Введение
Глава I. Сравнение как стилистическая фигура речи
§1.1. Сравнение как метод познания
§1.2. Выражение сравнения в языке 6
§1.3. Изучения сравнения в лингвистике 8
Глава 2. Семантическая структура сравнительных оборотов
в творчестве А.П. Чехова 22
§2.1. Сравнения в рассказах А.П.Чехова 1880-1888 годов 23
§2.2. Сравнения в повести «Степь» (1888г.) 30
§2.3. Сравнения в рассказах А.П.Чехова 1888-1896 годов 44
§2.4. Сравнения в рассказах А.П.Чехова 1896-1903 годов 58
Глава 3. Структурная характеристика сравнительных оборотов
в произведениях А.П.Чехова 73
§3.1. Структурные модели сравнительных оборотов 73
§3.2. Структурные модели сравнительных оборотов
в произведениях А.П.Чехова 74
Глава 4. Изучение сравнения в школе 77
§4.1. Изучение изобразительно-выразительных средств
языка в школе 77
§4.2. Конспект урока 78
Заключение 82
Список литературы 85
Одной из важнейших задач лингвостилистики на современном этапе ее развития является изучение лингвистической природы и функционирования отдельных стилистических приемов в различных функциональных стилях литературного языка. Каждое такое конкретное исследование является необходимой ступенью на пути к созданию адекватного стилистического описания системы языка в целом.
Основной целью художественного текста является эстетическое воздействие на читателя и его сознание. Автор стремится вызвать у него чувства, эмоции, ассоциации, и с этой целью именно в художественном тексте, как ни в каком другом, широко используются различные изобразительные и выразительные средства языка. Одним из наиболее ярких средств является сравнение. Приём сравнения играет огромную роль в жизни и деятельности человека: сравнение является методом познания
действительности, ведущим к установлению характерных признаков предмета; наряду с этим сравнение является приёмом художественной речи, служащим одним из средств составления образа.
Семантическая структура сравнение особенна, т.к. обусловлена его компаративным значением. Сложность компаративной структуры сравнения в том, что сравнение в качестве категории формальной логики подразумевает наличие трех компонентов. Это та самая взаимосвязь между вновь
познаваемым и прежде познанным. Лингвисты предлагают различные классификации образных сравнений в зависимости от признаков, положенных в их основу. Особый интерес представляет анализ образных сравнений в произведениях художественной литературы, способов, с помощью которых они раскрывают взгляд автора на тот или иной предмет, то есть особой роли образного сравнения в отражении художественного замысла писателя.
Актуальность работы определяется отсутствием комплексного исследования сравнений в творчестве А.П. Чехова и необходимостью освещения этой проблемы для уточнения представления о своеобразии стиля А.П. Чехова.
Объектом исследования является язык произведений А.П. Чехова.
Предмет исследования - сравнительные конструкции языке произведений А.П. Чехова.
Источниками работы послужили произведения А.П. Чехова: «Хамелеон» (1884), «Налим» (1885), «Егерь» (1885), «Тоска» (1886), «Шуточка» (1886), «Враги» (1887), «Свирель» (1868), «Степь» (1888), «Скучная история» (1889), «Гусев» (1890), «Попрыгунья» (1892), «После театра» (1892), «Палата№6» (1892), «Супруга» (1895), «Анна на шее» (1895), «Дом с мезонином» (1896), «Человек в футляре» (1898), «Крыжовник» (1898), «О любви» (1898), «Ионыч» (1898), «Случай из практики» (1898), «Душечка» (1899), «Дама с собачкой» (1899), «Невеста» (1902). В тексте нашего исследования после цитат в круглых скобках указываются том и страница источника.
Цель работы - выявить особенности функционирования сравнений в прозаическом тексте на материале произведений А.П. Чехова. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать анализ лингвистической литературы, освещающей фигуру сравнения;
- исследовать структурно-семантические особенности сравнительных конструкций в творчестве А.П. Чехова;
- выявить своеобразие функционирования сравнений в произведениях А.П. Чехова;
- показать возможности изучения фигуры сравнения в школе.
Цель и задачи исследования определили выбор методов работы: методы наблюдения, сравнения и сопоставления, обобщения и анализа полученных результатов.
Теоретическая значимость работы заключается в детальном описании семантики, структуры и стилистических функций сравнений.
Практическая значимость определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы при изучении творчества А.П. Чехова в школе на уроках литературы, внеклассных занятиях, на уроках русского языка по развитию речи.
Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.
