России в зарубежных СМИ 30
2.1 Информационная деятельность США на территории России 30
2.2 Образ Трампа в российских СМИ 44
2.3 Информационная политика России на территории США 47
2.4 Образ Владимира Путина в иностранных СМИ 53
Заключение 55
Список источников и литературы 59
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
На сегодняшний день Россия и США переживают нелегкие периоды как внутри своих стран, так и в условиях взаимодействия на международной арене. Развитие информационной политики обеих стран имеет свою собственную историю, и сегодня эти направления внешней политики должны успешно взаимодействовать на международной арене. И Россия, и США постоянно развивают свои программы в области ведения информационной политики, публичной и цифровой дипломатии. Информация считается одним из самых важных и дорогих продуктов в мире, так информация способна оказывать необходимое влияние на подсознание человека.
Актуальность темы исследования заключается в том, что информационная политика, проводимая государствами, является огромным комплексом задач и проблем, и должна постоянно подстраиваться под современное общество. Интересы общества постоянно меняются, и в связи с этим, информации становится все более трудно интегрироваться в общество. В информационной политике важен процесс взаимодействия государства, осуществляющего внешнеполитические программы, и общества, на которое эти действия направлены. Информационное пространство растет вместе с информационным обществом, образуя глобальный процесс трансформации средств массовой информации в соответствии с потребностями общества. Предоставляемая информация способна влиять на все основные сферы жизни государства.
С развитием информационных технологий, доступ к получению информации значительно упрощается, так как развивается концепция международного вещания, сеть Интернет дает открытый доступ к практически любому виду информации, телевизионное вещание расширяет границы своего вещания, осуществляя его в других государствах. С помощью социальных сетей жители разных государств могут быть ближе друг к другу, а политики сразу могут наблюдать трансформацию общественного мнения в отношении того или иного политического действия. Американская информационная политика на территории России развивает достаточно широкую сеть своего вещания не только в виде различных новостей на российских каналах, но и путем вещания через популярные платформы и социальные сети. Заинтересованные пользователи сети Интернет, которые следят за политическими действиям США, сразу могут быть в курсе всех происходящих в мире событий, обновляя, например новости в Twitter. Международное вещание объединяет в себе многие инструменты, образуя целую сеть, распространенную не только в своем государстве, но и по всему миру. Следовательно, средства массовой информации, которые являются основным механизмом международного вещания, способны осуществить множество политических задач. Привлечение внимания народа зависит от грамотного распределения обязанностей между различными видами СМИ. В эту сеть входит, безусловно, вся сеть Интернет, включая новостные каналы, а так же телевизионное вещание. На сегодняшний день, СМИ содержат множество развлекательных каналов и аккаунтов в социальных сетях, что позволяет Интернет-пользователям следить за жизнью известных личностей. Таким образом, с помощью журналов, газет, новостей, социальных сетей, Интернет-вещания и т.д. Соединенные Штаты пытаются сформировать положительный образ о себе в умах российских граждан, стараясь продвигать исключительно положительные новости о жизни в своей стране и о проводимой политике. Информационная политика, как Соединенных Штатов, так и России развивается в рамках какой-либо концепции. Информация часто рассматривается как инструмент политики мягкой силы, которая осуществляется со стороны обоих государств в отношении друг друга.
Объектом исследования выступает информационная политика США и России;
Предметом исследования становится информационная политика США и России как внешнеполитическая деятельность государств.
Целью данного исследования является выявление особенностей ведения информационной политики США и России.
Задачи исследования:
• обобщение концепций информационной политики, как США, так и России;
• обозначить основные пункты информационной политики государств;
• рассмотреть основные моменты в рамках проведения информационной политики обоих государств;
• классифицировать источники, на основании которых оба государства осуществляют внешнеполитическую деятельность.
Методологической основой ВКР выступает совокупность методов исследования, применяемых к используемым материалам. Метод сравнительного анализа применялся в ходе исследования в области сопоставления информационной политики США и России, а так же для сравнения различных политических процессов, теорий, фактов, событий. В ходе исследования используемых материалов использовался метод case-study, применяемы отдельно к информационной политики России, и отдельно к политике США. В ходе сравнения влияния информационной политики России на американское общество, и влияние информационной политики США на российское общество, был применен метод бинарного сравнения. В ходе глобального сравнения исследовались особенности политической системы, влияющей на зарубежное общество обеих стран. Источники и литература были исследованы с помощью аналитического подхода с целью изучения общей системы с точки зрения базовых элементов, а так же для детального исследования взаимодействия данных элементов.
