ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ 6
1.1 Ценностные ориентации и смыслы учения как факторы
профессионального самоопределения старшеклассников 6
1.2 Содержание профессионального самоопределения
старшеклассников 15
1.3 Психологическая характеристика старшеклассника 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ
АСПЕКТОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ 31
2.1 Подготовка и проведение эмпирического исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 33
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Старший школьный возраст в психологической литературе традиционно интерпретируется как возраст, в котором личность ориентирована на будущее. Перед старшеклассником встают сложные вопросы выбора социального, личностного, профессионального пути. Психологи, исследующие особенности становления личности в данный период (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.), связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что ориентация в будущее становится основной направленностью личности, а вопрос выбора профессии - центром внимания, интересов и планов старшеклассника.
С точки зрения исследователей вопроса, профессиональное самоопределения - это основное психологическое новообразование старшего школьного возраста, поскольку именно в нем заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни юношей и девушек, в тех требованиях, которые предъявляются на этом этапе к каждому из них. Мы полагаем, что интерес к построению будущей жизни, спровоцированный внешней ситуацией выбора, является определяющим фактором в развитии юношества. Установка на выбор будущей профессии усиливает реализацию внутренних процессов личностного, профессионального, жизненного самоопределения, связанных с пересмотром ценностей, с выработкой мотивов, целей, с оценкой личных достижений, с построением планов.
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования «Ценностно-смысловые аспекты профессионального самоопределения старшеклассников».
Целью исследования является выявление смыслов учения и мотивов выбора профессии.
Объектом исследования выступают учащиеся старших классов.
Предмет исследования - мотивы учебной деятельности, профессиональный выбор старшеклассников.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что, мотивы учения и выбора профессии находятся во взаимосвязи друг с другом.
Достижение цели исследования и проверка гипотезы предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
- осуществить анализ состояния проблемы мотивации учебной деятельности в психологии;
- выявить содержание профессионального самоопределения старшеклассников;
- рассмотреть психологические особенности старшеклассников;
- провести эмпирическое исследование взаимосвязи смыслов учения и мотивации выбора профессии старшеклассниками.
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы, общенаучные методы исследования, диагностические методы.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 9 г. Набережные Челны. В эксперименте было задействованы учащиеся 10 и 11 классов, общим количеством 44 человек.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней мотивы учебной деятельности современных старшеклассников рассмотрены как система, характеризующаяся сочетанием познавательных и социальных мотивов во взаимосвязи с профориентационной мотивацией.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в учебно-воспитательной работе школ, для использования в своей работе результатов исследования классными руководителями, психологами и администрацией школы.
Современное общество требует от системы образования качественного и достаточно полного решения задачи подготовки человека к жизни в социуме, включая его адекватность требованиям человеческого общения, готовность к профессиональной и личной самореализации. В силу этого становится остро востребованным психологическое знание, которое является фактором организации обучения, воспитания, социализации человека.
Достижение уровня относительной зрелости и необходимость перехода из общеобразовательной школы в большую жизнь ставит перед старшеклассниками проблему профессионального самоопределения. Поэтому, ко времени окончания средней школы у юношей и девушек формируются более определенное отношение к различным видам профессиональной деятельности, профессиональные намерения.
Важно исследовать динамику развития личности и ее интеграции на всем протяжении жизненного пути.
В своей выпускной квалификационной работе мы исследовали смыслы учения и мотивов выбора профессии. Для старшеклассника ведущий вид деятельности - учебно - профессиональная. На данном этапе школа должна вооружать ученика знаниями, умениями, навыками, но и готовить будущего интеллигентного культурного специалиста. Эта проблема решается путем формирования в рамках учебного плана цикла учебных дисциплин.
В своей ВКР мы рассмотрели как выражены мотивы учения у старшеклассников - учащихся 10, 11-х классов. Результаты представлены в таблицах и проанализированы. Мы получили, что у данных учащихся доминируют мотивы учения самоопределения и самосовершенствования.
Также одна из задач нашей ВКР было выявление мотивов выбора профессии. Нас удовлетворили полученные результаты. Мы получили, что больший процент учеников предпочитают в профессии - стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия. Менее всего учащихся привлекает престижность профессии.
Также в нашей ВКР проанализировали смысл учения учащихся и мотивы выбора профессии. Мы получили, что у учащихся, которые имеют мотивы самоопределения и самосовершенствования преобладает мотив в выборе профессии- стремления к творческой работе. Мотивы материального благополучия и престижной профессии выражены наименее.
