Введение 4
Глава 1. Теоретико-правовые основы культурно-гуманитарного сотрудничества в современных международных отношениях 13
1.1. Понятие гуманитарного сотрудничества как механизма
мягкой силы в международных отношениях 13
1.2. Культурная дипломатия как инструмент продвижения
национальных интересов государства во внешней политике 21
1.3. Роль науки и образования как механизмов реализации
политики мягкой силы 27
Глава 2. Нормативно-правовая и институциональная основа культурного сотрудничества в области науки и образования КНР и РФ 32
2.1. Нормативно-правовая база культурного сотрудничества КНР
и РФ в области науки и образования 32
2.2. Институты научно-образовательного сотрудничества РФ и
КНР на базе государственных и неправительственных организаций 40
2.3. Региональные институты сотрудничества КНР и РФ в
области науки и образования 49
Глава 3. Анализ механизмов культурного сотрудничества в научно-образовательной сфере
3.1. Оценка эффективности научно-образовательных процессов в
осуществлении культурной дипломатии между РФ и КНР 61
3.2. Проблемы научно-образовательного сотрудничества России и Китая 70
3.3. Перспективы научно-образовательного сотрудничества КНР и РФ 78
Заключение
Список использованных источников и литературы 87
Приложения
В связи с ускоренными процессами глобализации, международным разделением труда, процессами интеграции, в современных международных отношениях, происходит усиление межгосударственного взаимодействия стран во всех сферах жизнедеятельности общества. В решении конфликтов и спорных вопросов между странами нельзя недооценивать значение так называемой «мягкой силы». Главными измерениями «мягкой силы», которые оказывают огромное влияние на выстраивание дружественных отношений между государствами, является развитие гуманитарных контактов в таких областях, как культура, здравоохранение, спорт, образование и другое. Культурной дипломатия представляет собой важнейшую область гуманитарного сотрудничества. Являясь инструментом «мягкой силы», она играет большую роль в реализации политики страны, в создании благоприятного образа, имиджа государства. Культурная дипломатия является незаменимым механизмом сглаживания и нивелирования противоречий между странами, одним из путей к установлению взаимопонимания и дружбы между народами, укреплению всестороннего сотрудничества, строительству мира, основанном на толерантности и уважении.
В настоящий момент, в связи с переориентацией внешней политики Российской Федерации после событий 2014 года на восток, большую значимость для России приобретает Азиатско- Тихоокеанский Регион, в частности Китай - наиболее мощная держава региона по темпам развития, имеющая большой потенциал экономического роста и развития образовательной и научно-технологической сферы. Несмотря на территориальную близость стран, их сотрудничество доселе не было отчетливым и, как правило, ограничивалось сотрудничеством пограничных регионов. По этой причине, чтобы расширить и закрепить сотрудничество двух совершенно разных по множеству характеристик государств, необходимо найти наибольшее число точек соприкосновения. Одной из таких точек в настоящее время становится именно развитие гуманитарных институтов взаимодействия, среди которых важнейшую роль играет образование и наука. В связи с тем, что образование и знание само по себе занимает ведущую роль в современном мире, процесс интернационализации научно-образовательного пространства между КНР и РФ имеет огромное значение. Развитие совместных образовательных контактов «отвечает условиями глобализации, которая предполагает наличие обмена образовательными и технологическими ценностями» в контексте применения инструментов «мягкой силы». Именно поэтому феномен сотрудничества России и Китая в сфере науки и образования является важнейшим элементом изучения культурно-гуманитарного взаимодействия двух стран.
Несмотря на большие успехи стран в процессах экспорта образования и интернационализации образовательного пространства, как у Российской Федерации, так и у Китайской Народной Республики существуют определенные проблемы, которые мешают занимать равные позиции с главными экспортерами образовательных услуг, а именно с США (40 % студентов - иностранцы), Великобританией (15%), Германией (10%)х.
В целом, данное исследование позволит выделить основные векторы развития культурно-гуманитарного сотрудничества в области образования между Российской Федерацией в постсоветский период, выявить основные проблемы реализации диалога стран в области науки и образования, а также оценить эффективность, роль и дальнейшие перспективы взаимодействия стран в области образования.
Объектом исследования являются двусторонние отношения Китая и России
Предметом исследования является образование как механизм культурно-гуманитарного сотрудничества между КНР и РФ Целью работы является выявить основные направления, проблемы и перспективы культурно-гуманитарного сотрудничества в сфере науки и образования в двустороннем взаимодействии Китайской Народной Республики и Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие гуманитарного сотрудничества, проанализировать основные принципы,
1Зорников И.Н. // Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика/ Воронежский государственный университет // Вестник ВГУ «Проблемы высшего образования» С. 59-65 // Электронный ресурс Интернет:
http://www.russia.edu.ru/files/material-static/1057/Zornikov.pdf(Дата обращения: 22.04.2018)
2. Определить понятие культурной дипломатии, ее цели и стратегии, обозначить значимость инструментов культурной дипломатии
3. Выявить роль научно-образовательных межгосударственных контактов в реализации политики мягкой силы
4. Исследовать нормативно-правовую базу культурного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере науки и образования
5. Рассмотреть институциональную базу научно-образовательных контактов РФ и КНР на государственном уровне
6. Исследовать научно-образовательную базу КНР и РФ на региональном уровне
7. Дать оценку эффективности научно-образовательного сотрудничества
8. Определить основные проблемы осуществления гуманитарного взаимодействия в области науки и образования между Россией и Китаем
9. Выделить основные пути решения проблем и оценить перспективы развития межгосударственных научно-образовательных процессов
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 года, что обусловлено распадом Советского Союза и заключением соглашений в области культурно-гуманитарного сотрудничества, которые послужили в дальнейшем базой для реализации взаимодействия в направлении совместного развития научно-образовательного сектора между странами. Верхней хронологической рамкой исследования является 2018 год.
Теоретическо-методологическая база исследования. Теоретической базой нашего исследования послужили работы в области культурной дипломатии Дж. Ная и Е.Шмагина, разработка подходов к изучению данного явления международных отношений, изучение термина «культурная дипломатия» и создание теорий культурной дипломатии.