Научная разработанность данной темы рассматривается с точки зрения монографий, а так же научных статей на тему информационной политики в целом, так и относительно политики каждого государства. Сравнительный анализ информационной политики России и США представлен в научных статьях, в исследованиях, применимых к отдельным инструментам информационной политики, таких как мягкая сила, пропаганда, международное вещание, публичная дипломатия, цифровая дипломатия и т.д. Среди выдающихся исследований можно выделить монографию Н.А. Цветковой и Г.О. Ярыгина «Публичные дипломатии ведущих государств» где представлены примеры ведения публичной дипломатии ведущих государств, на примерах Соединенных Штатов, России, Франции, Германии, Китая, Ирана. Что касается исследования мягкой силы, то тут можно выделить работу М.М. Лебедевой «Мягкая сила»: понятие и подходы». С целью изучения принципов самой информации, следует изучить работу В.А. Фурсова «Теория информации». Большинство исследований по данной тематике представлено в виде статей, или отчетов, с помощью которых необходимо исследовать проблематику российско-американских отношений в сфере информационной политики. Сложным трудом, с помощью которого можно понять основы информационного общества и культуры, является монография М. Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура».
Важным документом, с которого стоило начать исследование в области международного вещания, является Резолюция о «Принципах использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания». В соответствии с положениями данной резолюции государства должны проводить свои политические действия в сфере международного вещания. Важными статьями для изучения вопросов публичной и цифровой дипломатии являются: статья Н.А. Цветковой «Публичная дипломатия США от «Мягкой силы» к «диалоговой пропаганде», «Цифровая дипломатия» и государственный суверенитет в эпоху глобализации, авторами которой являются Д.Н. Барышников и А.Ю. Туленков , «Цифровая дипломатия в мировой политике», автора Сурма И.В.
В ходе исследования были использованы статьи, размещенные в сети Интернет, которые могли дать понимание о событиях, происходящих в настоящее время между Соединенными Штатами Америки и Россией, в области информационной политики, эффективности проведения политики публичной и цифровой дипломатии, и как работает система пропаганды в рамках влияния на современную аудиторию.
Структура работы состоит из введения, 2 глав и заключения. В Главе 1 рассмотрены основные инструменты информационной политики, такие как международное вещание, мягкая сила, пропаганда, цифровая и публичная дипломатия как внешнеполитические курсы США и России по отношению друг к другу. В главе рассмотрены основные определения понятий, и применение их в политике. В главе 2 рассмотрены политический курс осуществления информационной политики США на территории России, образ Дональда Трампа в российских СМИ. Так же в Главе 2 рассмотрены результаты российской информационной политики на территории США, а так же приведен образ Владимира Путина в иностранных СМИ.
В XXI веке многие политические процессы основываются на информации. Информация становится основой становления общества как социальной части государственной жизни. В рамках проведения США и Россией информационной политики, государства рассматривают потребности зарубежного общества, как платформу для формирования новых целей для приближения общества друг к другу. В рамках международного вещания российское общество может быль ближе к американскому обществу, читая политические аккаунты правительства США, читая о тех или иных действиях в отношении определенных событий. На протяжении многих лет противостояние России и США на международной арене служило поводом для постоянного обсуждения и освещения в СМИ, некоторое время через газеты или радиовещание, затем, развитие сети Интернет позволило быть в курсе всех событий в режиме «онлайн», мгновенно узнавая новости из социальных сетей и других новостных платформ. Российское общество всегда относилось с интересом к Соединенным Штатам, считая, что там мир выглядит намного лучше чем то, с чем столкнулась Россия после распада Советского Союза. В рамках международного вещания, Соединенные Штаты пускали в ход возможности кинематографа, изображая в своих картинах солнечную погоду, зеленый газон, улыбчивых соседей и все то, что можно было ассоциировать с так называемой «Американской мечтой». Этот момент стал одним из ключевых в истоках осуществления своей информационной политики, оказывая визуальное влияние на подсознание российского сообщества.
