Обучение иноязычной лексике как фактор формирования коммуникативных навыков на ступени основного общего образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические аспекты обучения иноязычной лексике на ступени основного общего образования.
1.1. Говорение как вид речевой деятельности 6
1.2. Содержание обучения говорению на ступени основного общего
образования 16
1.3. Психологические особенности обучающихся как условие организации процесса обучения говорению 26
Выводы по 1 главе 35
Глава 2.Обучение лексике как фактор формирования коммуникативных навыков и умений на ступени основного общего образования.
2.1. Принципы отбора лексического минимума на среднем этапе обучения 36
2.2. Работа над пассивным и активным словарем на среднем ступени обучения 44
2.3. Экспериментальное обучение 50
2.4. Методические рекомендации 60
Выводы по 2 главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Глава 1.Теоретические аспекты обучения иноязычной лексике на ступени основного общего образования.
1.1. Говорение как вид речевой деятельности 6
1.2. Содержание обучения говорению на ступени основного общего
образования 16
1.3. Психологические особенности обучающихся как условие организации процесса обучения говорению 26
Выводы по 1 главе 35
Глава 2.Обучение лексике как фактор формирования коммуникативных навыков и умений на ступени основного общего образования.
2.1. Принципы отбора лексического минимума на среднем этапе обучения 36
2.2. Работа над пассивным и активным словарем на среднем ступени обучения 44
2.3. Экспериментальное обучение 50
2.4. Методические рекомендации 60
Выводы по 2 главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Актуальность исследования. Развитие общества в XXI веке диктует гражданам о необходимости знания иностранных языков, в первую очередь, для межличностного общения. Суть стратегической цели обучения заключается в формировании в процессе обучения языку вторичной языковой личности, т.е. такого уровня владения языком, который присущ носителю языка (языковой личности).
Современная методика обучения иностранным языкам основана на многих принципах, ведущим из которых является принцип
коммуникативности.Следование принципу коммуникативности предполагает такую направленность занятий, при которой цель обучения (овладение языком как средством общения) и средство достижения цели (речевая деятельность) выступают в тесном взаимодействии. Согласно этому принципу, обучение организуется в естественных для общения ситуациях или максимально к ним приближенных.
Принцип коммуникативности предусматривает организацию активной творческой деятельности обучающихся, а именно, постоянное обращение к языку как средству общения, широкое использование коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям, отражающим интересы обучающихся, и творческим видам заданий, представлению речевого материала на основе речевых интенций, параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи.
Объект исследования - содержание обучения иноязычной лексике на занятиях по арабскому языку на среднем ступени обучения в средней общеобразовательной школе
Предмет исследования - формирование коммуникативных навыков говорению на занятиях по арабскому языку на среднем ступени обучения в средней общеобразовательной школе.
Теоретическая значимость исследования обусловлена использованием новых подходов и методик в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающийся как определенный уровень развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно - познавательной компетенций, позволяющих обучающимся целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости от функционального фактора иноязычного общения.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём изучены особенности новой системы подходов изучения иноязычного языка (далее ИЯ); определены приёмы, с помощью которых появляется возможность проникновения в личное пространство учащихся с целью формирования самостоятельности и творчества в процессе обучения
Цель исследования - экспериментальное обоснование эффективности использования коммуникативного метода при обучении иноязычной лексики обучающихся на ступени основного общего образования.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические аспекты обучения иноязычной лексике на среднем ступени обучения в средней общеобразовательной школе.
2. Рассмотреть говорение как вид речевой деятельности.
3. Изучить психологические особенности обучающихся на среднем ступени обучения.
4. Провести экспериментальное обучение в 5 классе в средней общеобразовательной школе.
5. Разработать методические рекомендации по использованию коммуникативных методик при обучении лексике на среднем ступени обучения в средней общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования. Эффективное осуществление иноязычного образования в средней общеобразовательной школе возможно:
-при правильном подборе лексики учащимся;
-при разработке упражнений, способствующих формированию коммуникативных навыков у учащихся средней общеобразовательной школы;
-при использовании коммуникативных методик.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по созданию и применению обучения говорению на занятиях по арабскому языку на ступени основного общего образования и способов его совершенствования в условиях реализации новых образовательных стандартов
Теоретико-методологические основания и методы исследования.
