СОЗДАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ КОРПОРАЦИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЗДАНИИ И ПРЕКРАЩЕНИИ КОРПОРАЦИИ 11
1.1 Понятие и виды корпораций. Способы создания и прекращения
корпораций 11
2.2 Источники правового регулирования отношений по созданию и
прекращения корпораций 24
ГЛАВА 2 СОЗДАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ КОРПОРАЦИЙ 32
2.1 Создание коммерческих корпораций 32
2.2 Прекращение коммерческих корпораций 36
ГЛАВА 3 СОЗДАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 53
3.1 Особенности создания некоммерческих корпораций 53
3.2 Прекращение некоммерческих корпораций 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЗДАНИИ И ПРЕКРАЩЕНИИ КОРПОРАЦИИ 11
1.1 Понятие и виды корпораций. Способы создания и прекращения
корпораций 11
2.2 Источники правового регулирования отношений по созданию и
прекращения корпораций 24
ГЛАВА 2 СОЗДАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ КОРПОРАЦИЙ 32
2.1 Создание коммерческих корпораций 32
2.2 Прекращение коммерческих корпораций 36
ГЛАВА 3 СОЗДАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 53
3.1 Особенности создания некоммерческих корпораций 53
3.2 Прекращение некоммерческих корпораций 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Такие юридические лица как корпорации играют огромную роль в различных сферах экономики, являясь наиболее крупными субъектами производственной и иной деятельности. Именно корпорации представляют крупный бизнес, а также пронизывают малый и средний бизнес.
В последние годы нормы гражданского права, посвященные корпорациям, претерпели существенные изменения, вызванные потребностью в реформировании основ правового статуса корпорации. Корпорации законодательно признаны самостоятельным и основным видом юридических лиц, что является значительным продвижением в направлении дальнейшего развития рыночных отношений. Данные многочисленные изменения свидетельствуют об особой значимости правового регулирования вопросов функционирования корпораций в целях обеспечения надлежащего состояния экономики в целом.
После последней реформы гражданского законодательства положение понятия о создании и прекращении корпорации несколько изменилось. Все юридические лица (как коммерческие, так и некоммерческие) были разделены на корпорации и унитарные лица (ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). Исходя из этого корпорациями (или по-другому в соответствии с законодательством РФ - корпоративными юридическими лицами) являются коммерческие или некоммерческие организации, учредители (участники) которых имеют право участия в них и образуют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ. Таким образом, корпорация получила легальное определение.
В основе классификации юридических лиц был положен принцип членства, который, по мнению законодателя, и является главным отличием корпоративного юридического лица от унитарной организации. Стоит подчеркнуть, что введение понятия корпорации в 2014 г. является логичным завершением реформы ГК РФ, которая проводится уже на протяжении нескольких последних лет. Именно положения законодательства, которые регулируют общественные отношения, связанные с юридическими лицами, и вызывали наибольшее число споров и нареканий с разных сторон. Поправки в ГК РФ 2014 года, являются компромиссом, в ходе поисков которого были примирены идеализм и некоторая наивность академической науки в отношении того, как должна строиться система корпоративного права в России. Где должны проходить границы дозволенного, с одной стороны, и беспринципность и цинизм бизнеса, ратующего за максимальное саморегулирование коммерческих отношений, - с другой. Следует отметить, что не все ученые согласны с появлением в законодательстве Российской Федерации понятия о создании и прекращении корпораций. Например, В.В. Долинская считает, что дача самостоятельной организационно-правовой формы корпорациям совсем необязательна. И в этом есть доля истины.
В связи с этим вопросы исследования проблем, возникающих в правоприменительной практике, и вопросы совершенствования правового регулирования правового положения корпораций имеют огромное значение для обеспечения устойчивости экономики государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования и применения норм гражданского законодательства, в области создания и прекращения корпораций в РФ.
Предмет исследования - правовые нормы, предусмотренные в российском гражданском законодательстве, правоприменительная практика, теоретические исследования относительно создания и прекращения корпораций.
Цель исследования состоит в определении основных нюансов, возникающие при создании прекращении и реорганизации корпораций с правовой точки зрения.