В то же время, отношение американцев к русским было абсолютно неоднозначным. Американское сообщество ассоциировало Советский Союз, а затем и Россию, с коммунизмом и социализмом, предполагая, что на территории страны существует исключительно «рабочий класс» и политическая элита. Ситуация стала меняться в лучшую сторону после того, как на территории США стал работать канал RussiaToday, который освещает события, происходящие не только в России, но и мире. Этот канал дает возможность американскому народу, который не приближен к американскому правительству, осознать то, что в мире может происходить нечто масштабное и важное. Важным моментом является то, что американское правительство зачастую осуществляет вмешательство во многие мировые политические процессы, продвигая свой образ как главного борца за демократические ценности, и отождествлением своих действий с попытками наладить мир во всем мире. Все эти процессы со временем потребовали обобщения их в некие рамки. Таким образом, концепция «мягкой силы» прочно вошла во внешнеполитическую деятельность государств, привлекая к себе положительное внимание, продвигая свою систему образования, наличия культурных ценностей, создания положительного образа для привлечения туристов и т.д. То есть, с помощью «мягкой силы» должна привлечь к себе внимание мирным путем, доказывая, что та или иная страна может быть положительным союзником, соседом (в некоторых случаях, определяемых географическим положением), страной с хорошим образованием и т.д.
Отсюда вытекает такое явление как пропаганда и информационные войны. Мягкая сила с одной стороны, продвигающая положительный образ государства, иногда требует некоторого сдерживания со стороны другого государства. Это происходит в тех случаях, когда одно государство против методов мягкой силы на территории другого государства. Так и получилось с политическим имиджем Владимира Путина, когда, зарубежное общество высказывается положительно о нем и его действиях, а некоторые СМИ описывают его со стороны человека, проявляющего невежество и некомпетентность. Возвращаясь к вопросу информационных войн и пропаганды, то в условиях осуществления политики одного государства на территории другого, этот процесс является довольно закономерным. С помощью пропаганды и информационных войн можно менять сознание аудитории в нужную сторону.
Публичная и цифровая дипломатия России на территории США, на сегодняшний день активно развиваются на территориях зарубежных государств. Российская цифровая дипломатия стала развиваться позже, чем американская, и, в связи с этим, достигает еще меньших успехов, в сравнении с эффективностью работы цифровой дипломатии США. Тем не менее, российское сообщество упорно повышает свой имидж в сердцах американской аудитории. Там образом, интересуясь российскими каналами, вещающими на английском языке, американцы могут узнать о России намного больше, чем они бы нашли вне этих каналов. Касательно образов президентов Владимира Путина и Дональда Трампа, можно сказать, что эти фигуры являются очень яркими политическими личностями, которые способны постоянно подогревать интересы общества и удивлять его. Трампа многие считают открытым человеком и превосходным бизнесменом, активно пользующимся социальными сетями, освещая свою частную жизнь. На фоне этого, Президент Путин, у которого нет личных социальных сетей, который проходил службу в разведывательных органах, является довольно закрытым и неизвестным человеком, связывая его образ с образом тирана и политического агрессора. При этом, в сети Интернет часто появляются фотографии В. Путина, играющего на прогулке с собаками, катающегося на лошади, плавающего с дельфинами, делает его образ более мягким, чем его часто описывают зарубежные СМИ. Таким образом, прогнозируя развитие инструментов внешнеполитической деятельности в рамках информационной политики, можно сказать о том, что в случае успешного осуществления этих программ обоими
государствами на территории друг друга, можно будет говорить об изменении российско- американских отношений через современное общество.
1. Н.А. Цветкова, Г.О. Ярыгин «Публичные дипломатии ведущих государств».
2. М.М. Лебедева «МЯГКАЯ СИЛА»: ПОНЯТИЕ И ПОДХОДЫ, Вестник МГИМО- Университета. 2017. 3(54).,
3. Фурсов В. А. Теория информации: учеб. / В.А. Фурсов. - Самара: Изд-во Самар, гос. аэрокосм, ун-та, 2011. - 128 с.: ил.
4. М. Кастельс «Информационная эпоха: экономика, общество и культура», пер. с англ. О.И. Шкаратана
5. Информация. Дипломатия. Психология. - М: Известия, 2002. -
6. Косов Ю. В., Вовенда Ю. В. «Геополитические концепции информационного противоборства
в российской общественной мысли»
7. Резолюция о «Принципах использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания» https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/430/78/IMG/NR043078.pdf?OpenElement
8. Резолюция о «Принципах использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания» https://documents-dds-
ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/430/78/IMG/NR043078.pdf?OpenElementhttps://twitter.com/usembassyta
9. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002?
index=2&rangeSize=1
10. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002?