Таким образом, сравнение - это фигура речи, выражающая уподобление одного объекта другому. Структура сравнения представлена тремя компонентами: первый член - то, что сравнивается, второй член - то, с чем сравнивается и третий член - признак, на основании которого устанавливается сходство.
В сравнительной конструкции должны быть представлены все три компонента, иначе она не будет являться сравнением. Своеобразие фигуры сравнения в том, что сравнение тесно связано с логической операцией мышления, с познанием нового, в сопоставлении новой информации с полученной ранее. Особенности функционирования сравнения и структурные модели рассматриваются в контексте стилистики, культуры речи, риторики.
В лингвистике отмечается, что сравнение используется для создания художественной выразительности в тексте.
Сравнение как фигура речи подвергается исследованию в лингвистике, занимает особую позицию в системе изобразительно-выразительных средств языка. Большое внимание уделяется сравнению при изучении творчества отдельного писателя и его стиля.
В творчестве А.П. Чехова сравнение занимает важное место и преследует цель сделать наглядным, ясным, ярким для читателя изображаемое. Чеховские сравнения подвержены динамике, что наблюдается и в исследовании структурных моделей сравнений, и в лексическом наполнении объектов сравнения, и в функциональном их использовании.
Ведущей является модель сравнения одушевленного объекта с одушевленным объектом. Это связано с тем, что чаще всего в данной модели сравнивается человек с животным («Человек должен сознавать себя выше львов, тигров, звезд, выше всего в природе, даже выше того, что непонятно и кажется чудесным, иначе он не человек, а мышь, которая всего боится». (Дом с мезонином, 513). «Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник
или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало» - сказал Буркин. (Человек в футляре, III, 69). И эта модель является традиционной. Но большинство сравнений человека с животным выражает отношение автора к герою и его оценку. «Тесть, бритый, пухлый, водяночный тайный советник, хитрый и жадный до денег, теща - полная дама с мелкими хищными чертами, как у хорька, безумно любящая свою дочь и во всем помогающая ей. У Ольги Дмитриевны тоже мелкие хищные черты лица, но более выразительные и смелые, чем у матери; это уж не хорек, а зверь покрупнее!» (Супруга, II, 434). «Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла их кухни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда. Вхожу к барину, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, - того и гляди хрюкнет в одеяло», - рассказал Иван Иваныч». (Крыжовник, III, 87).
Смысловая модель неодушевленный объект - неодушевленный объект встречается тоже довольно часто, сравнения такой модели выполняют изобразительную функцию. («Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него...» (Степь, I, 523).
Модель одушевленный объект - неодушевленный объект представлена весомо. Такая модель выражает изобразительно-выразительную функцию или авторское отношение и оценку персонажей.
Реже всего представлены сравнения смысловой модели неодушевленный объект - одушевленный объект. Такие сравнения непродуктивны, автор использует их, чтобы показать какое-либо движение, перемещение неодушевленных объектов в окружающем мире. Объекты сравнения, то, что автор хочет сделать явным понятным для читателя, можно объединить в тематические группы: номинации человека - это человек (люди), 87
мужчина, женщина, извозчик, буржуа, мальчик, подводчики, офицер, девица, кухарка, аудитория; атрибуты человека - это руки, спина, шея, лицо, уши, щеки, глаза, борода; номинации животных - это лошадь, налим, стрепет, хорек, собака; явления природы - это облака, дождь, роса; естественные объекты - это земля, равнина, луна, воздух, вода; растения - ели; строения - это двери, мельница, крыши, спальня; одежда и ее атрибуты - это фалды шаровары, рубаха, галстук, мундир; средства передвижения - это санки, бричка, поезд; абстрактные понятия - это нотка свирели, голос, дело, мысли, душевные переживания, песня, смех, житейские катастрофы, радость, современная литература, заслуги, жизнь; посуда - котел. Остальные объекты сравнения не укладываются в тематическую классификацию, но относятся к конкретным объектам - это тень, записка, дорога, рогожа, цветы на ткани (рисунок), силуэт, деньги.
Объекты сравнения взяты из различных областей. Особенно разнообразны сравнения человека с животным миром. Среди номинаций животных есть и такие, с которыми связаны отрицательные ассоциации (жаба, хорек, свинья, каплун, клоп, мышь, амеба), некоторые из них встречаются неоднократно. Все это обусловливает негативное отношение к называемому, даже такие номинации, как лев и олень вызывают не те ассоциации, к которым привык читатель, а иронию. Одни и те же объекты могут сравниваться в разных произведениях с другими.
1. Чехов А.П. Избранные произведения. В 3 т. / А.П. Чехов. - М.: Гослитиздат, 1962.
