ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 8
1.1. Понятие, история становления и значение договора аренды
транспортных средств в гражданском праве России 8
1.2. Правовое регулирование договора аренды транспортных средств в
зарубежных странах 17
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО СОВРЕМЕННОМУ РОССИЙСКОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 25
2.1. Предмет и субъекты договора аренды транспортных средств 25
2.2. Форма, содержание и существенные условия договора аренды
транспортных средств 36
ГЛАВА 3. ВИДЫ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 41
3.1. Особенности и практика применения договора аренды
транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации 41
3.2. Особенности и практика применения договора аренды
транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Актуальность изучения понятия и правовой природы договора аренды транспортных средств выражается в том, что транспортная отрасль - одна из крупнейших отраслей хозяйства, важнейшая часть производственной и социальной инфраструктуры. В современный экономический период всё интенсивнее развиваются такие виды транспорта, как водный, железнодорожный, автомобильный и воздушный. Поэтому не удивительно, что за последние десятилетия произошли фундаментальные изменения в формировании правовой базы данной отрасли. В Гражданском кодексе Российской Федерации правовому институту договора аренды транспортных средств выделен отдельный параграф «Аренда транспортных средств», в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрена глава «Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)», а в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ - глава 10 «Аренда судов».
Продолжающаяся в настоящее время модернизация гражданского законодательства требует в том числе и решения проблем, связанных с юридическим нормированием прав и обязанностей сторон по договору аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда транспортных средств с экипажем) и без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда транспортных средств без экипажа).
Кроме того, как отмечается многими исследователями, в теории гражданского права до сих пор не в полной мере раскрыты проблемы, связанные с установлением правовой природы отдельных разновидностей договора аренды транспортных средств с экипажем (фрахтование на время): тайм-чартер, димайз-чартер; недостаточно представлено соотношение смежных договоров: проката, аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, аренды транспортных средств с экипажем с целью бытового (потребительского) использования. Необходима юридическая характеристика услуг по управлению и технической эксплуатации.
В доктрине (как в теории, так и в законодательстве) возникают вопросы при определении субъектного состава данного договора. По сей день ведутся споры относительно того, должны ли участники арендных отношений обладать статусом юридического лица или индивидуального предпринимателя. Также в законодательстве содержатся пробелы относительно классификации договора аренды транспортных средств с экипажем в зависимости от предоставляемых услуг по управлению и технической эксплуатации. На практике возникают сложности при приеме на работу организацией, которая осуществляет деятельность по сдаче транспортных средств в аренду с экипажем, сотрудника в качестве водителя со своим личным транспортным средством. Ведутся споры относительно того, какими нормами будут регулироваться данные отношения: нормами гражданского или нормами трудового законодательства.
Учитывая тесное взаимодействие отечественных и зарубежных хозяйствующих субъектов в области аренды транспортных средств (в сфере морского, речного, воздушного транспорта), необходимо осуществить детальный анализ соответствующего зарубежного законодательства, принять во внимание положительный опыт правоприменения, сформированные теоретические правовые конструкции.
Объектом работы выступают общественные отношения, урегулированные гражданским правом. Предметом исследования являются положения законодательства, регламентирующие понятие и виды договора аренды транспортных средств.
Цель работы заключается в изучении специфических черт договора аренды транспортных средств как института обязательственного права. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть общие положения о договоре аренды транспортных средств;
- определить понятие, историю становления и значение договора аренды транспортных средств в гражданском праве России;
- изучить вопросы регулирования договора аренды транспортных средств в праве зарубежных стран;
- дать общую гражданско-правовую характеристику договора аренды транспортных средств по современному российскому законодательству;
- рассмотреть предмет и субъектный состав договора аренды транспортных средств;
- указать форму, содержание и существенные условия договора аренды транспортных средств;
- проанализировать виды договора аренды транспортных средств;
- выявить особенности и практику применения договора аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации;
- определить особенности и практику применения договора аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации.