Большое количество научных исследований последних лет посвящено общим и конкретным проблемам обучения ИЯ в школе (И. Л. Бим, Е. И. Негневицкая, Е. А. Ленская, Н. Д. Гальскова, 3. Н. Никитенко, Э. И. Соловцова, В. Н. Симкин, Т. Г. Гончарова и др.). Обогащение научно-методического опыта по языковому образованию, произошло также благодаря работам, не только исследующим проблемы общего характера, но и одну конкретную проблему, связанную с обучением арабскому языку (А.Р Фаттахова, А.М. Саттаров, В.Н. Хисамова, Т.А. Шайхуллин, Э.Ш.Зиганшин, А.Н. Зиляева и др.). В процессе работы были использованы методы анализа, поисковый метод, метод эксперимента и наблюдения.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Современная методика обучения иностранным языкам основана на многих принципах, ведущим из которых является принцип
коммуникативности.Следование принципу коммуникативности предполагает такую направленность занятий, при которой цель обучения (овладение языком как средством общения) и средство достижения цели (речевая деятельность) выступают в тесном взаимодействии. Согласно этому принципу, обучение организуется в естественных для общения ситуациях или максимально к ним приближенных.
Принцип коммуникативности предусматривает организацию активной творческой деятельности обучающихся, а именно, постоянное обращение к языку как средству общения, широкое использование коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям, отражающим интересы обучающихся, и творческим видам заданий, представлению речевого материала на основе речевых интенций, параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи.
Объект исследования - содержание обучения иноязычной лексике на занятиях по арабскому языку на среднем ступени обучения в средней общеобразовательной школе
Предмет исследования - формирование коммуникативных навыков говорению на занятиях по арабскому языку на среднем ступени обучения в средней общеобразовательной школе.
Теоретическая значимость исследования обусловлена использованием новых подходов и методик в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающийся как определенный уровень развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно - познавательной компетенций, позволяющих обучающимся целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости от функционального фактора иноязычного общения.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём изучены особенности новой системы подходов изучения иноязычного языка (далее ИЯ); определены приёмы, с помощью которых появляется возможность проникновения в личное пространство учащихся с целью формирования самостоятельности и творчества в процессе обучения
Цель исследования - экспериментальное обоснование эффективности использования коммуникативного метода при обучении иноязычной лексики обучающихся на ступени основного общего образования.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические аспекты обучения иноязычной лексике на среднем ступени обучения в средней общеобразовательной школе.
2. Рассмотреть говорение как вид речевой деятельности.
3. Изучить психологические особенности обучающихся на среднем ступени обучения.
4. Провести экспериментальное обучение в 5 классе в средней общеобразовательной школе.
5. Разработать методические рекомендации по использованию коммуникативных методик при обучении лексике на среднем ступени обучения в средней общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования. Эффективное осуществление иноязычного образования в средней общеобразовательной школе возможно:
-при правильном подборе лексики учащимся;
-при разработке упражнений, способствующих формированию коммуникативных навыков у учащихся средней общеобразовательной школы;
-при использовании коммуникативных методик.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по созданию и применению обучения говорению на занятиях по арабскому языку на ступени основного общего образования и способов его совершенствования в условиях реализации новых образовательных стандартов
Теоретико-методологические основания и методы исследования.
Большое количество научных исследований последних лет посвящено общим и конкретным проблемам обучения ИЯ в школе (И. Л. Бим, Е. И. Негневицкая, Е. А. Ленская, Н. Д. Гальскова, 3. Н. Никитенко, Э. И. Соловцова, В. Н. Симкин, Т. Г. Гончарова и др.). Обогащение научно-методического опыта по языковому образованию, произошло также благодаря работам, не только исследующим проблемы общего характера, но и одну конкретную проблему, связанную с обучением арабскому языку (А.Р Фаттахова, А.М. Саттаров, В.Н. Хисамова, Т.А. Шайхуллин, Э.Ш.Зиганшин, А.Н. Зиляева и др.). В процессе работы были использованы методы анализа, поисковый метод, метод эксперимента и наблюдения.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Изучив теоретические аспекты заданной темы, и проведя практический анализ, я пришла к следующим выводам.
Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам продолжает оставаться одной из самых актуальных. Немаловажное значение имеет взаимосвязь содержания обучения с социальным заказом общества. С его развитием, а также в связи с историческими преобразованиями в мире меняются и цели, и содержание обучения в целом.
