ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические аспекты изучения аксиологических
прилагательных в английском языке 7
1.1. Прилагательное в функции выразительного средства речи 7
1.2. Аксиологический потенциал прилагательного 10
Выводы по 1 главе 14
2. Способы образования прилагательных в английском и русском
языках 16
2.1. Способы образования прилагательных в русском языке 16
2.2. Способы образования прилагательных в английском языке .... 16
Выводы по 2 главе 32
3. Экспериментальное исследование аксиологических
прилагательных тематической группы «характеристика человека» 33
3.1. Особенности аксиологических прилагательных тематической
группы «характеристика человека» 33
3.2. Анализ функциональности аксиологических прилагательных тематической группы «характеристика человека» 40
Выводы по 3 главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Условия, созданные для проведения занятий по иностранному языку в средней школе, позволяют внедрять в учебный процесс новейшие достижения методики преподавания иностранных языков. Формирование фонетических навыков относится к таким достижениям.
Актуальность данной работы также обусловливается неоднозначностью подходов среди лингвистов к этому важному и недостаточно исследованному вопросу.
Как известно, прилагательное - это самая изобразительная часть речи, которая описывает цвет, запах, форму любого предмета, передают ваши чувства, характер, настроение и т. д. Без имени прилагательного невозможно выразить свойства или признаки определенного предмета или явления.
Эта часть речи выражает тончайшие оттенки смысла и используется в качестве стилистического средства экспрессивности речи: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы и др.
Цель исследования - исследование аксиологических прилагательных тематической группы «характеристика человека» в английском языке.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть особенности прилагательного в функции выразительного средства речи;
2) Рассмотреть аксиологический потенциал прилагательного;
3) Выделить особенности аксиологических прилагательных тематической группы «характеристика человека»;
4) Провести анализ функциональности аксиологических прилагательных тематической группы «характеристика человека».
Объектом исследования является аксиологические прилагательные английского языка.
Предмет исследования - аксиологические прилагательные тематической группы «характеристика человека».
В связи с этим в данной работе можно выдвинуть следующую гипотезу: эффективность иноязычного общения может значительно повыситься, если:
— в процессе обучения речевому общению будут широко использоваться упражнения, выполняющие на занятиях обучающую, развивающую, стимулирующую и контролирующую функции;
— подобранные упражнения будут соответствовать уровню развития учащихся;
— будут выполняться упражнения с использованием различных аутентичных текстов.
Базы для опытно-экспериментальной работы. МБОУ СОШ №132 с углубленным изучением иностранных языков, г. Казань, ул. Амирхана 28 а.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет расширить имеющиеся знания в области английских прилагательных и углубить наше представление о системе лексико-семантических полей современного английского языка.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций, спецкурсов, проведении семинаров по английскому языку, а также в практике преподавания английского языка в педагогических вузах и лицеях.
Методы исследования. В данной работе используется описательный, сравнительный, типологический, сопоставительный методы, позволяющие выявить общие и специфические признаки рассматриваемых грамматических явлений в английском языке.
Методологическая база исследования - труды отечественных и зарубежных ученых, имеющие принципиальное значение для понимания сущности рассматриваемой проблемы и соответствующей ее интерпретации. Эти труды Э.Я. Мараховской, Л.С. Бархударова, Р.С. Кадырова, Н.К. Дмитриева, К.М. Мусаева.
Подводя итоги данной работы, мы можем сделать следующие выводы.
1) Прилагательным называется часть речи, обозначающая признак предмета, лица или явления. Оно отвечает на вопрос what? - какой? какая? какие? относительно качеств или свойств упоминаемого объекта.
2) Аксиологические основы педагогики вытекают из направления философии о ценностях - «аксиологии». Специалисты отмечают, что «ценностный взгляд» на действительность утвердился в науке достаточно основательно и широко. В связи с этим его зачастую считают практически доминирующим направлением в вопросе исследовательских проектов в гуманитарном учении. Это обусловлено тем, что в реальном бытии и в природе ценности представлены в виде специфической призмы, сквозь которую преломляются те или другие социально - психологические явления. В связи с этим аксиологический подход в педагогике позволяет довольно точно выявить функциональную направленность, значимость различных социальных явлений.
