РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ПРОГРАММНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ
БЛОКА «ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ» СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕХНОЛОГИЯ»
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5
1.1 Анализ примерной программы по технологии для основного
общего образования 5
1.2 Организация проектной деятельности учащихся по новой
программе «Технология» 14
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2 УЧЕБНО-ПРОГРАММНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО НОВОМУ СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕХНОЛОГИЯ» 25
2.1 Программа для блока «формирование технологической
культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» 25
2.2 Учебно-методический материал к блоку «формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» 30
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Одним из наиболее важных достижений отечественной школы в перестроечные годы является широкое использование метода проектов, позволяющего наиболее полно развить творческие способности учащихся в процессе их трудовой деятельности.
Организации, содержанию и методике проведения проектной деятельности учащихся посвящены многочисленные исследования в отечественной и зарубежной педагогике (В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.). Проведенный анализ различных работ, исследований по вопросам внедрения проектной деятельности в обучении позволяет заключить, что данная проблема широко исследуется. Разработаны методические рекомендации по организации обучения учащихся проектной деятельности. Разработано содержание, определены методы и формы обучения проектированию в образовательной области «Технология».
В тоже время необходимость реализации новой примерной основной образовательной программы основного общего образования 2015 года, в частности блока «формирование технологической культуры и проектнотехнологического мышления обучающихся», предполагает разработку учебно-программной документации. Составленная коллективом (В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова) примерная рабочая программа может быть взята в основу такой разработки. Программа В.М. Казакевича может служить лишь ориентиром для работы, так как не имеет ни рекомендации Минобрнауки, ни грифа УМО.
Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью реализации новой примерной основной образовательной программы по технологии и недостаточной разработанностью учебно-программной документации.
Объект исследования: технологическая подготовка учащихся по новой примерной программе основного общего образования.
Предмет исследования: организация проектной деятельности
учащихся в основной школе.
Цель исследования состоит в разработке учебно-программной документации для блока «формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» содержания образовательной программы «технология».
Задачи исследования:
1. Изучить примерную программу по технологии для основного общего образования.
2. Рассмотреть вопросы организации проектной деятельности учащихся по новой программе «Технология».
3. Составить программу для блока «формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся».
4. Разработать учебно-методический материал к блоку «формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся».
Методы исследования: анализ педагогической, психологической и технической литературы по проблеме исследования; изучение нормативных документов - образовательной области «Технология», наблюдение, анализ опыта работы учителей технологии общеобразовательных школ.
Практическая значимость: разработанные в рамках данного исследования материалы могут быть использованы учителями технологии в организации проектной деятельности учащихся.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
Учитель технологии, как никакой другой, был готов к новым образовательным стандартам. Так, например, выполнение учащимися творческого проекта по технологии предусмотрено в содержании образования еще с 1993 года, тогда как для прочих предметов проектная деятельность школьников - это в определенной степени новый «инструмент» достижения метапредметных результатов, реализации ФГОС ООО в целом. Учителя технологии имеют и разработанный методический материал, и опыт организации проектной деятельности учащихся.
Представляется, что именно проект должен оставаться в основе технологического образования школьников в обозримом будущем. Проект по технологии может и должен стать инструментом достижения не только метапредметных, но и предметных, а также личностных результатов. Очевидна его перспективность в контексте сокращения учебных часов, слабой учебно-материальной базы и других трудностей, с которыми сталкиваются сегодня учителя технологии.
Осознание преимуществ подобного рода должно повлиять на учителей, за которыми стоит право выбора методического инструментария. Выполнение учащимися творческих проектов следует начинать с сентября (такая возможность предусмотрена в примерной программе). Это позволит:
- более эффективно сместить акцент с трудовой подготовки на технологическую, включив все компоненты технологической культуры личности (сквозные образовательные линии);
- снизить нагрузку на учебно-материальную базу, так как учащиеся в значительной степени будут заняты исследованием, нежели работой с материалами;
- в логике работы над определенным проектом корректировать тематический план (особое значение это будет иметь в 7 классе, поскольку на изучение предмета отводится всего 1 час в неделю (вместо 2-х), а учебник по технологии остался прежним);
- организовать самостоятельную внеклассную работу (небезызвестный факт, что домашнее задание по технологии считается сегодня исключением из правил), например, задание «составить историческую справку по проекту», «найти прототипы по проекту и выполнить сравнительный анализ»;
- выполнить плавно переход на модель смешанного обучения.