Указанная цель достигается путем реализации следующих задач исследования:
- исследовать понятие и виды корпораций, а также способы создания и прекращения корпораций;
- изучить источники правового регулирования отношений по созданию и прекращения корпораций;
- раскрыть особенности создания коммерческих организаций;
- исследовать прекращение коммерческих организаций, их добровольную и принудительную ликвидацию и реорганизацию корпораций;
- выявить особенности прекращения некоммерческих организаций, их добровольную и принудительную ликвидацию и реорганизацию.
Методологическую основу исследования составили общенаучные (диалектический и формально-логический методы, метод системного анализа и моделирования и др.) и специальные методы познания (сравнительно- правовой, историко-правовой и др.).
При выполнении данного исследования использованы труды таких исследователей как В. К. Андреев, Е.Ю. Асташкина, Б.С. Батаева, В.С. Белых, В.А. Белов, А.В. Будаева, А.В. Гумеров, О. В. Гутников, В. В. Гущин, М. Н. Илюшина, А. В. Качалова, А.Б.Козырева, В. В. Кулаков, И.В. Лазарева, Г. П. Лебедева, О.А. Макарова, Н.В. Никитина, Е.А. Расстригина, Д.И. Степанов, Е.А. Суханов, А.А. Тишин, О. Н. Фомина, Н.Г. Фроловский, Ю.С. Харитонова, В.А. Хохлов, И.А.Храброва, Е.Ю. Цуканова, А.Ф.Черненко, И.С. Шиткина, а также ряда других ученых.
Нормативной основной исследования являются Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее - ГК Ф), Федеральный закон от
26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иные нормативные правовые акты.
Эмпирическую основу настоящей работы составляют судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов.
Научная новизна исследования. В настоящем диссертационном исследовании рассмотрены особенности создания, реорганизации и прекращения коммерческих и некоммерческих корпораций ,что позволило выделить основные тенденции перспективы развития коммерческой и социальной сторон гражданского оборота, сочетания частных и публичных начал в правовом регулировании правового положения корпораций с учетом необходимости соблюдения баланса между унификацией и дифференциаций правового регулирования корпораций различных организационно-правовых форм.
Положения, выносимые на защиту:
1. Исследовано понятие корпорации в отечественном законодательстве и доктрине. Такие нормативно определенные признаки корпораций как участие (членство) в них их учредителей (участников) и формирование ими высшего органа юридического лица подвергаются критике в науке, поскольку эти признаки по существу не позволяют полностью отграничить корпорации от унитарных юридических лиц. В связи с этим представляется необходимым проведение дальнейших исследований на основе правоприменительной практики в целях совершенствования законодательства по этому вопросу. Конечно, появление легального определения корпорации в дальнейшем поможет законодателю качественно привести в порядок и остальные нормы, касающиеся корпораций, а также позволит в дальнейшем прийти к более совершенному определению. Пока же можно лишь отметить тот факт, что отдельный закон о корпорации еще не появился на российском правовом поле. В настоящий момент законодатель отдельными специальными законами регулирует правовое положение исключительно государственных корпораций, в которых слово "корпорация" используется лишь в качестве составной части фирменного именования . Многолетнее отсутствие в России четкого словоупотребления понятия корпорациями привело к тому, что на практике корпорацией стали называть почти все российские организации, в том числе унитарные предприятия и (их) объединения. Корпорация стала не столько правовым, сколько социально-экономическим явлением. Возможно, по этой и по другим причинам в России до сих пор существуют государственные корпорации, образования, чуждые корпоративной природе.
2. Необходимо отметить, что, несмотря на достаточно высокий регулятивный потенциал корпоративных правовых норм как источников современного корпоративного права, теоретико-методологическая основа локального правотворчества в отечественной науке корпоративного права все еще остается недостаточно разработанной. Нуждаются в дальнейшем теоретическом осмыслении вопросы классификации корпоративных правовых актов, особенности юридико-технических приемов их подготовки, принятия, систематизации и мониторинга, обеспечения правоприменительной эффективности и др. В частности, представляется необходимым провести дальнейшую унификацию терминологии:
- уточнить термин "корпоративный акт" в контексте его соотношения с
термином "локальный нормативный акт";
- закрепить легальное определение термина "корпоративный акт";
- отграничить корпоративные нормативные акты от иных внутренних актов корпорации;
- ввести общий перечень корпоративных актов, обязательных к принятию корпоративными организациями.
