Наука и образование как механизм культурной дипломатии между Россией и Китаем
|
Введение 4
Глава 1. Теоретико-правовые основы культурно-гуманитарного сотрудничества в современных международных отношениях 13
1.1. Понятие гуманитарного сотрудничества как механизма
мягкой силы в международных отношениях 13
1.2. Культурная дипломатия как инструмент продвижения
национальных интересов государства во внешней политике 21
1.3. Роль науки и образования как механизмов реализации
политики мягкой силы 27
Глава 2. Нормативно-правовая и институциональная основа культурного сотрудничества в области науки и образования КНР и РФ 32
2.1. Нормативно-правовая база культурного сотрудничества КНР
и РФ в области науки и образования 32
2.2. Институты научно-образовательного сотрудничества РФ и
КНР на базе государственных и неправительственных организаций 40
2.3. Региональные институты сотрудничества КНР и РФ в
области науки и образования 49
Глава 3. Анализ механизмов культурного сотрудничества в научно-образовательной сфере
3.1. Оценка эффективности научно-образовательных процессов в
осуществлении культурной дипломатии между РФ и КНР 61
3.2. Проблемы научно-образовательного сотрудничества России и Китая 70
3.3. Перспективы научно-образовательного сотрудничества КНР и РФ 78
Заключение
Список использованных источников и литературы 87
Приложения
Глава 1. Теоретико-правовые основы культурно-гуманитарного сотрудничества в современных международных отношениях 13
1.1. Понятие гуманитарного сотрудничества как механизма
мягкой силы в международных отношениях 13
1.2. Культурная дипломатия как инструмент продвижения
национальных интересов государства во внешней политике 21
1.3. Роль науки и образования как механизмов реализации
политики мягкой силы 27
Глава 2. Нормативно-правовая и институциональная основа культурного сотрудничества в области науки и образования КНР и РФ 32
2.1. Нормативно-правовая база культурного сотрудничества КНР
и РФ в области науки и образования 32
2.2. Институты научно-образовательного сотрудничества РФ и
КНР на базе государственных и неправительственных организаций 40
2.3. Региональные институты сотрудничества КНР и РФ в
области науки и образования 49
Глава 3. Анализ механизмов культурного сотрудничества в научно-образовательной сфере
3.1. Оценка эффективности научно-образовательных процессов в
осуществлении культурной дипломатии между РФ и КНР 61
3.2. Проблемы научно-образовательного сотрудничества России и Китая 70
3.3. Перспективы научно-образовательного сотрудничества КНР и РФ 78
Заключение
Список использованных источников и литературы 87
Приложения
В связи с ускоренными процессами глобализации, международным разделением труда, процессами интеграции, в современных международных отношениях, происходит усиление межгосударственного взаимодействия стран во всех сферах жизнедеятельности общества. В решении конфликтов и спорных вопросов между странами нельзя недооценивать значение так называемой «мягкой силы». Главными измерениями «мягкой силы», которые оказывают огромное влияние на выстраивание дружественных отношений между государствами, является развитие гуманитарных контактов в таких областях, как культура, здравоохранение, спорт, образование и другое. Культурной дипломатия представляет собой важнейшую область гуманитарного сотрудничества. Являясь инструментом «мягкой силы», она играет большую роль в реализации политики страны, в создании благоприятного образа, имиджа государства. Культурная дипломатия является незаменимым механизмом сглаживания и нивелирования противоречий между странами, одним из путей к установлению взаимопонимания и дружбы между народами, укреплению всестороннего сотрудничества, строительству мира, основанном на толерантности и уважении.
В настоящий момент, в связи с переориентацией внешней политики Российской Федерации после событий 2014 года на восток, большую значимость для России приобретает Азиатско- Тихоокеанский Регион, в частности Китай - наиболее мощная держава региона по темпам развития, имеющая большой потенциал экономического роста и развития образовательной и научно-технологической сферы. Несмотря на территориальную близость стран, их сотрудничество доселе не было отчетливым и, как правило, ограничивалось сотрудничеством пограничных регионов. По этой причине, чтобы расширить и закрепить сотрудничество двух совершенно разных по множеству характеристик государств, необходимо найти наибольшее число точек соприкосновения. Одной из таких точек в настоящее время становится именно развитие гуманитарных институтов взаимодействия, среди которых важнейшую роль играет образование и наука. В связи с тем, что образование и знание само по себе занимает ведущую роль в современном мире, процесс интернационализации научно-образовательного пространства между КНР и РФ имеет огромное значение. Развитие совместных образовательных контактов «отвечает условиями глобализации, которая предполагает наличие обмена образовательными и технологическими ценностями» в контексте применения инструментов «мягкой силы». Именно поэтому феномен сотрудничества России и Китая в сфере науки и образования является важнейшим элементом изучения культурно-гуманитарного взаимодействия двух стран.
Несмотря на большие успехи стран в процессах экспорта образования и интернационализации образовательного пространства, как у Российской Федерации, так и у Китайской Народной Республики существуют определенные проблемы, которые мешают занимать равные позиции с главными экспортерами образовательных услуг, а именно с США (40 % студентов - иностранцы), Великобританией (15%), Германией (10%)х.
В целом, данное исследование позволит выделить основные векторы развития культурно-гуманитарного сотрудничества в области образования между Российской Федерацией в постсоветский период, выявить основные проблемы реализации диалога стран в области науки и образования, а также оценить эффективность, роль и дальнейшие перспективы взаимодействия стран в области образования.