Методологической базой исследования послужили общенаучные теоретические и эмпирические методы. Для достижения более глубокого изучения роли образования в межгосударственных отношениях РФ и КНР, использовались как общие, как и специальные методы исследования. Применяемый метод терминологического анализа позволил более детально понять истоки происхождения концепции «мягкой силы», и изучить актуальность культурно-гуманитарного сотрудничества в современных международных отношениях. При помощи анализа и описания определены основные направления и тенденции развития образовательных процессов в контексте реализации политики «мягкой силы». Используемые в работе принципы историзма и синтеза информации позволили представить общий анализ культурной дипломатии и гуманитарного сотрудничества между странами и дать краткий анализ развития научно-образовательного потенциала в исторической ретроспективе. Методы сравнительного анализа и объективности позволил рассмотреть тему объект и предмет исследования с учетом выявления как всех положительных, так и отрицательных положений реализации межгосударственных контактов в научно-образовательной сфере. Принципы систематизации и научности позволили добиться объективного анализа ситуации области образовательного взаимодействия между двумя странами, не противоречащего действительности, и сделать выводы исходя из реальных достоверных фактов.
Эмпирическую базу исследования в первую очередь составили официальные документы, соглашения и договоры, заключенные между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в сфере культурного, гуманитарного сотрудничества, а также в иных областях межгосударственного взаимодействия: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничества от 18.12.1992 , Соглашение между правительством российской федерации и правительством китайской народной республики о взаимном учреждении культурных центров , и другие.
Другим источником послужили международные документы, заключенные на базе региональных организаций, прежде всего ШОС и БРИКС. Среди них Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве с области образования от 15.06.2006 года, а также декларации, принятые по итогам саммитов БРИКС, и другие.
Большое внимание было уделено изучению внутригосударственных правовых источников, к примеру, концепции Российской Федерации в области реализации культурного сотрудничества «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества», а также анализу основных положений концепции внешней политики Китайской Народной Республики в области гуманитарного и культурного сотрудничества.
Мероприятия, организованные при тесном сотрудничестве Китая и России в области науки и образования и приобретающие большую популярность и значимость в мировом сообществе, получают широкое освещение в прессе. С точки зрения изучения динамики развития диалога между странами особо интересна работа Арефьева и Шереги «Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник .» и таких центров, как Россотрудничество и Институт Конфуция.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Прежде всего стоит отметить, что в сфере проблематики научного исследования существует большое количество различных научных работ, в которых приводятся теоретические обоснования, актуальность и детальное раскрытие терминов «гуманитарное сотрудничество», «мягкая сила», «публичная дипломатия». Однако, важно отметить, что научная база, в которой описываются и анализируются важность и теоретико-эмпирические вопросы научно-образовательных контактов государств в контексте мягкой силы не характеризуется разнообразностью и глубоким изучением. Тема развития образовательных процессов, в частности между КНР и РФ, представляет особый интерес в мире науки в настоящее время, в связи с чем ежегодно публикуются статьи, монографии, диссертации и книги на данную тему.
В первую очередь, стоит отметить работы, которые послужили основой исследования. К таким относятся работы российских китаеведов (Панова А.С., Пивоварова Э.П. ) и зарубежных ученых, исследования членов Института Востоковедения РАН, Института Дальнего Востока, занимающихся проблемой двусторонних российско-китайских отношений и перспектив их развития.
В связи с актуальностью исследования культурной дипломатии и гуманитарного сотрудничества после Второй Мировой Войны, разработке термина, постановке целей и задач культурной дипломатии большое внимание уделили российские ученые Филимонов, а также А.Д.Воскресенский, работавший в Департаменте по культурным связям и делам ЮНЕСКО МИД РФ. Кроме того, изучение культурной дипломатии актуально и за рубежом, что выражается в первую очередь в научных трудах американских ученых Джозефа Ная и Мильтона Каммингса, который представляет культурную дипломатию как «обмен идеями, информацией, ценностями, традициями, верованиями и другими аспектами культуры, которые могут способствовать улучшению взаимопонимания». Отдельный вклад в изучение культурной дипломатии Китая принадлежит американскому дипломату Генри Киссинджеру, который определил стратегии реализации дипломатии Китая, в том числе и культурно-гуманитарного аспекта. Стоит также отметить, что большой вклад в определение значимости гуманитарных контактов в реализации политики государства на международной арене внесли такие российские исследователи, как Л.Е. Востряков, Ю.М.Галенович, В.Г.Буров и Бодрова О.И.
Кроме того, активное изучение вопроса российско-китайского двустороннего сотрудничество проводится и с китайской стороны. Стоит отметить работы Фэн Юйцзюня, который определил цели и методы реализации публичной дипломатии. Пин Мин проводит анализ культурных отношений через призму истории, Чжоу Цзяньин определяет перспективные области российско- китайских отношений.
Научная новизна
Научная новизна данной работы заключается в рассмотрении китайско-российских отношений через призму культурно-гуманитарного сотрудничества а также тщательного анализа образования как важнейшей области в реализации политики «мягкой силы» в двусторонних отношениях России и Китая и его влияния на другие аспекты сотрудничества стран. Кроме того, в работе большое внимание уделено анализу развития научно-образовательного потенциала между субъектами Российской Федерации, входящими в состав Приволжского Федерального Округа и провинциями Китайской Народной Республики.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что посредством синтеза и глубокого анализа информации в области двустороннего сотрудничества РФ и КНР, данная работа определяет значимость культурной дипломатии в современных международных отношениях в целом. Кроме того, посредством логического обоснования и доступного изложения материала, работа может быть использована в качестве учебного материала для студентов, изучающих зарубежное регионоведение, в частности Китай. Говоря о практической значимости исследования, важно отметить, что его результаты позволят определить основные тенденции развития научно-образовательных контактов между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а также выявить основные проблемы развития отношений в данной области. Кроме того, работа даст возможность для разработки эффективной стратегии развития двусторонних партнерских отношений Китая и России не только в сфере образования и науки, но и в экономической, военно-политической и иных областях. При помощи анализа основных областей и тенденций развития образовательных процессов между странами, исследование предлагает методы, в помощью которых возможно будет нивелировать возникающие противоречия и неэффективность в отдельных сферах научно-образовательного сотрудничества КНР и РФ, что может учитываться министерствами, в чьи компетенции входит разработка программ и механизмов образовательных контактов между странами. Более того, данная работа, в которой отдельное внимание уделяется анализу реализации образовательного взаимодействия между субъектами Приволжского Федерального Округа и провинциями Китайской Народной Республики, может быть использована Представительством Министерства Иностранных Дел РФ в Нижнем Новгороде для выявления сильных и слабых сторон в реализации образовательных сотрудничества с провинциями Китая, а также разработки более эффективной стратегии осуществления диалога культурно-гуманитарного сотрудничества между регионами.