3) Прилагательное обозначает либо качественный признак предмета, либо признак относительный, обозначающий свойство предмета через его отношение к другому предмету, признаку. При этом относительные прилагательные тесно связаны с предметными субстанциями, что возможно является одной из предпосылок для функционального сближения прилагательных и существительных.
Значение относительных прилагательных - это отношение между предметом и другим предметом, таким образом, что может служить предпосылкой того, что в английском языке существительное называет предмет, который обозначает признак предмета и может выполнять функции прилагательного.
Основным функциями прилагательных являются функции определения и предикативного члена, тем не менее, далеко не все прилагательные могут выступать в обеих функциях.
Эффективность формирования фонетических навыков при обучении речи зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура занятия, как согласованы учебные возможности текста с задачами обучения.
Это доказывает и наше исследование, проведенное в средней общеобразовательной школе № 132 г. Казани. Как показывает
анализ, у учащихся экспериментальной группы при использовании аутентичных текстов успеваемость повысилась. Оценивание проходило по нескольким критериям, а именно: логичность высказывания, беглость речи, смысловая связь, развитие темы, грамматическая правильность, правильное произношение.
Положительная динамика наблюдается по всем показателям. Учащиеся стали увереннее чувствовать себя на уроке иностранного языка, стали активнее работать, высказывать свои мысли, грамотнее говорить, развивать тему и так далее.
Подводя итог изложенного, можно с уверенностью сказать, что, применение аутентичных текстов раскрывает широкие возможности для активной работы в процессе формирования фонетических навыков и делает учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным для учащихся на начальном этапе обучения.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в данном исследовании, подтвердилась - эффективность иноязычного общения действительно повысилась, так как в процессе обучения речевому общению широко использовались упражнения, которые выполняли на занятиях обучающую, развивающую, стимулирующую и контролирующую функции. Так же можно отметить, что упражнения соответствовали уровню развития учащихся и всегда сопровождались выполнением различных заданий и упражнений. Упражнения на уроках иностранного языка способствовали улучшению усвоения знаний, помогли восполнить отсутствие иноязычной среды. Кроме всего этого, учащиеся начали приходить на уроки английского языка с желанием работать, получать положительные оценки и приобретать новые знания. После введения в учебный процесс уроков, построенных на использовании аутентичных текстов и выявления психолого-педагогических аспектов учащихся второго класса, можно сделать вывод, что данная методика достаточно эффективна для учащихся младшего звена.
1. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - СПб.: Златоуст, 2016. - 472 с.
2. Акодес М.И. Английский язык. Имя прилагательное. М.: Киев, 2014. - 208 с.
3. Амосова Н. Н. Этимологические основы словарного состава современного английского языка. М., 2016. - 264 с.
4. Английский язык, Happy English ru, 2 класс, Аудиокурс MP3, Кауфман К.И., 2015.
5. Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка. М.: Дрофа, 2015. - 288 с.
6. Арбекова Т.И. Лексикология английского языка. М.: 2016. - 255 с.
7. Арнольд И.Лексикология современного английского языка. - М., 2014. - 254 с.
8. Бархударов Л.С. Грамматика английского языка. НЩ М.: Просвещение, 2013. - 312 с.
9. Бархударов Л.С. Структура простого предложения. - М.: Высшая школа, 2015. - 2016 с.
10. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. - М.: Высшая школа, 2013. - 348 с.
11. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура:
лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Методическое руководство. - 3 изд. Переработанное и дополненное. - М.: Русский язык, 2016. - 248 с.
12. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. // Виноградов В.В. Избранные труды. М., 2014.
13. Воробьёв, В. В. Лингвокультурология (теория и методы) / В. В. Воробьев.М.: РУДН, 2016. - 331 с.
14. Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. - 2016. - №1. - С. 3-8.
15. Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на занятиях английского языка в начальной школе // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 3. - С. 20.
16. Гончар И.А. Самостоятельное чтение иноязычного текста как объект лингвистики и методики // Вестник С.-Петербургского университета. Сер. 9. - 2016. - Вып. 4. - С. 118-120.