1. Анурьев, В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: Том 2 / В.И. Анурьев. - М.: Машиностроение, 2001. - 901 с.
2. Заёнчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Заёнчик В.М., Карачёв А.А., Шмелёв В.Е. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
3. Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 г. №68-ЗРТ "Об образовании" (в ред. Законов РТ от 23.07.2014 N 61-ЗРТ, от 16.03.2015 N 14-ЗРТ, от 08.10.2015 N 76-ЗРТ, от 06.07.2016 N 54-ЗРТ)
4. Илюшин, Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся / Л.С. Илюшин // Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ Сост. О. Е. Лебедев. - СПб.: Бизнес-пресса, 2006. - 160с.
5. Казакевич, В.М. Технология. Программа. 5-9 классы. / В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова // Школа и производство. Электронное периодическое издание. - 2015. - № 2.
6. Казакевич, В.М. О разработке двухкомпонентного содержания технологического образования и его учебно-методического обеспечения / В.М. Казакевич // Школа и производство. - 2015. - № 3. - С. 3-8.
7. Казакевич, В.М. О новой программе по технологии и ее использовании в образовательном процессе / В.М. Казакевич // Школа и производство. - 2016. - № 1. - С. 4-9.
8. Махмутов, М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1981. - 192 с.
9. Мелехина, С. И. Основы проектной деятельности учащихся 8-9-х: учебнометодическое пособие 1-я часть / С.И. Мелехина.- Киров.: Изд-во КИПК и ПРО, 2008.- 224 с.
10. Мелецинек А. Инженерная педагогика. Практика передачи технических знаний. - М.: МАДИ (ТУ), 1998. - 185с.
11. Пальчевский, Б.В. Технологическое образование XXI века: ретроспективный взгляд на нереализованную концепцию / Б.В. Пальчевский // «Технологическое образование». - 2004. - №4. - С.3-14.
12. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.
13. Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 N 08-548 "О федеральном перечне учебников"
14. Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 N МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием" (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся")
15. Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 N 03-412 "О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения"
16. Письмо Минобрнауки РФ от 21.06.2006 N 03-1508 "О Перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений".
17. Пояснительная записка к ФГОС ООО. - Режим доступа: http: //standart.edu.ru/catalog.aspx? Catalo gId=2589.
18. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)
19. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
20. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"
21. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
22. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
23. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
24. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
25. Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010 N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"
26. Примерные программы по учебным предметам: Технология. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с. - (Стандарты второго поколения).
27. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы")
28. Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012) "О
принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94" (вместе с "ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов") (дата введения 01.01.1996) 16. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8.04.2015 N 1/15). - Режим доступа:
http://www.edustandart.ru/utverzhdeny-primernye-osnovnye-obrazovatelnye- programmy/
29. Седов, С.А. Использование таксономии педагогических целей в организации проектной деятельности школьников / С.А. Седов // Школа и производство. - 2017. - № 1. - С. 18-23.
30. Седов, С.А. Интеграция технократической и гуманитарной парадигмы в подготовке будущих педагогов профессионального обучения / С.А. Седов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4(117) - С. 49-52.
31. Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры. Книга для учителя / В.Д. Симоненко. - Брянск: БГПУ, 1998. - 268 с.
32. Титов, А.В. Построение системы понятий технологического образования как условие повышения качества знаний обучающихся: дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2005. - 220 с.
33. Технология. Индустриальные технологии. 7 класс. Учебник. ФГОС / Глозман Е.С., Хотунцев Ю.Л., Глозман А.Е. - М.: Мнемозина, 2014. - 207 с.
34. Технология. Технический труд. 9 класс. Учебник / Богатырев А.Н., Симоненко В.Д., Самородский П.С. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 272 с.
35. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
36. Хамитов, И.С. Формирование технологической культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. Наук / И.С. Хамитов; МПГУ. - М., 2007. - 20 с.
37. Хотунцев Ю.Л. Пути совершенствования концепции и программ образовательной области «Технология» / Ю. Л. Хотунцев // Педагогика. - № 1. - 2008. - С. 57-61.
38. Anderson, L. W. (1999). Rethinking Bloom’s Taxonomy: Implications for testing and assessment. ED 435630.
39. Bloom, B.S., (Ed.). 1956. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman