РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ПРОГРАММНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ БЛОКА «ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ» СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕХНОЛОГИЯ»
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5
1.1 Анализ примерной программы по технологии для основного
общего образования 5
1.2 Организация проектной деятельности учащихся по новой
программе «Технология» 14
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2 УЧЕБНО-ПРОГРАММНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО НОВОМУ СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕХНОЛОГИЯ» 25
2.1 Программа для блока «формирование технологической
культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» 25
2.2 Учебно-методический материал к блоку «формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» 30
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ГЛАВА 1 НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5
1.1 Анализ примерной программы по технологии для основного
общего образования 5
1.2 Организация проектной деятельности учащихся по новой
программе «Технология» 14
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2 УЧЕБНО-ПРОГРАММНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО НОВОМУ СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕХНОЛОГИЯ» 25
2.1 Программа для блока «формирование технологической
культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» 25
2.2 Учебно-методический материал к блоку «формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» 30
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Одним из наиболее важных достижений отечественной школы в перестроечные годы является широкое использование метода проектов, позволяющего наиболее полно развить творческие способности учащихся в процессе их трудовой деятельности.
Организации, содержанию и методике проведения проектной деятельности учащихся посвящены многочисленные исследования в отечественной и зарубежной педагогике (В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.). Проведенный анализ различных работ, исследований по вопросам внедрения проектной деятельности в обучении позволяет заключить, что данная проблема широко исследуется. Разработаны методические рекомендации по организации обучения учащихся проектной деятельности. Разработано содержание, определены методы и формы обучения проектированию в образовательной области «Технология».
В тоже время необходимость реализации новой примерной основной образовательной программы основного общего образования 2015 года, в частности блока «формирование технологической культуры и проектнотехнологического мышления обучающихся», предполагает разработку учебно-программной документации. Составленная коллективом (В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова) примерная рабочая программа может быть взята в основу такой разработки. Программа В.М. Казакевича может служить лишь ориентиром для работы, так как не имеет ни рекомендации Минобрнауки, ни грифа УМО.
Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью реализации новой примерной основной образовательной программы по технологии и недостаточной разработанностью учебно-программной документации.
Объект исследования: технологическая подготовка учащихся по новой примерной программе основного общего образования.
Предмет исследования: организация проектной деятельности
учащихся в основной школе.
Цель исследования состоит в разработке учебно-программной документации для блока «формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» содержания образовательной программы «технология».
Задачи исследования:
1. Изучить примерную программу по технологии для основного общего образования.
2. Рассмотреть вопросы организации проектной деятельности учащихся по новой программе «Технология».
3. Составить программу для блока «формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся».
4. Разработать учебно-методический материал к блоку «формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся».
Методы исследования: анализ педагогической, психологической и технической литературы по проблеме исследования; изучение нормативных документов - образовательной области «Технология», наблюдение, анализ опыта работы учителей технологии общеобразовательных школ.
Практическая значимость: разработанные в рамках данного исследования материалы могут быть использованы учителями технологии в организации проектной деятельности учащихся.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
Организации, содержанию и методике проведения проектной деятельности учащихся посвящены многочисленные исследования в отечественной и зарубежной педагогике (В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.). Проведенный анализ различных работ, исследований по вопросам внедрения проектной деятельности в обучении позволяет заключить, что данная проблема широко исследуется. Разработаны методические рекомендации по организации обучения учащихся проектной деятельности. Разработано содержание, определены методы и формы обучения проектированию в образовательной области «Технология».
В тоже время необходимость реализации новой примерной основной образовательной программы основного общего образования 2015 года, в частности блока «формирование технологической культуры и проектнотехнологического мышления обучающихся», предполагает разработку учебно-программной документации. Составленная коллективом (В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова) примерная рабочая программа может быть взята в основу такой разработки. Программа В.М. Казакевича может служить лишь ориентиром для работы, так как не имеет ни рекомендации Минобрнауки, ни грифа УМО.
Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью реализации новой примерной основной образовательной программы по технологии и недостаточной разработанностью учебно-программной документации.
Объект исследования: технологическая подготовка учащихся по новой примерной программе основного общего образования.
Предмет исследования: организация проектной деятельности
учащихся в основной школе.