II. Теоретическая литература
2. Беленький Г.И. Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе (IV-X классы)/ Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 256 с.
3. Бердников Г.П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания: Изд. 2-е, доп. -/ Г.П.Бердников - Л.: Изд-во «Художественная литература», 1979. - 512 с.
5. Бочаров В.А. Основы логики: Учебник / В.А. Бочаров, В.И. Маркин. - М.: Форум; Инфа, 2005. - 336 с.
6. Волков А.А. Курс русской риторики / А.А. Волков. - М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001. - 480 с.
7. Вомперский В.П. К характеристике стиля прозы М.Ю. Лермонтова (стилистические функции сравнений)/ В.П. Вомперский //Русский язык в школе. - 1964. - №5, с.27- 33.
8. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. - М., 1981. - С.10-102.
9. Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфическое/ В.Г.Гак // Метафора в языке и тексте: сб. статей. - М.: Наука, 1988. - С. 11-26.
10. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для студентов педагогических вузов/ А.Д. Гетманова. - М.: Высшая школа, 1986. - 164 с.
11. Гурвич И.А. Проза А.П. Чехова / И.А. Гурвич. - М.: Художественная литература, 1970. - 182 с.
12. Ефимов А.И. Стилистика русского языка/ А.И. Ефимов. - М.: Просвещение, 1968. - 262 с.
13. История русской литературы XIX века: Вторая половина: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности №2101 «Русский язык и литература» / Н.Н. Скатов, Ю.В. Лебедев, А.И. Журавлева и др.; Под ред. Н.Н. Скатова. - М.: Просвещение, 1987. - С. 17.
14. Камышова А. Е. Сравнение и его функции в структуре прозаическог
о текста (на материале прозы В. Брюсова): автореф.
дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2006. - 24 с.
15. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2101 "Русский язык и литература" / М. Н. Кожина - Изд. 2-е, перераб. и доп.. -
Москва : Просвещение, 1983. - 222 с.
16. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов/ М.Р. Львов. - «Академия», 2002. - 272 с.
17. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс/ В.П. Москвин. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 630 с.
18. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения в системе русской фразеологии/ В.М. Огольцев. - Л., 1978. - 173 с.
19. Петров О.В. Риторика: Учебное пособие для студентов в юридических вузов/ О.В. Петров. - М.: ООО «Профообразование», 2001. - 424 с.
20. Полоцкая Э.А. А.П. Чехов. Движение художественной мысли/ Э.А. Полоцкая. - М., 1981. - 144 с.
21. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка/ Д.Э. Розенталь. - Изд-е 3-е, испр. и доп. - М.: Изд.-во «Высшая школа», 1974. - 352 с.
22. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики/ Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. - М.: Изд-во «Высшая школа». - 1978. - 208 с.
23. Степанов Ю.С. Французская стилистика (в сравнение с русской)/ Ю.С. Степанов. - М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 359 с.
24. Стилистика русского языка/ под. ред. Н.М. Шанского. - Л.:
Просвещение, 1989. - 146 с.
25. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы/ Л.И. Тимофеев. - М. - Учпедгиз, 1959. - 217 с.
26. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа: Учебное пособие/ В.И. Тюпа. - М.: Выш. шк., 1989. - 135 с.
27. Чудаков А.П. Поэтика А.П. Чехова/ А.П. Чудаков. - М., 1978. - 605 с.
III. Словари и справочная литература
28. Сурков А. А. Краткая Литературная Энциклопедия / под ред. А. А. Суркова. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - Т. 7. - 1972. - 457 с.
29. Литературный энциклопедический словарь/ под. общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М. Советская энциклопедия,1987. - 752 с.
30. Огольцев В.М. Словарь устойчивых сравнений русского языка
(синонимо-антонимический). - М.: ООО «Русские словари»: ООО
«Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 800 с.
31. Ожегов С.И. Толовый словарь русского языка: 800000 слов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.
III. Методическая и учебная литература
32. В мире литературы. 5 кл.: Учеб. Христоматия для общеобразоват. Учеб. Заведений. В 2 ч. Ч.1 /авт.-сост. А.Г.Кутузов, В.В.Леденева, Е.С.Романичева. А.К.Киселев. - 4-е изд. Стериотип. - М.: Дрофа, 2000.
33. Литература 5 кл. : Учеб. христоматия для общеобразоват. Учреждений В 2 ч. Ч.1 /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. - 5-е изд. Стериотип. - М.: Дрофа, 2003.
34. Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 кл./ под. ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. - М.: Мнемозина. - 1999.
35. Программно-методические материалы. Литература 5-11 кл. /сост. Т.А. Калганова. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999.