ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников как психолого-педагогическая проблема 8
1.1. Понятие творческого мышления в современной
психолого-педагогической литературе 8
1.2. Возрастные особенности развития творческого
мышления детей младшего школьного возраста 16
1.3. Математические задачи, направленные на развитие
творческого мышления младших школьников 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
творческого мышления младших школьников при решении нестандартных математических задач 35
2.1. Анализ передового педагогического опыта
по использованию нестандартных математических задач как средства развития творческого мышления учащихся младших классов 35
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы
по развитию творческого мышления младших школьников при решении нестандартных математических задач 44
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложения
Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников как психолого-педагогическая проблема 8
1.1. Понятие творческого мышления в современной
психолого-педагогической литературе 8
1.2. Возрастные особенности развития творческого
мышления детей младшего школьного возраста 16
1.3. Математические задачи, направленные на развитие
творческого мышления младших школьников 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
творческого мышления младших школьников при решении нестандартных математических задач 35
2.1. Анализ передового педагогического опыта
по использованию нестандартных математических задач как средства развития творческого мышления учащихся младших классов 35
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы
по развитию творческого мышления младших школьников при решении нестандартных математических задач 44
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложения
Развитие творческого мышления учащихся является одной из главных задач обучения. Творческое мышление развивается на разных этапах школьного обучения. Именно школьное обучение помещает творческое мышление в центральную часть сознания школьника. При этом развитие творческого мышления учащихся в младшем школьном возрасте имеет особое значение.
Поскольку в современном мире очень важны креативные и неординарные способы решения проблем, возрастает востребованность людей, умеющих мыслить нестандартно, творчески. Чтобы быть успешным в дальнейшем очень важно развивать неординарность мышления как можно раньше, и тогда будет больше возможностей достичь успехов в жизни.
Процесс развития творческого мышления младших школьников происходит без понимания значимости психологических приемов и средств в данном процессе. Именно это приводит к тому, что большая часть обучающихся не может овладеть приемами систематизации знаний, которая основана на творческом мышлении. Известно, что ученик, у которого развито творческое мышление намного быстрее приспосабливается к различным ситуациям, находит нестандартные решения различных возникающих перед ним проблем. Уже в начальной школе есть ученики, которым не интересно работать на уроке. Именно это послужило причиной поиска нестандартных математических задач, которые дали бы возможность повысить мотивацию и активность детей на уроке.
Никто не будет спорить с тем, что для формирования всесторонне развитой и творчески мыслящей личности младшего школьника полезно и нужно решать нестандартные математические задачи, что свидетельствует об актуальности выбранного нами направления исследования.
Нестандартные математические задачи формируют у учащихся такие качества, которые характерны для творческого человека: оригинальность, гибкость, беглость и детализированность ответа. Такой вид задач постоянно подается в занимательной форме, а также вырабатывает привычку к интеллектуальному труду.
При решении таких задач младший школьник не только усваивает содержание курса математики, но и получают умения мыслить творчески. Поэтому, младший школьник должен уметь решать не только типовые задачи, но и нестандартные математические задачи.
Нужно отметить, что творческое мышление связано не только лишь с одним видом мышления. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности.
В связи с этим многие авторы утверждают, что нестандартные математические задачи влияют не только на развитие творческого мышления, но и на воспитание интереса к предмету «Математика».
Исследованием проблемы развития творческого мышления занимались такие педагоги и психологи, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер, Р.С. Немов, Я. А. Пономарев и др. Именно они расширили и обогатили теорию развития мышления и привели убедительные доводы влияния процесса решения творческих задач на развитие мышления, дали характеристику условиям, которые способствуют и препятствуют нахождению верного решения.
Одним из эффективных средств решения проблемы развития творческого мышления младших школьников, по мнению этих авторов, является введение в курс математики нестандартных задач.
Исходя из вышеизложенного, мы определили тему исследования: «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе решения нестандартных математических задач».
Исходя из сказанного выше нами обозначена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия эффективного использования нестандартных математических задач как средства развития творческого мышления младших школьников?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития творческого мышления младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования: нестандартные математические задачи как средство развития творческого мышления младших школьников.