Апробация исследования. Исследования, представленные в дипломной работе были апробированы в нескольких научных конференциях и конкурсах: ежегодной студенческой конференции с выступлением на тему «Образование как механизм гуманитарного сотрудничества между Россией и Китаем» (III место); международной научно-практической конференции International Conference on Technology and Society (USA, Houston) 31.01.2018 со статьей «Культурная дипломатия как механизм двустороннего сотрудничества Китайской Народной Республики и Российской Федерации», участие в «Конкурсе НИР» - III Всероссийский молодежный научный форум "Наука будущего - наука молодых".
Структура работы. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы и приложения.
Во введении определены предмет и объект исследования, его цель и задачи, охарактеризованы методологические основы, сформулированы научная новизна и практическая значимость работы.
В первом разделе «Теоретико-правовые основы культурно-гуманитарного сотрудничества в современных международных отношениях» определено понятие гуманитарного сотрудничества, основные направления и виды; дано определение целей, задач и основных принципов, на которых базируется политика культурной дипломатии стран; а также выявлена роль науки и образования в контексте реализации политики мягкой силы.
Во втором разделе «Нормативно-правовая и институциональная основа культурного сотрудничества в области науки и образования КНР и РФ» определена международно-правовая база сотрудничества стран в области образования и науки; определены основные правительственные и неправительственные институты, осуществляющие научно-образовательное сотрудничество между КНР и РФ как на межгосударственном, так и на региональном уровнях
В третьем разделе «Анализ механизмов культурного сотрудничества в научно-образовательной сфере» выявлены основные аспекты реализации культурного сотрудничества в области образования и науки, дана оценка эффективности научно-образовательного диалога между странами; обозначены основные проблемы и перспективы в осуществлении образовательного сотрудничества РФ и КНР;
В заключении сделаны общие итоги, сформулированы основные выводы работы, определены перспективы дальнейшей разработки исследуемой проблемы.
В соответствии с поставленными задачами были сделаны следующие выводы:
1. Культурная дипломатия представляет собой важное направление сотрудничества государств на международной арене и является также одним из основных звеньев, формирующих репутацию страны в мировом масштабе наряду с политическим весом и экономической мощью государства. Продвижение своих особенностей культуры и ценностей в зарубежных странах, достижений в области науки, культуры и образования является одной из наиболее приоритетных задач, которая стоит перед правительствами как крупных, так и малых государств. Культурная дипломатия может внести существенный вклад в обеспечение национальных интересов каждого государства и повысить эффективность его внешней политики, а также создать благоприятную обстановку для проведения переговоров, налаживания диалога и достижения взаимопонимания. В процессе формирования концепции «мягкой силы», и культурной дипломатии как его важнейшего элемента, государства выработали механизмы культурной дипломатии и формы ее реализации. К таким компонентам относится образование, художественная культура, наука, спорт, туризм и другие направления.
2. В современном мире гуманитарное сотрудничество представляется одним из наиболее значимых направлений развития внешней политики государства в контексте «мягкой силы». Имидж любого государственного актора в международных отношениях определяется не только политическим, военным и экономическим аспектами, но и потенциалом образовательных и научных составляющих, а
также местом механизмов культурной дипломатии в осуществлении межгосударственного взаимодействия.
Интенсивность культурно-гуманитарного сотрудничества способствует формированию прочной базы для дальнейшего сотрудничества государств, способствует реализации важнейших внешнеполитических и внутригосударственных стратегий страны и созданию благоприятного образа страны среди молодого поколения. Кроме того, культурно-гуманитарное сотрудничество представляет собой важнейшую область в целях достижения национальных интересов на международной арене и распространения политического влияния.
3. Роль образовательных контактов представляется как важная сфера гуманитарного сотрудничества между странами. Необходимость модернизации страны, важность совершения экономического рывка, становление знания как наиболее важной единицы для дальнейшего мирового развития в постиндустриальную эпоху обуславливает движение стран в направлении усиления культурно-гуманитарных контактов в области образования, упрочения научной базы, сотрудничество и совместная реализация научно-инновационных проектов.
4. В рамках культурно-гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой было подписано большое количество соглашений, которые были направлены на гармонизацию двусторонних отношений за счет механизмов «мягкой силы»: образования, культуры, науки, информационных технологий, здравоохранения, спорта, туризма и других направлений. Они служат прочной основой для реализации культурно-гуманитарного сотрудничества и представляют собой нормативный фундамент для реализации дальнейших инициатив сотрудничества. В условиях более тесного сотрудничества на международной арене и разворотом российской внешней политики на восток, договорная база между Россией и Китаем ежегодно пополняется и создает все более прочную основу для дальнейшего сотрудничества в образовательной сфере. Большую роль в культурном взаимодействии РФ и КНР играют такие международные организации, как ШОС и БРИКС, на платформе которых предлагаются инициативы по углублению всестороннего сотрудничества в области образования и реализуются новые проекты, направленные на совершенствование экономики государств-участниц ШОС и БРИКС. Инициативы, предлагаемые российской и китайской стороной, а также другими странами, учитывают области необходимого развития и соответствуют интересам КНР и РФ в развитии и усилении образовательных процессов.
5. Китайско-российское сотрудничество в области науки и образования осуществляется по линии государственных и неправительственных организаций, которые способствуют усилению образовательных процессов. Посредством активной работы Министерства Иностранных Дел, Министерства культуры и Министерства Образования и Науки Российской Федерации и Китайской Народной Республики за последние годы удалось достичь огромного прорыва в области реализации образовательных проектов. В странах-партнерах также действуют отделения, например Фонд Русский Мир и его подразделения, Россотрудничество с российской стороны, Китайская Образовательная Ассоциация международного обмена и сеть институтов Конфуция со стороны китайского правительства, которые создают благоприятную почву для развития научно-образовательных контактов.