index=2&rangeSize=1,
11. Mediascope - компания, осуществляющая работы по измерению аудитории основных каналов СМИ.http://mediascope.net/about/activities/
12. Аудитория пользователей интернета в России в 2017 году составила 87 млн. человек.http ://2017.russianinternetforum.ru/news/1298/
13. Procter&Gamble -https://us.pg.com/
14. Mon’deles International -https://us.mondelezinternational.com/home
15. PepsiCo -http://www.pepsico.com/
16. MARS-Russia -http://www.mars.com/cis/ru/
17. Reckitt Benkiser -https://www.rb.com/ru/
18. @KremlinRussia_E -https://twitter.com/KremlinRussia E
19. Telephone conversation with US President Donald Trump, http://en.kremlin.ru/events/president/news/57100
20. Vladimir Putin and Donald Trump approved a joint statement on Syria - http://en.kremlin.ru/events/president/news/56048
21. А. Ю. Быков. Современные СМИ в глобальном мире, сборник статей.
22. Настоящее Время. Америка - 6 января 2017, от 06.01.2017,https://www.golos-ameriki.ru/a/current-time-1-6/3666144.html
23. Н.А. Цветкова, Г.О. Ярыгин «Публичные дипломатии ведущих государств», стр. 146
24. Н.А. Цветкова ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США ОТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» К «ДИАЛОГОВОЙ ПРОПАГАНДЕ», Международные процессы, Том 13, № 3, сс. 121-133
25. Смирнов А.И., Кохтюлина И.Н. «Глобальная безопасность и «мягкая сила 2.0»: вызовы и возможности для России» / М.: ВНИИгеосистем, 2012. с. 25-27
26. “The Soft Power 30. A global Ranking of Soft power”https://softpower30.com/wp-content/uploads/2017/07/The-Soft-Power-30-Report-2017-Web-1.pdf
27. Массачусетский Технологический Институт (MIT),http://web.mit.edu
28. QS World University Rankings,https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2018
29. Кугушева А. «ОТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН К ПОВЕДЕНЧЕСКИМ» - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ № 1(37) 2016 Научно-практический междисциплинарный журнал, с. 11-13
30. Голос Америки, О нас,https://www.golos-ameriki.ru/p/3980.html
31. Т.Е. Бейдина, Т.Б. Макарова, Ю.О. Макарова, Ю.А. Попов «Роль пропаганды во внешней политике США» // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017 Т. 23 №7 с. 64-73. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-7-64-73
32. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. - / пер. с англ. В. Николаева; Закл. Ст. М.
33. Вавилова. - М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003 - 464 с. (Приложение к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»), с. 10
34. Фурсов В. А. Теория информации: учеб. / В.А. Фурсов. - Самара: Изд-во Самар, гос. аэрокосм, ун-та, 2011. - 128 с.: ил., с. 5
35. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. - / пер. с англ. В. Николаева; Закл. Ст. М.
36. Вавилова. - М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003 - 464 с.
(Приложение к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»), с. 12
37. Т.С. Мельникова «Особенности политической пропаганды в Интернет- пространстве», с. 1.
38. В. Сороченко «Энциклопедия методов пропаганды. (Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама), 2002 г.
39. J. Melissen «The New Public Diplomacy: Between Theory and Practice», The New Public Diplomacy
40. Soft Power in International Relations, с. 3-5 // http://culturaldiplomacy.org/academy/pdf/research/books/soft power/The New PublicDiplomacy.pdf
41. Public Diplomacy Model for the Assessment of Performance, Lyndon B. Johnson School of Public Affairs
42. Policy Research Project Report Number 170 ISBN 978-0-89940-788-3, с. 10-14 https://www.state.gov/documents/organization/149966.pdf
43. Public Dipolomacy, An Online Exploration of Diplomatic History and Foreign Affairs http://www.usdiplomacy.org/diplomacytoday/contemporary/public.php
44. US Public Diplomacy Strategy for 2018 - What’s Needed? ByMatthew Wallinon Dec
18, 2017https://www.americansecurityproject.org/us-public-diplomacy-strategy-for-2018-whats-needed/
45. “Russian Public Diplomacy Effort: What the Kremlin is Doing and Why it’s Not Working”, Katherine P. Avgerinos //https://jpia.princeton.edu/sites/jpia/files/2009-6.pdf
46. Россия сократит расходы на продвижение внешнеполитической повестки https://www.rbc.ru/economics/24/07/2017/59723c879a794741088d42d8
47. Цветкова Н.А. Ярыгин Г.О. «Публичная дипломатия ведущих государств: традиционные и цифровые методы». Монография. - Санкт-Петербург: «Северная Нива», 2014
48. World Internet Users and 2018 Population Stats - https://www.internetworldstats.com/stats.htm
49. Сурма И.В. «Цифровая дипломатия в мировой политике» Государственное управление. Электронный вестник, Выпуск № 49. Апрель 2015 г.
