ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Связная речь и ее развитие в онтогенезе 5
1.2. Особенности развития связной речи у младших школьников с общим
недоразвитием речи 14
1.3. Анализ методической литературы по развитию связной речи у младших
школьников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА 2 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация и анализ результатов исследования связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи 27
2.2. Система коррекционно-педагогической работы по формированию
связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи 34
2.3. Анализ эффективности коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся.
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Данному вопросу посвящены исследования таких учёных, как С.Л. Рубинштейна, Н.А. Головань, Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Г. Зикеева, Н.В. Серебряковой, Е.С. Слепович и многих других.
Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематической, лексической, грамматической) и недостаточной сформированностью семантической стороны речи.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.П. Глухов и другие авторы отмечают наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речи.
С.А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи. Н.А. Никашина раскрывает цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей.
Но несмотря на разнообразие методов и форм работы по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи, данная проблема все еще остается актуальной.
Проблема исследования: совершенствование речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: связная речь детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: система работы по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста будет эффективной, если:
- подбор художественного материала будет осуществляться в соответствии с возрастом и уровнем речевого развития;
- будет осуществляться проведение этапной подготовительной работы (активизация словаря, обучение речевым эталонам, овладение выразительными средствами).
Исходя из цели, мы выделили задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Исследовать уровень сформированности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать план коррекционно-педагогической работы для развития связной речи у младших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ специальной литературы по теме исследования;
2) эмпирические: изучение психолого-педагогической документации; тестирования, проективные методики; анализ продуктов деятельности детей;
3) метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положение о взаимодействии мышления и речи в ходе развития ребенка (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д. Слобин, Дж. Брунер и др.); исследования принципа системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева); психологические и психолингвистические теории о порождении речевого высказывания (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Т.В. Рябова (Ахутина), Г.В. Колшанский, С.Д. Кацнельсон и др.); теоретические труды в области методики обучения родному языку Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, В.Г. Горецкого и др.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ) лицей № 10 г. Белгорода. В исследовании принимали участие 10 детей, имеющие по заключению ПМПК «общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития», в возрасте 7 - 8 лет.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В настоящее время необходимость более глубокого изучения вопросов речевого развития детей с ОНР связана с их обучением в школе и дальнейшей успешной социализации.
Важность развития умений и навыков связного рассказывания обусловлена тем, что этот вид речевой деятельности вызывает наибольшие затруднения у младших школьников с ОНР и при спонтанном развитии не достигает того уровня развития, который достигается благодаря специальному обучению. Большое количество разработок в области формирования связной речи указывает на то, насколько важно знание особенностей развития умений и навыков связной речи у младших школьников с ОНР.
Настоящая работа была направлена на исследование умений и навыков связной речи младших школьников с ОНР на материале теоретической и практической психолого-педагогической литературы.
В ходе констатирующего эксперимента были получены данные, свидетельствующие о значительных трудностях в составлении рассказа по серии сюжетных картин и при пересказе текста детьми с ОНР.
Большинство детей испытывали трудности при выполнении заданий. Для высказываний детей с ОНР этого уровня было характерно нарушение логики, наличие аграмматизмов, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
Разработанная нами система коррекционно-педагогической работы может способствовать не только развитию и совершенствованию умений и навыков построения связного высказывания, но и обогащению словарного запаса и грамматического строя речи, развитию мышления и формирования процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза). А следовательно и формированию полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, активное осмысление материала и т.д.).
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.И. Акатов. - М.: ВЛАДОС,
2003. - 368 с.
2. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Тект]: учебник для студентов дефектологического факультета педвузов / А.К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС,
2004. - 316 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158с. /http://www.pedlib.ru/
5. Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983.- Т.2. - 340 с.
6. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие / В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2010. - 358 с.
7. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]: библиотека практикующего логопеда / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2002. — 144 с.
8. Гомзяк, О.С. Говорим правильно [Текст]: конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. - М.: ГНОМ и Д, 2007. - 128 с.
9. Грошенкова, В.А. Специальное образование № X / том I/ 2014
10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи [Текст]: кн. для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
11. Жилина, Н.Ю. Исамова, Л.Ш. Королева, Е.С. другие авторы Сборники конференций НИЦ Социосфера№ 40 / 2014
12. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.С. Жукова. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с.
13. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Г. Зикеев. - М.: Академия педагогики, 2000. - 200 с.
14. Иншакова, О.Б. Выявление дизорфографии у младших школьников [Текст]: методическое пособие / О.Б. Иншакова, А.А. Назарова. - М.: В. Секачев, 2013. - 72 с.
15. Карсакова, В.В., Жесткова, Е.А ОБОГАЩЕНИЕ
ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 2-1. - С. 137-140
16. Короткова, А.В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 26-34.
17. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации - М.: ЦГЛ, 2006.= 144с.
18. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - 367с
19. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. - 287 с.
20. Леушина. А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. - С. 358 - 369
21. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680
с.
22. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаев. - М.: Просвещение, 1979. - 431 с.
23. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - 3-е изд. Либроком, 2009. - 256 с.
24. Лурия А.Р. Язык и сознание/Под ред. Е.Д.Хомской. - М.: Издательство МГУ, 1998. - 336с.
25. Основы теории и практики логопедии [Текст]: учебник для студентов ВУЗов / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: АльянС «Академия», 2014. - 368 с.
26. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: мастера психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
28. Специальная педагогика [Текст]: кн. для педагогов-дефектологов / Под ред. Н.М. Назаровой - М.: Академия, 2001. - 507 с.
29. Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1970.
30. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. [Текст] / Т.А. Ткаченко //Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Гном и Д.: 2001 - 21с.
31. Тригер, Р.Д. Подготовка к обучению грамоте [Текст]: пособие для учителя / Р.Д. Тригер. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2000. - 80 с.
32. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2004.
- 288 с.
33. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / О.С. Ушакова. - М.: Институт Психотерапии, 2001. - 256 с.
34. Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников [Текст] / Т.Б. Филичева // Дети с проблемами в развитии. - 2004. - №1. - С. 4
- 8.
35. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст]: кн. в 2 ч. Второй год обучения (подготовительная группа) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1993. - 87 с.
36. Шайдуллина Г.Ф. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ -Сборники конференций НИЦ Социосфера№ 39 / 2012
37. Шашекина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. [Текст] / Г.Р. Шашекина // Учеб.пособие. - М.: "Академия", 2003. - 240 с.
38. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по
развитию связной речи дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208 с
39. Юрова, Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития [Текст]: учебно-методическое пособие / Р.А. Юрова. - М.: В. Секачев, 2005. - 64 с.
40. Ягьяева А. Ю Развитие связной речи у детей до- школьного возраста при помощи карт Проппа // Образовательные проекты «Совёнок» для до- школьников. - 2013.
41. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы [Текст]: кн. для учителя-логопеда / А.В. Ястребова. - М.: Просвещение, 1984. - 158 с.