ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 6
1.1 Специфика дополнительного образования 6
1.2 Цели и задачи программ учреждений дополнительного образования 13
1.3 Роль декоративно-прикладного творчества в развитии творческих способностей учащихся учреждений дополнительного образования 16
Выводы по I главе 26
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗУЧЕНИЮ БАТИКА 27
2.1 Анализ проблемы развития творческих способностей при изучении декоративно-прикладного искусства 27
2.2 Батик как один из видов декоративно-прикладного творчества 28
Выводы по II главе 33
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 34
3.1 Роспись ширмы в технике «холодный» батик: свободная роспись 34
Заключение 45
Список использованных источников
Актуальность исследования. Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации.
Вопрос о развитии творческих способностей в учреждениях дополнительного образования в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.
Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях как социально-образовательной сферы, включающей взаимодействие разных сфер социальной политики государства, участников образовательного процесса и социума, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России.
Задача педагогических коллективов дополнительного - создать механизмы, структуры нового качества, нового содержания, бережно относясь ко всему, что наработано и накоплено практикой. Важно помнить, что подросток, старшеклассник приходит не в кружок, а в образовательное учреждение, которое берет на себя ответственность за его развитие.
Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования: Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция, детский парк и др.
Дополнительное образование подразделяется на общее дополнительное образование и дополнительное профессиональное образование. В учреждениях общего дополнительного образования в частности обучаются дети и подростки в возрасте до 18 лет, с целью общего культурного эстетического развития. В учреждениях дополнительного профессионального образования повышаю квалификацию и проходят профессиональную переподготовку взрослы, с целью приобретения и расширения новых профессиональных знаний.
Интерес к теме работы определяется рядом аспектов. Во-первых, проблема развития творческих способностей учащихся на занятиях по декоративно-прикладному творчеству;
Во-вторых, разработка методики обучения росписи по ткани на занятиях по декоративно-прикладному творчеству в учреждениях дополнительного образования в технике холодный батик.
Цель исследования: определение эффективных методов и способов развития творческих способностей учащихся в учреждениях дополнительного образования;
Задачи исследования:
- определить сущность и структуру творческих способностей учащихся в учреждениях дополнительного образования;
- выявить влияние декоративно-прикладного творчества на развитие творческих способностей учащихся;
- изучить особенности формирования творческих способностей учащихся на занятиях по декоративно-прикладному творчеству;
- рассмотреть основные виды декоративно-прикладного творчества в кон-тексте нашей проблемы;
-обозначить основные способы развития творческих способностей в сфере декоративно-прикладного творчества.
-рассмотреть формы и методы развития творческих способностей средствами изобразительного искусства.
Впервой главе мы рассмотрели дополнительное образование в сфере декоративно-прикладного искусства, изучили особенности формирования творческих способностей учащихся на занятиях по декоративно-прикладному творчеству определили сущность и структуру творческих способностей, выявили влияние декоративно-прикладного творчества на учащихся, рассмотрели основные виды декоративно-прикладного творчества, обозначили формы и методы развития творческих способностей средствами изобразительного искусства у учащихся.
Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывно-го образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования молодежи заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.
Содержание дополнительного образования детей отражает: рекреативно-оздоровительное развитие ребенка; организацию и формирование нового социально-го опыта; психолого-педагогическую помощь и поддержку детям в индивидуальном развитии. Такой объективный фактор как отсутствие жестких образовательных стандартов в учреждениях дополнительного образования и то, что педагог заинтересован в том, что бы ребенок посещал занятия вне прямой зависимости от академических успехов, задает такие особенности учреждения дополнительного образования как: творческость (креативность) жизнедеятельности детских объединений; дифференциация воспитательного процесса (разноуровневость, специализация, возможность объединения детей на основе общих интересов); индивидуализацией (регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания образования; обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка; подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанниками.
Рассмотрев творческие способности, мы пришли к выводу, что декоративно-прикладное искусство является неотъемлемым фактором.
Способы развития творческих способностей учащихся:
Изобретение относится к области обучения, а именно к способам развития творческой деятельности в области искусства.
Способ развивающего обучения изобразительному искусству имеет целью научить ребенка видеть внутренним взором объект моделирования, у ребенка развивается мелкая моторика руки, исчезает страх, он освобождается от некоторых психологических барьеров, мешающих самостоятельно творить, в более короткие сроки приобретает навыки работы конструирования и моделирования персонажей сказок.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дополнительное образование как фактор развития творческих способностей призвано обеспечить учащимся дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Декоративно-прикладное искусство можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности учащегося. Основное предназначение системы дополнительного образования молодежи заключается в создании условий для свободного выбора каждым учеником образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.
На занятиях по батику у учащихся происходит развитие творческих способностей. Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации.