Введение
Глава I. Архаичные слова и грамматические формы в русском языке
§1.1. Устаревшая лексика
§1.2. Устаревшие формы именных частей речи 14
§1.3. Устаревшие глагольные формы 21
§1.4. Устаревшие формы управления 26
§1.5. Устаревшие произносительные формы 30
Глава 2. Анализ архаичных элементов в баснях И.А.
Крылова 39
§2.1. Устаревшая лексика 39
§2.2. Формы именных частей речи 47
§2.3. Грамматические формы глаголов 52
§2.4. Синтаксические связи 56
Глава 3. Изучение языка басен И.А. Крылова в школе
68
§3.1. Анализ школьных программ и учебников 68
§3.2. Конспект урока 72
Заключение 79
Список литературы 81
Приложение 87
Широкое вторжение в литературу устной народной стихии как основы для организации литературного языка знаменовало собой новый этап в борьбе за общий и единый литературный язык, доступный широким массам. Особую позицию занимал в карамзинский период развития русского литературного языка великой баснописец Иван Андреевич Крылов. Его вклад в обогащение и совершенствование русского литературного языка трудно переоценить. Остановив в зрелую пору творчества свой выбор на жанре басни, И.А. Крылов возвел басню на высшую ступень литературного совершенства. Живая устная разговорная речь различных ее социальных слоев и стилей легла в основу его басенного языка. Широкое включение народного просторечия в литературу создавало условия для образования единого самобытного литературного языка, удовлетворяющего потребности всей русской нации.
Как отмечают исследователи, И.А. Крылов еще до А.С. Пушкина намечает приемы нового синтеза живой народно-разговорной и литературно¬книжной речевых стихий.
В стиле И.А. Крылова необычайно лаконичен, естествен и выразителен диалог, приспособленный к социальному облику басенных персонажей. Не прошел даром опыт И.А. Крылова-драматурга, и талант драматического писателя с новой силой проявился в его баснях, каждая из которых может рассматриваться как миниатюрная сцена. В репликах действующих лиц, часто насыщенных богатой звукописью, слышны живые речи, в тональности которых совмещаются реалистические человечьи и условно-звериные интонации. Даже в тех баснях, где звучат речи лишь какого-нибудь одного персонажа, в сопровождающем эти речи авторском контексте можно расслышать намек на речь другого участника диалога. Для характеристики
языка басен И.А. Крылова можно еще указать факт употребления необычного названия обычных предметов. Все вышесказанное позволяет заключить, что великий баснописец решил задачу сочетания народных элементов со структурой поэтической речи, благодаря чему внес существенный вклад в формирование русского литературного языка и поднял русскую басню на небывалую высоту.
Поэзия И.А. Крылова была ограничена узкой сферой басни - жанра, еще М.В. Ломоносовым прикрепленного к простому слогу. Правда, И.А. Крылов сумел придать простому народному слогу басни такую смысловую глубину, силу и национально-реалистическую выразительность, перед которыми меркла безличная европейская элегантность нового слога Российского языка. Но для создания общенациональной нормы требовались классические образцы национального русского выражения в самых разнообразных жанрах.
Актуальность работы заключается в попытке представить в комплексе архаичные элементы, затемняющие смысл басен для современных школьников.
Объект изучения - язык басен И.А. Крылова как этап развития русского литературного языка.
Предмет изучения - устаревшие элементы на лексическом и грамматическом уровне.
Цель - выявить устаревшие слова и грамматические формы в баснях И.А. Крылова, вызывающие затруднения при восприятие текста у современных школьников.
Задачи:
1. Дать анализ лингвистической литературы, посвященной изучению архаичных элементов.
2. Выявить архаичную лексику и устаревшие грамматические формы в баснях И.А. Крылова.
3. Дать анализ школьных программ и учебников по изучению устаревших слов и басен И.А. Крылова.