6. Помимо деятельности федеральных институтов и в цело успехов межгосударственного сотрудничества с сфере науки и образования, в настоящее время большое значение в осуществлении диалога в данных сферах между странами занимает региональное сотрудничество. В первую очередь наблюдается высокая эффективность работы институтов культурной дипломатии городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, что отражается на только в интенсивности и увеличении количества российско-китайских научно-образовательных проектов и форумов, проводимых в данных городах, но и высокой оценки этой работы Генеральным Консульством КНР. Кроме того, наблюдается повышение числа студентов из Китая, выбирающих вузы этих городов для обучения, а также заметен спрос на программы изучения Китая и китайского языка среди российской молодежи. Дальневосточный Федеральный Округ, в связи с приграничным положением с КНР также усиливает связи в области науки и образования. Так, заключенные между субъектами ДВФО и провинциями КНР договоры и планы по развитию приграничных территорий включают в себя укрепление связей по линии науки и образования. Сотрудничество КНР и РФ ведется не только на приграничных территориях и в столичных центрах, но и охватывает всю страну, о чем свидетельствует перспективность сотрудничества Приволжского Федерального округа с китайскими провинциями. На базе проекта «Волга-Янцзы», созданного в 2015 году, административно-территориальные единицы РФ и КНР усилили взаимодействие в области дипломатии «мягкой силы», в том числе и по линии расширения образовательных проектов. Осуществление образовательных контактов реализуется на базе двусторонних форумов, образовательных площадок для молодежи, центров изучения языков и культур и сотрудничества китайских и российских университетов.
7. Проведенное сравнительное исследование важнейших параметров научно-образовательного взаимодействия КНР и РФ показывает, что в между странами за последние 10 лет наблюдается существенное увеличение потока студентов в российских вузах, и наоборот, а также повышение интереса к официальному языку и культуре страны партнера. Несмотря на общее количественное увеличение мобильности студентов, наблюдается небольшой дисбаланс с превалированием китайских студентов в вузах России. География образовательного сотрудничества охватывает не только центральные города, но и другие территории страны-партнера, однако количество студентов, выбирающих вузы пограничных территорий все же велико. В связи с перспективностью естественно-научных дисциплин все больше студентов выбирают получение специальностей в этих сферах, о чем говорит постепенное сокращение числа иностранных студентов России и Китая, выбирающих гуманитарные направления. Большое место в реализации научно-образовательных связей занимают информационные и научные центры, среди которых центры русского языка и культуры, институты Конфуция, сеть которых как в России, так и в Китае заметно расширяется.
8. Несмотря на большие достижения в области культурно-гуманитарного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере научно-образовательных контактов, существуют определенные проблемы и вызовы, обусловленные как упущениями внутригосударственной политики, так и продиктованные внешнеполитической ситуацией. Недостаточное финансирование области образовательных услуг, внимание к языковой политике, немногочисленность совместных научных проектов, недостаточный учет интересов и необходимых направлений развития государства, создают основные препятствия в проведении гармоничной и продуктивной образовательной политики между Россией и Китаем. Ориентация на мировые образовательные стандарты и более детальная разработка политики образования позволит странам углубить сотрудничество в данной сфере и достигнуть больших успехов в реализации образовательных контактов.
9. Тесные исторические связи государств по линии научно-образовательного сотрудничества и наблюдающееся увеличение количества соглашений и проектов в области науки и образования говорит о перспективности данного направления межгосударственного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Заявления лидеров государств, а также планирование дальнейших проектов, к примеру, инициатива Министерства Образования и науки Российской Федерации «Экспорт образования» говорит о представлении правительствами двух стран научно-образовательного направления сотрудничества как важного механизма в реализации политики культурной дипломатии и готовность решать проблемы сотрудничества в данной сфере и проводить работу на усиление контактов в данной сфере на благо создания новых платформ для совместного сотрудничества в других сферах и поддержания позитивного имиджа страны на международной арене.
В целом, стоит отметить, что внешняя культурная политика КНР и РФ в области образования и науки постепенно приобретает все большее значение в двусторонних отношениях государств и имеет большой потенциал развития в долгосрочной перспективе. Научно-образовательное сотрудничество Китая и России будет способствовать укреплению дружественных связей не только в области культурного диалога, но и созданию более привлекательных условий экономического сотрудничества, а также упрочению контактов в области политики.
1) Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние
дела государств, об ограждении их зависимости и
суверенитета, 21.12.1965 // Электронный ресурс интернет: официальный сайт ООН
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/inadmissibility_of_intervention.shtml (Дата обращения 24.04.2018)
2) Декларация по итогам саммита БРИКС г.Санья, Китай, от
14.04.2011 // Электронный ресурс Интернет:
http://kremlin.ru/supplement/907 (Дата обращения 24.04.2018)
3) Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи, 1950г.
4) Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой 2001 года // Официальный сайт посольства России в Китае//Электронный ресурс Интернет:http://www.russia.org.cn/wp-content/uploads/2 016/07/2001 -07-Dogovor-o-dobrososedstve-rus.pdf(Дата обращения 24.04.2018)
5) Китаискии информационный Интернет-центр // Электронный ресурс Интернет:http://russian.china.org.cn/ (Дата обращения
Интернет: http://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/confirmation/idokb_2577_225553(Дата обращения 24.04.2018)
7) О паспорте приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», 30.05.2017, Дом Правительства, Москва // Электронный ресурс Интернет:http://government.ru/projects/selection/652/27862/ (Дата обращения 24.04.2018)
8) План действий по реализации положений Договора о
добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, 2004 //
Официальный сайт МИД РФ // Электронный ресурс Интернет: http://kremlin.ru/supplement/2056(Дата обращения 24.04.2018)
9) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Заключительный акт, 1.08.1975 // Электронный ресурс Интернет: https://www.osce.org/ru/mc/39505?download=true
(Дата обращения 24.04.2018)
10) Совместная декларация об основах взаимоотношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией от 18.12.1992 // Электронный ресурс Интернет:http://docs.cntd.ru/document/901857453 (Дата обращения 24.04.2018)
11) Совместное заявление лидеров стран БРИКС от 16.07.2009 // Электронный ресурс Интернет:http://kremlin.ru/supplement/209(Дата обращения 24.04.2018)
12) Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования // Персональный сайт Шанхайской
Организации Сотрудничества. - 2006 // Электронный ресурс Интернет: http://rus.sectsco.org/documents.html(Дата
обращения 24.04.2018)
13) Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации, 2004 //
Официальный Сайт МИД РФ // Электронный ресурс Интернет: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contrac t/-/storage-viewer/bilateral/page-132/45958 (Дата обращения 24.04.2018)
14) Соглашение между правительством российской федерации и
правительством китайской народной республики о взаимном учреждении культурных центров // Официальный сайт МИД РФ // Электронный ресурс
Интернет:http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-99/45417 (Дата обращения 24.04.2018)
15) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничества от 18.12.1992. // Официальный сайт МИД // Электронный ресурс Интернет: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-334/48731 (Дата обращения 20.04.2018)
16) Устав Организации Объединенный Наций // Электронный ресурс Интернет: официальный сайт ООНhttp://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html
17) Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества //
Персональный сайт Шанхайской Организации Сотрудничества. - 2002 // Электронный ресурс Интернет: http://rus.sectsco.org/documents.html(Дата обращения 20.04.2018)
18) VII саммит БРИКС // Уфимская декларация от 9 июля 2015 года // Электронный ресурс Интернет: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/YukPLgicg4mqAQIy7JRB1HgePZrMP2w5.pdf(Дата обращения 20.04.2018)
I.2 Нормативно-правовые акты РФ и КНР
19) Ministry of Science and Technology of the People’s Republic of China // Электронный ресурс Интернет: http://www.most.gov.cn/index.htm (Дата обращения 12.11.2018)
20) Информационный портал фонда «Русский мир» // Электронный ресурс Интернет:https://russkiymir.ru/fund/(Дата обращения 12.11.2018)
21) Генеральное Консульство Китайской Народной Республики в Санкт-Петербурге // Электронный ресурс Интернет: saint- petersburg.china-consulate.org(Дата обращения 12.11.2018)
22) Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016¬2020 годы // Официальный сайт Министерства Образования и Науки Российской Федерации // Электронный ресурс Интернет: https://xn--80abucjiibhv9a.xn-p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D 1 %82%D 1 %8B/%D 1 %84%D 1 %86%D0%BF %D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9- %D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA(Дата обращения
12.11.2018)
23) Образовательные программы 2019/2020 бакалавриат и специалитет // СПбГУ // Электронный ресурс Интернет: https://spbu.ru/postupayushchim/programms/bakalavriat (Дата обращения 12.11.2018)
24) О Российской части Российско-китайской комиссии по
сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта // Официальный сайт МИД РФ // Электронный ресурс Интернет: http://www.mid.rU/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/ content/id/594624 (Дата обращения 12.11.2018)
25) Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества» // Электронный ресурс Интернет: http://www.mid.rU/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550 (Дата обращения
12.11.2018)
26) Соглашение о сотрудничестве в сфере образования
подписали Приморье и Провинция Сычуань // Официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края, 11.09.2018 // Электронный ресурс Интернет:
https://primorsky.ru/news/150153/(Дата обращения 12.11.2018)
27) Сотрудничество между регионами Приволжского федерального округа Российской Федерации и регионами Верхнего, Среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики // Официальный сайт Полномочного Представителя Президента в Приволжском Федеральном Округе // Электронный ресурс Интернет http://pfo.gov.ru/(Дата обращения 12.11.2018)
28) Программа исходящей международной академической
мобильности // ФГБНУ «Интерфизика» // Электронный ресурс Интернет: http://im.interphysica.su/(Дата обращения
12.11.2018)
29) Программа «Новое поколение» // Электронный ресурс
Интернет: http://rs.gov.ru/%20/activities/4/projects/23 (Дата
обращения 12.12.2018)
30) Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо- Востока Китайской Народной Республики (2009-2018) // Электронный фонд правовой и нормативно-справочной документации // Электронный ресурс Интернет: http://docs.cntd.ru/document/438980649 (Дата обращения
12.12.2018)
31) Российско-Китайский международный научный журнал «Содружество» // Электронный ресурс Интернет:http://rf-china-science.ru/(Дата обращения 12.12.2018)
32) Официальный сайт Инновационного центра «Сколково // Электронный ресурс Интернет:http://sk.ru/news/(Дата обращения 12.12.2018)
33) Российско-китайский учебно-научный центр Институт Конфуция РГГУ // Электронный ресурс Интернет: http://www.confucius-institute.ru (Дата обращения 12.12.2018)
34) Отдел Китая // Институт востоковедения РАН // Электронный ресурс Интернет:https://www.ivran.ru/china-department (Дата обращения 12.12.2018)
35) Совместный Российско-Китайский Университет //
Электронный ресурс Интернет:
http://msuinchina.org/about/(Дата обращения 12.12.2018)
36) Институт стран Азии и Африки // Московский
Государственный университет имени М.В. Ломоносова // Электронный ресурс Интернет
http://www.iaas.msu.ru/index.php/ru/(Дата обращения
12.12.2018)
I.3 Статистические данные и данные социологических исследований
37) Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 12 / Министерство
образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2015. — 196 с. Электронный ресурс Интернет:
http://www.socioprognoz.ru/files/File/publ/Arefiev_12_001_160_ispr.pdf(Дата обращения 10.01.2019)
38) Бондаренко У. // Россию признали одной из наиболее
привлекательных стран для иностранных студентов // The Village, 11.12.2018 // Электронный ресурс Интернет:
https://www.the-village.ru/village/city/news-city/334811-ino-students (Дата обращения 10.01.2019)
39) В Пекине состоялась пятая встреча министров образования
стран БРИКС // 6.07.2017 // Электронный ресурс
Интернет:https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/10355 (Дата
обращения 10.01.2019)
40) География владения китайским языком в России //
Электронный ресурс Интернет
http://hkbest.org/publ/geografija_vladenija_kitajskim_jazykom_v_rossii/10-1-0-202 (Дата обращения 10.01.2019)
41) Госстипендии для иностранных студентов // Сайт министерства образования и науки Российской Федерации // Электронный ресурс Интернет:https://studyinrussia.ru/study-in-russia/scholarships/(Дата обращения 12.12.2018)
42) Гуреева Ю., Народная дипломатия: как привлечь китайских студентов в российские вузы // 31.01.2017 // Электронный ресурс Интернет:https://russian.rt.com/russia/article/354936-kitai-obrazovanie-studenty-rossiya (Дата обращения 20.04.2018)
43) Делегация ПФО во главе с Михаилом Бабичем посетила предприятия провинции Аньхой (КНР), 16 июня 2017 // Официальный сайт полномочного представителя Президента Рооссийской Федерации в Приволжском Федеральном Округе http://pfo.gov.ru/press/events/101455/(Дата обращения 20.04.2018)
44) Заседание Межправительственной российско-китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству // МГУ им.
