РАЗРАБОТКА МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ КАК НЕГАТИВНОГО ФАКТОРА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 СТИЛИ ВОЖДЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 7
1.1 Роль водителя в обеспечении безопасности дорожного движения 7
1.2 Классификация стилей вождения автотранспортным средством 11
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ 20
2.1 «Опасное вождение» как угроза безопасности дорожного движения 20
2.2 Перспективные направления психологической работы по профилактике
опасного (агрессивного) вождения 27
2.3 Профилактические меры в направлении противодействия опасному
вождению 36
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 СТИЛИ ВОЖДЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 7
1.1 Роль водителя в обеспечении безопасности дорожного движения 7
1.2 Классификация стилей вождения автотранспортным средством 11
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ 20
2.1 «Опасное вождение» как угроза безопасности дорожного движения 20
2.2 Перспективные направления психологической работы по профилактике
опасного (агрессивного) вождения 27
2.3 Профилактические меры в направлении противодействия опасному
вождению 36
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Решение проблемы безопасности дорожного движения, за которой стоят жизнь и здоровье десятков тысяч людей, ориентировано на эффективное использование возможностей государства и институтов гражданского общества. Повышенное внимание к данной проблеме в последние десятилетия имеет серьезные основания, что подтверждается и статистикой дорожной аварийности. 1 300 000 человек ежегодно гибнут на дорогах планеты. Поэтому, бесспорным остается факт того, что для правильного планирования и организации мер по выявлению и повышению безопасности дорожного движения важно выделять основные факторы риска, способствующие дорожно¬транспортному травматизму. Безопасность дорожного движения зависит от многих факторов - законодательного, инфраструктурного,
правоприменительного, - но одним из определяющих аспектов является правосознание, культура поведения и ответственность участников дорожного движения. Это обусловлено тем, что главные причины аварийности связаны, в значительной степени, с поведением водителей: состояние опьянения, низкая водительская дисциплина и агрессивная манера вождения.
Понятие «опасное вождение» впервые нашло нормативно-правовое закрепление в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 477 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации». Согласно нововведению, дополнившему пункт 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, опасное вождение представляет собой неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.
Учитывая важность обозначенной проблемы, мы выбрали следующую тему для нашего исследования: «Разработка мер по предупреждению опасного вождения как негативного фактора безопасности дорожного движения».
Степень разработанности темы исследования. Работа по изучению надежности водителя активно ведется. Проблема повышения надежности водительского труда в системе «водитель - автомобиль - дорога - среда» исследовалась многими учеными. Причем в своем решении она имела разные подходы. Вопросам изучения влияния стиля вождения водителя на безопасность дорожного движения посвящены работы Б.Д. Ефремова, М. И. Крамаровой, Ю.В. Оверина, У. Бингема, Р. Дональда, В. Кроуфорда, Ф. Маккена, Г. Майергофера и др. В работах Н.А. Стенина, А.П. Столярова, Ю.В. Минина раскрывается сущность влияния психофизиологических и личностных качеств водителя на безопасность движения. Т.М. Яхина и Д.А. Красникова исследуют в своих работах влияние темперамента водителя на обеспечение безопасности дорожного движения. Таубман-Бен-Ари предлагает классификацию стилей вождения и выделяет их наиболее важные характеристики.
Цель исследования: изучение влияние стиля вождения на безопасность дорожного движения и разработка мер по предупреждению опасного вождения.
Задачи исследования:
1. Изучить статистику дорожно-транспортных происшествий и проанализировать наиболее их распространённые причины.
2. Рассмотреть классификацию стилей вождения.
3. Охарактеризовать опасное вождение как негативный фактор
безопасности дорожного движения.
4. Разработать рекомендации для водителей по предупреждению
опасного движения.
Объект исследования: «опасное вождение» как стиль поведения водителя автотранспортных средств.
Предмет исследования методы и средства предупреждения опасного вождения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения теории деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина); работы по фундаментальным положениям проблем профессионального образования и развития профессиональных качеств специалиста (Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, А.П. Беляева. В.Л. Васильев, В.А. Сластенин и др.); работы по изучению профессиональной водительской деятельности (Л.М. Кононенко, М.А. Котик, В.М. Курганов, Е.Б. Мазур, А.Н. Романов и др.); психологическое обеспечение деятельности и формирование профессионально важных качеств специалистов (Д.В. Гандер, В.А. Пономаренко и др.).