Объектом исследования являются двусторонние отношения Китая и России
Предметом исследования является образование как механизм культурно-гуманитарного сотрудничества между КНР и РФ Целью работы является выявить основные направления, проблемы и перспективы культурно-гуманитарного сотрудничества в сфере науки и образования в двустороннем взаимодействии Китайской Народной Республики и Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие гуманитарного сотрудничества, проанализировать основные принципы,
1Зорников И.Н. // Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика/ Воронежский государственный университет // Вестник ВГУ «Проблемы высшего образования» С. 59-65 // Электронный ресурс Интернет:
http://www.russia.edu.ru/files/material-static/1057/Zornikov.pdf(Дата обращения: 22.04.2018)
2. Определить понятие культурной дипломатии, ее цели и стратегии, обозначить значимость инструментов культурной дипломатии
3. Выявить роль научно-образовательных межгосударственных контактов в реализации политики мягкой силы
4. Исследовать нормативно-правовую базу культурного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере науки и образования
5. Рассмотреть институциональную базу научно-образовательных контактов РФ и КНР на государственном уровне
6. Исследовать научно-образовательную базу КНР и РФ на региональном уровне
7. Дать оценку эффективности научно-образовательного сотрудничества
8. Определить основные проблемы осуществления гуманитарного взаимодействия в области науки и образования между Россией и Китаем
9. Выделить основные пути решения проблем и оценить перспективы развития межгосударственных научно-образовательных процессов
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 года, что обусловлено распадом Советского Союза и заключением соглашений в области культурно-гуманитарного сотрудничества, которые послужили в дальнейшем базой для реализации взаимодействия в направлении совместного развития научно-образовательного сектора между странами. Верхней хронологической рамкой исследования является 2018 год.
Теоретическо-методологическая база исследования. Теоретической базой нашего исследования послужили работы в области культурной дипломатии Дж. Ная и Е.Шмагина, разработка подходов к изучению данного явления международных отношений, изучение термина «культурная дипломатия» и создание теорий культурной дипломатии.
Методологической базой исследования послужили общенаучные теоретические и эмпирические методы. Для достижения более глубокого изучения роли образования в межгосударственных отношениях РФ и КНР, использовались как общие, как и специальные методы исследования. Применяемый метод терминологического анализа позволил более детально понять истоки происхождения концепции «мягкой силы», и изучить актуальность культурно-гуманитарного сотрудничества в современных международных отношениях. При помощи анализа и описания определены основные направления и тенденции развития образовательных процессов в контексте реализации политики «мягкой силы». Используемые в работе принципы историзма и синтеза информации позволили представить общий анализ культурной дипломатии и гуманитарного сотрудничества между странами и дать краткий анализ развития научно-образовательного потенциала в исторической ретроспективе. Методы сравнительного анализа и объективности позволил рассмотреть тему объект и предмет исследования с учетом выявления как всех положительных, так и отрицательных положений реализации межгосударственных контактов в научно-образовательной сфере. Принципы систематизации и научности позволили добиться объективного анализа ситуации области образовательного взаимодействия между двумя странами, не противоречащего действительности, и сделать выводы исходя из реальных достоверных фактов.
Эмпирическую базу исследования в первую очередь составили официальные документы, соглашения и договоры, заключенные между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в сфере культурного, гуманитарного сотрудничества, а также в иных областях межгосударственного взаимодействия: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничества от 18.12.1992 , Соглашение между правительством российской федерации и правительством китайской народной республики о взаимном учреждении культурных центров , и другие.
Другим источником послужили международные документы, заключенные на базе региональных организаций, прежде всего ШОС и БРИКС. Среди них Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве с области образования от 15.06.2006 года, а также декларации, принятые по итогам саммитов БРИКС, и другие.
Большое внимание было уделено изучению внутригосударственных правовых источников, к примеру, концепции Российской Федерации в области реализации культурного сотрудничества «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества», а также анализу основных положений концепции внешней политики Китайской Народной Республики в области гуманитарного и культурного сотрудничества.
Мероприятия, организованные при тесном сотрудничестве Китая и России в области науки и образования и приобретающие большую популярность и значимость в мировом сообществе, получают широкое освещение в прессе. С точки зрения изучения динамики развития диалога между странами особо интересна работа Арефьева и Шереги «Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник .» и таких центров, как Россотрудничество и Институт Конфуция.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Прежде всего стоит отметить, что в сфере проблематики научного исследования существует большое количество различных научных работ, в которых приводятся теоретические обоснования, актуальность и детальное раскрытие терминов «гуманитарное сотрудничество», «мягкая сила», «публичная дипломатия». Однако, важно отметить, что научная база, в которой описываются и анализируются важность и теоретико-эмпирические вопросы научно-образовательных контактов государств в контексте мягкой силы не характеризуется разнообразностью и глубоким изучением. Тема развития образовательных процессов, в частности между КНР и РФ, представляет особый интерес в мире науки в настоящее время, в связи с чем ежегодно публикуются статьи, монографии, диссертации и книги на данную тему.
В первую очередь, стоит отметить работы, которые послужили основой исследования. К таким относятся работы российских китаеведов (Панова А.С., Пивоварова Э.П. ) и зарубежных ученых, исследования членов Института Востоковедения РАН, Института Дальнего Востока, занимающихся проблемой двусторонних российско-китайских отношений и перспектив их развития.
В связи с актуальностью исследования культурной дипломатии и гуманитарного сотрудничества после Второй Мировой Войны, разработке термина, постановке целей и задач культурной дипломатии большое внимание уделили российские ученые Филимонов, а также А.Д.Воскресенский, работавший в Департаменте по культурным связям и делам ЮНЕСКО МИД РФ. Кроме того, изучение культурной дипломатии актуально и за рубежом, что выражается в первую очередь в научных трудах американских ученых Джозефа Ная и Мильтона Каммингса, который представляет культурную дипломатию как «обмен идеями, информацией, ценностями, традициями, верованиями и другими аспектами культуры, которые могут способствовать улучшению взаимопонимания». Отдельный вклад в изучение культурной дипломатии Китая принадлежит американскому дипломату Генри Киссинджеру, который определил стратегии реализации дипломатии Китая, в том числе и культурно-гуманитарного аспекта. Стоит также отметить, что большой вклад в определение значимости гуманитарных контактов в реализации политики государства на международной арене внесли такие российские исследователи, как Л.Е. Востряков, Ю.М.Галенович, В.Г.Буров и Бодрова О.И.