Ломоносова, 12.09.2017 // Электронный ресурс Интернет: https://www.msu.ru/news/zasedanie-mezhpravitelstvennoy-rossiysko-kitayskoy-komissii-po-gumanitarnomu-sotrudnichestvu-.html (Дата обращения 20.04.2018)
45) Иностранных студентов волнуют вопросы прохождения практики // Электронный ресурс Интернет:https://ssau.ru/news/11994-inostrannykh-studentov-volnuyut-voprosy-prokhozhdeniya-praktiki(Дата обращения 20.04.2018)
46) Компании из России принимают участие во Всемирном мобильном конгрессе, Российский культурный центр в Пекине// Электронный ресурс Интернет:http://chn.rs.gov.ru/ru/news/32211?category_id=5 (Дата обращения 20.04.2018)
47) Конкурс стипендий Института Конфуция на 2018-2019 год// Институт Конфуция // Электронный ресурс Интернет: https://vk.com/confucius_lunn (Дата обращения 20.04.2018)
48) Минобразования назвал страны-лидеры по числу студентов в вузах России, 3.08.2017, Москва,// Информационное агентство Regnum // Электронный ресурс Интернет: https://regnum.ru/news/2306524.html (Дата обращения 20.04.2018)
49) Новое производство постоят китайские инвесторы в Балахнинском районе // Департамент внешних связей правительства Нижегородской области // Электронный ресурс Интернет:https://international.government-nnov.ru/?id=116614(Дата обращения 20.04.2018)
50) Образовательное партнерство в рамках БРИКС // ФГБУ
Главэкспертцентр // Национальный информационный центр // Электронный ресурс Интернет:
http://nic.gov.ru/ru/nic/news/BRICS (Дата обращения 20.04.2018)
51) Около 8 тысяч иностранных студентов прибыло с Нижний Новгород с начала 2017 года // Новостное агентство Newsroom
24 // Электронный ресурс Интернет:http://newsroom24.ru/news/zhizn/162020/(Дата обращения 20.04.2018)
52) Официальный сайт некоммерческой общественной организации Волга-Янцзы // Электронный ресурс Интернет http://volga-yangzi.ru/company/(Дата обращения 20.04.2018)
53) Официальный сайт молодежного форума ЛВолга» // Электронный ресурс Интернет ivolgaforum.ru/(Дата обращения 21.04.2018)
54) По России распространяется «китайская лихорадка»:
изучать китайский постепенно стало модным // РИА НОВОСТИ - Цанькао сяоси, Китай, 19.05.2018 // Электронный ресурс Интернет: https://inosmi.ru/social/20180519/242265483.html
(Дата обращения 10.01.2019)
55) Почему студенты из Китая едут учиться в Россию? // 21.04.2016// Санкт-Петербургский Политехнический университет // Электронный ресурс Интернет: http ://www.spbstu. ru/media/ news/studencheskaya_zhizn/why-students-china-study-russia/(Дата обращения 10.01.2019)
56) Приморские и Китайские ученые будут вести исследования в
селекции // Официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края, 05.01.2018 // Электронный ресурс Интернет
https://www.primorsky.ru/news/138440/(Дата обращения 10.01.2019)
57) Россия и Китай увеличат обмен студентами более чем в два
раза 13.10.2014 // INTERFAX.RU// Электронный ресурс Интернет: https://www.interfax.ru/world/401388 (Дата
обращения 10.01.2019)
58) Россиян в китайских вузах - 3-5 % от общего числа
иностранных студентов // Институт демографии НИУ «Высшая школа экономики», 6-19.02.2017. - №715-716. Электронный ресурс Интернет: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0715/tema02.php (Дата обращения 10.01.2019)
59) Си Цзиньпин призвал превратить КНР в мирового лидера в науке // 29 мая 2018 Новостное агентство Синьхуа // Электронный ресурс Интернет:http://russian.news.cn/http://www.trud.ru/article/29-05-
2018/13628 83_si_tszinpin_prizval_prevratit_knr_v_mirovogo_lidera_v_nauke.html (Дата обращения 10.01.2019)
60) Стипендии правительства КНР на обучение в Китае //
Алтайский Государственный Универстет// Электронный ресурс Интернет: https://www.asu.ru/inter_change/news/13709/?
mode=print(Дата обращения 10.01.2019)
61) Студенты из Китая - вторые по численности иностранцы в российских вузах // Ведомости, 11.08.2015 // Электронный ресурс Интернет:https://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/08/11/604362-kitaiskie-studenti-rossiiskih-vuzah (Дата обращения 10.01.2019)
62) Сотрудничество России и Китая в сфере науки и образования - а есть ли успехи? 19.04.2017. - ГОС ПРЕСС. Электронный ресурс Интернет:https://gospress.ru/2017/04/19/sotrudnichestvo-rossii-i-kitaya-v-sfere-nauki-i-obrazovaniya-a-est-li-uspehi/ (Дата обращения 24.04.2018)
63) Университет ШОС // Электронный ресурс Интернет: http://uni-sco.ru/(Дата обращения 24.04.2018)
64) Учебная миграция: в Минобре рассказали, студентов из каких зарубежных стран больше всего в вузах России // М.Тищенко // RT. - 3.08.2017. Электронный ресурс Интернет: https://russian.rt.com/russia/article/415140-inostrannye-studenty-v-rossii(Дата обращения 24.04.2018)
65) Факультет социологии СПбГУ // Электронный ресурс
Интернет: http://soc.spbu.ru/nauka/centers/cina/ (Дата
обращения 10.01.2019)
66) Число китайских студентов в российских вузах выросло за 11 лет в два раза // РИА НОВОСТИ, 18.12.2018 // Электронный ресурс Интернет:https://ria.ru/20181218/1548177800.html (Дата обращения 22.12.2018)
67) Число участников программ образовательного обмена РФ и
КНР увеличится до 100 тыс. // Пекин, 30 октября / ТАСС // Электронный ресурс Интернет:
https://tass.ru/obschestvo/5737997 (Дата обращения 12.12.2018)
68) Э.Леонтьева // Почему российские студенты едут учиться в Китай и не является ли это угрозой для ДВ вузов // 27.06.2017б AmurMedia // Электронный ресурс Интернет: https://amurmedia.ru/news/600558/(Дата обращения 24.04.2018)
69) 39 российский вузов выбраны для привлечения иностранных
студентов // Электронный ресурс Интернет: https://obrmos. ru/go/go_vys/Articles/go_vys_3 9. html (Дата
обращения 24.04.2018)
70) VII Всероссийский конкурс по китайскому языку среди студентов «Китайский язык - это мост» впервые прошёл в Нижнем Новгороде // Нижегородский Государственный Лингвистический Университет им. Н.А. Добролюбова // Электронный ресурс Интернет:http://www.lunn.ru/news/vii-vserossiyskiy-konkurs-po-kitayskomu-yazyku-sredi-studentov-kitayskiy-yazyk-eto-most-vpervye
71) □□□□□□□ 10 □□□□□□□□□□ 2 □ // 21.07.2017 Электронный ресурс
Интернет: http://sputniknews.cn/society/201707211023179343/
(Дата обращения 16.01.2019)
72) ChinaScholarshipCouncil // Электронный ресурс Интернет: http://www.csc.edu.cn/(Дата обращения 24.04.2018)
73) SICAS Bridge to study in China // Электронный ресурс Интернет: https://www.sicas.cn/Scholarships/Info/Content_120423205254237.shtml(Дата обращения 24.04.2018)
74) China Education Association for International Exchange (CEAIE) // Электронный ресурс Интернет:http://en.ceaie.edu.cn/pages?columnid=3 (Дата обращения 24.04.2018)
75) China-Russian Innovation Dialogue held in Moscow // Ministry of
Science and Technology of the People’s Republic of China // Электронный ресурс Интернет:
ttp://www.most. gov.cn/eng/pressroom/201812/t20181218_144151. htm (Дата обращения 13.01.2019)
I.4. Речи и выступления государственных деятелей.
76) Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе встречи со студентами и профессорско-преподавательским составом МГИМО (У), Москва, 1 сентября 2016 года // Официальный сайт МИД РФ // Электронный ресурс Интернетhttp://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2417731 (Дата обращения 10.01.2019)
77) Круглый стол Совета Федерации, Гуманитарное сотрудничество - важный фактор развития интеграционных процессов и укрепления позиций русского языка на пространстве СНГ 17.12.2009 // Электронный ресурс Интернет: http://council.gov.ru/media/files/41d44f244299fc5d4fa9.pdf(Дата обращения 10.01.2019)
78) Посольство Китайской Народной Республики в Российской
Федерации // Углубление китайско-российских отношений на благо народов обеих стран // Выступление посла КНР в РФ Ли Хуэя в ГУУ России 15.06.2016 // Электронный ресурс Интернет: http://ru.china-embassy.org/rus/jylx/t1372216.htm (Дата
обращения 10.01.2019)
79) Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата //
Российско-китайский деловой форум Санкт-Петербург - Циндао, 12.09.2018 // Электронный ресурс Интернет: http://spbtpp.ru/forum-sankt-peterburg-tsindao-14092018/ (Дата обращения 12.12.2018)
80) Встреча с руководством Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК) в Харбине / Российский культурный центр в Пекине // Электронный ресурс Интернет: https://russkiymir.ru/rucenter/cabinet_list.php
81) Заявления для пресс по итогам переговоров с Председателем КНР Си Цзиньпином // 11 сентября 2018, Владивосток // Президент России // Электронный ресурс Интернет: http://kremlin.ru/events/president/news/58528 (Дата обращения
12.12.2018)
82) Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на XIX съезде КПК // 03.11.2017 // Синьхуа Новости // Электронный ресурс Интернет:http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726074.htm (Дата обращения 12.12.2018)
83) 2nd China-Russian Innovation Dialogue held in Moscow // Ministry of Science and Technology of the People’s Republic of China // Электронный ресурс Интернет: ttp://www.most. gov.cn/eng/pressroom/201812/t20181218_144151. htm (Дата обращения 12.12.2018)
II. Литература
II.1. Монографии
84) Буров В.Г. Китай и китайцы глазами российского ученого. - М.2000
85) Воскресенский А.Д. Россия и Китай: теория и история
межгосударственных отношений. М.: Московский
общественный научный фонд; ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999. 408с.
86) Пэн Мин. История китайско-советской дружбы. - М., 1959; ЧеньМейфень. Советско-китайские культурные связи. - М., 1974
87) Филимонов Г. Ю. «Мягкая сила» культурной дипломатии США : монография. М. :РУДН, 2010. С. 125.
88) Cummings, Milton C, Cultural Diplomacy and the United States Government: A Survey, Washington, D.C: Center for Arts and Culture, 2003
89) HenryKissinger, OnChina, 2011.
90) Nye, J., 2008 a. ‘Public diplomacy and soft power’, Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 616, pp. 94-109.
91) Nye, J., 2008 The Means to Success in World Politics, 2004; Soft Power and American Foreign Policy // Political Science Quarterly 119.2 (2004) 255-70.
92) Nye, J., Bound to Lead: The Changing Nature of American Power, 1990.
93) Nye J., 2002. The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go It Alone. New York: Oxford University Press, 2002, p. 15
II.2. Статьи
94) Антипов П. Свой среди своих // «Optima study.
Международное образование и языки.» - 2013. - №2 (8), с.12.
95) Арефьев А.Л. Китайские студенты в России, 2011 // Электронный ресурс Интернет:http://www.socioprognoz.ru/files/File/2013/ChinaStudentsNew2011.pdf(Дата обращения 24.04.2018)
96) Арефьев А.Л., Шереги А.Ф.Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации, М.: ЦСПиМ, 2014. С. 71.
97) Арефьев А.Л., Любская К.А. Российские студенты в Китае // Демоскоп Weekly. 2017. № 7015-716.
98) Балашов Е.Л., Концепция «мягкой» дестабилизации государственной власти// Материалы Научной конференции «Ломоносовские чтения» 2013 года и Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2013» / Под ред. М.Э. Соколова, Г.А. Голубева, В.А. Иванова, Н.Н. Миленко, В.В. Хапаева.- ООО Экспресс-Печать Севастополь, 2013.