В зависимости от потребностей общества статус предмета арабского языка меняется от понимания его как «буржуазного предрассудка» в послереволюционной России до признания его роли как посредника в сотрудничестве и общении разных народов и культур. В связи с изменением потребностей в специалистах по иностранным языкам, в содержании обучения говорению акцент перемещался с овладения языковыми аспектами на основе грамматико-переводных методов на овладение речью, формирование коммуникативной компетенции учащихся.
В настоящее время растёт роль арабского языка как школьного предмета в обучении не только самому языку, но также иноязычной культуре носителей этого языка.
Современные отечественные и зарубежные исследователи рассматривают содержание обучения как постоянно развивающуюся категорию, в которой отражаются предметный и процессуальный аспекты. Первый аспект, как правило, соотносится с разнообразными знаниями, вовлекаемыми в процесс обучения говорению. Второй аспект - это собственно навыки и умения использовать приобретаемые знания с целью осуществления устной или письменной коммуникации. Данные компоненты (знания, навыки и умения) наиболее часто встречаются у разных авторов. В то же время в теории обучения иностранным языкам до настоящего времени нет единой точки зрения на проблему компонентного состава содержания обучения иностранным языкам.
В методике обучения иностранным языкам нет единого подхода к выделению компонентов содержания обучения говорению. Это можно объяснить спецификой арабского языка как учебного предмета, который долгое время не находил себе места в общей системе содержания образования и рассматривался в дидактике в основном в связи с предметами, изучающими основы наук.
Языковой материал, однако, не исчерпывает содержания обучения, так как его усвоение - это лишь база для развития умений и навыков говорения и чтения, формирующихся не только на основе различного языкового материала, но и на основе связного целого, которое выступает в виде звучащих текстов или текстов в графическом оформлении. Отсюда следует правомерное включение текстов и тематики в содержание обучения говорению.
Это доказывает и наше исследование, проведенное в шестом классе. Как показывает анализ, у учащихся экспериментальной группы при использовании аудиоматериалов успеваемость повысилась. Оценивание проходило по нескольким критериям, а именно: логичность высказывания, беглость речи, смысловая связь, развитие темы, грамматическая правильность, правильное произношение. Положительная динамика наблюдается по всем показателям.
Учащиеся стали увереннее чувствовать себя на уроке арабского языка, стали активнее работать, высказывать свои мысли, грамотнее говорить, развивать тему и так далее. Подводя итог изложенного, можно с уверенностью сказать, что, применение аудиоматериалов раскрывает широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делает учебный процесс овладения арабским языком привлекательным для учащихся на всех этапах обучения.
При этом следует отметить, что эффективность использования аудиоматериала при формировании иноязычного общения зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура аудиозанятия, как согласованы учебные возможности аудиоматериала с задачами обучения.
Так же можно отметить, что аудиоматериалы соответствовали уровню развития учащихся и всегда сопровождались выполнением различных заданий и упражнений. Аудиоматериалы на уроках арабского языка способствовали улучшению усвоения знаний, помогли восполнить отсутствие иноязычной среды. Кроме всего этого, учащиеся начали приходить на уроки арабского языка с желанием работать, получать положительные оценки и приобретать новые знания.
После введения в учебный процесс уроков, построенных на использовании аудиоматериалов и выявления психолого-педагогических аспектов учащихся пятого класса, можно сделать вывод, что данная методика достаточно эффективна для учащихся среднего звена.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что на занятиях по арабскому языку необходимо применение аудиоматериалов с целью повышения эффективности иноязычного общения, расширения словарного запаса и развития внимания учащихся. Также важно отметить, что в настоящее время существует огромное количество возможностей и средств обучения, которыми современные учителя должны непременно пользоваться и делать свои уроки более интересными и продуктивными.
Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам продолжает оставаться одной из самых актуальных. Немаловажное значение имеет взаимосвязь содержания обучения с социальным заказом общества. С его развитием, а также в связи с историческими преобразованиями в мире меняются и цели, и содержание обучения в целом.
В зависимости от потребностей общества статус предмета арабского языка меняется от понимания его как «буржуазного предрассудка» в послереволюционной России до признания его роли как посредника в сотрудничестве и общении разных народов и культур. В связи с изменением потребностей в специалистах по иностранным языкам, в содержании обучения говорению акцент перемещался с овладения языковыми аспектами на основе грамматико-переводных методов на овладение речью, формирование коммуникативной компетенции учащихся.
