Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние детско-родительских отношений на развитие самостоятельности детей дошкольного возраста

Работа №63129

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
366
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения влияния детско - родительских
отношений на развитие самостоятельности детей дошкольного возраста 6
1.1 Анализ подходов к изучению самостоятельности в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Характеристика самостоятельности как личностного качества детей
дошкольного возраста 12
1.3 Понятие и типы детско-родительских отношений 19
Выводы по главе 1 29
2. Эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на
развитие самостоятельности детей дошкольного возраста 31
2.1 Организация исследования. Описание методик 31
2.2 Результаты исследования
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список использованной литературы 47


Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается одной из самых актуальных. Я.Л. Коломинский, Я.З. Неверович и др. считают, что задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками [15; 28].
Исследования таких психологов как А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская,
С.Л. Рубинштейн и др. доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества [21; 23; 37]. Исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других показали, что в основном родители влияют на самостоятельность ребенка: если они изначально с раннего возраста воспитывают это качество, то у ребенка формируется достаточно высокий уровень самостоятельности [21; 53].
Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни. Но именно дошкольный возраст, по мнению Л.С. Выготского, А.В. Запорожец,
A. В. Петровского и др. является первоначальным звеном в развитии ребенка, и именно в этом возрасте, как утверждают Л.И. Божович, А.А. Люблинская,
B. С. Мухина и др. формируются и развиваются самостоятельность человека, личностные механизмы поведения [8; 11; 30; 4; 23; 27].
Самостоятельность одна из основных характеристик личности. Только ребенок с высоким уровнем развития самостоятельности может в дальнейшем успешно учиться в школе, где от него будет требоваться проявление активности, инициативы, элементов творчества при решении различных проблем и задач.
Истоки самостоятельности зарождаются еще в раннем возрасте, именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постоянно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности.
Самостоятельность как качество личности развивается в разных видах деятельности. При этом деятельность рассматривается рядом авторов, таких как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Подьяков и др. как система, внутри которой происходит обогащение самой деятельности (усложнение целей, задач, предметных действий, мотиваций), а так же личности ребенка, который накапливает опыт, становится более активным и самостоятельным [8; 11; 21; 31].
На современном этапе проблеме влияния детско -родительских отношений на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста уделяется недостаточно внимания. В основном в психолого-педагогической литературе рассматривается влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки (В.В. Столин и др.) [42], трудовой деятельности (Р.С. Буре, Я.Л. Коломинский и др.) [3; 17].
В связи с этим тема нашей работы является актуальной.
Цель исследования: выявить влияние детско-родительских отношений на развитие самостоятельности детей дошкольного возраста.
Объект исследования: родители; дети среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: детско-родительские отношения;
самостоятельность детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при типе детско- родительских отношениях как «принятие» и «кооперация» уровень самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет высоким, тогда как при типе детско-родительских отношениях как «симбиоз», «авторитарная гиперсоциолизация», «маленький неудачник» уровень самостоятельности у детей будет низкий или средний.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению самостоятельности в отечественной психологии.
2. Охарактеризовать самостоятельность как личностное качество детей дошкольного возраста .
3. Определить понятие и типы детско-родительских отношений.
4. Исследовать взаимосвязь между типом детско-родительских отношений и развитием самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели и задач, в соответствии с объектом, предметом и гипотезой были использованы методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, систематизация и синтез полученной информации;
- эмпирические: Методика Р.М. Геворкян «Особенности проявления воли (самостоятельности) дошкольников», Опросник родительского отношения (ОРО) (авторы А.Я.Варга, В.В. Столин);
- методы обработки данных: количественный (статистический) и
качественный анализ.
База исследования: МБДОУ №3 «Кояшкай», г. Чистополь.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста является актуальной в наши дни.
Анализируя понимание самостоятельности, существующие в современной научной литературе, следует отметить, что единого подхода к рассматриваемому явлению на сегодняшний день в отечественной науке не сформировалось. Помимо этого сама проблема самостоятельности привлекает к себе снимание всё большее внимание. Ее актуальность объясняет появление ряда понятий описывающих близкие феномены, такие как суверенность, самоэффективность, самодетерминация и др. Кроме того, проблема самостоятельности вызывает интерес исследователей из разных отраслей психологии.
Самостоятельность - очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
Основной путь развития самостоятельности - постепенное усложнение условий деятельности детей, которые и активизируют их самостоятельные действия, усложнение содержания самостоятельной работы и увеличение ее по объему, а так же усложнение методов педагогического воздействия на разных этапах. Особо важным моментом в развитии самостоятельности является творческая направленность, которая выражается в творческом применении знаний, умений и навыков, полученных ранее.
Исследования психологов и педагогов показывают, что тип родительского отношения имеет решающее значение для личностного развития ребенка, в том числе и развития самостоятельности.
Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Чем адекватнее стиль родительского отношения, тем выше вероятность того, что ребенок будет самостоятельным.
Исследователи отмечают, что тип родительского отношения зависит от множества факторов: личностных особенностей родительской фигуры, форм поведения родителей в семье и за ее пределами; личностных особенностей ребенка; педагогической компетентности родителей, уровня их образованности; качества эмоциональных связей в детско-родительских отношениях и др.
Проведя эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на развитие самостоятельности детей дошкольного возраста мы пришли к выводу, что развитие самостоятельности напрямую зависит от уровня родительской заинтересованности в развитии самостоятельности ребёнка.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования заключающаяся в том, что при типе детско-родительских отношениях как «принятие» и «кооперация» уровень самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет высоким, тогда как при типе детско - родительских отношениях как «симбиоз», «авторитарная
гиперсоциолизация», «маленький неудачник» уровень самостоятельности у детей будет низкий или средний - доказана, что подтверждается данными полученными нами в эмпирической части исследования.



1. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.
2. Баранов Е.Г. Формирование самостоятельности личности. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов.25-28 июня 2003 года:Т.1. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун¬та, 2003. - С. 289-293.
3. Буре Р.С. Развитие у детей самостоятельности и организованности в повседневной жизни детского сада.-М.-: Издательство «Ювета», 2008. - 18 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные
психологические труды /под. Ред. Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М.: Московский Психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЕК, 2001.
5. Брушлинский А.В. Мышление и общение - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 128 с.
6. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.
7. Власова Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2000.
8. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002. - 1008 с.
9. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение.- СПб.: Медицина, 1997. - 248с.
10. Година Г. Н. Самостоятельность дошкольников и её внимание на
развитие детских взаимоотношений /Под ред.В.Г Нечаевой. - М.:
Педагогика, 1972.- С. 83 -111.
11. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. - М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2000 . - 320с.
12. Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - изд. 4-е, расш. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.
13. Дмитриева Ю.П. Психологические основы самостолятельности как свойство личности // Ученные записки. - Л.: ЛГПИ им. А,И. Герцена, 2014. - Вып. № 52. - С. 81-82.
14. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 320с.
15. Клочко В.Е.Самореализация личности: системный взгляд. - Томск:
Издательство Томского университета, 2000. - 154 с.
16. Ковалёв А.Г. Личность воспитывает себя.- М.: Политиздат, 1983.- 256 с.
17. Коломинский Я.Л. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника.- Минск, 1997.
18. Кон И.С. Психология самостоятельности // Педагогика здоровья.- М.: «Педагогика-Пресс», 1992. - С.268-273.
19. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности - М.: Ленанд, 2011. - 320 с.
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования - 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2009. - 175 с.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл,
Академия, 2005. - 352 с.
22. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. - СПб.: Питер, 2008. - 318 с.
23. Люблинская A.A. Воспитание самостоятельности у детей //Дошкольное воспитание.- 2002.- №2. - С. 66-72.
24. Мамайчук И.И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - С.80-85.
25. Миронова Ю.П. Творческая самостоятельность детей младшего
школьного возраста // Школа будущего - ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», 2015. - № 6. - С. 136-142.
26. Макарова Е.С. Активизация познавательной самостоятельности. - Магнитогорск: МГППК, 2006.
27. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2009. - 608 с.
28. Неверович Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М.,1965. - С. 158-189.
29. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности - М.: Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. - 232 с.
30. Петровский А.В. Психология - 8-е изд. стереотип. - М.: ИЦ «Академия», 2008. - 512с.
31. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996. - 32с.
32. Пономарёва З.Ф. Проблемы формирования личности школьника и дошкольника / сб.ст. под ред. З.Ф. Понамарёвой и др. - Кемерово, 1974. - 138с.
33. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. Е.Г.Силяевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192с.
34. Райан Р.М. Теория самодетерминации и поддержка внутренней мотивации, социальное развитие и благополучие - Благовещенск: Вестник БГПУ: Психолого-педагогические науки. Выпуск 3. - 2003. - С. 97-111.
35. Ребер А. Большой толковый психологический словарь - М.: АСТ, 2000. - 591 с.
36. Романов А.А. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста (альбом диагностических методик). - М.: «Принт», 2000. - 30с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2013. - 720 с.
38. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 576с.
39. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей - М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 53 с.
40. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 160 с.
41. Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. М.: НИИ общей педагогики, 1991. - С. 38-44.
42. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. - 1989.- №3.- С.16-37.
43. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир.- М.: Просвещение, 2011. - 208 с.
44. Сыркина В.Е. К психологии самостоятельности// Учённые записки. - Л.: ЛГПИ им. А,И. Герцена, 2014. - Вып. № 52. - С. 33-42.
45. Теплюк С.И. Истоки самостоятельнолсти дошкольника // Дошкольное воспитание - 2011. - № 7. - С. 67-71.
46. Хазанова М. А. Конструктивные и деструктивные тенденции в детско - родительских взаимоотношениях // Мир психологии. -1996. - № 1(6). -С. 47¬54.
47. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 208с.
48. Чебровская С.В. Самостоятельность дошкольников в оценке
современных исследователей: статья // Психолого-педагогическое
сопровождение развития детей в образовательных учреждениях: сб.
материалов научно-практического семинара: Биробиджан, 12-13 ноября
2009: в 2 ч. - Биробиджан: Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2009. - Ч. 2. - С. 199-208.
49. Шапарь В. В лабиринтах психологии личности. - СПб.: Феникс, 2004. - 512 с.
50. Шамова Т.И. Формирование самостоятельной познавательности в процессе обучения. - М.: Академия, 2005. - 68 с.
51. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
52. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия. - М.: Посткриптум, 2001. - 348с.
53. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред.-сост. Б.Д.Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