Гипотеза исследования: нестандартные математические задачи являются достаточно эффективным средством развития творческого мышления младших школьников при соблюдении следующих условий:
• такие задачи предлагаются учащимся систематически как в урочной, так и внеурочной деятельности;
• при планировании уроков и внеурочных мероприятий используется не только текущий материал учебника, но и задания из дополнительных источников;
• условия задач носят познавательный характер и направлены на активизацию умственной деятельности детей.
Сформулированные проблема, объект, предмет, цель и гипотеза определяют постановку следующих задач исследования:
• изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме и установить степень ее разработанности;
• ознакомиться с опытом работы учителей начальных классов по развитию творческого мышления учащихся при решении нестандартных математических задач;
• провести экспериментальную работу по проблеме исследования.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• наблюдение за деятельностью учащихся;
• беседа;
• анализ продуктивной деятельности учащихся;
• педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации приемов углубления текущего математического материала и его направленности на развитие творческого мышления младших школьников.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
База исследования: МБОУ «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.П. Серикова Шебекинского района Белгородской области». В исследовании приняли участие учащиеся 3 «Б» класса.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений с докладом по теме исследования на Международной научно-практической конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве», посвященной 140-летию НИУ «БелГУ» и 40-летию факультета дошкольного, начального и специального образования (г. Белгород, ноябрь 2015 г.), в ходе выступления с докладом на тему «Нестандартные математические задачи как средство развития творческого мышления младших школьников» на заседании проблемной группы «Математическое образование в начальной школе» (г. Белгород, апрель 2016 г.). Также было рекомендовано к опубликованию статьи в Вестнике СНО - 2016 НИУ «БелГУ».
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 60 наименований и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, формулируется научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, цель, определяется гипотеза, задачи, методы и база исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников как психолого-педагогическая проблема» нами рассмотрены взгляды известных психологов и педагогов на проблемы, связанные с развитием творческого мышления у детей младшего школьного возраста, на особенности протекания этих процессов в младшем школьном возрасте, на влияние нестандартных задач и на ход этого процесса при изучении математики и др.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого мышления младших школьников при решении нестандартных математических задач» представлен опыт учителей по решению обозначенной проблемы, проводится экспериментальная работа по развитию творческого мышления учащихся при решении нестандартных математических задач.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, дается краткое обобщение по теме и излагаются выводы.
В приложении содержатся конспекты уроков математики по теме исследования.
Поскольку в современном мире очень важны креативные и неординарные способы решения проблем, возрастает востребованность людей, умеющих мыслить нестандартно, творчески. Чтобы быть успешным в дальнейшем очень важно развивать неординарность мышления как можно раньше, и тогда будет больше возможностей достичь успехов в жизни.
Процесс развития творческого мышления младших школьников происходит без понимания значимости психологических приемов и средств в данном процессе. Именно это приводит к тому, что большая часть обучающихся не может овладеть приемами систематизации знаний, которая основана на творческом мышлении. Известно, что ученик, у которого развито творческое мышление намного быстрее приспосабливается к различным ситуациям, находит нестандартные решения различных возникающих перед ним проблем. Уже в начальной школе есть ученики, которым не интересно работать на уроке. Именно это послужило причиной поиска нестандартных математических задач, которые дали бы возможность повысить мотивацию и активность детей на уроке.
Никто не будет спорить с тем, что для формирования всесторонне развитой и творчески мыслящей личности младшего школьника полезно и нужно решать нестандартные математические задачи, что свидетельствует об актуальности выбранного нами направления исследования.
Нестандартные математические задачи формируют у учащихся такие качества, которые характерны для творческого человека: оригинальность, гибкость, беглость и детализированность ответа. Такой вид задач постоянно подается в занимательной форме, а также вырабатывает привычку к интеллектуальному труду.
При решении таких задач младший школьник не только усваивает содержание курса математики, но и получают умения мыслить творчески. Поэтому, младший школьник должен уметь решать не только типовые задачи, но и нестандартные математические задачи.
