Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ
1.1. История развития упражнений, формирующих осанку 6
1.2. Теория и методика определения пропорций тела. Типы осанки 9
1.3. Формирование физиологических изгибов позвоночника 12
Вывод по I главе 14
ГЛАВА II. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Заболевания неправильной осанки. Формирование правильной осанки
школьников 15
2.2. Гигиенические требования к школьной мебели 33
2.3. Средства физической культуры для коррекции осанки 37
Вывод по II главе 40
ГЛАВА III. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. 41
Вывод по III главе 44
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Актуальность исследования заключается в том, что совершенствование физического образования в начальной школе нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика нарушений осанки.
Объектом исследования являются младшие школьники.
Предмет исследования - содержание и технология формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
Под правильной осанкой понимают наилучшее положение частей тела человека (голова, туловище, ноги) для сохранения равновесия и хорошей функциональной деятельности всех органов и систем в различных положениях и движениях, когда он стоит, сидит, ходит.[4.С.15-20].
Правильная осанка оказывает благоприятное воздействие на работу сердечно- сосудистой и дыхательной систем, двигательного аппарата и центральной нервной системы. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможны только при правильной осанке.
Основа тела человека- позвоночник. Он образован 33-34 короткими костями- позвонками, которые расположены друг над другом. Между ними находятся прослойки из упругой хрящевой ткани [1. С. 95-96]. Благодаря этому позвоночник обладает гибкостью. У человека различают 7 шейных (рис1,1), 12 грудных (рис.1,2), поясничных (рис.1,3), сросшихся между собой крестцовых позвонков (рис.1,4), которые образуют одну массивную кость- крестец, и 4-5 копчиковых позвонков(рис1,5)[5.С.120-130]. Сутуловатость, возникающая при искривлении позвоночника в грудной части, приводит к ограничению экскурсии грудной клетки, а следовательно, к ухудшению дыхательной функции лёгких.[4.С.49-62] К дефектам осанки относятся также искривления позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).
Наше тело поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, особенно мышцами шеи, туловища, спины. Эти мышцы важно развивать, чтобы скелет формировался правильно и не искривлялся позвоночник [5.10-25].Исследованиями установлено, что гармоническое развитие мышц всего тела есть предпосылка для формирования правильной осанки.[4.С.5-20] При искривлении позвоночника в поясничной области увеличивается угол наклона таза, укорачиваются мышцы поясницы (квадратная мышца), растягиваются мышцы живота. Слабость мышц живота ведёт к нарушению пищеварения и затруднению кровообращения. При этом может наблюдаться и опущение внутренней брюшной полости. [7. С. 21].
Целью данной работы является всестороннее изучение проблем формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:
- изучить различные типы осанки, её изменения;
- выяснить возможные способы её коррекции;
-изучить способы предупреждения появления и прогрессирования многих заболеваний, связанных с неправильной осанкой.
Познакомимся с основными терминами, встречающимися в данной работе.
СКОЛИОЗ (от греч . skoliosis - искривление)- боковое искривление позвоночника. Причины: рахит, неправильная осанка, повреждение
позвоночника, некоторые заболевания нервной системы. Развивается обычно в детском возрасте. Профилактика: гимнастика, рациональная мебель, подвижные игры.
ЛОРДОЗ (от греч . lordos - выгнутый)- врожденное или приобретенное искривление позвоночника выпуклостью кпереди, часто в сочетании с другими искривлениями.
КИФОЗ (от греч . kyphos - согбенный)- искривление позвоночника (обычно грудного отдела) выпуклостью назад. Возникает при поражении одного или нескольких позвонков (туберкулез, травма). При грубой деформации образуется горб.
ОСАНКА- это рефлекс позы, для образования которого необходима специальная работа, направленная на воспитание умения принимать позу правильной осанки, а также сохранять её длительное время, сидя, стоя и при ходьбе. [5. С. 95-96].
В данной работе были рассмотрены типы осанки, методы её коррекции, заболевания неправильной осанки и способы их лечения. Становым стержнем для нашей плоти, защитной капсулой для нейроструктуры, образующей спинной мозг, и диспетчерской магистралью всех видов энергий, питающих наши клетки и органы, является позвоночник.[8.С.5]Скелетные мышцы, которых более 400 [30.С.384]
составляют активную часть аппарата движения человека. Г иподинамия- бич общества потребителей.[8.С.5] Двигательная активность, правильная осанка, формирование мышечного корсета, здоровый образ жизни позволяют сохранить молодость. Отклонения от нормальной осанки приводят к различным искривлениям. Наиболее распространённым из них является сколиоз - боковое искривление позвоночника I-IV степеней. Чаще всего возникает у детей от 1 до 16 лет. Может образовываться в результате неправильной осанки как из-за больших физических нагрузок, так и из-за редких занятий физкультурой. Одним из признаков начинающегося сколиоза является более высокое стояние одного плеча, смещение верхней половины туловища относительно таза, выступание одного тазобедренного сустава, асимметрия боковых половин туловища. K боковому искривлению добавляется ротация тел позвонков, которая подчеркивается сгибанием, выпячиванием ребер. К методам коррекции неправильной осанки относятся регулярное обследование, раннее выявление нарушений осанки у школьников, лечебные и профилактические мероприятия под наблюдением ортопеда, занятия спортом. При 1 и 2 степени- лечебная гимнастика, массаж, корригирующие позы, плавание. При 2 - 3 степени- оперативное лечение, корригирующие корсеты, санаторно-курортное лечение.
