КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Связная речь и ее развитие в онтогенезе 5
1.2. Особенности развития связной речи у младших школьников с общим
недоразвитием речи 14
1.3. Анализ методической литературы по развитию связной речи у младших
школьников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА 2 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация и анализ результатов исследования связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи 27
2.2. Система коррекционно-педагогической работы по формированию
связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи 34
2.3. Анализ эффективности коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Связная речь и ее развитие в онтогенезе 5
1.2. Особенности развития связной речи у младших школьников с общим
недоразвитием речи 14
1.3. Анализ методической литературы по развитию связной речи у младших
школьников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА 2 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация и анализ результатов исследования связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи 27
2.2. Система коррекционно-педагогической работы по формированию
связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи 34
2.3. Анализ эффективности коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся.
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Данному вопросу посвящены исследования таких учёных, как С.Л. Рубинштейна, Н.А. Головань, Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Г. Зикеева, Н.В. Серебряковой, Е.С. Слепович и многих других.
Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематической, лексической, грамматической) и недостаточной сформированностью семантической стороны речи.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.П. Глухов и другие авторы отмечают наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речи.
С.А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи. Н.А. Никашина раскрывает цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей.
Но несмотря на разнообразие методов и форм работы по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи, данная проблема все еще остается актуальной.
Проблема исследования: совершенствование речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: связная речь детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: система работы по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста будет эффективной, если:
- подбор художественного материала будет осуществляться в соответствии с возрастом и уровнем речевого развития;
- будет осуществляться проведение этапной подготовительной работы (активизация словаря, обучение речевым эталонам, овладение выразительными средствами).
Исходя из цели, мы выделили задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Исследовать уровень сформированности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать план коррекционно-педагогической работы для развития связной речи у младших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ специальной литературы по теме исследования;
2) эмпирические: изучение психолого-педагогической документации; тестирования, проективные методики; анализ продуктов деятельности детей;
3) метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положение о взаимодействии мышления и речи в ходе развития ребенка (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д. Слобин, Дж. Брунер и др.); исследования принципа системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева); психологические и психолингвистические теории о порождении речевого высказывания (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Т.В. Рябова (Ахутина), Г.В. Колшанский, С.Д. Кацнельсон и др.); теоретические труды в области методики обучения родному языку Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, В.Г. Горецкого и др.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ) лицей № 10 г. Белгорода. В исследовании принимали участие 10 детей, имеющие по заключению ПМПК «общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития», в возрасте 7 - 8 лет.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Данному вопросу посвящены исследования таких учёных, как С.Л. Рубинштейна, Н.А. Головань, Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Г. Зикеева, Н.В. Серебряковой, Е.С. Слепович и многих других.
Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематической, лексической, грамматической) и недостаточной сформированностью семантической стороны речи.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.П. Глухов и другие авторы отмечают наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речи.
С.А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи. Н.А. Никашина раскрывает цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей.
Но несмотря на разнообразие методов и форм работы по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи, данная проблема все еще остается актуальной.
Проблема исследования: совершенствование речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: связная речь детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: система работы по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста будет эффективной, если:
- подбор художественного материала будет осуществляться в соответствии с возрастом и уровнем речевого развития;
- будет осуществляться проведение этапной подготовительной работы (активизация словаря, обучение речевым эталонам, овладение выразительными средствами).
Исходя из цели, мы выделили задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Исследовать уровень сформированности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать план коррекционно-педагогической работы для развития связной речи у младших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ специальной литературы по теме исследования;
2) эмпирические: изучение психолого-педагогической документации; тестирования, проективные методики; анализ продуктов деятельности детей;
3) метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положение о взаимодействии мышления и речи в ходе развития ребенка (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д. Слобин, Дж. Брунер и др.); исследования принципа системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева); психологические и психолингвистические теории о порождении речевого высказывания (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Т.В. Рябова (Ахутина), Г.В. Колшанский, С.Д. Кацнельсон и др.); теоретические труды в области методики обучения родному языку Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, В.Г. Горецкого и др.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ) лицей № 10 г. Белгорода. В исследовании принимали участие 10 детей, имеющие по заключению ПМПК «общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития», в возрасте 7 - 8 лет.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В настоящее время необходимость более глубокого изучения вопросов речевого развития детей с ОНР связана с их обучением в школе и дальнейшей успешной социализации.
Важность развития умений и навыков связного рассказывания обусловлена тем, что этот вид речевой деятельности вызывает наибольшие затруднения у младших школьников с ОНР и при спонтанном развитии не достигает того уровня развития, который достигается благодаря специальному обучению. Большое количество разработок в области формирования связной речи указывает на то, насколько важно знание особенностей развития умений и навыков связной речи у младших школьников с ОНР.
Настоящая работа была направлена на исследование умений и навыков связной речи младших школьников с ОНР на материале теоретической и практической психолого-педагогической литературы.
В ходе констатирующего эксперимента были получены данные, свидетельствующие о значительных трудностях в составлении рассказа по серии сюжетных картин и при пересказе текста детьми с ОНР.
Большинство детей испытывали трудности при выполнении заданий. Для высказываний детей с ОНР этого уровня было характерно нарушение логики, наличие аграмматизмов, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
Разработанная нами система коррекционно-педагогической работы может способствовать не только развитию и совершенствованию умений и навыков построения связного высказывания, но и обогащению словарного запаса и грамматического строя речи, развитию мышления и формирования процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза). А следовательно и формированию полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, активное осмысление материала и т.д.).
Важность развития умений и навыков связного рассказывания обусловлена тем, что этот вид речевой деятельности вызывает наибольшие затруднения у младших школьников с ОНР и при спонтанном развитии не достигает того уровня развития, который достигается благодаря специальному обучению. Большое количество разработок в области формирования связной речи указывает на то, насколько важно знание особенностей развития умений и навыков связной речи у младших школьников с ОНР.
Настоящая работа была направлена на исследование умений и навыков связной речи младших школьников с ОНР на материале теоретической и практической психолого-педагогической литературы.
В ходе констатирующего эксперимента были получены данные, свидетельствующие о значительных трудностях в составлении рассказа по серии сюжетных картин и при пересказе текста детьми с ОНР.
Большинство детей испытывали трудности при выполнении заданий. Для высказываний детей с ОНР этого уровня было характерно нарушение логики, наличие аграмматизмов, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
Разработанная нами система коррекционно-педагогической работы может способствовать не только развитию и совершенствованию умений и навыков построения связного высказывания, но и обогащению словарного запаса и грамматического строя речи, развитию мышления и формирования процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза). А следовательно и формированию полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, активное осмысление материала и т.д.).
Подобные работы
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА
МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПУТЁМ
ВОСПРИЯТИЯ СКАЗКИ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018