17. Гончар И.А. Модель обучения говорению, аудированию, чтению и письму иноязычного текста // МИРС. 2016. - № 1. - С. 86¬92.
18. Жигадло В. Н. Современный английский язык. М., 2016. - 233 с.
19. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации: учебник / Е.Н. Зарецкая. - Изд. 4-е.- М.: Дело, 2016. - 480 с.
20. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. М., 2012. - 255 с.
21. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей школы / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2016. - 159 с.
22. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г.В. Елизарова - СПб.: КАРО, 2016. - 352 с.
23. Есперсен О. Философия грамматики. - М.: Издательство иностранной литературы, 2014. - 400 с.
24. Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка: Учебник. - М.: Высшая школа, 2015. - 285 с.
25. Ильин Б.А. Современный английский язык. - М.:
Издательство литературы на английском языке, 2016. - 376 с.
26. Ильин Б. А. Современный английский язык. М., 2015. - 365 с.
27. Каращук П.М. Словообразование английского языка. М., «Высшая школа», 2015. - 298 с.
28. Качалова К.Н. Практическая грамматика английского языка / К.Н. Качалова, Е.Е. Израилевич. - М.: Юнвес, 2015. - 718 с.
29. Кобрина H.A. Грамматика английского языка. - М.:
Дрофа, 2016. - 284 с.
30. Лейзингер Ф. Элементы преподавания новых языков // Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом. - М.: Просвещение, 2016. - С. 164.
31. Малишевская Е. В. К вопросу о морфологической структуре слова в современном английском языке. «Ученные записки ЛГУ» №260, серия филологических наук, 2015. - 457 с.
32. Мараховская Э.Я. Основы теоретической грамматики английского языка. - Киев, 2015. - 287 с.
33. Мешков О.Д. Словообразование современного
английского языка. М., 2016. - 285 с.
34. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ //Иностранные языки в школе, № 4. - 2016. - 242 с.
35. Новикова Н. Г. Формирование фонетических навыков при обучении монологическому высказыванию на иностранном языке студентов технических специальностей / Н. Г. Новикова // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 711-715.
36. Новые современные образовательные стандарты по иностранным языкам. М.: АТ / Астрель, 2016. - 221 с.
37. Павловская И.Ю. Методика преподавания иностранных языков. Обзор современных методик преподавания 2-е изд., Изд-во
С.-Петербург Ун-та. - 2013. - С. 3-4.
38. Рахманов И. В, Словарь наиболее употребляемых слов английского языка. 2016. - 186 с.
39. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на
начальном этапе в школе. Пособие для учителя. - М.:
Просвещение, 2016. - 232 с.
40. Соловова, Елена Николаевна. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс / Е. Н. Соловова, 2016. - 270 с.
41. Смирницкий А. И. Лексикология английского языка. М., 2015. - 299 с.
42. Стасюлевичате Э. П. Отрицательные префиксы un- и in- в современном английском языке. Канд. диссертация. М, 2016. - 323 с.
43. Угрюмова Т.Г. Психологический аспект на уроке иностранного языка. // Специальное образование. 2016. - №5. - с. 18-19.
44. Хакимова Г.А. Словообразование немецких
прилагательных (на примере ветеринарной терминологии) / Г.А. Хакимова // Современная филология: теория и практика: Материалы ХХ межд. науч.-практ. конф., г. Москва, 26-27 июня 2015. - М.: Институт стратегических исследований; Перо, 2015. - С. 109-114.
45. Хорнби А.С. Конструкции и обороты английского языка. М.: АО Буклет, 2014. - 336 с.
46. Шайхуллин Т.А. Обучение лексике английского языка в вузе (на примере английского языка). // Вестник Российского исламского университета, 2013, №1. С. 88-91.
47. Leech, Geoffrey, and Jan Svartvik. A Communicative Grammar of English. London: Longman, 2014.
48. New Webster's Dictionary of the English Language. - College Edition. - Dehli: Surjeet Publications, 2015.
49. Sweet, H. A New English Grammar: Logical and Historical. Vol. 1. Oxford: Clarendon Press, 2016.
50. Quirk, Randolph, and Sidney Greenbaum. A University Grammar of English. London: Longman, 2016.