Цель исследования состоит в разработке учебно-программной документации для блока «формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» содержания образовательной программы «технология».
Задачи исследования:
1. Изучить примерную программу по технологии для основного общего образования.
2. Рассмотреть вопросы организации проектной деятельности учащихся по новой программе «Технология».
3. Составить программу для блока «формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся».
4. Разработать учебно-методический материал к блоку «формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся».
Методы исследования: анализ педагогической, психологической и технической литературы по проблеме исследования; изучение нормативных документов - образовательной области «Технология», наблюдение, анализ опыта работы учителей технологии общеобразовательных школ.
Практическая значимость: разработанные в рамках данного исследования материалы могут быть использованы учителями технологии в организации проектной деятельности учащихся.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
Учитель технологии, как никакой другой, был готов к новым образовательным стандартам. Так, например, выполнение учащимися творческого проекта по технологии предусмотрено в содержании образования еще с 1993 года, тогда как для прочих предметов проектная деятельность школьников - это в определенной степени новый «инструмент» достижения метапредметных результатов, реализации ФГОС ООО в целом. Учителя технологии имеют и разработанный методический материал, и опыт организации проектной деятельности учащихся.
Представляется, что именно проект должен оставаться в основе технологического образования школьников в обозримом будущем. Проект по технологии может и должен стать инструментом достижения не только метапредметных, но и предметных, а также личностных результатов. Очевидна его перспективность в контексте сокращения учебных часов, слабой учебно-материальной базы и других трудностей, с которыми сталкиваются сегодня учителя технологии.
Осознание преимуществ подобного рода должно повлиять на учителей, за которыми стоит право выбора методического инструментария. Выполнение учащимися творческих проектов следует начинать с сентября (такая возможность предусмотрена в примерной программе). Это позволит:
- более эффективно сместить акцент с трудовой подготовки на технологическую, включив все компоненты технологической культуры личности (сквозные образовательные линии);
- снизить нагрузку на учебно-материальную базу, так как учащиеся в значительной степени будут заняты исследованием, нежели работой с материалами;
- в логике работы над определенным проектом корректировать тематический план (особое значение это будет иметь в 7 классе, поскольку на изучение предмета отводится всего 1 час в неделю (вместо 2-х), а учебник по технологии остался прежним);
- организовать самостоятельную внеклассную работу (небезызвестный факт, что домашнее задание по технологии считается сегодня исключением из правил), например, задание «составить историческую справку по проекту», «найти прототипы по проекту и выполнить сравнительный анализ»;
- выполнить плавно переход на модель смешанного обучения.
Представляется, что именно проект должен оставаться в основе технологического образования школьников в обозримом будущем. Проект по технологии может и должен стать инструментом достижения не только метапредметных, но и предметных, а также личностных результатов. Очевидна его перспективность в контексте сокращения учебных часов, слабой учебно-материальной базы и других трудностей, с которыми сталкиваются сегодня учителя технологии.
Осознание преимуществ подобного рода должно повлиять на учителей, за которыми стоит право выбора методического инструментария. Выполнение учащимися творческих проектов следует начинать с сентября (такая возможность предусмотрена в примерной программе). Это позволит:
- более эффективно сместить акцент с трудовой подготовки на технологическую, включив все компоненты технологической культуры личности (сквозные образовательные линии);
- снизить нагрузку на учебно-материальную базу, так как учащиеся в значительной степени будут заняты исследованием, нежели работой с материалами;
- в логике работы над определенным проектом корректировать тематический план (особое значение это будет иметь в 7 классе, поскольку на изучение предмета отводится всего 1 час в неделю (вместо 2-х), а учебник по технологии остался прежним);
- организовать самостоятельную внеклассную работу (небезызвестный факт, что домашнее задание по технологии считается сегодня исключением из правил), например, задание «составить историческую справку по проекту», «найти прототипы по проекту и выполнить сравнительный анализ»;
- выполнить плавно переход на модель смешанного обучения.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СРЕДСТВАМИ СИСТЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Менеджмент в образовании»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОНТЕКСТЕ НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАТРАТ НА МАРКЕТИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2019 - Формирование визуальной информационной культуры
студенческой молодежи в процессе проектной деятельности
Курсовые работы, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017