Кроме того, активное изучение вопроса российско-китайского двустороннего сотрудничество проводится и с китайской стороны. Стоит отметить работы Фэн Юйцзюня, который определил цели и методы реализации публичной дипломатии. Пин Мин проводит анализ культурных отношений через призму истории, Чжоу Цзяньин определяет перспективные области российско- китайских отношений.
Научная новизна
Научная новизна данной работы заключается в рассмотрении китайско-российских отношений через призму культурно-гуманитарного сотрудничества а также тщательного анализа образования как важнейшей области в реализации политики «мягкой силы» в двусторонних отношениях России и Китая и его влияния на другие аспекты сотрудничества стран. Кроме того, в работе большое внимание уделено анализу развития научно-образовательного потенциала между субъектами Российской Федерации, входящими в состав Приволжского Федерального Округа и провинциями Китайской Народной Республики.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что посредством синтеза и глубокого анализа информации в области двустороннего сотрудничества РФ и КНР, данная работа определяет значимость культурной дипломатии в современных международных отношениях в целом. Кроме того, посредством логического обоснования и доступного изложения материала, работа может быть использована в качестве учебного материала для студентов, изучающих зарубежное регионоведение, в частности Китай. Говоря о практической значимости исследования, важно отметить, что его результаты позволят определить основные тенденции развития научно-образовательных контактов между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а также выявить основные проблемы развития отношений в данной области. Кроме того, работа даст возможность для разработки эффективной стратегии развития двусторонних партнерских отношений Китая и России не только в сфере образования и науки, но и в экономической, военно-политической и иных областях. При помощи анализа основных областей и тенденций развития образовательных процессов между странами, исследование предлагает методы, в помощью которых возможно будет нивелировать возникающие противоречия и неэффективность в отдельных сферах научно-образовательного сотрудничества КНР и РФ, что может учитываться министерствами, в чьи компетенции входит разработка программ и механизмов образовательных контактов между странами. Более того, данная работа, в которой отдельное внимание уделяется анализу реализации образовательного взаимодействия между субъектами Приволжского Федерального Округа и провинциями Китайской Народной Республики, может быть использована Представительством Министерства Иностранных Дел РФ в Нижнем Новгороде для выявления сильных и слабых сторон в реализации образовательных сотрудничества с провинциями Китая, а также разработки более эффективной стратегии осуществления диалога культурно-гуманитарного сотрудничества между регионами.
Апробация исследования. Исследования, представленные в дипломной работе были апробированы в нескольких научных конференциях и конкурсах: ежегодной студенческой конференции с выступлением на тему «Образование как механизм гуманитарного сотрудничества между Россией и Китаем» (III место); международной научно-практической конференции International Conference on Technology and Society (USA, Houston) 31.01.2018 со статьей «Культурная дипломатия как механизм двустороннего сотрудничества Китайской Народной Республики и Российской Федерации», участие в «Конкурсе НИР» - III Всероссийский молодежный научный форум "Наука будущего - наука молодых".
Структура работы. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы и приложения.
Во введении определены предмет и объект исследования, его цель и задачи, охарактеризованы методологические основы, сформулированы научная новизна и практическая значимость работы.
В первом разделе «Теоретико-правовые основы культурно-гуманитарного сотрудничества в современных международных отношениях» определено понятие гуманитарного сотрудничества, основные направления и виды; дано определение целей, задач и основных принципов, на которых базируется политика культурной дипломатии стран; а также выявлена роль науки и образования в контексте реализации политики мягкой силы.
Во втором разделе «Нормативно-правовая и институциональная основа культурного сотрудничества в области науки и образования КНР и РФ» определена международно-правовая база сотрудничества стран в области образования и науки; определены основные правительственные и неправительственные институты, осуществляющие научно-образовательное сотрудничество между КНР и РФ как на межгосударственном, так и на региональном уровнях
В третьем разделе «Анализ механизмов культурного сотрудничества в научно-образовательной сфере» выявлены основные аспекты реализации культурного сотрудничества в области образования и науки, дана оценка эффективности научно-образовательного диалога между странами; обозначены основные проблемы и перспективы в осуществлении образовательного сотрудничества РФ и КНР;
В заключении сделаны общие итоги, сформулированы основные выводы работы, определены перспективы дальнейшей разработки исследуемой проблемы.
В настоящий момент, в связи с переориентацией внешней политики Российской Федерации после событий 2014 года на восток, большую значимость для России приобретает Азиатско- Тихоокеанский Регион, в частности Китай - наиболее мощная держава региона по темпам развития, имеющая большой потенциал экономического роста и развития образовательной и научно-технологической сферы. Несмотря на территориальную близость стран, их сотрудничество доселе не было отчетливым и, как правило, ограничивалось сотрудничеством пограничных регионов. По этой причине, чтобы расширить и закрепить сотрудничество двух совершенно разных по множеству характеристик государств, необходимо найти наибольшее число точек соприкосновения. Одной из таких точек в настоящее время становится именно развитие гуманитарных институтов взаимодействия, среди которых важнейшую роль играет образование и наука. В связи с тем, что образование и знание само по себе занимает ведущую роль в современном мире, процесс интернационализации научно-образовательного пространства между КНР и РФ имеет огромное значение. Развитие совместных образовательных контактов «отвечает условиями глобализации, которая предполагает наличие обмена образовательными и технологическими ценностями» в контексте применения инструментов «мягкой силы». Именно поэтому феномен сотрудничества России и Китая в сфере науки и образования является важнейшим элементом изучения культурно-гуманитарного взаимодействия двух стран.