Вопросы, связанные с договором аренды транспортных средств нередко становились объектом различных научных изысканий. Теоретической базой для написания работы послужило как российское и зарубежное законодательство, регулирующее правовое содержание договора аренды, так и работы и статьи таких авторов, как: Ю.Н. Боярская (Игнатова), М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Е.В. Вавилин, Д.В. Змиевский, П.В. Крашенинников, А.И. Семенов, Е.М. Фомин, и других. Следует отметить, что особо обозначенный вопрос с 1990-х годов изучал Е.В. Вавилин (автор диссертационного исследования «Аренда транспортных средств» 1999 г.). За последнее время в связи со значительным обновлением гражданского законодательства, формированием иной правоприменительной практики, появилось новое диссертационное исследование Ю.Н. Боярской (Игнатовой) («Договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации» 2014 г.). Указанные работы представляют собой комплексное исследование договора аренды транспортных средств с выработкой рекомендаций по дальнейшему развитию теории, законодательства и правоприменительной практики.
Для решения поставленных задач применены следующие методы исследования:
- изучение научной и учебной литературы и законодательства;
- теоретические методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, позволившие рассмотреть и обобщить теоретические позиции и нормативные положения, описывающие правовой институт договора аренды транспортных средств;
- историко-правовой, позволяющий изучить развитие правовых положений об имущественных правах несовершеннолетних лиц во времени;
- сравнительно-правовой метод, заключавшийся в сравнении положений отечественного и зарубежного права, посвященных договору аренды транспортных средств.
Практическая значимость настоящего исследования обусловлена необходимостью совершенствования института аренды транспортных средств: выработки соответствующих теоретических и законодательных положений, формирования устойчивой и единообразной правоприменительной практики.
Структура работы строится на последовательном рассмотрении аспектов изучаемой проблемы с поэтапным решением поставленных задач. Работа состоит из введения; трех глав, каждая из которых включает два параграфа; заключения, а также список использованных правовых нормативных актов, специальной литературы и материалов судебной практики.
На основании изложенного в работе можно сделать вывод о том, что в российском праве институт аренды транспорта (первоначально гужевого) начал зарождаться еще в древнерусском законодательстве. В Русской Правде (1019-1054 гг.) договор аренды был практически не развит, как правило, он регулировался обычаями делового оборота, деловыми обыкновениями и заведенным порядком. В писаном праве содержалось лишь несколько общих норм об аренде, которые регламентировали отношения сторон. Предметом договора выступало вьючное животное, предоставляемое во временное владение и пользование, за которое арендатор платил купу (арендную плату). Последующие писаные своды правил и документов способствовали развитию данного института.
В настоящее время по гражданскому законодательству транспортное средство предоставляется исключительно во временное владение и пользование. Обоснованно, что по договору аренды транспортных средств с экипажем транспортное средство может предоставляться как во временное владение и пользование, так и во временное пользование в зависимости от формируемых правоотношений.
Проблему классификации аренды транспортных средств можно эффективно решить, следуя принципу свободы договора (ст. 421 ГК РФ), а именно предусмотреть возможность сторонам договора аренды транспортных средств самим определять условия о наборе услуг по управлению транспортными средствами и (или) их технической эксплуатации.
По мнению ряда авторов, аренда транспортных средств должна регулироваться различными положениями в зависимости от целей использования (коммерческой или потребительской) арендованных транспортных средств и соответственно их определенному субъектному составу:
а) если субъектами аренды транспортных средств выступают юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, то данные отношения должны регулироваться специальными нормами о договоре аренды транспортных средств гл. 34 ГК РФ и транспортными уставами и кодексами;
б) когда транспортные средства сдаются в аренду с целью бытового (некоммерческого) использования, отношения сторон необходимо регулировать общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ) при отсутствии прокатной организации, осуществляющей сдачу транспортного средства в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, в ином случае - положениями о договоре проката (§ 2 гл. 34 ГК РФ);
в) если стороной договора аренды транспортных средств является лицо, не обладающее статусом индивидуального предпринимателя, то должны применяться нормы § 1 гл. 34 ГК РФ. При этом предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации регулируется также гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг).
г) при заключении договора димайз-чартера, когда в аренду предоставляется транспортное средство (судно) во временное владение и пользование, отношения сторон должны регулироваться нормами § 3 гл. 34 ГК РФ, т.е. нормами договора аренды транспортных средств без экипажа. Поскольку имеет место возмездное оказание услуг по управлению и технической эксплуатации, то на договор димайз-чартера распространяется положение не только § 3 гл. 34 ГК РФ, но и гл. 39 ГК РФ, в соответствующих случаях - положения КВВТ РФ, КТМ РФ, а также положения подзаконных нормативных правовых актов.