3. Повышение роли договорного регулирования создания и деятельности корпораций на основе корпоративного договора характеризует особенности создания корпораций.
4. Правовое регулирование реорганизации корпораций претерпело изменения, прежде всего, в отношении санкционирования возможности смешанной реорганизации, в том числе двух юридических с различной организационно-правовой формой, что очевидно продиктовано потребностями практики.
5. В целях защиты участника (учредителя) корпорации от злоупотреблений иных участников (учредителей), существенно затрудняющих его деятельность, закон предусмотрел дополнительные основания принудительной ликвидации корпорации. В данном случае ликвидация корпорации выступает в качестве способа разрешения корпоративного конфликта.
6. Требуется уточнение признаков некоммерческих юридических лиц; закрепление более четких критериев их гражданской правоспособности; усовершенствование и расширение на уровне ГК РФ регулирования статуса некоммерческих корпораций отдельных форм. При этом многообразие некоммерческих организаций, имеющих специфику в целях и путях их достижения, функциях и внутреннем устройстве, вызывает необходимость использования дифференцированных подходов к регулированию их гражданской правосубъектности.
7. Отношения, возникающие в некоммерческих организациях и именуемые в ГК РФ корпоративными, неоднородны. В связи с этим закрепление единых прав и обязанностей для участников любой корпорации, независимо от целей ее создания и деятельности, вероятно, не совсем оправданно. Представляется, что в современных условиях для формирования эффективных норм целесообразно на законодательном уровне более детально разграничить отношения, существующие в рамках организаций, основанных на началах членства (участия), обозначив специфику тех, которые формируются в некоммерческих корпорациях. Для достижения поставленной цели необходимо дальнейшее изучение, анализ и выявление особенностей отношений, возникающих при создании и в процессе деятельности юридических лиц.
Структуру настоящего исследования составляют введение, три главы основной части, включающие в себя шесть параграфов, заключение и список использованной литературы.
В последние годы нормы гражданского права, посвященные корпорациям, претерпели существенные изменения, вызванные потребностью в реформировании основ правового статуса корпорации. Корпорации законодательно признаны самостоятельным и основным видом юридических лиц, что является значительным продвижением в направлении дальнейшего развития рыночных отношений. Данные многочисленные изменения свидетельствуют об особой значимости правового регулирования вопросов функционирования корпораций в целях обеспечения надлежащего состояния экономики в целом.
После последней реформы гражданского законодательства положение понятия о создании и прекращении корпорации несколько изменилось. Все юридические лица (как коммерческие, так и некоммерческие) были разделены на корпорации и унитарные лица (ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). Исходя из этого корпорациями (или по-другому в соответствии с законодательством РФ - корпоративными юридическими лицами) являются коммерческие или некоммерческие организации, учредители (участники) которых имеют право участия в них и образуют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ. Таким образом, корпорация получила легальное определение.
В основе классификации юридических лиц был положен принцип членства, который, по мнению законодателя, и является главным отличием корпоративного юридического лица от унитарной организации. Стоит подчеркнуть, что введение понятия корпорации в 2014 г. является логичным завершением реформы ГК РФ, которая проводится уже на протяжении нескольких последних лет. Именно положения законодательства, которые регулируют общественные отношения, связанные с юридическими лицами, и вызывали наибольшее число споров и нареканий с разных сторон. Поправки в ГК РФ 2014 года, являются компромиссом, в ходе поисков которого были примирены идеализм и некоторая наивность академической науки в отношении того, как должна строиться система корпоративного права в России. Где должны проходить границы дозволенного, с одной стороны, и беспринципность и цинизм бизнеса, ратующего за максимальное саморегулирование коммерческих отношений, - с другой. Следует отметить, что не все ученые согласны с появлением в законодательстве Российской Федерации понятия о создании и прекращении корпораций. Например, В.В. Долинская считает, что дача самостоятельной организационно-правовой формы корпорациям совсем необязательна. И в этом есть доля истины.
В связи с этим вопросы исследования проблем, возникающих в правоприменительной практике, и вопросы совершенствования правового регулирования правового положения корпораций имеют огромное значение для обеспечения устойчивости экономики государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования и применения норм гражданского законодательства, в области создания и прекращения корпораций в РФ.
Предмет исследования - правовые нормы, предусмотренные в российском гражданском законодательстве, правоприменительная практика, теоретические исследования относительно создания и прекращения корпораций.
