ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОК К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЫНОСЛИВОСТИ В РАМКАХ КОМПЛЕКСА ГТО VI СТУПЕНИ
|
Введение 3
Глава I. Состояние вопроса по данным литературных источников 6
1.1. Характеристика выносливости как физического качества 6
1.2. Средства и методы развития выносливости 11
1.3. Оценка уровня выносливости студентов НИУ «БелГУ 16
Глава II. Организация и методы исследования 20
2.1. Организация исследования 20
2.2. Методы исследования 22
Глава III. Проверка эффективности используемой нами методики на практике 27
3.1. Характеристика экспериментальной методики 27
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики 34
Выводы 38
Практические рекомендации 40
Список использованной литературы 41
Приложения
Глава I. Состояние вопроса по данным литературных источников 6
1.1. Характеристика выносливости как физического качества 6
1.2. Средства и методы развития выносливости 11
1.3. Оценка уровня выносливости студентов НИУ «БелГУ 16
Глава II. Организация и методы исследования 20
2.1. Организация исследования 20
2.2. Методы исследования 22
Глава III. Проверка эффективности используемой нами методики на практике 27
3.1. Характеристика экспериментальной методики 27
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики 34
Выводы 38
Практические рекомендации 40
Список использованной литературы 41
Приложения
Многие думают, что бег на средние и длинные дистанции им не под силу. Ведь даже при попытке пробежать сравнительно небольшое расстояние они задыхаются, у них бешено бьётся сердце. В боку покалывает, лицо сильно краснеет или, наоборот, бледнеет [1].
Что говорит по этому поводу Юрге Хаазе: «Здесь нет ничего удивительного, так как неподготовленные люди не могут заниматься бегом. Тому, кто намеревается выйти на старт надо долго и регулярно тренироваться. Нельзя курить и употреблять спиртные напитки т. к. никотин и алкоголь ослабляет организм. Кто желает тренироваться в беге на средние и длинные дистанции должен быть здоровым, сильным и волевым, поскольку каждый забег является преодолением собственной слабости. Ноги становятся ватными, тяжелыми, как будто подошвы наливаются свинцом».
В основе всесторонней подготовки лежит взаимообусловленность всех качеств человека, развитие одного из них положительно влияет на развитие других и наоборот отставание в развитии одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных [4].
Выносливость - это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени [21] и является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности.
Под воздействием упражнений на выносливость, таких, как ускоренная ходьба, бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, плавание, разные виды гребли, в организме происходит глубокая перестройка, обеспечивающая возможность противостоять утомлению и переносить самые различные нагрузки - физические, эмоциональные, умственные. Следует знать, что, развивая выносливость, человек укрепляет свое здоровье, а это является важным условием для успешной деятельности в любой области [29].
Проблема совершенствования выносливости с детского возраста является одной из важнейших в физическом воспитании и спортивной тренировке. Однако в теории физического воспитания вопросы совершенствования выносливости в спортивных целях у детей, подростков, юношей и девушек изучены еще недостаточно, не системно.
Главная задача при развитии выносливости у студентов состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности.
Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их - значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей [30].
В настоящее время в России возрождается Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Белгородская область вошла в число 12 пилотных регионов, в которых ВФСК «ГТО» внедряется с 2014 года. Наблюдение за студентами, участвующими в выполнении нормативов на базе «Центра тестирования НИУ БелГУ», свидетельствует о том, что для большинства студентов выполнение бега на выносливость является самым сложным испытанием [37].
В связи с этим была определена актуальность, которая заключалась в поиске эффективных средств и методов, обеспечивающих подготовку студенток к выполнению нормативов по определению выносливости.
Цель исследования - повысить эффективность подготовки студенток к выполнению нормативов по определению выносливости в рамках комплекса ГТО VI ступени.
Объектом исследования в нашей работе является процесс физического воспитания студенток VI (18-24 лет) ступени.
Предмет исследования - подготовка студенток к выполнению нормативов по определению выносливости в рамках комплекса ГТО VI ступени.
Задачи исследования:
1. На основе анализа специальной литературы систематизировать рекомендации по развитию общей выносливости.