В настоящее время растёт роль арабского языка как школьного предмета в обучении не только самому языку, но также иноязычной культуре носителей этого языка.
Современные отечественные и зарубежные исследователи рассматривают содержание обучения как постоянно развивающуюся категорию, в которой отражаются предметный и процессуальный аспекты. Первый аспект, как правило, соотносится с разнообразными знаниями, вовлекаемыми в процесс обучения говорению. Второй аспект - это собственно навыки и умения использовать приобретаемые знания с целью осуществления устной или письменной коммуникации. Данные компоненты (знания, навыки и умения) наиболее часто встречаются у разных авторов. В то же время в теории обучения иностранным языкам до настоящего времени нет единой точки зрения на проблему компонентного состава содержания обучения иностранным языкам.
В методике обучения иностранным языкам нет единого подхода к выделению компонентов содержания обучения говорению. Это можно объяснить спецификой арабского языка как учебного предмета, который долгое время не находил себе места в общей системе содержания образования и рассматривался в дидактике в основном в связи с предметами, изучающими основы наук.
Языковой материал, однако, не исчерпывает содержания обучения, так как его усвоение - это лишь база для развития умений и навыков говорения и чтения, формирующихся не только на основе различного языкового материала, но и на основе связного целого, которое выступает в виде звучащих текстов или текстов в графическом оформлении. Отсюда следует правомерное включение текстов и тематики в содержание обучения говорению.
Это доказывает и наше исследование, проведенное в шестом классе. Как показывает анализ, у учащихся экспериментальной группы при использовании аудиоматериалов успеваемость повысилась. Оценивание проходило по нескольким критериям, а именно: логичность высказывания, беглость речи, смысловая связь, развитие темы, грамматическая правильность, правильное произношение. Положительная динамика наблюдается по всем показателям.
Учащиеся стали увереннее чувствовать себя на уроке арабского языка, стали активнее работать, высказывать свои мысли, грамотнее говорить, развивать тему и так далее. Подводя итог изложенного, можно с уверенностью сказать, что, применение аудиоматериалов раскрывает широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делает учебный процесс овладения арабским языком привлекательным для учащихся на всех этапах обучения.
При этом следует отметить, что эффективность использования аудиоматериала при формировании иноязычного общения зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура аудиозанятия, как согласованы учебные возможности аудиоматериала с задачами обучения.
Так же можно отметить, что аудиоматериалы соответствовали уровню развития учащихся и всегда сопровождались выполнением различных заданий и упражнений. Аудиоматериалы на уроках арабского языка способствовали улучшению усвоения знаний, помогли восполнить отсутствие иноязычной среды. Кроме всего этого, учащиеся начали приходить на уроки арабского языка с желанием работать, получать положительные оценки и приобретать новые знания.
После введения в учебный процесс уроков, построенных на использовании аудиоматериалов и выявления психолого-педагогических аспектов учащихся пятого класса, можно сделать вывод, что данная методика достаточно эффективна для учащихся среднего звена.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что на занятиях по арабскому языку необходимо применение аудиоматериалов с целью повышения эффективности иноязычного общения, расширения словарного запаса и развития внимания учащихся. Также важно отметить, что в настоящее время существует огромное количество возможностей и средств обучения, которыми современные учителя должны непременно пользоваться и делать свои уроки более интересными и продуктивными.
Подобные работы
- Формирование лингвокультурологической компетенции посредством метода перевода на ступени среднего общего образования (па материале романа Нила Генмана “Американские боги”)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ В КОММУНИКАТИВНОМ АСПЕКТЕ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЕННОГО И
ПОЭТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ
СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - Роль языка СМИ как фактор расширения словарного запаса старшей
ступени обучения
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В
СИСТЕМЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЕ РЕАЛИИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ МАТЕРИАЛОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (8 КЛАСС)
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Использование текстовых ресурсов англоязычных веб-сайтов как средства формирования навыков чтения во внеурочной деятельности по английскому языку в морском кадетском корпусе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Формирование лексических навыков на уроках английского языка через создание единого образовательного пространства урочной и внеурочной
деятельности
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Формирование лексических навыков в немецком языке учащихся
основной школы с использованием Google-инструментов
Дипломные работы, ВКР, лексикология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