Цель исследования состоит в определении основных нюансов, возникающие при создании прекращении и реорганизации корпораций с правовой точки зрения.
Указанная цель достигается путем реализации следующих задач исследования:
- исследовать понятие и виды корпораций, а также способы создания и прекращения корпораций;
- изучить источники правового регулирования отношений по созданию и прекращения корпораций;
- раскрыть особенности создания коммерческих организаций;
- исследовать прекращение коммерческих организаций, их добровольную и принудительную ликвидацию и реорганизацию корпораций;
- выявить особенности прекращения некоммерческих организаций, их добровольную и принудительную ликвидацию и реорганизацию.
Методологическую основу исследования составили общенаучные (диалектический и формально-логический методы, метод системного анализа и моделирования и др.) и специальные методы познания (сравнительно- правовой, историко-правовой и др.).
При выполнении данного исследования использованы труды таких исследователей как В. К. Андреев, Е.Ю. Асташкина, Б.С. Батаева, В.С. Белых, В.А. Белов, А.В. Будаева, А.В. Гумеров, О. В. Гутников, В. В. Гущин, М. Н. Илюшина, А. В. Качалова, А.Б.Козырева, В. В. Кулаков, И.В. Лазарева, Г. П. Лебедева, О.А. Макарова, Н.В. Никитина, Е.А. Расстригина, Д.И. Степанов, Е.А. Суханов, А.А. Тишин, О. Н. Фомина, Н.Г. Фроловский, Ю.С. Харитонова, В.А. Хохлов, И.А.Храброва, Е.Ю. Цуканова, А.Ф.Черненко, И.С. Шиткина, а также ряда других ученых.
Нормативной основной исследования являются Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее - ГК Ф), Федеральный закон от
26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иные нормативные правовые акты.
Эмпирическую основу настоящей работы составляют судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов.
Научная новизна исследования. В настоящем диссертационном исследовании рассмотрены особенности создания, реорганизации и прекращения коммерческих и некоммерческих корпораций ,что позволило выделить основные тенденции перспективы развития коммерческой и социальной сторон гражданского оборота, сочетания частных и публичных начал в правовом регулировании правового положения корпораций с учетом необходимости соблюдения баланса между унификацией и дифференциаций правового регулирования корпораций различных организационно-правовых форм.
Положения, выносимые на защиту:
1. Исследовано понятие корпорации в отечественном законодательстве и доктрине. Такие нормативно определенные признаки корпораций как участие (членство) в них их учредителей (участников) и формирование ими высшего органа юридического лица подвергаются критике в науке, поскольку эти признаки по существу не позволяют полностью отграничить корпорации от унитарных юридических лиц. В связи с этим представляется необходимым проведение дальнейших исследований на основе правоприменительной практики в целях совершенствования законодательства по этому вопросу. Конечно, появление легального определения корпорации в дальнейшем поможет законодателю качественно привести в порядок и остальные нормы, касающиеся корпораций, а также позволит в дальнейшем прийти к более совершенному определению. Пока же можно лишь отметить тот факт, что отдельный закон о корпорации еще не появился на российском правовом поле. В настоящий момент законодатель отдельными специальными законами регулирует правовое положение исключительно государственных корпораций, в которых слово "корпорация" используется лишь в качестве составной части фирменного именования . Многолетнее отсутствие в России четкого словоупотребления понятия корпорациями привело к тому, что на практике корпорацией стали называть почти все российские организации, в том числе унитарные предприятия и (их) объединения. Корпорация стала не столько правовым, сколько социально-экономическим явлением. Возможно, по этой и по другим причинам в России до сих пор существуют государственные корпорации, образования, чуждые корпоративной природе.
2. Необходимо отметить, что, несмотря на достаточно высокий регулятивный потенциал корпоративных правовых норм как источников современного корпоративного права, теоретико-методологическая основа локального правотворчества в отечественной науке корпоративного права все еще остается недостаточно разработанной. Нуждаются в дальнейшем теоретическом осмыслении вопросы классификации корпоративных правовых актов, особенности юридико-технических приемов их подготовки, принятия, систематизации и мониторинга, обеспечения правоприменительной эффективности и др. В частности, представляется необходимым провести дальнейшую унификацию терминологии:
- уточнить термин "корпоративный акт" в контексте его соотношения с
термином "локальный нормативный акт";
- закрепить легальное определение термина "корпоративный акт";
- отграничить корпоративные нормативные акты от иных внутренних актов корпорации;
- ввести общий перечень корпоративных актов, обязательных к принятию корпоративными организациями.