Уровень психологической готовности старшеклассников к сознательному выбору профессии скорее не очень высокий, и причины есть для этого разные. Поэтому, необходимым условием успешного вступления учащейся молодежи в самостоятельную жизнь является проведение профориентационной работы в школе.
В своем исследовании мы получили, что хотя большинство учащихся имеют мотив учения - самообразования, на практике учителя не видят серьезного отношения к учебе. Не все учатся в полную силу, хотя способности для этого есть. Только незначительная часть учащихся 11 классов занимаются дополнительно с репетиторами и осознанно определили свой дальнейший путь после окончания школы.
Изучение мотивов учения (смысла учения), выявление реального уровня и возможных перспектив у учащихся очень важно для учителя, для определения зоны ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования мотивации учения, но необходимо это делать с начальных классов. В наше время растет количество учащихся, которые не видят смысла учения и не хотят учиться. Одних заставляют родители, других - долг учиться. На современном этапе развития общества и школы эта проблема становится актуальной.
Гипотеза, поставленная в начале исследования подтвердилась. В результате практического исследования выяснилось, что у большинства школьников действенным мотивом в учении является внутреннее убеждение. У учащихся 11-х классов этот мотив более выражен. В 10 классе более выражен мотив долга и ответственности.
Правильный выбор профессии важен для гармоничного развития личности. Именно профессиональный труд дает человеку возможность реализовать основные замыслы своей жизни.
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 229 с.
2. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
3. Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, ИГПИ, 1989. - 294 с.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Просвещение, 1976. - 265 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 276 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.; Воронеж: Академия педагогических и социальных наук; Московский психоло-го- социальный институт, 1997. - 349 с.
7. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психологическая клиника и профилактика раннего алкоголизма. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 144 с.
8. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С. 28-40.
9. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Наука, 1984. - 195с.
10. Вилюнас В.К. Психологические механизмы в мотивации человека. - М.: МГУ, 1990. - 260с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Психология: классические труды. - М.: Просвещение, 1996. - 598 с.
12. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-52.
13. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - М.: Наука, 2000. - 506 с.
14. Евстратов В.Г. Евстратов. - Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 1999. - 154 с.
15. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. - М.: Знание, 1976. - 247 с.
16. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 157 с.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2003. - 384 с .
18. Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В. Матюхина) // Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - С.139-141.
19. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Издательство «Питер», 2006. - 512 с.
20. Истратова О.Н. Справочник психолога средней школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 320 с.
21. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. классов сред. школ. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
22. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
23. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. - 264 с.
24. Кондаков И.Н. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С. 122-130.
25. Краткий психологический словарь. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 - 612 с.
26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
27. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Знание, 1977. - 540 с.
28. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
29. Леонтьев Д. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. Леонтьев, Е. Шалобанова // Вопросы психологии - 2001. - № 1. - С. 57- 66.
30. Ливитанов Н.Д. Психология характера. - М.: Просвещение, 1989. - 336 с.
31. Ломов Ф.Б. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Знание, 1984. - 418 с.
32. Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности. - М.: Знание, 1983. - 252 с.
33. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983. - 296 с.
34. Маркова А.К., Матис Т.А. и др. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 274 с.
35. Маркова А.К., Орлов А.Б. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.- М.: Просвещение, 1983. - 251с.
36. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. - С.641-648.
37. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) // Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография / Бадмаева Н.Ц.. - Улан-Удэ, 2004. - С.151-154.
38. Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. - Киев, 1975. - 213 с.
39. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 2002.-640 с.
40. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Наука, 1983.
- 570 с.
41. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И. Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 480 с.
42. Подлеснова Н. Выбирая профессию // Семья и школа. - 2001. - № 11-12. - С. 19-21.
43. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 496 с.
44. Резапкина Г.В. Методика «Профиль» // Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2005. - С. 62-64.
45. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2005. - 208 с.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Питер, 2000. - 712 с.
47. Столяренко Л.Д. Психология. - М.: Питер, 2010.-592 с.
48. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Знание, 1983. - 380 с.
49. Фридман Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Владос, 1998. - 320 с.
50. Фридман, Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика.
- М.: Педагогика, 1998. - 266 с.
51. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 2. - 464с.
52. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.:
Просвещение, 1989. - 638 с.
53. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М. 1981. - С.334-336.
54. Ягодин, Г.А., Асмолов, А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности / Г.А. Ягодин, А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 1993. - 275 с.
55. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.:Воронеж, МОДЭК, 1998. - 244 с.