Цель и задача исследования определили выбор методов работы: наблюдение, обобщение и анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость работы заключается в комплексном представлении архаичных элементов басен И.А. Крылова на разных уровнях языка.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы при изучении басен И.А. Крылова как в начальной школе, так и в среднем звене, с этой целью создан словарик, который позволяет комментировать басни И.А. Крылова на уроке.
Таким образом, басни Ивана Андреевича Крылова - высшие образцы этого жанра на русском языке. В них нашли свое отражение опыт, сознание и нравственные идеалы нашего народа, особенности национального характера. Это выразилось не только в оригинальной трактовке традиционных сюжетов, но прежде всего в том языке, которым написаны басни. В языке басен И.А. Крылова ярко проявилась живая народная речь. Именно благодаря басням И.А. Крылова она стала осознаваться как один из необходимых источников русского литературного языка. Предметом художественного постижения в баснях И.А. Крылова стала обыденная, исторически возникшая жизнь нации, поэтому в басенную сатиру И.А. Крылова мощным потоком хлынуло народное просторечие. И.А. Крылов высветил народные этические нормы, продвинул вперед самосознание нации и обогатил литературный язык формами устной народной речи. Таким образом, творчество И.А. Крылова предоставляет богатый материал для исследования исторической лексики русского языка.
Язык XIX века становится все менее понятным и близким современному читателю. Возникают трудности при чтении классических произведений, так как многие слова устаревают, происходит непрерывное изменение семантики многих, давно известных нам, слов, а также меняются и грамматические формы слов.
Басни И.А. Крылова - традиционнейшая тема в отечественных программах по литературе - открывают раздел «Русская классическая литература XIX века». Школьное изучение басни в последнее десятилетие переживает подъем. Жанровый принцип, положенный в основу разработки некоторых современных программ, существенно расширил границы темы. Не подвергая сомнению центральное положение в ней басен И.А. Крылова, авторы этих программ вводят также произведения Эзопа, Лафонтена, некоторых русских писателей, пролагавших дорогу гениальному баснописцу. Бесспорно, подобный исторический экскурс идет на пользу делу, равно как и
постановка некоторых обобщающих теоретико-литературных вопросов, посильных для учащихся. Изучение басен И.А. Крылова в школе происходит наряду с изучением устаревшей лексики на уроках русского языка. Очевидно, что правильное толкование устаревших лексических единиц крайне важно для восприятия художественных и исторических текстов современными школьниками, так как истинное постижение русской художественной литературы и русской истории невозможно без осмысленного восприятия каждого слова в читаемом тексте, будь то
художественное произведение XIX века или исторический документ.
Анализ произведений отечественных писателей XIX века и
современных программ по русскому языку и литературе для общеобразовательных учреждений, в том числе для школ и классов с углубленным изучением дисциплин гуманитарного профиля, позволяет утверждать, что изучению устаревшей лексики уделяется недостаточное внимание, хотя это необходимое условие для получения качественного языкового и литературного образования современными школьниками.
Целенаправленная систематическая работа по применению элементов семантического и этимологического анализа устаревшей лексики является эффективной и позволяет в значительной степени расширить кругозор учащихся, активизировать их познавательную деятельность и развить интерес к русскому языку и литературе в целом.
1. Крылов И.А. Полное собрание басен / И.А. Крылов. - Спб., 1913. - 299 с.
II. Теоретическая литература
2. Белинский В.Г. О Крылове: Сборник статей и высказываний / В.Г. Белинский. - М.: Гослитиздат, 1944. - 70 с.
3. Брагина А.А. Синонимы и их использование // Вопросы
языкознания, №6 / А.А. Брагина. - М., 1978. - с. 63-73.
4. Будагов Р.А. История слов в истории общества / Р.А. Будагов. - М.,1971. - 270 с.
5. Булаховский Л. А. Исторический комментарий к
русскому литературному языку / Л.А. Булаховский. - 3-е изд., испр. - М., 1950. - 412 с.
6. Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины XIX века / Л.А. Булаховский. - М.: Госуд. уч. - педагогич. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1954. - 467 с.
7. Васильев Л.М. Проблема лексического значения и вопросы синонимии// Лексическая синонимия. Сб. статей /Л.М. Васильев. - М.: Наука, 1967. - с. 16-26.
8. Виноградов В.В. И.А. Крылов и его значение в истории русской литературы и русского литературного языка / В.В. Виноградов. - М.: «Русская речь» № 4, 1970. - с. 3-15.
9. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. - М., 1977. - с. 162-189.
10. Виноградов В.В. О задачах истории русского литературного языка преимущественно XVII - XIX вв. // Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка / В.В. Виноградов. - М., 1978. - с. 152 - 177.
11. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX века / В.В. Виноградов. - 3-е изд-е. - М.: Высшая школа, 1982. - с. 238-246.
12. Виноградов В.В. Русский язык. Морфологическое учение о слове / В.В. Виноградов. - М., 1947. - 326 с.
13. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи.
Поэтика // В кн.: Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики / В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 1981. - с. 45-50.
14. Виноградов В.В. Стиль писателя. Опыт восприятия и
стилистической интерпретации произведений Крылова добасенного периода. Сборник докладов и сообщений Лингвистического общества / В.В. Виноградов. Вып. I. - Калинин, 1969 - с. 122-123.
15. Виноградов В.В. Язык и стиль басен Крылова / В.В. Виноградов. Т. IV., вып. 1. - М. - Л: АН ОЛЯ, 1945. - с. 24 - 52.
16. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И.Б. Голуб - М.: Логос, 2004. - 432 с.
17. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка / К.С. Горбачевич. - М., 1981. - 208 с.
18. Горбачевич К.С. О переменном характере лексической
синонимии // Лексическая синонимия. Сб. статей / К.С. Горбачевич. - М.: Наука, 1967. - с. 74 - 78.
19. Горшков А.И. Язык предпушкинской прозы / А.И. Горшков. - М., 1982. - 240 с.
20. Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка.
Грамматика и варианты / Л.К. Граудина. - М.: Наука, 1980. - 288 с.
21. Евгеньева А.П. Основные вопросы лексической синонимии // Очерки по синонимике современного русского литературного языка / А.П. Евгеньева. - М. -Л.: АН СССР, Ин-т рус. яз., 1966. - с. 4-29.
22. Ефимов А.И. История русского литературного языка / А.И.
Ефимов. - М., 1967. - 154 с.
11. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX века / В.В. Виноградов. 3-е изд-е. М.: Высшая школа, 1982. - с. 238-246.
12. Виноградов В.В. Русский язык. Морфологическое учение о слове / В.В. Виноградов. - М., 1947. - 326 с.
13. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи.
Поэтика //В кн.: Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики / В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 1981. - с. 45-50.
14. Виноградов В.В. Стиль писателя. Опыт восприятия и стилистической интерпретации произведений Крылова добасенного периода. Сборник докладов и сообщений Лингвистического общества / В.В. Виноградов. Вып. I. Калинин, 1969. - с. 122-123.
15. Виноградов В.В. Язык и стиль басен Крылова / В.В.
Виноградов. Т. IV. Вып. 1. - М.-Л: АН ОЛЯ, 1945. - с. 24-52.
16. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2004. - 432 с.
17. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка / К.С. Горбачевич. - М., 1981. - 208 с.
18. Горбачевич К.С. О переменном характере лексической
синонимии //Лексическая синонимия. Сб. статей / К.С. Горбачевич. - М.: Наука, 1967. - с. 74-78.
19. Горшков А.И. Язык предпушкинской прозы / А.И. Горшков. -М., 1982. - 240 с.
20. Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка.
Грамматика и варианты / Л.К. Граудина. - М.: Наука, 1980. - 288 с.
