ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
|
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 6
§ 1. Понятие и сущность обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 6
§ 2. Правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России 12
Глава II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ 21
§ 1. Понятие и правовая природа договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 21
§ 2.Существенные и иные условия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 29
§ 3. Форма и порядок заключения, изменения и прекращения договора 41
Глава III. СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ИХ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 57
§ 1. Страховщик, его права, обязанности и ответственность по договору 57
§ 2. Страхователь его права, обязанности и ответственность по договору... .64
§ 3. Особенности правового положения выгодоприобретателя по
договору 70
Заключение 77
Список использованной литературы
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 6
§ 1. Понятие и сущность обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 6
§ 2. Правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России 12
Глава II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ 21
§ 1. Понятие и правовая природа договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 21
§ 2.Существенные и иные условия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 29
§ 3. Форма и порядок заключения, изменения и прекращения договора 41
Глава III. СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ИХ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 57
§ 1. Страховщик, его права, обязанности и ответственность по договору 57
§ 2. Страхователь его права, обязанности и ответственность по договору... .64
§ 3. Особенности правового положения выгодоприобретателя по
договору 70
Заключение 77
Список использованной литературы
С каждым годом в России автомобилистов становится все больше и больше. По данным Госавтоинспекции МВД России, опубликованным на официальном сайте, за 2014 год 2 466 207 человек получили право на управление транспортными средствами, 78 112 из них в Республике
Татарстан.
Согласно данным аналитического агентства «Автостат» парк легковых автомобилей в России за 2014 год вырос на 3,9% и по состоянию на 1 января 2015 года составлял 40,85 млн единиц.
«На начало года на каждую тысячу жителей России приходилось 284 легковых автомобиля»2, - отмечается в сообщении. Годом ранее этот
показатель был на 10 машин меньше - 274 авто на 1 тысячу жителей.
Неумалимо растет и число дорожно-транспортных происшествий. За январь 2015 года в России произошло 11584 ДТП. За тот же период в Республике Татарстан произошло 323 ДТП . И, к сожалению, восстановление автомобиля, лечение пострадавших являются весьма дорогостоящими. И далеко не все виновники ДТП в состоянии выплатить ущерб в полном объеме. До 2002 года вернуть деньги, уплаченные за ремонт автомобиля, было практически нереально. Суды были завалены делами о взыскании ущерба с физических лиц. Федеральная служба судебных приставов не справлялась с потоком заявлений о возбуждении исполнительного производства, по вопросам, касающимся возмещения ущерба, полученного в результате ДТП. Словом, восстановление автомобиля, лечение, как правило, ложилось на плечи самих потерпевших.
Практически каждый автомобилист становился участником дорожнотранспортного происшествия и понимает насколько принятие ФЗ «Об обязательном страховании автогражданской ответственности»1 (далее - Закон об ОСАГО) облегчило жизнь.
Актуальность данной работы заключается в том, что практический каждый из нас, являясь участником дорожного движения, так или иначе, попадает под действие Закона об ОСАГО. Знать, понимать и уметь грамотно применять положения этого закона должен каждый автомобилист и пассажир.
В последние годы Закон об ОСАГО активно менялся, менялась практика его применения судами. За последние 3 года были приняты существенные изменения в Закон, что привело к сложностям в правоприменительной практике.
В рамках данной работы мы поставили перед собой цель - формирование комплексного представления о гражданско -правовом регулировании обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Для достижения поставленной цели мы решим следующие задачи:
1) рассмотрим понятие и определим сущность обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
2) определим порядок нормативно-правового регулирования
обязательного страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств в России;
3) дадим понятие и определим правовую природу договора обязательного
страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
1 Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: федер. закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ [ред. от 04.11.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 18. - Ст. 1720.
4) определим существенные и иные условия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
5) определим форму и порядок заключения, изменения и прекращения
договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
6) изучим права, обязанности и ответственность страховщика по договору
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
7) изучим права, обязанности и ответственность страхователя по договору
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
8) определим особенности правового положения выгодоприобретателя по
договору страхования.
Объектом нашей работы являются общественные отношения, возникающие в сфере гражданско-правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Предметом работы являются нормы права, с помощью которых осуществляется регламентация обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России.
Татарстан.
Согласно данным аналитического агентства «Автостат» парк легковых автомобилей в России за 2014 год вырос на 3,9% и по состоянию на 1 января 2015 года составлял 40,85 млн единиц.
«На начало года на каждую тысячу жителей России приходилось 284 легковых автомобиля»2, - отмечается в сообщении. Годом ранее этот
показатель был на 10 машин меньше - 274 авто на 1 тысячу жителей.