д) отношения сторон при приеме на работу сотрудника в качестве водителя со своим личным транспортным средством должны регулироваться:
1) нормами гражданского законодательства: работодатель может заключить со своим сотрудником (водителем) договор аренды транспортных средств без экипажа. Арендодатель (работник) предоставляет арендатору (работодателю) транспортное средство за плату. Одновременно стороны заключают трудовой договор, в соответствии с которым сотрудник осуществляет права и исполняет обязанности водителя. В данном случае работник получает арендную плату за предоставленное транспортное средство и заработную плату по трудовому договору;
2) нормами трудового законодательства: работодатель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) должен заключить с физическим лицом трудовой договор, в котором следует прописать, что работник принимается на должность водителя и что используется его личное транспортное средство. Работнику будет выплачиваться заработная плата за управление транспортным средством и в силу ст. 188 Трудового кодекса РФ компенсация за использование, износ (амортизацию) личного транспорта, а также будут возмещаться расходы, связанные с его использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Данное соглашение становится дополнительным к трудовому договору.
Из особенностей регулирования договора аренды транспорта в зарубежном праве можно указать, что в Гражданских кодексах Германии, Испании, Италии, Франции, Швейцарии договор аренды транспортных средств с экипажем не выделен в самостоятельный вид договора, он регулируется общими нормами о найме вещей и найме услуг. При этом, например, в Испании договор аренды транспортных средств с экипажем выделен в отдельный институт, что придает данному договору самостоятельный характер. Кроме того, одной из главных особенностей рассматриваемого института в Испании является субъектный состав, т.е. для занятия арендной деятельностью арендодателю (юридическим или физическим лицам, обладающим статусом индивидуального предпринимателя) необходимо получение лицензии на осуществление деятельности по предоставлению во временное владение и пользование транспортных средств и услуг по управлению транспортными средствами и их технической эксплуатации.
В России предмет договора аренды транспортных средств - транспортное средство - может быть использовано для различных целей: не только для перевозки пассажиров, багажа, груза (почты), но и для решения каких-либо специфических задач (например, для достижения спортивного результата, когда арендуется многофункциональное транспортное средство (болид «Формулы-1»), строительное транспортное средство и т.д.).
Проведенное исследование позволяет поддержать ряд предложений, озвученных в юридической литературе, касающихся совершенствования законодательного регулирования договора аренды транспортных средств.
В частности, следует внести поправку в ст. 632 ГК РФ и указать, что «арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование или во временное пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации».
Кроме того, ст. 632 ГК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации или только услуги по управлению или услуги по технической эксплуатации в зависимости от соглашения сторон».
Помимо указанных выше предложений законодателю необходимо обеспечить гражданско-правовую защиту арендатора от завышенных арендных плат и иных чрезмерных требований арендодателя. Наемная плата считается завышенной, когда она позволяет арендодателю извлекать чрезмерный доход из сданного во временное владение и пользование транспортного средства или является следствием приобретения по явно завышенной цене.
Общими чертами договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа выступает то, что для них:
1) установлена обязательная письменная форма, но не под страхом недействительности;
2) даже если соответствующее транспортное средство является недвижимостью в силу закона, правила о регистрации договора аренды не применяются;
3) арендатор в любом случае, если иное не определено договором, несет расходы по коммерческой эксплуатации транспортного средства (на оплату топлива, материалов, сборов);
4) арендатору предоставлено право передавать транспортное средство в субаренду, если договором не установлено иное, а также императивно разрешено заключать договоры перевозки и другие договоры, лишь бы это не противоречило назначению транспортного средства или целям его использования, указанным в договоре;
5) у арендатора отсутствует преимущественное право на заключение договора на новый срок;
6) договоры аренды транспортных средств не возобновляются на неопределенный срок в случае, если по истечении срока арендатор продолжит пользоваться транспортным средством.