2. Разработать методику подготовки студенток 18-24 лет к выполнению комплекса ГТО, в основе которой лежит преимущественное воздействие на развитие общей выносливости, и экспериментально проверить ее эффективность.
3. Разработать практические рекомендации по подготовке девушек студенческого возраста к выполнению обязательных нормативов комплекса ГТО.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: предполагалось, что методика подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО будет эффективной, если занятия будут носить комплексный характер с преимущественным воздействием на развитие общей выносливости.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, беседа, анализ протоколов тестирования, тестирование двигательных способностей, методы математической статистики.
Новизна исследования заключается в разработке методики подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО для девушек VI ступени, в основе которой лежит комплексный характер воздействия на развитие физических качеств с акцентом на общую выносливость.
Практическая значимость обусловлена возможностью применения разработанной методики при подготовке к выполнению испытаний комплекса ГТО.
Что говорит по этому поводу Юрге Хаазе: «Здесь нет ничего удивительного, так как неподготовленные люди не могут заниматься бегом. Тому, кто намеревается выйти на старт надо долго и регулярно тренироваться. Нельзя курить и употреблять спиртные напитки т. к. никотин и алкоголь ослабляет организм. Кто желает тренироваться в беге на средние и длинные дистанции должен быть здоровым, сильным и волевым, поскольку каждый забег является преодолением собственной слабости. Ноги становятся ватными, тяжелыми, как будто подошвы наливаются свинцом».
В основе всесторонней подготовки лежит взаимообусловленность всех качеств человека, развитие одного из них положительно влияет на развитие других и наоборот отставание в развитии одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных [4].
Выносливость - это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени [21] и является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности.
Под воздействием упражнений на выносливость, таких, как ускоренная ходьба, бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, плавание, разные виды гребли, в организме происходит глубокая перестройка, обеспечивающая возможность противостоять утомлению и переносить самые различные нагрузки - физические, эмоциональные, умственные. Следует знать, что, развивая выносливость, человек укрепляет свое здоровье, а это является важным условием для успешной деятельности в любой области [29].
Проблема совершенствования выносливости с детского возраста является одной из важнейших в физическом воспитании и спортивной тренировке. Однако в теории физического воспитания вопросы совершенствования выносливости в спортивных целях у детей, подростков, юношей и девушек изучены еще недостаточно, не системно.
Главная задача при развитии выносливости у студентов состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности.
Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их - значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей [30].
В настоящее время в России возрождается Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Белгородская область вошла в число 12 пилотных регионов, в которых ВФСК «ГТО» внедряется с 2014 года. Наблюдение за студентами, участвующими в выполнении нормативов на базе «Центра тестирования НИУ БелГУ», свидетельствует о том, что для большинства студентов выполнение бега на выносливость является самым сложным испытанием [37].
В связи с этим была определена актуальность, которая заключалась в поиске эффективных средств и методов, обеспечивающих подготовку студенток к выполнению нормативов по определению выносливости.
Цель исследования - повысить эффективность подготовки студенток к выполнению нормативов по определению выносливости в рамках комплекса ГТО VI ступени.
Объектом исследования в нашей работе является процесс физического воспитания студенток VI (18-24 лет) ступени.
Предмет исследования - подготовка студенток к выполнению нормативов по определению выносливости в рамках комплекса ГТО VI ступени.
Задачи исследования:
1. На основе анализа специальной литературы систематизировать рекомендации по развитию общей выносливости.
2. Разработать методику подготовки студенток 18-24 лет к выполнению комплекса ГТО, в основе которой лежит преимущественное воздействие на развитие общей выносливости, и экспериментально проверить ее эффективность.
3. Разработать практические рекомендации по подготовке девушек студенческого возраста к выполнению обязательных нормативов комплекса ГТО.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: предполагалось, что методика подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО будет эффективной, если занятия будут носить комплексный характер с преимущественным воздействием на развитие общей выносливости.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, беседа, анализ протоколов тестирования, тестирование двигательных способностей, методы математической статистики.
Новизна исследования заключается в разработке методики подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО для девушек VI ступени, в основе которой лежит комплексный характер воздействия на развитие физических качеств с акцентом на общую выносливость.
Практическая значимость обусловлена возможностью применения разработанной методики при подготовке к выполнению испытаний комплекса ГТО.