Неумалимо растет и число дорожно-транспортных происшествий. За январь 2015 года в России произошло 11584 ДТП. За тот же период в Республике Татарстан произошло 323 ДТП . И, к сожалению, восстановление автомобиля, лечение пострадавших являются весьма дорогостоящими. И далеко не все виновники ДТП в состоянии выплатить ущерб в полном объеме. До 2002 года вернуть деньги, уплаченные за ремонт автомобиля, было практически нереально. Суды были завалены делами о взыскании ущерба с физических лиц. Федеральная служба судебных приставов не справлялась с потоком заявлений о возбуждении исполнительного производства, по вопросам, касающимся возмещения ущерба, полученного в результате ДТП. Словом, восстановление автомобиля, лечение, как правило, ложилось на плечи самих потерпевших.
Практически каждый автомобилист становился участником дорожнотранспортного происшествия и понимает насколько принятие ФЗ «Об обязательном страховании автогражданской ответственности»1 (далее - Закон об ОСАГО) облегчило жизнь.
Актуальность данной работы заключается в том, что практический каждый из нас, являясь участником дорожного движения, так или иначе, попадает под действие Закона об ОСАГО. Знать, понимать и уметь грамотно применять положения этого закона должен каждый автомобилист и пассажир.
В последние годы Закон об ОСАГО активно менялся, менялась практика его применения судами. За последние 3 года были приняты существенные изменения в Закон, что привело к сложностям в правоприменительной практике.
В рамках данной работы мы поставили перед собой цель - формирование комплексного представления о гражданско -правовом регулировании обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Для достижения поставленной цели мы решим следующие задачи:
1) рассмотрим понятие и определим сущность обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
2) определим порядок нормативно-правового регулирования
обязательного страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств в России;
3) дадим понятие и определим правовую природу договора обязательного
страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
1 Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: федер. закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ [ред. от 04.11.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 18. - Ст. 1720.
4) определим существенные и иные условия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
5) определим форму и порядок заключения, изменения и прекращения
договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
6) изучим права, обязанности и ответственность страховщика по договору
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
7) изучим права, обязанности и ответственность страхователя по договору
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
8) определим особенности правового положения выгодоприобретателя по
договору страхования.
Объектом нашей работы являются общественные отношения, возникающие в сфере гражданско-правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Предметом работы являются нормы права, с помощью которых осуществляется регламентация обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России.
В рамках данного исследования мы дали понятие договору обязательного страхования автогражданской ответственности, определили его правовую природу, определили порядок его заключения, действия, изменения и расторжения. Также, мы детально изучили новые правила получения страховых выплат. Кроме того, мы изучили нормативно - правовые акты, регулирующие отношения обязательного страхования гражданкой ответственности владельцев транспортных средств.
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является обязательным в силу закона, поэтому использование на территории России транспортных средств, владельцы которых не застраховали риск своей гражданской ответственности, не допустимо. Правовое регулирование страхования автогражданской ответственности осуществляется Гражданским кодексом, специальным Законом Об ОСАГО и другими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Сторонами по договору ОСАГО являются страхователь и страховщик. Страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования. Страховщики — страховые организации, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным Центральным Банком РФ.
Существенными условиями договора ОСАГО являются: объект страхования, характер страхового случая, размер страховой суммы и срок действия договора. Все иные условия, включенные в договор ОСАГО не должны противоречить закону и как-либо ущемлять права страхователей.
Законодателем устанавливаются условия и порядок обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств. Гражданско-правовое регулирование ОСАГО находится на достаточно высоком уровне, совершенствуется и реформируется с учетом потребностей общества и экономики. Нельзя не отметить и то, что те изменения, которые были приняты в последние годы, направлены на максимально эффективное регулирования отношений в сфере ОСАГО.
Но, не смотря на это, мы выявили ряд проблем, а также тенденций касающихся возможных путей развития ОСАГО в России.
На наш взгляд, следующим этапом развития ОСАГО в России могло быть стать принятие поправок, касающихся возможности застраховать свою гражданскую ответственность, без привязки к автомобилю. Это позволило бы автомобилистам снизить свои расходы при покупке полиса ОСАГО, в котором необходимо указывать лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Данный шаг смог бы дать толчок к развитию такой услуги как «трезвый водитель». Сейчас этой услугой могут воспользоваться лишь те водители, чьим полисом предусмотрен неограниченный круг лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Но, к сожалению, с повышением суммы страховой премии многие автомобилисты будут заключать договоры страхования с минимальным количеством лиц, допущенных к управлению автомобилем. Это неизбежно приведет к росту числа ДТП с водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Было бы логично, предоставить страхователям возможность самим выбирать, какой способ страхования им подходит больше. Ведь застраховать гражданскую ответственность водителя, для некоторых граждан, без привязки к автомобилю гораздо целесообразнее в том случае, если они управляют различными транспортными средствами.
Также, весьма острым остается вопрос и о навязывании дополнительных услуг страховщиками. Мы считаем, что меры административного характера неэффективны. Необходимо ввести дополнительную гражданско -правовую ответственность страховщиков за нарушение прав страхователей. В условиях назревающего экономического кризиса такая поддержка страхователей способствовала бы укреплению финансового благополучия страхователей. Также, необходимо сформировать четкую позицию судов, касающуюся данного вопроса. Даже в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» нет ни слова о порядке разрешения споров, касающихся навязывания дополнительных услуг.