99) Бернхард Виттек, цит. по: Wolfgang Schneider und Anna Kaitinnis, Hrsg.: Kulturarbeit in Transformationsprozessen. Innenansichten zur Aufienpolitik' des Goethe-Instituts; SpringerVS 2016, стр. 95
100) Бодрова, О.И. Внешняя политика КНР в области образования и между- народного обмена в условиях глобализации / О.И. Бодрова // Зарубежное регионоведение. Проблемы теории и практики. Материалы научной конференции. - Н. Новгород: ФМО ННГУ, 2010. - С. 29-33
101) Великая А. Международное гуманитарное сотрудничество: политические аспекты отечественных и западных подходов // МГИМО, Журнал Право и Управление XXI век, №3, - 2012. С.63¬72.
102) Востряков Л.Е. // Государственная культурная политика: от патерналистской к партнерской модели? // Научно¬практический журнал «Управленческое консультирование». - М., 2011. - №6.
103) Взаимоотношения России и Китая в области культуры в XXI
в. // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. Электронный ресурс Интернет:
url: sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud_3_2.pdf (Дата обращения 12.12.2018)
104) Говард Рой Вильямс (Howard Roy Williams). Гуманитарная помощь: смена восприятия и более долгосрочное применение международного гуманитарного права // Центр Гуманитарного Сотрудничества (CenterforHumanitarianCooperation) //
Электронный ресурс Интернет:
http://www.cooperationcenter.org. (Дата обращения 12.12.2018)
105) Григорян А.В. Высшее образование в контексте «мягкой силы» в системе международных отношений // Учёные записки ЗабГУ 2012, том 11 №2. // Электронный ресурс Интернет: vysshee-obrazovanie-v-kontekste-myagkoy-sily-v-sisteme- mezhdunarodnyh-otnosheniy.pdf (Дата обращения: 16.01.2019)
106) Дранишникова А.А. Влияние политики «мягкой силы» на современное развитие Китая // Томский Политехнический Университет // Электронный ресурс Интернет: http://earchive.tpu.rU/bitstream/11683/30247/1/TPU207994.pdf(Дата обращения 12.12.2018)
107) Зорников И.Н. // Экспорт образовательных услуг:
зарубежный опыт и российская практика/ Воронежский государственный университет // Вестник ВГУ «Проблемы высшего образования» С. 59-65
108) Козлов Л.Е. Применение культурных инструментов в современной внешнеполитической практике // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 12 (267). С. 8.
109) Ларин А.Г. Китайская диаспора в России // Институт Дальнего Востока Российской Академии Наук, OutlinesofglobalTransformations, volume 10.
110) Морозова Н.В. Роль языка в политическом дискурсе КНР // Соционауки, Том 9, №1, 2016 //
111) Нестерова И. А. Экспорт образования Образовательная энциклопедия ODiplom.ru. Электронный ресурс Интернет: http://odiplom.ru/lab/eksport-obrazovaniya.html (Дата обращения
12.12.2018)
112) Михневич С.В. Роль образования в повышении эффективности ресурса «мягкой силы» на примере КНР // Сборник Восточного Центра. - 2016. Электронный ресурс Интернет: https://elibrary.ru/download/elibrary_23251969_66260659.pdf(Дата обращения 12.12.2018)
113) Павловский Б. Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» и проводник национальных ценностей // Евразийское движение Российской Федерации 27.11.2017 Вена // Электронный ресурс Интернет:http://eurasian- movement.ru/archives/23731(Дата обращения 12.12.2018)
114) Рушанин, В. Я. Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования / В. Я. Ру- шанин, Г. Я. Гревцева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 3 (43). - С.119-126.
115) Шамугия И.Ш. Понятие «Публичная дипломатия» в теории международных отношениях // Актуальные проблемы современных международных отношений, 2017.
116) Фэй Юйцзюнь // Почему российская дипломатия постоянно
набирает обороты? // Журнал «Россия в глобальной политике»,. - Москва, - 2017 Электронный ресурс Интернет:
http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Pochemu-rossiiskaya-diplomatiya-postoyanno-nabiraet-oboroty-18602 (Дата обращения: 30.04.2018)
117) Чжоу Цзяньин. Взгляды российских исследователей на стратегическое партнертство между Китаем и Россией. - М., 2007. - № 6.
118) Шмагин Е.А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. 2002. № 3. С. 61-73.
119) Чжоу Цзяньин. Взгляды российских исследователей на стратегическое партнертство между Китаем и Россией. - М., 2007. - № 6;
120) Э.Леонтьева // Почему российские студенты едут учиться в Китай и не является ли это угрозой для ДВ вузов // 27.06.2017б AmurMedia // Электронный ресурс Интернет: https://amurmedia.ru/news/600558/(Дата обращения: 30.04.2018)
121) Chesney Robert M. A Primer on the Libya / War Powers Resolution Compliance Debate // Сайт Института Брукингса // Электронный ресурс Интернет: http://www.brookings.edu. (Дата обращения: 30.04.2018)
122) The ICRC and Humanitarian Policy in Contemporary World Politics // Conference Papers. International Studies Association. 2005 Annual Meeting, Istanbul, P. 1-26; Bunde-Birouste AW. Challenges in humanitarian emergencies and development cooperation. Commentary on Kholita Wickramage's paper // Promotion & Education. 2006. vol. 13 (3). Р. 210, 218, 224.
123) Anna Wojciuk, Maciej Michalek, Education as a source and tool of soft power in international relations// European Political Science, April 2015. P.2-10.
11.3. Учебные издания
124) Боголюбова Н.М. Культурный обмен в системе международных отношений : учеб. пособие / Н. М. Боголюбова. - Изд-во СПбГУ, 2003. -192с.
125) Попов, В. И. Современная дипломатия : теория и практика. Дипломатия - наука и искусство : курс лекций. 2-е изд, доп. М. : Междунар. отношения, 2003. С. 215-216.
126) Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 590 с.
127) Дубинина Ю.В., В.М. Матвеева, Дипломатическая служба: Учебное пособие. - М.: МГИМО (У) РОССПЭН, 2002. - 688 с.
128) Сунь Цзы, Искусство Войны. Электронный ресурс Интернет http://militera.lib.ru/science/sun-tszy/01.html
129) Richard T. Arndt The First Resort of Kings: American Cultural Diplomacy in the Twentieth Century 2007 Potomac Books
11.4. Справочные издания.
130) Национальная политическая энциклопедия // гуманитарное сотрудничество// Электронный ресурс Интернет http://politike.ru/termin/gumanitarnoe-sotrudnichestvo.html