Огромный арсенал средств физической культуры и спорта позволяет человеку не только сохранить правильную осанку с детства, но и исправить её недостатки в солидном возрасте. Здоровый образ жизни предусматривает
необходимый двигательный минимум. Занятия физкультурой должны быть систематическими. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный эффект. Необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, уровень тренированности и рекомендации лечащего врача. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить человека от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Сегодня существует огромное количество методик, позволяющих не только предотвратить нарушение осанки, но и реабилитироваться после заболеваний, вызванных нарушением осанки.
Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, является профилактикой многих болезней.
1. Баранов.В.М. В мире оздоровительной физкультуры.- Киев: Здоров' я,2007. - 130с.
2. Больсевич В. К. Физическая активность человека. - М.: Спорт 2004.
3. Большая медицинская энциклопедия том 23 стр. 386-389
4. Букреев и др. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. - М.: Спорт, 2006.
5. Булгакова .Н.Ж.Плавание: Учебник для ин-тов физ.культ.:
Физкультура и спорт,2009.-320с.
6. Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. Учеб.пособие для ин-тов физической культуры. М.:Физкультура и спорт,2004.-208с.
Васичкин В.И. Справочник по массажу.-Л.:Медицина,2001.-192с.
7. Газета «Здоровый образ жизни» №6, март2005г.стр.21
8. Газета «Семейный лекарь» №19, 12мая 2005 года.стр.5
9. Газета «Знахарь» №24,июнь 2005г.Поль Брэгг:«Стержень здоровья- позвоночник.» стр.4
10. Дембо А.Г.Актуальные проблемы современной спортивной медицины.-М.:Физкультура и спорт,2000.-295с.
11. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 208 с.
12. Журнал “Здоровье” N 8 2006 г.
13. Кардашенко В.Н, Стромская Е.П.Гигиена детей и подростков.- М.:Медицина,2008.-250с.
14. Касьян Н.А. “Боль в спине” М.: Физкультура и спорт, 2001.
15. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. - М.: Высш. школа, 2003.
16. Кузнецов А. К. Физическая культура в жизни общества. - М., 2005.
17. Курпан Ю.И, Таламбум Е.А, Силин Л.Л“Движения против остеохондроза позвоночника” - М: Физкультура и спорт, 2007.
18. Коца.Я.М.Спортивная физиология: Учеб.для ин-тов физ.кутьт.Под ред..-М.:Физкультура и спорт,2006.-240с.
19. Кун Л.Всеобщая история физической культуры и спорта.М.:Радуга.2002-398с.
20. Манака Я, Ургухарт И. Китайский массаж.- Алма-Ата: «Казахстан» ,2000.-63с.
21. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. - М., Прогресс, 2001.
22. Напалков П.Н. Смирнов А.В. Шрайбер М.Г., Хирургические болезни, Медицина 2009 г., стр. 256,257.
23. Петровский Б. В. Популярная медицинская энцикл. -М.: 2001.С.29.
24. Смолевского В.М. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физ. культ. Под ред. -М.: Физкультура и спорт,2007.-336с.
25. Тамаров И.М.Гимнастика для пожилых. Государственное издательство медицинской литературы.М.: МЕДГИЗ.2000.-40с.
26. Украна.М.Л и Шлемина А.М Гимнастика.Учебник для техникумов физ.культ. -М.: Физкультура и спорт,2007.-422с.
27. Хван Ю.Система здоровья Норбекова:ускоренный и расширенный курс. -СПб .:Прайм-Еврознак,2001. - 160с.
28. Хениг Р.М. Женщинам до и после 30.-М.:КРОН-ПРЕСС,2008,-288с.
29. Цузмер А.М, Петришина О.Л. Человек. Анатомия. Физиология. Гигиена.-М.: Просвещение, 2001.-255с.
30. Чоговадзе А.В.,.Бутченко Л.А.Спортивная медицина (Руководство для врачей). -М.:Медицина,2004.-384с.