При этом особенностями аренды с экипажем является то, что:
1) арендодатель обязан не только предоставить транспортное средство, но и оказывать услуги по его управлению и технической эксплуатации. При этом исходя из п. 1 ст. 635 ГК РФ детально описывать эти услуги в договоре необязательно. Они должны быть оказаны в таком объеме, чтобы была обеспечена нормальная и безопасная эксплуатация транспортного средства в соответствии с целями аренды. Соответственно, именно на арендодателя возложены выполнение требований к составу экипажа, его квалификации и, если стороны не договорились об ином, расходы по оплате услуг членов экипажа. Обязанности поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, включая текущий и капитальный ремонт, предоставлять необходимые принадлежности императивно закреплены за арендодателем;
2) расходы на обязательное страхование, связанное с эксплуатацией транспортного средства, диспозитивно возложены на арендодателя;
3) при отсутствии специальных указаний закона или договора все риски, связанные с гибелью или повреждением транспортного средства, несет арендодатель;
4) деликтную ответственность за вред, причиненный третьим лицам с использованием транспортного средства, несет арендодатель, однако он имеет право предъявить регрессное требование, если докажет, что вред причинен по вине арендатора, например вследствие неисполнения обязанности по несению расходов по коммерческой эксплуатации транспортного средства.
Среди основных особенностей договора аренды без экипажа следует назвать:
1) обязанность поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, включая текущий и капитальный ремонт, предоставление необходимых принадлежностей, императивно закреплена за арендатором;
2) обязанность нести все расходы на содержание транспортного средства по умолчанию возложена на арендатора, однако договором может быть перенесена и на арендодателя;
3) расходы на обязательное страхование, связанное с эксплуатацией транспортного средства, диспозитивно возложены на арендатора;
4) деликтную ответственность за вред, причиненный третьим лицам с использованием транспортного средства, несет арендатор.
1.1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301 (с изм. и доп.).
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410 (с изм. и доп.).
1.3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552 (с изм. и доп.).
1.4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (Ч. 1.). Ст. 5496 (с изм. и доп.).
1.5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207 (с изм. и доп.).
1.6. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001 (с изм. и доп.).
1.7. Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383 (с изм. и доп.).
1.8. Гражданский кодекс РСФСР от 11.06.1964 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 29. Ст. 1689; № 34. Ст. 1966 (утратил силу).
II. Специальная литература
2.1. Абесалашвили М.З. Правовое регулирование сторон по договору аренды транспортного средства с экипажем // Проблемы экономики и юридической практики. 2011. № 5. С. 118-121.
2.2. Авдеев В.В. Договор аренды транспортного средства с экипажем // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. № 12. С. 40-47.
2.3. Белов В.А. Об отдельных вопросах практики применения договора аренды транспортного средства // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2013. № 4. С. 160-168.
2.4. Богданов Е.В., Богданова Е.Е., Богданов Д.Е. К вопросу о правовой природе субъективных прав арендатора // Юрист. 2016. № 9. С. 23-29.
2.5. Боярская Ю.Н. Аренда транспортных средств с экипажем по праву Германии // Транспортное право. 2016. № 2. С. 29-31.
2.6. Боярская Ю.Н. Договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации / Под ред. Е.В. Вавилина. М.: Статут, 2016. 152 с.
2.7. Боярская Ю.Н. Правовое регулирование аренды транспортных средств с экипажем по законодательству Италии // Транспортное право. 2016. № 3. С. 27-30.
2.8. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. 4-е изд., стереотипное. М.: Статут, 2002. Кн. 2. 800 с.
2.9. Вавилин Е.В. Договор аренды транспортных средств // Пермский конгресс ученых-юристов: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный университет» Пермское отделение общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». 2010. С. 189-192.
2.10. Вавилин Е.В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору аренды транспортных средств. М.: Волтерс Клувер, 2009. 127 с.
2.11. Вавилин Е.В. Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств // Туризм: право и экономика. 2010. № 1. С. 19-22.
2.12. Вавилин Е.В. Реализация свободы договора при аренде транспортных средств // Коммерческое право. Научно-практический журнал.
2012. Т. 10. № 1. С. 116-125.
2.13. Герасимова В.О. Договор аренды транспортных средств и его виды // Проблемы и перспективы современного права: Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 17-22.
2.14. Герштейн С.Е. Использование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как меры восполнения пробелов в нормативно-правовом регулировании сферы договоров аренды (проката) транспортных средств // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2015. № 1. С. 5-10.
2.15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Аренда. Наем жилого помещения: Постатейный комментарий к главам 34 и 35 / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014. 228 с.
2.16. Гражданское право: учебник: в 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 2. М.: Статут, 2016. 528 с.
