Введение 3
I Глава. Основные этапы развития фразеологии как лингвистической
дисциплины 5
1.1 Определение фразеологических единиц 9
1.2 Компонентный состав фразеологизмов 12
1.3 Семантические типы фразеологических единиц 32
Выводы 38
II Глава. Анализ ФЕ с компонентами-числительными 40
2.1 Числительное как часть речи 40
2.2 Группа ФЕ с компонентом «один» 43
2.3 Группа ФЕ с компонентом «два» 47
2.4 Группа ФЕ с компонентом «первый» 50
2.5 Группа ФЕ с компонентом «семь» 52
2.6 Группа ФЕ с компонентом «три» 55
2.7 Группа ФЕ с компонентом «пять» 57
2.8 Группа ФЕ с компонентом «второй» 58
2.9 Группа ФЕ с компонентом «четыре» 59
2.10 Г руппа ФЕ с компонентом «сто» 60
2.11 Группа ФЕ с компонентом, встречающимся однократно 61
2.12 Словарь 62
Выводы 63
III Глава. Методика изучения фразеологии в школе 65
3.1 Конспект урока №1.Имя числительное. Итоговое повторение 66
3.2 Конспект урока №2. Фразеологические обороты 79
Выводы 82
Литература
Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью вопроса классифицирования фразеологических единиц в пределах отдельных групп в словарном составе русского языка.
В соответствии с избранным направлением исследования целью работы является семантический анализ ФЕ группы.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
- описать семантику ФЕ с компонентами - числительными;
- определить основные тематические группы в этом разряде ФЕ;
- выявить особенности семантики ФЕ группы с точки зрения реализации номинативной и экспрессивной функций.
Объектом исследования являются фразеологические единицы (ФЕ) с компонентами - числительными, причем в разряд последних включаются как имена, обозначающие количество и выражающие это значение в морфологических категориях падежа и рода (непоследовательно), так и имена со значением очередности, последовательности (пятый, третий и пр.). Такое определение числительного позволяет воссоздать многогранную языковую картину, построенную на символических значениях числа и отражающую древние системы счисления и восполняющую русскую языковую картину мира.
Предмет исследования - взаимосвязь семантики компонента - числительного и значения оборота.
Источниками исследования послужили данные фразеологических словарей русского языка.
Научно-теоретическая значимость работы состоит в детальном описании семантики фразеологических оборотов группы и их
систематизации.
Практическая значимость. Материалы исследования ФЕ компонентами - числительными могут быть использованы факультативных занятиях по русскому языку в школе.
Как уже было сказано, фразеологии в школе уделяется мало внимания. Основная задача, которая стоит перед каждым педагогом - это заинтересовать ребенка и вовлечь его в процесс обучения. Я в данной работе рассматривал то, как строится преподавание фразеологии исходя из основ, которые изложены в методике преподавания.
Во-первых, это должна быть наука. Основное научное положение, которое должно присутствовать в школьном преподавании, - это то, что язык есть отношение, то, что, все единицы в языке определяются отношениями.
Во-вторых, второй принцип - это мозговая тренировка, это создание таких условий, при которых ученик мыслит, находит решение, прикидывает, выставляет свои предположения.
Третий принцип - это внимание к эстетической ценности языка: учить детей не только научному познанию языка, но и эстетически- эмоциональному.
Четвертый принцип - это игра. Ребенок остается ребенком - значит, мы должны с ним играть, когда занимаемся таким серьезным делом, как обучение русскому языку.
Ну и пятый принцип, который в школе выдвигается обычно на первое место и часто является единственным, - это обучение норме.
Каждый словесник должен знать, как научить детей думать, наблюдать за собственным языком, как сделать обучение интересным, как показать детям красоту и богатство родного языка.
В результате изучения фразеологии учащиеся должны:
1) знать место фразеологии в общей системе языка, основные признаки фразеологизмов, группы фразеологизмов, выделяемые по разным основаниям, способы образования фразеологизмов, функции фразеологизмов в речи, причины изменения фразеологического состава русского языка, основные фразеологические словари и справочники;
2) уметь выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую роль в предложении, в доступных случаях определять лексическое значение фразеологизма, использовать их в речи с учетом стилистических особенностей, пользоваться фразеологическими словарями и справочниками.
1. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. - М., 1967.
Научная литература
2. Академическая грамматика. - М. Наука, 1980.
3. Алефиренко Н.Ф., Семененко Н.Н. Фразеология и паремиология. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2009. - 344 с.
4. Бабкин, А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники [Текст] /
A. М.Бабкин. - Л., 1970.
5. Бурау, И.Я. Загадки мира цифр и чисел [Текст] / И.Я.Бурау. - М.: Сталкер, 1996.
6. Виноградов, В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке [Текст] // А.А.Шахматов. - М-Л.,1947.
7. Виноградов, В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины [Текст] // В.В.Виноградов. Избранные труды: лексикология и лексикография. - М., 1977.
8. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове [Текст] / В.В.Виноградов. - М., 1986.
9. Вопросы лексикологии и словообразования русского языка [Текст]. - Челябинск, 1976.
10. Вопросы современного русского литературного языка [Текст]. - Челябинск, 1974.
11. Гвоздарев, Ю.А. Основы русского фразооборазования [Текст] / Ю.А.Гвоздарев. - Ростов-на-Дону, 1977.
12. Диброва, Е.И. Вариантность фразеологических единиц в современном русском языке [Текст] / Е.И.Диброва. - Ростов-на-Дону, 1979.
13. Жуков, В.П. Русская фразеология [Текст] / В.П.Жуков. - М.1986.