Несмотря на большие успехи стран в процессах экспорта образования и интернационализации образовательного пространства, как у Российской Федерации, так и у Китайской Народной Республики существуют определенные проблемы, которые мешают занимать равные позиции с главными экспортерами образовательных услуг, а именно с США (40 % студентов - иностранцы), Великобританией (15%), Германией (10%)х.
В целом, данное исследование позволит выделить основные векторы развития культурно-гуманитарного сотрудничества в области образования между Российской Федерацией в постсоветский период, выявить основные проблемы реализации диалога стран в области науки и образования, а также оценить эффективность, роль и дальнейшие перспективы взаимодействия стран в области образования.
Объектом исследования являются двусторонние отношения Китая и России
Предметом исследования является образование как механизм культурно-гуманитарного сотрудничества между КНР и РФ Целью работы является выявить основные направления, проблемы и перспективы культурно-гуманитарного сотрудничества в сфере науки и образования в двустороннем взаимодействии Китайской Народной Республики и Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие гуманитарного сотрудничества, проанализировать основные принципы,
1Зорников И.Н. // Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика/ Воронежский государственный университет // Вестник ВГУ «Проблемы высшего образования» С. 59-65 // Электронный ресурс Интернет:
http://www.russia.edu.ru/files/material-static/1057/Zornikov.pdf(Дата обращения: 22.04.2018)
2. Определить понятие культурной дипломатии, ее цели и стратегии, обозначить значимость инструментов культурной дипломатии
3. Выявить роль научно-образовательных межгосударственных контактов в реализации политики мягкой силы
4. Исследовать нормативно-правовую базу культурного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере науки и образования
5. Рассмотреть институциональную базу научно-образовательных контактов РФ и КНР на государственном уровне
6. Исследовать научно-образовательную базу КНР и РФ на региональном уровне
7. Дать оценку эффективности научно-образовательного сотрудничества
8. Определить основные проблемы осуществления гуманитарного взаимодействия в области науки и образования между Россией и Китаем
9. Выделить основные пути решения проблем и оценить перспективы развития межгосударственных научно-образовательных процессов
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 года, что обусловлено распадом Советского Союза и заключением соглашений в области культурно-гуманитарного сотрудничества, которые послужили в дальнейшем базой для реализации взаимодействия в направлении совместного развития научно-образовательного сектора между странами. Верхней хронологической рамкой исследования является 2018 год.
Теоретическо-методологическая база исследования. Теоретической базой нашего исследования послужили работы в области культурной дипломатии Дж. Ная и Е.Шмагина, разработка подходов к изучению данного явления международных отношений, изучение термина «культурная дипломатия» и создание теорий культурной дипломатии.
Методологической базой исследования послужили общенаучные теоретические и эмпирические методы. Для достижения более глубокого изучения роли образования в межгосударственных отношениях РФ и КНР, использовались как общие, как и специальные методы исследования. Применяемый метод терминологического анализа позволил более детально понять истоки происхождения концепции «мягкой силы», и изучить актуальность культурно-гуманитарного сотрудничества в современных международных отношениях. При помощи анализа и описания определены основные направления и тенденции развития образовательных процессов в контексте реализации политики «мягкой силы». Используемые в работе принципы историзма и синтеза информации позволили представить общий анализ культурной дипломатии и гуманитарного сотрудничества между странами и дать краткий анализ развития научно-образовательного потенциала в исторической ретроспективе. Методы сравнительного анализа и объективности позволил рассмотреть тему объект и предмет исследования с учетом выявления как всех положительных, так и отрицательных положений реализации межгосударственных контактов в научно-образовательной сфере. Принципы систематизации и научности позволили добиться объективного анализа ситуации области образовательного взаимодействия между двумя странами, не противоречащего действительности, и сделать выводы исходя из реальных достоверных фактов.
Эмпирическую базу исследования в первую очередь составили официальные документы, соглашения и договоры, заключенные между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в сфере культурного, гуманитарного сотрудничества, а также в иных областях межгосударственного взаимодействия: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничества от 18.12.1992 , Соглашение между правительством российской федерации и правительством китайской народной республики о взаимном учреждении культурных центров , и другие.
Другим источником послужили международные документы, заключенные на базе региональных организаций, прежде всего ШОС и БРИКС. Среди них Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве с области образования от 15.06.2006 года, а также декларации, принятые по итогам саммитов БРИКС, и другие.
Большое внимание было уделено изучению внутригосударственных правовых источников, к примеру, концепции Российской Федерации в области реализации культурного сотрудничества «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества», а также анализу основных положений концепции внешней политики Китайской Народной Республики в области гуманитарного и культурного сотрудничества.
Мероприятия, организованные при тесном сотрудничестве Китая и России в области науки и образования и приобретающие большую популярность и значимость в мировом сообществе, получают широкое освещение в прессе. С точки зрения изучения динамики развития диалога между странами особо интересна работа Арефьева и Шереги «Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник .» и таких центров, как Россотрудничество и Институт Конфуция.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Прежде всего стоит отметить, что в сфере проблематики научного исследования существует большое количество различных научных работ, в которых приводятся теоретические обоснования, актуальность и детальное раскрытие терминов «гуманитарное сотрудничество», «мягкая сила», «публичная дипломатия». Однако, важно отметить, что научная база, в которой описываются и анализируются важность и теоретико-эмпирические вопросы научно-образовательных контактов государств в контексте мягкой силы не характеризуется разнообразностью и глубоким изучением. Тема развития образовательных процессов, в частности между КНР и РФ, представляет особый интерес в мире науки в настоящее время, в связи с чем ежегодно публикуются статьи, монографии, диссертации и книги на данную тему.
В первую очередь, стоит отметить работы, которые послужили основой исследования. К таким относятся работы российских китаеведов (Панова А.С., Пивоварова Э.П. ) и зарубежных ученых, исследования членов Института Востоковедения РАН, Института Дальнего Востока, занимающихся проблемой двусторонних российско-китайских отношений и перспектив их развития.
В связи с актуальностью исследования культурной дипломатии и гуманитарного сотрудничества после Второй Мировой Войны, разработке термина, постановке целей и задач культурной дипломатии большое внимание уделили российские ученые Филимонов, а также А.Д.Воскресенский, работавший в Департаменте по культурным связям и делам ЮНЕСКО МИД РФ. Кроме того, изучение культурной дипломатии актуально и за рубежом, что выражается в первую очередь в научных трудах американских ученых Джозефа Ная и Мильтона Каммингса, который представляет культурную дипломатию как «обмен идеями, информацией, ценностями, традициями, верованиями и другими аспектами культуры, которые могут способствовать улучшению взаимопонимания». Отдельный вклад в изучение культурной дипломатии Китая принадлежит американскому дипломату Генри Киссинджеру, который определил стратегии реализации дипломатии Китая, в том числе и культурно-гуманитарного аспекта. Стоит также отметить, что большой вклад в определение значимости гуманитарных контактов в реализации политики государства на международной арене внесли такие российские исследователи, как Л.Е. Востряков, Ю.М.Галенович, В.Г.Буров и Бодрова О.И.
Кроме того, активное изучение вопроса российско-китайского двустороннего сотрудничество проводится и с китайской стороны. Стоит отметить работы Фэн Юйцзюня, который определил цели и методы реализации публичной дипломатии. Пин Мин проводит анализ культурных отношений через призму истории, Чжоу Цзяньин определяет перспективные области российско- китайских отношений.
Научная новизна
Научная новизна данной работы заключается в рассмотрении китайско-российских отношений через призму культурно-гуманитарного сотрудничества а также тщательного анализа образования как важнейшей области в реализации политики «мягкой силы» в двусторонних отношениях России и Китая и его влияния на другие аспекты сотрудничества стран. Кроме того, в работе большое внимание уделено анализу развития научно-образовательного потенциала между субъектами Российской Федерации, входящими в состав Приволжского Федерального Округа и провинциями Китайской Народной Республики.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что посредством синтеза и глубокого анализа информации в области двустороннего сотрудничества РФ и КНР, данная работа определяет значимость культурной дипломатии в современных международных отношениях в целом. Кроме того, посредством логического обоснования и доступного изложения материала, работа может быть использована в качестве учебного материала для студентов, изучающих зарубежное регионоведение, в частности Китай. Говоря о практической значимости исследования, важно отметить, что его результаты позволят определить основные тенденции развития научно-образовательных контактов между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а также выявить основные проблемы развития отношений в данной области. Кроме того, работа даст возможность для разработки эффективной стратегии развития двусторонних партнерских отношений Китая и России не только в сфере образования и науки, но и в экономической, военно-политической и иных областях. При помощи анализа основных областей и тенденций развития образовательных процессов между странами, исследование предлагает методы, в помощью которых возможно будет нивелировать возникающие противоречия и неэффективность в отдельных сферах научно-образовательного сотрудничества КНР и РФ, что может учитываться министерствами, в чьи компетенции входит разработка программ и механизмов образовательных контактов между странами. Более того, данная работа, в которой отдельное внимание уделяется анализу реализации образовательного взаимодействия между субъектами Приволжского Федерального Округа и провинциями Китайской Народной Республики, может быть использована Представительством Министерства Иностранных Дел РФ в Нижнем Новгороде для выявления сильных и слабых сторон в реализации образовательных сотрудничества с провинциями Китая, а также разработки более эффективной стратегии осуществления диалога культурно-гуманитарного сотрудничества между регионами.
Апробация исследования. Исследования, представленные в дипломной работе были апробированы в нескольких научных конференциях и конкурсах: ежегодной студенческой конференции с выступлением на тему «Образование как механизм гуманитарного сотрудничества между Россией и Китаем» (III место); международной научно-практической конференции International Conference on Technology and Society (USA, Houston) 31.01.2018 со статьей «Культурная дипломатия как механизм двустороннего сотрудничества Китайской Народной Республики и Российской Федерации», участие в «Конкурсе НИР» - III Всероссийский молодежный научный форум "Наука будущего - наука молодых".
Структура работы. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы и приложения.
Во введении определены предмет и объект исследования, его цель и задачи, охарактеризованы методологические основы, сформулированы научная новизна и практическая значимость работы.
В первом разделе «Теоретико-правовые основы культурно-гуманитарного сотрудничества в современных международных отношениях» определено понятие гуманитарного сотрудничества, основные направления и виды; дано определение целей, задач и основных принципов, на которых базируется политика культурной дипломатии стран; а также выявлена роль науки и образования в контексте реализации политики мягкой силы.
Во втором разделе «Нормативно-правовая и институциональная основа культурного сотрудничества в области науки и образования КНР и РФ» определена международно-правовая база сотрудничества стран в области образования и науки; определены основные правительственные и неправительственные институты, осуществляющие научно-образовательное сотрудничество между КНР и РФ как на межгосударственном, так и на региональном уровнях
В третьем разделе «Анализ механизмов культурного сотрудничества в научно-образовательной сфере» выявлены основные аспекты реализации культурного сотрудничества в области образования и науки, дана оценка эффективности научно-образовательного диалога между странами; обозначены основные проблемы и перспективы в осуществлении образовательного сотрудничества РФ и КНР;
В заключении сделаны общие итоги, сформулированы основные выводы работы, определены перспективы дальнейшей разработки исследуемой проблемы.