50. Д. Н. Барышников, А. Ю. Туленков
«ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ» И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ, Вестник СПбГУ Сер. 6. 2012. Вып. 4
51. INFORMATION LITERACIES FOR THE TWENTY-FIRST CENTURY, edited by Virgil L.P. Blake and Renee Tjoumas, G.K. HALL & CO. • BOSTON, MASS. c. 47
52. «Психология толпы: мифы и реальность», BBC русская служба, Дэвид Эдмондс Ведущий BBC Radio 4, от 25.10.2016https://www.bbc.com/russian/features-37763194
53. Russia: Background and U.S. Policy, Cory Welt, Analyst in European Affairs, August 21, 2017, Congressional Research Service
54. Tension Mounts Between Ukraine's Pro-Russia, Pro-West Protesters, February 26, 2014 https://www.voanews.com/a/tension-mounts-between-ukraines-prorussia-prowest-protesters/1859631.html
55. «Украина опасается силового давления со стороны России», от 26.02.2014 https://www.golos-ameriki.ru/a/ukraine-russia-relations-post-maidan/1859177.html
56. Broadcasting Board of Governors //https://www.bbg.gov/
57. «Five strategic priorities»https://www.bbg.gov/strategy-and-performance/
58. The history of U.S. civilian international broadcastinghttps://www.bbg.gov/who-we-are/history/
59. United States International Broadcasting Act of 1994 https://legcounsel.house.gov/Comps/United%20States%20International%20Broadcasting%20Act%20Of%201994.pdf
60. United States International Broadcasting Act of 1994, [Title III of Public Law 103-236, Enacted April 30, 1994]
61. Дебаты Клинтон и Трампа - с переводом на русский, Полная запись первых теледебатов кандидатов в президенты Хиллари Клинтон и Дональда Трампа, которые прошли в университете Хофстра 26 сентября 2016 - с синхронным переводом на русский языкhttps://www.youtube.com/watch?v=L0jYNEEPIrk
62. The First Presidential Debate: Hillary Clinton And Donald Trump (Full Debate) | NBC News Presidential nominees Donald Trump and Hillary Clinton face off in the first of three scheduled presidential debates from Hofstra University. Moderated by NBC Nightly News anchor Lester Holt.https://www.youtube.com/watch?v=855Am6ovK7s
63. Инаугурационная речь Дональда Трампа, Полная инаугурационная речь 45-го президента США с переводом на русский язык,https://www.youtube.com/watch?v=WO66BXFnuzA
64. Trump Inauguration Speech (FULL) | ABC News/ President Trump Inauguration Address | The 45th president of the United States speaks outside the Capitol building on Inauguration Day.https://www.youtube.com/watch?v=sRBsJNdK1t0&t=1s
65. COLD WAR BROADCASTING IMPACT, Report on a Conference organized by the Hoover Institution and the Cold War International History Project of the Woodrow Wilson International Center for Scholars at Stanford University, October 13-16, 2004 http://media.hoover.org/sites/default/files/documents/broadcast conf rpt.pdf
66. Center for Strategic and International Studies (CSIS), About US, https://www.csis.org/programs/about-us
67. Policy Priorities in U.S.-Russia Relations, A Meeting Report, November 17, 2017, https://www.csis.org/analysis/policy-priorities-us-russia-relations
68. Цветкова Н.А. «Публичная дипломатия как инструмент идеологической и политической экспансии США в мире, 1914-2014 гг.», диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук
69. Richard Sakwa «Russian Politics and Society. Third edition»http://www.untag-smd.ac.id/files/Perpustakaan Digital 2/POLITICS%20AND%20GOVERNMENT%20Russian%20Politics%20and%20Society-.pdf
70. Richard Sakwa «Russian Politics and Society. Third edition»http://www.untag-smd.ac.id/files/Perpustakaan Digital 2/POLITICS%20AND%20GOVERNMENT%20Russian%20Politics%20and%20Society-.pdf
71. «Russian Society Is Increasingly Paranoid», от 29.07.2015 https://themoscowtimes.com/articles/russian-society-is-increasingly-paranoid-48629