14. Жуков, В.П. Семантика фразеологических оборотов [Текст] /
B. П.Жуков. - М., 1978.
15. Жуков, В.П. Фразеологизм и слово [Текст] / В.П.Жуков. - Н.Новгород, 1966.
16. Кашина, И.В. Лекции по курсу «Лексика и фразеология» [Текст] / И.В.Кашина. - Казань, 2003.
17. Копыленко, М.М., Попова, З.Д. Очерки по общей фразеологии: Проблемы, методы, опыты [Текст] / М.М.Копыленко. - Воронеж, 1978.
18. Мелерович, А.М. Проблема семантического анализа фразеологических единиц современного русского языка [Текст] / А.М.Мелерович. - Ярославль, 1979.
19. Мокиенко В.М. Национальное и интернациональное в славянской паремиологии. Глобализация - этнизация. Этнокультурные и этноязыковые процессы. - М., 2006. Кн.1, - С.219-249.
20. Мокиенко, В.М. Загадки русской фразеологии: Науч.- попул. издание [Текст] / В.М.Мокиенко. - М.: Высшая школа, 1990.
21. Мокиенко, В.М. Славянская фразеология [Текст] / В.М.Мокиенко. - М.,1980.
22. Мокиенко, В.М. Почему так говорят? От авося до ятя [Текст] / В.М.Мокиенко. - СПб., 2006.
23. Молотков, А.И. Основы фразеологии русского языка [Текст] / А.И.Молотков. - М., 1977.
24. Пасечник, Т.Б. Культурно-символический аспект английских фразеологических единиц с числовым компонентом // Материалы международной научной конференции молодых ученых «Язык: категории, функции, речевое действие». - Коломна: Изд-во КГПИ, 2005. - С. 83-88.
25. Попов, Р.Н.Фразеологизмы русского языка с архаичными значениями и формами слов [Текст] / Р.Н.Попов. - М.,1976.
26. Телия, В.Н. Русская фразеология [Текст] / В.Н.Телия. - М.,1996.
27. Современный русский язык: В 3 ч. - Ч.!. Введение. Лексика. Фразеология. / Н.М.Шанский, В.В.Иванов. - М.,1987.
28. Современный русский язык: анализ языковых единиц: В 3 ч. - Ч.1. - М.,1995.
29. Фомина, М.Н. Современный русский язык: Лексикология [Текст] / М.Н.Фомина. - М., 1983.
30. Шанский, Н.М. Фразеология современного русского языка [Текст] / Н.М.Шанский. - М., 1985.
31. Шмелев, Д.Н. Современный русский язык: Лексика [Текст] / Д.Н.Шмелев. - М , 1977.
Учебно-методическая литература
32. Бабайцева, В.В. Теория: учебник для 5-9 классов общеобразоват. учреждений [Текст] / В.В.Бабайцева. - М.: Просвещение, 1996.
33. Баранов, М.Т., Ладыженская, Т.А. и др. Русский язык. Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / М.Т.Баранов. - М.: Просвещение, 2002.
34. Богданова, Г.А. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранову «Русский язык. 6 класс» [Текст] / Г.А.Богданова. - М.: Просвещение, 2002.
35. Диброва, Е.И., Касаткин, Л.Л., Николина, Н.А., Щеболева, И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Лексикология. Фразеология. Морфемика. Словообразование [Текст] / Е.И.Диброва. - М.: Издательский цент «Академия», 2001. - 544с.
36. Дудников, А.В. Лексика и фразеология русского языка. Пособие для факультативных занятий по русскому языку (для учителя) [Текст] / А.В.Дудников. - М.: Просвещение, 1970.
37. Лебедев, В.А. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова «Русский язык. 6 класс» [Текст] / В.А.Лебедев. - М.: Дрофа, 2002.
38. Панов, М.В., Луховицкий, В.В. Как преподавать лексику в школе [Текст] / М.В.Панов. - М.: Чистые пруды, 2006.
39. Проблемы фразеологии и задачи ее изучения в школе [Текст]. - Вологда, 1967.
40. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л.М.Рыбникова [Текст] / Л.М.Рыбникова. - М.: Дрофа, 2000.
41. Разумовская, М.М., Львова, С.И. и др. Русский язык. Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / М.М.Разумовская. - М.: Дрофа, 2001.
42. Романова, С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе [Текст] / С.А.Рыбникова // Русский язык и литература в школе - приложение к журналу «Русская словесность» Вып. 9. - М.: Школьная пресса, 2002.
43. Романова, С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 6 классе [Текст] / С.А.Рыбникова // Русский язык и литература в школе - приложение к журналу «Русская словесность», Вып. 10. - М.: Школьная пресса, 2002.
Справочная литература
44. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С.Ахманова. - М.: Сов. энциклопедия, 1969.
45. Гаркалин, Т.Г., Васильева, М. И., Проничев, В.П., Шарри, Т.Г. Словарь русских историзмов: учебное пособие [Текст] / Т.Г. Гаркалин. - М., 2005.
46. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Азбуковник, 2000.
47. Семенов, А.В. Этимологический словарь русского языка [Текст] / А.В.Семенов. - М.: Юнвес, 2006.
48. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. - М., 1967.
49. Жуков, В.П., Сидоренко, М.И., Шкляров, В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка [Текст] / В.П. Жуков. - М., 1987.
50. Шанский, Н.М., Боброва, Т.А. Этимологический словарь русского языка [Текст] / Н.М.Шанский. - М., 1994.
51. Шанский, Н.М., Зимин, В.И., Филиппов, А.В. опыт этимологического словаря русской фразеологии [Текст] / Н.М.Шанский. - М., 1987.