В соответствии с поставленными задачами были сделаны следующие выводы:
1. Культурная дипломатия представляет собой важное направление сотрудничества государств на международной арене и является также одним из основных звеньев, формирующих репутацию страны в мировом масштабе наряду с политическим весом и экономической мощью государства. Продвижение своих особенностей культуры и ценностей в зарубежных странах, достижений в области науки, культуры и образования является одной из наиболее приоритетных задач, которая стоит перед правительствами как крупных, так и малых государств. Культурная дипломатия может внести существенный вклад в обеспечение национальных интересов каждого государства и повысить эффективность его внешней политики, а также создать благоприятную обстановку для проведения переговоров, налаживания диалога и достижения взаимопонимания. В процессе формирования концепции «мягкой силы», и культурной дипломатии как его важнейшего элемента, государства выработали механизмы культурной дипломатии и формы ее реализации. К таким компонентам относится образование, художественная культура, наука, спорт, туризм и другие направления.
2. В современном мире гуманитарное сотрудничество представляется одним из наиболее значимых направлений развития внешней политики государства в контексте «мягкой силы». Имидж любого государственного актора в международных отношениях определяется не только политическим, военным и экономическим аспектами, но и потенциалом образовательных и научных составляющих, а
также местом механизмов культурной дипломатии в осуществлении межгосударственного взаимодействия.
Интенсивность культурно-гуманитарного сотрудничества способствует формированию прочной базы для дальнейшего сотрудничества государств, способствует реализации важнейших внешнеполитических и внутригосударственных стратегий страны и созданию благоприятного образа страны среди молодого поколения. Кроме того, культурно-гуманитарное сотрудничество представляет собой важнейшую область в целях достижения национальных интересов на международной арене и распространения политического влияния.
3. Роль образовательных контактов представляется как важная сфера гуманитарного сотрудничества между странами. Необходимость модернизации страны, важность совершения экономического рывка, становление знания как наиболее важной единицы для дальнейшего мирового развития в постиндустриальную эпоху обуславливает движение стран в направлении усиления культурно-гуманитарных контактов в области образования, упрочения научной базы, сотрудничество и совместная реализация научно-инновационных проектов.
4. В рамках культурно-гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой было подписано большое количество соглашений, которые были направлены на гармонизацию двусторонних отношений за счет механизмов «мягкой силы»: образования, культуры, науки, информационных технологий, здравоохранения, спорта, туризма и других направлений. Они служат прочной основой для реализации культурно-гуманитарного сотрудничества и представляют собой нормативный фундамент для реализации дальнейших инициатив сотрудничества. В условиях более тесного сотрудничества на международной арене и разворотом российской внешней политики на восток, договорная база между Россией и Китаем ежегодно пополняется и создает все более прочную основу для дальнейшего сотрудничества в образовательной сфере. Большую роль в культурном взаимодействии РФ и КНР играют такие международные организации, как ШОС и БРИКС, на платформе которых предлагаются инициативы по углублению всестороннего сотрудничества в области образования и реализуются новые проекты, направленные на совершенствование экономики государств-участниц ШОС и БРИКС. Инициативы, предлагаемые российской и китайской стороной, а также другими странами, учитывают области необходимого развития и соответствуют интересам КНР и РФ в развитии и усилении образовательных процессов.
5. Китайско-российское сотрудничество в области науки и образования осуществляется по линии государственных и неправительственных организаций, которые способствуют усилению образовательных процессов. Посредством активной работы Министерства Иностранных Дел, Министерства культуры и Министерства Образования и Науки Российской Федерации и Китайской Народной Республики за последние годы удалось достичь огромного прорыва в области реализации образовательных проектов. В странах-партнерах также действуют отделения, например Фонд Русский Мир и его подразделения, Россотрудничество с российской стороны, Китайская Образовательная Ассоциация международного обмена и сеть институтов Конфуция со стороны китайского правительства, которые создают благоприятную почву для развития научно-образовательных контактов.
6. Помимо деятельности федеральных институтов и в цело успехов межгосударственного сотрудничества с сфере науки и образования, в настоящее время большое значение в осуществлении диалога в данных сферах между странами занимает региональное сотрудничество. В первую очередь наблюдается высокая эффективность работы институтов культурной дипломатии городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, что отражается на только в интенсивности и увеличении количества российско-китайских научно-образовательных проектов и форумов, проводимых в данных городах, но и высокой оценки этой работы Генеральным Консульством КНР. Кроме того, наблюдается повышение числа студентов из Китая, выбирающих вузы этих городов для обучения, а также заметен спрос на программы изучения Китая и китайского языка среди российской молодежи. Дальневосточный Федеральный Округ, в связи с приграничным положением с КНР также усиливает связи в области науки и образования. Так, заключенные между субъектами ДВФО и провинциями КНР договоры и планы по развитию приграничных территорий включают в себя укрепление связей по линии науки и образования. Сотрудничество КНР и РФ ведется не только на приграничных территориях и в столичных центрах, но и охватывает всю страну, о чем свидетельствует перспективность сотрудничества Приволжского Федерального округа с китайскими провинциями. На базе проекта «Волга-Янцзы», созданного в 2015 году, административно-территориальные единицы РФ и КНР усилили взаимодействие в области дипломатии «мягкой силы», в том числе и по линии расширения образовательных проектов. Осуществление образовательных контактов реализуется на базе двусторонних форумов, образовательных площадок для молодежи, центров изучения языков и культур и сотрудничества китайских и российских университетов.