2.17. Дашицыренова Р.Э. Соотношение договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа со смежными договорами // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 5-2 (81). С. 245-249.
2.18. Игнатова Ю.Н. Актуальные проблемы классификации договора аренды транспортных средств с экипажем // Закон и правоприменительная практика: Материалы II международной научно-практической конференции.
2013. С. 137-148.
2.19. Игнатова Ю.Н. Аренда транспортных средств с экипажем по законодательству Испании // Конкурентное право. 2014. № 4. С. 27-29.
2.20. Игнатова Ю.Н. Договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2014. 26 с.
2.21. Игнатова Ю.Н. Договор аренды транспортных средств с экипажем // Юрист. 2014. № 15. С. 28-32.
2.22. Игнатова Ю.Н. Договоры аренды транспортного средства: понятие и классификация объекта // Юрист. 2014. № 1. С. 33-34.
2.23. Игнатова Ю.Н. Классификация договора аренды транспортных средств с экипажем // Человек и закон. 2014. № 2. С. 27-33.
2.24. Игнатова Ю.Н. Классификация договора аренды транспортных средств с экипажем // Юрист. 2013. № 9. С. 22-25.
2.25. Игнатова Ю.Н. Объект договора аренды транспортных средств // Право и политика: теоретические и практические проблемы. 2013. С. 271-274.
2.26. Игнатова Ю.Н. Особенности договора аренды транспортных средств с экипажем по законодательству Германии // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества: Материалы XII международной научно-практической конференции. 2014. С. 203-207.
2.27. Игнатова Ю.Н. Понятие и значение договора аренды транспортных средств с экипажем // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 5 (94). С. 125-128.
2.28. Игнатова Ю.Н. Соотношение договора аренды транспортных средств с экипажем со смежными договорами // Юрист. 2015. № 24. С. 34-37.
2.29. Игнатова Ю.Н. Страхование транспортных средств по договору аренды транспортных средств с экипажем // Юридическая наука. 2013. № 4. С. 58-61.
2.30. Кириллова Е.А. Исполнение договора финансовой аренды транспортных средств в РФ: проблемы практики // Российская юстиция. 2016. № 6. С. 12-15.
2.31. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2017.
2.32. Корнийчук Г.А. Договоры аренды, найма и лизинга. - М.: Дашков и К., 2010. - 624 с.
2.33. Лазукина К.В. Обязательства по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом: подряд, услуга или аренда? // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 2 (21). С. 39-44.
2.34. Ласкин А.А., Лазарев С.В. Некоторые проблемы применения действующего законодательства, регулирующего аренду отдельных видов транспортных средств // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. 2016. № 5. С. 101-105.
2.35. Маркова А.Ю., Осипова К.В. Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств // Теория и практика современной науки. 2016. № 11 (17). С. 542-544.
2.36. Микрюков В.А., Микрюкова Г.А. Проблемы договора аренды транспортных средств // Законодательство. 2010. № 10. С. 49-54.
2.37. Минько Н.С. Аренда оборудования, транспортных средств и другого движимого имущества // Научный диалог. 2014. № 8 (32). С. 143-161.
2.38. Молчанов В., Родюшкин С. Аренда личного транспорта работника: налоговый и бухгалтерский учет // Налоговая политика и практика. 2010. № 8. С. 46-49.
2.39. Новикова Ю.А. О специфике трудовых отношений при аренде транспортного средства с экипажем // Закон и право. 2011. № 6. С. 58-60.
2.40. Пичугин Е.С. Специфика договоров аренды транспортных средств // Актуальные проблемы государства, права и гуманитарных наук: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции аспирантов, магистрантов, студентов. 2015. С. 265-269.
2.41. Попкова М.А., Лысенко Т.И. Договор аренды транспортных средств, проблемы правового регулирования // Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в современных условиях.
2016. С. 269-273.
2.42. Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. Т. 2: Обязательственное право. М.: Статут, 2011. 1208 с.
2.43. Рублевский М.И. Правовая природа договора фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) по законодательству Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2012. № 4 (33). С. 94-102.
2.44. Семенихин В.В. Транспортный налог при аренде (лизинге) // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. № 7. С. 18-22.
2.45. Семенов А.И. Договор аренды транспортных средств с экипажем // Актуальные проблемы публичного и частного права в контексте современных процессов реформирования законодательства: Сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции, посвященной Дню юриста. 2016. С. 119-122.