Нужно отметить, что творческое мышление связано не только лишь с одним видом мышления. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности.
В связи с этим многие авторы утверждают, что нестандартные математические задачи влияют не только на развитие творческого мышления, но и на воспитание интереса к предмету «Математика».
Исследованием проблемы развития творческого мышления занимались такие педагоги и психологи, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер, Р.С. Немов, Я. А. Пономарев и др. Именно они расширили и обогатили теорию развития мышления и привели убедительные доводы влияния процесса решения творческих задач на развитие мышления, дали характеристику условиям, которые способствуют и препятствуют нахождению верного решения.
Одним из эффективных средств решения проблемы развития творческого мышления младших школьников, по мнению этих авторов, является введение в курс математики нестандартных задач.
Исходя из вышеизложенного, мы определили тему исследования: «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе решения нестандартных математических задач».
Исходя из сказанного выше нами обозначена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия эффективного использования нестандартных математических задач как средства развития творческого мышления младших школьников?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития творческого мышления младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования: нестандартные математические задачи как средство развития творческого мышления младших школьников.
Гипотеза исследования: нестандартные математические задачи являются достаточно эффективным средством развития творческого мышления младших школьников при соблюдении следующих условий:
• такие задачи предлагаются учащимся систематически как в урочной, так и внеурочной деятельности;
• при планировании уроков и внеурочных мероприятий используется не только текущий материал учебника, но и задания из дополнительных источников;
• условия задач носят познавательный характер и направлены на активизацию умственной деятельности детей.
Сформулированные проблема, объект, предмет, цель и гипотеза определяют постановку следующих задач исследования:
• изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме и установить степень ее разработанности;
• ознакомиться с опытом работы учителей начальных классов по развитию творческого мышления учащихся при решении нестандартных математических задач;
• провести экспериментальную работу по проблеме исследования.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• наблюдение за деятельностью учащихся;
• беседа;
• анализ продуктивной деятельности учащихся;
• педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации приемов углубления текущего математического материала и его направленности на развитие творческого мышления младших школьников.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
База исследования: МБОУ «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.П. Серикова Шебекинского района Белгородской области». В исследовании приняли участие учащиеся 3 «Б» класса.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений с докладом по теме исследования на Международной научно-практической конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве», посвященной 140-летию НИУ «БелГУ» и 40-летию факультета дошкольного, начального и специального образования (г. Белгород, ноябрь 2015 г.), в ходе выступления с докладом на тему «Нестандартные математические задачи как средство развития творческого мышления младших школьников» на заседании проблемной группы «Математическое образование в начальной школе» (г. Белгород, апрель 2016 г.). Также было рекомендовано к опубликованию статьи в Вестнике СНО - 2016 НИУ «БелГУ».
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 60 наименований и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, формулируется научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, цель, определяется гипотеза, задачи, методы и база исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников как психолого-педагогическая проблема» нами рассмотрены взгляды известных психологов и педагогов на проблемы, связанные с развитием творческого мышления у детей младшего школьного возраста, на особенности протекания этих процессов в младшем школьном возрасте, на влияние нестандартных задач и на ход этого процесса при изучении математики и др.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого мышления младших школьников при решении нестандартных математических задач» представлен опыт учителей по решению обозначенной проблемы, проводится экспериментальная работа по развитию творческого мышления учащихся при решении нестандартных математических задач.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, дается краткое обобщение по теме и излагаются выводы.
В приложении содержатся конспекты уроков математики по теме исследования.
Проблема развития творческого мышления детей младшего школьного возраста согласно ФГОС НОО относится к числу актуальных. Перед учителями начальных классов поставлена цель - создать условия для формирования личности младшего школьника, способной к творчеству. Математика относится к числу предметов, наилучшим образом способствующих развитию творчества. Поэтому от учителя начальных классов, от его умения и желания работать с нестандартными математическими задачами на уроках и во внеурочной деятельности в значительной степени зависит уровень развития творческого потенциала младших школьников.