7. Проведенное сравнительное исследование важнейших параметров научно-образовательного взаимодействия КНР и РФ показывает, что в между странами за последние 10 лет наблюдается существенное увеличение потока студентов в российских вузах, и наоборот, а также повышение интереса к официальному языку и культуре страны партнера. Несмотря на общее количественное увеличение мобильности студентов, наблюдается небольшой дисбаланс с превалированием китайских студентов в вузах России. География образовательного сотрудничества охватывает не только центральные города, но и другие территории страны-партнера, однако количество студентов, выбирающих вузы пограничных территорий все же велико. В связи с перспективностью естественно-научных дисциплин все больше студентов выбирают получение специальностей в этих сферах, о чем говорит постепенное сокращение числа иностранных студентов России и Китая, выбирающих гуманитарные направления. Большое место в реализации научно-образовательных связей занимают информационные и научные центры, среди которых центры русского языка и культуры, институты Конфуция, сеть которых как в России, так и в Китае заметно расширяется.
8. Несмотря на большие достижения в области культурно-гуманитарного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере научно-образовательных контактов, существуют определенные проблемы и вызовы, обусловленные как упущениями внутригосударственной политики, так и продиктованные внешнеполитической ситуацией. Недостаточное финансирование области образовательных услуг, внимание к языковой политике, немногочисленность совместных научных проектов, недостаточный учет интересов и необходимых направлений развития государства, создают основные препятствия в проведении гармоничной и продуктивной образовательной политики между Россией и Китаем. Ориентация на мировые образовательные стандарты и более детальная разработка политики образования позволит странам углубить сотрудничество в данной сфере и достигнуть больших успехов в реализации образовательных контактов.
9. Тесные исторические связи государств по линии научно-образовательного сотрудничества и наблюдающееся увеличение количества соглашений и проектов в области науки и образования говорит о перспективности данного направления межгосударственного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Заявления лидеров государств, а также планирование дальнейших проектов, к примеру, инициатива Министерства Образования и науки Российской Федерации «Экспорт образования» говорит о представлении правительствами двух стран научно-образовательного направления сотрудничества как важного механизма в реализации политики культурной дипломатии и готовность решать проблемы сотрудничества в данной сфере и проводить работу на усиление контактов в данной сфере на благо создания новых платформ для совместного сотрудничества в других сферах и поддержания позитивного имиджа страны на международной арене.
В целом, стоит отметить, что внешняя культурная политика КНР и РФ в области образования и науки постепенно приобретает все большее значение в двусторонних отношениях государств и имеет большой потенциал развития в долгосрочной перспективе. Научно-образовательное сотрудничество Китая и России будет способствовать укреплению дружественных связей не только в области культурного диалога, но и созданию более привлекательных условий экономического сотрудничества, а также упрочению контактов в области политики.
1. Культурная дипломатия представляет собой важное направление сотрудничества государств на международной арене и является также одним из основных звеньев, формирующих репутацию страны в мировом масштабе наряду с политическим весом и экономической мощью государства. Продвижение своих особенностей культуры и ценностей в зарубежных странах, достижений в области науки, культуры и образования является одной из наиболее приоритетных задач, которая стоит перед правительствами как крупных, так и малых государств. Культурная дипломатия может внести существенный вклад в обеспечение национальных интересов каждого государства и повысить эффективность его внешней политики, а также создать благоприятную обстановку для проведения переговоров, налаживания диалога и достижения взаимопонимания. В процессе формирования концепции «мягкой силы», и культурной дипломатии как его важнейшего элемента, государства выработали механизмы культурной дипломатии и формы ее реализации. К таким компонентам относится образование, художественная культура, наука, спорт, туризм и другие направления.
2. В современном мире гуманитарное сотрудничество представляется одним из наиболее значимых направлений развития внешней политики государства в контексте «мягкой силы». Имидж любого государственного актора в международных отношениях определяется не только политическим, военным и экономическим аспектами, но и потенциалом образовательных и научных составляющих, а
также местом механизмов культурной дипломатии в осуществлении межгосударственного взаимодействия.
Интенсивность культурно-гуманитарного сотрудничества способствует формированию прочной базы для дальнейшего сотрудничества государств, способствует реализации важнейших внешнеполитических и внутригосударственных стратегий страны и созданию благоприятного образа страны среди молодого поколения. Кроме того, культурно-гуманитарное сотрудничество представляет собой важнейшую область в целях достижения национальных интересов на международной арене и распространения политического влияния.
3. Роль образовательных контактов представляется как важная сфера гуманитарного сотрудничества между странами. Необходимость модернизации страны, важность совершения экономического рывка, становление знания как наиболее важной единицы для дальнейшего мирового развития в постиндустриальную эпоху обуславливает движение стран в направлении усиления культурно-гуманитарных контактов в области образования, упрочения научной базы, сотрудничество и совместная реализация научно-инновационных проектов.
4. В рамках культурно-гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой было подписано большое количество соглашений, которые были направлены на гармонизацию двусторонних отношений за счет механизмов «мягкой силы»: образования, культуры, науки, информационных технологий, здравоохранения, спорта, туризма и других направлений. Они служат прочной основой для реализации культурно-гуманитарного сотрудничества и представляют собой нормативный фундамент для реализации дальнейших инициатив сотрудничества. В условиях более тесного сотрудничества на международной арене и разворотом российской внешней политики на восток, договорная база между Россией и Китаем ежегодно пополняется и создает все более прочную основу для дальнейшего сотрудничества в образовательной сфере. Большую роль в культурном взаимодействии РФ и КНР играют такие международные организации, как ШОС и БРИКС, на платформе которых предлагаются инициативы по углублению всестороннего сотрудничества в области образования и реализуются новые проекты, направленные на совершенствование экономики государств-участниц ШОС и БРИКС. Инициативы, предлагаемые российской и китайской стороной, а также другими странами, учитывают области необходимого развития и соответствуют интересам КНР и РФ в развитии и усилении образовательных процессов.