2.46. Семенов А.И., Змиевский Д.В. Актуальные проблемы классификации договора аренды транспортных средств с экипажем // Актуальные проблемы публичного и частного права в контексте современных процессов реформирования законодательства: Сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции, посвященной Дню юриста. 2016. С. 123-127.
2.47. Семенов А.И., Змиевский Д.В. Структурные элементы договора аренды транспортного средства // Актуальные проблемы публичного и частного права в контексте современных процессов реформирования законодательства: Сборник материалов II Международной заочной научно¬практической конференции, посвященной Дню юриста. 2016. С. 128-133.
2.48. Стригунова Д.П. Правовое регулирование договора фрахтования // Современное право. 2012. № 11. С. 71-75.
2.49. Федосеева Н.А. Проблемы индивидуализации транспортного средства в договорах аренды // Актуальные проблемы публичного и частного права в контексте современных процессов реформирования законодательства: Сборник материалов II Международной заочной научно¬практической конференции, посвященной Дню юриста. 2016. С. 155-158.
2.50. Фомин Е.М. Понятие договора аренды по праву Италии // Юрист. 2016. № 4. С. 29-33.
2.51. Чулюкова С.А. К вопросу о правовом регулировании договора аренды транспортных средств // Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 308-311.
2.52. Чуркин И.А. Особенности прекращения договора найма (аренды) автомобильного транспортного средства без экипажа надлежащим исполнением // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
2014. № 2 (92). С. 60-63.
2.53. Шубин К.С. Виды аренды транспортных средств М.: Лаборатория книги, 2010. 60 с.
2.54. Юренкова О.С. К вопросу о правовой природе договора фрахтования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 2. С. 169-174.
2.55. Яньков В.Г. Рекомендации по совершенствованию гражданско- правового регулирования договора аренды транспортных средств // Научная мысль. 2014. № 4 (14). С. 52-56.
III. Материалы судебной и иной юридической практики
3.1. О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 3.
3.2. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 9.
3.3. Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 76, 77, 94 Правил государственной регистрации судов, утв. Приказом Минтранса РФ от 26.09.2001 № 144 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 12.
3.4. Дело Арбитражного суда Московской области № 218/07-7 за 2007 г.// СПС «КонсультантПлюс», 2017.
3.5. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
3.6. Определение Верховного Суда РФ от 05.11.2009 № КАС09-466 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 07.08.2009 № ГКПИ09-642, которым было удовлетворено заявление о признании недействующим абзаца пятого пункта 14.6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Приказом Минтранса РФ от 18.12.2006 № 153» // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
3.7. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2012 г. по делу № А12-20614/2010 // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
3.8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
3.9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
3.10. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от
09.07.2009 № 07АП-4628/2009 по делу № А67-6975/2008 // СПС
«КонсультантПлюс», 2017.
3.11. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 февраля 2009 г. по делу № А29-9555/2007 // СПС «КонсультантПлюс».
3.12. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 августа 2009 г.
№ Ф04-4263/2009(10662-А67-11) по делу № А67-4601/2008 // СПС
«КонсультантПлюс», 2017.
3.13. Постановление ФАС Поволжского округа от 27.12.2011 г. по делу № А55-3150/2011 // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
3.14. Постановление ФАС Поволжского округа от 28.12.2010 по делу № А55-2576/2010 // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
3.15. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.07.2007 г. № Ф08- 4340/2007 по делу № А53-13326/2006 // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
3.16. Постановление ФАС Уральского округа от 10.10.2005 г. № Ф09- 3288/05-СЗ по делу № А47-14259/04 // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
3.17. Постановление ФАС Уральского округа от 21.01.2009 № Ф09- 10388/08-С3 по делу № А50П-709/08 // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
3.18. Постановление ФАС Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09- 2485/09-С4 по делу № А60-13216/2008-С11 // СПС «КонсультантПлюс»,
2017.
3.19. Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 21.12.2009 г. по делу № А67-7120/2008 // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
3.20. Постановлении ФАС Уральского округа от 18.08.2011 г. № Ф09- 4958/11 по делу № А07- 19386/2010 // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
3.21. Решение Верховного Суда РФ от 05.07.2010 № ГКПИ10-618 // СПС «КонсультантПлюс», 2017.