72. The Moscow Times - независимое англоязычное издание в России, предназначенное для предоставления информации о самой большой стране мира иностранным пользователям, и читателям, проявляющим интерес к международным делам. About Us,https://themoscowtimes.com/info/about-us
73. «Russian Society Is Increasingly Paranoid», от 29.07.2015 https://themoscowtimes.com/articles/russian-society-is-increasingly-paranoid-48629
74. «Имидж США в России», Голос Америки, от 19.02.2013https://www.golos-am eriki.ru/a/fom -us-russia/1606625.html
75. ФОМ-MEDIA - проект Фонда «Общественное мнение». Интернет-газета для широкого круга читателей интересующихся результатами исследований общественного мнения.http://fom.ru/
76. Отношение россиян к Америке и Дональду Трампу, от 06.07.2017 http://fom.ru/Mir/13602
77. «The Trump Organization»,https://www.trump.com/
78. «Феномен популярности Трампа в СМИ России», «Голос Америки», от 01.02.2017 https://www.golos-ameriki.ru/a/trump-popularity-in-russia/3701932.html
79. СКАН — это система анализа медиасреды, созданная в “Интерфаксе” — ведущем информагентстве страны.https://www.scan-interfax.ru/
80. Рейтинг "Персоны в СМИ", ноябрь 2017 года. от 1 декабря 2017 года, http://blog.scan-interfax.ru/10231
81. «От "клоуна" до "друга": эволюция медиа-образа Трампа» от 18.01.2017 https://www.currenttime.tv/a/28241678.html
82. «Дональд Трамп: самые известные заявления». От 02.03.2016 https://www.youtube.com/watch7v4sJ.J0wuRbv0
83. «Трамп совершил «глупый и опасный поступок», от 10.05.2018 г. https://www.youtube.com/watch7v4RMTTFDbjXs
84. Эволюция государственной информационной политики в России, П.В.Меньшиков http://intcom-mgimo.ru/2017-04/state-information-policy-of-russia
85. World Travel Awards arrives in St. Petersburg, 26 September 2017 - St. Petersburg, Russia,https://www.worldtravelawards.com/press-333
86. Эволюция государственной информационной политики в России, П.В.Меньшиков http://intcom-mgimo.ru/2017-04/state-information-policy-of-russia
87. Russia Today - first international news channel launched in 2005https://www.rt.com/
88. @RT,https://twitter.com/rt com
89. Sputnik,https://sputniknews.com/
90. Sputnik, About Us,https://sputniknews.com/docs/about/index.html
91. Россия направляет посольства в Twitter, МИД РФ начнет применять "мягкую силу", от 16.07.2012https://www.kommersant.ru/doc/1981536
92. New Logo and Identity for Russia Tourism. From Russia with Avant Garde Love https://www.underconsideration.com/brandnew/archives/new logo and identity for russia tourism.php
93. USC Center on Public Diplomacyls Russia Ruining Digital Diplomacy for the Rest of Us7https://uscpublicdiplomacy.org/blog/russia-ruining-digital-diplomacy-rest-us
94. Putin’s Propaganda Highlights Need for Public Diplomacy, Martha Bayles, от 28.07.2014 https://www.hudson.org/research/10485-putin-s-propaganda-highlights-need-for-public-diplomacy
95. Intelligence Report on Russian Hacking, от 06.01.2017https://www.nytimes.com/interactive/2017/01/06/us/politics/document-russia-hacking-report-intelligence-agencies.html
96. Э.И. Кулдышева, «Выборы в США и Публичная дипломатия России», Азимут Научных Исследований: экономика и управление», 2018, Том 7, No 1(22).
97. EXCLUSIVE FULL UNEDITED Interview of Putin with NBC's Megyn Kelly, от 10.03.2018https://www.youtube.com/watch?v=9mhi AyQAyw
98. БЕЗ ЦЕНЗУРЫ! Интервью Путина журналистке Мегин Келли, https://www.youtube.com/watch?v=MbSuCZfmbCk
99. The New Yorker is a weekly magazine offering a signature mix of reporting and commentary on politics, international affairs ...https://www.newyorker.com/about/us
100. «Vladimir Putin Outwitted Megyn Kelly by Weaponizing Incompetence», от 13.03.2018https://www.newyorker.com/news/our-columnists/vladimir-putin-outwitted-megyn-kelly-by-weaponizing-incompetence
101. Megyn Kelly: I think Putin has something on Trump, от 10.03.2018 http://thehill.com/homenews/administration/377803-megyn-kelly-i-think-putin-has-something-on-trump
102. @putin.lifehttps://www.instagram.com/putin.life/