21. Евгеньева А.П. Основные вопросы лексической синонимии // Очерки по синонимике современного русского литературного языка /А.П. Евгеньева. - М.-Л.: АН СССР, Ин-т рус. яз., 1966. - с. 4-29.
22. Ефимов А.И. История русского литературного языка/ А.И.
Ефимов. - М., 1967. - 154 с.
35. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка/ Н. М. Шанский. - М., 1972. - 188 с.
36. Шанский Н.М. Современный русский язык: Учебник для
студентов пед. Учеб. Заведений. 4.1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 1987. - 192 с.
37. Шендельс Е.И. Многозначность и синонимия в грамматике /
Е.И. Шендельс - М.: Высшая школа, 1970. - 208 с.
38. Шмелев Д.Н. Архаические формы в современном русском
языке / Д.Н. Шмелев. - М., I960. - 114 с.
39. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д.Н. Шмелев. - М., 1973. - 280 с.
40. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика / Д.Н.
Шмелев. - М., 1977. - 335 с.
III. Словари и справочная литература
41. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка/ З.Е.
Александрова. - 3-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1971. - 494 с.
42. Граудина Л.К. Грамматическая правильность русской
речи. Стилистический словарь вариантов/ Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. - М., 2004. - 555 с.
43. Кимягарова Р.С. Словарь языка басен Крылова / Р.С. Кимягарова. Избранные басни / И.А. Крылов. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование»: «ООО «Издательство «Русские словари», 2006. - 928 с.
44. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000
слов и фразеологических выражений / СИ. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Российская АН; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1995.-928 с.
45. Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка: 80 000
слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007. - 944 с.
46. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение,
ударение, грамматические формы. Около 63500 слов // Под ред. Р. И. Аванесова. - 2-е издание, стереотипное. - М.: Русский язык, 1985. - 704 с.
47. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке/ Д.Э. Розенталь. - М.: Изд. Оникс 21 век, 2003. - 303 с.
48. Розенталь Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь трудностей русского языка/ Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - 3-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2003. - 832 с.
49. Словарь синонимов русского языка/ Под ред. А.П. Евгеньевой: В 2 т. - Т. 1 (А-Н). - Л., 1970; Т. 2 (О-Я). - Л., 197. - 463 с.
50. Соловьев, Н.В. Словарь правильной русской речи/ Н.В.
Соловьев. - М.: Астрель, ACT, Транзиткнига, 2004. - 848 с.
IV. Методическая и учебная литература
51. Альбеткова Р.И. Русская словесность: от слова к словесности: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2000. - 176 с.
52. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений /В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1993. - 336 с.
53. Балалыкина Э.А., Николаев, Г.А. Русское словообразование: Учебное пособие. - Казань: Изд-во КГУ, 1985. - 184 с.
54. Русский язык: Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. -17-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 308 с.
55. Русский язык: Учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, СИ. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 8-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2002. - 304 с.
56. Программно - методические материалы «Русский язык» 5-9 классы»/ составитель Л.М. Рыбченкова. - 2-е изд. - М.: Издат. дом «Дрофа», 1999. - 135 с.
57. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5¬9 кл./ В.В. Бабайцева." М.: Просвещение, 2001. - 140 с.
58. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов/ М.М. Разумовская, В.И. Капинос, СИ. Львова / Сб. «Программно - методические материалы. Русский язык. 5-9 классы». - М.: Дрофа, 2002. - 114 с.
59. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. 5-11 кл./ Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М: Дрофа, 2009. - 95 с.
60. Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5¬11 кл . / Под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2005. - 160 с.
61. Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5-11 классы / Под ред. Г.И. Беленького. - М.: Просвещение, 2005. - 142 с.
62. Программа по литературе для общеобразовательных
учреждений: Литература: 5-11 классы /Под ред. А.Г. Кутузова. - М.: Дрофа, 2005. - 80с.
63. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев. - 3-е изд-е, перераб.- М.: Просвещение, 1980. - 414 с.