1. В результате анализа специальной литературы было выявлено, что для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15-20 мин., выполняемые в аэробном режиме. Общая выносливость дает возможность длительно выполнять работу, что обусловлено высокой функциональной способностью всех органов и систем организма. Из методов, наиболее часто рекомендуемых специалистами для развития общей выносливости можно выделить непрерывный равномерный.
2. Проведенный педагогический эксперимент позволяет говорить об эффективности экспериментальной методики, в основе которой лежит преимущественное воздействие на развитие общей выносливости. Об этом свидетельствует прирост результатов в беге на выносливость на 28 секунд (P < 0,01). Кроме этого улучшились показатели в испытаниях, отражающих уровень развития силовых способностей и гибкости. Так, в подтягиваниях в висе лежа результат улучшился на 2 повторения, в сгибании-разгибании рук - на 2,5 повторения(Р < 0,05). Результат в наклоне увеличился на 4 см (P < 0,05). Следовательно, включение в методику направленную на развитие выносливости силовых упражнений и упражнений на гибкость позволяет повысить эффективность подготовки к обязательным нормативам комплекса ГТО. В беге на 100 метров, показатели развития скоростных способностей, результат улучшился, однако эти изменения не являются достоверными (Р > 0,05).
Подтверждение эффективности экспериментальной методики является увеличение количества студенток, участвующих в исследовании, выполнивших испытания на знак. Так, в беге на 100 м до эксперимента у 12 девушек результат соответствовал уровню бронзового знака, а после эксперимента - у 14 девушек. В беге на 2 км до эксперимента только 2 девушки могли выполнить норматив на бронзу, а после - 1 на серебро, 14 на бронзу. В наклоне вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье до эксперимента 2 девушки выполняли испытание на золото, 3 - на серебро, 9 - на бронзу. После эксперимента в этом 4 девушки выполнили на золото, 11 - на серебро и 1 - на бронзу. В подтягивании из виса лежа на низкой перекладине выполнили на бронзу до эксперимента 5 девушек, а после 1 девушка на серебро, 12 на бронзу. В сгибании и разгибании рук в упоре лежа на полу до эксперимента ни одна из девушек не выполнила норматив на знак, после эксперимента у 5 девушек результат в данном упражнении соответствовал бронзовому знаку.
2. Проведенный педагогический эксперимент позволяет говорить об эффективности экспериментальной методики, в основе которой лежит преимущественное воздействие на развитие общей выносливости. Об этом свидетельствует прирост результатов в беге на выносливость на 28 секунд (P < 0,01). Кроме этого улучшились показатели в испытаниях, отражающих уровень развития силовых способностей и гибкости. Так, в подтягиваниях в висе лежа результат улучшился на 2 повторения, в сгибании-разгибании рук - на 2,5 повторения(Р < 0,05). Результат в наклоне увеличился на 4 см (P < 0,05). Следовательно, включение в методику направленную на развитие выносливости силовых упражнений и упражнений на гибкость позволяет повысить эффективность подготовки к обязательным нормативам комплекса ГТО. В беге на 100 метров, показатели развития скоростных способностей, результат улучшился, однако эти изменения не являются достоверными (Р > 0,05).
Подтверждение эффективности экспериментальной методики является увеличение количества студенток, участвующих в исследовании, выполнивших испытания на знак. Так, в беге на 100 м до эксперимента у 12 девушек результат соответствовал уровню бронзового знака, а после эксперимента - у 14 девушек. В беге на 2 км до эксперимента только 2 девушки могли выполнить норматив на бронзу, а после - 1 на серебро, 14 на бронзу. В наклоне вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье до эксперимента 2 девушки выполняли испытание на золото, 3 - на серебро, 9 - на бронзу. После эксперимента в этом 4 девушки выполнили на золото, 11 - на серебро и 1 - на бронзу. В подтягивании из виса лежа на низкой перекладине выполнили на бронзу до эксперимента 5 девушек, а после 1 девушка на серебро, 12 на бронзу. В сгибании и разгибании рук в упоре лежа на полу до эксперимента ни одна из девушек не выполнила норматив на знак, после эксперимента у 5 девушек результат в данном упражнении соответствовал бронзовому знаку.