3. Повышение роли договорного регулирования создания и деятельности корпораций на основе корпоративного договора характеризует особенности создания корпораций.
4. Правовое регулирование реорганизации корпораций претерпело изменения, прежде всего, в отношении санкционирования возможности смешанной реорганизации, в том числе двух юридических с различной организационно-правовой формой, что очевидно продиктовано потребностями практики.
5. В целях защиты участника (учредителя) корпорации от злоупотреблений иных участников (учредителей), существенно затрудняющих его деятельность, закон предусмотрел дополнительные основания принудительной ликвидации корпорации. В данном случае ликвидация корпорации выступает в качестве способа разрешения корпоративного конфликта.
6. Требуется уточнение признаков некоммерческих юридических лиц; закрепление более четких критериев их гражданской правоспособности; усовершенствование и расширение на уровне ГК РФ регулирования статуса некоммерческих корпораций отдельных форм. При этом многообразие некоммерческих организаций, имеющих специфику в целях и путях их достижения, функциях и внутреннем устройстве, вызывает необходимость использования дифференцированных подходов к регулированию их гражданской правосубъектности.
7. Отношения, возникающие в некоммерческих организациях и именуемые в ГК РФ корпоративными, неоднородны. В связи с этим закрепление единых прав и обязанностей для участников любой корпорации, независимо от целей ее создания и деятельности, вероятно, не совсем оправданно. Представляется, что в современных условиях для формирования эффективных норм целесообразно на законодательном уровне более детально разграничить отношения, существующие в рамках организаций, основанных на началах членства (участия), обозначив специфику тех, которые формируются в некоммерческих корпорациях. Для достижения поставленной цели необходимо дальнейшее изучение, анализ и выявление особенностей отношений, возникающих при создании и в процессе деятельности юридических лиц.
Структуру настоящего исследования составляют введение, три главы основной части, включающие в себя шесть параграфов, заключение и список использованной литературы.
Понятие корпорации нашло отражение в ГК РФ лишь в последние годы. При этом законодатель подошел к определению понятия достаточно широко, отнеся к корпорациям коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм. При этом такие нормативно определенные признаки корпораций как участие (членство) в них их учредителей (участников) и формирование ими высшего органа юридического лица подвергаются критике в науке, поскольку эти признаки по существу не позволяют полностью отграничить корпорации от унитарных юридических лиц. Эта проблема прослеживается также в доктринальных определениях понятия корпорации. В связи с этим представляется необходимым проведение дальнейших исследований на основе правоприменительной практики в целях совершенствования законодательства по этому вопросу.
Предусмотренный ГК РФ перечень отдельных видов корпораций включил в себя достаточно широкий спектр разных организационно-правовых форм. Отнесение к корпорациям таких юридических лиц как крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, реестровые казачьи общества, общины коренных малочисленных народов, товарищества собственников недвижимости вызывает вопросы, поскольку не ясна практическая необходимость. Кроме того, данный подход законодателя в определенной мере стирает границу между корпорациями и иными юридическими лицами. В связи с этим необходимо с учетом результатов правоприменительной практики оценить необходимость и обоснованность в выделении каждого отдельного вида корпорации.
Повышение роли договорного регулирования создания и деятельности корпораций на основе корпоративного договора характеризует особенности создания корпораций. Договор о создании корпорации как разновидность корпоративного договора регулирует множество вопросов, связанных с 91
функционированием, структурой органов управления, правами и обязанностями участников (учредителей) корпорации, то есть направлен на оформление и регулирование будущих корпоративных отношений.
Правовое регулирование реорганизации корпораций претерпело изменения, прежде всего, в отношении санкционирования возможности смешанной реорганизации, в том числе двух юридических с различной организационно-правовой формой, что очевидно продиктовано потребностями практики. При этом права кредиторов при реорганизации теперь защищаются рядом организационных и правовых мер.
В целях защиты участника (учредителя) корпорации от злоупотреблений иных участников (учредителей),когда существенно затрудняется его деятельность, закон предусмотрел дополнительные основания принудительной ликвидации корпорации. В данном случае ликвидация корпорации выступает в качестве способа разрешения корпоративного конфликта.
