Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ СТРЕССА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Работа №63036

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
280
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ изучения психологических особенностей проявлений стресса у старшеклассников, занимающихся спортом 6
1.1 Разработанность проблемы стресса в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Стресс как психологическое явление 10
1.3 Проявления стрессовых ситуаций у старшеклассников-спортсменов. . 16
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Эмпирическое исследование проявлений стресса у старшеклассников 23
2.1 Организация эмпирического исследования стресса у старшеклассников,
занимающихся спортом 23
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 25
2.3. Рекомендации по профилактике стрессов у старшеклассников 31
Выводы по второй главе 39
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложения

Актуальность нашего исследования представлена тем, что проблема стресса в наши дни является одной из важнейших тем, рассматриваемых в мировой и в отечественной психологических науках. Это обусловлено тем, что современные социальные проявления, политическая ситуация, окружающая среда и масса других факторов неизбежно могут привести нас к состоянию стресса, который определенно влияет на все стороны жизни, и особенно на сферу физической культуры и спорта. Спортивная деятельность предусматривает большие физические нагрузки, которые влияют на все функции организма, способствуют резкому снижению концентрации всех циркулирующих в крови антител. Во время соревнований эти процессы многократно усиливаются и влияют на снижение активности защитных механизмов на клеточном уровне. Происходящие под воздействием физических перегрузок
иммунологические сдвиги сказываются на психическом состоянии старшеклассника, который и без того испытывает большие учебные нагрузки, что в последствии отражается на всех сферах его жизнедеятельности.
Период начала юности - это особый период в жизни человека, для которого характерно наступлением физической и психической зрелости. Наряду с явлениями стабилизации, происходят процессы осложнения самосознания и усложнения отношений с самим собой и другими. Наблюдается обострение такой потребности старших школьников, как потребность занять позицию в какой-либо социальной группе, потребность в трудовой деятельности, одной из которых выступает спортивная деятельность. Она требует от юношей и девушек проявлений самостоятельности, ответственности, самоорганизации. Им приходится впервые преодолевать трудности, осваивать новые роли и модифицировать старые. При этом, спорт, бесспорно являясь положительной составляющей всей жизнедеятельности старшеклассника, все же иногда может явиться такой деятельностью, которая вызывает эмоциональное напряжение организма. Это напряжение возникает вследствие отрицательных и экстремальных факторов.
Но не все старшие школьники готовы к решению многочисленных проблем и преодолению эмоционального напряжения. В итоге, эта неготовность может привести к возникновению стрессов, отрицательно сказывающихся на учебе и на результативности в спорте. Трудности с успеваемостью и со спортивной саморегуляцией приводят к дальнейшему дискомфорту, в результате чего общий стресс усиливается. Может возникнуть состояние хронической тревожности, дезадаптации в поведении, проблемы в общении.
Следует отметить, что сегодня существует достаточное количество исследований по изучению стресса и стрессовых состояний (Л.М. Аболин, Г. Селье, Г.Г. Аракелов, Р.С. Лазарус, В.В. Суворова, Ю.В. Щербатых и др.). О важной роли спорта в преодолении стрессовых состояний написано в трудах Е.П. Ильина, Г.Д. Горбуновой, С.Д. Неверковича, Е.В. Егорычевой, С.В. Мусиной, М.К. Татарникова, А. Ц. Пуни, В. А. Соколова, В.Н. Приходько и др. Однако работ, изучавших особенности проявлений стресса у старшеклассников, занимающихся спортом не так много.
Целью нашей работы является исследование стрессовых состояний у старшеклассников, занимающихся спортом
Для достижения цели нашего исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. теоретически обосновать основные подходы к проблеме стресса и его проявлений;
2. изучить психологические особенности стресса у старших школьников;
3. организовать и провести исследование по исследованию стрессовых состояний у старшеклассников;
4. разработать рекомендации для профилактики стресса у старшеклассников..
Объект исследования - психологические особенности стресса у старшеклассников.
Предметом исследования являются стрессовые состояния.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что у старшеклассников, занимающихся физической культурой и спортом, в процессе обучения в школе большая учебная нагрузка, которая является одной из главных причин возникновения стресса.
При проведении исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ литературы), эмпирические: наблюдение,
анкетирование, тестирование (опросники), а также методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Мамадыш.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и обобщении понятия «стресс» и его влияния на учебную деятельность и на развитие старшеклассника.
Практическая значимость работы выражается в возможности использования результатов исследования в учебном процессе данной школы и других школ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Достаточно актуальной на сегодняшний день является проблема психологических проявлений стресса и его последствия. Установлено, что эмоциональный стресс у старшеклассника возникает при длительных, часто повторяющихся отрицательных эмоциях. Как психофизиологический феномен, он влияет на учебную деятельность и на здоровье. Однако, этом стресс так же закаляет психику старшего школьника, готовит его к более сложным ситуациям в будущем.
Группу исследуемых составили старшеклассники, занимающиеся спортом, поэтому состояние стресса у них так же может вызываться интенсивными спортивными занятиями, сильными физическими нагрузками; соревновательным характером спортивной борьбы.
Анализ результатов исследования показал, что наибольший стресс у учащихся вызывают большая учебная нагрузка, а так же сильные физические нагрузки, которые они получают в процессе занятий спортом. Так же сильным стрессором является страх перед будущим, т.е. старшеклассники испытывают страх перед будущими выпускными экзаменами (ЕГЭ). При этом стресс у них проявляется, в основном, на психологическом уровне: низкая работоспособность, плохое настроение, повышенная отвлекаемость и плохая концентрация внимания, раздражительность и обидчивость. На биологическом уровне стресс у старшеклассников-спортсменов проявляется меньше, что говорит о хорошем состоянии здоровья респондентов. Вместе с тем, выявленный показатель «плохой сон» может говорить о повышенной утомляемости школьника, связанной с учебной или спортивной деятельностью.
У 85% школьников, занимающихся спортом, степень стрессоустойчивости нормальная. Это говорит о том, что спорт помогает старшеклассникам преодолевать учебные нагрузки, укрепляет их здоровье и гармоническое физическое развитие посредством спортивной тренировки. Однако, стрессорами могут стать повышенные спортивные нагрузки, которые приведут к негативным изменениям в системах регуляции если не учитывать индивидуально- типологические особенности старшеклассников. Лишь 15% учеников не могут преодолеть стресс и имеют проблемы со здоровьем. Малый процент таких учащихся является положительным результатом Для этих учеников старших классов, нами были предложены рекомендации по преодолению и профилактике стрессовых состояний.
Гипотеза нашего исследования состояла в предположении о том, что у старшеклассников, занимающихся физической культурой и спортом, в процессе обучения в школе большая учебная нагрузка, которая является одной из главных причин возникновения стресса. Эта гипотеза нашла частичное подтверждение, так как стрессом так же выступают интенсивные спортивные нагрузки.