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме, изучение нормативно-правовых документов и учебных программ автошкол, обобщение передового опыта в области подготовки и переподготовки водителей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по предупреждению опасного поведения водителей. Данные рекомендации могут быть применены при подготовке и переподготовке водителей и на курсах повышения водительского мастерства.
правоприменительного, - но одним из определяющих аспектов является правосознание, культура поведения и ответственность участников дорожного движения. Это обусловлено тем, что главные причины аварийности связаны, в значительной степени, с поведением водителей: состояние опьянения, низкая водительская дисциплина и агрессивная манера вождения.
Понятие «опасное вождение» впервые нашло нормативно-правовое закрепление в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 477 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации». Согласно нововведению, дополнившему пункт 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, опасное вождение представляет собой неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.
Учитывая важность обозначенной проблемы, мы выбрали следующую тему для нашего исследования: «Разработка мер по предупреждению опасного вождения как негативного фактора безопасности дорожного движения».
Степень разработанности темы исследования. Работа по изучению надежности водителя активно ведется. Проблема повышения надежности водительского труда в системе «водитель - автомобиль - дорога - среда» исследовалась многими учеными. Причем в своем решении она имела разные подходы. Вопросам изучения влияния стиля вождения водителя на безопасность дорожного движения посвящены работы Б.Д. Ефремова, М. И. Крамаровой, Ю.В. Оверина, У. Бингема, Р. Дональда, В. Кроуфорда, Ф. Маккена, Г. Майергофера и др. В работах Н.А. Стенина, А.П. Столярова, Ю.В. Минина раскрывается сущность влияния психофизиологических и личностных качеств водителя на безопасность движения. Т.М. Яхина и Д.А. Красникова исследуют в своих работах влияние темперамента водителя на обеспечение безопасности дорожного движения. Таубман-Бен-Ари предлагает классификацию стилей вождения и выделяет их наиболее важные характеристики.
Цель исследования: изучение влияние стиля вождения на безопасность дорожного движения и разработка мер по предупреждению опасного вождения.
Задачи исследования:
1. Изучить статистику дорожно-транспортных происшествий и проанализировать наиболее их распространённые причины.
2. Рассмотреть классификацию стилей вождения.
3. Охарактеризовать опасное вождение как негативный фактор
безопасности дорожного движения.
4. Разработать рекомендации для водителей по предупреждению
опасного движения.
Объект исследования: «опасное вождение» как стиль поведения водителя автотранспортных средств.
Предмет исследования методы и средства предупреждения опасного вождения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения теории деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина); работы по фундаментальным положениям проблем профессионального образования и развития профессиональных качеств специалиста (Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, А.П. Беляева. В.Л. Васильев, В.А. Сластенин и др.); работы по изучению профессиональной водительской деятельности (Л.М. Кононенко, М.А. Котик, В.М. Курганов, Е.Б. Мазур, А.Н. Романов и др.); психологическое обеспечение деятельности и формирование профессионально важных качеств специалистов (Д.В. Гандер, В.А. Пономаренко и др.).
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме, изучение нормативно-правовых документов и учебных программ автошкол, обобщение передового опыта в области подготовки и переподготовки водителей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по предупреждению опасного поведения водителей. Данные рекомендации могут быть применены при подготовке и переподготовке водителей и на курсах повышения водительского мастерства.
Работа над нашим исследованием, посвященным проблеме предупреждения опасного поведения водителей на дороге, позволила нам сформулировать следующие выводы.
1. Дорожно-транспортная аварийность в нашей стране уносит жизни тысяч сограждан, причиняет колоссальный моральный и материальный ущерб не только отдельным людям, но и всему российскому обществу. За 2016 год в России произошло 173 694 дорожно-транспортных происшествия, на дорогах страны погибло 20 308 человек. Самыми распространенными видами аварий стали: столкновение транспортных средств — 72 605; в них погибло 8662 человека, ранено 111 843 человека, и наезд на пешехода: 52 018 аварий, в таких авариях погибло 5806 человек, ранено 49 040 человек. На третьем месте — наезд на препятствие — 11 298 случаев, погибло 1647 человек, ранено 14 502 человека.