5. Китайско-российское сотрудничество в области науки и образования осуществляется по линии государственных и неправительственных организаций, которые способствуют усилению образовательных процессов. Посредством активной работы Министерства Иностранных Дел, Министерства культуры и Министерства Образования и Науки Российской Федерации и Китайской Народной Республики за последние годы удалось достичь огромного прорыва в области реализации образовательных проектов. В странах-партнерах также действуют отделения, например Фонд Русский Мир и его подразделения, Россотрудничество с российской стороны, Китайская Образовательная Ассоциация международного обмена и сеть институтов Конфуция со стороны китайского правительства, которые создают благоприятную почву для развития научно-образовательных контактов.
6. Помимо деятельности федеральных институтов и в цело успехов межгосударственного сотрудничества с сфере науки и образования, в настоящее время большое значение в осуществлении диалога в данных сферах между странами занимает региональное сотрудничество. В первую очередь наблюдается высокая эффективность работы институтов культурной дипломатии городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, что отражается на только в интенсивности и увеличении количества российско-китайских научно-образовательных проектов и форумов, проводимых в данных городах, но и высокой оценки этой работы Генеральным Консульством КНР. Кроме того, наблюдается повышение числа студентов из Китая, выбирающих вузы этих городов для обучения, а также заметен спрос на программы изучения Китая и китайского языка среди российской молодежи. Дальневосточный Федеральный Округ, в связи с приграничным положением с КНР также усиливает связи в области науки и образования. Так, заключенные между субъектами ДВФО и провинциями КНР договоры и планы по развитию приграничных территорий включают в себя укрепление связей по линии науки и образования. Сотрудничество КНР и РФ ведется не только на приграничных территориях и в столичных центрах, но и охватывает всю страну, о чем свидетельствует перспективность сотрудничества Приволжского Федерального округа с китайскими провинциями. На базе проекта «Волга-Янцзы», созданного в 2015 году, административно-территориальные единицы РФ и КНР усилили взаимодействие в области дипломатии «мягкой силы», в том числе и по линии расширения образовательных проектов. Осуществление образовательных контактов реализуется на базе двусторонних форумов, образовательных площадок для молодежи, центров изучения языков и культур и сотрудничества китайских и российских университетов.
7. Проведенное сравнительное исследование важнейших параметров научно-образовательного взаимодействия КНР и РФ показывает, что в между странами за последние 10 лет наблюдается существенное увеличение потока студентов в российских вузах, и наоборот, а также повышение интереса к официальному языку и культуре страны партнера. Несмотря на общее количественное увеличение мобильности студентов, наблюдается небольшой дисбаланс с превалированием китайских студентов в вузах России. География образовательного сотрудничества охватывает не только центральные города, но и другие территории страны-партнера, однако количество студентов, выбирающих вузы пограничных территорий все же велико. В связи с перспективностью естественно-научных дисциплин все больше студентов выбирают получение специальностей в этих сферах, о чем говорит постепенное сокращение числа иностранных студентов России и Китая, выбирающих гуманитарные направления. Большое место в реализации научно-образовательных связей занимают информационные и научные центры, среди которых центры русского языка и культуры, институты Конфуция, сеть которых как в России, так и в Китае заметно расширяется.
8. Несмотря на большие достижения в области культурно-гуманитарного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере научно-образовательных контактов, существуют определенные проблемы и вызовы, обусловленные как упущениями внутригосударственной политики, так и продиктованные внешнеполитической ситуацией. Недостаточное финансирование области образовательных услуг, внимание к языковой политике, немногочисленность совместных научных проектов, недостаточный учет интересов и необходимых направлений развития государства, создают основные препятствия в проведении гармоничной и продуктивной образовательной политики между Россией и Китаем. Ориентация на мировые образовательные стандарты и более детальная разработка политики образования позволит странам углубить сотрудничество в данной сфере и достигнуть больших успехов в реализации образовательных контактов.
9. Тесные исторические связи государств по линии научно-образовательного сотрудничества и наблюдающееся увеличение количества соглашений и проектов в области науки и образования говорит о перспективности данного направления межгосударственного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Заявления лидеров государств, а также планирование дальнейших проектов, к примеру, инициатива Министерства Образования и науки Российской Федерации «Экспорт образования» говорит о представлении правительствами двух стран научно-образовательного направления сотрудничества как важного механизма в реализации политики культурной дипломатии и готовность решать проблемы сотрудничества в данной сфере и проводить работу на усиление контактов в данной сфере на благо создания новых платформ для совместного сотрудничества в других сферах и поддержания позитивного имиджа страны на международной арене.
В целом, стоит отметить, что внешняя культурная политика КНР и РФ в области образования и науки постепенно приобретает все большее значение в двусторонних отношениях государств и имеет большой потенциал развития в долгосрочной перспективе. Научно-образовательное сотрудничество Китая и России будет способствовать укреплению дружественных связей не только в области культурного диалога, но и созданию более привлекательных условий экономического сотрудничества, а также упрочению контактов в области политики.
Подобные работы
- КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ РФ И КНР В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 -
Популяризация японского языка как инструмент культурной дипломатии современной Японии во внешнеполитических отношениях с Китаем
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Культурный обмен между северо-восточными провинциями Китая и Дальневосточным федеральным округом РФ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2019 - МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ОПЫТ РОССИИ И КИТАЯ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - Стратегия китайской культурной дипломатии в 21-ом веке
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБМЕНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ КИТАЯ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - «Культурная дипломатия» во внешней политике Франции в странах Северной и Западной Африки
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА РОССИИ И КИТАЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Китай, Монголия, Россия: стратегический треугольник (1990-е гг. - начало ХХ1в.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020