1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной
устойчивости человека. - Казань: КГУ, 1987. - 264 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2009. - 672с.
3. Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы. - М.: Вестник МГУ, 1995. - 254 с.
4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006.- 528 с.
5. Бондин В. И., Мануйленко Э. В., Дрижика А. Г. Стресс, спорт, здоровье // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Выпуск: 4 () 2007, 26 июня 2007. - С. 10-14
6. Генковская В.М. Особенности саморегуляции как нормы
психической устойчивости в стрессовых ситуациях
//Психологический журнал. - 2001. - Т. 10, № 3.- С.12-25.
7. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта: учеб. пособие. 4-е изд. - М.: Советсикй спорт, 2012. - 312 с.
8. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина. - СПб.: Медицина, 2004.-499 с.
9. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с. - (Серия «Мастера психологии).
10. Китаев-Смык Л. А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. - М.: НПФ Смысл, 2012. - 368 с.
11. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу /Р.С. Лазарус //Психологические факторы на работе и охрана здоровья. - М.: Женева, 1989. - С. 121-126.
12. Марищук В. Л. , Блудов Ю. М. , Серова Л. К. Психодиагностика в спорте. - М.: Просвещение, 2005. - 349 с.
13. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. - Мн.: Попурри, 2006. - 848 с.
14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.- 456 с.
15. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студентов высших учебных заведений / С.Д. Неверкович, Т.А. Аронова, А.Р. Баймурзин и др; под ред. С.Д. Неверковича. - М.: Издат центр «Академия», 2010. - 336 с.
16. Селье Г. На уровне целого организма. - М.: Наука, 1972. - 122 с.
17. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979. - 124 с.
18. Семикин Г.И., Миронов Г.А., Мысина А.С., А.К. Катаров А.К. Сборник упражнений и психологических тестов. Методические указания. - 2011. - 88 с
19. Стресс жизни /Л.М. Попова, И.В. Соколов. - СПб.: Лейла, 1994.- 384 с.
20. Степанова О.П. Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа. - М.:Флинта, 2015. - 112 с.
21. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
22. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика,
лечение и профилактика. - М.: Медицнское информационное
агенство, 2007. - 784 с.
23. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шапо- валенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 575 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
24. Шемякина О.О. Анализ причин стресса и методы его профилактики [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n2/52061 .shtml
25. Шлык Н. И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов: монография. Ижевск: Удмурт- ский университет, 2009. 255 с.].
26. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006.- 256 с.
27.Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии /Ю. М. Губачев, Б. В. Иевлев, Б.Д. Карвасарский, и др.- Л.: Медицина, 1996. - 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