2. Стиль вождения - это типичные, устоявшиеся (привычно своеобразные) особенности дорожного поведения водителя, а также система способов и средств осуществления им деятельности, типичные для водителя эмоциональные переживания и взаимодействия с другими участниками дорожного движения, предопределяющие уровень безопасности (аварийности) водителя (с одной стороны) и определяемые рядом устойчивых и переменных факторов (с другой). Среди стилей вождения прежде всего можно выделить: опасный и безопасный.
3. Предлагаются следующие основные меры по предупреждению опасного стиля вождения: пропаганда культуры и безопасности дорожного движения в целях осознания обществом того факта, что безопасность дорожного движения является важнейшей проблемой, от решения которой зависит безопасность каждого участника дорожного движения; внесение изменений в нормативно¬правовые акты; развитие системы видеонаблюдения на аварийных участках дорог, пересечениях и съездах как сдерживающий фактор в нарушении административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения; расширение инструментов гражданского контроля; проведение направленной психологической работы в автошколах, способствующей быстрой и эффективной адаптации неопытных водителей, знанию возможных психофизиологических особенностей поведения участников движения, их проявлений в дорожном движении и, соответственно, реакции на поведение других участников.
Таким образом, проблема опасного вождения как одна из основных причин дорожно-транспортных происшествий требует комплексного подхода для ее решения. Реализация изложенных мер регулирования позволит снизить уровень влияния агрессивного вождения на безопасность дорожного движения и минимизировать количество дорожно-транспортных происшествий.
1. Дорожно-транспортная аварийность в нашей стране уносит жизни тысяч сограждан, причиняет колоссальный моральный и материальный ущерб не только отдельным людям, но и всему российскому обществу. За 2016 год в России произошло 173 694 дорожно-транспортных происшествия, на дорогах страны погибло 20 308 человек. Самыми распространенными видами аварий стали: столкновение транспортных средств — 72 605; в них погибло 8662 человека, ранено 111 843 человека, и наезд на пешехода: 52 018 аварий, в таких авариях погибло 5806 человек, ранено 49 040 человек. На третьем месте — наезд на препятствие — 11 298 случаев, погибло 1647 человек, ранено 14 502 человека.
2. Стиль вождения - это типичные, устоявшиеся (привычно своеобразные) особенности дорожного поведения водителя, а также система способов и средств осуществления им деятельности, типичные для водителя эмоциональные переживания и взаимодействия с другими участниками дорожного движения, предопределяющие уровень безопасности (аварийности) водителя (с одной стороны) и определяемые рядом устойчивых и переменных факторов (с другой). Среди стилей вождения прежде всего можно выделить: опасный и безопасный.
3. Предлагаются следующие основные меры по предупреждению опасного стиля вождения: пропаганда культуры и безопасности дорожного движения в целях осознания обществом того факта, что безопасность дорожного движения является важнейшей проблемой, от решения которой зависит безопасность каждого участника дорожного движения; внесение изменений в нормативно¬правовые акты; развитие системы видеонаблюдения на аварийных участках дорог, пересечениях и съездах как сдерживающий фактор в нарушении административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения; расширение инструментов гражданского контроля; проведение направленной психологической работы в автошколах, способствующей быстрой и эффективной адаптации неопытных водителей, знанию возможных психофизиологических особенностей поведения участников движения, их проявлений в дорожном движении и, соответственно, реакции на поведение других участников.
Таким образом, проблема опасного вождения как одна из основных причин дорожно-транспортных происшествий требует комплексного подхода для ее решения. Реализация изложенных мер регулирования позволит снизить уровень влияния агрессивного вождения на безопасность дорожного движения и минимизировать количество дорожно-транспортных происшествий.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОДИТЕЛЕЙ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, автомобили и автомобильное хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Управление рисками в системе обеспечения безопасности дорожного движения
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2023 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Уголовно-правовая и криминологическая характеристика нарушения
правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортных
средств
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2018 - Анализ дорожно-транспортных происшествий в г. Комсомольске на Амуре в период 2009 – 2013 года.
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2014 - УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 264 УК РФ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



