Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №63094

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
470
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогический анализ проблемы обучения информатике в начальной школе 7
1.1. Особенности обучения младших школьников 7
1.2. Методы обучения информатике в начальной школе 10
1.3. Метод проектов и его характеристики 16
Глава 2. Использование метода проектов при обучении информатике в начальной школе 42
2.1. Планирование и организация исследования 42
2.2. Обработка и анализ результатов 48
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение 54

Метод проектов привлёк внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко использоваться учителями - практиками, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден и отменен. С тех пор в России не предпринимались попытки возродить этот метод в школах. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался, где идеи гуманистического подхода нашли широкое распространение и приобрели широкую популярность. «Все, что я познаю, знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическим знанием и прагматическим умением[24].
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления. Метод проектов - это категория из области дидактики и частных методик, если он используется в рамках определенного предмета[26].
Метод - это совокупность приемов, операций овладения определенной области практического или теоретического знания, в той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем ввиду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которые учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется осязаемыми: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если этот метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов. Они позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентаций этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов по самой своей сути. Умение пользователя методом проектов показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века[24].
Говоря о проектном обучении, мы имеем ввиду не только метод проектов, называемый нами «методом учебных проектов» для подчеркивания того, что проекты используются в образовательных целях. Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащихся, то есть научить школьника проектированию.
Цель исследования - изучение влияния применения «метода проектов» на усвоение учебного материала младшими школьниками.
Объект исследования - процесс обучения информатике в начальной школе.
Предмет исследования - особенности применения «метода проектов» в преподавании информатики в начальной школе.
Задачи:
1. Раскрыть специфику «метода проектов».
2. Дать оценку современного использования «метода проектов» и перспектив его применения в преподавании информатики.
3. Разработать методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики.
Гипотеза - мы предполагаем, что использование метода проектов на уроках информатики способствует более эффективному усвоению младшими школьниками учебного материала.
Такой подход к проблеме предполагает использование следующих методов исследования: изучение литературы по данной проблеме, анализ и синтез, обобщение, систематизация; эксперимент, который направлен на использование «метода проектов» на уроках информатики в начальной школе, измерение, наблюдение, опрос.
База исследования: МОУ Шиньшинская средняя (полная)
общеобразовательная школа
Моркинского района РМЭ. В исследовании принимали учащиеся 3 класса в количестве 11 человек.
Практическая значимость заключается в том, что разработана серия уроков по информатике в начальной школе, выполнение которых позволит достичь более высоких результатов в планировании и создании проекта младшим школьникам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность данной темы связана с введением преподавания пропедевтического этапа школьного курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в начальной школе. В связи с этим применение метода проектов на уроках информатики, безусловно, стоит на повестке дня.
В работе раскрыта сущность понятий: проект, презентация,
публикация, метод, метод проектов, учебная тема.
В результате исследования мы пришли к выводу о том, что применение метода проектов на уроках информатики ведёт к более успешному усвоению материала, дети с увлечением и интересом работали над заданиями учителя.
Для практического подтверждения теоретических выводов мы использовали эксперимент, целью которого является изучение влияния применения метода проектов на усвоение учебного материала учащимися начальной школы.
В ходе работы над данной выпускной квалификационной работы были выполнены следующие задачи:
1. Показать возможность использования метода проектов в профессиональной деятельности учащихся.
2. Разработать метод проектов по информатике на темы: «Обложка любимой книги», «Открытка», «Космос».
Для того чтобы достигнуть поставленных задач был рассмотрен метод проектов и его роль в деятельности учителя, а также была проанализирована литература, в которой раскрывается возможность создания метода проектов в деятельности учителя.
Разработанный метод проектов был проведен в 3 классе. На проведенных занятиях учащиеся разработали презентации, и плакаты на темы: «Открытка», «Обложка любимой книги», «Космос». Выполненный учащимися проект получил положительные отклики от учителей информатики. На основе всего вышеизложенного можно сказать, что поставленные цели и задачи решены в полном объеме.


1. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ - Петербург, 2005
2. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.
3. Еремин Е.А. Как работает современный компьютер.- Пермь: Издательство Припит, 1997
4. Информатика: Учебное пособие для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений/ Л.З. Шауцукова.- М.: Просвещение, 1998
5. Касаткин В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1991
6. Лапчик М.П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1998
7. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 624 с.
8. Леонтьев В.В. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. - М.: Олма - Пресс, 1999
9. Могилев Л.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов- М.: Издательский центр “Академия”, 2000
10. Морозов В.В. “Информатика” в начальных классах с углубленным изучением математики// Информатика: Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”.- 1995.- №10
11. Новиков Ю., Черепанов А. Персональные компьютеры: аппаратура, системы, Интернет. Учебный курс - СПб.: Петербург, 2002
12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат - М., 2000г.
13. Пильщиков В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль. М.: Наука, 1989
14. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - М.: Гуманитарный издат. Центр ВЛАДОС, 2004.- кн. 1. Общие основы Процесс обучения.
15. Педагогический словарь в 2 томах. Издательство академии педагогических наук.
16. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000г.
17. Попов В.Б. Турбо Паскаль для школьников. Версия 7.0. М.: Финансы и статистика, 1991
18. Программно-методические материалы: Информатика: 1-11 классы/ Составитель Л.Е. Самовольнова,- М.: Дрофа, 1998
19. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум в 2.4- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999
20. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./ Под ред. Е.С. Полат - М., 2000г.
21. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -288 с.
22. Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 2 - 4 классов. - СПб. БВХ - Петербург, 2005
23. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебник. - М.: - Университетское,
2002
24. Гизатуллина О.И. Сборник статей научно-практического семинара «Методика преподавания темы «Литосфера и рельеф»». http: //schools.techno.ru/doog/seminar/material042.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