До тех пор, пока суды будут поддерживать страховщиков в этом вопросе, будет расти и число страхователей, желающих приобрести дешевые полисы, которые зачастую являются поддельными. Это негативно отражается на уровне доверия страхователей к страховщикам и институту страхования в целом.
Так, мы считаем, что необходимо ввести дополнительную гражданскоправовую ответственность: законную неустойку (пени) за несвоевременное осуществление страховой выплаты. При этом предпочтительным является введение именно гражданско-правовой, а не административной ответственности страховщиков, которая позволила бы компенсировать потерпевшим вызванные несвоевременным осуществлением страховых выплат имущественные потери.
Вышеуказанные нами меры сумели бы обеспечить максимально четкое и полное исполнение страховщиком своих обязательств перед страхователями. И, как следствие, это приведет к укреплению экономики, разгрузке судебной системы, уменьшению количества исполнительных производств и выведет рынок страхования на новый уровень.
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является обязательным в силу закона, поэтому использование на территории России транспортных средств, владельцы которых не застраховали риск своей гражданской ответственности, не допустимо. Правовое регулирование страхования автогражданской ответственности осуществляется Гражданским кодексом, специальным Законом Об ОСАГО и другими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Сторонами по договору ОСАГО являются страхователь и страховщик. Страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования. Страховщики — страховые организации, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным Центральным Банком РФ.
Существенными условиями договора ОСАГО являются: объект страхования, характер страхового случая, размер страховой суммы и срок действия договора. Все иные условия, включенные в договор ОСАГО не должны противоречить закону и как-либо ущемлять права страхователей.
Законодателем устанавливаются условия и порядок обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств. Гражданско-правовое регулирование ОСАГО находится на достаточно высоком уровне, совершенствуется и реформируется с учетом потребностей общества и экономики. Нельзя не отметить и то, что те изменения, которые были приняты в последние годы, направлены на максимально эффективное регулирования отношений в сфере ОСАГО.
Но, не смотря на это, мы выявили ряд проблем, а также тенденций касающихся возможных путей развития ОСАГО в России.
На наш взгляд, следующим этапом развития ОСАГО в России могло быть стать принятие поправок, касающихся возможности застраховать свою гражданскую ответственность, без привязки к автомобилю. Это позволило бы автомобилистам снизить свои расходы при покупке полиса ОСАГО, в котором необходимо указывать лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Данный шаг смог бы дать толчок к развитию такой услуги как «трезвый водитель». Сейчас этой услугой могут воспользоваться лишь те водители, чьим полисом предусмотрен неограниченный круг лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Но, к сожалению, с повышением суммы страховой премии многие автомобилисты будут заключать договоры страхования с минимальным количеством лиц, допущенных к управлению автомобилем. Это неизбежно приведет к росту числа ДТП с водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Было бы логично, предоставить страхователям возможность самим выбирать, какой способ страхования им подходит больше. Ведь застраховать гражданскую ответственность водителя, для некоторых граждан, без привязки к автомобилю гораздо целесообразнее в том случае, если они управляют различными транспортными средствами.
Также, весьма острым остается вопрос и о навязывании дополнительных услуг страховщиками. Мы считаем, что меры административного характера неэффективны. Необходимо ввести дополнительную гражданско -правовую ответственность страховщиков за нарушение прав страхователей. В условиях назревающего экономического кризиса такая поддержка страхователей способствовала бы укреплению финансового благополучия страхователей. Также, необходимо сформировать четкую позицию судов, касающуюся данного вопроса. Даже в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» нет ни слова о порядке разрешения споров, касающихся навязывания дополнительных услуг.
До тех пор, пока суды будут поддерживать страховщиков в этом вопросе, будет расти и число страхователей, желающих приобрести дешевые полисы, которые зачастую являются поддельными. Это негативно отражается на уровне доверия страхователей к страховщикам и институту страхования в целом.
Так, мы считаем, что необходимо ввести дополнительную гражданскоправовую ответственность: законную неустойку (пени) за несвоевременное осуществление страховой выплаты. При этом предпочтительным является введение именно гражданско-правовой, а не административной ответственности страховщиков, которая позволила бы компенсировать потерпевшим вызванные несвоевременным осуществлением страховых выплат имущественные потери.
Вышеуказанные нами меры сумели бы обеспечить максимально четкое и полное исполнение страховщиком своих обязательств перед страхователями. И, как следствие, это приведет к укреплению экономики, разгрузке судебной системы, уменьшению количества исполнительных производств и выведет рынок страхования на новый уровень.
Подобные работы
- Обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств
Бакалаврская работа, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Особенности рассмотрения судами дел, вытекающих из договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Дипломные работы, ВКР, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2015 - ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: понятие, содержание, особенности
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И
ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: отечественная и зарубежная практика
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