Государственное регулирование образования и деятельности некоммерческих корпораций (нормативное, индивидуальное) ни в коей мере не должно рассматриваться как примат государства над институтами гражданского общества. Такое регулирование — это, прежде всего, гарантия конституционного статуса некоммерческих корпораций, реализуемых в их деятельности конституционных прав и свобод.
Отмеченное указывает на необходимость проведения следующего этапа реформы законодательства о юридических лицах, в ходе которого некоммерческим организациям следует уделить основное внимание. Требуется уточнить признаки некоммерческих юридических лиц; закрепить критерии, позволяющие более четко определять объем и содержание их гражданской правоспособности; пересмотреть существующие подходы к характеру и условиям осуществления деятельности, приносящей некоммерческим организациям доход; усовершенствовать и расширить на уровне ГК РФ регламентацию статуса некоммерческих организаций отдельных форм. При этом многообразие некоммерческих организаций, имеющих специфику в целях и путях их достижения, функциях и внутреннем устройстве, требует применения дифференцированных подходов к регламентации их гражданской правосубъектности.
Предусмотренный ГК РФ перечень отдельных видов корпораций включил в себя достаточно широкий спектр разных организационно-правовых форм. Отнесение к корпорациям таких юридических лиц как крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, реестровые казачьи общества, общины коренных малочисленных народов, товарищества собственников недвижимости вызывает вопросы, поскольку не ясна практическая необходимость. Кроме того, данный подход законодателя в определенной мере стирает границу между корпорациями и иными юридическими лицами. В связи с этим необходимо с учетом результатов правоприменительной практики оценить необходимость и обоснованность в выделении каждого отдельного вида корпорации.
Повышение роли договорного регулирования создания и деятельности корпораций на основе корпоративного договора характеризует особенности создания корпораций. Договор о создании корпорации как разновидность корпоративного договора регулирует множество вопросов, связанных с 91
функционированием, структурой органов управления, правами и обязанностями участников (учредителей) корпорации, то есть направлен на оформление и регулирование будущих корпоративных отношений.
Правовое регулирование реорганизации корпораций претерпело изменения, прежде всего, в отношении санкционирования возможности смешанной реорганизации, в том числе двух юридических с различной организационно-правовой формой, что очевидно продиктовано потребностями практики. При этом права кредиторов при реорганизации теперь защищаются рядом организационных и правовых мер.
В целях защиты участника (учредителя) корпорации от злоупотреблений иных участников (учредителей),когда существенно затрудняется его деятельность, закон предусмотрел дополнительные основания принудительной ликвидации корпорации. В данном случае ликвидация корпорации выступает в качестве способа разрешения корпоративного конфликта.
Государственное регулирование образования и деятельности некоммерческих корпораций (нормативное, индивидуальное) ни в коей мере не должно рассматриваться как примат государства над институтами гражданского общества. Такое регулирование — это, прежде всего, гарантия конституционного статуса некоммерческих корпораций, реализуемых в их деятельности конституционных прав и свобод.
Отмеченное указывает на необходимость проведения следующего этапа реформы законодательства о юридических лицах, в ходе которого некоммерческим организациям следует уделить основное внимание. Требуется уточнить признаки некоммерческих юридических лиц; закрепить критерии, позволяющие более четко определять объем и содержание их гражданской правоспособности; пересмотреть существующие подходы к характеру и условиям осуществления деятельности, приносящей некоммерческим организациям доход; усовершенствовать и расширить на уровне ГК РФ регламентацию статуса некоммерческих организаций отдельных форм. При этом многообразие некоммерческих организаций, имеющих специфику в целях и путях их достижения, функциях и внутреннем устройстве, требует применения дифференцированных подходов к регламентации их гражданской правосубъектности.
Подобные работы
- ОПЦИОН НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА В ГРАЖДАНСКОМ
ПРАВЕ РОССИИ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2020 - ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ В
ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИИ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Корпоративные отношения в предмете гражданского права
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2022 - Человек как субъект права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Комплексные институты гражданского и образовательного права
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Юридические лица как субъекты гражданского права (Алтайский Институт Экономики (филиал СПбУТУиЭ))
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ФОРМА КОРПОРАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