При подборе и составлении нестандартных задач учитель должен руководствоваться следующими положениями: нестандартные математические задачи предлагаются учащимся систематически как в урочной, так и внеурочной деятельности, при планировании уроков и внеурочных мероприятий используется не только текущий материал учебника, но и задания из дополнительных источников, условия задач носят познавательный характер и направлены на активизацию умственной деятельности детей.
В процессе исследования, представленного в настоящей выпускной квалификационной работе, нами были получены следующие результаты.
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования было установлено, что современная начальная школа нуждается как в теоретических, так и опытно-практических разработках, поскольку доступный учителям-практикам материал, представленный в известных журналах и Интернет, в большинстве случаев содержит пересказ идей авторов концепции.
2. Исследование возможностей начального курса математики как учебного предмета показало, что он содержит благоприятные условия для развития у младших школьников всех видов мышления. При этом наиболее эффективным средством развития творческого мышления являются нестандартные математические задачи.
3. Анализ передового опыта учителей по развитию творческого мышления на уроках математики в начальной школе показал, что рассматриваемая проблема весьма актуальна, поскольку волнует многих педагогов, но недостаточно разработана.
4. Проведенное экспериментальное исследование показало, что если учитель при выборе и составлении задач использует как дополнительный материал к учебнику, так и авторские задачи, направленные на развитие творческого мышления, а также использует их систематически, то именно они способствуют эффективному развитию творческого мышления младших школьников. Благодаря этому учащиеся лучше усваивают преподаваемый им материал.
Таким образом, нами выполнены все задачи исследования, и заявленная гипотеза получила подтверждение.
Это наше первое экспериментальное исследование, и мы не претендуем на его полноту. Однако считаем, что разработанные нами подходы и дидактические материалы будут полезны учителям-практикам и студентам, обучающимся на направлениях и профилях подготовки «Начальное образование».
При подборе и составлении нестандартных задач учитель должен руководствоваться следующими положениями: нестандартные математические задачи предлагаются учащимся систематически как в урочной, так и внеурочной деятельности, при планировании уроков и внеурочных мероприятий используется не только текущий материал учебника, но и задания из дополнительных источников, условия задач носят познавательный характер и направлены на активизацию умственной деятельности детей.
В процессе исследования, представленного в настоящей выпускной квалификационной работе, нами были получены следующие результаты.
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования было установлено, что современная начальная школа нуждается как в теоретических, так и опытно-практических разработках, поскольку доступный учителям-практикам материал, представленный в известных журналах и Интернет, в большинстве случаев содержит пересказ идей авторов концепции.
2. Исследование возможностей начального курса математики как учебного предмета показало, что он содержит благоприятные условия для развития у младших школьников всех видов мышления. При этом наиболее эффективным средством развития творческого мышления являются нестандартные математические задачи.
3. Анализ передового опыта учителей по развитию творческого мышления на уроках математики в начальной школе показал, что рассматриваемая проблема весьма актуальна, поскольку волнует многих педагогов, но недостаточно разработана.
4. Проведенное экспериментальное исследование показало, что если учитель при выборе и составлении задач использует как дополнительный материал к учебнику, так и авторские задачи, направленные на развитие творческого мышления, а также использует их систематически, то именно они способствуют эффективному развитию творческого мышления младших школьников. Благодаря этому учащиеся лучше усваивают преподаваемый им материал.
Таким образом, нами выполнены все задачи исследования, и заявленная гипотеза получила подтверждение.
Это наше первое экспериментальное исследование, и мы не претендуем на его полноту. Однако считаем, что разработанные нами подходы и дидактические материалы будут полезны учителям-практикам и студентам, обучающимся на направлениях и профилях подготовки «Начальное образование».
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ
НЕСТАНДАРТНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ
НЕСТАНДАРТНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - Логическое мышление младших школьников и возможности его развития в процессе решения проблемных ситуаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЮ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Развитие аналитико-синтетической деятельности младших школьников при решении текстовых задач на движение
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Формирование логического мышления младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Личностные результаты при обучении младших школьников решению нестандартных задач
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



